Платное образование в ссср. Как и сколько платили за среднее образование в советском союзе


6 июня 1956 года, постановлением Совета Министров СССР от 6 июня 1956 года плата за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР была отменена.

Вопреки сложившемуся мнению о том, что образование в СССР было бесплатным, это было не всегда так. 26 октября 1940 года было введено постановление №638 «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий». В старших классах школ и в вузах вводилось платное обучение с установленным размером годовой оплаты. Обучение в столичных школах стоило 200 рублей в год; в провинциальных - 150, а за обучение в институте уже приходилось отдавать 400 рублей в Москве, Ленинграде и столицах союзных республик, и 300 - в других городах.

Сумма оплаты за обучение в школе и вузе не была высокой, годовая плата примерно соответствовала или была меньше средней месячной номинальной зарплаты советских трудящихся. Средняя зарплата рабочего в 1940-м году была порядка 350 рублей. При этом уровень обязательных месячных трат (квартплата, медицина и т. д.) был ниже, чем, к примеру, в настоящее время. Постановлением Совета Министров СССР от 6 июня 1956 года плата за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР была отменена.

Советская власть придавала образованию населения огромную, фактически ведущую роль. Владимир Ленин видел в социалистической революции возможность быстрейшего преодоления экономической и культурной отсталости страны. Культурная революция включала широкий комплекс задач социалистического строительства в области культуры. Школе отводилась особая роль как образовательному институту и инструменту коммунистического воспитания. Не зря Ленин на съезде работников просвещения заявил: «Победу революции может закрепить только школа. Воспитанием будущих поколений закрепляется все, что завоевано революцией». «Судьба русской революции прямо зависит от того, как скоро учительская масса встанет на сторону советской власти». Таким образом, большевики совершенно верно и точно определили роль школы в советском проекте. Только массы образованных и технически грамотных людей могли простроить социалистическое государство.

Во главе школьного дела были поставлены видные деятели РКП (б): Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, М. Н. Покровский. А. В. Луначарский возглавлял Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) до 1929 г. Надо отметить, что первый этап существования советской системы образования был связан с разрушением старой системы образования и ликвидацией безграмотности населения. Уничтожались прежние структуры школьного управления, закрывались частные учебные заведения, духовные образовательные учреждения, было запрещено преподавание древних языков и религии, вывели из программы всеобщую и отечественную историю. Для отсева неблагонадежных учителей была проведена «чистка».

Стоит отметить, что в это время т. н. троцкисты-интернационалисты весьма «порезвились», разрушая русскую культуру, образование и историю. Считалось, что всё, что было при царизме, устарело и реакционно. Поэтому вместе с такими положительными явлениями, как ликвидация безграмотности, частного образования и влияния церкви на школы, было и много отрицательных. В частности, отказывались от преподавания истории, все цари, полководцы и т. д., попали в отрицательные деятели, убирали из программ русских классиков и мн. другое. Не зря в 1930-е годы (в период сталинизма) многое, что было положительного в сфере образования в Российской империи, восстановили, включая раздельное обучение мальчиков и девочек.

Также стоит помнить, что большой ущерб системе народного образования и распространению грамотности был нанесен Первой мировой и Гражданской войнами. Народное хозяйство было в разрухе. Из-за нехватки средство закрыли многие школы, сократилось количество учащихся. Оставшиеся школы пребывали в запустении, для учеников не хватало бумаги, учебников, чернил. Учителя, годами не получавшие зарплату, уходили из школ. Полноценное финансирование системы просвещения удалось восстановить только к 1924 году, после этого расходы на образование стабильно росли. Так, в 1925-1930 гг. расходы на народное просвещение составляли 12-13% от бюджета.

Пути формирования новой школы были определены в документах, принятых в октябре 1918 г.: «Положении о единой трудовой школе» и «Основных принципах единой трудовой школы (Декларация). Советская школа создавалась как единая система совместного и бесплатного общего образования с двумя ступенями: первая - 5 лет обучения, вторая - 4 года обучения. Провозглашалось право всех граждан на образование независимо от национальной принадлежности, равенство в образовании мужчины и женщины, безусловность светского обучения (школа отделялась от церкви). Кроме того, на учебные заведения возлагались воспитательная и производственная функции (в современной РФ эти функции практически разрушены).

Декретом СНК РСФСР от 2 августа 1918 г. «О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР» провозглашалось, что каждый человек, достигший 16 лет, независимо от гражданства и национальной принадлежности, пола и вероисповедания принимался в вузы без экзаменов, не требовалось предоставления документа о среднем образовании. Преимущество при зачислении отдавалось рабочим и крестьянам, то есть основным социальным группам страны.

В качестве первоочередной задачи была провозглашена борьба с неграмотностью. 26 декабря 1919 г. СНК принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В декрете предусматривалось сокращение рабочего дня на 2 часа для обучающихся с сохранением заработной платы, мобилизация грамотного населения в порядке трудовой повинности, организация учета неграмотных, предоставление помещений для занятий кружкам ликбеза. Однако в годы Гражданской войны эту работу в полной мере развернуть не удалось. В 1920 г. была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (существовала до 1930 г.) при Наркомпросе РСФСР. В 1923 г. было создано массовое общество «Долой неграмотность» под председательством М. И. Калинина, принят план по ликвидации неграмотности лиц от 18 до 35 лет в РСФСР к 10-й годовщине Советской власти. В борьбу с неграмотностью включились комсомол и профсоюзы. Однако выполнить этот план полностью также не удалось. Не хватало кадров, материальной базы и т. д. Необходимо было прежде всего укрепить основное звено образования - школу, чтобы охватить всех детей. Таким образом, проблема неграмотности решилась естественным путем.

Во второй половине 20-х годов образование выходит из кризиса. Страна восстанавливается после двух войн и хозяйственной разрухи, начинается регулярное финансирование образования. Так, в 1927- 1928 учебном году число учебных заведений по сравнению с 1913 г. выросло на 10%, а количество учащихся - на 43%. В 1922-1923 учебном году на территории страны насчитывалось около 61,6 тыс. школ, в 1928-1929 учебном году их число достигло 85,3 тысяч. За тот же период количество семилетних школ увеличилось в 5,3 раза, а учащихся в них - вдвое.

В высшей школе новые власти старались привлечь на свою сторону кадры старой, дореволюционной интеллигенции и не без успеха, и создать новые кадры из представителей рабочего класса и крестьянства. Однако обучаться в вузах большинство принятых не могли, так как не имели даже среднего образования. Для решения этой проблемы были учреждены рабочие факультеты, создаваемые с 1919 г. по всей Советской России. В конце восстановительного периода выпускники рабфаков составляли половину принятых в вузы студентов. Для создания слоя новой советской интеллигенции, распространения идей марксизма и перестройки преподавания общественных наук была создана разветвленная сеть научных и учебных учреждений: Социалистическая академия (с 1924 г. - Коммунистическая), Коммунистический университет им. Я. М., Институт К. Маркса и Ф. Энгельса, Комиссия по истории Октябрьской революции и РКП(б) (Истпарт), Институт красной профессуры, Коммунистические университеты трудящихся Востока и национальных меньшинств Запада.

В результате система высшего образования сложилась в своих главных чертах к 1927 г. Перед вузами ставилась задача профессионально готовить специалистов-организаторов. Было сокращено количество скороспелых вузов, открывшихся сразу после революции, значительно сокращен прием студентов, восстановлены вступительные экзамены. Нехватка средств и квалифицированных преподавателей сдерживали расширение системы высшего и среднего специального образования. К 1927 г. сеть высших учебных заведений и техникумов РСФСР насчитывала 90 вузов с числом студентов 114,2 тыс. и 672 техникума с числом учащихся 123,2 тысяч.

В 1930-е годы наступил второй этап в создании советской системы образования. В 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) «О всеобщем обязательном начальном обучении». Всеобщее обязательное начальное обучение вводилось с 1930-1931 учебного года для детей 8-10 лет в объеме 4 классов; для подростков, не прошедших начального обучения, - в объеме ускоренных 1-2-годичных курсов. Для детей, получивших начальное образование (окончивших школу 1-й ступени), в промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках устанавливалось обязательное обучение в школе-семилетке. Расходы на школу в 1929-1930 году выросли более чем в 10 раз по сравнению с 1925-1926 учебным годом и в последующие годы продолжали расти. Это дало возможность в годы первой и второй пятилеток развернуть строительство новых школ: за этот период открылось около 40 тыс. школ. Была расширена подготовка педагогических кадров. Учителям и другим школьным работникам повысили заработную плату, которая стала зависеть от образования и стажа работы. В итоге к концу 1932 г. почти 98% детей в возрасте от 8 до 11 лет были охвачены учебой, что решало проблему безграмотности. Продолжалась работа по ликвидации неграмотности, которая давала уже более высокие результаты.

В начале 1930-х годов изменилось содержание и методы обучения в школе. Были переработаны школьные программы, созданы новые стабильные учебники, введено преподавание всеобщей и отечественной истории. Основной формой организации учебного процесса стал урок, вводились строгое расписание занятий, правила внутреннего распорядка. Сложилась устойчивая школьная система с преемственными ступенями. В школы пришло новое поколение педагогов, талантливых и добросовестных, любящих детей и свою профессию. Именно эти учителя и создали знаменитую советскую школу, лучшую в мире и которая до сих пор является источником новаций для самых эффективных школьных систем Запада и Востока.

Одновременно была создана система инженерно-технических, сельскохозяйственных и педагогических учебных заведений, которые и позволили Союзу стать «сверхдержавой», которая на протяжении нескольких десятилетий успешно противостояла всей западной цивилизации.

В 1932-1933 гг. были восстановлены традиционные, проверенные временем методы обучения, расширена специализация в вузах. В 1934 г. были установлены ученые степени кандидата и доктора наук и ученые звания ассистента, доцента и профессора. То есть при Сталине, по сути, восстановили классическое образование. Создано заочное и вечернее обучение в вузах и техникумах. На крупных предприятиях получили распространение учебные комбинаты, включавшие втузы, техникумы, школы, курсы повышения квалификации. Общее число высших учебных заведений в РСФСР составило в 1940 г. 481.

В 1930-е годы коренным образом изменился состав студенчества, чему способствовали различные курсы подготовки рабоче-крестьянской молодежи в вузы, рабфаки, наборы партийных тысяч в годы первых пятилеток. Численность интеллигенции росла очень быстро, к концу 30-х годов новое пополнение этого слоя составило 80-90% от общей численности интеллигенции. Это была уже социалистическая интеллигенция. Таким образом, советская власть создала себе третью социальную опору - социалистическую интеллигенцию, во многом техническую. Это была основа и мощная опора социалистического, индустриального государства, Красной империи. И годы страшной Великой Отечественной войны подтвердили передовое значение советской школы, её эффективность, когда советские солдаты, командиры, рабочие, ученые и инженеры, воспитанные и образованные в новой системе, победили саму эффективную капиталистическую систему - Третий рейх.

Надо сказать, что наши враги отлично понимали всю опасность советской школы. К примеру, годы войны только на территории РСФСР гитлеровцы разрушили около 20 тыс. школьных зданий, всего по стране - 82 тыс. В Московской области к лету 1943 г. фактически было разрушено или полуразрушено 91,8% школьных зданий, в Ленинградской области - 83,2%.

Однако даже в годы тяжелейшей войны советское правительство старалось развивать систему образования. В годы войны были приняты правительственные решения о школьном образовании: об обучении детей с семилетнего возраста (1943), об учреждении общеобразовательных школ рабочей молодежи (1943), об открытии вечерних школ в сельской местности (1944), о введении пятибалльной системы оценок успеваемости и поведения учащихся (1944), об установлении выпускных экзаменов по окончании начальной, семилетней и средней школы (1944), о награждении золотыми и серебряными медалями отличившихся учащихся средней школы (1944) и др. В 1943 г. была создана Академия педагогических наук РСФСР.

С 1943 г. началось восстановление системы высшего образования. Так, в условиях войны с 1941 г. прием в вузы был сокращен на 41%, по сравнению с мирным временем; число вузов уменьшилось с 817 до 460; численность студентов сократилась в 3,5 раза, более чем в 2 раза уменьшилось количество преподавателей; для сохранения контингента студентов в вузы привлекались девушки; сроки обучения за счет уплотнения сокращались до 3-3,5 лет, многие студенты при этом работали. В результате к концу войны количество высших учебных заведений и численность студентов приблизились к довоенному уровню. Таким образом, кризис высшего образования преодолели в кратчайшие сроки.

Стоит отметить, что послевоенный период в образование вкладывали большие суммы. Кроме того, в деньги на школьное строительство выделяли колхозы, профсоюзы, промкооперация. Только силами населения методом народной стройки в РСФСР было построено 1736 новых школ. К началу 1950-х гг. школа России не только восстановила количество учебных заведений, но и перешла на всеобщее семилетнее обучение.

После разрушения советского, социалистического государства в 1991 г. - буржуазно-олигархической революции, где в качестве класса буржуа выступила значительная часть советской номенклатуры, особенно высшей, РФ, по сути, стала полуколонией Запада (и частично Востока). Ясно, что в полуколонии или в стране периферийного капитализма не нужно иметь систему образования, которая дает сотни тысяч довольно-таки хорошо образованных людей (а по сравнению со средним уровнем Запада и Востока, не говоря уж об Африке или Латинской Америки, просто отличным). Ведь они рано или поздно вопросы начнут задавать, сомнения выражать в успехе «реформ». Поэтому начался поэтапный снос советской школы с превращением обычных школ в американский аналог для простолюдинов: «тюремный романтизм» (охрана, камеры, заборы и т. д.); отказ от воспитательных, производительных функций; сокращение часов фундаментальных дисциплин с вводом ненужных уроков типа мировой культуры, местных языков, «закона божьего» и т. п.; перевод на второй язык - английский (язык англо-американского мирового порядка), что в итоге ведёт к созданию идеального потребителя-исполнителя. При этом детские сады и школы постепенно «капитализируются», то есть переводятся на платную основу. Дети богатых и «успешных» получают возможность учиться в частных элитарных школах в РФ или отдавать детей в схожие заведения за рубежом. То есть народ снова разделили на две неравные части, а завоевания социализма уничтожаются.

Однако для этого нужно было подвести определенную идеологическую базу. Нужно было доказать, что советское образование создавало только «совков» с тоталитарным, милитаризованным мышлением. И как тут не вспомнить, что Сталин-то ввел «платное образование»! Мол, уже при Сталине значительный процент населения отсекли от возможности продолжить образование.

На самом деле это не так. Сначала надо вспомнить, что большевики создали среднюю школу вообще, и она осталась бесплатной для всех. Это был огромный труд: капиталовложения, кадры, огромная территория, десятки народностей и мн. другое. Поголовное начальное образование удалось с большим трудом наладить к концу 1920-х годов. Поголовное среднее - к середине 1930-х. В 1930-е создали базу лучшего в мире образования. И подготовительное к высшим учебным заведениям образование (три старших класса), за которые ввели плату, в 1940-м было только ещё на стадии становления. Введение платы за обучение в старших классах, по сути, было причиной того, что только что введённое социальное благо не успевали освоить. Вторая мировая война была уже в разгаре, приближалась страшная Отечественная война. Советский Союз усиленно занимался подготовкой к ней, поэтому планы по скорейшему введению ещё и высшего бесплатного образования пришлось отложить.

Вполне рациональное решение. В этот момент Союзу нужно было больше рабочих рук, чем представителей интеллигенции, с учётом уже созданной кадровой базы. Кроме того, военные учебные заведения по-прежнему были бесплатными и школы-семилетки стимулировали создание советской военной элиты. Юноши могли пойти в летные, танковые, пехотные и иные училища. В условиях войны это было по государственному мудро.

Также стоит отметить, что при Сталине выстраивали здоровую иерархию. Наверху социальной лестницы была военная, научно-техническая, образовательная (профессура, преподавательский состав) элита. Обязательное образование было семилетним, далее отсев через экзамены и решение педсовета школы. Остальное или по жесточайшему конкурсу, или по направлению от компетентных организаций. При этом у всех была возможность подняться выше, нужен был талант и настойчивость. Мощными социальными лифтами были вооруженные силы и партия. Ещё одним серьёзным элементом этой системы было раздельное обучение девочек и мальчиков. С учётом психологических и физиологических отличий развития мальчиков и девочек это было очень важным шагом.

После Сталина эту здоровую иерархию, которую начали выстраивать, разрушили «уравниловкой». А с 1991 г. выстраивается новая сословность (в рамках общей архаизации планеты и наступления неофеодализма) с разделением на богатых и «успешных» и бедных, «неудачников». Но здесь иерархия со знаком «минус»: на вершине социальной лестницы непроизводящий класс, капиталисты - «новые феодалы», ростовщики-банкиры, коррупционное чиновничество, мафиозные структуры, обслуживающие их прослойки.

Постановление Совета Министров СССР

" Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР". 6 июня 1956 г.

Совет Министров Союза ССР постановил:

- В целях создания наиболее благоприятных условий для осуществления в стране всеобщего среднего образования и получения молодежью высшего образования отменить с 1 сентября 1956 г. плату за обучение в старших классах средних школ , в средних, специальных и высших учебных заведениях СССР .

............................................................................................................................................................................................................ .............................................

Что это? Отмена платного образования в СССР? ... и какое постановление подверглось отмене постановлением СМ СССР от 6 июня 1956г?

______________________________________________________________________________________________________________________________


Утром 27 октября 1940 года советские граждане с неприятным волнением прочитали в "Правде" следующее правительственное постановление, делавшее их жизнь не лучше и веселее, как обычно, а хуже и грустнее:

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 октября 1940 г. № 638
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПЛАТНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНИХ ШКОЛ И В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СССР И ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПОРЯДКА НАЗНАЧЕНИЯ СТИПЕНДИЙ

Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет:
1. Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение.

2. Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение:
а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик – 200 рублей в год;
б) во всех остальных городах, а также селах – 150 рублей в год.
Примечание: Указанную плату за обучение в 8-10 классах средних школ распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений.

3. Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР:
а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве, Ленинграде и столицах союзных республик,- 400 рублей в год;
б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах,- 300 рублей в год;
в) в высших учебных заведениях художественных, театральных и музыкальных - 500 рублей в год.
4. Плата за обучение взимается в соответствующие учебные заведения два раза в год:1 сентября и 1 февраля.

Примечание: За первое полугодие 1940 - 1941 учебного года - плата за обучение вносится не позже 1 ноября сего года.

5. Плата за обучение в средних и высших учебных заведениях взимается в половинном размере.

6. Установить, что с 1 ноября 1940 года стипендии назначаются лишь тем студентам и учащимся в техникумах, которые проявляют отличные успехи.

Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР
В. МОЛОТОВ
Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров СССР
М. ХОЛМОВ



Платное обучение в советских ВУЗах в 1940 году не являлось новостью.

Ещё в апреле 1924 года руководство страны приняло решение об установлении платы за обучение в ВУЗах для того, чтобы закрыть в них дорогу "социально чуждому элементу". Хотя формально платить должны были все, сумма оплаты весьма разнилась в зависимости от того, к какой социальной категории принадлежал студент. Для выходцев из рабоче-крестьянской среды плата составляла 25 рублей в год, а для прочих могла доходить и до 300. Уцелевшие "спецы" из "бывших" в то время в большинстве своём состояли на должностях мелких служащих с зарплатой не выше 30 рублей в месяц, так что с традицией высшего образования в их семьях было решительно покончено.

В первоначальном варианте Постановления от 26 октября 1940г. делалась оговорка: "От платы за обучение в 8-10 классах средних школ освобождаются: дети Героев Советского Союза, красноармейцев и краснофлотцев, состоящих на действительной воинской службе, и пенсионеров". Но из итогового текста постановления этот пункт был вычеркнут.
Впрочем, список исключений вскоре был всё же составлен . В ноябре 1940 года от платы за обучение освободили всех, кто учился в заведениях гражданского воздушного флота - эта важнейшая отрасль народного хозяйства требовала много специалистов. А в декабре право на бесплатное образование получили детдомовцы, а также дети инвалидов и пенсионеров, если пенсия была единственным источником их существования.
Оставалось бесплатным и обучение в военных учебных заведениях.

Что же означали эти деньги? Посмотрим на статистику.

«Среднегодовая номинальная заработная плата рабочих и служащих в 1940 году составила 4054 рублей. С учетом заработков членов артелей промысловой кооперации – 3960 рублей. Кроме того, в 1947 году была проведена денежная реформа (деноминация рубля составила 10:1).

Точных данных по денежному доходу на селе за послевоенное пятнадцатилетие нет. Известно, что за 1951 – 1960 гг. реальные доходы крестьян (с учетом натуральной оплаты, снижения розничных цен, снижения налогов и т.п.), по расчету на одного работающего в сопоставимых ценах выросли в 1,5 раза, а к 1960 г. увеличились в 2, 4 раза по сравнению с 1940 г. Денежные доходы в расчете на один колхозный двор составили в 1940г. 1107 рублей в год." (Источники: «История Социалистической экономики СССР», «История ценообразования в СССР (1937-1963 гг.)», «Труд в СССР»- Статистический сборник, «Статистика» 1968 г.).

В целом государственные розничные цены в 1940 году были в 6-7 раз выше, чем в 1928 году, а средняя номинальная заработная плата рабочих и служащих возросла за этот период в 5-6 раз, составив в 1940 году 300-350 рублей... (Гордон Л. А. , Клопов Э. В. Что это было? С. 98-99 )

К тому же надо учитывать принудительные облигационные займы в размере 20-25% зарплаты. Т.е. реальная зарплата составляла с учетом изъятий в виде займов не 350 рублей, а 280 руб./месяц или 3400 в год.
Таким образом:
- обучение одного ребенка в 8,9,10 классах обходилось в 4% годовой зарплаты одного родителя.
- обучение в вузе обходилось в 9% годовой зарплаты одного родителя (за год обучения).

Но следует учесть, что с селом расплачивались трудоднями , а не деньгами.И заработок годовой – выдаваемый именно деньгами – целой семьи составлял зачастую сумму меньше 1000 рублей. И тут уж обучение ребенка в выпускных классах или вузе стоило семье крестьянина существенной части денежного дохода.А семьи тогда между прочим были, как правило, многодетные. А еще при Сталине у крестьян не было ни паспортов ни пенсий.

О трудоустройстве детей бедняков государство уже позаботилось, приняв тремя неделями ранее другое постановление.

Указ Президиума Верховного Совета СССР

"О государственных трудовых резервах СССР" от 2 октября 1940 года (текст указа)

гласил, в частности:

"7. Предоставить право Совету Народных Комиссаров СССР ежегодно призывать (мобилизовывать) от 800 тыс. до 1 млн. человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14–15 лет для обучения в ремесленных и железнодорожных училищах и в возрасте 16–17 лет для обучения в школах фабрично-заводского обучения.
8. Обязать председателей колхозов ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) по два человека молодежи мужского пола в возрасте 14–15 лет в ремесленные и железнодорожные училища и 16–17 лет – в школы фабрично-заводского обучения на каждые 100 членов колхозов, считая мужчин и женщин в возрасте от 14 до 55 лет.
9. Обязать городские Советы депутатов трудящихся ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) молодежь мужского пола в возрасте 14–15 лет в ремесленные и железнодорожные училища и 16–17 лет – в школы фабрично-заводского обучения в количестве, ежегодно устанавливаемом Советом Народных Комиссаров СССР".


Этот указ был отменен только 18 марта 1955 года указом ВС СССР «Об отмене призыва (мобилизации) молодежи в ремесленные и железнодорожные училища» (текст указа )

Поскольку учащиеся 8-10 классов от призыва освобождались, он коснулся почти исключительно детей из бедных семей.

Выпускники ФЗО получали направления на предприятия, где обязаны были проработать 4 года. А позже -26 декабря 1940г. появился указ об уголовной ответственности сроком до 1 года «за самовольный уход или за систематическое и грубое нарушение школьной дисциплины, повлекшее исключение» из училища (школы)».Фактически государство прикрепляло учащихся ФЗО.

Однако создается впечатление,что власть не особенно нуждалась в образованных представителях отдельных национальностей - например, для русского населения не делалось никаких уступок, поблажек и компромиссов по национальному признаку, тогда как численное увеличение образованных "национальных кадров" в республиках, в принципе, приветствовалось.

ЦК КПСС провел консультации с правительствами союзных республик и решил отменить плату за обучение по национальному признаку для учащихся 8-10 классов средних школ, техникумов и высших учебных заведений. В 1943 году СНК СССР принял Постановление №213, которым освобождались от платы за обучение :

В Казахской ССР - казахи, уйгуры, узбеки, татары (постановление СНК СССР от 5 января 1943 года №5);
-в Узбекской ССР - узбеки, каракалпаки, таджики, киргизы, казахи, местные евреи (постановление СНК СССР от 27 февраля 1943 года №212);
-в Туркменской ССР - туркмены, узбеки, казахи (постановление СНК СССР от 19 марта 1943 года №302);
-в Кабардинской АССР освобождены от платы за обучение кабардинцы и балкарцы , обучающиеся в педагогическом институте (постановление СНК СССР от 15 мая 1943 года №528).

А как же Конституция СССР 1936 года?
СТАТЬЯ 121 . Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается всеобще-обязательным начальным образованием, бесплатностью образования , включая высшее образование, системой государственных стипендий подавляющему большинству учащихся в высшей школе , обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах, машинотракторных станциях и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся.

Но и при Хрущёве за школьное образование фактически приходилось платить. 24 декабря 1958 года был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью» (тескт закона) , вводивший обязательное восьмилетнее образование. Но при этом учащиеся 9-10-го классов должны были по 2 дня в неделю работать на производстве или в сельском хозяйстве – всё, что они производили за эти 2 дня работы на заводе или в поле, шло в оплату школьного образования. Для поступления в вуз теперь требовался стаж работы не менее двух лет после окончания школы. Эта «школьная реформа» была отменена сразу после смещения Хрущёва, а окончательно тот вид который у многих остался в памяти школьное образование приняло лишь при Брежневе, в 1966 году.


Цитата:

Получается, что сначала ввели плату за обучение, а затем стали освобождать от платы по отдельным специальностям. К слову, не исключено, что в 1941 г. этот процесс продолжился.
С музыкальными училищами ситуация понятная - туда в принципе далеко не каждый способен поступить (то есть нужны определенные способности).
Возможно, в виду надвигавшейся войны постарались стимулировать таким образом поступление в военные училища.

Да, причем процесс продолжился, я выписал бегло те названия, что нашел в консультанте плюс. Возможно, что то упустил.

Постановление Совнаркома СССР от 11 января 1941 г. N 70 "О сохранении бесплатности обучения и прежнего порядка назначения стипендии учащимся Московской аэросъемочной школы".

Постановление Совнаркома СССР от 12 июня 1941 г. N 1539 "О сохранении бесплатного обучения и прежнего порядка назначения стипендий учащимся педагогических училищ, расположенных в районах Крайнего Севера".

Постановление Совнаркома СССР от 2 июля 1941 г. N 1803 "Об освобождении от платы за обучение детей рядового и младшего начальствующего состава Красной Армии и Военно-Морского флота" (СП СССР, 1941, N 16, ст. 311).

Постановление Совнаркома СССР от 15 октября 1942 г. N 1695 "Об освобождении в Киргизской ССР учащихся-киргизов от платы за обучение в 8 - 10 классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся".

Постановление Совнаркома СССР от 15 октября 1942 г. N 1696 "Об освобождении в Таджикской ССР учащихся - таджиков и узбеков от платы за обучение в 8 - 10 классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся".

Постановление Совнаркома СССР от 5 января 1943 г. N 5 "Об освобождении в Казахской ССР учащихся казахов, уйгур, узбеков и татар от платы за обучение в 8 - 10 классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся".

Постановление Совнаркома СССР от 27 февраля 1943 г. N 212 "Об освобождении в Узбекской ССР учащихся узбеков, каракалпаков, таджиков, киргизов, казахов и местных евреев от платы за обучение в 8 - 10 классах средних школ, в техникумах и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся".

Постановление Совнаркома СССР от 27 февраля 1943 г. N 213 "Об освобождении в Азербайджанской ССР учащихся азербайджанцев и армян от платы за обучение в 8 - 10 классах средних школ, в техникумах и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся".

Постановление Совнаркома СССР от 19 марта 1943 г. N 302 "Об освобождении в Туркменской ССР учащихся туркмен, узбеков и казахов от платы за обучение в 8 - 10 классах средних школ, техникумах и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся".

Постановление Совнаркома СССР от 15 мая 1943 г. N 528 "Об освобождении от платы за обучение и обеспечении стипендиями студентов Кабардино-Балкарского педагогического института".

Постановление Совета Министров СССР от 4 марта 1950 г. N 838 "Об освобождении от платы за обучение в высших и средних специальных учебных заведениях инвалидов Отечественной войны и бывших воспитанников детских домов, трудовых колоний, трудовых воспитательных колоний и воспитанников, находившихся на патронате".

Цитата:

Еще мысль - примерно с 1922-1923 г., если я не ошибаюсь, у нас начался демографический рост. Первые уже заканчивали школы, а вот родившиеся в 1924-1925 гг. как раз вступали в тот возраст. Не могло такого произойти, что просто школ на всех не хватало, и решили таким образом несколько ограничить?

Разные версии, вплоть до того, что к войне готовились. На моей памяти было нечто подобное когда я школу в 1984 году заканчивал. Сокращали в школах 9 и 10 классы, и выдавливали после 8 классов в ПТУ и технари. Тут мне кажется похожая картина, на том уровне промышленности пропорции 1940 года было достаточно.
Численность учащихся

Бесплатное, доступное для всех образование является одним из основных достоинств Советской власти, как в глазах ее сторонников, так и противников. Однако в свое время активно распространяли информацию, о том, что даже в СССР было платное образование, введенное при Сталине.

Это вызвало яростные споры, при которых многие положительно относящиеся к Сталину и СССР граждане, активно отрицали сам факт подобного. Однако как показывает анализ исторических источников, при Сталине, в 1940 году действительно было установлена частичная платность обучения.

Постановление № 638

Речь идет о вполне официальном решении руководства СССР, подписанном Председателем Совета Народных комиссаров (СНК) В. Молотовым. Постановление № 638 «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка начисления стипендий» вышло в октябре 1940 года, незадолго до войны и было отменено Постановлением Совета Министров СССР в июне 1956 года.

Согласно этому решению правительства СССР, в 8,9 и 10 классах средних школ (а также техникумов, училищ и других средних учебных заведений) и ВУЗов была введена плата за обучение. Для школ и техникумов эта плата составляла в большинстве городов и сел - 150 рублей в год, для Москвы и Ленинграда, столиц ССР - 200 рублей. Для ВУЗов столичных городов (и Ленинграда) - 400 рублей в год, для остальных ВУЗов - 300 рублей.

Причины введения платы за обучение

Причины подобного решения, учитывая, что до этого советская власть ударными темпами проводила политику распространения всеобщего образования, просвещения и грамотности для населения СССР, были весьма прозаичны и изложены в самом Постановлении.

Хотя для того, чтобы понять истинный смысл решения, нужно взглянуть на его исторический контекст. СНК в своем решении прямо указывает, что в связи с возросшим уровнем благосостояния граждан СССР и одновременно с высокими расходами на строительство, на непрекращающееся развитие огромной сети высших и средних учебных заведений, советское государство решило возложить часть расходов и на самих граждан.

На деле это означает, что достигнув определенного, очень высокого по сравнению с послереволюционными годами уровня образования и грамотности среди населения, совершив грандиозный рывок в развитии промышленности, науки и образования непосредственно перед войной, СССР слишком сильно потратился на эту беспрецедентную модернизацию всей страны.

Руководство страны, по всей видимости, ясно осознавая, что необходимый для подготовки к войне и индустриализации уровень образования советских граждан достигнут, выращен огромный слой советской интеллигенции, способной обеспечить нужды страны, решило сэкономить средства на дальнейшее ударное развитие образовательной системы, направив их на текущие нужды. А текущие нужды СССР в 1940 году, означали подготовку страны к неизбежной большой войне.

Это был более, чем оправданный шаг для достаточно бедного государства, напрягавшего все силы и ресурсы для выживания. В своем рывке 1930-х годов СССР достиг определенного уровня развития системы образования, обеспечивавшего текущие прагматические потребности выживания страны и дальнейшее развитие этой системы исключительно за счет государства, проходило по части скорее «излишков», на которые в тех условиях не было ресурсов.

Посильная ноша для населения

По итогам этого решения и последующей трагедии Великой Отечественной войны произошло некоторое торможение ударных темпов распространения общедоступного образования. Надо отметить, что оно было временным, и отказ от мер по введению платного обучения произошел сразу же после окончания войны и послевоенного периода восстановления страны.

Как только оправившееся государство могло позволить себе развитие отраслей, связанных не только с потребностями текущего выживания, оно сразу же это сделало. При этом нужно понимать, что платное образование с 1940 по 1956 годы не было аналогом отсекающего от образовательных услуг и знаний европейского платного, элитарного высшего и среднего образования.

Как указывают историки и исследователи советского периода, сумма в 150 рублей в год для школ и средних учебных заведений и 300 рублей в год для ВУЗов большинства городов и сел страны не была чем-то неподъемным.

Историки сообщают, что средняя зарплата рабочего в 1940 году составляла 300-350 рублей в месяц. Тогда как суммы в 300-400 рублей за обучение в ВУЗах, предназначались на годовое обучение. Даже если указанная средняя зарплата, так или иначе, завышена, и в реальности рядовой рабочий или крестьянин мог получать всего 200 или даже 100 рублей в месяц, все равно, указанные цены за обучение не выглядят неподъемными.

Да, для населения бедной страны эти деньги были совсем не лишним, и далеко не все семьи имели хорошие зарплаты. К примеру, для крестьянства эти меры действительно создавали серьезные проблемы в социальной мобильности. Однако, тут надо понимать, что советская власть сознательно долгое время сдерживала возможности горизонтальной мобильности жителей сел, удерживая их в колхозах.

При этом введение платы не отсекало некоторых других путей получения бесплатного образования, например, в военных учебных заведениях, и в течение всего периода «сталинского платного образования», несмотря на войну и послевоенное восстановление, происходило развитие образовательной системы страны.

Объективно, безотносительно политических оценок советской власти, введение платного образования в тяжелейших условиях было абсолютно оправдано и не стало непреодолимым барьером, разделяющим разные слои населения по уровню дохода в вопросе получения образовательных услуг.

Надо отметить, что несмотря на мифы, во многом сформированные пропагандой, по-настоящему социальное государство в СССР было построено далеко не сразу, что в тех исторических условиях было совершенно естественно. На пути к достаточно сытой и спокойной жизни советского гражданина 1960-1970 годов, СССР прошел периоды лишений и самоограничений. Чуть больше 15 лет платного образования были далеко не самой суровой мерой в эти годы мобилизации и аскетизма.

Платное образование в СССР при Сталине December 20th, 2009

Сталинисты даже сегодня почему-то никогда не упоминают о введении Сталиным в 1940-м году платного обучения в школах и вузах. "№27 от 26 октября 1940 года Постановление №638. "Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий. Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признаёт необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет:
1.Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение.
2.Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение: а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик -- 200 рублей в год; б) во всех остальных городах, а также сёлах - 150 рублей в год. Примечание. Указанную плату за обучение в 8-10 классах средних школ распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений.
1.Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР: а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве и Ленинграде и столицах союзных республик -- 400 рублей в год; б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах -- 300 рублей в год".
Я нашёл (Постановление №213), что бесплатное обучение частично было введено в СССР для представителей национальных окраин в 1943 году (в Казахской ССР, Узбекской ССР, Туркменской ССР). А вот полностью бесплатное образование было введено только со смертью "эффективного менеджера" -- в 1954 году. "Плата за обучение в школах была отменена постановлением Совета Министров СССР от 1 июля 1954 года "О введении совместного обучения в школах Москвы, Ленинграда и других городов". Среднемесячная зарплата в 1940 году (из комментов): «В целом государственные розничные цены в 1940 году были в 6-7 раз выше, чем в 1928 году, а средняя номинальная заработная плата рабочих и служащих возросла за этот период в 5-6 раз, составив в 1940 году 300-350 рублей... « Гордон Л. А. , Клопов Э. В. Что это было? С. 98-99
Плюс к тому надо учитывать принудительные облигационные займы в размере 20-25% зарплаты. Т.е. реальная зарплата составляла с учетом изъятий в виде займов не 350 рублей, а 280 руб./месяц или 3400 в год. Т.е. - обучение одного ребенка в 8,9,10 классах обходилось в 4% годовой зарплаты одного родителя. - обучение в вузе обходилось в 9% годовой зарплаты одного родителя (за год обучения). Но! С селом расплачивались трудоднями, а не деньгами. И заработок годовой - выдаваемый именно деньгами - целой семьи составлял зачастую сумму меньше 1 000 рублей. И тут уж обучение ребенка в выпускных классах или вузе стоило семье крестьянина существенной части денежного дохода. А еще при Сталине у крестьян не было ни паспортов ни пенсий.

from ptic2008

Постановление Совета Министров СССР Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР. 6 июня 1956 г.

Совет Министров Союза ССР постановил:

В целях создания наиболее благоприятных условий для осуществления в стране всеобщего среднего образования и получения молодежью высшего образования отменить с 1 сентября 1956 г. плату за обучение в старших специальных и высших учебных заведениях СССР.

Народное образование в СССР: Сборник документов. 1917—1973. - М., 1974. С. 192.