Эмоциональная устойчивость. Эмоциональная устойчивость личности и как её достичь


При исследовании эмоционального компонента психологического здоровья нами использовались методики: «Тревожность» (Тейлор), «Эмоциональная устойчивость» (Г. Айзенк), и шкалы «Самоуважение» и «Самопринятие» методики «Самоактуализационный тест» (Э. Шостром).

Проведенный анализ уровня тревожности показывает, что среднее значение данного показателя по выборке составил 19 баллов, это соответствует среднему уровню с тенденцией к высокому, что в целом характеризует группу как чувствительную, эмоционально реагирующую на сообщения о неудаче. Ощущение опасения перевешивает возможную неудачу. Сообщение о неудачи не стимулирует к действиям, а заставляет сникнуть и отойти в сторону.

Результаты выраженности тревожности отражены в таблице №3 и рисунке 4.

Таблица 3 - Значение результатов методики «Тревожность» (Дж . Тейлор)

Рис. 4 Результаты методики «Тревожность»

Из таблицы 3 и рисунка 4 видно, что лишь только 3% из числа респондентов испытывают низкий уровень тревожности, то есть, эти люди испытывают тревожность, но исключительно в ситуациях когда она действительно таит в себе опасность. В этом случае, тревога, по мнению автора методики, даже полезна, так как помогает быть осторожнее и избежать неприятных последствий. Большинство респондентов (75%) испытывают средний уровень тревожности, но используемая нами методика позволяет дифференцировать данный показатель на две тенденции: средний уровень тревожности с тенденций к низкому и средний уровень тревожности с тенденций к высокому. Таким образом, людей получивших показатель «средний уровень с тенденцией к низкому» 30%. Этим людям, так же как и представителями результатов «низкий уровень», свойственно отсутствие излишней напряженности и долгих переживаний. Они испытывают эмоциональное напряжение и беспокойство в конкретной экстремальной или стрессовой обстановке. По интенсивности она не слишком выражена и во времени не продолжительна, так как человек склонен рационально подходить к ситуации. Результат «средний уровень с тенденций к высокому» выявлен почти у половины опрашиваемых (45%), у таких людей наблюдается беспокойство при самых различных обстоятельствах это доставляет определенный психологический дискомфорт человеку. Достаточно большой процент, почти четверть исследуемых (22%), испытывает высокий уровень тревожности. У таких людей тревожность возникает, «на пустом месте», это мешает человеку нормально жить и работать, делает его нервным и доставляет психологический дискомфорт не только ему, но и окружающим. Такой человек испытывает озабоченность, нервозность, находится в ожидании негативных событий. Боязнь неудачи доминирует над стремлением к достижению успеха.

Для исследования эмоциональной стабильности нами использовалась шкала «Эмоциональная устойчивость» методики Г. Айзенка. Данная характеристика позволяет определить способность эмоциональной сферы сохранять стабильное состояние под влиянием деструктивных процессов протекающих во внутренних и внешних условиях. По выборке, среднее значение данного показателя - 15 баллов. Следовательно, в целом, группе свойственно эмоциональная не устойчивость, что вырежется в их чувствительности, эмоциональности, тревожности, в склонности болезненно переживать неудачи и расстраиваться по мелочам.

Результаты исследования эмоциональной устойчивости отражены в таблице 4.

Таблица 4 - Значение результатов методики «Эмоциональная устойчивость» (Г. Айзенк)

Рис. 5 Результаты методики «Эмоциональная устойчивость»

При рассмотрении показателя «эмоциональная устойчивость», в зависимости от уровня (таблица 4) можно констатировать, при исследовании у двух трети группы респондентов выявлена эмоциональная неустойчивость (66%). Это характеризует их как импульсивных, раздражительных, быстро утомляемых. Такие люди находятся под влиянием своих чувств, переменчивы в настроении, легко расстраивается, проявляют неустойчивость в интересах. Средняя степень выраженности эмоциональной устойчивости (3%) характеризуется переходностью от устойчивости эмоционального состояния к неустойчивому. Они легко расстраиваются, эмоционально менее устойчивы, но в состоянии трезво оценивать действительность. Высокий уровень эмоциональной устойчивости выявлен у 31% опрошенных. Таким людям свойственна эмоциональная зрелость, невозмутимость, устойчивость в интересах, работоспособность, ориентированность на реальность. Высокая способность к соблюдению общественных моральных норм. Они не склонны к беспокойству, устойчивые по отношению к внешним воздействиям, часто вызывают доверие у других людей и имеют склонность к лидерству, обладают терпением.

Для изучения эмоционального компонента психологического здоровья нами была использована методика «Самоактуализационный тест» Э. Шострома, с выбором конкретных шкал. В данном компоненте психологического здоровья нами анализировались шкалы «Самоуважение» и «Самопринятие» (таблица 5, рисунок 6).

Таблица 5 - Значение шкал «Самоуважение» и «Самопринятие» методики «Самоактуализационный тест» (Э. Шостром),%

Самоуважение

Самопринятие

Ср. знач.

Рис. 6 Результаты методики «Самоактуализационный тест»

В ходе анализа нами выявлено, что среднее значение показателей «Самоуважение» и «Самопринятие» по группе выражено на среднем уровне, следовательно группа испытывает уважение к своему «Я» и принимает свои личностные качества, не зависимости от их полярности (положительной или отрицательной).

Самоуважение, которое подразумевает способность субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них не свойственно 3% респондентов, т.е. они не признают и не принимают себя в качестве значимой, достойной уважения личности. Такие люди податливы, они легко подвергаются внешнему воздействию. У них очень сильно выражена потребность в социальном признании и внимании. Они болезненно ощущают пренебрежение со стороны окружающих. У 99% респондентов (высокий и средний уровни) присутствуют чувства уважения и собственного достоинства.

Самопринятие это категория, основанная на относительно объективной оценке собственных способностей и общих достоинств, реалистического признания своих ограничений и богатого чувства удовлетворения, как самими талантами, так и их пределами. Из таблицы 5 видно, что респондентов, не испытывающих подобные чувства выявлено 19%. Остальным опрошенным (81%) свойственно данное чувство в форме среднего и высокого уровня выраженности, что проявляется в различной степени принятия человеком себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, а возможно и вопреки последним.

Таким образом, анализируя результаты проведенных исследований, можно констатировать, что эмоциональный компонент психологического здоровья представлен в таблице №6. Так же анализ выраженности данного компонента, в зависимости от гендерных особенностей представлен в таблице 7.

Таблица 6 - Эмоциональный компонент психологического здоровья, %

Рис. 7 Распределение уровней эмоционального компонента психологического здоровья

Таким образом, низкий уровень эмоционального компонента выявлен у 18% респондентов. Следовательно они не переживают о состоянии здоровья, а также не признают важную роль эмоционального состояния на возникающие ухудшения физического или психического самочувствия человека.

Таблица 7 - Эмоциональный компонент психологического здоровья, в зависимости от гендерного фактора, %

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Рис. 8 Распределение уровней эмоционального компонента психологического здоровья, в зависимости от гендерного фактора

На основании результатов, представленных в таблице №7, можем констатировать, что различий в выраженности эмоционального компонента, по гендерному фактору, ярко не выражено.

Жизнь проверяет на прочность каждого человека без исключения. Различные трудности и проблемы способны вывести из состояния душевного равновесия даже самого закалённого и стрессоустойчивого. Несмотря на то, что эмоции - очень нужная и важная составляющая гармонично развитой личности, во многих ситуациях они способны нанести большой вред.

Решения, принимаемые под действием эмоций, далеко не всегда приносят пользу. Широкий диапазон эмоций - это хорошо, но как быть, если от них слишком много проблем? Как развить эмоциональную устойчивость в мире, в котором появляется всё больше и больше стрессовых факторов?

Что такое эмоциональная устойчивость, и зачем она нужна?

Под эмоциональной устойчивостью психологи понимают способность человека противостоять неблагоприятным факторам, преодолевать состояние эмоционального возбуждения и быстро возвращаться к состоянию душевного равновесия после стресса. Для эмоционально устойчивого человека каждая стрессовая ситуация - как тренировка. Он становится сильнее, мудрее, более здраво подходит к решению проблем и спокойно переносит все превратности судьбы.

Почему важно развивать такую устойчивость? Потому что именно она является гарантией того, что человек не «потеряется» в трудной ситуации, перенесёт стресс без нервных срывов и других неприятных последствий. Сильная неустойчивость личности в эмоциональном плане (нейротизм) может стать причиной развития заболеваний на нервной почве, неврозов, депрессии. Не говоря уж о том, что близким такого человека приходится несладко. Они то и дело становятся свидетелями эмоциональных сцен, разборок, паники от преувеличения последствий какой-либо проблемы. Всё это не укрепляет ни любовь, ни дружбу, ведь под действием эмоций человек очень часто ведёт себя неадекватно.

Нейротизм характеризуется неустойчивостью, впечатлительностью, чувствительностью, плохой адаптацией к новым обстоятельствам, высокой степенью беспокойства и напряжённости. Эмоциональная устойчивость, напротив, выражается в умении «брать себя в руки», сохранять организованное поведение и ясное мышление в любой ситуации.

Факторы, влияющие на эмоциональную устойчивость

Начнём с того, что она бывает врождённой и приобретённой: одни с самого детства обладают таким набором качеств, который позволяет им сохранять хладнокровие и поддерживать рациональное мышление в тонусе, а другие развивают стрессоустойчивость путём долгой и усердной работы над собой.

От чего зависит степень эмоциональной устойчивости?

На неё оказывают влияние такие факторы как:

  • Темперамент . Очевидно, что «чистые» сангвиники гораздо легче переносят стрессы, чем остальные типы темперамента, поскольку отличаются низким нейротизмом и высокой экстраверсией. Однако чистые типы темперамента встречаются крайне редко. К тому же, не стоит думать, что если вы холерик или меланхолик, то эмоциональная устойчивость для вас недоступна. Просто вам нужно приложить больше усилий для её развития.
  • Ведущее полушарие . Как известно, левое полушарие отвечает за логику, а правое - за эмоциональную сферу. Если ведущим является правое, человеку сложнее держать эмоции под контролем и действовать спокойно.
  • Наличие подавленных потребностей . Психологи знают: если естественные потребности подавлять искусственно, это может стать причиной развития психологических проблем, которые, в свою очередь, скажутся на эмоциональной устойчивости. Подавление потребностей, будь то физических, социальных или духовных, деформирует личность и её поведение.
  • Самооценка, наличие психологических проблем . Человек с заниженной самооценкой, как правило, очень несчастен, что уже не способствует устойчивости. Любые психологические проблемы сказываются на способности личности противостоять стрессам.
  • Количество, сила и частота возникновения стрессовых факторов и пр. У каждого свой потолок эмоциональной выносливости. Но даже сильные люди могут очень тяжело переносить трудности, с которыми ранее не сталкивались, особенно, если они навалились разом, и кажется, что выхода нет.

Способы развития эмоциональной устойчивости, их плюсы и минусы

  1. Различные духовные практики , в особенности, восточные. Часто они сочетают в себе все последующие пункты. Польза от них действительно есть, но стоит учитывать, что освоить их не так-то просто, к тому же на это могут уйти годы. Чтобы добиться успеха, нужно менять жизненный уклад, а это устроит не каждого.
  2. Медитация . Не всегда она подразумевает погружение в транс. У неё, безусловно, есть плюсы - она помогает абстрагироваться от гнетущих мыслей, успокоиться, освободиться от негативных эмоций, но не решает психологические проблемы.
  3. Визуализация . Это практически то же самое, что и медитация, только внимание фокусируется на каком-либо видимом объекте, к примеру, на пейзаже. Красивый вид успокаивает нервную систему не хуже, чем приятная мелодия или прикосновение.
  4. Дыхательные техники . Они тоже очень полезны для физического и психического здоровья. Особенно непосредственно в момент, когда эмоции захлестнули. Контроль над дыханием поможет восстановить душевное равновесие.
  5. Спорт . Как известно, физическое здоровье очень важно для психоэмоционального состояния. Спорт улучшает самочувствие, повышает настроение, самооценку, запускает защитные реакции организма. Он обязательно должен присутствовать в жизни каждого человека, но, опять же, не решает внутренних проблем.

Всё это поверхностные, косвенные способы повышения эмоциональной устойчивости. Возможно, они хороши для решения сиюминутных задач: когда нужно быстро восстановить равновесие или сохранить внешнее спокойствие. Слабая сторона всех этих техник состоит в том, что они сродни таблеткам от головной боли - действуют только в момент, когда вы их используете.. Они снимают симптом, но не решают проблему, так как не ведут к изменению порога эмоциональной чувствительности. Как только вы прекращаете вышеуказанные практики – проблема возвращается.

Зрить нужно в корень: раз проблема психологическая, значит и причины её кроются в особенностях характера и способах реагирования на стресс. Вот почему помощь психолога наиболее оптимальна - она позволит стабилизировать эмоциональное состояние через решение внутренних «неполадок».

Помощь психолога и эмоциональная устойчивость

Как психолог поможет вам повысить эмоциональную устойчивость?

  1. Он выслушает вас, проанализирует полученную информацию. С помощью вопросов, уточнений и специальных техник поможет вам под другим углом взглянуть на ситуации, которые вас дестабилизируют.
  2. Поможет разобраться в себе, вместе с вами обнаружит причины той или иной психологической реакции. В дальнейшем это поможет изменить силу эмоций и переживаний в моменты возникновения сложностей.
  3. Выявит сопутствующие психологические проблемы, поможет в их решении.
  4. Разработает индивидуальную модель развития эмоциональной устойчивости, исходя из вашего темперамента, ситуации, жизненного опыта и других факторов.

Пример из практики

Галина пожаловалась психологу, что очень тяжело переживает трудности на работе, в семье и повседневной жизни. Особенно чётко она осознала проблему, когда возникла необходимость покупки квартиры. Связанная с этим нервотрёпка буквально подкосила женщину. Она не спала ночами, всё думала, как бы её не обманули, проворачивала в голове детали, переживала и нервничала. Из-за этого она не могла сконцентрироваться на работе и словно бы выпала из жизни. Очень скоро нервное истощение сказалось и на физическом здоровье: Галина испытывала головные боли, бессонницу, проблемы с пищеварением. Начались скандалы в семье - женщина постоянно говорила только о предстоящей сделке, из-за чего все в доме перессорились.

Как выяснилось в ходе психологической работы, причинами повышенной восприимчивости клиентки Центра были: высокий уровень стресса в жизни и постоянная забота о семье даже ценой отдыха и сна. За последние полтора года Галине пришлось пережить потерю близкого, смену работы, переезд из отчего дома и выход в самостоятельную жизнь старшего ребёнка. Эмоционально она не успевала восстанавливаться и очередной стресс стал последней каплей, «окончательно расшатались нервы», - как это определила сама Галина. Кроме того, свою лепту внесли характерная для женщины повышенная тревожность, склонность постоянно сомневаться и стремление всё, вплоть до мелочей, держать под личным контролем.

В фокусе работы специалиста была и проработка предыдущих стрессов, и работа с чувствами, и расстановка приоритетов таким образом, чтобы потребностям и желаниям Галины тоже находилось место и время. Вместе с психологом не раз рассматривались жизненные установки и опыт, сформировавшие избыточное беспокойство, и постепенно его удалось преодолеть. Эмоциональная устойчивость стала для женщины надёжным спутником в преодолении жизненных неурядиц.

Психолог помог Галине успокоиться, научил оценивать риски и правильно к ним относиться, не преувеличивать проблем. Сделка прошла успешно, сейчас Галина уже живёт в новой квартире. Она по-прежнему посещает психолога, поскольку развитие эмоциональной устойчивости требует времени и усилий. Как призналась сама женщина, без помощи психолога ей было бы намного сложнее справиться с собственными взбунтовавшимися эмоциями.

Психотерапия в этом случае действительно очень эффективна, поскольку способствует внутренним изменениям и восстановлению равновесия на длительный период времени.

Деятельность педагога – психолога по формированию эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ент Содержание

Теоритические основы формирование эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ЕНТ как психолого – педагогическая проблема.

Теории эмоций. Эмоциональная устойчивость и её психофизиологические особенности

Сущность и содержание подготовки к ЕНТ

Структурно – содержательная модель формирования эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ЕНТ

Опытно – педагогическая работа по формированию эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ЕНТ

Диагностика эмоциональной устойчивости у старшеклассников

Программа ОПР. Задачи и этапы ОПР

Результаты опытно – педагогической работы

Актуальность исследования. Основанием для исследования проблемы влияния образовательной среды на формирование эмоциональной устойчивости старшеклассников явилась недостаточная разработанность вопросов системы подготовки учащихся к ЕНТ. Ситуации социальной нестабильности, напряженный учебный процесс, Подготовка к ЕНТ, физиологические особенности юношеского возраста, страх перед будущим, все это требует повышенной эмоциональной устойчивости. При этом устойчивость должна проявляться как к внешним факторам так и к внутренним противоречиям.

Проблема психологической устойчивости личности нашла отражение в исследованиях Л.М. Аболина, Л.В. Куликова, К. Левина, Ф. Хоппе, Кузуб М. А, В. Э. Эриксона и др. Анализ психолого – педагогической литературы различных направлений показал, что многие авторы к важным составляющим психологической устойчивости личности относят устойчивость (стабильность) эмоциональную, которая обеспечивает возможность противодействовать нежелательному влиянию среды.

В Российской психологии возникновение термина «эмоциональная устойчивость» было вызвано изучением поведения человека, действующего в экстремальных условиях. Большинство исследований проводилось в области прикладной психологии: авиационной, инженерной, психологии спорта. Изучению механизмов формирования эмоциональной устойчивости в онтогенезе, психологических методов её диагностики, выявлению факторов окружающей среды, благоприятно или неблагоприятно влияющих на данную характеристику личности, посвящены работы Л.М. Аболина, Л.П. Баданиной, Е.В. Веселовой и других.

Цель исследования : разработка теоретических основ системы деятельности педагога – психолога по формированию эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ЕНТ и апробация ее в учебно – воспитательном процессе школы.

Объект исследования : процесс профессиональной деятельности педагога – психолога в школе.

Предмет исследования : формирование эмоциональной устойчивости у старшеклассников

Гипотеза: Если спроектировать и разработать теоретические основы системы деятельности педагога – психолога по формированию эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ЕНТ, то будет психологически эффективно пройден этап сдачи экзамена ЕНТ, поскольку система основывается на психолого – педагогических концепциях (фасилитации, психотерапии, позитивного мышления)

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы

1. Раскрыть сущность основных понятий: «эмоциональная устойчивость», система деятельности педагога — психолога

2. Разработать систему деятельности педагога- психолога по формированию эмоциональной устойчивости старшеклассников, в условиях подготовки к ЕНТ.

3. Разработать и апробировать в ходе опытно – педагогической работы программу тренинга по формированию эмоциональной устойчивости старшеклассников, в условиях подготовки к ЕНТ и разработать. рекомендации по теме исследования

Методологическую основу исследования составляют положения деятельностного, личностного и системного подхода, теории эмоции, теория эмоционального интеллекта.

Методы исследования: методика изучения уровня тревожности и познавательной активности Ч.Д. Спилбергера (модификация А.Д. Андреевой), тест — опросник мотивации успехов и неудач (МУН) А. Реана, модифицированная методика исследования уровня субъективного

Ценностные ориентации (М Рокич), шкала депрессии, Акцентуации личности и нервно – психологическая неустойчивость, анкетирование, тестирование, опрос, беседа.

Источник:
Деятельность педагога – психолога по формированию эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ент Содержание
Деятельность педагога – психолога по формированию эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ент Содержание Теоритические основы формирование эмоциональной устойчивости
http://studfiles.net/preview/3535399/

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013 .

Смотреть что такое «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ» в других словарях:

Эмоциональная устойчивость - выражается в способности личности обеспечивать возможность сохранения определенной направленности своих действий в эмоциогенной ситуации при помощи саморегуляции и самоконтроля и тем самым содействовать профессиональной успешности. Эмоциональная… … Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»

Эмоциональная устойчивость - Способность сдерживать, не проявлять внешне эмоции, сохранять спокойствие и спокойно реагировать на неблагоприятные обстоятельства. Э. у. определяется не только типом темперамента человека, но и уровнем его культуры, умением выстраивать жизненные … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

Эмоциональная устойчивость - характеризует продолжительность и степень стабильности эмоциональных реакций (эмоциональных состояний) … Психология человека: словарь терминов

Эмоциональная устойчивость - способность человека противостоять дезорганизующему влиянию эмоций. НТС … Термины психологии

УСТОЙЧИВОСТЬ ОПЕРАТОРА - способность оператора стабильно выполнять задание функции под влиянием мешающих факторов внешней среды, профессиональной деятельности, утомления. У. о. подразделяется на специфическую и неспецифическую (общую). Спецификация У. о. связана с… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

УСТОЙЧИВОСТЬ - (англ. tolerance, stability). 1. У. внимания. См. Внимание. 2. Помехоустойчивость. См. Помехоустойчивость оператора. 3. Нравственная У. личности способность человека регулировать свое поведение исходя из принятых и усвоенных им нравственных … Большая психологическая энциклопедия

Эмоциональная стабильность - устойчивость настроения. НТС … Термины психологии

УСТОЙЧИВОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ - – неподверженность эмоциональных состояний и процессов деструктивным влияниям внутренних и внешних условий. У.э. – интегральное свойство психики, выражающееся в способности преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Профессионально-психологическая устойчивость - Важный компонент профессионально психологической подготовленности сотрудника, военнослужащего внутренних войск, обеспечивающий возможность действовать в любых сложных и опасных условиях без снижения качества и эффективности действий. ППУ –… … Энциклопедия современной юридической психологии

Педагогическое общение: гибкость - сложное многомерное психическое образование, обусловливающие способность учителя легко отказываться от несоответствующих ситуации и задаче способов поведения, приемов мышления и эмоционального реагирования и вырабатывать или принимать новые,… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Источник:
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013 . Смотреть что такое «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ» в других словарях: Эмоциональная устойчивость - выражается в способности
http://psychology_pedagogy.academic.ru/21215/%D0%AD%D0%9C%D0%9E%D0%A6%D0%98%D0%9E%D0%9D%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%90%D0%AF_%D0%A3%D0%A1%D0%A2%D0%9E%D0%99%D0%A7%D0%98%D0%92%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%AC

Эмоциональная устойчивость и толерантность

Эмоциональная устойчивость - способность человека успешно осуществлять сложную и ответственную деятельность в напряженной эмоциогенной обстановке, без существенного отрицательного влияния последней на здоровье и дальнейшую работоспособность.

Как свидетельствует анализ литературы, единого мнения в определении эмоциональной устойчивости нет.

Приведем классификацию существующих определений:

Эмоциональная устойчивость - это свойство, качество или особенность, характе­ризующая темперамент.

Эмоциональная устойчивость - это свойство личности, способствующее успешно­му осуществлению деятельности и характеризующееся увеличением работоспособности в эмоциогенной обстановке.

Эмоциональная устойчивость - невосприимчивость нервной системы к неприят­ным впечатлениям.

Эмоциональная устойчивость - константность моторных, психических функций.

Эмоциональная устойчивость - степень волевого владения излишним эмоциональ­ным возбуждением.

Эмоциональная устойчивость - устойчивость эмоций, эмоциональная стабиль­ность, отсутствие склонности к частой смене интенсивных не­гативных эмоций.

Эмоциональная устойчивость - надежное выполнение сложной задачи.

Эмоциональная устойчивость - оптимальное сочетание эмоциональных, интеллектуальных, мотивационных, волевых, психофизических и дру­гих особенностей.

Таким образом, далеко не всегда взгляд какого-либо автора можно отнести к какому-нибудь классу, множество определе­ний не имеют законченной формы, являются «рабочими».

Нервно-психическая устойчивость - способность человека посредством саморегуляции и самоуправления противостоять отрицательным факторам внешней среды (в т. ч. экстремальным), не снижая продуктивности деятельности и не нанося ущерба своему здоровью (синоним – стрессоустойчивость).

В структуру эмоциональной устойчивости (В.И. Селивановым, А.С. Чебыкиным, Е.А. Милеряном, О.В. Дашкевичем, А.В. Мирошиным и другими) было предложено включить, как способности субъекта к произвольной мобилизации и возможностей своего организма для преодоления негативных эмоциональных реакций состояний новое качество, получившее название эмоционально-волевая устойчивость .

Толерантность непосредственно связана с устойчивостью : при­обретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость; предел устойчивости или выносливости человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям.

Большинство работ посвящено изучению толерантности как эмоциональному нереагированию на события, снижению порога чувствительности к воздействующему объекту (Г.У. Солдатова). Исследования толерантности в отечественной психологии долгое время огра­ничивались изучением эмоциональной устойчивости (А.Е. Оль-шанникова, О.А. Сиротин, О.А. Черникова, А.С. Чебыкин, Л.М. Аболин, П.Б. Зильберман, А.В. Мирошин и др.).

Анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз»

Методика разработана в ЛВМА им. С.М. Кирова и предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она позволяет выявить отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека. Необходимо в течение 30 минут ответить на 84 вопроса «да» или «нет». Анализ ответов может уточнить отдельные биографические сведения, особенности поведения и состояния психической деятельности в различных ситуациях.

Инструкция: Вам предлагается тест из 84 вопросов, на каждый из которых Вам необходимо ответить «да» или «нет». Предлагаемые вопросы касаются Вашего самочувствия, поведения или характера. «Правильных» или «неправильных» ответов здесь нет, поэтому не старайтесь долго их обдумывать – отвечайте, исходя из того, что больше соответствует Вашему состоянию или представлениям о самом себе. Если Ваш ответ положительный, то закрасьте прямоугольник с ответом «да» над номером соответствующего вопроса; если ответ отрицательный, то закрасьте прямоугольник с ответом «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то закрасьте оба прямоугольника, что соответствует ответу «не знаю».

На выполнение задания отводится 30 минут.

1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

2. Запоры у меня бывают редко (или не бывают совсем).

3. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.

4. Бывают случаи, что я не сдерживаю своих обещаний.

5. У меня часто болит голова.

6. Иногда я говорю неправду.

7. Раз в неделю или чаще я безо всякой видимой причины ощущаю жар во всем теле.

8. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

9. Бывает, что я сержусь.

10. Мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.

11. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.

12. Я охотно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях.

14. Мышечные судорога и подергивания у меня бывают редко (или не бывают совсем).

15. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.

16. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.

17. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.

18. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.

19. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая. как у большинства моих знакомых.

20. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

21. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.

22. В игре я предпочитаю выигрывать.

23. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.

24. Сейчас мой вес постоянен (я не полнею и не худею).

25. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных друзей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.

26. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности.

27. С моим рассудком творится что-то неладное.

28. Меня беспокоят сексуальные (половые) вопросы.

29. Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

30. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде.

31. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

32. Думаю, что я человек обреченный.

33. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.

34. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.

35. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.

36. Бывает, что при обсуждении некоторых вопросов я особенно не задумываюсь, соглашаюсь с мнением других.

37. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.

38. Моя внешность меня в общем устраивает.

39. Я вполне уверен в себе.

40. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным или взволнованным.

41. Кто-то управляет моими мыслями.

42. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.

43. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызывает у меня смех.

44. Счастливее всего я бываю, когда я один.

45. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.

46. Я люблю сказки Андерсена.

47. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.

48. Меня злит, когда меня торопят.

49. Меня легко привести в замешательство.

50. Я легко теряю терпение с людьми.

51. Часто мне хочется умереть.

52. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.

53. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

54. К вопросам религии я отношусь равнодушно, она меня не занимает.

55. Приступы плохого настроения бывают у меня редко.

56. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.

57. У меня были очень необычные мистические переживания.

58. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

59. У меня бывают периоды, когда из-за волнения я теряю сон.

60. Я человек нервный и легковозбудимый.

61.Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других(не хуже).

62. Все у меня получается плохо, не так, как надо.

63. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.

64. Большую часть времени я чувствую себя усталым.

65. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

66. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.

67. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.

68. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.

69. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы, переход к любым новым условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимо трудным.

70. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.

71. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.

72. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.

73. Я часто испытываю чувство усталости от жизни, и мне не хочется жить.

74. На меня обращают внимание чаще, чем на других.

75. У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.

76. Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.

77. Мне трудно проснуться в назначенный час.

78. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.

79. В детстве я был капризным и раздражительным.

80. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов, психиатров.

81. Иногда я принимаю валериану, элениум и другие успокаивающие средства.

82. Среди моих близких родственников есть лица, привлекавшиеся к уголовной ответственности.

83. У меня были приводы в милицию.

84. В школе я учился плохо, бывали случаи, когда меня хотели оставить (оставляли) на второй год.

Обработка результатов. Показатель по шкале НПУ получают путем простого суммирования положительных и отрицательных ответов, совпадающих с «ключом».

ПЕДАГОГИКА

УДК 159.928.234

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

КАК ФАКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.А. Антонова

Саратовский государственный социально-экономический университет E-mail: [email protected]

В статье анализируются состояние научной разработанности и основные проблемные сюжеты формирования эмоциональной устойчивости как одного из факторов педагогической деятельности. Автор отмечает тенденцию к преувеличению биологических аспектов эмоциональной устойчивости и указывает на необходимость серьезного учета социальных условий развития личности.

Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, психическая напряженность, педагогическая деятельность, эмоциональная саморегуляция.

Emotional Stability as a Factor in Teaching

This article examines the state of scientific exploration and the main subjects concerning formation of emotional stability as a factor in teaching. The author notes the tendency to exaggerate the biological aspects of emotional stability and indicates the need for serious consideration of social conditions for human development.

Key words: emotional stability, mental stress, pedagogical activity, emotional self-regulation.

Проблема эмоциональной устойчивости привлекает внимание исследователей уже не одно десятилетие. Однако в последние годы эта тематика стала особенно актуальной в силу усиления действия старых и появления новых факторов: это и ускорение темпов жизни, и значительное увеличение интенсивности умственного труда, взрыв информации, урбанизация, обострившиеся экологические проблемы, увеличение количества природных катаклизмов и т.д. В результате возрастает необходимость поиска путей оптимизации психического состояния человека. В наше время появилось огромное количество работ по проблеме эмоциональной устойчивости, большинство из которых направлено на изучение физиологических и психических компонентов психической напряженности. Вместе с тем, несмотря на многочисленность исследований, посвященных этой проблеме, социально-психологические механизмы формирования эмоциональной устойчивости остаются малоизученными. Это оказывает отрицательное воздействие на выявление закономерностей управления психическими состояниями, что, в свою очередь, не позволяет психологам-практикам добиваться эффективных результатов в работе. На основании исследования путей повышения эмоциональной устойчивости педагогам предстоит сформулировать ряд выводов, которые могут найти применение при выработке психологических основ учебных программ в спорте, в области физического воспитания.

© Антонова ЕЛ, 2011

ЕЛ Антонова. Эмоциональная устойчивость как фактор

В понятие «эмоциональная устойчивость», в зависимости от предпочтений авторов (Л.М. Аболина, М.И. Дьяченко и В. А. По-номаренко и др.), включаются различные эмоциональные феномены1. Так, некоторые авторы рассматривают эмоциональную устойчивость как «устойчивость эмоций», а не функциональную устойчивость человека к эмоциогенным условиям. При этом под «устойчивостью эмоций» понимаются и эмоциональная стабильность, и устойчивость эмоциональных состояний, и отсутствие склонности к частой смене эмоций. Таким образом, в одном понятии объединены разные явления, которые не совпадают по своему содержанию с понятием «эмоциональная устойчивость».

Для Т. Рибо, Е.А. Милеряна, С.М. Оя, О.А. Черниковой, Н.А. Аминова и ряда других авторов эмоциональная устойчивость равнозначна эмоциональной стабильности, так как они говорят об устойчивости определенного эмоционального состояния2. С.М. Оя одним из признаков эмоциональной устойчивости считает наличие незначительных сдвигов в величинах показателей, характеризующих эмоциональные реакции; Я. Рейков-ский полагает, что у некоторых лиц эмоциональная устойчивость существует благодаря их низкой эмоциональной чувствительно-сти3. К.К. Платонов и Л.М. Шварц к эмоционально неустойчивым относят тех, кто повышенно эмоционально возбудим и склонен к частой смене эмоциональных состояний4. В то же время авторы признают большую роль воли в обеспечении эффективности деятельности при возникновении сильной эмоции. Н.Д. Левитов связывает эмоциональную неустойчивость с неустойчивостью настроений и эмоций, а Л.С. Славина - с «аффектом неадекватности», проявляющимся в повышенной обидчивости, замкнутости, упрямстве, негативизме. Л.П. Баданина, понимая под эмоциональной неустойчивостью интегра-тивное личностное свойство, отражающее предрасположенность человека к нарушению эмоционального равновесия, включила в число показателей этого свойства повышенную тревожность, фрустрированность, стра-

хи, нейротизм.

Аналогичных взглядов придерживаются и зарубежные ученые: Дж. Гилфорд рассматривает эмоциональную неустойчивость как легкую возбудимость, пессимистичность, озабоченность, колебания настроений; П. Фресс в качестве главной характеристики эмоциональности выделяет эмоциональную неустойчивость (невротичность), характеризующуюся чувствительностью человека к эмо-циогенным ситуациям6. Таким образом, эмоциональная устойчивость, с точки зрения названных выше авторов, характеризуется эмоциональной невозмутимостью, невпечатлительностью, т. е. нереагированием человека на эмоциогенные раздражители, ситуации.

Некоторые авторы понимают под эмоциональной устойчивостью не эмоциональную невозмутимость, а преобладание положительных эмоций. В.М. Писаренко, например, рассматривает эмоциональную устойчивость как «такое свойство личности, которое обеспечивает стабильность стенических эмоций и эмоционального возбуждения при воздействии различных стрессоров». Точнее он определяет эмоциональную устойчивость, когда понимает под ней самообладание, выдержку, хладнокровие.

В других случаях под эмоциональной устойчивостью понимают такую степень эмоционального возбуждения, которая не превышает пороговой величины, не нарушает поведение человека и даже положительно влияет на эффективность деятельности. Например, О.А. Черникова пишет, что «эмоциональная устойчивость спортсмена выражается не в том, что он перестает переживать сильные спортивные эмоции, а в том, что эти эмоции <...> достигают оптимальной степени интенсивности». По В.Л. Марищуку, эмоциональная устойчивость представляет собой способность преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности7. В. А. Плах-тиенко и Ю.М. Блудов связывают с эмоциональной устойчивостью надежность деятельности: «Эмоциональная устойчивость - это свойство темперамента <...> позволяющее надежно выполнять целевые задачи...»8. Они полагают, что эмоциональная устойчивость обеспечивается оптимальным использовани-

ем резервов нервно-психической эмоциональной энергии.

Л.М. Аболин считает правомерным под эмоциональной устойчивостью понимать устойчивость продуктивности деятельности, осуществляемой в напряженных условиях. Понимая слабость такой позиции в связи с тем, что в этом определении не отражены собственно эмоциональные явления, он уточняет и расширяет его, отмечая, что эмоциональная устойчивость «это прежде всего единство различных эмоциональных характеристик, направленных на достижение поставленной цели». Исходя из этого, он дает следующее расширенное определение эмоциональной устойчивости: «ЭУ (эмоциональная устойчивость. - Е.Р.) - это свойство, характеризующее индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные механизмы которого, гармонически взаимодействуя между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели»9. Автор утверждает, что, по существу, это функциональная система эмоционального регулирования деятельности.

Таким образом, главным критерием эмоциональной устойчивости для многих ученых становится эффективность деятельности в эмоциогенной ситуации. О.А. Сиротин включает в определение эмоциональной устойчивости способность человека успешно решать сложные и ответственные задачи в напряженной эмоциогенной обстановке10. В.М. Смирнов и А.И. Трохачев пишут, что под эмоциональной устойчивостью понимается константность психических и двигательных функций в условиях эмоциогенных воздействий11. Н.А. Аминов приписывает высокую эмоциональную устойчивость тем лицам, которые «лучше осуществляют контроль своих собственных эмоциональных реакций»12.

В данных определениях под эмоциональной устойчивостью, по существу, понимается способность подавлять эмоциональные реакции, т. е. «сила воли», проявляемая в терпеливости, настойчивости, самоконтроле, выдержке (самообладании), ведущих к стабильности эффективности деятельности. Не случайно К.К. Платонов подразделяет эмо-

циональную устойчивость на эмоционально-волевую (степень волевого владения человеком своими эмоциями), эмоционально-моторную (устойчивость психомоторики) и эмоционально-сенсорную (устойчивость сенсорных действий)13.

Еще один подход в понимании эмоциональной устойчивости имеется у П.Б. Зиль-бермана, который трактует ее как «интегра-тивное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотива-ционных компонентов психической деятельности индивидуума, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обста-новке»14. Сходна и позиция Б.Х. Варданяна, который определяет эмоциональную устойчивость как «свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами деятельности в эмоцио-генной ситуации и тем самым содействующее успешному выполнению деятельно-сти»15. Перечень характеристик эмоциональной устойчивости, разработанных разными исследователями, можно продолжить, однако приведённые теоретико-методологические подходы позволяют определить базовые недоработки при её исследовании.

Представляется обоснованным вывод о том, что весьма часто при рассмотрении вопроса о развитии эмоциональной устойчивости преувеличивается роль биологических факторов, поэтому её становление идет подчас стихийно, не выступая в практике предметом целенаправленной систематической работы психологов и педагогов. Такое положение обусловлено, думается, следующими причинами: 1) широко распространенным суждением о дезорганизующем влиянии эмоций, якобы не способных регулировать напряженную деятельность; 2) существующим множеством разнообразных определений этого понятия, разноуровневых факторов и критериев; 3) отсутствием четкого методологического подхода в описании эмоциональной устойчивости как целостного процесса эмоциональной саморегуляции.

На наш взгляд, значимые для педагогической деятельности черты эмоциональной

ЕЛ Антонова. Эмоциональная устойчивость как фактор педагогической деятельности

устойчивости заключаются в следующем: она, с одной стороны, - результат целостной функциональной системы эмоциональной саморегуляции, напряженной и одновременно продуктивной деятельности, с другой - системное качество личности, приобретаемое индивидом и проявляющееся у него в единстве эмоциональных, интеллектуальных, волевых и других отношений, в которые он вовлекается в условиях напряженной деятельности. Эмоции выполняют относительно самостоятельные функции в системе саморегуляции, подчиняясь в то же время закономерностям, определяющим координацию и взаимодействие рациональных компонентов в целостной структуре эмоциональной саморегуляции деятельности. Они участвуют в поиске закономерностей вероятностного ряда предметных ситуаций, в расчленении и интеграции экстремальных условий деятельности, в осуществлении упреждающего планирования, образовании автономности и оперативности напряженного действия, свертывании рационального уровня регулирования и др. Процесс эмоциональной саморегуляции обусловливается эмоциональным опытом. В нем свернуты интегративные успехи или неуспехи осуществленных ранее попыток.

Эмоциональный опыт имеет определенное содержание, зависящее от уровня профессиональной подготовленности человека; в основе различий высокого и низкого уровней эмоциональной устойчивости лежит различие в функционировании систем эмоциональной саморегуляции напряженной деятельности. Система саморегуляции неустойчивых людей оформляется в напряженных условиях как аффективный процесс, в котором проявляются глубинные основы эмоциональной жизни, выступающие как аффективные реакции. Процесс протекает как коллапс и имеет нерасчлененный характер. У эмоционально устойчивых людей отдельные эмоциональные звенья выступают по отношению к цели (успех/неуспех) как единый и сообразно с ней согласованный эмоциональный процесс. Эмоциональная устойчивость должна быть связана с целенаправленным формированием процесса саморегуляции с включением человека в «живую» деятель-

ность, это одна из основных задач педагога, важнейшая цель воспитательной работы. Целенаправленному формированию должно предшествовать усвоение знаний о целостном процессе саморегуляции напряженной деятельности, об отдельных его звеньях и связях между ними. Эмоциональные механизмы, реализующие процесс саморегуляции или же его отдельные звенья, должны формироваться в результате анализа реальных напряженных обстоятельств, благодаря которым они становятся необходимыми; человек должен научиться конкретизировать ведущую переживаемую цель в системе производных эмоциональных характеристик, проявляющихся в таком единстве, которое обеспечивало бы гибкие переходы от цели к результату и наоборот.

Значение адекватного ответа на вопрос

0 сущности эмоциональной устойчивости обусловливается множеством причин. Это, прежде всего, непрерывное повышение напряженности процесса реализации человеком учебной, трудовой, спортивной и других видов деятельности, размывание устоявшихся стереотипов поведения, повышенный запрос к своевременности и эффективности принятия человеком решений, к быстроте и точности его действий и операций, социальный заказ на разработку психологической стратегии воспитания личности, способной продуктивно осуществлять профессиональную деятельность в напряженных ситуациях.

Примечания

1 Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопр. психол. 1989. № 4. С. 109-116; Дьяченко М.И., Пономаренко В.А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопр. психол. 1990. № 1. С.106-113.

2 Оя С. М. О возможности регулирования предстартового состояния на основе объективно измеряемых данных // Психологические вопросы спортивной тренировки. М., 1967. С.45-48.

3 Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.

4 Платонов К.К., Шварц Л.М. Очерки психологии для летчиков. М., 1948.

5 Славина Л. С. Ограничение объема работы как условие ее выполнения в состоянии «пресыщения» // Вопр. психол. 1969. № 2. С.34-42; Баданина Л.П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Начальная школа плюс До и После. 2007. № 12. С.59-62; Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.

6 Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология. М., 1975. Вып.У. С. 111-195.

МарищукВ.Л. Эмоции в спортивном стрессе. СПб., 1995. С.209; Черникова О.А. Эмоциональная память и ее влияние на выполнение физических упражнений // Психология спорта. М., 1959. С.203-214; Писаренко В. М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости человека // Психологический журнал. 1986. № 1. С.67.

8 Плахтиенко В.А., Блудов Ю.М. Надежность в спорте. М., 1985. С.78.

9 Аболин Л.М. Указ. соч. С. 111.

10 Сиротин О.А. К вопросу о психофизиологической природе эмоциональной устойчивости спортсменов // Вопр. психол. 1973. № 1. С.129-133.

11 Смирнов В.М., Трохачев А.И. О психологии, психопатологии и физиологии эмоций // Чувства, влечения, эмоции / под ред. В.С. Дерябина. Л., 1974.

12 Аминов Н.А. Функциональные состояния при монотонной работе и баланс основных нервных процессов // Вопр. психол. 1974. № 2. С.77-84.

13 Платонов К.К. О системе психологии. М., 1972.

14 Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость и стресс // Психический стресс в спорте: материалы Всесоюзного симпозиума. Пермь, 1973. С. 13-15.

15 Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М., 1983. С.542.

В разном возрасте, при различных обстоятельствах палитра эмоционального мира человека меняется. Иногда эта палитра наполнена яркими красками, а иногда мрачными, подчас совершенно неожиданными не только для окружения, но и для него самого.

«Человеческие эмоции - говорил К.К. Платонов, - представляют весьма многогранные и тонкие реакции личности на физическую и социальную среду: они развиваются и качественно усложняются как в процессе воздействия на человека внешнего мира, так и активного, целенаправленного воздействия человека на внешний мир, на других людей и на самого себя»

В процессе развития человечества сложилось мнение, что без эмоции человек будет подобен роботу. Такому человеку неизвестны ни печаль, ни радость, ни удовлетворение, ни стремление к счастью. «Стоит лишь на минуту представить себе жизнь людей; лишенную эмоций, - писал академик П. К.Анохин, - как сейчас же перед нами откроется глубокая пропасть взаимного непонимания и полной невозможности установить чисто человеческие взаимоотношения. Мир таких людей был бы миром бездушных роботов, лишенных всей гаммы человеческих переживаний и неспособных понять ни субъективные последствия всего происходящего во внешнем мире, ни значения своих собственных поступков для окружающих. Страшная и мрачная картина!»

На пути развития психологии эмоций не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными состояниями и показать, различные комплексы органических признаков, сопровождающих различные эмоциональные процессы. Первая попытка была предпринята Ч. Дарвином (1872) в книге «Выражение эмоций у человека и животных». Согласно данной теории, телесные изменения, сопровождающие различные эмоции, есть не что иное, как реальные приспособительные реакции организма. В общей психологии существует еще немало теорий, отдающих предпочтение физиологическому объяснению эмоций (теория В.Вундта; Кеннона-Барда; концепция Линдсея-Хебба и др.). И сегодня уже не отрицается, что эмоция, переживаемая человеком, всегда вызывает физиологические изменения в его организме. Однако на сегодняшний день эмоции изучаются и в рамках социальной и педагогической психологии. Эмоции где понимаются как организующий и мотивационный фактор поведения человека, его личностного развития и отношений с окружающим миром. Подчеркивается роль эмоций в общении, в восприятии и познании людьми друг друга.

В развитие теоретических знаний о природе эмоций огромный вклад внесли представители когнитивной психологии (К. Роджерс, Г. Арнольд и др.). К когнитивным теориям эмоций и личности можно отнести по меньшей мере два больших класса теорий. Это так называемые теории «Я», или теории самосознания, и теории, полагающие первопричиной или компонентом эмоции когнитивные процессы. Центральным и преобладающим понятием всех теорий «Я» является понятие Я-концепции, которое трактуется как целостный, интегрированный феномен, складывающийся из восприятия и познания индивидом самого себя, и именно ему придается большое значение в теориях «Я». Чем глубже восприятие или познание человеком самого себя, чем больше они связаны с ядром его личности, тем в большей степени они включают в себя чувства, эмоции: «Угроза Я-концепции вызывает у человека страх, вынуждает его защищаться, тогда как подтверждение и одобрение Я-концепции вызывает у человека радость и заинтересованность».

Современные теории рассматривают эмоцию в основном как реакцию или комплекс реакций, обусловленных когнитивными процессами. Подобный взгляд на природу эмоций, возможно, обусловлен теми представлениями о природе человека, которые уходят истоками к Аристотелю, Дидро, Канту и другим философам. Эти представления состоят в том, что человек, изначально - существо рациональное, эмоциональное мешает ему, и разум должен служить фактором контроля и замещения эмоций. Наиболее разработанной из теорий эмоций и личности, является теория Г. Арнольд. Согласно этой теории, эмоция возникает в результате воздействия некой последовательности событий, описываемых в категориях восприятия и оценок. В данном случае «воспринять» объект - значит «понять» его, вне зависимости от того, как он влияет на воспринимающего. Для того чтобы представленный в сознании образ получил эмоциональную окраску, объект необходимо оценить с точки зрения его влияния на воспринимающего. Эмоция таким образом не является оценкой, хотя и может нести ее в себе как неотъемлемую, необходимую составляющую. То есть эмоция представляет собой неосознаваемое влечение к объекту или отторжение его, возникшее в результате оценки объекта как хорошего или плохого для индивида. Вызванные эмоцией тенденции к действию оказывают организующее влияние на процесс дальнейшего восприятия и оценки.

Для того чтобы лучше понять суть теории, давайте обратим внимание на схему №1

Событие 1

Восприятие

Негативная

Событие 2

Событие 3

Понимание

Позитивная

Эмоциональная

устойчивость

Стрессоустойчивость

Психологическая устойчивость

Жизнестойкость

Эмоционально – волевая устойчивость

адекватность эмоциональной оценки ситуации и соразмерность эмоциональных реакций»

это сознательно выбранные реакции, позволяющие субъекту сохранять эмоциональную стабильность, умение ясно мыслить, принимать правильно решения

способность психики сохранять высокую функциональную активность в условиях воздействия стрессоров

целостное интегральное качество личности проявляющееся в способности оптимально отражать действительность в стрессовых ситуациях

Систему убеждений человека о себе, о мире, которая способствует оценке событий как менее травматических и успешному совладению со стрессом.

Способность личности подбирать нужную и адекватную эмоцию и реакции в широком спектре эмоции и реакции, которые возникают в стрессовых ситуациях

Способность личности правильно отражать действительность, при этом личность признает возможность отрицательных событий и воспринимает их как менее травматические события. При этом личность сохраняет активность для дальнейшего функционирования