Из чего сделан оренбургский пуховый платок. Оренбургский пуховый платок как всемирно известный бренд


При выборе пухового платка, прежде всего, необходимо задаться вопросом о сырье, которое используется для вязания платков. В этой статье мы рассмотрим различные виды сырья, которое идет для пуховых платков, теплых плотных шалей, нежных ажурных паутинок, элегантных палантинов и других пуховых изделий.

Какой пух входит в состав изделия?

На сегодняшний день сложно найти изделий из пуха оренбургских коз, т.к. этих животных осталось немного, случилось это по многим причинам, которые в данной статье мы опустим. Сейчас на рынке в основном представлены изделия из Волгоградского пуха и пуха ангорских коз (реже). Но также, иногда, возможно найти платок из Оренбургского пуха. Сравнивая изделие из пуха оренбургских коз со всеми остальными, первое, на что обращаешь внимание - это длина пуха и вес платка. Как правило, оренбургский пух короткий, а паутинка, связанная из этого сырья легче в сравнении с аналогичными изделиями, произведенными с использованием другого пуха.

Основа пухового платка.

Рассмотрим такой важный аспект, как основа пухового платка.

В состав любого пухового изделия входит пух и основа. Как правило, в состав теплого плотного оренбургского платка (шали), или теплой косынки входит пух на хлопчатобумажной основе (х/б нить), или с добавлением вискозы. Стоит обратить внимание, если пуховое изделие сделано с использованием хлопчатобумажной нити, то это точно ручная работа, т.к. пуховязальный станок рвет пряжу на х/б основе.

Для вязания тонких ажурных паутинок , палантинов для основы используется шелковая, либо вискозная нить.

В итоге основным сырьем для производства пуховых платков кроме козьего пуха являются:

  • Хлопчатобумажная нить - для теплых пуховых изделий.
  • Шелковая нить - для ажурных изделий, таких как паутинки и палантины.
  • Вискозная нить - подходит для производства любых пуховых изделий.

Хлопчатобумажная натуральная нить - теплая, мягкая на ощупь хорошо впитывает влагу (пот).

Шёлковая нить равномерна по толщине, эластичная, придает пуховым изделием блеск, улучшает прочность. Нити из шелковых волокон воздухопроницаемы, быстро впитывают влагу и в тоже время быстро сохнут, гигроскопичны. Натуральный материал.

В настоящие время на рынке представлены ажурные пуховые изделия , произведенные с использованием, как шелка так и вискозы. Изделия ручной работы, представленные в нашем интернет-магазине оренбургских платков произведены, как правило, с использованием шелковой нити.

Мы надеемся что данная информация будет Вам полезна, и поможет при выборе пуховых изделий.

Народные художественные промыслы называют, как правило, по месту их рождения (гжельская посуда, вологодские кружева, жостовские подносы). Так родился и наш Оренбургский пуховый платок. Пуховые платки, конечно, вяжут и в Пензе, и в Воронеже, но никто до сих пор не может затмить славу и величие оренбургского пухового платка!

ИСТОРИЯ ОРЕНБУРГСКОГО ПУХОВОГО ПЛАТКА

По воинскому долгу казакам часто приходилось оставлять свой дом и заботы о ведении хозяйства на плечи своих жен. Женщинам и старикам было не под силу заниматься пахотными работами, да и казачьи поселения к востоку от Оренбурга находились на скудных и порой не возможных для земледелия землях. И у женщин было достаточно времени для занятия рукоделием. Именно здесь на восточных землях, в поселениях и станицах, расположенных меж Губерлинских гор, и возникло оренбургское пуховязание.

Женщины, умеющие вязать из шерсти и знакомые с кружевоплетением, нашли здесь прекрасное сырье для нового рукоделия – уникальный оренбургский пух местной породы коз . Особенность этого пуха позволили спрясть из него тончайшую нить и связать необычный платок – полупрозрачный, воздушный с ажурными узорами, словно паутинка, прилетевшая из бабьего лета. Так платок в Оренбургском крае стал называться «паутинкой». Овечья шерсть, лен, конопля никогда не обладали подобной податливостью и нежностью при традиционной обработке, как козий пух.

В те времена из года в год численность женского населения превышало мужское, и большая часть вязальщиц были казачьими вдовы в возрасте 30-35 лет. И женщины для обеспечения себя и своих детей, чтобы не допустить нищеты, брали в руки спицы, пух и вязали пуховые платки для продажи.

Из поколения в поколение женщины накапливали опыт пуховязания, осваивали новые способы прядения и вязания оренбургского пухового платка; и вскоре пуховязание оказалось настолько выгодным и востребованным, что стало доходным делом, кормившее семью. В результате сложилась технология и приемы вязания, которые и составили основу оренбургского пухового платка.

Возможно «паутинка» и не так грела, как связанный из толстой шерсти платок, но она была модна в те времена, как и кашмирский платок.

ОСОБЕННОСТИ ПРОМЫСЛА ПУХОВЯЗАНИЯ

У промысла были и свои интересные особенности. Жители, проживающие рядом с казачьим населением, создавало очень мало пуховых платков. Особенно мало вязало башкирское население, которое и держало достаточно коз, но даже не знало, как это делается. Киркизы (в то время так называли казахов), привыкшие вычесывать козий пух, не использовали его, а весь пух продавали соседям - оренбургским казачкам для создания платка.

Объяснение всему этому одно - местное население в основном занималось земледелием, не имея времени на развитие промысла, а казачьи семьи занимались военной службой и не были заняты обработкой земель. Вязание было широко распространено среди русского населения, эти традиции переселенцы и привезли с собой в Оренбургскую губернию.

Как писал исследователь Оренбургского края Р.Г. Игнатьев в 1880-е годы: «У башкир и терперятей вязание на спицах и вообще эти изделия еще не употреблении - бедные их не знают, а богатые же, зажиточные покупают подобные на базаре». Не знакомы с вязанием были и некоторые тюркоязычные народы, соседствующие с Оренбуржьем. Казахи в начале 20 века носили не вязаные, а суконные чулки. Поэтому, согласно сохраненному письму 1861 года, «некоторые султаны» просили направить им мастерицу-пуховницу с Оренбургской линии для того, чтобы они научили их вычесывать, обрабатывать и вязать из него перчатки и чулки, а самое главное платки.

ФРАНЦИЯ – МИРОВАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНИЦА МОДЫ И ПЕРВЫЕ ШАЛИ

В начале 19 века во Франции главным нарядом среди французских девушек было легкое полупрозрачное платье, созданное по образцу античных хитонов и туник, с большим открытым декольте, открывающий плечи и грудь. К этому наряду требовалось дополнение, гармонично закрывающее и согревающее обнаженные плечи.

И этим модным дополнением женского платья стала мягкая кашемировская шаль. Восточные кашемировые (кашмирские) шали ублаготворяли все вкусы француженок. Различным способам ношения и драпировки шали были главным акцентом женского платья и служили защитой от холода.

Первые шали были созданы в Кашмире, Индии из шелковистого кремового подшерстка гималайских горных коз. Дикие козы оставляли его на камнях с наступление весны. Жители гор собирали этот пух и изготавливали тончайшую ткань особым способом, придавая ей плотность и эластичность, потом натягивали на раму и тщательно заглаживали куском полированного агата или халцедона. После этого облагораживали шали вышивкой.

Появление индийских кашемировых шалей во Франции приписывают к египетскому походу Наполеона I, после чего не только европейский, но и русский аристократический мир увлекся восточной культурой, убранством, экзотикой.

Российские женщины также питали любовь к шалям. С их помощью подчеркивалась величественность и горделивость фигуры или ее хрупкость и нежность. Шали носили круглый год в театр, на балах, дома. В зимние времена шаль заменяла верхнюю одежду. Умение красиво носить шаль высоко ценилось,и женщины тратили немало времени возле зеркала. Нередко именно шаль выступала как символ роскоши и положения женщины.

Для российской культурной традиции взаимоотношения с Францией всегда играли важную роль и в области моды. Индийские шали пользовались необычайным успехом и были очень дороги.

ОРЕНБУРГСКИЙ ПУХОВЫЙ ПЛАТОК И ЕГО ПРЕВОСХОДСТВО НАД КАШЕМИРОВЫМИ ШАЛЯМИ

Огромная популярность кашемировых шалей и ее дороговизна в 19 века повлекли за собой поиски нового источника сырья в замен дорогостоящему индийскому товару.

К сведению, самый короткий и лучший путь восточных товаров в Российскую империю проходил через Оренбург. Развитие русской торговли с соседними средне-азиаткими ханствами было частью экономики нашего края. Оренбург был тесно связан торговыми отношениями с Хивой и Бухарой.

На то время существовало много попыток использовать для создания подобных изделий пух сайгаков и вигоней, водившиеся в Западной Сибири. Пух оренбургских коз все больше притягивал к себе внимание. Интерес к нему поступал больше всего со стороны Западной Европы и Америки. Были попытки завоза коз из оренбургских степей во Францию, Англию с целью организации собственного производства пуха. Но эти попытки потерпели неудачу. Козы теряли свой уникальный подшерсток, превращались в обыкновенных коз. Морской климат, теплая зима не давали козе необходимой теплой шубы, которая спасала их на родине.

Затем были попытки организовать поставку уже не коз, а их пуха. Пух поставлялся иностранным фабрикам через российские ярмарки, так как в самом городе в 19 веке не было местных богатых купцов. Богатые купцы жили в Оренбурге наездами, предпочитая свою родину – город Ростов. Наиболее известными купцами считаются: Пичигин, Веснин и Дюков. Они и были поставщиками местного козьего пуха на европейский рынок. Издатель «Отечественных записок П. Свиньин во время путешествия по Оренбургскому краю в 1824 году обозначил маршрут следования этого товара: Оренбург - Ростов-Бердичев-Париж. Также географ и этнограф П.И. Небольский пишет: «пух этот в старые годы большими тюками вывозился из Оренбурга в Ростов, там его перекупали оптовые торговцы и отправляли в Лемберг (Львов), а из Лемберга товар шел уже во Францию, откуда уже возвращался к нам, В Москву И Санкт-Петербург, в виде превосходных платков и шалей».

История с пухом оренбургских коз насыщена множеством невероятных фактов и событий, но самое главное в биографии степных коз связано с тем, что их замечательный, даже божественных пух стал основой для изготовления вязаных платков в Оренбурге и ближайших регионах.

В начале 19 века не только пух, но и пуховые платки были товаром, который был известен и за пределами оренбургского края. Наряду с ткаными платками, затем и набойчатыми платками они были востребованы всеми слоями населения.

Статья написана по книгам: "Так вяжут платки в Оренбурге", Федорова О.А; "Оренбургский пуховый платок" И.В. Бушухина

Оренбургская область всегда славилась вязанием платков из пуха. И по сей день он остается символом и визитной карточкой не только Оренбуржья, Урала, но и всей России. Вязаные платки из козьего пуха – древний промысел, зародившийся в Оренбургском крае ещё 250 лет назад. Платки ручной работы, связанные руками мастериц, легкие, как пушинка, и теплые как ладони матери. Пух оренбургских коз самый тонкий в мире. Поэтому изделия из оренбургского пуха – шали и паутинка особенно нежные и мягкие. Вместе с тем этот пух очень прочный – прочнее шерсти.

Оренбургские платки бывают трех видов: просто пуховый платок (шаль) - серые(редко белые) толстые теплые пуховые платки; «Паутинка» – тонкие ажурные платки; палантин – тонкий шарф, накидка.

Оренбургские пуховые платки не имеют себе равных по тонкости работы, оригинальности узора, красоте отделки и способности сохранять тепло. Особым изяществом отличаются ажурные платки, так называемые «паутинки». Несмотря на большой размер, «паутинку» легко можно уложить в скорлупу гусиного яйца или пропустить через обручальное кольцо

Работа пуховязальщиц трудоемка и кропотлива. Хорошая мастерица за месяц может связать две «паутинки» среднего размера или три палантина.

На изготовление платка большого размера или платка с рисунком уходит месяц и более. Мастерицы, чтобы изготовить платок ручным способом, необходимо проделать ряд последовательных операций: очистить пух от волос, три раза прочесать его на гребне, выпрясть на веретене в нитку, стростить пуховую нитку с ниткой натурального шелка, смотать в клубки и, наконец, очистить готовый платок.

Тянется пряжа от петельки к петельке: «снежинки», «ёлочка», «ягодки», «лучик», «змейка», «кошачьи лапки», «шашечки». И рождается неповторимый, своеобразный платок, который хранит в себе не только ласковое тепло пуха, но и любовь к родному краю, чувство красоты, очарование души мастерицы. Оренбургский пуховый платок демонстрирует многообразие, красоту и загадочность. Изящество… Несмотря на большие трудности в вязании платок отличается высоким художественным качеством. Вязальщицы работают с вдохновением, вкладывают в дело много любви, вкуса, творчества и инициативы.

Такой платок – «паутинка» или шаль – изначально не выглядит пушистым. Изделие начинает пушиться в процессе носки. Носится такой платок очень долго.

Оренбургский пуховый платок – это изящество, элегантность, изысканность, красота. Он украсит любой костюм. Он оттенит очарование молодости и подчеркнет благородство зрелости. Он придаст женскому облику неповторимое своеобразие и загадочность. Это такое же чудо, как гжельская ваза или вологодское кружево.

Пуховые платки живут долго и передаются из поколения в поколения, согревая своим теплом и накопленной энергией предков.

В Оренбургской области вяжут не только вручную, но и на машинах. Машинные изделия красивые и менее дорогие, но не могут сравниться с платками ручной работы. Машины при вязке « рубят пух» и изделие становится более грубым

Оренбургский пуховый платок – это такая же неотъемлемая часть русской души, как русская тройка или русская песня.

Это история русской культуры, обрядов и традиций, это память человеческого сердец.

Оренбургский пуховый платок", из Оренбурга, демонстрирует многообразие, красоту и загадочность платков, давно ставших визитной карточкой не только Оренбуржья, но всей России.

Это такое же чудо, как гжельская ваза или вологодское кружево, хохломская роспись или дымковская игрушка. Это такая же неотъемлемая часть русской души, как русская тройка или русская песня. Оренбургский пуховый платок - это история русской культуры, обрядов и традиций, это память человеческого сердца.

Тянется пряжа от петельки к петельке: "снежинки", "ягодки", "лучики", "кошачьи лапки"... И рождается неповторимый своеобразный платок, который хранит в себе не только ласковое тепло пуха, но и любовь к родному краю, чувство красоты, очарование души мастерицы…


Всегда ценились на мировом рынке русские шали и платки. Шали нижегородской фабрики, принадлежавшие Н.А. Мерлиной, фабрики Д.А. Колокольцева в селе Ивановском Саратовской губернии славились своим высоким совершенством. Индийские шали ткали из пуха тибетских коз, у нас в России – из пуха сайгаков, который оказался тонким и мягким, что пряжа из него, похожая на шёлк, по своим качествам превосходила пух кашемирских коз. Наши русские шали были на первом месте в мире.


Отправляясь в гости, русские красавицы покрывали головы роскошными шалями поверх повойников, кичек или кокошников, шитых золотом. Головной убор русской женщины представлял собой невероятную игру света и цвета: блеск шелковистой ткани, сияние жемчуга, яркий блеск золотого шитья. Великолепие головного убора трудно описать. Шали красовались васильками, алыми сочными розами, маками, которые соперничали с румянцем щёк красавиц. Но зимние праздники с катанием на тройке русские красавицы встречали не только в цветастых шалях, но и в оренбургских пуховых платках.



Незадолго перед тем, как прославились шали с набивным рисунком, выпускавшиеся в подмосковном селе , в Оренбургском крае уральская казачка Мария Николаевна Ускова отправила на всемирную выставку в Лондон в 1861 году шесть пуховых платков. В сопроводительном документе говорилось о том, что таковые изделия ручной работы производятся повсеместно в Оренбургском крае многими женщинами. Вот с того момента пошла слава оренбургских пуховых платков. А уральской казачке с выставки прислали медаль с надписью: «За шали из козьего пуха», диплом и 125 рублей серебром. Связанные из пуха местных коз, оренбургские платки известны с XVIIвека.



В 1762 году этнограф П.И. Рычков, путешественник и учёный, указывал, что возле Яика водятся табунами козы, которые «…так резвы, что никакой собаке угнать невозможно». Так вот из пуха этих коз местные жители вязали тёплые шарфы и поддёвки. Уральские зимы лютые, даже овчинный полушубок не спасает, а вот такие поддёвки из пуха местных коз греют даже в более лёгкой одежде. Если кочевавшие по степи калмыки и казахи просто вывязывали шарфы, то русские мастерицы, любившие украшать любую одежду кружевами и вышивкой, стали пуховые платки украшать затейливыми узорами, используя растительные мотивы. И в 1766 году П.А. Рычков отправил в столичное Вольное экономическое общество свой «Опыт о козьей шерсти». П.А. Рычков рекомендовал государственным служащим поощрить народное ремесло. К письму прилагался связанный его женой пуховый платок.



Платок привёл всех членов общества в такое восхищение, что дама получила Золотую медаль. Вскоре молва об оренбургских пуховых платках дошла и до самого города Парижа. Французы решили, что такое производство должно быть и у них. Профессор-востоковед Жубер сначала решил отправиться за кашемирскими козами на Тибет. Но по дороге в Одессе узнал, что в Оренбургских степях есть козы – потомки кашемирских. Он исследовал пух этих коз и нашёл его лучшим по качеству, чем пух кашемирских коз. И так, французы решили, что закупят таких коз и переправят во Францию. Было закуплено 1300 коз, которых на корабле по Чёрному морю надо было переправить в Марсель. Живыми довезли 400. Но и те козочки, которые прибыли в прекрасную и тёплую страну Францию, такого пуха не дали. Эксперимент не удался. Куда только не пытались увезти оренбургских козочек – и в Англию, и в Латинскую Америку, их кормили, холили, но… Не хватало им русского мороза, а без него и пух не вырастал. Вот такой наш оренбургский пуховый платок. Он не стал ни марсельским, ни ливерпульским.



Удивительный по качеству и красоте наш оренбургский платок имеет столь тонкую пряжу, что в размере пять аршин в длину и пять в ширину (в аршине 71см) его можно протащить в обручальное кольцо или, складывая многократно, – уложить в скорлупу гусиного яйца.


Оренбургский платок – отразилась в нём русская душа, он греет сердце красотой и изяществом, а тело теплом. Красивые вещи облагораживают душу, а на Руси умели красиво одеваться.






Оренбургский пуховый платок - это всемирно известный российский бренд.

Пуховязальный промысел зародился в России примерно двести лет назад. Он возник на базе козоводства. Но тогда население Оренбуржья разводило коз для получения молока, мяса и кожи.

Первый, кто обратил внимание на особую ценность козьего пуха и на необходимость разведения специальной породы пухоносных коз, был Петр Иванович Рычков (1712-1777) - первый член-корреспондент Академии наук, историк Оренбургского края. Свои наблюдения и результаты поставленного им опыта по очистке и обработке пуха он опубликовал в 1765 г. в «Трудах Вольного Экономического общества». Поднятый П.И. Рычковым вопрос о применении козьей шерсти для производства пуховых изделий вызвал большой интерес. Таким образом, временем зарождения пуховязального промысла в Оренбуржье считают вторую половину 18 века.

Пуховязальное дело распространилось в деревнях по берегам рек Урал и Сакмара, где платки вязало почти все женское население. К середине 19 века оренбургские платки обрели мировую славу.

В 1862 г. оренбургские платки были представлены в Лондоне на международной выставке, где медаль «За шали из козьего пуха» получила оренбургская казачка Мария Ускова. Все оренбургские платки, представленные на этой выставке, были моментально раскуплены.

В 1882 г. на всероссийской выставке художественной промышленности в Москве экспонировались оренбургские платки, два из которых были оценены по 100 рублей каждый при том, что средняя стоимость обычного платка в ту пору была 18-35 рублей.

Оренбургские платки стали настолько популярными, что в Англии начали изготавливаться изделия с пометкой «Имитация под Оренбург».

Оренбургские платки не имели и не имеют себе равных по тонкости работы, оригинальности узора, красоте отделки, эластичности, прочности и способности сохранять тепло.

Пух оренбургской козы не случайно называли мягким золотом. Ни одна другая пряжа не могла быть одновременно такой мягкой, легкой и теплой. По шелковистости она не уступает ангорскому пуху, а по крепости и растяжимости превосходит знаменитую мериносовую шерсть.

В статье 1835г. «О козьем пухе» В.И. Даль описывает его как «драгоценное, не заменяемое загадочное произведение природы». Пух оренбургских коз самый тонкий в мире, его толщина 14-16 микрон, для сравнения у ангорских коз (мохер) - 22-24 микрон.

Суровые зимы, а также местный состав воды и пищи - основные причины уникальности пуха оренбургской козы. В 19 веке оренбургских коз скупали и увозили в Англию, Южную Америку, Австралию, Францию. Но в отсутствие континентального климата драгоценный пух терял свои выдающиеся качества и оренбургские козы через несколько лет превращались в обычных животных.

С давних пор известны и лечебные свойства оренбургского платка. Изделия из пуха помогают в профилактике простудных заболеваний, используются при лечении радикулита, остеохондроза, артроза. Наиболее ценными свойствами козьего пуха считается гигроскопичность, при которой он может поглощать до 35 % влаги по отношению к собственной массе, что обуславливает его высокие гигиенические свойства. Также изделия из пуха сохраняют все тепло, которое вырабатывается организмом человека, не позволяя ему рассеиваться в окружающую среду. Оренбургские платки не вызывают аллергических реакций.

Традиционный цвет оренбургского платка - это цвет натурального козьего пуха (от снежно-белого до темно-серого).

«Оренбургский платок» - это собирательный термин. Существуют три классических вида:

    Шаль (пуховый платок) - квадратное изделие плотной вязки с ажурными зубцами по краям. Толстые теплые пуховые платки, используются для повседневной носки;

    Паутинка (пуховая) - ажурное изделие квадратной формы с зубцами, очень легкая, тонко связанная.

    Палантин - прямоугольный ажурный шарф нежный легкий, с зубцами, имеет сложный рисунок по всей площади изделия, используется как аксессуар.

Палантин и паутинка - это очень тонкие ажурные изделия, которые украсят любое платье вне зависимости от фасона. Вес этих изделий не превышает 100-120 граммов.

Тонкость изделия определяется по двум параметрам - проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце.

Изделия отличаются по форме, плотности вязки, рисунку, количеству пуха, размеру.

При создании оренбургского платка используются только натуральные материалы. Кроме пуха при вязке любого пухового изделия согласно технологии используется нить. В наших платках используется натуральный шелк в качестве основы. Нить служит каркасом для платка.

Как и несколько веков назад труд пуховязальщиц очень трудоемкий и кропотливый. Чтобы изготовить платок ручным способом необходимо проделать ряд последовательных операций.

Приступая к обработке пуха, мастерица, прежде всего, очищает его от грязи и волос. Для этого пух перебирают руками до трех и более раз. Очищенный от грязи пух прочесывают на гребне до тех пор, пока он не приобретет вид тонкой ваты. Затем соединяет пуховую нить с нитью натурального шелка, сматывает полученный материал в клубки и только после этого начинает вязать платок.

Платки вяжутся от начала до конца на стальных спицах. На вязку одного теплого платка в среднем затрачивается около 257 часов. А на изготовление ажурного (паутинки) - 195 часов.

Что касается модности или актуальности пуховых платков в наши дни, эти изделия вне власти времени. Российские императрицы и европейские королевы примеряли платки, связанные руками наших мастериц. В архивных документах сохранились такие записи: «Во время пребывания цесаревича Александра Александровича и цесаревны Марии Федоровны в Оренбурге казачки имели счастье поднести цесаревне пуховую шаль, вложенную в золотое яйцо».

И в начале 21 века ажурная паутинка украсит любой самый изысканный вечерний наряд. Оренбургские паутинки смогут заворожить женщину любого возраста. Например, юным девушкам будет интересно тонкое кружево ажурных паутинок и палантинов, которые только подчеркнут красоту и грацию своей хозяйки, согреют в любую погоду, придадут образу романтичность. Оренбургская паутинка незаменима и в гардеробе любой деловой женщины, которая, накинув ее на плечи, может быть уверена в том, что другой такой не будет ни у кого.

Мы предлагаем своему потребителю эксклюзивные пуховые изделия ручной работы, созданные по уникальной технологии из материалов высочайшего качества - из знаменитого пуха оренбургской козы. Платки создаются руками потомственных мастериц в столице ажурного пуховязания - в селе Желтое Оренбургской области. Каждый платок является результатом авторской работы.