Насекомые логопед. Конспект логопедического занятия в старшей группе детей с онр


Тема: «Насекомые»

Цели занятия

Коррекционно-образовательные:

Активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые»;

Упражнять детей в подборе глаголов, прилагательных;

Совершенствовать навык определять на слух односложных и многосложных слов;

Учить составлению предложений с предлогами пространственного значения;

Закреплять и развивать умение согласовывать числительные с существительными;

Коррекционно-развивающие:

Развивать внимание, зрительное восприятие, слуховое восприятие, мелкую моторику, память;

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать любовь к природе;

Демонстрационный материал: картинки насекомых, пластмассовой набор насекомых, мяч, магнитная доска, аудиозапись издаваемых звуков насекомых (муха, пчела, комар, кузнечик)

Раздаточный материал: «домики» для слов, лист с силуэтом бабочки для штриховки, цветные карандаши

Ход занятия

    Организационный момент

Логопед: Сядут те ребята, у кого на стульчике бабочки. Сядут те ребята у кого стрекоза.

    Сообщение темы занятия

Логопед: Стрекоза, бабочка - как мы можем назвать одним словом?

Дети: Насекомые.

Логопед: А каких еще вы знаете насекомых?

Дети: Паук, муха, пчела, …..

    Лексико-грамматические игры и упражнения

1) «Подбери подходящее слово» Подбор глаголов к существительному

Бабочка (что делает?) порхает.

Кузнечик (что делает?) прыгает

Жук что делает (что делает?) ползет

Собака (что делает?) лает

Комар (что делает?) жужжит

2) «Найди лишний» Убрать лишний предмет

Логопед: Можно ли все это, назвать одним словом НАСЕКОМЫЕ

Дети: ответы детей

3) «Расселим в домики слова» Односложные слова в маленький домик, многосложные в большой.

БАБОЧКА, КУЗНЕЧИК, ЖУК, ГУСЕНИЦА, ШМЕЛЬ, КОМАРЫ

Физкультминутка. Упражнение на координацию движений с речью.

Вот какая стрекоза- очень круглые глаза

(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)

Вертится как вертолет:

Вправо, влево, взад, вперед

(Руки на пояс, повороты влево - вправо, наклоны)

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг- скок, прыг- скок

4) Игра с мячом «Подбери прилагательное»

Логопед. Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, а вы отвечаете и бросаете мяч обратно мне.

По цвету:

Бабочка (какая?) желтая

Кузнечик (какой?) зеленый

По величине:

Божья коровка (какая?) маленькая

Паук (какой?) большой

Гусеница (какая?) длинная

5) «Ответ на вопрос» Отработка пространственных предлогов в предложениях.

Кто ползет к паутине? (К паутине ползет паук)

Кто прыгнул с веточки? (С веточки прыгнул кузнечик)

Кто спрятался под листочком? (Под листочком спрятался муравей)

Кто сидит на цветке? (На цветке сидит бабочка)

Кто ползет по руке? (По руке ползет божья коровка)

6) «Посчитай-ка» согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже

Логопед: На ромашку сели бабочки. А ну-ка, посчитаем их хором

Дети: Одна бабочка, две бабочки, три бабочки, четыре бабочки, пять бабочек

Логопед: Над ромашкой летают стрекозы. А ну-ка, посчитаем их хором

Дети: Одна стрекоза, две стрекозы, три стрекозы, четыре стрекозы, пять стрекоз

    Звуки, которые издают насекомые. «Послушай и угадай»

(муха, пчела, комар, кузнечик)

    Работа на листочках: штриховка бабочки

Вас на листочках изображены бабочки. Мы с вами выполним штриховку по образцу.

    Итог занятия

Логопед: О ком мы с вами говорили на занятии?

Дети: О насекомых

Логопед: Что вам понравилось на занятии? (ответы детей)

Логопед: Занятие закончилось, вы все сегодня молодцы!

Чаплыгина Е., логопед.

Цели занятия:

Коррекционно-обучающие: Уточнение знаний о насекомых, их характерных признаках; образование относительных прилагательных; согласование числительных с существительными; составление сложных предложений с союзом “потому что”; употребление предлога “под”.

Коррекционно-развивающие: развитие логического мышления и внимания.

Коррекционно- воспитательные: воспитывать внимательное отношение к слову; положительной мотивации к занятию.

Оснащение: поляна; предметные картинки с изображением насекомых; карточки с изображением цифр; сюжетная картина “Чудесная поляна”.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня я предлагаю совершить прогулку на чудесную полянку. Посмотрите, сколько вокруг цветов. Изобразите цветы с помощью своих пальчиков.

(Дети выполняют задание)

Понюхайте их.

(Дети делают глубокий вдох через нос, а выдох через “трубочку”)

А вот мимо полетели бабочки, проползли жучки, червячки.

(Дети выполняют пальчиковую гимнастику)

Насекомые

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем.

(Сжимают и разжимают пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

(Вращают мизинцем)

Прячьтесь!

(Руки за спину)

2. Сообщение темы занятия

Логопед. Кто у нас такие комар, муха, кузнечик, бабочка.

Дети. Насекомые.

Логопед. А каких насекомых вы еще знаете?

Дети. Стрекоза, муравей, таракан и т.д.

3. Лексико-грамматические игры и упражнения

А) “Подбери слово” подбор глаголов к слову насекомые: летают, кусают, жалят, вредят, вылезают, трудятся, засыпают и т.д.

Б) “Подбери признак”подбор признаков, образование относительных прилагательных. Игра с мячом.

Логопед. Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, а вы отвечаете и бросаете мяч обратно мне.

Жук какой?

Ребенок. Большой, рогатый и т.д.

В) “Четвертый лишний” Выставляются картинки.

Муха, муравей, грач, пчела.

Стрекоза, жук, гусеница, собака.

Комар, пчела, бабочка, лев и т.д.

4. Физкультминутка. Упражнение на координацию движений с речью.

Вот какая стрекоза- очень круглые глаза

(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)

Вертится как вертолет:

Вправо, влево, взад, вперед

(Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны)

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг- скок, прыг- скок

Сели, сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

5. “Сколько насекомых на цветке?” согласование числительных с существительными.

У каждого ребенка картина с изображением насекомого.

Логопед показывает цифру (от 1 до 5). Ребенок должен составить предложение: “ На цветке 3 муравья”

6. Игра “ Куда спрятались насекомые”

На доске помещена картина с изображением поляны.

Логопед. Ожидается сильный ливень. Все насекомые спрятались, попробуйте отыскать их.

Дети. Гусеница под яблоком.

Бабочка укрылась под ромашкой.

Усатый жук заполз под куст. И т.д.

7. Работа в альбомах: штриховка бабочки.

Логопед. Ребята отгадайте загадку.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.

(Бабочка)

Посмотрите, к вам в альбом прилетела

красивая бабочка. Давайте выполним штриховку бабочки.

Конспект образовательной деятельности (коммуникация) в подготовительной группе для детей с ОНР «Насекомые»

Учитель-логопед: Сапронова Евгения Владимировна.

Цель: закрепление навыка употребления различных грамматических категорий на основе лексической темы «Насекомые».

Задачи:

    упражнять в словообразовании суффиксальным и приставочным способом;

    упражнять в образовании сложных прилагательных;

    упражнять в согласовании числительных с существительными;

Лексический материал: глаголы: выйдем, пройдем, обойдем, перейдем, взойдем, спустимся, дойдем, подойдем, сидела, облетел, перелетел, подлетела. Существительные: бабочки, пчелы, жуки, гусеница, кузнечик, стрекозы, мотылек.

Пчёлы трудолюбивые, кузнечик длинноногий, бабочки пестрокрылые, стрекоза большеглазая.

Четыре пестрокрылые бабочки, одна гусеница, один длинноногий кузнечик, два жука, две трудолюбивые пчелы, две большеглазые стрекозы, один мотылек.

Материальное оснащение: пособие«волшебная карта», пособие «Луг», магнитофон, лупа, игрушка «цветок в горшке», нарисованные ромашки, схемы-подсказки.

Предварительная работа: активизация и актуализация словаря по теме «Насекомые»,развитие уменияобразовыватьприставочные глаголы, сложные прилагательные, согласовывать числительные с существительными, образование существительных при помощи суффикса – ИЩ-.

Ход занятия:

І. Орг. момент.

Логопед: - Здравствуйте, ребята! Мы сегодня отправляемся в страну «Насекомых».

ІІ. Основная часть.

1. Логопед: – Эта страна находится на сказочном лугу и дорогу к ней нам поможет отыскать волшебная карта. Посмотрите внимательно на неё.

Дети рассматривают пособие «Волшебная карта».

Тимур, расскажи, как добраться до страны «Насекомых».

Сначала мы выйдем из детского сада, пройдем мимо леса, обойдем горы, перейдем по мосту реку, взойдем на холм, с холма спустимся, дойдем до луга и подойдем к стране «Насекомых».

Логопед: - Молодец, Тимур! Ты правильно рассказал наш маршрут. Андрей, а ты запомнил дорогу в страну «Насекомых»? (Да, я запомнил дорогу в страну «Насекомых»)

Логопед: - Повтори её ещё раз, что бы мы не заблудились (ребёнок повторяет маршрут).

2. Логопед: – Итак, дорогу в страну «Насекомых» мы запомнили и теперь отправляемся в путешествие (дети шагают под музыку).

Дети подходят к пособию «Луг».

Логопед: - Ребята, куда же мы с вами пришли? (Мы пришли на луг)

Логопед: - Кто на лугу живет? (На лугу живут насекомые)

Логопед: - Каких насекомых вы видите? (Я вижу бабочек; я вижу пчёл; я вижу жуков; я вижу гусеницу; я вижу кузнечика; я вижу стрекоз)

Логопед: - Сколько бабочек летает над лугом, Яна? (Над лугом летают четыре бабочки)

Логопед: - Сколько пчел на лугу, Данила? (На лугу находятся две пчелы)

Логопед: - Сколько кузнечиков на лугу, Настя? (Я вижу одного кузнечика)

Логопед: - Сколько стрекоз на лугу, Тимур? (Я вижу две стрекозы)

Логопед: - Молодцы, вы справились с заданием!

3. Логопед: – Посмотрите и скажите, что делают пчелы? (Пчелы собирают нектар)

Логопед: - Пчелы собирают нектар, они любят трудиться, значит пчелы какие, Тимур? (Пчелы трудолюбивые)

Логопед: - Какие у стрекозы глаза? (У стрекозы большие глаза)

Логопед: - У стрекозы большие глаза, значит стрекоза какая, Настя? (Стрекоза большеглазая)

Логопед: - Какие у кузнечика ноги? (У кузнечика длинные ноги)

Логопед: - У кузнечика длинные ноги, значит кузнечик какой, Андрей? (Кузнечик длинноногий)

Логопед: - Какие у бабочек по цвету крылья? (У бабочек пестрые крылья)

Логопед: - А если крылья пестрые, значит бабочки какие, Яна? (Бабочки пестрокрылые)

Логопед : - Молодцы, вы очень точно рассказали о насекомых.

4. Логопед: – Мы с вами продолжаем путешествие по стране «Насекомых», встаньте в круг, но сначала вспомните, сколько пестрокрылых бабочек было на лугу?

Логопед: - Андрей, повтори, сколько пестрокрылых бабочек было на лугу? (На лугу было четыре пестрокрылые бабочки)

Логопед: - Сколько трудолюбивых пчёл мы видели на лугу, Тимур? (На лугу мы видели двух трудолюбивых пчел)

Логопед: - Сколько длинноногих кузнечиков мы видели на лугу, Данила? (На лугу мы видели одного длинноного кузнечика)

Логопед: - Сколько большеглазых стрекоз летало над лугом, Настя? (Над лугом летали две большеглазые стрекозы)

Логопед: - Молодцы! Вы никого не забыли.

5. Физ. минутка.

Логопед: – А теперь продолжаем наше путешествие.

По солнышку, по солнышку Ходьба на месте.

Дорожкой луговой Ходьба в полуприсяде, руки на коленях.

Идём по мягкой травушке Ходьба с высоким подниманием колен.

Весеннею порой.

Щебечут птички звонкие, Поднимание поочередно рук вверх.

Порхают мотыльки, Ходьба со взмахами рук в стороны и

приседанием.

Желтеют одуванчики, Приседание с поворотом туловища, направо,

правая рука в сторону.

Синеют васильки. Приседание с поворотом туловища налево,

(Сойкина Е., Фирилеева Ж.) левая рука в сторону.

6. Игра «Подскажи словечко».

Логопед: Ребята, а теперь повнимательнее рассмотрим насекомых, садитесь на стульчики. Но насекомые такие маленькие! Что нам понадобиться для того чтобы их увеличить, Тимур? (Нам понадобиться лупа)

Логопед : - Яна, какое насекомое ты хочешь рассмотреть? (Я хочу рассмотреть стрекозу)

Логопед: - Подойди и поднеси лупу к стрекозе. Что произошло со стрекозой? (Стрекоза увеличилась)

Логопед: - Правильно стрекоза увеличилась. У стрекозы не глаза, а что Яна? (У стрекозы не глаза, а глазищи)

Логопед: - Правильно. Данила, поднеси лупу к кузнечику. У кузнечика не ножки, а что? (У кузнечика не ножки, а ножищи).

Логопед: - Поднесем лупу к бабочке. У бабочки не крыло, а что, Настя? (У бабочки не крыло, а крылище)

Логопед: - Андрей, поднеси лупу к пчеле. У пчелы не усы, а что? (У пчелы не усы, а усищи)

Логопед: - Тимур, вспомни, как мы говорили про огромные глаза стрекозы?(У стрекозы глазищи)

Логопед: - Яна, вспомни, как мы говорили про огромные усы пчелы? (У пчелы усищи)

Логопед: - Андрей, вспомни, как мы говорили про огромное крыло бабочки? (У бабочки крылище)

Логопед: - Молодцы! Вы правильно, точно назвали все части тела насекомых, увеличенные лупой.

7. Логопед: - Ребята, мы с вами рассмотрели насекомых, а теперь поиграем. До кого я дотронусь волшебной палочкой, тот превращается в насекомое и выполняет действие по схеме-подсказке. А мы попробуем отгадать, что делали насекомые. Настя, выходи. Ты - бабочка. Возьми схему-подсказку.

Ребенок изображает действие насекомого.

Логопед: - Что сделала бабочка? (Бабочка прилетела на ромашку)

Логопед: - Данила, ты превращаешься в мотылька. Возьми схему-подсказку. Что сделал мотылек? (Мотылек облетел вокруг ромашки)

Логопед: - Яна, ты превращаешься в бабочку. Что сделала бабочка? (Бабочка подлетела к вазе)

Логопед: - Тимур, ты превращаешься в мотылька. Возьми схему-подсказку и изобрази действие насекомого (Ребенок изображает действие).

Логопед: - Что сделал мотылек? (Мотылек перелетел с цветка на цветок)

Логопед: - Андрей, вспомни и скажи, что делал мотылек? (Мотылек облетел вокруг ромашки. Мотылек перелетел с цветка на цветок)

Логопед: - Молодцы! Вы очень точно назвали действия насекомых.

8. Логопед: - Ребята, нам пора возвращаться из страны «Насекомых» в детский сад. Но сначала надо вспомнить дорогу назад, и поможет нам в этом волшебная карта. Настя, расскажи дорогу в детский сад.

Сначала пройдем луг, взойдем на холм, спустимся с холма, перейдем по мосту реку, обойдем горы, потом пройдем мимо леса, и подойдем к детскому саду.

Логопед: - Молодец! Ты очень точно вспомнила и рассказала дорогу в детский сад! Отправляемся в детский сад.

Дети шагают под музыку.

ІІІ. Итог занятия.

Логопед: - Ребята, где мы с вами побывали? (Мы побывали в стране «Насекомых»)

Логопед: - Что вы там делали? (Мы рассматривали, считали насекомых, а так же изображали и называли их действия)

Оценка логопедом деятельности детей.

Логопед: - Наше путешествие закончилось!

Конспект открытого занятия по развитию речи

Тема «Насекомые»

Составитель: учитель-логопед Терницкая Т.А.

Цель : Систематизация представлений детей о внешнем виде и образе жизни насекомых.

Задачи:

  1. Учить составлять описательный рассказ о насекомых по опорным картинкам.
  2. Совершенствовать грамматический строй речи, развивать навыки образования приставочных глаголов, существительных в Р.п. мн. ч.
  3. Воспитывать самостоятельность, инициативность, бережное отношение к природе.
  4. Развивать речевое дыхание, слуховое внимание детей.

Активизация словаря:

Существительные: комар, муха, бабочка, жук, стрекоза, кузнечик, водомерка, улитка, муравей, гусеница, крылья, головка, хоботок, брюшко, лапки, яйца.

Прилагательные: трудолюбивый, прозрачный, тонкий, вредный, полезный, опасный.

Глаголы: летать, прыгать, порхать, вредить, поедать, откладывать

Оборудование: наглядный материал с изображением насекомых, макеты летающих насекомых, картинки с изображением частей тела мухи, картинки с изображением луга, леса и водоема, бубен, магнитофон, аудиозапись звуков леса.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением насекомых, знакомство с их названиями, чтение стихотворения К.Чуковского «Муха-цокотуха»

Ход занятия.

  1. Сюрпризный момент. (Между шкафом и окном натянута леска, на которой закреплен макет бабочки. К бабочке привязана нитка. Логопед тянет за нитку, и бабочка влетает в группу).

Ой, ребята, кто это влетел в окно? (Бабочка)

Посмотрите внимательно. Какая она? (Красивая, хрупкая, быстрая)

Я открою вам большой секрет. Это бабочка сказочная, она прилетела и сказочной страны.

2. Орг. момент. Ребята, вы любите сказки?

А сами хотите стать сказочными героями?

Наша гостья может нам в этом помочь. Сейчас она превратит нас в сказочных великанов, и мы отправимся в очень интересную страну с ее необычными жителями. Для этого нам нужно закрыть глаза и повернуться вокруг себя.

Дети закрывают глаза, поворачиваются вокруг себя, тянутся на носочках.

(В это время звучит музыка со звуками леса.)

Дети открывают глаза. Посмотрите друг на друга. Кажется, вы немного подросли. Готовы отправиться в путешествие? Шагайте за мной и сами скоро догадаетесь, в какую страну мы попали. Дети маршируют в такт стихотворения за логопедом. Логопед показывает иллюстрации и макеты насекомых по тексту стихотворения.

Чтение отрывка из стихотворения Е. Серовой. «Добрый великан»

Я шагаю по лужайке –

Великан в трусах и майке,

Сверху ясно мне видна

Вся зеленая страна.

Вот улитка – добрый гномик –

На себе таскает домик.

Вот квартирка для жука –

Дырка старого пенька.

Вот стоит высотный дом –

Муравьи хлопочут в нем.

Вот цветок ромашки –

В нем живут букашки.

Эта милая страна

Вся кругом заселена!

Ребята, вы догадались, в какую страну мы попали? (Страну насекомых)

А давайте назовем других жителей этой страны.

На магнитной доске расположены рисунки других насекомых, дети называют их.

Некоторые насекомые издают различные звуки. Попробуем с ними пообщаться.

  1. Игра на звукоподражание :

Жужжим как жук – Ж – Ж – Ж.

Звеним как комар – З – З – З.

Трещим как кузнечик – ТРР – ТРР – ТРР.

А вы, наверное, знаете как насекомые умеют передвигаться? (ползают, летают, прыгают, бегают, порхают)

Посмотрите в нашей зеленой стране живут много летающих насекомых давайте поможем им полететь, попорхать, покружиться на ветру.

  1. Дыхательные упражнения .

На нитке подвешены макеты летающих насекомых. Дети должны подуть на них, чтобы они закружились на ветру.

Логопед дает инструкцию : вдыхаем воздух через нос, вытягиваем вперед губы, щеки не раздуваем и дуем на насекомых так, чтобы они закружились, запорхали.

Ребята вы уже много знаете про насекомых, а вы знаете, какие части тела есть у насекомого? Все насекомые разные. Но каждый из вас видел муху.

Разберемся, из каких частей состоит муха, Где она живет.

4. Составление описательного рассказа.

На магнитной доске закреплено изображение мухи. Дети по очереди берут карточки с изображением частей тела мухи и составляют предложения:

У мухи есть голова…

У мухи есть туловище …

У мухи есть хитиновый покров …. и т.д.

Муха откладывает яйца.

Домашняя муха живет в комнате.

В итоге один из детей с опорой на схему составляет описательный рассказ мухи самостоятельно . Н-р:

Муха – это насекомое. У нее есть голова, туловище, лапки, крылышки, брюшко. На голове у нее есть глаза и усики. Тело мухи покрыто хитиновым покровом. Муха откладывает яйца. Она умеет летать и жужжать. Мухи живут в лесу, в поле, в комнате.

  1. Беседа о местах обитания насекомых.

Мы сказали, что муху можно встретить в лесу, в поле, в комнате. А где живут другие насекомые? Демонстрация иллюстраций. Дети их рассматривают и составляют предложения.

На лугу можно встретить бабочек, стрекоз, божиих коровок, кузнечиков.

В лесу можно встретить жуков, комаров, муравьев, гусениц.

На пруду можно встретить стрекоз, комаров, жуков.

  1. Игра на слуховое внимание.

Мы с вами много говорили о насекомых, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру с бубном, в которой мы с вами будем показывать разных насекомых. Встаньте в круг.

Дети движутся по кругу, изображая разных насекомых.

Резкие, отдельные удары – прыгает кузнечик. (прыжки на двух ногах)

Частые быстрые удары – бегут муравьи. (мелкие шашки по кругу)

Тишина – улитка спряталась в свой домик. (приседания на корточках)

7. Составление рассказа о приключениях муравья с опорой на иллюстрации. Логопед читает рассказ, демонстрирует картинки, а дети добавляют пропущенные в предложениях слова.

8 Итог занятия.

Ребята, вам понравилась зеленая страна, насекомых? Что нового вы сегодня узнали? Давайте попрощаемся с жителями этой страны и вернемся домой, и вновь превратимся в детей. Бабочка нам в этом поможет.

Дети закрывают глаза, вращаются вокруг себя.

Вот, ребята, мы снова оказались у себя в группе. Занятие окончено.


Конспект НОД в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по лексической теме «Насекомые»

Коррекционно-образовательные задачи: Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Насекомые». Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными, образование слов-антонимов, образование слов с уменьшительными и увеличительными оттенками, употребление предлогов).
Коррекционно-развивающие задачи: Развитие фонематического восприятия, диалогической речи, зрительного восприятия и внимания, мышления, творческого воображения, общей и тонкой моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи: Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Магнитная доска, картинки с полевыми цветами, разрезные картинки, мяч, карточки для игры «Есть-нет», карточка с ребусом, бабочка, искусственный цветок в горшке, игровизоры, маркер, задания на листе бумаги.
1. Организационный момент.
Логопед . Ребята, скоро наступит лето, и многие из вас будут отдыхать на природе: в лесу, на лужайках, у реки, на огороде. Там вы можете встретить разных насекомых. А для того чтобы подружиться с ними, нужно о них много знать. А вы много нового узнали о насекомых?
Хотели бы вы проверить свои знания?
Здесь вы видите дорожку из полевых цветов. Под каждым цветком приготовлено для вас задание или игра о насекомых. Мы с вами пойдем по дорожке, выполняя задания по порядку и дойдем до бабочки. Может быть, она тоже для вас что-нибудь приготовила.
2. Разрезные картинки
Логопед. Первое задание разрезные картинки. Я вам предлагаю собрать вдвоем одну картинку. Присаживайтесь за столы.
Дети собирают разрезную картинку и называют логопеду кто на картинке.
3. Игра в слова.
Логопед предлагает встать детям в круг.
Логопед. Я предлагаю вам поиграть. Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее пчеле (муравейник, зеленый, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, река, стрекочет, цветок, квартира, тли, вредитель, соты, хищник, жужжит, большие глаза, разносчица болезней, полосатая, нектар, кровосос, пасечник, силач, летает, хвоинки, усики).
Логопед. Умницы, никто из вас не ошибся.
4. Игра с мячом «Скажи наоборот»
Логопед. Майский жук большой, а божья коровка… маленькая.
Логопед. У жука усы толстые, а у бабочки…тонкие.
Логопед. У шмеля спина широкая, а у комара…узкая.
Логопед. У мухи крылья короткие, а у стрекозы…длинные.
Логопед. Комар злой, а бабочка…добрая.
Логопед. Пчела полезная, а муха…вредная.
Логопед. Вы все правильно назвали.
5.Игровое упражнение «Есть-нет».
Логопед раскладывает на столе картинки.
Логопед. Возьмите по одной картинке, поиграем в игру «Есть-нет».
1-й ребенок. У меня есть пять комаров.
2-й ребенок. У меня нет пяти комаров, но есть шесть божьих коровок.
3-й ребенок. У меня нет шести божьих коровок, но у меня есть четыре кузнечика.
4-й ребенок. У меня нет четырех кузнечиков, но у меня есть девять стрекоз.
5-й ребенок. У меня нет девяти стрекоз, но у меня есть семь мух.
6-й ребенок. У меня нет семи мух, но у меня есть три пчелы.
1-й ребенок. У меня нет трех пчел, но у меня есть пять комаров.
Логопед. Верно. Молодцы!
6.Динамическая пауза «Кузнечик»
Скачет маленький кузнечик: (подскоки)
Через мостик перешёл, (ходьба)
Через лужи перепрыгнул. (прыжки с ноги на ногу)
В гости к бабочке пришёл: (ходьба)
«Эй, хозяйка, хватит спать! (дети ритмично «стучат в дверь)
Выходи скорей гулять!» (машут рукой в направлении к себе)
Будем вместе веселиться – (хлопают в ладоши)
Ты летать, (машут руками)
А я скакать!» (подскоки на месте)
7.Игра «Бабочка»
Логопед предлагает детям сесть на коврик.
Логопед . Для того, чтобы узнать с кем мы будем играть предлагаю разгадать вот этот ребус. (Бабочка)
Логопед. Правильно. Я буду помогать бабочке совершать различные действия, а вы будите говорить, что она делает.
Дети. Бабочка подлетела к цветку.
Дети. Бабочка села на цветок.
Дети. Бабочка летает над цветком.
Дети. Бабочка спряталась за цветок.
Дети. Бабочка вылетела из-за цветка.
Дети. Бабочка села под цветок.
Дети. Бабочка улетела от цветка.
8. Дидактическая игра «Насекомые малыши и великаны».
Логопед. Я буду называть название насекомого, а вы называете, когда он маленький, когда большой. Например: стрекоза-стрекозка и стрекозище.
Логопед. Комар - Комарик и комарище.
Логопед. Жук - Жучок и жучище.
Логопед. Пчела - Пчелка и пчелище.
Логопед. Муравей - Муравьишка и муравьище.
Логопед. Таракан - Таракашечка и тараканище.
Логопед. Шмель - Шмелёк и шмелище.
Логопед . Вы справились с этим сложным заданием.
9. Задание на листе «Четвертый лишний»
Логопед предлагает детям сесть за столы. На столах у детей лежат игровизоры с заданием на листе.
Логопед. Посмотрите бабочка для вас приготовила задание на игровизорах. В каждом ряду зачеркните лишнюю картинку (Дети выполняют самостоятельно).
Логопед. А теперь я предлагаю поменяться листочками и проверить друг у друга выполненное задание.
10. Окончание занятия.
Логопед. У меня на разносе лежат смайлики, они разные. Посмотрим, чем они отличаются? (настроением: радость и грусть). Если, сегодня выполняя задания у вас встретились трудности – возьмите грустного смайлика, а если вы считайте, что со всеми заданиями справились - возьмите веселого смайлика.
Дети выбирают смайлики.
Логопед. Я вижу, что все выбрали радостного смайлика и это значит, что все задания для вас были выполнимыми и вы справились. Все сегодня молодцы и я вам хочу вручить вот эти медали.