Как отметить рождество - интересные идеи. Празднование рождества христова с детьми Проведения рождественского праздника с детьми


По-настоящему незабываемым событием для ребенка сделает Рождество домашний праздник, на который можно созвать и родственников, и друзей с детьми. Как такой праздник организовать? Своими идеями на этот счет делятся опытные родители и педагоги.

Играем домашний концерт

Во многих православных семьях дети параллельно с обычной школой ходят и в музыкальную. Не секрет, что зачастую однообразные, требующие усидчивости и терпения музыкальные занятия довольно быстро становятся детям неинтересны. Ребенок не понимает, какое отношение это имеет к его жизни. Домашние рождественские (и не только) концерты - как раз то, что объяснит ребенку, для чего же он ходит в музыкальную школу, учит сольфеджио, сдает технические зачеты.

Рассказывает Наталья Загребина (филолог, мама четверых детей): «У нас семейный дуэт папы и сына (гитара и флейта) сложился довольно стихийно. Поначалу они просто для себя наигрывали мелодию из фильма “Гостья из будущего”, а теперь охотно исполняют этот номер на всех домашних концертах. Разучили еще несколько номеров. Что же касается создания детского ансамбля, то здесь, скорее всего, потребуется участие профессионала. В нашем случае им оказался преподаватель музыки из музыкальной школы, куда ходили мои дети и дети наших друзей. За небольшие деньги этот педагог подобрал и оркестровал произведения, которые бы наши дети смогли исполнять вместе на разных инструментах: скрипке, флейте, виолончели - кто на чем учился играть. Идея оказалась замечательная! Совместное исполнение детей настолько увлекло, что, когда встал вопрос о том, что нет места для репетиций, они просто умоляли нас сделать так, чтобы их совместное музицирование продолжалось. И конечно же, выход был найден. Сейчас, когда мы организуем домашние рождественские концерты, у нас уже набирается так много номеров, что мы разбиваем их на два отделения. В первом исполняются классические и тематические произведения, во втором мы даем возможность детям сыграть и спеть то, что они хотят. Это могут быть в том числе и современные произведения, например, сейчас наши дети, достигшие подросткового возраста, с удовольствием исполняют песни группы “Кино”. Также во второй части мы предлагаем выступить и нашим гостям. Например, на последнем нашем концерте один из пап спел “Шарманщика” Шуберта под аккомпанемент сына. Благодаря регулярно устраиваемым детским концертам взрослые, которые собираются на наши праздники, имеют редкую возможность пообщаться под звуки “живой музыки”. Я всегда считала, что заниматься в музыкальной школе имеет смысл, только если ты потом кому-то исполняешь то, чему там научился. А иначе это какой-то непонятный труд для родителей. Не испытывая радости от выступлений, дети заканчивают музыкальную школу - и больше не подходят к инструменту».

Кроме музыкальных номеров в рождественский концерт могут входить и песни. Спеть могут и самые маленькие участники праздника. Как правило, с большим удовольствием они поют дуэтом вместе с мамой. Прекрасный разнообразный детский репертуар предлагает хоровая студия «Веснянка». Также можно воспользоваться рождественскими и детскими песнями из репертуара Александра и Елены Михайловых. Существует немало очень красивых рождественских песнопений на английском и других иностранных языках. Их тоже можно разучить и исполнить - заодно это будет помощь детям и в изучении иностранного языка, и в освоении новых культурных пластов.

Ставим спектакль

Хорошо, если в основу спектакля для домашнего рождественского праздника положен принцип максимального количества участников. Желательно подбирать пьесу для постановки такую, чтобы в ней были задействованы все дети, даже те, которые пришли в гости. Потому что для детей значимо именно участие в действии, а не его созерцание. Но в то же время важно, чтобы при большом количестве участников спектакль не потерял своей зрелищности: зрителям тоже должно быть интересно. Поэтому желательно всех участников сразу разделить на две группы: группу главных и «эпизодических» действующих лиц. С первой группой придется собираться на репетиции. А у детей из второй группы должны быть такие роли, которые они могли бы «выучить» непосредственно перед выступлением: в какой момент появиться на сцене и что сделать. К эпизодической роли дети могут и подготовиться заранее. Например, выучить дома роль (слова или песню), которую надо будет воспроизвести на сцене, а уже перед самим выступлением нужно объяснить таким актерам, когда и откуда выходить. Хорошо, когда в домашнем спектакле участвуют и родители, особенно папы. Это придает особый статус сценическому действу.

Безусловно, когда дети маленькие и вы только задумываетесь о том, какую сказку вам ставить, лучше всего начинать с обычного рождественского вертепа. «Наш первый вертеп был очень любительский, мы делали даже не ящик, а обычный кукольный театр с ширмой, - вспоминает Наталья Загребина, - но на малышей он все равно производил неизгладимое впечатление. И даже если они год назад уже видели вертеп, не нужно бояться его повторить. Поскольку это бывает только на Рождество, то каждый раз воспринимается по-новому». Представления на евангельский сюжет могут быть представлены в разных формах: можно рассказать детям этот сюжет, воспользовавшись иллюстрациями из картонной игры-самоделки. А можно и сделать с помощью тканей импровизированную пещеру, в глубине которой поместить вертеп. Дети с удовольствием заберутся «в пещеру», и там можно с ними разучить рождественские колядки. А чтобы сделать это домашней традицией, можно в качестве рождественских подарков вырезать, склеить и подарить друг другу сборники рождественских песен с детскими иллюстрациями.

Вертепом можно начинать рождественское представление, а после него уже показывать любую сказку. Наталья Загребина, которая ставит домашние спектакли уже больше 12 лет, не советует выбирать сказку именно с рождественской тематикой: их не так много и они довольно сложны в постановке. Лучше ставить то, что хорошо знакомо детям (эффект узнавания только усиливает впечатления): «Красную Шапочку», «Репку». Хорошо, когда в пьесе повторяется одно и то же действие, как, например, в стихотворении Д. Хармса «Иван Иваныч Самовар». Тогда у актера меньше шансов сбиться, даже если он выучил роль непосредственно перед выступлением. «Были годы, - рассказывает Наталья, - когда по разным обстоятельствам нам не удавалось подготовить общий спектакль. Тогда каждое семейство, которое участвовало в общем празднике, готовило свою сказку. Таким образом, на общем празднике у нас был своеобразный фестиваль домашних театров. Главное, тому, кто будет организовывать такой праздник, не бояться, что что-то не получится так, как задумано, а выйдет экспромтом. Не стоит перегружать детей репетициями. Ведь в таком празднике главное не то, насколько гладко прошел спектакль, а какое настроение он создал. Праздничное театральное настроение легко создают любые формы костюмирования. Многие импровизированные костюмы легко создать с помощью шляп и плащей. Также хорошо включить в спектакль неожиданные спецэффекты вроде снега из аэрозоля, мыльных пузырей, бенгальских огней и т. д. И чтобы все получилось, важно помнить, что наши собственные представления о том, каким должен быть рождественский праздник, никогда не должны перевешивать детской радости от встречи Рождества.

Рождественский дизайн

В подготовке к встрече Рождества немаловажную роль играет и праздничное убранство дома. Своими идеями по созданию рождественских украшений делятся педагоги детского культурно-просветительского центра «Кадашевская слобода» Алла Савочкина и Арина Мазурова.

Украшения из дисков.

Оригинальные и простые в исполнении рождественские украшения можно сделать из ненужных CD. На блестящей поверхности гуашью рисуются снежинки или зимние узоры. Вместо гуаши можно использовать краски для рисования по стеклу. Затем в отверстие в диске продевается дождик - и праздничная подвеска готова. Можно ею украсить окна, стены, двери и т. д.

Рождественское озеро.

Совершенно особую атмосферу праздника создает мерцающий свет свечей, отражающийся с поверхности рождественского озера. Такую забаву делали и в старину: брали медный таз, в нем закрепляли свечи, давая им некоторое время погореть. Затем на дно таза красиво укладывали разные лоскутки, камни, стекляшки, ракушки, чтобы создавалась причудливая картина морского царства. После в таз наливали воду и снова зажигали свечи. Можно для «рождественского озера» сделать и кораблики из ореховых скорлупок, а в них тоже установить маленькие свечки: тогда огоньки будут двигаться по поверхности озера. А можно с «озером» и поиграть: по краям таза разложить фанты со смешными заданиями, пожеланиями или подарками и, пустив по «озеру» кораблики со свечками, наблюдать, к какому фанту какой кораблик пристанет - в зависимости от этого разыгрываются подарки и задания.

Свечи из вощины.

Довольно простым по исполнению и в то же время эффектным рождественским подарком может стать свеча из вощины. Для этого в магазинах, торгующих продуктами пчеловодства, приобретается душистый, пахнущий воском и медом лист вощины. Вощина режется на более мелкие листы и раздается детям, которые сворачивают ее трубочкой, предварительно вложив в нее фитилек. Дальше можно придать свечке любую форму, придумать для нее украшение, узор и т. д.

После бала

Как завершить семейный праздник, когда уже показан спектакль, проведен концерт, съедено угощение, а гости еще не хотят расходиться? Роль финального аккорда в радостной симфонии рождественских торжеств, как правило, выполняют разные игры и забавы. Прекрасно, если дети могут сами организоваться и пойти на улицу поиграть в снежки. Но бывает и так, что дети конфликтуют, поскольку не могут прийти к компромиссному решению, на этот случай организатору праздника лучше иметь в своем арсенале несколько несложных, но интересных подвижных игр, которые позволят незнакомым детям раскрыть свой характер и легче установить контакт друг с другом.

Желательно, чтобы все игры проходили под присмотром взрослых, поскольку одни дети обычно не могут играть в игру честно, соблюдая правила. Они часто пытаются слукавить, чтобы победить любой ценой, из-за этого возникают споры. Как утверждают педагоги, у большинства современных детей не выработана привычка к игре, поэтому, организовывая во время праздника игры, мы одновременно учим наших детей открытости, взаимовыручке, честности и множеству других полезных качеств.

Еще один вариант завершения рождественского праздника - отправиться всей компанией колядовать . О своем опыте в этом деле нам рассказала Наталья Семенова (медсестра, мама двоих детей). Некоторое время она с мужем и детьми круглый год жила в деревне. А так как в деревне люди обычно знают друг друга, то возникло желание поздравить всех соседей с Рождеством. Собравшись большой компанией детей и взрослых, Наталья и ее гости отправились обходить деревенские дома со звездой, с иконой, украшенной еловыми ветками, и с традиционным бунчуком с ленточками и колокольчиками. Зайдя в дом, «христославы» поздравляли с Рождеством хозяев, пели кондак, Рождественские ирмосы, колядки. В ответ хозяева их щедро угощали. Заходили они колядовать и к незнакомым, и к одиноким людям - и везде в Святые дни встречали теплый прием, который объяснялся не только гостеприимством деревенских людей, но и особым торжественным настроем, свойственным в эти дни очень многим, независимо от возраста, характера и вероисповедания.

Народные игры для праздника

Игры с веревкой

Для игры необходима веревка длиной около трех метров, связанная в кольцо. Дети берутся руками за веревку и становятся в круг. В центр выходит ведущий. По команде начинается игра. Ведущий пытается осалить игроков по руке, тогда игроки убирают руку, одновременно следя за тем, чтобы не упала у них веревка. Если ведущему удалось осалить игрока за руку, тот убирает руку и продолжает игру с одной рукой. Если же его осалили за вторую руку, то он либо выбывает из игры, либо платит фант, выполняя смешное задание.

Вариант этой игры - на веревке завязать несколько узелков и также с детьми стать в круг, держа перед собой веревку. В круг выходит ведущий. Теперь игроки по команде начинают передвигать по кругу веревку. В какой-то момент ведущий говорит: «Раз, два, три, веревочка замри». Тогда игроки останавливают веревку и пытаются руками закрыть узелки на ней. Задача ведущего угадать, под чьей рукой находится узелок. Если угадывает - тот, кто прятал узелок, становится ведущим, и игра продолжается.

Игры с платком

Дети встают в круг плотно друг к дружке и выбирают водящего, который становится в центр круга. По команде дети начинают по кругу передавать платок за спинами, а ведущий старается угадать, у кого платок. Если угадал, то тот, у кого был платок, становится ведущим. Если ведущий трижды не угадал, то его можно сзади не больно «осалить» платком. И игра начинается заново.

Горелки

Дети становятся в круг, в центре - водящий с ремешком в руках. Игроки начинают движение по кругу, приговаривая: «Гори-гори ясно, чтобы не погасло, гу-гу-гу, убегу!» В это время водящий слегка ударяет по рукам ремнем какую-либо пару из круга и поднимает ремень вверх. Те, на кого пришелся удар, должны побежать в противоположные стороны, оббежать круг и схватить ремень. Тот, кто быстрее подхватит ремень, становится водящим.

Жмурки

Из участников игры выбирается двое водящих: «Барин» с ремешком - ему завязывают глаза - и «Маша». Все остальные становятся в круг, ограничивая пространство для игры. Задача «Барина» - осалить ремешком «Машу», «Маша» должна увернуться от «Барина». Барин периодически спрашивает: «Маша, ты где?», «Маша» отвечает: «Барин, я тут!». Если Барину долго не удается осалить Машу, то участники игры могут сузить пространство, сделав шаг вперед, и продолжить игру.

Дударь

Дети становятся в круг, в центр выходит ведущий - «Дударь». Ребята ходят по кругу, взявшись за руки, и приговаривают:
Дударь, дударь, дударище,
Старый, старый старичище.
Его под колоду,
Его под сырую,
Его под гнилую.
Затем они хором спрашивают у «Дударя»: «Дударь, дударь, что болит?», «Дударь» отвечает: «Голова» (спина, брови, уши и т. д.). Все ребята, находящиеся в хороводе, одновременно правой рукой берут себя за названное «больное место» и продолжают движение по кругу, держась за это место. Песенка для «Дударя» поется два-три раза, и когда в очередной раз у «Дударя» спрашивают: «Что болит?», он отвечает: «Здоров!» - выбирает из круга на свое место другого, и игра продолжается.

Текст: Оксана СЕВЕРИНА
Рисунки: Дмитрий ПЕТРОВ

Чтобы понять смысл Рождества, ребятам предстоит превратиться сначала в зрителей, затем – в мастеров и художников, актеров и декораторов. Чтобы было интересней, наряду со спокойными играми проводятся подвижные конкурсы.

В конце мероприятия детям предлагается попробовать рождественское угощение.

Цель: познакомить с праздником, помочь понять его смысл.

Оформление: Наряженная ёлка, мишура, дождик, рождественские венки, фигурки ангелов, иллюстрации из рождественских рассказов.

Необходимые атрибуты:

  • Куклы и сцена для инсценировки рождественского представления;
  • Колокольчики для детей;
  • Материал для изготовления поделки «Ангел»;
  • Кормушка для птиц и зерно;
  • Украшения для снеговика;
  • Санки для снежных забав;
  • Материал для изготовления рождественской открытки;
  • Одинаковые комплекты одежды для каждого ребенка: футболка, штанишки, варежки, шапка, носки и другие необходимые атрибуты;
  • Угощения для детей;
  • Крылья;
  • Ватман, снежинки, тучки, желтый круг и лучи для эстафеты;
  • Игрушечная звезда.

Роли:

  • Ведущий

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте, ребятишки! Вы знаете, какой сегодня праздник? Какое радостное событие люди празднуют в этот день? Сегодня ! Давайте совершим небольшое путешествие в этот замечательный праздник, чтобы понять, зачем он нужен. И начнем мы с очень интересной истории. Сейчас мы превращаемся в зрителей. Представьте, что вы находитесь в кукольном театре. Посмотрите представление актеров внимательно, а затем скажите, чему именно мы в этот день радуемся.

Ведущий устраивает рождественский вертеп для детей, чтобы в игровой и доступной форме объяснить детям суть праздника.

Ведущий: Что же произошло в этот день много-много лет назад? Правильно, родился младенец Иисус, который спас все человечество от гибели. В некоторых странах Христа приветствовали веселым колокольным звоном. Сейчас мы превратимся в звонарей! Скажите, что нам нужно для выполнения нашей работы?

Дети: Колокола.

Ведущий: Все верно. Но так как вы еще маленькие, то и колокола у вас будут небольшими (раздает колокольчики). Давайте вместе порадуемся рождению Иисуса.

Дети звенят в колокольчики.

Ведущий: Ребята, вспомните, кто предсказал рождение будущего спасителя?

Дети:

Ведущий: Молодцы! Вы знаете, что ангел-хранитель есть у каждого человека?

А чтобы об этом не забывать, давайте изготовим собственного ангелочка. Для этого нам сейчас необходимо превратиться в мастеров и пройти в мастерскую.

Проходят к столику, на котором расположен нужный материал для изготовления ангелочков (картон, ножницы, нитки, клей). Ведущий проводит мастер-класс по созданию ангелочков.

Ведущий: Ребята, посмотрите, какие у вас красивые ангелы получились. Теперь можно их повесить на елочку, чтобы все видели ваши работы. Сейчас мы с вами станем декораторами, которые занимаются украшениями.

Дети проходят к елке, вешают получившиеся фигурки ангелов.

Ведущий: Ребята, не только люди радуются тому, что появился Христос. Все живые существа в этот день стараются делить радость друг с другом. Мы не должны забывать и о братьях наших меньших – птичках и собачках. У них сегодня также должен быть праздник, чтобы в доме было весело. Вы помните, чем нужно птичек кормить?

Дети: Хлебом, пшеницей.

Ведущий: Давайте приготовим нашим птичкам богатый стол.

В заранее подготовленную кормушку дети понемногу насыпают зерна, одеваются, выходят на улицу, помогают ведущему устанавливать кормушку.


Затем проводятся рождественские игры

и конкурсы на улице:

  • «Лепим рождественского снеговика» — дети лепят снеговика, украшают его мишурой, дождиком, елочными игрушками.
  • «Саня в санях» — малыши катают друг друга по очереди на санках, обходят препятствия.
  • «Ангелочки» — дети делают фигуры ангелов на снегу (ложатся на снег, машут руками, «рисуя» таким образом крылья).
  • «Снежные салочки» — чтобы засалить, нужно попасть снежком в товарища.

После снежных забав дети заходят в дом.

Ведущий: Ребята, а вы знаете, что поздравлять других можно не только словами. Как вы думаете, каким образом можно еще это сделать?

Дети: Сделать открытку!

Ведущий: Верно, и сейчас мы побудем художниками. Будем изготавливать свою собственную открытку. Нам опять нужно пройти в мастерскую.

Дети проходят к столику, на котором находятся необходимые атрибуты: белый картон и карандаши или фломастеры, и готовая открытка-раскраска. Сначала проводится беседа на тему, что можно нарисовать на открытке, а затем уже дети приступают к работе.

Ведущий: Ну, вот, сделали мы очень красивые открытки. Теперь будем друг друга поздравлять. Давайте вручим открытки на память друг другу. Ребята, а кто разносит открытки и письма нужным адресатам?

Дети: Почтальон!

Ведущий: Верно. И сейчас мы поиграем в почтальонов.

Дети садятся на стулья, образуя круг. Один ребенок – водящий. Водящий называет имена двух детей. Те, кого он назвал, должны быстро поменяться местами. Водящий в это время старается занять место одного из них. Тот ребенок, который не успел занять место, становится водящим. После игры дети обмениваются открытками. Ведущий должен проконтролировать, чтобы каждому ребенку досталась открытка.

Ведущий: В Рождественский вечер люди переодеваются в разные костюмы и идут колядовать, желать счастья и добра. А в ответ хозяева, которым подарили поздравления, дарят различные подарки. Давайте тоже поколядуем. Но сначала нужно переодеться.

Для детей заранее подготавливается яркая одежда большего или меньшего размера: футболки, шапки, варежки, носки и так далее. Каждому ребенку дается одинаковое количество одежды. По команде они должны все вещи надеть на себя – кто справится с заданием быстрее?

Ведущий: Вот мы и принарядились! Теперь можно и поколядовать! А вы хоть какую-нибудь колядку знаете? Нет? Придется разучить. Значит, сейчас мы будем актерами. Мы должны будем так поздравить хозяев, чтобы они не сомневались в нашей искренности!

Ведущий по строчке читает колядку, дети за ним повторяют слова и движения.

Ведущий: Теперь можно идти колядовать!

Дети подходят к родителям, поют им колядку. За это получают угощения.

Ведущий: Ну а сейчас – рождественская сказка. Угадайте, какую роль вам сейчас нужно сыграть?

Дети: Роль слушателей.

Ведущий: Все верно. В Рождество может случиться чудо. Даже если кажется, что помощи ждать неоткуда, она все равно приходит оттуда, откуда вовсе не ждали. Вот об этом рассказывается в рождественской сказке. Готовы слушать? Тогда усаживайтесь поудобней и слушайте.

Ведущий читает рождественскую сказку. Задает вопросы по содержанию, осмыслению произведения.

Ведущий: Ребята, вспомните, кого мы делали сегодня в самом начале праздника?

Дети: Ангелочков.

Ведущий: Хотите ненадолго стать ангелочками? Что вам для этого нужно?

Дети: Крылья!

Ведущий раздает детям крылышки и проводит эстафету ангелов:

  • «Пролететь» нужное расстояние.
  • Собрать снежинки, упавшие на пол.
  • Осветить все вокруг – приклеить к желтому кругу как можно больше лучей, чтобы получилось пышное солнышко.
  • Убрать все тучки с небес: на лист ватмана прикрепляются тучки и изготовленное в предыдущем конкурсе солнышко, дети по очереди подбегают и убирают по одной тучке.
  • Закончить картину – приклеить на ватман красивые снежинки, которые собирали.

Ведущий: Все хорошее когда-нибудь заканчивается, и вам уже пора на землю. Снимайте крылышки и превращайтесь в детей!

Дети снимают крылья. Присаживаются на стульчики.

Ведущий: Ребята, вы помните, кто указал путь мудрецам к младенцу Иисусу?

Дети: Звезда!

Ведущий: Верно. И сейчас мы с вами такую звездочку попробуем найти в комнате. Внимательно-внимательно осмотрите комнату и попробуйте определить, где же она находится!

Дети осматривают комнату, находят игрушечную звездочку.

Ведущий: Молодцы, вы очень внимательные. И в награду за быстрый поиск я познакомлю вас с еще одной . Все обычно ждут, чтобы в дом зашел темноволосый мужчина с еловой веточкой в руках. Именно он приносит с собой Рождество. Ему нужно будет подарить небольшой сувенир в знак доброжелательного отношения, а он оставит в благодарность удачу и любовь в доме.

Ведущий раздает детям колокольчики, они звенят. В дверь входит мужчина, проходит мимо детей, ведущий дарит ему звездочку, он благодарит, поздравляет с Рождеством и выходит через другую дверь.

Ведущий: Ну вот и закончилось наше путешествие в Рождество. Давайте вспомним, кем мы сегодня были и что делали?

Дети рассказывают.

Ведущий: Ну, а напоследок предлагаю попробовать рождественское угощение.

Дети проходят к столу. После еды можно предложить им рождественские раскраски или почитать книжку.

21 сентября православная церковь отметит Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. В традиции нашей церкви очень трепетное, личностное отношение к образу Пресвятой Богородицы. К Ней обращаются за заступничеством, горячо любят Ее и верят, что Она знает наши немощи, нужды и скорби. А каждая наша беда находит у Нее сочувствие. Матерь Божия остается чистейшим и совершеннейшим образом Церкви. В богослужебных текстах Богородица именуется Храмом Божиим, Божиим Жилищем.

В преддверие праздника педагог детских творческих студий Центра для детей и родителей «Рождество» Елена Кравцова рассказала нам, как можно донести до детей смысл этого праздника, как дать им понять всю его глубину. Вот что она сказала:

Отмечая с ребёнком Рождество Пресвятой Богородицы, прикасаясь к сути праздника, мы постепенно, словно разматывая нитку из клубочка, понимаем связь между Рождеством Иисуса Христа и Рождеством Пресвятой Богородицы. События эти, чаще всего, осмысливаются ребенком именно в такой последовательности. Для него откровением, не до конца осознанной тайной, сначала оказывается тот факт, что наш Бог родился на земле, как обычный малыш, как он сам. А потом - что у него была мама. И она тоже когда-то родилась, была маленькой девочкой и у нее были мама и папа.

Начиная лет с трех, детишки понимают, что такое день рождения. Они его очень ждут и ощущают, что это большой праздник. То, что у Бога тоже есть день рождения, и у Его Мамы есть день рождения, даёт ребенку опыт близости к его детской, вроде бы такой обычной, жизни священного и важного.

Этот праздник будто открывает собой новый церковный год. От Рождества Богородицы начался путь примирения человека с Богом через Иисуса Христа, путь всего человечества к спасению. И мы, ежегодно отмечая это, движемся от празднования Ее Рождества к Пасхе, к самому главному дару – Воскресению.

Хорошо выучить с детьми тропарь праздника, или хотя бы прочитать его вместе. Именно о самой главной цели жизни Богородицы поётся в нём:

Рождество Твоё, Богородица Дева,

радость возвестило всей вселенной,

ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш;

и, отменив проклятие, Он дал благословение,

и, упразднив смерть, даровал нам жизнь вечную.

Главное, для чего пришла в мир Пресвятая Богородица, чтобы принести всему человечеству Христа, который упразднит смерть. Поэтому и надо говорить о Рождестве Богородицы через призму Рождества Христова, его крестной Жертвы и славы Воскресения.

Накануне этого дня хорошо рассмотреть вместе с детьми две иконы: Рождество Христово и Рождество Пресвятой Богородицы, найти сходные и отличные черты. Часто на иконах Рождества Богородицы, рассказывающих историю, о которой мы знаем из Предания, изображают праведных Иоакима и Анну с Девой Марией на руках. Фрагмент или отдельная икона так и называются «Ласкание Девы Марии». Праведная Анна и Иоаким держат ее в объятиях, прижимают к своему лицу. В этом столько родительской нежности! Долгожданный ребенок, обещанный родителями на служение Богу, рожден в радость им и в утешение.

А на иконах Рождества Христова дети заметят, что Пресвятая Богородица чуть отвернулась от Младенца. Может быть, удивятся, зададут вопрос. Вот какие смыслы в языке иконы! Предназначение Христа было Ей известно еще от момента Благовещения и Богородица знает, что Сын пришел в мир не для того, чтобы быть с нею, а для того, чтобы спасти мир от рабства смерти. Она рада послужить воле Господа, хоть и слышит позже пророчество Симеона, предрекающее Ей земные страдания.

Эта тема - служение Пресвятой Богородицы, ее посвящение всей себя Богу - второй важный смысловой пласт праздника Рождества пресвятой Богородицы. Можно рассказать, как она была послушна воле Господа: готова прийти на служение в Иерусалимский храм маленькой девочкой, и после, когда Ей явилось откровение, что Она станет матерью Спасителя мира, Она была всем своим сердцем открыта этому служению, готова принять всякую свою судьбу. И когда Симеон говорит ей «А тебе оружие пройдет душу», и даже стоя у креста. Весь Ее жизненный путь - это путь исполнения воли Божьей. Это путь принятия всего, что пошлет Ей Господь. «Я раба Господня» - это ее главное служение.

Смысловую линию ее предназначения Богу еще до рождения могут понять дети 8-9 лет. Родители Ее отдали в Храм по послушанию своему, поскольку обещали сделать это. Хотя они очень-очень долго ее ждали, конечно же, любили, но Богу отдать можно только самое лучшее и любимое. И Мария прекрасно исполняет волю Господа и волю своих родителей.

Мы вспоминаем родителей Пресвятой Богородицы праведных Иоакима и Анну, тех, кто дали плоть и кровь Иисусу Христу. Вспоминая их роль, мы можем протянуть ниточку к нашей земной жизни и вспомнить тех, кто дал жизнь нам. В этот день стоит поговорить с детьми об их родителях, бабушках и дедушках, рассказать ребенку во всех красках, как все ждали его рождения. Что родители думали об этом, о чем мечтали, как выбирали имя своему малышу. Дети очень любят рассказы, как их пеленали, кормили, какими они были малышами. То есть, этот день дает нам повод для передачи детям опыта семейного счастья и самого ценного, важного из жизни родителей, их надежды на Божие милосердие.

Это не снижение или упрощение смысла праздника, а наоборот, более возвышенное понимание наших забот о детях. Мы подтягиваемся к тому канону любви, который задан нам святыми отцами. Мы растим и любим свое дитя, как родители Девы Марии, и тоже хотим, чтобы наши дети смогли быть послушны и послужили Богу.

Семейные традиции сближают поколения, позволяют близким людям ощущать себя единым целым. Придуманные совместно ритуалы способны объединить всех родственников, детей и взрослых. Рождество – самый домашний праздник и встречать Рождество с детьми – замечательная традиция.

Христианские ценности доступны пониманию даже самых маленьких детей. Высокая духовность, добросердечность, бескорыстие, милосердие – все это находит отклик в детской душе. Поэтому, если вы решили отметить Рождество с детьми, стоит учесть, что оно должно отличаться от привычных малышам светских праздников. Постарайтесь следовать семейным традициям, в которых найдется место не только внешней атрибутике. Необходимо сделать акцент именно на духовность.

Когда-то в России Рождество отмечали в каждом доме. К сожалению, большая часть ритуалов, связанных с чествованием Рождества, позабылись. Самым главным зимним праздником сейчас считается Новый Год, много рождественских традиций «перекочевали» и слегка изменились: к примеру, сейчас украшать елку, делать принято именно к 31 декабря.

Современный ритм не мог не внести свои поправки в многовековые традиции. Мы многое утратили, но почему бы не попытаться в своей семье воссоздать теплую душевную атмосферу уютных рождественских вечеров; познакомить детей с историей и русской культурой, которые немыслимы без православных рождественских обрядов.

В праздновании Рождества может принять участие даже маленький ребенок. Поверьте, трехлетний малыш способен проникнуться атмосферой Рождества. Обязанность взрослых – объяснить, в чем суть этого особого для верующих и просто культурных людей праздника. Перед тем, как отмечать Рождество с детьми, расскажите им его историю. Можно предложить малышам рождественские раскраски или устроить конкурс на лучшую иллюстрацию к святочным историям.

Один из самых красивых обычаев – украшение рождественской елки. Предложите детям сменить наряд новогодней красавице. Можно купить игрушки с рождественской тематикой – фигурки животных, волхвов. Не забудьте и про обязательный символ Рождества – Вифлеемскую звезду. Или можно вместо игрушек украсить елку разнообразными сладостями: орешками, конфетками, специально испеченным рождественским печеньем. Не забудьте в Рождество с детьми навестить крестных, отнести им в знак почтения и любви вечерю – испеченный калач, внутрь которого кладут конфеты, кусочки фруктов, печенье. Подарите крестным оригинальную или .

В доступной форме расскажите детям о Сочельнике: о том, что в этот день верующие стараются не принимать пищу до того момента пока на небе не засияет первая звезда. Когда начнет смеркаться, выйдите с ребенком на улицу или постойте с ним около окна, понаблюдайте, когда засверкает звездочка. Угостите малыша в этот момент кутьей.

К аждому родителю хочется устроить рождественские праздники для детей так, чтобы это принесло радость и запомнилось надолго. Давайте рассмотрим два среднестатистических детских праздника, проводимых своими силами в домашней обстановке.

Примерно за неделю до чудесного события мама начинает составлять меню, покупать шарики и обзванивать гостей. Накрывается богатый стол с отбивными, салатами, тортом и вином. До 2-3 тоста все еще помнят, по какому поводу собрались и восхищаются светлым праздником и еще чистыми, веселящимися детками. После этого маленькие гости обычно предоставлены сами себе (как правило, это разновозрастные дети приглашенных родственников и друзей, иногда и малознакомые друг с другом).

Вариант второй.

Твердо решив устроить праздник все же более для детей, чем для взрослых, мама накрывает им отдельный праздничный стол и в течении всего мероприятия пытается как-то направить в нужное русло разрушительную энергию молодости.

У вас был подобный опыт? Тогда давайте попробуем организовать праздник по третьему варианту.


От Рождественского утра до встречи гостей

Новый Год, Рождество и День Рождения – самые сказочные праздники детства. Вспомните себя, с каким нетерпением вы ложились спать, ожидая наступления маленькой сказки утром.

Подготовка к Рождеству начинается задолго до самого праздника: детям рассказывают о Рождестве Христовом, с детьми постарше можно разучить тропарь, кондак праздника, ирмосы рождественского канона («Христос рождается, славите!»). За несколько дней устраиваем вертеп. Ночью или утром – праздничная служба в храме.

В день праздника давайте удивим ребенка сразу, как только он откроет сонные глазки.

Шарики – это банально, не спорю. Но как удивительно проснуться и увидеть над собой разноцветную гирлянду! А сев в кроватке, удивиться засыпанному конфетти и серпантином одеялу? Сделайте сюрприз – создайте настроение сказки.

Часто бывает так, что часть гостей, приглашенных в дни празднований, уже пришли, а часть – пока нет. Пришедшие дети скованно скучают, не зная, чем себя занять. Я предлагаю вот такой способ скоротать время: вместо красивой накрахмаленной скатерти постелим на стол одноразовую светлую бумажную и дадим детям фломастеры – пусть сами нанесут веселый рисунок. Или раздадим альбомные листы с просьбой написать (или нарисовать, если дети еще маленькие) веселую Рождественскую открытку. А может быть – попросить детей рассказать, что сегодня за Праздник.

Можно нанести на чистые листы маркером разные загогулины и причудливые непонятные фигуры и предложить детям проявить фантазию и дорисовать к ним что-нибудь, чтобы эти закорючки превратились в понятные рисунки: что-то превратить в загадочное животное, что-то – в сказочное существо, экзотическое растение.

Я бы рекомендовала для детей от 4 лет (и 10-летние занимаются таким развлечением с удовольствием) вырезать каждому из белого картона Рождественскую Звезду, из цветной фольги нарезать мелких звездочек, ромбиков, цветочков, нарезать кусочки мишуры, насыпать конфетти и предложить каждому украсить картонную заготовку. Если более старшим детям – от 6 лет – вы можете дать клей в чашечке и кисточки, то малышам лучше подготовить основу заранее, нанеся на звезду двухсторонний скотч.

Угощение

Белоснежной скатертью и хрусталем вы не удивите гостей своего ребенка. Все, что жалко испачкать и разбить – с глаз долой. Давайте посмотрим здравыми глазами на наших детей: рады ли они будут мясу и салатам? Редкие родители ответят утвердительно. А фруктам и сладкому? Ну что за глупый вопрос – скажете вы, еще бы. Давайте побалуем гостей разными вкусностями. На столе должно быть много соков – из расчета литр на ребенка как минимум, лучше больше – что-что, а разгоряченные праздником дети пьют очень много. Фрукты должны быть разделены на удобные части: виноград (без косточек, если вы не хотите собирать их по всему дому) порезан на веточки по 3-4 ягодки, цитрусовые очищены и разобраны на дольки, яблоки… ну их никогда ничто почти не ест, как и бананы, следы от которых оставляют пятна на одежде. Вообще избегайте пачкающихся фруктов, одна хурма равносильна маленькому ядерному взрыву.

Можно устроить маленький сюрприз: под тарелки положить листочек с рождественскими пожеланиями!

Если уж вы очень хотите накормить детей существенной пищей – сделайте бутербродики, канапе с мясом, колбаской, рыбкой, сыром, украсьте их поинтересней, подайте коктейль (можно взбить блендером молоко, банан и немного сахара) – очень сытная и питательная еда. Но стоит ли придерживаться стандартного тортика? Я рекомендую сделать такой оригинальный десерт: купить вафельные коржи, мороженое, баллончик сливок, разные фрукты. За 10 минут до подачи на стол на вафельный лист уложить слой мороженого толщиной 3 см, корж, снова мороженое, корж, мороженое, теперь смесь порезанных фруктов, залить взбитыми сливками и воткнуть свечи – торт готов! Назовем его, например: «Рождественское лакомство».

…Кстати – как одно из занимательных развлечений, гостям можно самим предложить приготовить и съесть канапе (пользуясь тарелочками с нарезанными продуктами) и украсить свои коктейли шоколадной стружкой, цветными сахарными драже и соломинками.


Последовательность мероприятий

Комната украшена, стол накрыт, угощение готово. Что за чем должно следовать, чтобы было не скучно, но и не пересыщено? Начали приходить гости. Пока мы ожидаем полной явки – детей надо занять спокойной игрой – вот как раз для этого очень хорошо подходит разрисовывание праздничной скатерти. Все в сборе – садимся за стол. Поздравляем детей и кушаем бутербродики с напитками, фрукты. Долго засиживаться за угощением не стоит – как только начался шум – наелись, пора и поиграть.

Игры – только под организацией взрослого ведущего, иначе же бесконтрольная малышня просто будет ходить на голове, устроив настоящее светопреставление. Все запланированные развлечения позади? Снова за стол! А после – тихие игры (дети устали и перевозбудились). На прощание каждому гостю нужно подарить небольшой подарочек – это будет очень приятным памятным сувениром.

А что же родители приглашенных детей – спросите вы? Кто же будет ими заниматься. Когда я буду вести праздник? Кто будет подавать-убирать котлеты и оливье? Наш праздник – детский. Если есть возможность привести ребенка и уйти – чудесно! Если такой возможности нет – предупредите заранее, что придется участвовать в качестве вашего помощника. А пока дети будут кушать, вы успеете съесть по пирожному и выпить бокал вина.

Развлекаем и занимаем

В Интернете можно найти множество как различных конкурсов, так и готовых сценариев праздника. Будьте внимательны! Быстрые, энергичные занятия (эстафеты, салочки и прочее бегающе-прыгающие развлечения) необходимо чередовать со спокойными играми (рисовалками, загадками и другими сидячими заданиями). Несколько активных игр допустимо устроить подряд в самом начале праздника, а вот под его завершение лучше совместить парочку тихих, чтобы дети успокоились. Если же шумные конкурсы будут следовать один за другим, дети быстро устанут, перевозбудятся, оставшийся вечер будет уже не в радость. И напротив: слишком много сидячих занятий заставят заскучать активных деток и те начнут искать себе бурные игры самостоятельно. Желательно чтобы в вашем сценарии праздника не повторялся тип игры: если эстафета – то только один раз, если танцевальная игра – то тоже лишь однажды, конкурс на ловкость также не должен проводиться дважды.

Обязательно разбейте гостей на две команды, состязательный момент добавляет остроты соревнованию. Пусть каждая команда сама выберет себе название и придумает лозунг. За каждый выигранный конкурс она будет получать балл в виде чего-то существенного. Это может быть маленькая Рождественская звездочка. Их должно быть больше, чем количество конкурсов, на случай ничьи.

Чем еще можно занять маленьких гостей?

Эстафеты и жмурки – это все, конечно, здорово, но хорошо бы удивить детей необычным для такого праздника развлечением.

Дети приходят в полный восторг, когда им предлагают самим сделать что-нибудь интересное из… настоящего дрожжевого теста. Его можно купить в магазине замороженным или сделать самим. Подчеркиваю – тесто должно быть именно дрожжевое! Их произведения смешно раздуваются и увеличиваются, когда готовые изделия начинают подходить, что просто поражает маленьких гостей! Каждому ребенку выдается кусочек пергаментной бумаги, величиною с тетрадный листик, на нем и надо сделать свой пирожок. Это необходимо для того, чтобы фигурка изготовленного из теста человечка или животного без деформации перенеслась на противень, а с противня в испеченном виде – обратно в тарелку. Для украшения можно предложить блюдца с ядрами орешков и семечек, изюм. Эти испеченные сувениры в конце праздника вручаются гостям, и она с радостью уносят их домой. Можно предложить снова сделать Рождественскую звезду, теперь уже не из картона, а из теста.

Напоминаю – спокойные игры обязательно должны чередоваться с играми активными. Если два тихих занятия будут идти подряд – более активные дети потеряют концентрацию и начнут отвлекаться и шуметь. Если же два энергичных и шумных конкурса проводятся без передышки – дети быстро переутомятся и начнут капризничать.

Расскажу игру-эстафету, которую мы придумали и опробовали сначала на детском, а затем и на взрослом празднике, настолько веселой и беспроигрышно-смешной она оказалась. Заготовки: два приколотых к стене листа ватманской бумаги, два маркера, две емкости с одинаковым набором записок, в которых указаны части тела. Так как наша задача была изобразить «русскую красавицу», мы писали: корона, коса, глаза, нос, рот… сапожки. Главное – не пропустить ни одной части, чтобы рисунок был как можно полнее. Все записки перемешиваются и кладутся в коробочку, которую ставят под каждый ватманский лист. При команде СТАРТ первый игрок добегает с маркером до стены, вытаскивает листочек, читает, что ему нарисовать, изображает это на листе, убегает и передает маркер-эстафету следующему участнику, а сам становится в конец очереди. Игрок, получивший маркер, так же бежит к стене, читает, рисует и возвращается. ЭТО ОЧЕНЬ ВЕСЕЛО! Наш оператор не мог снимать конкурс на камеру – тряслись от хохота руки, а я, как ведущая, была не в силах прокомментировать получившихся «Красавиц» – непропорциональные части тела, перекошенные черты лица… От смеха слезы текли ручьем. Этот же конкурс мы провели и среди взрослых: рисовали Мисс Красоты – было еще более здорово, чем на детском празднике. Выигрывает команда, чей рисунок будет более симпатичен.

Окончание праздника

Вот и подошел к концу такой чудесный день. Хочется так его завершить, чтобы было не грустно от того, что он закончился, а хорошо на душе. Если вы снимали праздник на камеру, то можно запустить видео на экран телевизора в тот момент, когда гости будут есть торт. Дети уже устали, им не очень хочется разговаривать и развлекаться, а такой просмотр их повеселит. Если дети уже школьники и умеют писать, убрав со стола, принесите заранее купленную огромную открытку и фломастеры, пусть каждый оставит отзыв о празднике и поздравление-пожелание всем присутствующим. Хорошо бы на компьютере сделать незамысловатую грамоту и на прощание вручить ее каждому гостю: самому ловкому, самому веселому, самому находчивому – ее будут с гордостью показывать родителям, вспоминая прошедшее веселье.

…А как приятно, прощаясь с друзьями своего ребенка, услышать: «Спасибо! Большое спасибо за праздник! Мы никогда еще так не веселились!!! …А вы пригласите нас в следующий раз?!»