Почему в Японии не любят отаку? Почему в Японии ходят в масках.


Мифы и реальность.

Не ошибусь, если предположу, что большая часть россиян мечтает посетить такие страны как Австралия и Япония.
Что же привлекает нас в этих странах?
— Дальность расположения?
— Свой самобытный исторический путь развития?
— Некое отсутствие информации, что делает эти страны загадочными и содержат определенную интригу?
— Экзотика, которую предполагаем встретить там?
— Необычные по своему менталитету люди-островитяне?
Да, наверное, именно эти вещи привлекают повышенный интерес к таким странам, как Австралия и Япония. Ведь если разобраться и Америка далеко, но она так не манит своими небоскребами и огнями.
Так в чем же дело – почему не едем, если так хотим? А все по тем же причинам:
— дальность расположения и соответственно дороговизна перелетов;
— самобытность народа;
— некоторая «закрытость» Японии от внешнего мира.
Разберемся со всем по порядку.
Действительно, Япония находится очень даже далеко от европейской и западно-сибирской части России (повезло нашим соотечественникам на Дальнем Востоке, которые могут увидеть Японию, практически со своего берега, соответственно и с туризмом для этой части нашей страны все нормально)
Итак, расстояние:
от Москвы до Токио составляет – 7 486 километра по прямой
от Новосибирска до Токио – 4 768 километр
от Красноярска до Токио - 4 162 километра
от Владивостока до Токио – 1 063 километра
Но скажите не столько же километров от той же Сибири до нашего юга?
Лететь до Токио, ой как долго - если от Москвы, то около 10 часов,
Если из Новосибирска или Красноярска, то только с пересадками и более суток.
Из Владивостока же можно долететь до Токио за 2 часа.
Но если кто летал из Сибири в Египет (который очень популярен среди россиян) знает, что время в полете составляет более 10 часов
Стоимость билета в обе стороны процентов на 20-30 дешевле, чем в одну сторону, но по-другому в Японию и не пустят, на руках должен быть билет в обе стороны. И чем больше времени между рейсами, тем дороже билет.
В зимнее время (на 2013 год), если лететь эконом классом стоимость билета Москва- Токио-Москва составляет от 21 тысячи рублей;
Новосибирск (пересадка) – Токио – (пересадка) Новосибирск от 30 тысячи рублей;
Владивосток-Токио-Владивосток - от 12700 рублей.
Для сравнения: Новосибирск – Минеральные воды (с пересадкой) в обе стороны, эконом класс стоит 19000 рублей.
Итак, вывод: дальность и стоимость полета в Японию, сравнима с другими направлениями, которые можно предпринять в нашей масштабной по территории стране, то есть полет между городами России по стоимости может превышать полет из России в Японию. А оплата за дорогу в Японию стоит того, чтобы увидеть Японию.
На вообще возможно лететь только с пересадками через такие страны как ОАЭ, Китай или Корея.

«Самобытный путь развития», который наложил определенный отпечаток на жителей страны восходящего солнца?
Конечно же, все мы знаем, «что японцы по натуре все самураи, что они враждебны и замкнуты, и как можно ехать в такую страну? А Якудза у них в каждом городе того и смотри из-за угла выскочит». Сколько фильмов на эту тему нам показывали. Вот, пусть и утрированные, но типичные представления о японцах и японской культуре. Да к тому же они несговорчивы и правительства Японии и России до сих пор не могут подписать мирный договор, все не поделят территорию.
Но на самом деле, по результатам проведенных исследований, японцы являются одними из самых миролюбивых жителей планеты. Япония — единственная страна, на территории которой было применено ядерное оружие, в отношении мирных жителей, последствия этого варварства ужасны, уничтожено было почти все население городов Нагасаки и Хиросимы и кто после этого «враждебные и злые самураи»? Думаю те, кто уничтожает мирное население. Да и само слово «самурай» не означает враждебных воинов готовых при любом случае выпустить всем кишки и сделать себе харакири, самураи – это воины-рыцари, сословие мелких дворян, состоявшие на службе у крупных военных феодалов, у которых был соответствующий кодекс чести.
Япония — страна с самой низкой преступностью, там можно смело одному бродить всю ночь по городу и не бояться, что кто-то нападет или пристанет. Японцы практически не закрывают двери, в сельской местности машины остаются с ключами внутри. Однозначно, если вами потеряна какая-либо вещь, вам ее вернут, если будут ориентиры кто хозяин вещи, а если нет, то смело возвращайтесь туда, где вы это оставили и получите свое добро в целости и сохранности.
Меня поразила одна вещь, когда я смотрела репортаж по телевизору, непосредственно после катастрофы в Японии 2011 года: приехала машина с гуманитарной помощью в один из разрушенных городов Японии и люди, только что пережившие такую трагедию, оставшись ни с чем, стоят в очереди в цепочку в один человек, не толпятся, не ломятся и не толкают друг друга локтями, чтобы вперед пробраться. Дождавшись своей очереди просят вещи, которые им необходимы в данную минуту, берут товар, можно сказать, в штучном варианте, не упаковками и не с запасом «на подольше», а только то и столько, сколько необходимо. Этот необъяснимый для русского человека менталитет.
Видя нашу действительность, этот факт тронул меня до глубины души. Потому, что мы почему-то в трагедии теряем человеческое лицо, а после трагедии стараемся захапать как можно больше, причем именно те, кто меньше всего имеет на это право.
Итак, вывод: японцы – самый миролюбивый, гостеприимный, законопослушный и лояльный народ.
«Закрытость» Японии от внешнего мира. Этот факт в истории Японии действительно существовал с 16 по 18 век, но после ко всему цивилизованному миру и стала активно участвовать в международной жизни.
В нашем понимании «закрытость» предполагает определенные трудности в возможности без проблем оформить визу, возможности временного проживания, постоянного проживания и получения японского гражданства.
Если вы желаете посетить страну в качестве туриста, то труда не составляет. Ее можно оформить как самостоятельно, так и через туристические агентства. Туристическая виза оформляется на незначительное количество дней. Если есть желание в стране пробыть дольше, то необходимо искать другие варианты (студенческие, рабочие визы). Значительная часть стран имеют с Японией безвизовые отношения. Что-то в районе 62 стран могут посетить Японию временно без оформления визы. Но такова участь россиян, основная часть стран пускают нас к себе только по визе.
То, что касается японского гражданства, его действительно очень трудно получить, за исключением, если ваш супруг является японцем (японкой).
Тема получения визы и гражданства Японии будут рассмотрены на сайте. Также будем искать возможности недорогого проживания в Японии.

Япония насчитывает почти 130 миллионов жителей. Это далеко не мало, если учитывать, что в России живет около 150 миллионов.

Но проблема японцев в том, что такое количество людей проживает на сравнительно небольшом кусочке суши в 378 тысяч квадратных километров, в отличии от России, в которой 17 миллионов квадратных километров. Разница очень большая, и она достаточно сильно сказывается на жизни людей.

Вся Япония пронизана автоматикой и технологиями, что как предполагается не особо хорошо влияет на здоровье. Например, сами японцы говорят, что им трудно заводить детей именно по этой причине. 60 % пар в Японии не имеют своих детей, правда ученые подозревают что в этом виновато не только возросшее бесплодие пар, но и просто не желание японцев рожать детей в таких условиях.

Слишком большая перенаселённость влияет и на рождаемость. Более того возникает еще одна проблема. В Японии не особо любят браки между людьми, познакомившимися в школе, и людьми, которые работают в одной организации. То есть фактически познакомится можно лишь в институте, ну или случайно. А учитывая, что почти все время японцы проводят на работе, то для многих это перерастает в реальную проблему.

Интересно устроены японские школы. Вся школьная программа садиков и школ устроена по-своему, в основе этой программы лежит цель научить детей адаптироваться в обществе. Вы скажите, а что же в этом плохого? В принципе ничего. В школе очень жёсткие порядки, например, детей, которые не особенно любят друг друга, сажают вместе, чтобы выработать у них именно тот социальный контроль.

Издевательства в школе не предотвращаются, это тоже входит в так называемое социальное воспитание. И уже сейчас в Японии есть люди, которые не могут адаптироваться среди людей, они объясняют это именно тем что над ними издевались в школе. Причем не только ученики, но и учителя тоже. На выходе из школы получаются дети пластилин, они до того прогибаются под общество что в них мало остаётся чего-то от себя. То есть идеальный работник и исполнитель, но странный человек (для нас).

Именно поэтому Япония порой напоминает большой муравейник.

На вид женщины в Японии играют в семье вторую роль, но это не так. Мальчики, которые воспитаны в японских школах, это пластилин, бери и лепи. Женщины берут и лепят, но делают это осторожно и спокойно. Поэтому за каждым мужчиной в Японии стоит женщина, просто вы этого не заметите.

В 1990-ые годы по экономике Японии был нанесен удар американцами. Многие эксперты сходятся на том что Япония едва ли оправится от такого удара. Но они все равно не спешат избавиться от зависимости от США. Почему? Все банально, они сильно бояться Китая и по их логике помочь им может только США. Тем временем средний класс Японии исчезает и это становится заметным. Хоть уровень жизни в Японии и высокий, но в последнее время все больше и больше скатывается на дно.

Самое любопытное что мэр Хиросимы, который каждый год выступает в день памяти о бомбардировке города американцами, никогда не говорит кто это сделал. В итоге уже 30 % японских школьников считает, что бомбы на них сбросил СССР.

Само общество в Японии очень жестко, я не уверен, что смог бы там жить комфортно, это люди полу роботы. Везде инструкции и полное послушание. При этом они не пускают к себе иностранцев на постоянно место жительства, а учитывая малую рождаемость общество достаточно быстро стареет.

С работой у Японцев связано все, они буквально живут в своей компании и это не так легко, как вы думаете. Как и в большинстве стран в Японии достаточно хорошо зарабатывают адвокаты, примерно 7-8 000 в месяц. Примерно так же зарабатывают врачи. Это кстати одни из самых завидных женихов в этой стране 😁

Учителя зарабатывают около 5 000 долларов, продавцы около 3 000. В общем средняя зарплата в стране 3000-5000 долларов. В принципе не плохо, но стоит учитывать, что Япония одна из самых дорогих стран в мире.

Компании устроены интересно. Если вам начинают хвалить японские копании и как они работают, не верьте. В основном эти отзывы составлены людьми которые работали в европейских филиалах таких компаний, в которых и правила были европейскими. В самой же Японии полно бездельников, которые делают видимость работы.

Большинство японцев вынуждены перерабатывать, это вполне нормально, когда люди дома только ночуют, ни на что другое у них не хватает времени. Достаточно часто принято, когда работники уходят только после того, как заканчивает работу их начальник. Но это совсем не означает что они сидят и работают это время.

Вполне возможно, что просто валяют дурака и ничего не делают, но видимость того что он задерживается должна быть. В компаниях строгий дресс код, в джинсах вы туда не появитесь, обязателен костюм, так что даже не улице в рабочее время вы увидите массу людей в костюме или просто светлой рубашке и темных брюках, человек в джинсах смотрится инопланетянином.

Отпуск в год всего 10 дней. Как правило сразу весь отпуск не берут, это считается невежливо по отношению к компании. То есть можно взять два - три дня для своих дел или каждый месяц по одному дню, это нормально.

Мне российскому бездельнику, избалованному месяцем отпуска и выходными в праздники, это было бы очень сложно. Кстати зарплата мужчин и женщин может различаться, и не мало. На руководящие должности тоже предпочитают брать мужчин.

Если вам что-то не нравится на работе, вы не должны этого говорить, иначе вас просто уволят. Если накосячил начальник, то вину скорее всего свалят на кого-то из нижестоящих работников, и он даже ничего не скажет, потому что это нормально.

Ну и напоследок о жилье японцев. Оно тут дорогое и не каждый может себе позволить купить даже коморку. По-другому бюджетное жилье тут не назовёшь. Мало земли, большая плотность населения приводит к этому. Вполне нормальны квартиры в 8-12 квадратных метров. У меня, например, кухня больше.

Но по сути одинокому японцу это нормально, ест он в кафе, весь день на работе, пришел и честно поспал в своих 12 метрах, а утром опять на работу. Стоимость недвижимости очень сильно зависит от города и района в городе. Например, квартира в центре Токио (самый дорогой район) на 90 квадратных метров будет стоить около 2 миллионов долларов. В Киото это будет уже 1 миллион долларов. Но в основном жилье предпочитают снимать, ведь плата за собственность больше стоимости аренды. Ну или покупать подальше от города, где стоимость за владение недвижимостью вполне доступна.

Ипотека дается под 2% и если заемщик не успел выплатить ее до смерти, то дети должны будут выплачивать ее дальше. Поэтому ипотека дается на 50 лет.

В общем как у нас говорят: “Хорошо там, где нас нет”. Так же и Япония, издалека выглядит привлекательно, но если начать вникать, то найдется много причин что бы не переезжать туда даже на работу. Тем более русским, которые не привыкли к тотальной дисциплине, любят свободу и иногда покуролесить.

Ведь то что кажется нам привлекательно из далека, это дисциплина и вежливость воспитывается в японцах с детства, а зарплата заберет у вас всю личную жизнь и вообще все время. С таким распорядком дня легче переехать в Москву и пахать там, заработаешь не меньше.

Почему нас пугает общество, в котором люди не имеют никаких высоких целей? Низкие потребности — это то, что приводит к изменению образа жизни. Известное выражение гласит: человек, побывав в одиночестве, стремится вернуться в многолюдный город. Но в современном мире практически нет уединённых мест, поэтому людям жизнь в мегаполисах становится совершенно безразлична.

Перенесемся на оживленную станцию Окубо, токийского района Синдзюку. Улицы заполнены людьми. Особенно много японских девушек. Они ходят небольшими группами по пять человек, одеты в недорогую одежду, но при этом выглядят модно. Как говорила Чжан Айлин, жизнь — это чудесное платье, полностью покрытое блохами.

Эти девушки толпятся в очереди у уличных палаток. Они хотят купить свои любимые жареные лакомства и хот-доги. Получив свой заказ, девушки прямо на улице радостно начинают есть. На их лицах читается чувство удовлетворения. Съели хот-дог и довольны? Даже на пронизывающем ветру девушки продолжают беззаботно болтать. Они просто наслаждаются своей жизнью. Несмотря на то, что в их кошельках не так уж и много карманных денег, но это не мешает им быть счастливыми и получать удовольствие от жизни.

Такая картина заставляет вспомнить тенденцию в японском обществе, описанную в одной из книг ученого Кэнъити Омаэ. Япония — это общество с низкими потребностями. Подзаголовок этой работы гласит: Новое «богатство народа» в эпоху без великих устремлений. Каким же образом связано отсутствие высоких целей и процветание нации? Рассмотрим этот вопрос. В 2017 году количество людей, имеющих кошек как домашнее животное, впервые превысило тех, кто держит дома собак.

Эта новость очень полезна для изучения образа жизни японцев

По данным компаний — поставщиков корма для животных во всей Японии количество кошек составляет 9,53 миллиона. По сравнению с прошлым годом, эта цифра выросла на 2,3%. А собак насчитывается 8,92 миллиона, что на 4,7% меньше по сравнению с предыдущим годом. Эта статистика наблюдается с 1994 года, но только в этом году впервые количество кошек, как домашних животных, превысило количество собак.

© AP Photo, Shuji Kajiyama Вывеска в торговом районе Акихабара в Токио

Эта информация дает нам два важных пункта для обсуждения:

Во-первых, японцы хотят сэкономить на расходах, которые требует содержание собак. Ведь они значительно превышают количество средств, затрачиваемых на кошек. Это означает, что японцы сделали шаг в сторону большей практичности. Во-вторых, они всё больше стремятся к одиночеству. Собаки более преданы людям, чем кошки, а жители Японии перестали испытывать потребность в преданных четвероногих друзьях. Они хотят уединения словно кошки, которые сворачиваются в клубочек и постоянно дремлют, не интересуясь окружающими.

Это доказывает, что у жителей Японии меняется отношение к жизни. Много лет назад Нацумэ Сосэки в своей книге «Ваш покорный слуга кот» описывал мир людей от лица кошек и показал, как сосуществуют наши миры. Сейчас японцы идут по жизни с безразличием котов. И мы можем наблюдать насколько велики изменения.

Начиная от Танидзаки Дзюнъитиро, описывающего кошек в своих романах и Харуки Мураками, спящего в обнимку с котом, заканчивая скандальным фотографом Араки Нобуёси, который создал целую серию фотографий своей любимой кошки показано, что жизнь японцев тесно связана с этими животными, а в настоящее время она вообще практически полностью стала подобна кошачьей.

Недавно в ленте «Вичат» (WeChat) появилась статья «Плохие новости из Японии! Общество с низкими потребностями настолько пугает?». Однако если по-другому взглянуть на этот феномен, то появятся сомнения: почему же все считают, что низкие потребности — это так страшно? Ведь это всего лишь изменение образа жизни.

Раньше все хотели лучшие автомобили, а сейчас это не так важно. Стремились купить сумки от «Луи Вуиттон»(Louis Vuitton), а теперь ходят с холщовыми экосумками. Раньше перерабатывать ради денег было в порядке вещей, а сейчас предпочтение отдается отдыху. Ценились украшения и одежда только от известных брендов, а теперь лучше всего всем подходит одежда из «Юникло» (Uniqlo). Ходить за покупками надо было только в крупные торговые центры, а теперь можно забежать в любой маленький магазинчик рядом с домом. Раньше все хотели влюбляться, а теперь любовь никому не нужна.

Низкие потребности привели к тому, что все выпускники японских вузов мечтают лишь об открытии собственной маленькой булочной, цветочного магазина или о карьере парикмахера.

Зрелая страна Япония. Отрицательный и нулевой прирост населения — не так уж и плохо

Контекст

Волчонок среди русских волков

Deutschlandfunk 15.12.2017

Когда подарки портят детям жизнь

Українська правда 17.12.2017

Умер идейный вдохновитель «арабской весны»

The Guardian 01.02.2018

Индивидуализм заменил коллективизм. Люди стали задаваться вопросами, почему обязательно надо идти на крупное предприятие, чтобы сначала томиться в ожидании рабочего места, а потом бороться за повышение? Почему просто нельзя самостоятельно распоряжаться своей судьбой?

Известный японский экономист Эйсуке Сакакибара или же мистер Йена придерживается следующего мнения: «Япония — это страна со зрелым населением. Нет ничего страшного в нулевом или отрицательном приросте населения». Он считает, что японцам надо держаться подальше от высоких амбиций и не следует придерживаться опыта Билла Гейтса.

Сакакибара не раз обращал внимание: «Кажется, что Япония выглядит как страна, опустившаяся до того, что не стремится ни к чему. Однако это можно рассматривать как попытку создания новой цивилизации с более простым отношением к жизни. Хотя жизнь японцев не очень разнообразна, а, напротив, достаточно ограничена, но эта ограниченность не преступление. Она — один из основных элементов всего нашего существования. Особенно если говорить о нехватке природных ресурсов в Японии, то низкие потребности действительно последний лучик света в темноте. Если не акцентировать на них внимания, то темнота поглотит и этот проблеск.

Молодой японский социолог Рёске Нисида в феврале 2017 года выпустил новую книгу, в которой он рассматривает следующие вопросы: Почему общество не в состоянии понять молодежь? Почему не может простить стариков? Он был вдохновлен идеями знаменитого профессора из университета Васэда, которые были сведены к двум ключевым позициям.

Первое: в условиях современного успешного капиталистического общества, происходит упрощение нравственных ценностей. Второе: наблюдается потеря самосознания у современных людей. Поэтому японцы должны обратиться к поискам этого потерянного самосознания.

Безусловно в Японии есть много различных проблем. Но мы должны обратить внимание на такие положительные моменты, как низкий уровень безработицы, низкий уровень смертности в автомобильных катастрофах, а также большое количество туристов и студентов по обмену. Япония — это страна, которая начала эпоху интеллекта.

В первый день Нового года почта доставила более 1,5 миллиарда поздравительных открыток. В среднем каждый человек получил по 12 штук. Другая удивительная вещь — то, что премьер-министр Японии все еще использует телефон „раскладушку“ (5 января, в Японии на все мобильные телефоны было разослано оповещение о землетрясении. В этот день проходило заседание кабинета министров, во время которого Абэ достал из кармана брюк свой телефон „раскладушку“, чтобы посмотреть данное оповещение»).

В Японии насчитывается 1760 предприятий, которые работают уже на протяжении 100 лет. Японские адвокаты проводят конференции, на которых решается вопрос об отмене смертной казни к 2020 году и её замены на пожизненное заключение. Из всего перечисленного выше мы можем сделать вывод о том, что Япония является одной из прогрессивных стран мира.

Многие японцы считают, если ты не женат, то это нормально. Ведь жить для себя намного лучше

Статьи по теме

Япония больше не держава инноваций

Yomiuri 30.12.2017

Японец познал русский холод

Daily Mail 27.01.2018

В японских школах научат детей думать

Майнити симбун 03.02.2018

Еще одно связанное с обществом низких потребностей явление — это то, что Япония положила начало появлению «общества одиночек». Всего несколько дней назад, национальное бюро по социальному обеспечению опубликовало доклад «Оценочное количество японских семей в будущем».

В докладе сообщается, что к 2040 году 39,3% людей будут жить в одиночестве. Соотношение людей старше 65 лет, которые останутся одинокими будет выглядеть так: мужчины 20,8%, то есть из пяти человек один будет одинок, а одиноких женщин будет 24,5% (четыре к одному). Это те люди, которые так и не женились или не обзавелись семьей вновь после развода.

Почему же никто не хочет жениться? Большинство людей, не имея, свободы стремятся к ней. Но получив, начинают ею тяготиться. Ведь быть свободным не всегда увлекательно. Это также, когда у тебя нет пары, то ты хочешь ее найти. Но женившись, ты испытываешь различные трудности семейной жизни. Поэтому брак, кажется, не совсем нужным.

В 2016 году на японской литературной премии имени Акутагавы главную награду получило произведение «Человек из минимаркета». В нем рассказывается о незамужней женщине 36 лет, которая после окончания университета стала подрабатывать в минимаркете. И он стал постоянным местом ее работы на протяжении 18 лет. Сменилось восемь директоров, её коллеги приходили и увольнялись, а девушка всё там же — питается готовой едой из своего магазина и пьет минеральную воду, продающуюся там. Она стала человеком из минимаркета. И это дает ей ощущение, что она обычный человек.

Писательница Мурата Саяка своим произведением хочет показать, что современный человек стремиться свести все к наиболее простому знаменателю, либо работать изо всех сил, либо жениться и завести детей. В Японии насчитывает более 50 тысяч магазинов шаговой доступности, через которые каждый месяц проходит 1,4 миллиарда японцев. Такое упрощение привело к тому, что более сложные стремления и желания стали не нужны.

Японский социолог Адзума Хироки несколько лет назад высказал мнение о том, что этот феномен приведет к тому, что человек вновь вернется в животное состояние. Современным потребителям не нужна чужая помощь, ведь все свои потребности можно удовлетворять мгновенно, по инерции. Нет необходимости, как раньше, общаться с другими людьми, чтобы совершить покупку или построить отношения. Сейчас можно получить желаемое, прикладывая минимум усилий, например, благодаря магазинам шаговой доступности.

Получается, что люди действительно возвращаются в животное состояние. Но может быть, что этот регресс и есть возвращение людей к собственным стремлениям. Чем проще желания, тем ближе к состоянию животного, а чем ближе это состояние, тем ближе новая форма цивилизации — жизнь ради себя.

Японцы считают, что тридцатилетний человек лучше всего понимает себя. Многие в этом возрасте обнаруживают, что они не созданы для совместной жизни с кем-либо.

В сериале «Квартет», который транслировался в прошлом году, есть одна примечательная сцена. Актриса Мацу Такако исполняет роль жены. Готовя ужин, она выжимает лимонный сок на кусочки жареной курицы, а её муж крайне недовольно говорит, что он не любит лимонный сок. В итоге эти двое начинают ссору, которая приводит к разводу.

В Японии многие девушки не хотят выходить замуж. Причина этого кроется в том, что за последние годы возросли возможности трудоустройства для женщин. А традиционное мнение о том, что женщина — это домохозяйка сходит на нет. Сейчас на молодых женщин оказывает влияние новый образ идеальной жизни: самостоятельная жизнь в собственной квартире, возможность прийти после работы, снять одежду, ходить по дому босиком, выпить стакан виски со льдом, полистать свой любимый журнал или книгу, потом принять ванну с телефоном в руке, расслабиться и заснуть сладким сном. И зачем же надо выходить замуж? Зачем нужна вторая половинка? Разве жить в одиночестве не лучшее, что может быть?


© РИА Новости, Владимир Песня

Не нужно верить статистике о девственности японцев

Можно иметь любовника, но совсем необязательно жениться, а тем более заводить детей. Мы можем верить мифу о количестве девственников в Японии, до тех пор, пока не попадем в район Синдзюку, где повсюду огромное число гей-баров и сопутствующих магазинов.

Увидев это место, вы еще думаете о том, сколько мужчин еще не лишились девственности? Или же это место заставляет вас задуматься: сейчас в Японии вообще есть такое понятие? Сотни подобных заведений стремятся реализовать все ваши желания или же вы сами хотите удовлетворять их потребности? Сложно сказать.

Конечно, все еще существуют известный квартал Кабуки-тё в Синдзюку. Район с богатой ночной жизнью — место, которое подрывает мифы о девушках. Работники лав-отелей рассказывают: как только клиент уходит, нам говорят немедленно войти в комнату и все убрать. Босс дает задание в течение десяти минут почистить кровать, ванную и избавиться ото всех посторонних запахов. Ведь следующие клиенты уже ожидают.

Низкие потребности действительно трансформируют нас. А вслед за трансформацией образа жизни одного человека меняется и всё общество. Поэтому мы наблюдаем ослабленное, равнодушное японское общество. И это его судьба на многие годы. Словно император Японии, который в отличие от китайских императоров, всегда был слабым и незначительным, но в итоге до сих пор является неотъемлемой частью японского общества.

Итак, чем проще и сдержаннее потребности, тем лучше они приживаются в обществе.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Случайно так получилось, что мой сын, Артем, без малого год прожил в Японии: его пригласили туда на стажировку. Он только что вернулся в Москву, где заканчивает учебу, и я его попросила написать о своих впечатлениях. Он прислал достаточно объемный текст, который я разделила на три части для удобства восприятия. Мне кажется, что это интересно: не так часто кто-то ездит в Японию вообще, тем более на такой длительный срок, чтобы можно было поглужбе изучить страну и ее жителей.

Стагнация

Как признают сами японцы и очень многие мигранты, Япония ощущается стагнирующей страной. В отличие от России, которая постоянно (безосновательно) обещает кому-то показать кузькину мать, где постоянно что-то запрещают, меняют, модернизируют, повышают цены, в Японии абсолютно ничего не происходит. Как я слышал от одного очень умного тамошнего русского мигранта, «в каждом месте может произойти только одно экономическое чудо, и оно здесь давно случилось». Речь шла, конечно, о так называемом времени «экономики мыльного пузыря», в районе 80-х ХХ века. Не вдаваясь в подробности, скажу, что тогда Япония испытала небывалый экономический рост, на основе которого построила инфраструктуру, которой до сих пор пользуется.

Ощущается отсталость (это не опечатка) Японии от России в области цифровых технологий и телекоммуникаций. Все мифы о роботизированной стране, где почту доставляют по пневматическим трубам, на работу ездят на беспилотных автомобилях, всюду скоростные поезда – это именно мифы. И правда, в реальности в Японии есть множество бытовых мелочей, которых у нас не хватает. Например, не хватает знаменитых унитазов с пультами управления. Не хватает удобного Амазона, где можно купить все с доставкой на следующий день. Не хватает фантастически хорошей японской почты, которая доставляет корреспонденцию не в случайный момент в течение недели, а в двухчасовом интервале, удобном для тебя, и не до шести вечера, а до девяти, потому что до шести вечера все на работе, принимать посылки некому.

Но! На контрасте с Россией, где я, живя в Москве, последние пару лет почти не ношу с собой наличных денег, а у каждой бабули, торгующей семечками, есть терминал для оплаты картой, в Японии расплатиться картой – это часто проблема, особенно в деревне. По сравнению с Москвой, где все уже забыли, что такое ловить такси на улице, и все поголовно пользуются Убером на смартфонах, в Токио смотрится странным, что такси надо вызывать по телефону (частным извозом могут заниматься только водители с лицензией, и только на специальных машинах со специальной маркировкой, поэтому такси по сравнению с Москвой стоит диких денег – в 5-10 раз дороже).

Библиотеки и книжные магазины – не отмирающая вещь в Японии: развиты сети по продаже б/у книг, можно взять книгу в библиотеке – для российских молодых людей, которые уже забывают, как вообще выглядят бумажные книги, и уж точно с малых лет не были в библиотеке, это удивительно. Помимо книжной индустрии развита и индустрия видеопрокатов, где можно взять на какое-то время диски с фильмами домой (нет, они не пользуются популярным в Штатах Нетфликсом и уж тем более не скачивают фильмы на торрентах – за это положено уголовное наказание).

В отличие от России, где быстрый интернет доступен и есть дома у всех, в Японии он стоит дорого. В то время как у нас индустрия интернет-кафе отмерла уже как с десяток лет назад, японцы по-прежнему в них ходят. Можно арендовать по часам комнату, в которой стоит компьютер с выходом в интернет, есть доступ к фильмотеке (в основном для взрослых) и библиотеке. Такие заведения называются манга-кафе. Я знаю про это, потому что это самый дешевый способ где-то переночевать в большом городе. По счастью, воспользоваться этим мне ни разу не пришлось: за небольшую доплату можно снять капсулу в капсульном отеле, где реально с комфортом спится.

Жизнь японцев в значительно большей степени, чем жизнь россиян, проходит вне интернета. Трудно сказать, как это относится к стагнации, но это дает ощущение того, что развитие всего в Японии остановилось раньше, чем у нас. Японцы вышли на комфортный уровень жизни и на нем остановились.

Люди системы

Когда приходишь в супермаркет в России, ощущение от общения с кассиром и любым сотрудником супермаркета такое, что он пытается продемонстрировать свою непричастность к занимаемой позиции. Всем своим поведением кассир пытается показать свою индивидуальность — прежде всего он Саша, а уже потом кассир в Ашане. И вообще, это на время, и по вечерам он уже учит английский и занимается живописью с учителем – все это написано на лице. Японский кассир в супермаркете – это не живой человек, на которого надели униформу. Сначала его сделали человеком системы, а уже потом выдали униформу. Японский кассир ощущает свою причастность к работе магазина, а магазин принадлежит большой сети, а сеть – это часть жизни в префектуре, а префектура – это часть страны. Это ощущение себя винтиком огромного механизма мотивирует японца, он рад быть частью большого дела и вносить свой вклад в него. Именно поэтому сервис в Японии всегда на высшем уровне. Если кассир в продуктовом благодарит за покупку с немного не такой, как обычно, интонацией, и кланяется не так глубоко, как обычно, это бывает заметно и вызывает подспудное микронапряжение: «Почему сейчас что-то произошло не по сценарию? Что изменилось, что не так, как вчера?»

Во многом с этим ощущением себя винтиком и связан культ работы, так известный за пределами Японии (на самом деле, культ работы связан и с другими вещами, но о них позже). Японец обычно будет склонен ассоциировать себя именно с местом своей работы, а не, например, с местом жительства или с увлечениями.

В компании, в которой я стажировался, мне в первый день сказали, что для японцев это не компания мечты, и для многих это ДАЖЕ второе место работы. Я не сразу осознал, что имелось в виду, но оказалось, что на самом деле очень многие японцы никогда в жизни не меняют место работы. Они определяются со своим трудоустройством, еще учась в университете, и всю свою оставшуюся жизнь полагаются в оценке своих результатов, в заботе о себе на одну компанию. Поскольку уровень социальной защищенности не в пример выше, чем у нас, работодатели не склонны занижать зарплату, вести себя как-то непорядочно, так что очень резких причин для смены работы, скорее всего, у японца не будет.

Одно из очень необычных для нас явлений, которое я тоже там наблюдал, это работающие пенсионеры. В большинстве кафе, недорогих парикмахерских, на кассах в магазинах, в такси, уборщиками работают преимущественно пенсионеры. Думаю, объяснить это просто. Как и многие другие развитые государства, Япония – стареющая нация, и для них старость не некрасива, не вызывает отторжения. Многие пенсионеры вынуждены работать по финансовым соображениям, потому что пенсия не для всех одинаково высокая. К тому же, наверно, прожив жизнь в духе превалирования рабочей позиции над личными интересами, уже трудно переключиться.

Полагаясь на указы извне и живя коллективным сознанием, японцы очень не склонны к проявлению какого-то рода инициативы. Насколько я могу судить, присутствующие в стране проблемы с рождаемостью – одно из следствий этой «несклонности». Отношение японцев к указаниям и приказам отлично от российского в корне. Элементарный акт приказа на рабочем месте в России – это объявление конечного результата, которого работник должен достичь. Для японского служащего элементарный акт взаимодействия с начальником – это инструкция. В инструкции по пунктам написано, что нужно делать, какими средствами пользоваться, к кому обращаться в случае неуспеха. Если какой-то из этапов инструкции пропущен, и работодатель предполагает, что работник сам додумает недостающую часть инструкции, то работник дойдет до недостающей части и впадет в противоречие, из которого его будет трудно вывести.

Как строятся правила и законы в России? Обычно правило в России – это запрет («нельзя делать так»). В Японии дела делаются иначе. Они не говорят, как нельзя: они говорят, как надо. Японцы не интересуются длительностями тюремных сроков и размерами штрафов – штраф это всегда дорого, а тюремный срок это всегда ужасно. Поэтому правила лучше совсем не нарушать: надо – значит именно так надо.

Побочным эффектом боязни быть пойманным в России стала подспудная антипатия к людям в погонах, которые карают за несоблюдение правил (а должны понимать и прощать). Такой антипатии в Японии нет: полицейские не ощущаются источником какой-то угрозы, и антипатия к ним отсутствует. Если дорожная полиция наказала водителя, то это не потому, что полицейские злые, а потому, что правила надо соблюдать. Даже когда никто не видит.

Подобная специфика с российской точки зрения может пониматься, как смирение, послушание и даже слабость. Насколько я могу судить, дело здесь не в этом. Для японцев (думаю, это характерная черта в целом азиатской культуры) жизненные проблемы делятся на две части: те, которые можно решить прямо сейчас, и те, которые вообще нельзя решить. Проблемы первого сорта надо решить немедленно, а про проблемы второго сорта париться вообще бесполезно. В отличие от широко и даже глобально мыслящих россиян, смело оперирующих геополитическими терминами и экономическими прогнозами собственного сочинения, японцы предпочитают отдать ответственность за большие дела в руки компетентных людей и таким образом ограничить свою ответственность до собственной резьбы, на которой можно быть полезным в качестве винтика. В согласии с этой концепцией японцы с удовольствием делегируют решение глобальных проблем куда-нибудь еще, смиренно принимая набор инструкций в качестве результата работы государственной машины.

Национальная идентичность. Японский национализм

Это самая сложная часть всего, что я хочу рассказать про Японию. Здесь я буду говорить, почему в Японии жить, хоть и со своими проблемами, но хорошо, а в России (Осетии) хоть и со своими плюсами, но плохо. Мнение исключительно субъективное, прошу на слово не верить.

Японцы – националисты, и их национализм многогранен.

Грань 1. Японцы не знают «белых» и не знают их культуры. Часто в путешествиях по сельской местности я видел, как дети показывали на меня пальцем и удивленно звали маму: «Гайджин!». Гайджинами японцы называют не-японцев. Мамы шикали на детей, но на меня смотрели обеспокоенно (в Токио, конечно же, такого не было — в Токио японцы даже не пытаются разговаривать по-японски с «белыми» – сразу обращаются по-английски в ситуации любой сложности). Это говорит просто о том, что дети вживую «белого» человека никогда в жизни не видели, и я был первым таким. Никакой агрессии, разумеется, в мою сторону не было. Японцы — вежливые и крайне корректные люди, но к иностранцам относятся со смесью любопытства и опаски.

Грань 2. Японцы на государственном уровне считают «белых» людей источником своих проблем. В Токио есть храм Ясукуни и музей при нем. Этот храм посвящен павшим в боевых действиях, а музей посвящен военной истории Японии. В нем много текстов на японском языке с переводом на английский (что характерно, переведено не всё: иностранцам не всё надо знать). Начинается экспозиция музея с рассказа о том, как в середине XIX века коммодор ВМС США Мэтью Пэрри фактически насильно открыл Японию для торговли. Это описание украшено красноречивой фразой о том, что до этого момента «Japan enjoyed peace in isolation», а после этого им пришлось заниматься модернизацией, перенимать западные технологии и вообще интегрироваться в окружающий мир. Вину за это японцы целиком возлагают на «белых», «белые» принесли эти проблемы, и им этого не прощают до сих пор.

Грань 3. Японцы действуют в интересах своей семьи, фирмы и Японии в целом. Для японца японская машина лучше не только потому, что она дешевле. Она лучше потому, что она японская. По той же причине работать в японской компании лучше, чем в иностранной.

Грань 4. Времена меняются, сейчас глобализация, интернет. Уже нельзя защититься от информации, хотя Россия изо всех сил и пытается (Япония пытается хуже). В развитой стране люди могут себе позволить отдыхать за границей и видеть, как живут там, а не здесь. Со временем вся нетерпимость и шоки от «белых» проходят – в Токио на улице видно много межрасовых пар, много белых и чернокожих студентов. Я верю, что со временем японцы как-то начнут принимать легче иностранцев, при этом не теряя своего достоинства. Правда в том, что Японии в качестве творческого сословия нужны иностранцы: программисты, инженеры, преподаватели. Деваться ей некуда.

Недавно в Москве в центре повесили маленькую выставку фотографий из разных регионов России, на одной из которых была фотография мертвого городка в Даргавсе. Каждый раз, когда я проходил мимо, я подходил проверить, висит ли на месте мой Даргавс. Моя девушка, москвичка, сказала мне: «Тебе так повезло, что у тебя есть эта идентичность и причастность к чему-то такому самобытному. У меня такой нет». Люди в большом городе страдают от этого отсутствия чувства причастности, чувства, что где-то какое-то место твое, ты его знаешь и понимаешь в подробностях. Для нас это ощущение еще сильнее за счет самобытности и богатой специфики. Мне еще до этого приходило в голову, что японская культура похожа на осетинскую, и после фразы моей девушки это ощущение как-то укрепилось. Чем мы похожи?

  1. И мы, и они держимся за свою национальную идентичность. Как у нас, так и у них большая часть жизни человека регламентирована по факту его рождения человеком именно этой национальности, а его собственная индивидуальность крутится где-то около личности, составленной из национальных идеалов.
  2. Понятие долга, по-японски «гири». Я это понимаю так: когда японцу оказали услугу, он всеми силами старается как можно быстрее оказать услугу в ответ. Это касается и подарков, и взаимопомощи. В Осетии я тоже замечал такое и находил отражение этого в традициях. Пример: человека позвали в гости. Поскольку он знает, что там будут угощать, он уже пытается уравняться с хозяевами и берет что-то с собой. Хозяева посидели с гостем за столом, но ведь он же принес что-то с собой, то есть они с гостем уравнены. Значит, надо сделать ему еще раз приятно и дать угощение с собой, чтобы в следующий раз ему было подспудно приятно пригласить этих хозяев к себе. Мне кажется, что русские к такому менее склонны: угостили и угостили, спасибо, что угостили.

От иностранных мигрантов в Японии я слышал мнение, что социализоваться там для иностранца невозможно совсем, так сильно отторжение. И действительно, в японском обществе иностранец чувствует себя очень изолированно. Эта изоляция – причина, по которой Япония в Европе считается раем интроверта: интровертность добровольна только отчасти. Все приезжие стараются привезти семью с собой: выжить одному очень сложно. Я спасался часовыми разговорами по скайпу с родными и любимой девушкой, хотя даже организация такого разговора могла быть проблемой из-за разницы во времени в шесть часов.

  1. Японцы обожают ритуалы. Они без зазрения совести, без чувства вины перед своими богами празднуют христианское Рождество, Хэллоуин, день Святого Валентина. Почему они так делают? Потому что чествуют Христа и христианских святых? Нет, все гораздо проще. Им нравится ритуал, нравится сам факт соблюдения традиции, не ее суть. На Рождество можно одеться в красный костюм, надеть ватную бороду и петь рождественские гимны, на день Святого Валентина можно подарить друг другу шоколадки в знак симпатии, а на Хэллоуин бог знает чего можно, чего только нельзя. Думаю, японский турист был бы на Кавказе в восторге – у нас столько всякого необычного и самобытного. Я заметил, что в Японии часто встречаются французские кафе, магазины с французскими вывесками, районы, которые пытаются сделать под Францию. Когда я спросил местных об этом, они сказали, что Франция эстетичная, у французов все такое своеобразное и тонкое, поэтому их культура японцам нравится (надо сказать, судя по обилию французских туристов, эта симпатия взаимна).
  2. Загадочное слово «синтоизм» скрывает за собой, как я понял, ровно то же самое, что осетинское православие: японцы молятся и Будде, и своим богам. Боги, как я понял, имеют локальную силу, каждую местность населяют свои божки: енотовидная собака, лиса, олень и другие. Я не нашел упоминаний про эпос, в котором все эти боги как-то взаимодействуют, они не персонифицированы. В отличие от осетинских богов, взаимоотношения которых были бурными и насыщенными всю дорогу.

Хоннэ и татемаэ. Искренность и двуличие

Первое и самое поверхностное, что замечаешь в японцах вообще, — это их лица, которые натурально ничего не выражают, все, как одно. По сравнению с ними русские – суперэмоциональные люди, у каждого на лице вся его биография, его отношения с противоположным полом, с начальником и родителями, а так же качество еды и сна в сочетании с продолжительностью последнего отпуска. Люди в России иногда даже слишком искренние, я бы не все хотел знать из того, что мне порой выдают знакомые.

Японцы же разделяют внутренний мир («хонне») и внешние проявления внутреннего мира («татемаэ»). Эти понятия не пересекаются вообще никак. Японцы склонны скрывать свои эмоции и всяческие свои внутренние проявления. Все мигранты жалуются на то, что очень трудно японцев понять в связи с этим. На самом деле, каждый японец просто требует больше времени на то, чтобы к нему привыкнуть. Когда ты знаешь все его проявления, обладая тактом и чувствительностью, можешь понять, что, например, обидел человека, или твой тон для него некомфортен. Со временем и практикой общения с японцами нащупывать эти границы комфорта получается быстрее, нужно меньше времени с каждым японцем. Для бизнесменов, конечно, хонне и татемаэ это гигантская проблема, поэтому фирме, сотрудничающей с японцами (как и другими азиатами) не иллюзорно требуется специалист по этой теме, который подскажет, как повести себя достаточно деликатно, чтобы втереться в доверие.

Японская дичь как проявление чувства прекрасного
Мое мнение до поездки в Японию было такое, что японцы считают красивым не то, что мы считаем именно красивым, а то, что мило, «кавайи». И вообще их понимание красоты как-то поверхностно и радикально непохоже на наше. Мое мнение сильно поменялось. В японской культуре не считаются красивыми идеальные вещи. Вещи, не имеющие изъянов, как я понимаю, слишком недосягаемы и поэтому некрасивы. Они не отбеливают зубы – напротив, многие девушки носят брекеты специально, чтобы испортить прикус и сделать его более «кавайи». Также они делают операции на веки, чтобы веко стало «европейским»: это тоже считается красивым.Японская дичь как проявление чувства прекрасного

Лучшей частью сезона сакуры считается момент, когда цветение не на самом пике, а только недавно прошло, и началось увядание. Эти изящество и трагичность переплетаются в причудливом японском восприятии, и острое чувство красоты возникает только тогда, когда время уже начало ее отбирать. По этой или какой-то другой причине, но японки очень сдержанно пользуются макияжем и парфюмом, не желая маскировать своё неидеальное и природное вуалью кажущегося идеальным и ненастоящим.

Продолжение следует…



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Почему в Японии не выбрасывают факсы и кассетники? September 19th, 2018

Нет, после того, как это конечно не удивительно, но все же.

За Японией давно закрепилась репутация страны, стоящей в авангарде промышленных инноваций. Страны, где население помешано на роботах и высокотехнологичных гаджетах.

Однако в действительности технологии, используемые во многих японских офисах, сильно отстают от репутации этой страны как "продвинутой".

К примеру, здесь до сих пор нанимают людей на должности, которые в большинстве развитых стран выполняют светофоры, а в офисах сплошь и рядом используют программное обеспечение десятилетней давности.

Помните такие реликвии прошлого тысячелетия, как факс-машины и кассетные магнитофоны? Ими до сих пор завалены многочисленные магазины и, похоже, эти аппараты пользуются спросом. Даже такие передовые гиганты, как Sony, до сих пор пользуются факсами.

"В среднем, по использованию современных IT-технологий японские компании отстают от своих заграничных конкурентов на 5-10 лет. В особенности это заметно в сфере программного обеспечения, которое используется в стране"- говорит Патрик Маккензи, босс американо-японской компании Starfighter, занимающейся разработкой компьютерных систем.

Любому, кто чтит Японию, как страну, давшую миру первую систему бесконтактной оплаты, высокоскоростной поезд-стрелу "Синкансэн" и плейер Sony Walkman, это может показаться странным.

Факс, написанный вручную

В Японии можно расплатиться в магазине при помощи сотового телефона, но мало кто в корпоративной среде залезает здесь в свой "электронный кошелек", выходит на сеансы Skype-связи или дублирует файлы "на облаках" типа Dropbox.

Вместе с тем невозможно отрицать: интернет-инфраструктура в Японии - одна из самых развитых мире.

По мнению Йожи Отокозавы, президента токийской IT-компании Interarrows, компьютерная грамотность в Японии хромает из-за того, что в стране преобладает не корпоративный, а малый бизнес.

Действительно, согласно данным японского министерства экономики, торговли и промышленнности, из 4,2 млн зарегистрированных в стране компаний 99,7% составляет малый и средний бизнес. Иными словами, у третьей по размеру экономики планеты основной двигатель - не всемирно известные многонациональные корпорации, а сравнительно небольшие фирмы.

"Чаще всего консерватизм малого бизнеса граничит с луддитством", - говорит Отокозава.

"Мы все еще часто получаем письма по почте, а факсы, приходящие в офис, написаны от руки, что говорит о том, что наши партнеры даже Word еще не вполне освоили".

Бюрократия

Впрочем, как выясняется, даже крупный бизнес часто утопает в болоте цифровой отсталости. Это очевидно, даже несмотря на то, что люди указывают на такое неохотно. Ведь хваленая корпоративная преданность работодателю заставляет многих японцев держать язык за зубами.

"Со временем приходится смириться с тем, что компания, гордящаяся репутацией флагмана технологического прогресса, пользуется почтовым клиентом написанным в дремучем 1997 году", - гласит анонимный твит работника крупного японского производителя "голубых фишек".

На условиях строгой анонимности автор твита поведал Би-би-си и о других пристрастиях своих работодателей к технологическому аскетизму: "Мало того, что электронная почта у нас проходит через текстовой клиент Cyboz, нам еще и места на сервере выделяют так мало, что почти каждый месяц приходится основательно чистить электронный ящик.

Предложения рядовых сотрудников использовать повсеместно принятые онлайн-услуги Basecamp или Dropbox руководство принимает в штыки.

"В своем стремлении избежать каких бы то ни было проблем, менеджмент, как правило, просто запрещает любые инновации в сфере компьютерного обеспечения", - говорит наш анонимный собеседник.

"Беcпощадный консерватизм"

Глава "Японской межкультурной консалтинговой фирмы" Рошель Копп, специализирующаяся на подготовке японских компаний к интеграции на мировые рынки, считает, что подобное поведение может быть основной причиной охватившего страну производственного кризиса.

Сравнивая ситуацию в Токио с обстановкой в офисах Силиконовой долины, она говорит, что доступ к последним технологиям на рабочем месте делает американских работников ее компании гораздо более продуктивными.

"Неспособность или нежелание Японии избавиться от аналогового прошлого и шагнуть в цифровой мир напрямую влияет на падающие показатели производительности в стране" считает она.

Копп несполько лет проработала в японской корпоративный среде и со знанием дела говорит, что из-за страха перед хакерскими атаками, потерей или кражей электронных данных и, в конечном итоге, боязни "заграницы" японская индустрия IT зиждется на беспощадном консерватизме.

Работница крупной токийской компании, занимающейся грузоперевозками по всему миру, тоже согласившаяся поговорить с нами на условиях анонимности, утверждает: "Японцы панически боятся нововведений на рабочем месте".

Она окрестила эту среду "преднамеренным невежеством" – то, что описано у Олдоса Хаксли как "не знаем, ибо знать не хотим".

Результат? Невзирая на долгие присутственные часы и предельно короткие отпуска, производительность труда в непроизводственном секторе японской экономики - самая низкая среди стран-участниц Организации экономического сотрудничества и развития и приблизительно вдвое меньшая, чем в США.

Люди а не роботы

Впрочем, как утверждает автор книги "Восстание роботов" Мартин Форд, чем продвинутей становятся продукты IT-cектора, тем больше вероятность того, что они заменят вас на рабочем месте.

Так что, невзирая на имидж технологических адептов, японские корпорации не спешат с инновациями в офисах и где возможно предпочитают компьютерам людей. В конце концов, факс ведь сам себя не отправит.

Похоже, такой подход помогает удерживать безработицу на рекордно низком уровне в 3,4%, но продуктивность, не говоря уже о предпринимательстве, страдают.

Едва ли в мире, стремительно избавляющемся от сырьевой экономики в пользу экономики интеллектуального капитала, такая система ценностей сможет остановить распространение искусственного интеллекта, роботов и автоматизации на рабочем месте.

Но, похоже, корпоративная Япония не намерена сдаваться.