Как будет еж ежик ерш. Буква ё для обозначения слога-слияния


йотированных звуков

Проговаривать слова, чётко произнося [Й)

Ева, ела, ель. Воет, лает, моет, ноет, роет, тает, шагает.

Еж, ёжик, ёлка, ёмкость, ёрш, ёршик.

даёт, жуёт, куёт, поёт.

Юг, южный, Юля, Юра, юркий, юла, юлит.

Вою, даю, жую, кую, мою, пою, рою, сею.

Яблоко, ягода, ягодки, яд, як, Яков, якорь, яма, Яна, ярко, яркий, ясно, ясный, ястреб, ясень, ящерица, Яша.

Баян, маяк, моя, паять, рояль, стая, туя, твоя, хвоя. Йод, йогурт.

Проговаривать предложения, чётко произнося звук(Й)

Яна ест йогурт. Еж тащит яблоко. Юра заводит юлу. Юля ест ежевику. Яков удит ершей. В ящике много яблок. Волк воет на луну. Юля решает задачу. Яша поёт в хоре. Ева играет на рояле.

Проговаривать двустишия, чётко произнося звук [Й)

Ежевику ела Ева,

Кустик - справа, Ева - слева.

Ёж под ёлкою лежит

И от холода дрожит.

Юра с Юлей не играл,

Он юлу ей не давал. Яна якорь вышивала,

Молча яблоко жевала.

Выучить стихотворение, отработан произношение звука [й)

Автоматизация и дифференциация

йотированных звуков

Ялик

На якоре ялик стоял у причала,

Волна, набегая, тот ялик качала.

А ёж-капитан по причалу ходил,

Насвистывал песню и трубку курил.

Подготовить пересказ, отработан произношение звука [Й)

В САДУ

Юля и Юра работают в саду. Они белят яблони, окапывают кусты ежевики, поливают цветы.

ЕЖИХА

У ежихи нора под елью. В норе у неё ежата. Ежата маленькие и слепые. Ежиха кормит их молоком, а потом убегает на охоту. Если ей удаётся поймать юркую ящерицу, она будет сыта, и у ежат будет молоко.

ЗАЙКА

(иллюстрация 38)

Пошла Майка за старый сарай на лужайку и услышала, что

в яме у сарая кто-то тоненько плачет. Подошла Майка к яме,а там маленький зайка. Достала Майка зайку из ямы, положила на лужайку. А зайка как припустит со всех ног через лужайку в ельник!

Проговаривание слогов.

Ле-е Ля-я е-ле я-ля ле-е-ле я-ля-я лё-ё ё-лё лё-ё-лё

лю-ю ю-лю лю-ю-лю

Ляг- як Юлька - люлька

люк - юг ямка - лямка

Лель - ель Яшка - бляшка

Яша и Лида поливают яблони. Под елью Лёва увидел ёжика. Алёна поёт и танцует. Бельчата скачут с ёлки на ёлку. Юля ест малину. Алина моет лимоны. Ева отдыхает на юге. У Лили юбка на лямках. На поляне ежиха с ежатами. Я сею сельдерей.

Выучить стихотворения, отработан произношение звуков ИЮЛЕ

Солнце жарит с высоты,

Никнут травы и цветы,

даже птицы не летают,

Ёж под елью отдыхает,

Юркнет ящерка под пень,

А Егорка сядет в тень.

Дифференциация звуков (Ль),(Й)

Выучить стихотворение.

ПРОИСШЕСТВИЕ

Юля с Лялей на полянке

днём плели венок для Янки.

Их ежата напугали,

В яму девочки упали

И забыли про венок,

Побежали со всех ног.

ПО ЯГОДЫ

Лена и Яша пошли по ягоды. На опушке леса много спелой земляники. Лена большая, а Яша маленький. Лена кладёт ягоды в лукошко, а Яша ест ягоды. Потом дети отдыхают под ёлкой на поляне и возвращаются домой.

ЮЛЕНЬКА

(иллюстрация 39)

Юленька маленькая. Она лежит в коляске. Лиля гуляет с Юленькой, катает её в коляске, поёт ей колыбельную:

Люли-люли-люли,

Прилетели гули,

Колыбель качали,

Песню напевали.

Проговаривать слоги, чётко произнося звуки

ла-я я-ла я-ла-я лэ-е е-лэ е-лэ-е

ло-ё ё-ло ё-ло-ё лу-ю ю-лу ю-лу-ю

Проговаривать слова, чётко произнося звуки

як-лак юг-лук яма - лама ёж - ложь

Проговаривать предложения, чётко произнося звуки

Юра ел лук. Яна собирает ландыши. У Евы юла. Лось стоял под ёлкой. Володя поедет на юг. Мила вышивала яблоко. Волк упал в яму. У причала на якоре лодки и ялики. У Клавы яркое платье. Свёклу и лук кладут в ящики.

Выучить потешки, отработан произношение звуков.

Ёжик Ермошка

Сидел у окошка,

Булку жевал,

Песню напевал.

Мила мь ежевику,

Угощала ею Вику.

Вика ягоды хвалила

И «спасибо» говорила.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою Яну не буди.

Тёмна ноченька - не спится,

Моя Яночка боится.

Ты, собачка, не лай,

Мою Яну не пугай!

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [л),(Й)

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков

[ Л) [Й)

НА ПЛОТУ

Светит яркое солнышко, по небу плывут облака, поют птицы. Володя и Яша плывут на плоту. Володя ловит ершей, а Яша его рисует.

Отработав произношение звуков [Л)[ Й)в словах, провести подвижную игру.

ДВЕ КОЗЫ

Мимо нас поехали Бегут по кругу

Две козы с орехами. на носочках.

Ехали лужками Меняют направление,

С полными мешками, идут большими шагами.

Ехали дорожками Меняют направление,

С полными лукошками... бегут на носочках.

Козы, козы, козушки, Останавливаются,

Козы-белоногушки! ритмично прыгают.

Что же вы с орехами Потягиваются.

К нам-то не заехали? Приседают.

Проговаривать слоги, чётко произнося звуки.

ра-ря-я ря-ра-я ра-я-ря

ро-рё-ё рё-ро-ё ро-ё-рё

ру-рю-ю рю-ру-ю ру-ю-рю

рэ-ре-е ре-рэ-е рэ-е-ре

Проговаривать слова, чётко произнося звуки р,рь,й

як - рак ежи - рожи юбка рубка

Яна - рана еноты - работа южный - наружный

яма - рама ёж - рожь юлить - рулить

ясли - росли ели - смотрели

Проговаривать предложения, чётко произнося звуки.

Юра ел ягоды и увидел радугу. Ёж побежал в рожь. У Яны на пальце рана. Рак живёт в реке, а як пасётся у реки. Еноты делают свою работу - роют нору. Юра собирает ежевику. Юля варит варенье из яблок. Яша рисует ежа. Юнга - юный моряк.

Подготовить пересказ, отработан произношение звуков .

ПОД ЯБЛОНЕЙ

(иллюстрация 40)

Яна и Яша ели яблоки под яблоней. Вдруг из-под лейки выскочила ящерица. «Ой, я боюсь!» - вскрикнула Яна и уронила яблоко. Ящерица юркнула в ямку под яблоней. «Ящерица тоже боится», - засмеялся Яша.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Р)-(РЬ)-(Й)

Отработав произношение звуков в словах, провести подвижную игру.

ЯБЛОНЯ

Яблоня! Яблоня! дети идут по кругу, взявшись за руки,

Где же твои яблоки? в центре круга стоит водящий.

Заморозил их мороз? Останавливаются, на каждую строчку

Или ветер их унес? загибают по одному пальчику,

Или молния спалила? водящий отрицательно качает головой.

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

Куда они пропали? Пожимают плечами.

Не морозил их мороз, Опять загибают по одному пальчику.

И не ветер их унёс,

Не спалило их огнём,

Града не было с дождём,

Птицы их не поклевали.

Дети оборвали! Разбегаются, водящий бежит за ними,

(югославская песенка)


ТЕМА УРОКА: Буква ё для обозначения слога-слияния.
ЦЕЛИ УРОКА:

I . Обучающие.

1. Познакомить школьников с буквой е, обозначающей два звука /в начале слова, после гласных/.

2. Совершенствовать навык плавного чтения с переходом на чтение целыми словами.

II . Развивающие .

1. Развивать фонематический слух.

2. Развивать речь, мышление школьников.

3. Совершенствовать дикцию учащихся.

III. Воспитывающие.

I. Воспитывать гуманное отношение к животным, любовь к природе.


I. ОРГМОМЕНТ.

Дети, мне очень приятно, что в первый день после каникул мы с вами будем работать. Посмотрите, даже солнышко вам мило улыбает­ся. Оно тоже довольно , что вы пришли в школу.


II. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА.

Давайте, дети, отправимся в зимний лес. Он сказочно красив, не­повторим. Зеленеют елочки, на ветках деревьев шапки снега. Видны следы зверей, птицы порхают с ветки на ветку. У лесных зверей своя жизнь, у них тоже есть своя школа , лесная школа. Давайте отправимся туда.


III ПОВТОРЕНИЕ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА,

1. Пока мы в пути, давайте вспомним, какие глаcные буквы вы уже знаете? Назовите гласные, которые приказывают читать твердо.

Назовите гласные, которые приказывают читать мягко /е, я, и /. А какие гласные мы еще называем хитрые? /е, я/ Почему? /В начале сло­ва, в середине и в конце после гласных обозначают два звука: /й’э/, /й’а/,


2. Работа по карточкам.

Пока мы шли по лесу, случайно попали в чащу леса. Чтобы вы­браться из нее, нам нужно пробраться через эти елочки. А елочки не простые, они волшебные, елочки-задания. Если мы справимся с зада­нием, мы увидим тропинку дальше в лес.

Снимите елочки-карточки и выполните задание. Соедините слова с подходящими схемами. Пять учащихся работают по карточкам.
3. К нам навстречу выбежал зайчишка. Он очень торопится в школу, лесную школу , и может проводить нас туда на большую поляну. Но вот беда: он не может выполнить домашнее задание и просит нас помочь ему его выполнить. А задание у зайчика такое: надо отгадать, в каких словах буквы е и я обозначаются два звука, а в каких один звук. Если буква обозначает один звук, показываем зайчику карточку с красным цветом , а если два звука - слог - слияние:

е /ли я/ма Та/ня

ле /с ма /як ста/я

/Собрать карточки - елочки и проверить/

Молодцы, дети, мы выполнили все задания и вышли на большую поляну. Прочитайте, куда торопился наш знакомый зайчишка.

/Лесная школа/
IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

Кто ученики в лесной школе?

Кто учитель? /Ёж/

Сегодня учитель ежик знакомит своих учеников с новой буквой. Мы тоже с вами еще не знакомы с этой буквой. Давайте удобно сядем за парты лесной школы и послушаем учителя.


V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. Слого-звуковой анализ слова ёжик.

Дети, сколько слогов в слове ёжик? Какой первый?

Какой второй? Назовите ударный?

Посмотрите на схему слова ёжик и скажите, чем представлен первый слог? А второй? Медленно произнесем первый слог. Какие звуки услышали? / й о /


2. Обозначение звуков буквой.

Дети, два звука, образовавшие слияние /йо /, принято обозначать не двумя буквами , а одной ё. Посмотрите на доске лесной школы она написана. Посмотрите;это заглавная буква Ё , а это строчная е.

На какую букву похожа? / е /

Е и Ё - родные сестры.

Различить сестер непросто. Но у буквы Ё две точки. Словно к ле­сенке гвоздочки. Сложим из палочек букву Ё. А вот место буквы в ал­фавите и место на ленте букв.

/Учитель показывает./


3. Работа с кассой букв.

Учитель Ёж просит нас составить его имя: ёжик. Давайте, ребята, составим слово ёжик.

Сколько нужно взять букв, чтобы записать первый слог?

Какие буквы, чтобы записать слог-слияние: жи .

Какое правило знаете?

Какой звук на конце?

Какой буквой запишем?

Получилось слово ежик .

Посчитаем, сколько звуков на схеме? / 5 /

А сколько букв в слове? / 4 /

Почему? /Буква ё в начале слова обозначает два звука./
4. Чтение слов.
1. Игра "Собери словечко",

Белка тоже торопилась на урок. И когда прыгала с ветки на ветку , рассыпала слова, но запомнила, что все слова начинаются на букву ё:

кижё, шер, чаколе

Буква ё - колючка. Почему? На букву ё ты назовешь три слова:

ёлочка, ёжик, ёрш, и всё ужасно колко.

Прочитаем слова: ёлочка, ёжик, ёрш, Какой слог ударный?

Обратите внимание на букву ё всегда падает ударение. Почему? Вот какую сказку рассказал учитель Ёж своим ученикам. Послушаем ее.

Сказка "Почему Ё всегда ударная?"

Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё вверху две шишки - ой, нет! две точки.

Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра , и на букву Е упали две шишки, от кото­рых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву - букву Ё, Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная.
2. Игра "Сравни слова ".

Ёжик /рис. ежа/ ёжик/ рис. прически / ёрш / рис. рыбы / ёрш / рис. щетки для мытья /

Почему записаны одни и те же слова , а предметы нарисованы разные?


Обобщение учителя .

Одно и тоже слово может обозначать раз­ные предметы.

3. Игра "Кто внимательный?"

Задание: назвать слова с буквой ё.

Ёжик и ершик

Все звери легли спать на зиму, и ёжики улеглись в норе под ёлкой. А маленькому ёжику не спится.

- Мам! Что это мы всё спим да спим ... Можно, я схожу к своему другу ёршику?

- Да ты что? Замерзнешь ещё. Спи!

Лежал-лежал ёжик, ёрзал - ёрзал, дождался, пока мама уснула, и вылез из норы. Вылез и удивился. Все белым - бело , и снег на ёлках то на цыпленка похож, то на ёжика и даже на ёршика!

- Ой, как здорово!

А ёршик-то сидит в реке, ничего этого не видит! Прибежал к реке, а вместо реки- один лед, и прорубь посередине.

- Ёрш, а ёрш! Я чего видел! Ну, ёрш!

Долго звал ёжик, замерз весь. Наконец выплыл заспанный ёрш:

- Ну, чего кричишь , спать не даешь?

- А разве вы тоже спите?

- Ещё как. До самой весны. Шел бы и ты, а?

Затрусил ёжик домой, в теплую нору. Замерз весь, съел меду, чтоб не заболеть, и залег спать до весны.

/Г.Юдин/
VI . ФИЗКУЛЬТМИНУТКА .

Ёлочки зеленые на ветру качаются

На ветру качаются - низко наклоняются.

Сколько ёлочек зеленых? /учитель показывает рис.с четырьмя елочками/

Сколько сделаем наклонов.

VII.ЧТЕНИЕ СКОРОГОВОРКИ.

Прочитаем скороговорку:

У ёлки иголки колки.

Подумайте,о чем говорится в скороговорке!?

Проговорим скороговорку медленно вслух наизусть.

Теперь шепотом несколько раз: сначала медленно, потом все быстрее и быстрее.

Произнесем скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе.

Кто без ошибок произнесет скороговорку?


VIII . ЧТЕНИЕ СЛОВ С ДОСКИ.

Моё Прочитаем слова. Как понимаете значение слова моё ?

/Принадлежит мне /

С воё Как понимаете значение слова свое /принадлежит себе/


IX. ЧТЕНИЕ СЛОВ В СТОЛБИКАХ.

ёжик моё

ёж своё

ёлочка ёлка

Прочитаем слова цепочкой. Прочитаем слова с ё в начале слова. Сколько ё обозначает звуков? Прочитаем слова с ё в конце слов. Сколько звуков?


X. БЕСЕДА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ.

Учитель Ёж нарисовал картинку о том, что с ним произошло ле­том. Рассмотрите её.

Кого видите на лесной поляне?

Кто был с детьми?

Кого увидели дети в кустах?
XI. ЧТЕНИЕ РАССКАЗА УЧИТЕЛЕМ.

А вот какой рассказ составил по этой картине Ёж.

Ребята были в лесу. Вдруг слышат: возле ёлочки кто-то шуршит. Там ёжик! Напала Жучка на ёжика. Да не тут-то было! Наколола она нос и отбежала на свое место.
XII. БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ РАССКАЗА

- Понравился рассказ учителя Ёжика?

- Где были дети?

- Кого они увидели?

- Кто напал на ёжика?

- Почему Жучка отбежала на свое место?
СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ.

Каждое животное по-своему приспосабливается для защиты от врагов. Ежа спасают иголки , он может свернуться в клубок.

Не боится волка ёжик.

Не боится щуки ёршик.

Что им щуки, что им волки,

Если есть у них иголки.
XIII. ЧТЕНИЕ РАССКАЗА УЧАЩИМИСЯ.

1. А теперь прочитаем текст. Читаем цепочкой, по одному пред­ложению. Как по-другому сказать возле? / около, рядом /

Как понимаете: "Да не тут - то было?" /напрасно, бесполезно/

2. Игра "РАЗВЕДЧИКИ"

- Найдите и прочитайте все слова с буквой ё.

Подумайте, как можно озаглавить текст.


XIV. ИТОГ УРОКА.

- С какой буквой познакомились в лесной школе?

Какая она? Почему хитрая? Когда обозначает два звука?

Учитель Ёж благодарит вас, ребята, за хорошую работу.

/Дети жмут лапку ежа./

Разделы: Начальная школа

Цель урока:

  • познакомить с гласной буквой “ё” и звуками, которыми она обозначает;
  • научить писать строчную букву “ё”;
  • учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами;
  • сформировать умение быстро и точно находить букву “ё” в словах, предложениях;
  • выработать связное и ритмичное написание букв и их соединений в словах, правильно списывать с печатного текста;
  • выработать правильную осанку, умение держать ручку при письме;
  • развивать мелкую моторику, глазомер, речь, мышление, память учащихся; фонематический слух
  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, любовь к природе;

Оборудование: пропись, рисунки ежа и ерша, таблица с печатной и прописной буквой Ё,ё слоговая таблица, картинки деревьев (калина, рябина), плакат с текстом "Как живет ёжик", маска настроения.

Тип урока: урок – игра, интегрированный чтения и русского языка

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Долгожданный дан звонок, начинается урок. Сегодня на уроке мы с вами отправляемся на день рождение к новой букве, а прежде, чем отправиться на день рождение я хочу посмотреть с каким настроением вы пришли в школУ.

2. Работа с маской настроения.

У. Покажите мне, какое у вас настроение? Почему? (Дети отвечают на вопрос)

Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь хорошее настроение – это залог успешной работы на уроке. А теперь посмотрели друг на друга, улыбнулись и пожелали друг другу хорошего настроения.

3. Формулирование учащимися темы и цели урока.

У. А вот к какой букве мы отправимся на день рождение, сейчас узнаем. Прочитайте написанные на доске слова. Какое из данных слов можно исключить по нескольким признакам одновременно?

На доске написаны слова: калина, ёжик, рябина и под словами весят рисунки с их изображением.

Д. Это слово ёжик. Оно обозначает название животного, а слова калина и рябина обозначают название растений.
У. По каким еще признакам можно исключить слово ёжик?
Д. В слове ёжик два слога, а в словах калина и рябина по три.
Д. Слово ёжик заканчивается на согласную букву, а слова калина и рябина на гласную.
У. Внимательно посмотрите на буквы, из которых состоят данные слова. Определите, с какой из них мы ещё не знакомились, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Д. Мы не знакомились с буквой “ Ё ” Значит, тема сегодняшнего урока – “Буква Ё, ё и звуки, которые она обозначает”.
У. Отталкиваясь от темы урока и опираясь на слова помощники, сформулируйте цель нашего урока:

познакомиться с...
узнать, какие...
учиться читать...

(Дети формулируют цель урока.)

У. Итак, сегодня на уроке мы с вами отправляемся на день рождение к букве “Ё” Мы познакомимся с буквой “ Ё ” и звуками, которые она обозначает, научимся читать, писать слоги и слова с новой буквой.

4. Графический анализ букв “Е” и “ Ё ”.

Учитель показывает детям таблицу с печатной и прописной буквой Ё.

У. На что похожа буква “Ё”? (Учитель выслушивает ответы детей.)
У. На какую букву похожа печатная буква “Ё”? Послушаем стихотворение.

Е и Ё родные сестры,
Различать сестер непросто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.

Д. Буква “ Ё” похожа на букву “ Е”, но только у неё есть две точки.
У. А теперь послушаем сказку, почему у буквы “Ё” есть две точки.

Однажды буква “Е” убежала в лес. Вдруг подул ветер, закачались деревья. Букве “Е” стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на “Е” упали две шишки, от которых на голове у “Е” образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву – “Ё”, вот оказывается, почему у “Ё” всегда две точки.

Изобразите букву “Ё” при помощи счётных палочек. (Дети выполняют задание учителя.)

У. Посмотрите на доску, где я нарисовала облако, из которого идет…

Д. Дождь.
У. Что это за дождь?
Д. Это слоги с буквой “Ё”.
У. Давайте их прочитаем.
Д. Сё, рё, вё, дё, тёр, ёл, лё, ён

У. Вы слышите, что все согласные звучат в этих слогах мягко, значит, буква “Ё” указывает на мягкость согласного звука, но видите – некоторые капельки у меня остались пустые. В них нет никаких слогов.

Это слоги ка , ва . Попробуйте соединить эти слоги с ранее написанными, и скажите, что у вас получилось.

Д. Тёрка, ёлка, рёва.
У. Правильно, а теперь придумайте слова, в которых буква “Ё” будет в начале. (в середине, в конце слова)
Д. Полёвка, мёд, лёд, осёл и т. д.
У.
Мы с вами узнали, что слово ёжик начинается с буквы “ Ё ”. А кто такой ёжик?
Д. Ёжик – это животное с иголками на теле. (Учитель выслушивает ответы детей.)
У. Произнесите слово ёжик по слогам. Сколько слогов в слове ёжик?
Д. В слове ёжик два слога.
У. Произнесите первый слог. (Дети произносят)
У. Сколько в первом слоге слышится звуков? Назовите эти звуки.
Д. Это звуки [ й ] и [ о ]
У. Сколько звуков обозначает буква “Ё”, если она находится в начале слова?
Д. Если буква “Ё” находится в начале слова, то она обозначает два звука
У. У ёжика в лесу часто бывают неприятные встречи. Недавно в лесу он встретил змею со змеёнышем. Произнесите слово змеёныш по слогам. Сколько слогов в этом слове?
Д. В этом слове три слога.
У. Произнесите второй слог.

Из скольких букв состоит второй слог?
- Сколько слышится звуков во втором слоге?
- Назовите эти звуки.
- Почему в этом случае буква “Ё” обозначает два звука?

У. Сделайте вывод, в каких случаях буква “Ё” обозначает два звука.

(Дети делают вывод)

У. Теперь мы с вами научимся писать строчную букву “ё”.

5. Сравнение строчной печатной и письменной буквы “ё”.

Учитель с детьми сравнивает строчную печатную и письменную буквы “ё”

6. Показ написания буквы “ё” учителем на доске.

Учитель обращает внимание детей на то, что петлю у строчной буквы “ё” надо начинать писать с середины расстояния между линиями рабочей строки.

7. Пальчиковая гимнастика.

У. Прежде чем мы с вами начнём работать в прописи, давайте разомнём свои пальчики:

На двери весит замок (Дети сжимают пальцы в кулачок)
Ты его открыть не смог (Дети потрясли кулачками)
Мы замочком постучали (Дети стучат кулачками)
Мы замочком повертели (Дети вертят кулачками)
Мы замочком покрутили (Дети вертят в обратную сторону)
Раз, два, три – мы его открыли. (Дети показывают раскрытые ладошки)

8. Обведение по контуру элементов буквы “ Ё” и узоров в широкой строке в прописи.

У. А теперь откроем свои прописи и обведём по контуру элементы буквы “ Ё” и узор в широкой строке.

Дети по контуру обводят элементы буквы “Ё” и узор в широкой строке в прописи №4 на стр. 10

9. Письмо буквы “Ё” учениками в прописи.

Дети пишут строчную букву “ ё ” в рабочей строке.

У. Молодцы! У всех ребят получилась очень красивая именинница. А к букве “Ё” пришли гости, давайте отгадаем, кто это?

На спине иголки
Длинные и колкие,
А свернется он в клубок,
Нет ни головы, ни ног.

Д. Ёж.
У. Колюч, да не ёж.
Д. Ёрш.
У. Так кто пришел в гости к букве “Ё”?
Д. Ёрш и ёж.
У. А где живет ёж (ёрш) ? А что вы знаете о еже (ерше) ?

(Дети отвечают на вопросы учителя)

У. Ёж есть лесной, а есть...
Д. Морской.
У.

Ёж морской на дне морском
Пел о ёжике лесном:
Ах ты, ёж, братец ёж,
Как без моря ты живёшь?
Ёж живёт в глуши лесной,
Ёлка – дом его родной.

У. Иглы морского ежа длинные, как спицы, и служат для передвижения, защиты, а также исполняют роль рук. Ползает он тихонечко по дну и ест то, что в рот попадёт.

10. Фонетический анализ слов ёж - ёжик, ёрш - ёршик по схеме данной прописи.

Схема даётся учащимся в прописи № 4 стр. 10. Дети делают фонетический анализ слов ёж – ёжик и ёрш – ёршик.

11. Письмо слов ёж – ёжик и ёрш – ёршик в прописи с комментированием.

(Дети пишут слова в прописи с комментированием)

12. Физкультминутка.

У. А на день рождение принято петь песенки. Давайте и мы споём песенку, а тем временем наши пальчики отдохнут.

Мы делили апельсин,
много нас, а он один.
Это долька для ежа,
Эта долька для стрижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
А для волка… кожура.
Он сердит на нас, беда!
Разбегайся кто куда.

На первые две строчки – ритмично сжимать и разжимать пальцы обеих рук. Затем поочерёдно загибать пальцы на правой руке.
На восьмую строку – развести руками.
На девятую – погрозить пальчиком.
На последнюю – имитировать бег пальцами по столУ.

13. Письмо предложения с комментированием: “В реке живёт ёрш” в прописи.

У. Прочитаем предложение, записанное, в прописи и запишем его с комментированием.
У. Ребята, докажите, что мы написали предложение

(Дети доказывают, что они записали предложение)

Учитель предлагает хорошо читающему ученику прочитать текст, написанный на плакате. А потом дети читают текст “Как живёт ёжик” по цепочке.

Дети читают текст, написанный на плакате.

КАК ЖИВЕТ ЁЖИК.

Ёжик запас на осень еду. Он собирал на иглы грибы, лесные яблоки и нёс в нору. Осенью ёжик роет себе норку. Зимой ёжик в норке крепко спит, свернувшись клубочком. Ёжик спал-зимовал в тёплом гнездышке до весны. Весной он просыпается, вылезает из норки. Всё лето ходит он по лесу.

У. Что нового узнали о жизни этого зверька? Что еще знаете?

(Ответы детей.)

У. А теперь посмотрите на доску.

На доске написаны слова: под, ёж, спит, ёлкой, растёт, в, ёлка , лесу. (Слова написаны печатными буквами.)

У. Составьте предложение из этих слов.

(Дети читают составленные ими предложения.)

Д. Под ёлкой спит ёжик.

Елка растёт в лесу.

Дети по указанию учителя списывают эти предложения с доски, написанные учителем печатными буквами.

14. Игра “Узнай звук”

Учитель предлагает детям поиграть в игру “Узнай звук”

У. Хлопайте в ладошки в том случае, если слово начинается с буквы “ё”: ёлка, ежевика, юркий, енот, ёршик, ели, песенка, ёжик, ёршик, юла, яблоко, тигрёнок, слонёнок.
У. Как называются детёныши животных?

У тигра -…. .У слона -…….(Дети отвечают на вопрос учителя и записывают ответы в прописи.)

15. Подведение итогов.

У. Сегодня мы побывали на дне рождение буквы “Ё”. Что вы узнали о букве “Ё”? А на день рождение всегда дарят подарки. (Дети загадывают загадки, читают стихи, поют песенки) На этом уроке вы хорошо потрудились, вы – молодцы.

Литература:

  1. Алябьева Е. А. М. ТЦ “Сфера”, 2003 г. Психогимнастика в начальной школе.
  2. Бакулина Г. А. М. Центр “Владос”, 2003 г. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте.
  3. Волина В. В. М. Просвещение, 1991 г. Занимательное азбуковедение.
  4. Голубь В. Т. Воронеж, 2001 г. Уроки обучения письмУ.
  5. Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. Ф. М. Просвещение, 1988 г. Уроки обучения грамоте.
  6. Приложение к газете “Первое сентября” № 47, 1995 г.
hohoho_bear в Про мыша, ежа, ужа и, конечно же, ерша

Если белого мыша
взять и, бережно держа,
напихать в него иголок
Вы получите ежа.

Если этого ежа,
нос заткнув, чтоб не дышал,
Где поглубже, бросить в речку
Вы получите ерша.

Если этого ерша,
головой в тисках зажав,
посильней тянуть за хвост то
Вы получите ужа.

Если этого ужа,
приготовив два ножа...
Впрочем, он наверно сдохнет:
Hо идея хороша!

Если взрослого ежа
Взяв и бережно держа
Оборвать иголки на фиг
Вы получите мыша

Если етого мыша
Попкой в шланг и не спеша
Запихнуть по самыи носик
Вы получите ужа

Если етого ужа
Бросить наземь не спеша
Поползет он горько плача
Тихо листьями шурша

Если взять того мыша
и тихонько, не спеша,
надувать неделю кряду,
можно получить моржа.

Если взять мешок мышей,
плоскогубцы, ножик, клей.
Можно сделать много разных,
но не нужных нам вещей

Если взять стакан ерша
залпом выпить неспеша
то тогда все будет пофиг -
про ежа и про мыша

А если выпить не спеша
два стаканчика ерша,
То зеленые чертята
Прибегут, вместо мыша.

Если шкурку от ежа
Сшить полосками ужа,
Можно сделать рукавички
Для любителей ерша.

Если белого мыша
Долго за уши держать,
То в итоге белый кролик
будет по полу скакать.

Если сесть после ерша
Голой жопой на ежа,
Тут уж будет не до флуда
Про ужа и про мыша...

Если кролик весь дрожа
Зубки скалит на ежа
И ужа порвал на тряпки -
значит выпил он ерша

Дайте кролику ужа,
или белого мыша -
Он покажет, что с ним делать
И как ежик размножа...

Разрулив беду ежа,
Возвратимся, не спеша,
Мы к началу и продолжим
Переделывать мыша:

Там в длину добавить ног,
Кисточку на хвост, и рог,
Серебрянкой все покрасить -
Выйдет вам единорог.

А, заботясь о мыше,
Ты возьми папье-маше
И намажь зверюгу густо-
Полегчает на душе.

Просуши его сперва,
После выберешь слова:
То ли вышла черепаха,
То ли все же Меркава...

Тихо шифером шурша,
Едет крыша не спеша:
После стольких издевательств
Потеряем мы мыша!
На могилке же напишем:
"Помер, взяв на грудь ерша!"

Ежик взял того мыша
И захавал неспеша
И теперь тоскует ежик
Вспоминая про мыша...

Если в миску для мыша
Доливаешь не спеша
Из пипетки регулярно
Все, что пьет твоя душа,

За полгода, ты гляди ж,
Обретет закалку мыш,
И, опущенный в бокальчик,
От ерша оставит шиш.

Если в миску для мыша
Чуть добавить гашиша
Тут же мыш воспрянет духом
Абсолютно без ерша!

О судьбе того мыша
Я читаю не дыша.
Это ж надо, сколько можно
Сочинить на букву "ша"!

Если с мясом беляша
Ты съел хвост того мыша,
Будешь ты ругаться матом
Все вокруг себя круша...

Может хватит нам виршей
Про ужей и про мышей,
Ведь на свете столько разных
Удивительных зверей!

Можно ведь про соболей
И про белых медведей,
Про жирафа и про ламу
И про гордых лебедей!

Уж молчу я про гусей,
про банальных голубей...
В общем продолжаем флудить
Чтоб всем стало веселей!!!

Вам, травителям мыша,
не поможет анаша,
в рот ежа, ужа под хвост,
вам, садюгам, этот пост...

« Буква Ё, ё и звуки, которые она обозначает. Письмо строчной буквы ё.»

Цель урока:

    познакомить с гласной буквой «ё» и звуками, которыми она обозначает;

    научить писать строчную букву «ё»;

    учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами;

    сформировать умение быстро и точно находить букву «ё» в словах, предложениях;

    выработать связное и ритмичное написание букв и их соединений в словах, правильно списывать с печатного текста;

    выработать правильную осанку, умение держать ручку при письме;

    развивать мелкую моторику, глазомер, речь, мышление, память учащихся; фонематический слух;

    воспитывать аккуратность, трудолюбие, любовь к природе.

Оборудование: пропись, рисунки ежа и ерша, таблица с печатной и прописной буквой Ё,ё слоговая таблица, картинки деревьев (калина, рябина), плакат с текстом "Как живет ёжик", маска настроения.

Тип урока : урок – игра, интегрированный чтения и обучения грамоте

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Долгожданный дан звонок, начинается урок. Сегодня на уроке мы с вами отправляемся на день рождение к новой букве, а прежде, чем отправиться на день рождение я хочу посмотреть с каким настроением вы пришли в школу.

2. Работа с маской настроения.

У . Покажите мне, какое у вас настроение? Почему?

(Дети отвечают на вопрос)

Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь хорошее настроение – это залог успешной работы на уроке. А теперь посмотрели друг на друга, улыбнулись и пожелали друг другу хорошего настроения.

3. Формулирование учащимися темы и цели урока.

У . А вот к какой букве мы отправимся на день рождение, сейчас узнаем. Прочитайте написанные на доске слова. Какое из данных слов можно исключить по нескольким признакам одновременно?

На доске написаны слова: калина, ёжик, рябина и под словами весят рисунки с их изображением.

Д. Это слово ёжик. Оно обозначает название животного, а слова калина и рябина обозначают название растений

У. По каким еще признакам можно исключить слово ёжик?

Д. В слове ёжик два слога, а в словах калина и рябина по три.

Д. Слово ёжик заканчивается на согласную букву, а слова калина и рябина на гласную.

У. Внимательно посмотрите на буквы, из которых состоят данные слова. Определите, с какой из них мы ещё не знакомились, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Д. Мы не знакомились с буквой « Ё » Значит, тема сегодняшнего урока – «Буква Ё, ё и звуки, которые она обозначает»

У . Итак, сегодня на урокемы с вами отправляемся на день рождение к букве «Ё» Мы познакомимся с буквой « Ё » и звуками, которые она обозначает, научимся читать, писать слоги и слова с новой буквой.

4. Графический анализ букв «Е» и « Ё ».

Учитель показывает детямтаблицу с печатной и прописной буквой Ё.

У. На что похожа буква «Ё»?

(Учитель выслушивает ответы детей.)

У . На какую букву похожа печатная буква «Ё»? Послушаем стихотворение.

Е и Ё родные сестры,

Различать сестер непросто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

Д. Буква « Ё» похожа на букву « Е», но только у неё есть две точки.

У. А теперь послушаем сказку, почему у буквы «Ё» есть две точки.

Однажды буква «Е» убежала в лес. Вдруг подул ветер, закачались деревья. Букве «Е» стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на «Е» упали две шишки, от которых на голове у «Е» образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву – «Ё», вот оказывается, почему у «Ё» всегда две точки.

Изобразите букву «Ё» при помощи счётных палочек. (Дети выполняют задание учителя.)

У . Посмотрите на доску, где я нарисовала облако, из которого идет…

Д . Дождь.

У . Что это за дождь?

Д. Это слоги с буквой «Ё».

У. Давайте их прочитаем.

Д. Сё, рё, вё, дё, тёр, ёл, лё, ён

У . Вы слышите, что все согласные звучат в этих слогах мягко, значит, буква «Ё» указывает на мягкость согласного звука, но видите – некоторые капельки у меня остались пустые. В них нет никаких слогов.

Это слоги ка , ва . Попробуйте соединить эти слоги с ранее написанными, и скажите, что у вас получилось.

Д. Тёрка, ёлка, рёва.

У. Правильно, а теперь придумайте слова, в которых буква «Ё» будет в начале, (в середине, в конце слова)

Д. Полёвка, мёд, лёд, осёл и т. д.

У. Мы с вами узнали, что слово ёжик начинается с буквы « Ё ». А кто такой ёжик?

Д. Ёжик – это животное с иголками на теле. (Учитель выслушивает ответы детей.)

У. Произнесите слово ёжик по слогам. Сколько слогов в слове ёжик?

Д . В слове ёжик два слога.

У. Произнесите первый слог. (Дети произносят)

У. Сколько в первом слоге слышится звуков? Назовите эти звуки.

Д. Это звуки [ й ] и [ о ]

У . Сколько звуков обозначает буква «Ё», если она находится в начале слова?

Д. Если буква «Ё» находится в начале слова, то она обозначает два звука

У. У ёжика в лесу часто бывают неприятные встречи. Недавно в лесу он встретил змею со змеёнышем. Произнесите слово змеёныш по слогам. Сколько слогов в этом слове?

Д. В этом слове три слога

У. Произнесите второй слог.

Из скольких букв состоит второй слог?

Сколько слышится звуков во втором слоге?

Назовите эти звуки.

Почему в этом случае буква «Ё» обозначает два звука?

(Дети отвечают на вопросы учителя)

У. Сделайте вывод, в каких случаях буква «Ё» обозначает два звука.

(Дети делают вывод)

Буква Ё обозначает два звука [й’,о], когда находится в начале слова или после гласных. Если находится после согласных, то обозначает мягкость предшествующего согласного и звук [о] Дети приводят свои примеры

У. Теперь мы с вами научимся писать строчную букву «ё».

5. Сравнение строчной печатной и письменной буквы «ё».

Учитель с детьми сравнивает строчную печатную и письменную буквы «ё»

6. Показ написания буквы «ё» учителем на доске.

Учитель обращает внимание детей на то, что петлю у строчной буквы «ё» надо начинать писать с середины расстояния между линиями рабочей строки


7. Пальчиковая гимнастика.

У. Прежде чем мы с вами начнём работать в прописи, давайте разомнём свои пальчики

На двери весит замок / Дети сжимают пальцы в кулачок /

Ты его открыть не смог / Дети потрясли кулачками /

Мы замочком постучали / Дети стучат кулачками/

Мы замочком повертели / Дети вертят кулачками/

Мы замочком покрутили / Дети вертят в обратную сторону /

Раз, два, три – мы его открыли . / Дети показывают раскрытые ладошки/

7. Обведение по контуру элементов буквы « Ё» и узоров в широкой строке в прописи.

У. А теперь откроем свои прописи и обведём по контуру элементы буквы « Ё» и узор вширокой строке.

Дети по контуру обводят элементы буквы «Ё» и узор в широкой строке в прописи №4 на стр. 10

8. Письмо буквы «Ё» учениками в прописи.

Дети пишут строчную букву « ё » в рабочей строке

У. Молодцы! У всех ребят получилась очень красивая именинница. А к букве «Ё» пришли гости, давайте отгадаем, кто это?

На спине иголки

Длинные и колкие,

А
свернется он в клубок,

Нет ни головы, ни ног.

Д. Ёж.

У . Колюч, да не ёж.

Д. Ёрш.

У. Так кто пришел в гости к букве «Ё»?

Д. Ёрш и ёж.

У . А где живет ёж (ёрш)? А что вы знаете о еже (ерше)?

(Дети отвечают на вопросы учителя)

У. Ёж есть лесной, а есть...

Д. Морской

У. Ёж морской на дне морском

Пел о ёжике лесном:

Ах ты, ёж, братец ёж,

Как без моря ты живёшь?

Ёж живёт в глуши лесной,

Ёлка – дом его родной.

У. Иглы морского ежа длинные, как спицы, и служат для передвижения, защиты, а также исполняют роль рук. Ползает он тихонечко по дну и ест то, что в рот попадёт.

9. Фонетический анализ слов ёж - ёжик, ёрш - ёршик по схеме данной прописи.

Схема даётся учащимся в прописи № 4 стр. 10. Дети делают фонетический анализ слов ёж – ёжик и ёрш – ёршик.

10. Письмо слов ёж – ёжик и ёрш – ёршик в прописи с комментированием.

(Дети пишут слова в прописи с комментированием)

11. Физкультминутка.

У. А на день рождение принято петь песенки. Давайте и мы споём песенку, а тем временем наши пальчики отдохнут.

Мы делили апельсин,

много нас, а он один.

Это долька для ежа,

Эта долька для стрижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

А для волка… кожура.

Он сердит на нас, беда!

Разбегайся кто куда.

На первые две строчки - ритмично сжимать и разжимать пальцы обеих рук. Затем поочерёдно загибать пальцы на правой руке.

На восьмую строку - развести руками.

На девятую - погрозить пальчиком.

На последнюю - имитировать бег пальцами по столу.

12. Письмо предложения с комментированием: «В реке живёт ёрш» в прописи.

У . Прочитаем предложение, записанное, в прописи и запишем его с комментированием.

У . Ребята, докажите, что мы написали предложение

(Дети доказывают, что они записали предложение)

У. А теперь посмотрите на доску.

На доске написаны слова: под, ёж, спит, ёлкой, растёт, в, ёлка, лесу. (Слова написаны печатными буквами.)

У. Составьте предложение из этих слов

(Дети читают составленные ими предложения.)

Д. Под ёлкой спит ёжик.

Елка растёт в лесу.

Дети по указанию учителя списывают эти предложения с доски, написанные учителем печатными буквами.

13. Игра «Узнай звук»

Учитель предлагает детям поиграть в игру «Узнай звук»

У. Хлопайте в ладошки в том случае, если слово начинается с буквы «ё»: ёлка, ежевика, юркий, енот, ёршик, ели, песенка, ёжик, ёршик, юла, яблоко, тигрёнок, слонёнок.

У. Как называются детёныши животных?

У тигра -…. . У слона -…… .(Дети отвечают на вопрос учителя и записывают ответы в прописи.)

14. Подведение итогов.

У . Сегодня мы побывали на дне рождение буквы «Ё». Что вы узнали о букве «Ё»? А на день рождение всегда дарят подарки. (Дети загадывают загадки, читают стихи, поют песенки) На этом уроке вы хорошо потрудились, вы – молодцы.

Литература

Алябьева Е. А. М. ТЦ «Сфера», 2003 г. Психогимнастика в начальной школе.

Бакулина Г. А. М. Центр «Владос», 2003 г. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте.

Волина В. В. М. Просвещение, 1991 г. Занимательное азбуковедение.

Голубь В. Т. Воронеж, 2001 г. Уроки обучения письму.

Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. Ф. М. Просвещение, 1988 г. Уроки обучения грамоте.

Приложение к газете «Первое сентября» № 47, 1995 г.