Красивый геометрический орнамент для интерьера. Узоры и их названия


Главным предназначением узора является украшение вещи, на которую этот элемент нанесен. О происхождении искусства орнаменталистики мало сведений, так как его использование началось за много веков до нашей эры. Орнаменты разных народов мира различаются индивидуальностью восприятия предметов и окружающей среды. У разных этносов одни и те же символы предстают по-разному.

Разновидности и мотивы

Украшение - это один из первых Но, несмотря на давнюю историю, оно является отличным декором многих современных вещей.

Орнаменты народов мира разделяют на четыре основные группы. Это:

  • построенные на геометрии фигур;
  • фитоморфного типа, которые состоят из изображений растений;
  • миандового типа - имеют вид целостной ломанной линии;
  • комбинированный или сюжетный узор.

Орнаменты народов мира включают такие мотивы:

  • пересечение линий в горизонтальном и вертикальном порядке, называемое тартаном;
  • совмещение одинаковых окружностей в форме четырех- или трилистника;
  • орнамент в виде каплевидного завитка - его называют пейсли или ;
  • изображение красивого пышного цветка отражается в дамаске;
  • изогнутая непрерывная линия, образующая окантовку большинства узоров, называется меандром.

Белорусский орнамент - особенности и неповторимость

Первоначальным смыслом белорусского орнамента была обрядовость. Среди основных особенностей древних узоров выделяют:

  • декоративность стилизации;
  • связь с предметами, на которые нанесена отделка;
  • большое количество ломаных линий и геометрических фигур;
  • конструктивность;
  • многообразность.

Множество геометрических фигур объясняется олицетворением сил природы и окружающего мира, которые охраняли человека. Орнаменты народов мира хоть и отличаются между собой, применяются для одних и тех же целей: украшения одежды, бытовых предметов, жилища, орудий труда. Количества повторений точек, треугольников, ромбов объясняют устройство общества. Число три - это Божественная Троица или небо, земля и подземный мир, четыре - времена года, пять - сакральность и т. д.

Белорусский орнамент содержит большое количество крестов, которые символизируют образ солнца, огня и справедливости.

На орудиях труда изображали символы плодородия, образ Роженицы в виде семени или ростков обозначал хороший урожай и богатство.

В большинстве обрядов использовались полотенца с орнаментами. Они изготавливались путем сочетания бело-серого рисунка и различного геометрического мотива. Большое значение имеет цвет выполнения узора: белый - символ чистоты и света, красный - богатство и энергия, черный - быстрота течения человеческого бытия.

Египет. Орнамент - специфичность и уникальность

К ранним формам изобразительного искусства Египта относится Он показывает разные предметы окружающей среды в виде пересечения линий и абстракции.

Основные мотивы включают:

  • растительные узоры;
  • анималистические изображения;
  • религиозные темы;
  • символизм.

Основным обозначением является который олицетворяет божественную силу природы, нравственную чистоту, целомудрие, здоровье, оживление и солнце.

Для описания жизни потустороннего мира использовали узор в виде алоэ. Множество растений, таких как терновник, акация, кокосовая пальма, являлись основами для изображения в орнаментальном искусстве Египта.

Среди геометрических линий следует выделить:

  • прямые;
  • ломаные;
  • волнообразные;
  • сетчатые;
  • точечные.

Основными характерными особенностями орнамента в Египетской культуре являются сдержанность, строгость и утонченность.

Узоры народов мира: Норвегия, Персия, Древняя Греция

Норвежский узор полностью описывает климатические условия страны. Большое количество снежинок, капель, оленей используется для нанесения на теплые вещи. Геометрия линий создает удивительные рисунки, присущие только данной нации.

С удивительными узорами известны во всем мире. В Древней Персии это было самой дорогой семейной ценностью. Полотна передавались по наследству через поколения и трепетно хранились. Орнаменталистика характеризуется преобладанием синего и зеленого цветов, изображением разнообразных птиц, животных, в том числе и выдуманных, нашивками в виде ромбообразной рыбы, груши в форме капли.

Основой для формирования культуры орнаменталистики в Древней Греции стал меандр. Бесконечное повторение узоров символизирует вечность и бесконечность человеческой жизни. Древнегреческие обшивки отличаются широким изображением сюжетов и многообразностью. Характерными чертами этой культуры является украшение орнаментами с волнообразными и ломанными линиями ваз и посуды.

Разнообразие индийских узоров

Орнамент Индии характеризуется геометрическими и спиральными формами, он выражается в форме спирали, зигзага, ромба, треугольника. Из анималистики используются морды кошек и птицы.

Множество орнаментов в Индии наносят на тело с помощью хны. Это особая процедура, она означает духовное очищение. Каждая татуировка несет в себе определенный смысл.

Обычный треугольник символизирует мужскую активность, перевернутый - женскую милость. Значение божественности и надежды заложено в звезде.

Для изображения защиты, надежности и стабильности используют квадрат или восьмигранник.

Популярные орнаменты состоят из цветов, фруктов и растений, они обозначают радость, счастье, надежду, богатство и здоровье.

Узоры народов мира: Китай, Австралия, Монголия

Китайские орнаменты легко отличаются от других, они содержат крупные и пышные цветы, которые соединяются невзрачными стебельками.

Резьба по дереву представляет орнамент Австралии. Из них выделяют:


Узоры Монголии представлены в виде круга, который воплощает вращение солнца и небо. Для нанесения на одежду используют геометрические фигуры, которые называют молоточным орнаментом.

Основные мотивы:

  • плетенка;
  • стеганый матрас;
  • молоточный;
  • круговой.

Орнаменты народов мира отличаются разнообразием форм, в них отражается индивидуальность культур и восприятия внешнего мира.

В этой статье мы расскажем о самых популярных вариантах внесения в интерьер ярких красок — наиболее известных орнаментах, узорах и рисунках. Выясним, как можно вписать все эти цветы, квадраты и полоски в интерьер, чтобы подчеркнуть его оригинальность и добиться необычного визуального эффекта.

Современный интерьер редко изобилует разнообразием орнаментов и узоров. Пёстрые обои с симметричными рисунками, плитка с народными мотивами и восточные ковры с настоящей вязью из мелкого узора как-то незаметно выходят из моды, уступая место однотонным окрашенным стенам , декоративной штукатурке и пластиковым панелям.

Возможно, такая аскетичность отделки, отсутствие орнаментов, ярких рисунков и отвечают требованиям современности, но иногда так надоедает! Давайте вспомним самые популярные декоративные приёмы оформления яркого, разноцветного дизайна интерьера.

Сегодня обои в такой вот крупный рисунок, пёстрые восточные ковры и плитка с ярким узором встречаются не так часто, как раньше. Однако свою популярность эти варианты отделки уступать не торопятся и успешно справляются со своей главной ролью — вносить разнообразие в однотонный интерьер

Цветочные мотивы

Изображения цветов и растений в интерьере призваны добавлять домашний уют, свежесть, тепло и солнце. Это всегда необычайно милые рисунки и узоры, которые вызывают ностальгические нотки, и особенно часто встречаются в исторических стилях интерьера.

Скажете, что обои в мелкий, а тем более крупный цветочек — это моветон, прошлый век и вообще, некрасиво? Можем поспорить! И сегодня многие производители выпускают целые серии обоев с цветочными и растительными мотивами, считая это самым уютным и домашним вариантом отделки.

Если вы решили оформить свой дом в стиле кантри или согласно основным тенденциям интерьера настоящего викторианского дома, то без цветочных мотивов вам никак не обойтись. Именно эти стили дизайна обожают обои в мелкий цветочек, ромашки на обивке дивана и стульев, цветочные композиции в изящных вазах.

Если же заполнять цветами и растениями всю комнату вы не намерены, предлагаем вам несколько вариантов использования таких мотивов в интерьере:

  1. Один единственный крупный цветок на однотонной стене над диваном станет самым ярким акцентом интерьера. А больше и не нужно — крупных изображений (не только цветов — вообще) в одной комнате не должно быть много, особенно, если помещение невелико.
  2. Обои в цветочек можно подобрать только для одной стены. Или же чередовать более широкие полосы однотонных обоев с тонкими цветочными полосками — получится необычно, современно и красиво.
  3. Растительные узоры могут присутствовать только в виде ковки, например, на лестнице, изголовье кровати или спинках стульев.
  4. Лаконичный интерьер современной кухни можно «разбавить» яркой посудой в цветочек. Такой сервиз может занять своё почётное место на полке за стеклянной дверцей и торжественно доставаться в случае прихода гостей.
  5. В комнате с однотонными стенами можно установить мебель, обивку которой украшают яркие цветы. Если вам такой вариант кажется слишком пёстрым, пусть обивка будет не в мелкий растительный узор или цветочек, а с отдельными крупными цветами в тон самой ткани.

Использовать цветочные мотивы в интерьере можно в любой комнате дома, без исключения. В детской будут уместны более яркие сказочные варианты, на кухне — мелкие цветы на плитке фартука, в гостиной — обивка мягких стульев и кресел, а в спальне — коврик с романтическими незабудками и цветочная композиция на тумбочке у изголовья.

Столь яркий цветочный принт на стене гостиной требует соседства с однотонной отделкой и будет плохо сочетаться с пёстрой обивкой мягкой мебели

Такой набор яркой посуды с цветами и растительными узорами станет украшением интерьера любой кухни

Полоска

Дизайнеры уверяют, что именно полосы помогают создать в комнате правильную геометрию, и подчёркивают широкие возможности использования такого варианта оформления.

Если вы хотите создать «полосатый» интерьер в своей квартире, следует помнить про основные особенности использования полос:

  1. Вертикальные полосы помогают «поднять» потолок. О такой особенности данного варианта отделки RMNT уже писал в статье «15 простых способов увеличить высоту потолка» . Однако если высота стен превышает их длину, вертикальные полосы использовать не стоит, иначе комната станет похожей на колодец.
  2. Горизонтальные полосы расширяют помещение, однако сделают низкий потолок ещё более приземистым, так что лучше использовать такой вариант декора в достаточно высоких комнатах.
  3. Слишком мелкие полоски на расстоянии будут просто сливаться в единый узор.
  4. Если полоски выбраны контрастного цвета и имеют ширину меньше 5 сантиметров, от такого интерьера будет просто рябить в глазах. В таком случае лучше предпочесть полосы, чьи цвета не будут контрастировать — гармонично выглядит, например, сочетание тёмно-зелёного и светло-зелёного оттенков, бежевого и светло-коричневого, терракотового и жёлтого, белого и серого. Кстати, неконтрастные полосы тоже отлично справляются с задачей расширения пространства или увеличения высоты потолка.
  5. Идеальный размер полос — от 5 до 15 сантиметров. Именно такие полоски, как уверяют дизайнеры, наиболее гармонично вписываются в любой стиль интерьера.
  6. Слишком широкие полосы выглядят как отдельный элемент декора и теряют свои способности изменять геометрию пространства.
  7. Наиболее распространённый вариант — использование в интерьере полос двух цветов. Если вы хотите разнообразить дизайн комнаты и создать настоящую радугу из многоцветных полосок, не используйте такой декор на всех стенах. Лучше выделить разноцветными линиями, например, только изголовье кровати или часть стены в гостиной.
  8. В комнате с однотонными стенами будет очень гармонично смотреться мебель с полосатой обивкой. А вот для комнаты с уже «располосованными» стенами лучше выбрать однотонный комплект мебели, иначе их будет слишком много.
  9. Полоски в интерьере могут встречаться не только на стенах: полосатая посуда, вазы, картины, ковры и текстиль будут хорошо смотреться в любом стиле дизайна интерьера. Например, шторы в вертикальную полоску тоже способны визуально «поднять» потолок и точно внесут разнообразие в однотонный интерьер.

Яркий пример использования в оформлении комнаты полос двух гармонично сочетающихся цветов. В таком случае полоска может быть буквально везде — от стен до постельного белья — и комната всё равно не будет выглядеть пёстрой

В этот морской интерьер отлично вписались диваны в традиционную сине-белую полоску

Горизонтальные полосы сделают помещение шире и просторнее, но могут «опустить» потолок, так что использовать их следует осторожно. Особенно, если они вот таких контрастных оттенков

Снова полоски, буквально заполонившие комнату. Цвета выбраны яркие, контрастные, так что приверженцам традиционного декора такой вариант, скорее всего, не понравится

Клетка

Без традиционной клетки просто невозможно представить себе английский интерьер или стиль кантри. Этот вариант декора по праву считается одним из самых распространённых. При этом самодостаточная и яркая клетка отлично сочетается с другими узорами, например, цветочными мотивами или полоской.

Основные принципы использования клетки в интерьере:

  1. В виде «шахматки» традиционно выкладывается керамическая плитка. Классическое сочетание — чёрные и белые квадраты, но чёрный можно заменить и серым. Гармонично будет выглядеть также «шахматка» бежевого и тёмно-коричневого цвета, оранжевого и нежно-жёлтого, белого и красного, белого и синего.
  2. Напольное покрытие в клеточку — будь то ламинат, ковролин, паркет или линолеум — отлично подходит для комнат с низким потолком.
  3. Один из излюбленных приёмов дизайнера — повтор рисунка. Например, клетка на обивке дивана будет отлично перекликаться с таким же узором на шторах или скатерти. Считается, что такой повторяющийся рисунок действует успокаивающе и создаёт ощущение защищённости и домашнего уюта.
  4. Крупная клетка упорядочивает геометрию комнаты, однако её лучше использовать в достаточно больших комнатах и сочетать с мелкими квадратиками.
  5. Часто клетки встречаются на текстильных элементах — большой популярностью пользуются шотландка или «тартан», клетка Burberry, в которой сочетаются красный, песочный, чёрный и белый цвета, а также узор «гусиные лапки». Такой текстиль выглядит тепло, респектабельно и подходит практически к любому стилю интерьера.
  6. Клетки, выложенные из дорогих материалов, например, декоративного камня, мозаики , зеркал, натурального дерева, цветного стекла, будут смотреться особенно изящно и интересно.
  7. Чтобы не перегружать комнату декором, лучше сочетать клетчатую обивку мебели с однотонными стенами и, наоборот — на фоне стены в клеточку или «шахматного» пола будет выигрышно смотреться однотонная меблировка.

Милые занавески в мелкую клетку традиционной сине-белой или бело-зелёной расцветки подходят к стилю ретро, кантри или английскому интерьеру

Обивка «гусиные лапки» выглядит очень респектабельно и не выходит из моды уже много лет

Классика жанра — чёрно-белая «шахматка». Выглядит такой узор очень ярко, потому остальные предметы декора лучше выбирать однотонные

Клетка может присутствовать в интерьере не только в виде рисунка. Создать «клетчатое» настроение помогут подушки квадратной формы, такие же зеркала, книжные полки и другие предметы

Этнические орнаменты и популярные узоры

Наиболее яркий вариант узора, который способен привнести этнические нотки даже в классический интерьер. Самыми популярными вариантами орнаментов, не утративших актуальности и сегодня, можно назвать:

  1. «Индийский огурец» или пейсли. Узнаваемый с первого взгляда, этот орнамент чаще всего встречается в качестве узора на текстильных элементах, например, подушках или покрывалах. В своё время были весьма популярны также обои в такой рисунок. «Индийские огурцы» могут использоваться не только для создания этнического стиля, но и в современном интерьере, делая его более ярким и оригинальным.
  2. Марокканский четырёхлистник. Ещё один широко распространённый вариант этнического орнамента. Керамическую плитку такой необычной формы можно использовать для оформления кухонного фартука или ванной комнаты. Кроме того, марокканские четырёхлистники могут присутствовать в интерьере в качестве деревянной резьбы, рисунках на шторах, обивке или вышивки на овальных восточных подушках.
  3. Иероглифы и каллиграфия из Японии. Разумеется, лучше всего такой узор из иероглифов или традиционные каллиграфические картины подходят для создания японского интерьера . Но красивая картина с изображением сакуры вполне может занять своё место и в классическом интерьере, а традиционно чёрные иероглифы помогут разбавить индустриальную холодность стиля хай-тек.
  4. Узор меандр пришёл к нам из Древней Греции и как никакой другой вид орнамента подходит к классическому направлению дизайна. Этот узор состоит исключительно из прямых линий и призван символизировать течение человеческой жизни. Лучший вариант использования такого узора — декоративная плитка, полоска которой станет отличным дополнением однотонной отделки стен ванной. Также меандр традиционно используется для оформления античных ваз и керамической посуды.
  5. Дамаск — симметричный узор с листочным мотивом. В целом его можно было бы отнести к «цветочному» оформлению интерьера, однако, как таковых отдельных цветов здесь нет. К тому же сразу хорошо заметна этническая направленность такого рисунка. Узор обязательно должен быть симметричным и может сочетать в себе различные варианты изображений листьев растений.
  6. «Ёлочка». Этот зигзагообразный орнамент можно назвать действительно народным, так как он присутствует во многих этнических стилях дизайна. Неровная, даже агрессивная «ёлочка» способна изменять геометрию пространства, однако её острые углы следует использовать в интерьере осторожно — слишком насыщенный декор будет переутомлять и вызывать раздражение.

Зигзаг или «ёлочка». Практически «ломает» геометрию пространства комнаты, поэтому может использоваться только в качестве отдельных вкраплений. Такой вот коврик с ярким зигзагообразным узором обязательно должен соседствовать с однотонными, спокойными поверхностями

Дамаск. Всего одна стена, оклеенная обоями с таким симметричным рисунком, способна полностью изменить интерьер в целом очень спокойной, классической комнаты

Пейсли или «индийский огурец». Яркий, экзотический, асимметричный. Может присутствовать как на стенах, так и на текстильных элементах

Всего одно яркое покрывало с индийским узором может придать в целом лаконичному интерьеру экзотический вид

Марокканский четырёхлистник. Плитка такой формы смотрится очень оригинально и при этом не слишком навязчиво

Картины в японском стиле не спутаешь ни с чем. Такие каллиграфические изображения пейзажей или иероглифов могут сплетаться в настоящий узор и отлично смотрятся в соответствующем интерьере

Меандр. Самый популярный греческий узор, строгий и в то же время достаточно нарядный и яркий

Снова марокканский четырёхлистник. В этот раз он используется не в качестве рисунка на стене или формы керамической плитки, а как резьба по дереву или металлические элементы. Получился весьма изящный декор, который вполне можно себе представить в современном интерьере

Эта комната может стать хорошей иллюстрацией к восточной книге сказок, а вот представить такое обилие узоров в современной квартире сложно

Использовать ли в своём интерьере узоры, орнаменты или рисунки — решать, конечно же, вам. Но, согласитесь, некоторое разнообразие в однотонной отделке не помешает ни одной комнате. Добавьте нежных цветов, ярких полосок, строгих клеток и экзотичных орнаментов и вы увидите, насколько ярче и интереснее станет ваш интерьер.

Видео по теме

Здравствуйте, дорогие пользователи школы дизайна интерьера сайт! Давайте сегодня поговорим с вами о самых известных и популярных орнаментах в дизайне интерьера, узнаем, какие они бывают и где используются в интерьере. Но для начала давайте узнаем, что вообще такое орнамент. Итак, орнамент – это узор, который основывается на повторе и чередовании образующих его элементов. Это могут быть различные простые и сложные геометрические фигуры, растительные мотивы и т.д.

Орнаменты использовались издревле в украшении различных предметов, начиная от бытовых повседневных предметов, заканчивая религиозными постройками, причём как внутри, так и снаружи.

В помещениях квартиры или дома использование орнамента и рисунков на различных поверхностях помогают уйти от однотонности, освежают пространство, и одновременно, включение в интерьер повторяющихся изображений даёт ощущение стабильности и единства стиля. Любой, более или менее толковый дизайнер интерьера сможет превратить орнаменты в изысканное украшение для дома.

Однако в дизайне интерьера и отделке квартир используется только часть из множества популярных орнаментов. Ставшие наиболее известными, выделяются простотой, красотой и универсальностью, давайте рассмотрим на сегодняшнем уроке самые популярные из них.

Дамасский узор – особенно удавшийся растительный орнамент. Это стройные вертикальные ряды равноудаленных узоров, состоящие из запутанных, плавных, утончённых линий. Такие затейливые окаймления в дамасском узоре обязательно сопровождают главный цветок. Этот орнамент вначале был восточным тканевым узором, техника и стиль которого восходят к сирийскому средневековью.

Сейчас им декорируют ткани, а также иные, самые различные материалы. Эти ткани и сегодня применяют для обивки мебели и оформления декора из текстиля. В большинстве случаев этот орнамент применяется для оформления поверхности стен.

Дамасский орнамент и рисунки придают интерьеру налёт состаренности и, если надо, сглаживают его современную лаконичность. Дамасский орнамент применяют, декорируя совершенно разные помещения, он отлично смотрится на открытой стене, как основной оттенок на покрывалах с подушками и скатертях, а также как задний план для стеллажей.

Когда дизайн выдержан в классическом стиле, оформить «дамасским» узором возможно все стены в помещении. Однако в современных стилях интерьеров используют фрагментарные вставки, содержащие дамасский узор. Такие вставки создают, чтобы сделать акцент на определенных участках стен либо фрагментах интерьера.

Этот узор придется по душе людям, предпочитающим сдержанность и элегантность. Насыщенных цветов, как правило, в нём нет, лишь нейтральные, либо применяют разные тона одного цвета. Если даже вам встретится контрастный чёрно-белый «дамаск», то использовать его лучше лишь как акцент.

Схожи с настоящим дамасским узором некоторые известные орнаменты на растительных рисунках обоев, предпочтительных для оформления интерьеров в стиле «барокко», «гламур».

«Пейсли » – также восточный отпечаток в традициях интерьерных орнаментов наших дней. Рисунок его подобен изогнутой капле, он хорошо подходит для оформления интерьера в восточном стиле.

Для текстиля он уместен, а на обоях его редко размещают – здесь этот рисунок не очень удачен. Небольшие же включения в общий фон – хорошее решение.

«Решётка ». Весьма популярен на Западе довольно недавно созданный универсальный орнамент «решётка», малоизвестный у нас. Это характерный геометрический узор «imperial trellis», который возможно увидеть и в обивке мебели, и в тканях, и в отделке.

Уютные рисунки-решетки делают более симпатичным и классическую, и современную вариацию интерьера. В особенности удачно их включение в монохромный дизайн, в этой ситуации излишняя декоративность не прибавится, но тут же решатся проблемы однообразия обстановки, присущие монотонному декору. «Решетка» неназойлива и гармонично сочетается со всеми типами мебели.

». А вот так называемый орнамент «гусиная лапка», пусть и был вначале типичным текстильным рисунком, теперь считается классическим. Этот узор прибыл из шотландских традиций и подобен ломаной клетке, такой орнамент чаще всего бывает двухцветный. Эта вариация актуальна для интерьеров в классическом стиле , отделки кабинетов, всюду, где необходимо сделать акцент на эффекте контрастности.

Орнамент «четырёхлистник» имеет древнейшие корни, которые ведут к началам геральдики и другим традиционным узорам. Составляют его повторяющиеся элементы, где каждый – окружность одинакового диаметра. Нечто схожее прослеживается в марокканских традициях. Этот орнамент используется не исключительно для нанесения рисунка, но даже определенные предметы декора и быта создают в виде этой фигуры узора.

Видеть его можно на перегородках, ширмах, в самых разнообразных составляющих интерьера. Подходит он буквально всем стилям оформления, с тем только отличием, что в различных стилях использовать его можно с разной интенсивностью. К примеру, сегодняшние лаконичные направления оформления интерьера, считают возможным его применение в минимальных количествах.

Узор «зигзаг », иначе «ёлочка», и он же английский шеврон способствует визуальному расширению узкого помещения, если разложить ковер на полу с этим рисунком. Немудреный и простой, как всё, пришедшее в современность из древности.

А при помощи обоев с таким рисунком, оклеенных на потолке, зрительно можно его сделать выше.

Шотландская клетка . Популярно применение в дизайне интерьера, и так называемого узора «тартан», т. е. традиционной шотландской клетки. Маловероятно, что когда-либо станет немодной его цветовая схема, которую составляют переплетения нитей различных цветов. Для оформления интерьера в английском стиле это неизменно беспроигрышный вариант. Благодаря этому орнаменту, интерьер станет и элегантнее, и строже, и к тому же теплее.

Меандр . Еще с неолита известен орнамент «меандр», который представляет собой бело-черные геометрические замкнутые узоры. В дизайне, в наше время он считается типичным греческим орнаментом. Пользуются «меандром» большей частью для окантовки, к примеру, стен, штор, ковров. Это оригинальный декоративный бордюр.

Еще часто применяется орнамент «чешуя» . Популярность его пришлась на 50-е года ушедшего века, поэтому он идеально пригодится для воссоздания мотивов ретро. Он может использоваться и при отделке стен, и для декора других поверхностей. Но при избытке «чешуйки» станут утомлять глаза, потому стоит их применять только в умеренном количестве, в эклектичном интерьере и с целью акцентирования.

«Ромбы » (англ. argyle) – в этом ретро орнаменте ромбики различных цветов перечеркнуты тоненькими диагональными линиями, отчего в рисунке создается больше рядов фигур. Посмотрев на этот орнамент, возникает ассоциация с теплой ручной вязкой, которая согреет в любые ненастья. Поэтому «ромбы» уместны особенно в детской комнате.

Похожие материалы:

Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, нажмите кнопку вашей любимой социальной сети.

Искусство орнамента очень древнее. Возникло оно в эпоху палеолита. Орнаментальные изображения доставляют эстетическое наслаждение, оказывающее сильное воздействие на человека, вызывают цепочки ассоциаций, позволяющие понимать и ценить произведение.Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива. Для орнамента характерны так же перевод реальных форм и предметов в условные орнаментальные изображения, высокая степень декоративного обобщения, отсутствие воздушной перспективы (плоское изображение).

Орнамент всегда широко применялся в качестве декоративного оформления изделий, необходимых людям в быту и практической деятельности. Он составляет основу декоративно-прикладного искусства. Без орнамента не обходятся в изделиях художественных промыслов, керамике, текстиле.

Все орнаментальные рисунки по их изобразительным возможностям подразделяют на три вида: орнамент изобразительный , включающий в себя конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы или сложную эмблему;
орнамент неизобразительный , образованный из геометрических элементов, абстрактных форм, лишенных конкретного предметного содержания;
орнамент комбинированный , представляющий собой сочетание изобразительных мотивов или отдельных элементов, с одной стороны, и абстрактных форм – с другой.

Орнамент классифицируют 1. по изобразительным мотивам: растительный,геометрический, анималистический, антропологический, каллиграфический,фантастический, астральный и т.д.

2.По стилевой принадлежности: античный, готический, барочный и т.д.

3.По народной принадлежности: украинский, белорусский, греческий и т.д.

4.По изобразительной форме:плоскостной, рельефный(небольшое возвышение), контрельефный(небольшое углубление внутрь).
Характеристика орнаментов по изобразительным мотивам.

Первичной формой орнамента является технический орнамент, возникший в результате трудовой деятельности человека (фактура изделий из глины, обработанных на гончарном круге, рисунок простейших клеток в ткани, спиралеобразные витки, получаемые при плетении веревок).

Технический орнамент

Символический орнамент возник и сформировался на основе изображений животных, людей, орудий труда в наскальных рисунках, на ткани. Эволюция условных изображений привела к тому, что орнаментальные образы зачастую представляют собой символы. Появившись в Древнем Египте и других странах Востока, символический орнамент и сегодня играет важную роль, например, в геральдике (изображение серпа и молота, двуглавый орел и др).Геометрический орнамент сформировался на основе технического и символического орнаментов. В нем всегда делается акцент на строгом чередовании ритмических элементов и их цветовых сочетаний. Первооснова практически любой геометрической формы – реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная (греческий меандр-волна, круг – солнце и т.п.)

Растительный орнамент-самый распространенный после геометрического. Для него характерны свои излюбленные мотивы, различные для разных стран в разные времена. Если в Японии и Китае любимое растение – хризантема, то в Индии – боб, фасоль, в Иране – гвоздика, в России – подсолнух, ромашка. В раннем средневековье особенно популярны были виноградная лоза и трилистник, в период поздней готики – чертополох и плод граната, во времена барокко – тюльпан и пион. В 18 веке “властвует” роза, модерн выдвинул на передний план лилию и ирис. Растительный орнамент имеет наибольшие возможности в части разнообразия используемых мотивов, приемов исполнения. В одних случаях мотивы трактуются реалистично, объемно, в других – более стилизованно, в условной плоскостной форме.

Каллиграфический орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в таких странах, как Китай, Япония, арабских странах, в определенном смысле заменяя собой изобразительное искусство.

В основе фантастического орнамента лежат выдуманные изображения, чаще символического и мифологического содержания. Особенное распространение фантастический орнамент с изображениями сцен из жизни животных получил в странах Древнего Востока (Египте, Ассирии, Китае, Индии, Византии). В эпоху средневековья фантастический орнамент был популярен в связи с тем, что религия запрещала изображение живых существ.

Астральный орнамент утверждал культ неба. Основными его элементами были изображения неба, солнца, облаков, звезд. Наибольшее распространение он получил в Японии и Китае.

Пейзажный орнамент особенно часто использовался и используется на текстильных изделиях производства Японии и Китая.

В животном (анималистическом) орнаменте возможны как реалистические, так и более условные, стилизованные изображения птиц, зверей и т.д. В последнем случае орнамент в известной степени приближается к орнаменту фантастическому.

Предметный , или вещный орнамент возник в античном Риме и в дальнейшем широко использовался в эпоху Возрождения, во времена барокко, рококо, классицизма. Содержание предметного орнамента составляют предметы военной жизни, быта, музыкального и театрального искусства.

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Характер орнамента зависит также от национальных образов , представлений, обычаев и т.п. Например, орнамент украинцев совершенно отличен от орнаментальных форм арабов.

Украинский орнамент

Арабский орнамент

Арабеска от фр. arabesque – арабский) – европейское название орнамента средневекового искусства мусульманских стран. В основе арабески, построенной по геометрической сетке – принцип бесконечного пространственного развития повторяющихся групп орнаментальных мотивов. Арабеска отличается многократным ритмическим наслоением однородных форм, что создает впечатление запутанного прихотливого узора.

Совокупность орнаментов, их обусловленность материалом и формой предмета, а также ритм образуют тот декор, который является неотъемлемым признаком определенного стиля. Стиль в искусстве какой-либо эпохи – это исторически сложившееся единство образной системы, средств и способов художественной выразительности. Основу любого стиля составляет единообразная система художественных форм, порожденных идейной и методологической общностью, возникшей в определенных социальных и экономических условиях. При формировании образной системы нового стиля орнамент входит в число наиболее важных составляющих его элементов и находится в числе тех средств художественной выразительности, которые позволяют безошибочно определять принадлежность к данному стилю какого-либо архитектурного памятника или произведения декоративно- прикладного искусства.

По стиливым особенностям орнамент бывает античный, готический, византийский, барочный и т.д

Готический орнамент

Орнамент эпохи Возрождения.

В период Средневековья орнаменты отличались фантастическими и сказочными рисунками, основанными на растительных и животных мотивах. Средневековый орнамент символичен. Природные мотивы трактуются условно и стилизованно. Простые прямолинейные геометрические формы переходят в плетеные криволинейные. Через выработанные декоративно-орнаментальные средства в Средние века опосредованно передавались внутренний мир, состояние и переживания человека, чего не было в древнем искусстве.

В эпоху Возрождения формируется светская гуманистическая культура, утверждающая ценность человеческой личности. В этот период искусство стремится к ясности и гармонии. В орнаментах широко используются мотивы аканта и дуба, виноградной лозы, тюльпана, расположенных на фоне растительных завитков и узоров. Кроме того, часто изображали животных и птиц в сочетании с обнаженным человеческим телом.

Орнамент стиля барокко строится на напряженных контрастах, резко противопоставляя земное и небесное, реальное и фантастическое, впрочем как и все искусство барокко. Орнаментика барокко отличается разнообразием и выразительностью форм, пышностью, великолепием и торжественностью. Для нее также характерны декоративность и динамика, преобладание криволинейных форм и асимметрии.

В начале XVIII в. стиль барокко трансформируется в стиль рококо. Орнамент приобретает легкость, воздушность, подвижность и живописность. Для него характерны ажурные, изогнутые, криволинейные формы, отсутствие ясной конструктивности (излюбленный мотив - раковина).

В период классицизма в конце XVIII в. происходит пересмотр идеалов античной эстетики. Орнамент вновь приобретает статичность и уравновешенность, ясность и четкость. Он состоит в основном из прямых линий, квадратов, прямоугольников, кругов и овалов, становится сдержанным по колорит.

В начале XIX в. господство классицизма завершается стилем ампир (от франц. empire - империя), который черпает свои художественные идеалы из искусства греческой архаики и императорского Рима. Орнаментике ампира присущи суровость, схематизм, строгость, торжественность и помпезность, а в качестве мотивов используются воинские доспехи и лавровые венки. Характерные цветовые сочетания: алый с черным, зеленый с красным, синий с ярко-желтым, белый с золотом.

Итак, орнамент каждого периода обнаруживает связь с духовной жизнью общества, архитектурой, декоративным искусством, отражает эстетику эпохи.

Орнаменты по характеру поверхности подразделяются на плоские и рельефные

Релефный орнамент

В особую группу объединяются те из них, в которых сочетаются рельеф и цвет. Своеобразие имеют рельефные узоры, например резьба по ганчу (среднеазиатская разновидность гипса). Традиция украшать жилища резным гипсом существует на территории Средней Азии с первых веков нашей эры.Прекрасные образцы такой резьбы можно увидеть в архитектурных памятниках Хорезма,Самарканда, Бухары.

Резьба по ганчу

Четко выраженный ритм, как и стилизация — основа всех орнаментов. Рапорт (мотив)-повторение одной и той же группы элементов в узоре.

Одно мотивным называют узор, в котором ритмически повторяется один и тот же мотив. Например, одно мотивным является знаменитый древнегреческий орнамент под названием «меандр».

Меандр

Часто встречается в орнаменте ритмическое повторение двух разных мотивов.

В зависимости от цели и назначения различают три вида орнамента, которые принято считать основными: ленточный, сетчатый и композиционно замкнутый.

Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы. Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон - сверху и снизу. Ленточный орнамент подразделяется на фриз, бордюр и кайму.