Г. Омск


Введение

Наше знакомство с поэзией начинается с плеяды наших любимых авторов: Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто, Сергея Михалкова и других. Их стихи известны и горячо любимы нами с самого глубокого детства. Они прочно вошли в нашу жизнь, укрепились где-то глубоко в подсознании. Многие рифмы стали по-настоящему народными, превратившись в пословицы и поговорки. Мы выросли на этих книгах, наши мамы и бабушки читали их вслух.

Но стоит обратить внимание не только на творчество классиков, но и на прекрасные, необычные и забавные стихи наших современников. С этими задорными стихами, которые одинаково нравятся и взрослым, и детям, мы знакомимся в начальной школе. Андрей Усачев - автор многочисленных книг и сборников. Кому-то особенно нравятся его колыбельные, кто-то радуется веселым азбукам. Петр Синявский пишет лаконичные и озорные стихи для самых маленьких. Необычные и яркие стихотворения Михаила Яснова, Марины Бородицкой, Ирины Пивоваровой, Сергея Махотина, Эммы Мошковской выгодно отличаются от классических. Они рассказывают об актуальных детских проблемах и переживаниях. А главное, чем больше поэтических произведений мы читаем, тем богаче и интереснее становится наше восприятие мира.

Конечно же, каждому ребёнку необходимо знать поэтов родного края, познакомиться с их творчеством.

Наше исследование направлено на изучение творчества наших земляков, раскрытие детской темы в их поэзии.

В ходе работы над исследованием нами самостоятельно были изучены литературные и интернет-источники по данной теме, результаты своей исследовательской деятельности мы оформили в виде коллективного литературного альбома-раскладушки "Поэты Омского Прииртышья. Стихи для детей".

Цель исследования: привлечь интерес к поэзии для детей в процессе знакомства с творчеством поэтов Омского Прииртышья.

Задачи:

Изучение творчества поэтов Омской области;

Совершенствование навыков поисковой работы с литературными источниками, интернет-ресурсами;

Создание альбома-раскладушки о поэтах Омской области.

Проблемный вопрос: насколько мы знакомы с творчеством омских поэтов?

Объект исследования: поэты Омской области, в творчестве которых есть стихи для детей.

Предмет исследования: стихотворения для детей поэтов Омской области.

Практическая значимость: альбом-раскладушка о жизни и творчестве поэтов Омского Прииртышья пополнит библиотечный фонд нашей школы.

Методы работы: исследование, социологический опрос.

Предполагаемые результаты: обучающиеся начальных классов познакомятся с творчеством поэтов родного края, заинтересуются альбомом.

Предметные области: литературное чтение, краеведение, изобразительное искусство.

1. Творчество поэтов нашего края

1.1. Немного истории

Мы живём в замечательном сибирском краю, и наше Прииртышье красиво и интересно. А красоту нашей природы показывают в своих стихах и сказках наши омские поэты и писатели. Большинство их произведений посвящено сибирской природе, детству. Они очень любят свой край и ведут нас на берег озера, зовут прокатиться по реке, заглянуть в таёжный уголок, и везде нас ждут красота и сказка. В каждой строчке стихотворений омских поэтов звучит огромная, искренняя любовь к родному краю, восхищение его красотой.

Омское Прииртышье и город Омск оставили свой след в истории российской детской литературы.

В 1992 году Россия впервые познакомилась с книгой писателя-эмигранта Бориса Григорьевича Пантелеймонова «Приключения дяди Володи», и омичи смогли прочитать в ней строки о своем родном крае: «У Марка Твена - помните путешествие бродячего театра-баржи по Миссисипи? Помните эту поэзию реки, капитанов, содружество артистов, трогательную наивность публики? Кто читал – разве забудет?

А вот история другого «капитана», моего дяди. Но не на реке Миссисипи, а на реке Таре, что впадает в Иртыш …

Тара впадает в Иртыш там, где город Тара. А мы жили в селе Муромцеве, верст двести по реке от города Тары. Село Муромцево не очень большое. В центре, на базарной площади, наш дом - два этажа и мезонин (жутко было глядеть с такой высоты на площадь!)…» (Б. Пантелеймонов «Святый Владимир»).

Детство ученого-химика Б.Г. Пантелеймонова (1880(88?) - 1950) прошло в окрестностях «села Муромцево, Бергамацкой волости, Тарского уезда». Оказавшись в эмиграции, последние 4 года жизни он посвятил литературному творчеству и успел воссоздать мир своего далекого детства в ярких и поэтичных рассказах «Святый Владимир», «Дедушка Дигби», «Избрание царя Михаила Федоровича», «Звериный знак» и др.

Известный поэт Роберт Рождественский (1932-1994) вписал свое имя в историю детской литературы единственной книгой – сборником стихов, посвященных внуку, под названием «Алешкины мысли» (М., 1991). Поэт наблюдает за первыми шагами мальчика в этом мире и выражает в слове его мысли и переживания. Первые детские впечатления самого Роберта Рождественского связаны с нашим городом Омском, где он жил с 1934 по 1944 год.

1.2. Стихи для детей в творчестве современных писателей Омской области

Поэзия для детей - отдельный и очень важный жанр детской литературы. Она окружает ребенка с первых дней его жизни: колыбельные, песенки, пестушки, прибаутки - эти древние жанры, кажется, всегда существуют внутри нас.

Детская поэзия – огромный неповторимый мир, где все важно, все имеет значение – тема, образ, ритм, художественная выразительность и даже такая деталь: легко ли запоминаются стихи. Чтение поэзии вслух особенно важно: рифмованные строчки задают особый ритм, учат нас с самого раннего возраста чувствовать красоту звучащей речи и поэтического слова.

Простые, но выразительные образы детской поэзии открывают всю красоту окружающего мира. Ведь детские поэты любимы маленькими читателями именно потому, что смотрят на мир их глазами. Они подмечают удивительные свойства привычных для нас вещей, которые ребенок видит и узнает впервые в жизни

Невозможно представить омскую литературу без имени Тимофея Максимовича Белозерова. В его книге мы прочитали лирические стихи о природе, весёлые стихи, шутки, небылицы, загадки, считалки, скороговорки. Отличительная черта Тимофея Белозерова – наблюдательность. Поэт раскрывает перед ребенком красоту мира. Неистощимая фантазия, гибкая изобретательность позволяет поэту показать знакомый мир в новом свете, увидеть необычное в обыденном. Тимофей Белозеров – автор более 60 детских книг, вышедших в различных издательствах страны (Москва, Омск, Новосибирск и др.). Их общий тираж составляет около 16 миллионов экземпляров. Книга «Журавкин праздник» (1980) экспонировалась в 1981 г. на Международной книжной ярмарке в Москве и была удостоена диплома 2-й степени. Четыре книги Белозерова вошли в серийные издания: «Лесной плакунчик» (1979), «Зимушка-зима» (1989), «Карасик» (1981), «Журавкин праздник» (1990). За выдающиеся заслуги в развитии поэзии для детей поэт был награжден юбилейной Ленинской медалью (1970), медалью «За трудовую доблесть» (1971). За книгу «Цветные голоса» (1972) ему было присвоено звание лауреата премии Омского комсомола, в 1976 г. - звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».

В свой альбом мы включили биографию и стихи омской поэтессы Андринской Татьяны Николаевны, которая издала четыре познавательные книжки в стихах для детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые учат ребёнка доброму отношению к природе, объясняют, как важно уметь дружить и заботиться о животных и насекомых. К тому же, сочиняет загадки и приключенческие истории. Первая книжка-раскраска в стихах «Чудо-огород» вышла в 2005 году и очень понравилась маленьким читателям. Затем были изданы другие книги: «Пчёлка-труженица», «Лесные зверята», «Понемножку обо всём». Татьяна Николаевна дарит радость общения с книгой, побуждая к творчеству. Её стихи оставляют неизгладимый след в душах ребят. Они становятся добрее, любознательнее, у них пробуждается интерес к чтению и творчеству. Татьяна Николаевна пишет много стихов для старших школьников и взрослых.

Нам также понравились стихи Нины Саранчи, которая родилась в небольшом городке Тюменской области Ишиме, в семье инженера и мастера электросетей. Там прошло ее детство. Любимым занятием Нины в детстве было чтение и рисование. Кроме обычной школы, она училась еще и в художественной. Любила читать про знаменитого сыщика Шерлока Холмса и увлекательные романы из двадцатитомной "Библиотеки приключений". В 17 лет Нина Саранча переехала в Омск и пыталась учиться в институте, сначала на художника, а потом на модельера. Но вскоре поняла, что не в этом ее призвание. Поэтический дар проявился у Нины Саранчи не сразу, а только в юности, в начале 90-х годов. Веселые строчки неожиданно ворвались в ее сознание в один зимний морозный день, и были эти строки о жаркой Африке. Потом появилось второе стихотворение, третье… Вскоре родились и свои собственные дочки Алина и Полина, которым можно было почитать свои стихи. Вот, что пишет о творчестве Нины Саранчи Наталья Елизарова: «Ценность поэзии Нины Саранчи заключается в том, что один из её главных действующих лиц – ребёнок. Лейтмотивом стихов поэтессы являются поступки детей, которых не понимают взрослые. Так, в стихотворении «Опять обидели» родители строго наказывают своего маленького сына за испачканную одежду – для них он озорник и неряха, а мальчик всего лишь, подражая гиппопотаму, пытается копировать его повадки. Нина Саранча позволяет читателю увидеть ребёнка и глазами взрослых, и детским взором: «Опять меня обидели, сурово наказали: в обед лишили сладкого и подзатыльник дали. А я-то был хорошим и не шалил ни грамма. Лежал я в луже по уши – играл в гиппопотама…»». 4

Среди современных писателей региона, пишущих для детей, популярностью пользуется поэтесса Эльвира Рехин. Из любого явления она создаёт сюжет для стихотворения: начинка для пирога, капли дождя, ползущие по стеклу, или футбольный мяч. Её стихи легко запоминаются и заучиваются. Они забавные, интересные. У Эльвиры Рехин богатый опыт общения с детьми: на протяжении многих лет она активно выступает со своими стихами в детских садах и школах.

Стихотворения Николая Башкатова способны взбудоражить и расшевелить воображение ребёнка. Так, в стихотворении «Страна Шарообразия» действие переносится в выдуманное государство. В стихотворениях «Где живёт солнышко», «Лесная поляна» олицетворяются солнышко, лес, синь небес, тополёк, поляна лежит под солнышком «нараспашку», медовый запах вьётся, заставляя сердце гулко биться.

Стихи - постоянные спутники Владимира Макарова, который родился в Большеречье. Стихотворение «Звёздное небо» звучит как поздравление, в котором он желает нам «столько ласковых дней, сколько видим на небе мы ясных огней». Детям он рассказывает о самом главном: как помочь птицам зимой, о том, как посадил с папой берёзку, о чём беседовал с дедушкой. Он пишет их со старших классов школы. Большереченской районной библиотеке в 2007 году присвоено имя Владимира Макарова. Ежегодно здесь проводятся региональные макаровские чтения. Литераторы и представители творческой интеллигенции собираются, чтобы ещё раз вспомнить этого замечательного поэта.

1.3. Природа родного края в стихах поэтов

В творчестве омских поэтов особо можно отметить стихотворения, написанные о родном крае. У Тимофея Белозёрова о влюблённости в родную природу говорят даже названия стихов. Например, «Люблю Иртыш в вечерние часы»:

Люблю Иртыш в вечерние часы.

Вон вспыхнул бакен, сумраком зажжённый.

И на краю белеющей косы

Притих рыбак, блесной вооружённый.

Прошёл буксир с тяжёлою баржой,

С цветами в рубке, с музыкой прощальной.

И куличок, как будто всем чужой,

Заплакал вдруг

На отмели печальной… 1

Иртыш … Ему посвящают свои поэтические произведения омские поэты, и для каждого из них он разный. Например, для Владимира Балачана – Иртыш – это лекарь, к которому он приходит «если в сердце неполадки, если муторно в душе». Словом, сколько поэтов, столько и поэтических образов.

Вот, например, стихотворение Николая Васильевича Березовского:

НА ИРТЫШЕ

Я стою на берегу,

Глядя на реку-дугу…

Из-за мыса, сбавя ход,

Выплывает теплоход,

Проплывает мимо

С музыкой и дымом.

Кто-то машет мне рукой,

В даль водой влекомый.

Не пойму я, кто такой?

Может быть, знакомый?

Теплоход плывёт себе

По речному миру.

Может быть, к Обской губе,

Может быть, к Таймыру.

Кружат чайки над кормой…

Мне пора идти домой.

Но стою и не дышу –

Плыть хочу по Иртышу!

Тихо шепчет мне река,

Тема природы малой родины занимает огромное место в творчестве поэтов и писателей Омского Прииртышья. Но невозможно объять необъятное. Мы думаем, что стихотворения поэтов о родном крае – это тема нашей следующей исследовательской работы.

1.4. Создание альбома-раскладушки о жизни и творчестве поэтов нашего края

Мы являемся членами научного клуба «Ключ и Заря» (Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка). Весной мы готовились к очередному заседанию клуба по теме «Поэты Омского Прииртышья. Стихи для детей». Каждой группе было дано задание – подготовить сообщение о каком-либо поэте нашего края. Обратившись в библиотеку, мы обнаружили, что там есть детские книги Тимофея Белозёрова «Подснежники», Владимира Макарова «Коза – синие глаза» и Валентины Ерофеевой-Тверской «Ожидание чуда (Приложение 2, фото 2, 3). Стихи для семейного чтения», подаренная учителю литературы нашей школы во время встречи с писателями. Выбор небольшой. Мы обратились за помощью в Интернет. Провели заседание клуба, которое оказалось очень интересным и полезным для нас. Ребята рассказывали о Веронике Шелленберг, Татьяне Четвериковой, Николае Башкатове, Игоре Егорове, Татьяне Бурундуковой, Рехин Эльвире, Курач Светлане, Нине Саранче, Николае Березовском и многих других (Приложение 2, фото 1). Нами было принято решение – создать альбом-раскладушку, который познакомил бы остальных ребят нашей школы с поэтами-земляками.

Мы провели опрос среди обучающихся школы, с целью – выяснить, есть ли потребность в нашем альбоме. Всем ребятам мы задавали вопрос, каких поэтов Омской области они знают? К сожалению, ребята почти не знакомы с творчеством поэтов нашего края. Самым известным оказался, как мы и предполагали, Тимофей Белозёров. Обучающиеся начальных классов затруднялись ответить на наш вопрос. Больше всех поэтов Омского Прииртышья назвали мои одноклассники, обучающиеся 5 класса. Но это, я думаю, обусловлено тем, что на заседаниях научного клуба «Ключ и Заря» мы знакомились с их творчеством.

Результаты опроса представлены в диаграмме 1 (Приложение 1, диаграмма 1.)

Мы решили начать работу по привлечению интереса к поэзии омских авторов с начальных классов. Именно поэтому включили в свой альбом стихи для детей.

Стихи, которые мы включили в альбом, написаны простым и понятным языком. В них живут зубные феи, домовые, серебряные зайцы и белки, Дрёма и Замарай. Их интересно будет читать и детям, и взрослым. Можно сказать, это «стихи для семейного чтения», как назвала свой сборник стихов Валентина Юрьевна Ерофеева-Тверская.

Заключение

Целью нашего исследования было изучение творчества поэтов нашего края и привлечение интереса к поэзии для детей в процессе знакомства с творчеством поэтов Омского Прииртышья.

Изучив детские стихотворения поэтов Омского Прииртышья, мы пришли к выводу, что это яркие, необычные произведения. Они оставляют неизгладимый след в душе ребёнка, побуждают нас к творчеству, учат фантазировать, мечтать.

Представив альбом о творчестве наших поэтов обучающимся начальных классов, мы поняли, что он детям понравился. Особенно ребятам из первого класса, которые только недавно научились читать (Приложение 2, фото 4). Альбом получился, интересным, познавательным, с множеством ярких рисунков (Приложение 2, фото 5, 6,7). Мы думаем, что нам удалось привлечь интерес учащихся нашей школы к поэзии родного края.

Бюджетное образовательное учреждение города Омска

«Начальная общеобразовательная школа № 35»

Внеклассное мероприятие:

учитель начальных классов

Тамара Григорьевна Розина

Внеклассное мероприятие:

«Люблю Иртыш в вечерние часы.»

Цель: формирование и развитие ценностного отношения к культурному наследию родного края на основе знакомства с произведениями в ходе совместной коллективной деятельности.

Задачи: Прививать интерес к истории, культурным традициям родного края. Содействовать воспитанию чувства патриотизма. Развивать эстетический вкус, интерес к культурному наследию.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к творчеству Омского поэта Т.М. Белозёрова, внутреннюю позицию читателя на уровне положительного отношения к культурному наследию родного края.

Предметные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий с использованием художественной литературы;

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Коммуникативные: учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Для проведения театрализованного представления проводится подготовительная работа.

Посещение школьной библиотеки, где происходит первое знакомство с творчеством Т. Белозёрова, о котором рассказывает библиотекарь. Тематическая выставка книг, список литературы для чтения.

Создаётся книга отзывов, где пишут отзывы дети и родители о прочитанном и советы, что ещё интересного можно прочитать.

Объявляется конкурс рисунков по трём номинациям «Самый креативный рисунок», «Оригинальная техника исполнения», «Иллюстрация для книги».

Посещение литературного музея -

Театрализованное представление на которое приглашены родители,

библиотекарь.

Создание книги по творчеству Т. Белозёрова.

Оборудование :

детские рисунки по произведениям Т. Белозёрова, портрет поэта, выставка книг, плакат «Свет доброты», плакат «Я уверен, прочитав радостную певучую книгу Т. Белозёрова. Вы вместе со мной будет гордиться знакомством с ярким, самобытным русским поэтом» (Я. Аким).

Ведущий:

Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые. Сегодня мы проводим заключительный этап в изучении культурного наследия поэта Т. Белозёрова. Вы много интересного узнали о творчестве поэта, произведения читали и костюмы готовили вместе с родителями, которым выражаем свою благодарность за помощь. Я думаю, что это обращение Т. Белозёрова обращено именно к вам, хоть оно и написано было несколько раньше, чем вы появились на свет.

Маленький мой друг!

Я рад за твою любознательность! Ради этого люди летят в космос. Плывут по опасным рекам, живут в тайге. Просиживают ночи за письменным столом, чтобы найти для тебя самые сердечные, самые правдивые слова .

А какие интересные рисунки вы выполнили, посмотрите внимательно на работы, которые вы представили к произведениям поэта. Предстоит выбрать победителя по трём номинациям. На каждом рисунке есть номер, у нас три номинации, сейчас предстоит проголосовать, попросим и родителей принять участие. Вам предлагаем фишки трёх цветов красная «Самый креативный рисунок», жёлтая «Оригинальная техника исполнения», зелёная «Иллюстрация для книги». На столе лежат фишки, каждой номинации, вам необходимо проголосовать три раза, вписав номер понравившейся работы на фишку и опустив её в ящичек соответствующего цвета, затем родители помогу подсчитать голоса, и мы наградим победителей. (На каждом рисунке стоит номер, автор работы указан с обратной стороны).

Выступление библиотекаря

Это наш земляк (показывает портрет), писатель Тимофей Максимович Белозеров. Он жил в Омской области г. Калачинске, был рабочим. После войны поступил в речное училище г. Омска. По окончании речного училища стал работать на пароходе, который перевозил грузы из Омска на север по Иртышу. Плавая по реке, он любовался красотой нашего края и эта, красота вдохновила на сочинение стихов, сказок, пословиц о природе, реке, птицах, зверей нашей земли. Т. Белозерову не хватало литературных знаний, чтобы писать еще лучше, и он поступает в Московский литературный институт. По окончании института он много работает, пишет. 56 детских книг написал Т. Белозеров. Первая книга вышла в 1956 г. под названием «На нашей реке». Умер Тимофей Белозеров в 1998 г. В честь поэта в нашем городе есть улица и библиотека, названые в честь поэта.

Звучит плавная, спокойная музыка, на доске слайд с изображением реки Иртыш.

Ученик

Люблю Иртыш в вечерние часы.

Вспыхнул бакен,

Сумраком зажжённый.

И на краю белеющей косы

Притих, рыбак, блесной вооружённый.

Прошёл буксир с тяжёлою баржой

С цветами в рубке, с музыкой прощальной.

И куличок, как будто всем чужой,

Заплакал вдруг

На отмели печальной.

Ведущий:

«Унылая пора, очей очарованье» - писал А.С. Пушкин об осени. Он любил это время года. А Т. Белозёров любил родную Сибирь в любое время года. И для каждого времени года находил очень проникновенные добрые слова.

Дети выходят в костюмах времён года и читают стихи.

Зима

Темно и тихо. Слышно за версту.

Как в тёплых стенах лопаются брёвна.

Сороки замирают на лету,

И всё вокруг бесцветно и бескровно.

Весна

На солнце греется река,

Шуршат, ломаясь льдины.

Их ноздреватые бока

В песке и в комьях глины.

На север, в Обь они спешат,

Намокший снег теряя

Как стадо белых медвежат

Толкаясь и ныряя

Лето

Лето, лето, сказочное лето!

От чудес кружится голова.

Вот в кольчугах радужного цвета.

Из реки выходят острова!

Осень

Первый лист с рябины сдуло

Для осеннего ковра.

Первым холодом дохнуло

От речного серебра.

Ведущий

К нам стремительно мчится поезд.

Внимание! Внимание!

Приближается поезд растений и зверей Т. Белозёрова.(звук приближающего поезда)

Из окошка поезда выглядывают наряженные дети и читают стихи.

Ромашка

На ромашку, как на балерину.

Издали любуется лесок.

У неё на лепестки накинут

Паутины лёгкий ветерок.

Опять расцвёл в чащобе непролазной

Кинжалолистый ландыш голубой.

И ожил шум ветвей однообразный.

И дрогнул снег источенной – рябой!

Подснежник

Плакала, Снегурочка, зиму провожая

Шла за ней печальная,

Всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала,

Трогая берёзы,

Выросли подснежники,

Снегурочкины слёзы.

Заяц

Белка шишку шелушит

И спешит, спешит, спешит.

Вертит шишку так и сяк

Обнажая зубки.

На тропинку и в овраг,

Сыплются скорлупки.

Хомяк

А что? Мне нравится хомяк!

И глазки и фигурка.

И домосед он, и добряк

И загляденье – шкурка!

Соболь, соболь, соболёк,

Трепетные ушки,

Замер, словно стебелёк,

На лесной опушке.

Зверушки и растения исполняют польку.

Ведущий

Мы все готовились к празднику по творчеству Т. Белозёрова. А сейчас мы узнаем победителей в конкурсе рисунков, и победители получат награду. (Награждение победителей)

Ну, а мы с вами продолжаем шагать по страницам книг Т. Белозёрова. У него есть считалки, пятнашки, весёлки, скороговорки. Готовы показать свои знания по этому творческому разделу. Дети отвечают (за ответ вручается фишка, у кого их больше тот и победитель). Но у поэта ещё есть и сказки.

Инсценировка «Огородник подрастай»

Ведущий

Где ботва стоит густая,

Спрятан домик Подрастая…

Вот идёт он налегке

С белой палочкой в руке

Подарил цветы картошке (прикрепил цветы)

Подрастай

Подрастай! Клубеньки не беспокоят? Хорошо ли корни поят?

Ботва

Ах! От забот я чуть жива!

Как ни спросишь всё им мало. Всё голодные они. Мало маленьким крахмала. Дни-то- дождики одни.

Подрастай

Ветер! Пробудись, глазами светел. Лень с широких плеч стряхни, тучи в небе разгони!

Ведущий

Вдруг, откуда не возьмись,

Стая гусениц явилась!

Все растения

Подрастай взмахивает палочкой

Беда! Беда!

Где вы, птицы? Все сюда!

Вбегают птицы и прогоняют гусениц.

Ведущий

А когда встречая вечер,

Вспыхнет первый светлячок,

Надевает он на плечи

Свой зелёный пиджачок.

В небе светится луна,

в огороде тишина.

Всё уснуло,

Подрастай неслышно ходит,

Говорит тихонько он:

Подрастай

Подрастайте, подрастайте!

А к утру, лишь всё уснуло,

Повалил из тучи снег.

Все растения

Ой, ай! Выручай нас, Подрастай!

Подрастай (взмахивает палочкой)

Беда! Беда!

Эй, ребята, все сюда!

Выбегают дети и укрывают растения.

Выходят все участники и поют песню

Уважаем подрастая

Дай ему часок поспать.

Ожидаешь урожая,

Не ленись пораньше встать

Ля - ля. Ля – ля.

Если ж ты запустишь грядки,

Не прополешь, не польёшь –

Ни одной морковки сладкой

В огороде не найдёшь!

Ля - ля- ля.

Подрастай, им слово скажет.

Стать несладкими прикажет.

И в соседний огород.

Домик свой перенесёт.

Ведущий

Наша встреча подошла к завершению. Посмотрите ещё раз на ваши рисунки. У меня появилась мысль о создании вашей собственной книги с произведениями Т. Белозёрова. Иллюстрации уже готовы, остаётся её оформить и передать в нашу школьную библиотеку.

Список литературы:

Т.Белозёров «Огородный подрастай»

Т.Белозёров сборник стихов

Белозёров Тимофей Максимович (1929-1986), поэт, член Союза писателей России. Им написано много стихов о природе и родном крае. Одно из моих любимых это «Город на Иртыше». Оно было создано в 1962 году. Является прекрасным, одним из лучших стихотворных произведений Тимофея Белозёрова. «Город на Иртыше» это великолепное стихотворение, которое было написано в честь создания прекрасного города Омска. В него Тимофей Белозеров вложил свою любовь к родине. Поэт описывает простор и благодать, которую увидели люди, пришедшие на территорию будущего Омска первыми. Он использует эпитеты: головастый топор, синий дымок, упрямая весть, размеренный век... Тимофей Белозеров рассказывает читателю о пустынном месте, которое потом стало нашей родиной, о том, что народ быстро собирался и образовывал разные новые традиции и поверья. Поэт использует в произведении точное сравнение: словно пальцы в кулак сбирался народ . Больше всего мне нравятся последние пять строк:

Плыл
Размеренный век

По ступеням крыльца,
Люди в узел двух рекЗавязали
Сердца!

Эти строки проникнуты глубоким смыслом. Писатель хотел донести до нас то, что город Омск был создан с любовью, чтобы мы его берегли и дорожили им.

Белозеров Тимофей Максимович (1929-1986), поэт, член Союза писателей России. Им написано много стихов о природе и родном крае. Одно из моих любимых это «Город на Иртыше». Оно было создано в 1962 году. Является прекрасным, одним из лучших стихотворных произведений Тимофея Белозерова. «Город на Иртыше» это великолепное стихотворение, которое было написано в честь создания прекрасного города Омска. В него Тимофей Белозеров вложил свою любовь к родине. Поэт описывает простор и благодать, которую увидели люди, пришедшие на территорию будущего Омска первыми. Он использует эпитеты: головастый топор, синий дымок, упрямая весть, размеренный век и т.д. Тимофей Белозеров рассказывает читателю о пустынном месте, которое потом стало нашей родиной, о том, что народ быстро собирался и образовывал разные новые традиции и поверья. Поэт использует в произведении точное сравнение: словно пальцы в кулак сбирался народ. Больше всего мне нравятся последние пять строк:

Размеренный век

По ступеням крыльца,

Люди в узел двух рек

Завязали

Эти строки проникнуты глубоким смыслом. Писатель хотел донести до нас то, что город Омск был создан с любовью, чтобы мы его берегли и дорожили им.

ГОРОД НА ИРТЫШЕ

Охотничьим

Промыслом век,

На пустынное место

Пришел человек.

Вытер лоб рукавом,

Сбросил легкую кладь,

Под руками двуречье,

Простор, благодать!

Застучал в сосняке

Головастый топор,

Опоясал избу

Островерхий забор.

Потянул над березами

Синий дымок...

Человек оставаться

И пошла по засекам

Упрямая весть:

Место крепости есть!

Место городу есть!

Словно пальцы в кулак,

Собирался народ --

Балалайки, орехи

У новых ворот.

На базаре -- телеги,

Отрезы парчи.

Над пожарным сараем

Верста каланчи.

Над рекой закачались

Огни фонарей,

Плахи сходен, канаты,

Чугун якорей...

Размеренный век

По ступеням крыльца,

Люди в узел двух рек

Леонид Мартынов

СТАРЫЙ ОМСК====

Призыв горниста радостен и звонок,
Плывя над степью, душу не томи! -
Кандальных девок и клейменных женок
Пригнали летом в крепость на Оми.

Казаки гоготали на площадке,
И быстро осмотрели фельдшера
Баб, пригнанных из Вологды и Вятки
Приказом императора Петра.

Приказ Петра - и ликованье в войске:
Дареных жен по жребию делить,
С упрямыми расправиться по-свойски -
Не лаской, так нагайкой вразумить.
Когда же совершалась лотерея,
Казенный поп венчал два дня подряд-
Зима, муштруя, лето, мощно грея,
Взрастили поколенье казачат.

Не раз переменились гарнизоны.
И площадь населения росла.
Был ров глубок и крепки бастионы.
И не страшна кайсацкая стрела.

Сраженья и пожары за Уралом,
Но в городке, который позабыт,
Едва ли меньше дела генералам,
Чем на полях, где Бонапарт стоит.

Угрюма степь в своем обличье зверском,
Но городок шумлив и освещен -
Встречает знать в собранье офицерском
Из Петербурга выписанных жен.

Под их поклажей гнулся горб верблюжий,
Их путь отряды войска стерегли -
Вновь через горы, скованные стужей,
Европеянки в Азию пришли
Но этих жизнь пройдет в приятной спячке,
Их охраняют пушки и штыки,
Услуживают юные казачки,
И подают мантильи денщики.

Настали дни побед и благоденства.
Кайсаки отступили на восток.
И занято работой "чиновенство" -
Для первых ссыльных строится острог.

Над сетью улиц низеньких и пыльных
Колоссом серым высится тюрьма.
И стали в ряд курные избы ссыльных
И гордые чиновничьи дома.

Мечеть и месяц - герб Степного края -
Украсил губернаторский дворец;
Военщина бледнеет, обмирая,
И за купцом является купец.

Их сбереженья в Азиатском банке.
Их кабаки над Омкою стоят.
Как в непогодь растут грибы-поганки,
Так разрастался Мокринский форштадт.

Там появились шкеты и калики,
Ракло одесский, жулик костромской.
И в кабаках ножовщина и крики.
И раздает пинки городовой...

Двадцатый век стучится у порога,
И ожила степей седая даль.
Отстроена железная дорога -
Сибирская большая магистраль.

О, перьев скрип, бумаг казенных шорох,
Насилия и косности века,-
Того ль искала в девственных просторах
Петра неутомимая рука?..

Но нити судеб спутаны и тонки,
И вел к тому непогрешимый рок,
Чтоб с правнучкой этапной бледной женки
Вошел в союз чиновничий сынок.

И чтоб потомок дерзостных кайсаков
Был званьем гражданина наделен,
И стал для всех живущих одинаков
Республикою созданный закон.

Пронесся вихрь, туман веков развеяв.
В Сибири родословья не в чести.
И лишь в пыли архивов и музеев
Мне удалось рассказ про Омск найти.

А дни идут размеренно и строго,
Сливая жизни в мощное одно.
Так мельницы (под Омском мельниц много)
Размалывают спелое зерно.