Что такое отчитка, и как к ней относиться. Что такое отчитка от пьянства отца германа и как на нее попасть


Напомним, что в 2018 году Сергиев Посад стал победителем федерального конкурса и получил многомиллионный грант на благоустройство Левонадпрудной улицы. Проект первой очереди благоустройства территории подготовила местная специализированная компания «Графит», он успешно прошел все необходимые экспертизы.

«Маршрут представляет пешеходную зону, соединяющую музей игрушки

и Келарскую набережную, что увеличивает пропускную способность как музея, так самой набережной. Маршрут разбит на два этапа. Первый – это лестница, по которой можно подняться наверх- до смотровой площадки, с которой будет открываться впечатляющий вид на лавру. Предусмотрено, что ей смогут пользоваться и маломобильные группы граждан. Длина подъема, за счет перепада высот, составляет почти сто метров, его ширина позволит разъезжаться двум детским коляскам», — сообщил представитель компании-проектировщика Андрей Каримов.

Территорию Левонадпрудной осветят: проектировщики использовали три вида различных светильников, в том числе и ландшафтную подсветку. Горка для зимних массовых катаний останется на прежнем месте, а вот детская площадка будет несколько расширена. Асфальт заменят на шлифованный бетон. Как сообщил Андрей Каримов, старые деревья сохранят, но к ним добавятся новые зеленые насаждения. По требованию главного управления региональной безопасности, пешеходный маршрут будет оборудован пятью камерами видеонаблюдения, также на Левонадпрудной появится Wi-Fi. Стоимость проекта оценивается в 50 млн. рублей.






Сотрудники ОГИБДД УМВД России по Сергиево-Посадскому району провели акцию «Цветы для автоледи».

Цель мероприятия – поздравить женщин-водителей с праздником 8 марта и напомнить правила дорожного движения.

Инспекторы дорожно-патрульной службы останавливали транспортные средства, которыми управляли автолюбительницы, дарили им букеты тюльпанов и открытки с пожеланиями счастья и удачи на дорогах. Правоохранители также напоминали о безопасности на дороге.

Представительницы прекрасного пола поблагодарили полицейских за приятную неожиданность и обещали не нарушать Правила дорожного движения.






Московская областная Дума приняла закон о преобразовании Сергиево-Посадского муниципального района в городской округ.

Как сообщается на сайте Московской областной Думы, будут объединены территории городских поселений Краснозаводск , Пересвет, Сергиев Посад , Скоропусковский , Хотьково , сельских поселений Березняковское , Васильевское , Лозовское , Реммаш , Селковское , Шеметовское . Прекращается статус муниципального образования городского поселения Богородское .

Городской округ с объединённым бюджетом начнёт работать с 1 января 2020 года.






Сейчас идет Масленичная неделя. Это переход из зимы на весну. Каждый день имеет свое особое обрядовое значение. Понедельник-это “встреча”. В понедельник делали соломенную куклу и пекли первые блины. Вторник-”заигрыш”. В этот день знакомили неженатых друзей. Среда- ”лакомка”. Так что сегодня прямая дорога к теще на блины. Четверг- “разгул”. Девушки угощали блинами понравившихся молодых людей. Пятница-”тещины вечерки”. Чем лучше угостят в пятницу тещу, тем реже она будет приходить в гости! Всем зятьям -на заметку! Суббота-золовкины посиделки! В этот день навещали сестёр мужа, а они старались поразить родственников своим кулинарным мастерством. Воскресенье- проводы Масленицы. До обеда водили последние хороводы вокруг соломенного чучела. После чего его сжигали. Второе название Масленицы-Прощенное воскресенье. Считается, что в этот день надо просить прощение у близких.


Ну, а всех-всех-всех, кто хочет сделать проводы Масленицы интересными и запоминающимися, ждут в Торговых рядах 10 марта.







В Год Театра в России Сергиево-Посадский музей-заповедник представляет выставочный проект «Театр по обе стороны кулис».

6 марта по 19 мая 2019 года Сергиево-Посадский музей-заповедник и Музей-усадьба Останкино представляет совместный проект - выставку «Магия старинного театра».

Магия театра создаётся искусством архитектора и театрального художника, создающего декорации, бутафорию и сценические костюмы, драматурга, актёров и музыкантов.

Музеем-усадьбой Останкино предоставлен основной комплекс экспонатов конца XVIII - начала ХХ вв., который дополнен отдельными значительными произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника, в том числе подлинным эскизом декорации К.А. Коровина к опере «Садко».

Мир старинного театра «оживет» благодаря разнообразным экспонатам: портретам, эскизам декораций, чертежам театральных зданий и редчайшим предметам старой бутафории, фрагментам сценических костюмов и др.

Выставка расскажет о частных российских театрах и прежде всего, о периоде расцвета лучшего крепостного театра России – Останкинского театра графа Н.П. Шереметева, представит редчайшие предметы бутафории частного (дворянского) театра С.С. Апраксина, фрагменты костюмов начала ХХ в. из спектаклей Оперы Зимина.

Посетитель выставки узнает о магии старинного спектакля с его зрелищностью, совершенной театральной машинерией не только на примере графических материалов, но и «живой машины», создающей шумовой сценический эффект – «машины грома».

Поскольку старинный отечественный театр был в основном музыкальным, особый интерес на выставке представляет уникальный подлинный музыкальный инструмент начала ХIX в. – виолончель работы «русского Страдивари» Ивана Батова.

На выставке можно будет увидеть и «персоны» - портреты графа Н.П. Шереметева и его лучших актрис Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой и Татьяны Шлыковой-Гранатовой.

Дополняют экспозицию произведения декоративно-прикладного и изобразительного искусства с модными на протяжении всего XIX столетия театральными сюжетами: предметы фарфора лучших европейских и российских заводов, каслинское чугунное литье, вышивки бисером, веера, картины, гравюры.

Более 100 экспонатов представлено на выставке, многие из которых - это застывшая история, замершие мгновения жизни спектакля.

В рамках проекта «Театр по обе стороны кулис» будет представлена и тема провинциального театра XX века, посвященная страницам театральной истории Сергиева Посада, с которой предстоит познакомиться на выставке «Любите ли вы театр?» - эта выставка откроется 13 марта 2019 г. в 14.00 в Краеведческом корпусе музея (Овражный пер.,9а).





Март – месяц неоднозначный: погода сейчас заставляет нас чувствовать себя не в своей тарелке. Доколе это будет продолжаться? Посмотрим, что говорят синоптики.

Эта неделя в плане погоды будет пробовать себя в различных амплуа. Во вторник столбик термометра начнет ползти вверх и достигнет отметки +4, ночью температура воздуха опустится до -2. А вот в среду ожидается нечто невероятное: с +1 днем похолодает до -12 ночью. Подозреваем, что метеозависимые прочувствуют на себе это сполна. В четверг снова начнет теплеть, ожидается до -2 днем. В пятницу температура снова пойдет в плюс: столбик термометра затормозится на +4 и днем, и ночью. Оттепель продлится и в субботу, ожидается от +2 до +5.





Со 2 по 8 января на «Дороге к храму» пройдёт бесплатный театральный уличный фестиваль. Ф естиваль объединит тысячи жителей Сергиево-Посадского района и подарит настоящее чудо под необъятным куполом Рождества. Интерактивные программы, новогодние фотозоны и празднично украшенная «Дорога к храму» сохранят прекрасные моменты новогодних каникул!



Впервые фестиваль уличных театров «Под куполом волшебства» порадует жителей нашего района! Ежедневно со 2 по 8 января на пешеходной зоне «Дорога к храму» жителей и гостей города ждет насыщенная программа. Незабываемые шоу со спецэффектами покажут театры светового перформанса «Светлые лица» (г. Москва), авторский театр «Эскизы в пространстве» (г. Москва) и «Театральный ковчег» (г. Сергиев Посад). Следите за афишей, присоединяйтесь к празднику и будьте уверены, чудеса случаются!

Программа фестиваля:







Больше трети россиян попросили бы у Деда Мороза в подарок на Новый год здоровья себе и свои близким. Чаще всего такой подарок хотели бы получить люди в возрасте от 60 лет и старше.

Предновогодние ожидания опубликовал Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Второе место в «списке желаний» - мир во всем мире. Его «получить» хотел бы каждый десятый из числа опрошенных. Примерно столько же россиян попросили бы у Деда Мороза денег и материального благополучия.

Еще у Деда Мороза наши сограждане хотели бы «получить» понижения цен на всё, благополучия в семье, путешествие для своей семьи в следующем году, а также закрыть все кредиты.






В Подмосковье в конце уходящего года ожидается значительное потепление. По прогнозам синоптиков, столбики термометров не опустятся ниже минус 5 градусов. А вот атмосферное давление, напротив, понизится до 15 мм ртутного столба.



«Погода в новогоднюю ночь будет лучше, чем в прошлую новогоднюю ночь», — заявил журналистам научный руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд.

В начале следующей недели к столице будет направляться атмосферный фронт с северо-запада. С первым днём 2019 года этот атмосферный фронт будет проходить непосредственно через Москву, температура не изменится, ночью около — 10, днем от — 3 до — 8 градусов, пишут Метеоновости.

Ранее в сюжете: В Москве с начала зимы выпало около полуметра снега

2 и 3 января ожидается снег, днём температура — 1.-6 градусов. 4 января Москва окажется во власти циклона: пройдёт обильный снег, температура понизится до — 4.-9 градусов.






Учёные выяснили, что посещение кино, музеев и театров ослабляет симптомы депрессии.


Для своего нового исследования психологи из Университетского колледжа Лондона использовали лонгитьюдное обследование взрослых жителей Великобритании ELSA (English Longitudinal Study of Ageing), которое велось на протяжении 10 лет. Дейзи Франкурт (Daisy Fancourt) и ее коллеги проанализировали данные в общей сложности по 2000 участникам обоих полов старше 50 лет.

В статье, опубликованной в журнале British Journal of Psychiatry, учёные сообщают, что даже умеренно интенсивная «культурная жизнь» — посещение кинотеатров, музеев и так далее — снижает риск развития депрессии на 32 процента, а если делать это хотя бы раз в месяц, то уже на 48 процентов.

По мнению психологов, причиной этого позитивного эффекта может быть целый ряд факторов, сопутствующих таким «выходам в свет»: встречи с друзьями и знакомыми, появление новых социальных связей, яркие положительные переживания, снижение чувства изоляции и одиночества. Всё это может благоприятно сказываться на снижении уровня кортизола — гормона, связанного с хроническими воспалительными процессами, который проявляет избыточную активность у страдающих депрессией.

Возможно также, что посещение культурных мероприятий прямо ведет к выработке дофамина, усиливающего позитивные эмоции. «Так же, как мы стараемся следовать рекомендации "не меньше пяти" фруктов и овощей в день, — говорит Дейзи Франкурт, — следует ввести в расписание регулярные посещения культурных событий, которые поддержат здоровое состояние и старение».






Всех жителей и гостей Сергиева Посада и района 5 января 2019 года приглашают в городской парк «Скитские пруды» на рыболовный фестиваль « Мормышка ».


Администрация Сергиево-Посадского муниципального района приглашает всех желающих принять участие в фестивале и показать свои навыки.

Участником праздника-фестиваля может стать любой желающий (граждане РФ, иностранные граждане), подавший заявку на участие. Участники соревнований, возрастом до 14 лет допускаются к соревнованиям в сопровождении ответственных лиц.

Основными местом ловли на фестивале «Мормышка» является средний Скитский пруд. Зона ловли заранее подготовлена организаторами фестиваля и обозначена сигнальными лентами. Места ловли определяются участниками самостоятельно, непосредственно в процессе ловли. Расстояние между участниками в процессе ловли не должно быть менее 5 метров друг от друга. Либо должно обговариваться участниками отдельно, если расстояние меньше указанного в правилах.

Ловля осуществляется на одну зимнюю удочку. Ловля рыбы производится на мормышку. Длина мормышки не более 15 мм. Крючок впаянный, размер крючка не более №8 по международной классификации, допускается оснащение бисером. Насадки животные, растительные, кроме живых, мёртвых и искусственных рыб, их частей, икры и муравьиных яиц. Прикормка без стационарных кормушек. Во время соревнований разрешено использовать не более 2 флажков, либо других опознавательных знаков, для обозначения занятости лунок. Лунки, не обозначенные флажками, либо иными опознавательными знаками, считаются свободными.

После сигнала «Старт» можно сверлить неограниченное количество лунок. К ловле приравнивается любое использование лунок, включая сверление и прикармливание.

Не разрешается оставлять в воде удочки с мормышками. Количество запасных удочек не ограничено. Буры должны находиться в вертикальном положении, ножами вниз (забурены в лёд). До начала соревнований (команды "Вход в зону") ножи у буров должны быть зачехлены.

Не запрещается гостям фестиваля давать советы конкурсантам.

Победители фестиваля награждаются памятными подарками и дипломами.

Регистрация на соревнования открывается в 9:00. Открытие фестиваля 5 января 2018 года в 11:00 в Городском парке «Скитские пруды».






Администрация Сергиево-Посадского района определила перечень площадок, где использование пиротехнического оборудования будет наиболее безопасным. Всего их на территории района будет 13 в разных поселениях.



Перечень площадок:

1. г. Сергиев Посад, Новоугличское шоссе, 62а (парковка возле поликлиники РБ);
2. г. Сергиев Посад, ул. Глинки, 207 (поле за ЖК «Гранд Парк»)
3. г. Сергиев Посад, ул. 1-ой Ударной Армии, 95 (парковка ЖК «Виктория Парк»);
4. г. Сергиев Посад, ул. Центральная, 58 (площадка перед ОДЦ «Октябрь»);
5. г. Сергиев Посад, ул. Андрея Рублева (площадка перед ЖК «Троицкая слобода»);
6. г. Сергиев Посад, мкр. Семхоз, ул. Парковая (парковка перед КПЦ «Дубрава»);
7. п. Загорские дали, стадион;
8. п. Богородское, площадь у д.31а;
9. п. Мостовик, футбольное поле;
10. с. Васильевское, футбольное поле;
11. г. Краснозаводск, ул. Горького, 11;
12. г. Краснозаводск, ул. Театральная (парк за памятником);
13. г. Краснозаводск, поле между д. 3 по ул. 50-летия Октября и д. 9 по улице 40 лет Победы.

Начальник отдела по участию, предупреждению и ликвидации ЧС и решению вопросов ГО Дмитрий Сафонов ещё раз напомнил о правилах противопожарной безопасности: «Просим всех жителей быть предельно внимательными с пиротехникой, электрическим и печным оборудованием, особенно в деревенских домах, с открытым огнём. Особое внимание исправности приборов, перегрузки сети быть не должно, нужно соизмерять возможности «тройников». Также напоминаем о полезности автономных противопожарных датчиков, это может спасти жизнь».

Все 13 площадок для организованного запуска пиротехники находятся на достаточном отдалении от жилых домов. Отдел ГО и ЧС администрации района предупреждает о недопустимости запуска салютов и фейерверков в зоне плотной жилой застройки.






Американские ученые считают, что именно домашний плющ борется с канцерогенами в воздухе.


Исследователи из Университета Вашингтона в США доказали, что обыкновенный комнатный плющ является лучшим растением, которое эффективно очищает воздух от таких канцерогенов как хлороформ и бензол. Согласно исследованию, опубликованному в журнале Environmental Science & Technology, данное растение вырабатывает белок, называемый 2E1, который превращается в молекулы и удаляет из воздуха опасные вещества, тем самым предотвращает развитие рака в организме человека.

По словам доктора Стюарта Странда, домашние растения пропускают воздух через свои листья, как вентилятор, и полноценно очищают его. В настоящее время команда ученых работает над модификацией растения, которое в будущем сможет расщеплять другие опасные молекулы в воздухе.






Сотрудниками МВД России в Сергиевом Посаде задержаны двое подозреваемых в мошенничестве.



«Сотрудниками ГУУР МВД России совместно с оперативниками ОМВД России по району Нагатино-Садовники города Москвы задержаны двое жителей Подмосковья, подозреваемые в мошенничестве», - сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Ранее в полицию обратился представитель кредитно-финансового учреждения, который сообщил, что по результатам внутренней проверки выявлено хищение с расчетного счета умершей пенсионерки 2 миллионов рублей. Злоумышленник воспользовался доверенностью от её имени.

По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ.

«В результате оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками полиции на территории Московской области задержаны 36-летний мужчина и его 44-летняя сообщница, подозреваемые в противоправном деянии. В ходе обыска у них обнаружены документы, банковские квитанции и мобильные телефоны, имеющие доказательное значение по уголовному делу», - добавила Ирина Волк.

В отношении мужчины судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, женщина находится под домашним арестом.

В настоящее время проводятся оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия, направленные на установление и документирование дополнительных эпизодов противоправной деятельности задержанных.





«Яндекс» опубликовал подборку самых странных запросов пользователей в 2018 году. Результаты исследования опубликованы на сайте компании. Пользователей, в частности, интересовало «как правильно вести инстаграм кота», «сколько голов у Фёдора Смолова».


Как отмечается, исследования проводятся по информации различных сервисов «Яндекса», при этом чаще всего используются данные поиска. «Иногда попадаются на глаза запросы, которые нарочно не придумаешь: трогательные, смешные, парадоксальные», - отмечается в сообщении. Уточняется, что запросы исследования приводятся в том виде, в каком были заданы.

В уходящем году встречались такие запросы, как «нога акинфеева обои», «зинаид зидан», «мстители война без конечностей», «фото девушек древнего египта», «нога Ибрагимовича фото бесплатно голая».

Также пользователей интересовало «как правильно вести инстаграм кота», «сколько голов у Федора Смолова», «ровные места в Сочи для проживания», «куда сходить где нет людей», «как вернуть себе расположение кота», «как сделать как будто на снимке перелом», «как добраться от масложирокомбината до седьмого неба», «как посветить день коту чтобы ему понравилось», «как развеселить самую грустную собаку».

Пользователи задавали вопросы о том, «зачем человеку кот», «как нарисовать мимолетное виденье», «как отомстить мужчине рыбе», «ровно 4 это сколько» и «могу ли я пожалеть что завела чихуахуа».

Кроме того, в перечень странных запросов вошли: «кому молиться чтобы все успеть», «что можно сказать вместо ага», «к чему снится доктор наук», «почему мои проклятия не действуют» .







«Ростелеком» объявляет о начале приёма заявок на курс лекций о работе с данными для начинающих специалистов в области инженерии данных (data engineering) и управления данными (data governance) — «Ростелеком. DataTalks». Проект ориентирован на молодых специалистов и студентов последних курсов технических вузов.


Образовательная программа стартует 28 февраля 2019 года.

Поиск талантов «Ростелеком» осуществляет совместно со своими партнерами в сфере больших данных: компаниями Accenture, DIS Group, Human Factor Labs, Adastra, Qlik, ArenaData. По результатам успешного прохождения курса слушатели смогут присоединиться к команде «Ростелекома» или командам компаний-партнёров.

Первая программа состоит из 12 обзорных лекций, которые позволят аудитории познакомиться с инженерией данных и управлением данными, получить базовые навыки по методам построения хранилищ данных и инструментам, узнать про современные подходы к обработке больших данных, извлечению информации из большого объёма данных, научиться грамотно их использовать для того, чтобы помогать бизнесу.

Преподаватели курса расскажут о работе с мастер-данными: справочными и клиентскими, как и с помощью каких инструментов и процессов повысить качество данных в системах. Как выстроить процесс предоставления информационных сервисов (BI-отчетов, витрин данных) в большой компании, то есть, как наладить процесс от получения верхнеуровневых требований заказчика до получения готового сервиса.

Приём заявок продлится до конца февраля 2019 года. Обучение в рамках первого сегмента бесплатное. Курс начнется 28 февраля 2019 года и закончится 8 апреля 2019 года. Максимальное число участников — 100 человек.

Подать заявку, а также ознакомиться с условиями приема и образовательной программой курса можно на официальном сайте: Datatalks.rt.ru .






Федеральная налоговая служба (ФНС) и министерство спорта согласовали проект новой антитабачной концепции, в рамках которого планируется снизить потребление табака до 5% за 30 лет, после этого начнётся его вывод из легального оборота, передает ТАСС.


«Проект концепции согласовали ФНС и Минспорт. Документ допускает, что после 2050 года сигареты постепенно будут выведены из оборота в РФ», – говорится в сообщении.

Минздрав планирует снизить долю курящих россиян с 30,9% (показатель в 2016 году) до 5% в 2040–2050 годах.

Пока документ находится на согласовании в федеральных органах исполнительной власти. Проектом новой стратегии запланировано снижение потребления табака на 0,5 процентных пункта ежегодно.






Депертамент здравоохранения Москвы рекомендует москвичам и жителям Подмосковья не объедаться мандаринами в новогодние праздники из-за возможной аллергической реакции. Также следует в умеренных количествах употреблять в пишу красную икру, а также шоколад и изделия из него.


Об этом Агентству городских новостей «Москва» сообщила победитель профессионального конкурса «Специалист года» фестиваля «Формула жизни» 2018 г., заведующая Центром аллергологии и иммунологии больницы №52 департамента здравоохранения Москвы, врач аллерголог-иммунолог, кандидат медицинских наук Дарья Фомина.

«Что касается приятных спутников наступающих праздников — икра, мандарины и шоколад относятся к группе продуктов, которые могут быть истинными аллергенами. Они вызывают аллергический ответ у чувствительных пациентов, являясь причинами пищевой аллергии — съел всего лишь дольку мандарина, аллергическая реакция проявила себя зудом и высыпаниями. У людей, не страдающих аллергией, реакция на эти продукты будет зависеть от количества съеденного. Причем выраженность и время проявления первых признаков такой псевдоаллергии зависят от количества: чем больше съел, тем сильнее реакция. Очевидное решение проблемы в этом случае: не стоит злоупотреблять мандаринами, красной икрой и шоколадом, знайте меру во всем», — сказала Д.Фомина.

Она добавила, что в случае появления симптомов можно принять антигистаминный препарат, а затем при первой возможности лучше отправиться на приём к врачу аллергологу-иммунологу, поскольку аллергическая реакция может быть затяжной или двухфазной и через некоторое время дать о себе знать еще более яркими симптомами. Она подчеркнула, что приступ анафилаксии требует незамедлительного вызова «скорой помощи».

«Но если совладать с желаниями в атмосфере безудержного веселья все же не удалось, будьте внимательны к тревожным сигналам своего организма. Наиболее тяжелая системная реакция – анафилаксия – требует экстренной помощи, здесь помогут только квалифицированные действия бригады «скорой помощи», — пояснила Д.Фомина.





В наши дни существует много споров по поводу отчитки. С одной стороны, часто можно услышать (особенно среди простого народа) рекомендацию пройти отчитку в связи с самыми разными проблемами: пьет человек, плохо учится, не хочет ходить в храм, заболел тяжелой болезнью, испытывает неудачи в личной жизни и т. д. - во всем узреваются происки демонов, от которых предлагают избавиться присутствием на отчитке. С другой стороны, можно услышать крайне критичное и скептичное отношение к этому чинопоследованию, которое воспринимается как абсолютно не нужное и инородное Церкви.

Что же представляет собой отчитка? Как к ней относиться? И кому следует на ней присутствовать?

Отчитка - церковный чин, в котором произносятся особые заклинательные молитвы с целью изгнания из одержимого человека нечистой силы. Применяться этот чин должен в тех исключительных случаях, когда человек оказывается под тотальным воздействием вселившегося в него темного духа и уже не контролирует свои движения и поступки. Допустим, в Евангелии мы читаем о гадаринском бесноватом, который днем и ночью бился о камни, а когда его заковывали в цепи, то он разрывал узы и в беспамятстве носился по пустынным местам. Христос Своей благодатной силой в одно мгновение освободил несчастного от тяжких уз одержимости (см.: Мк. 5: 1-13; Лк. 8: 26-33). Эту-то силу изгонять темных духов Господь передал Своей Церкви.

С пришествием в мир Сына Божия бесы утратили над людьми былую власть. Из Евангелия мы узнаем, что не только Спаситель изгонял нечистых духов из одержимых ими людей, но и Его ученики. «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лк. 10: 17), - с удивлением восклицали апостолы, возвратившись с проповеди. А после Своего Воскресения Христос обещал верующим в Него в качестве одного из знамений: «Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16: 17). По словам преподобного Нила Синайского, «произнесение имени Божия в бегство обращает демонов» . Тем более что крест Христов стал для демонов нестерпимым мучением. Поэтому заклинание и изгнание темной силы именем Иисуса Христа и крестным знамением - явление в Церкви изначальное.

В середине II века святой Иустин Философ обращался к язычникам со следующим свидетельством: Спаситель «родился по воле Бога и Отца ради верующих в Него людей и для сокрушения демонов. Это и теперь вы можете узнать из того, что происходит пред вашими глазами. Ибо многие из наших, из христиан, исцеляли и ныне еще исцеляют множество одержимых демонами во всем мире и в вашем городе, заклиная именем Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате, между тем как они не были исцелены всеми другими заклинателями, заговорщиками и чародеями, - и тем побеждают и изгоняют демонов, овладевших человеками» .

Как видно из приведенных слов, даже язычники знали о существовании в среде христиан особых лиц, заклинавших одержимых именем Иисуса Христа и тем самым изгонявших из них нечистую силу. В первые века христианства это было одним из служений Церкви. Экзорцисты, то есть заклинатели нечистой силы, получали на то особое благословение епископа. Самочинно браться за это дело не положено, поскольку 26-е правило Лаодикийского Собора гласит: «Не произведенным от епископов не должно заклинать ни в церквах, ни в домах».

Со временем сформировался особый чин, в котором собраны молитвы об изгнании демонов силой имени Иисуса Христа. В требнике он называется «Последование молебное о немощных, обуреваемых от духов нечистых», а в простонародье называется отчиткой. Это чинопоследование приносит реальные плоды. Вот история, случившаяся не так давно. Молодой человек Алексей по непонятным для близких причинам стал крайне агрессивен, к жене и маленькому ребенку теперь относился крайне нетерпимо, начал бить малыша, которому не было и года. Хотя до этого к христианству был вполне благосклонен, теперь всякое слово о вере Алексей встречал крайне враждебно. Родные были очень расстроены столь резкой переменой. Один его родственник поддерживал отношения с насельниками Свято-Троицкой Сергиевой лавры, неоднократно беседовал с монахами о случившемся, и было решено пригласить страждущего на отчитку. Когда его привезли, Алексей даже не захотел выйти из автомобиля, реагируя на каждое слово удивительной агрессией. В другой раз родные пошли на хитрость - предложили вместе посетить какое-то мероприятие, проходившее в музее лавры; машину на этот раз по особой договоренности пустили внутрь обители. Мама страждущего пошла в храм, где проходит отчитка, заказала поминание с именем сына, а Алексею после мероприятия в музее предложили зайти за мамой. Когда они прошли в сам храм, Алексея удалось протиснуть вперед, откуда выйти в связи с самой давкой было уже затруднительно. После невольного участия в молебном пении страждущий испытывал сильную слабость, а через несколько дней это был уже другой человек - от прежней агрессии не осталось и следа, он даже перестал курить и пить, к жене и ребенку стал внимателен и ласков, к Церкви теперь относился благоговейно.

Очевидно, что в данном случае церковное чинопоследование с усиленной молитвой близких помогло страждущему человеку избавиться от реальной одержимости. Кстати, подобным же образом некоторые экстрасенсы, заинтересовавшись феноменом отчитки и решив испытать его на себе, благополучно расстались со своими «чудесными» способностями - для кого-то отчитка послужила первым шагом к жизни в Церкви.

Вместе с тем стоит сказать несколько слов о часто неправильном, почти магическом отношении к отчитке. В наши дни нередко встречается нездорово повышенный интерес к этому чину. Едут сами и везут с собой родных и близких все, кто хоть в чем-то узрел себя и их подверженными злой силе, порче или сглазу. Одна знакомая пожилая женщина все выспрашивала, как бы отвести на отчитку сына, которому перевалило за двадцать, а на вопрос о причине объяснила, что он не хочет учиться, пьет пиво, игнорирует храм и раздражается, когда мать предлагает ему выпить святой воды. Но ведь все указанные симптомы могут выражать личную бездуховность человека, которому в свое время не привили веру, а сам он не испытывает к тому интереса. Понятно раздражение неверующего, когда ему навязывают выпить святой воды или пойти в храм - это далеко не всегда можно отождествлять с беснованием.

Некоторые, по совету других, отчитываются «на всякий случай», по принципу «кто его знает, может, на меня кто-то порчу навел, а отчитка сразу поможет». И стар и млад торопятся снять с себя все наветы и сглазы простым и нехитрым способом - присутствием на отчитке. Здесь мы встречаем удивительную ситуацию - человек вроде бы хочет избежать оккультного на себя воздействия, а сам поступает по магическим принципам - надеется на сам по себе ритуал безотносительно к личному духовно-нравственному исправлению. Иной раз случается и такое, что какой-нибудь тщедушный колдун направляет обратившегося к нему пациента к батюшке, занимающемуся отчиткой: «Он посильнее меня». Повторим, что и к самой отчитке часто относятся как к некоему магическому действию, которое должно само по себе помочь несчастному.

Да, упомянутый чин в необходимых случаях приносит свои плоды. Но часто мы, к сожалению, никак не хотим осознать ту истину, что для улучшения состояния собственной души важно не просто выстоять какой-нибудь древнецерковный чин, а заняться существенным исправлением личной духовной жизни. Блаженный Феофилакт Болгарский писал: «Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются» . Для этого требуется серьезно подготовиться к исповеди, вспомнив прожитую жизнь с самого детства, ввести себе в правило регулярно молиться дома утром и вечером, еженедельно посещать храмовые богослужения и как можно чаще причащаться святых Христовых таин. Мало этого, нужно постоянно читать духовную литературу, и не только Священное Писание, которое, увы, многие понимают по-своему, но и творения святых отцов, и полезные современные духовные книги, общаться с воцерковленными людьми, чтобы полностью переменилась сама атмосфера жизни. Только существенное изменение как внутреннего склада своей души, так и внешнего строя жизни, когда на первом месте уже будет Бог и исполнение Его заповедей, а на втором - все остальное, способно привести к всецелому освобождению души от влияния темной силы.

Понятно, что невозможно одной отчиткой решить вопрос воцерковления родственника или знакомого, тем самым вложить в него навык к учебе или заставить более серьезно относиться к жизни, поскольку нельзя никаким чином изменить личность без ее добровольного на то согласия и усилия. Если это реальная одержимость, то по вере родных и близких возможен эффект. Но если это свободно избранная, личная позиция человека, то сам по себе чин не поможет. Прочитали над таким человеком молитвы, окропили святой водой, осенили крестом, а он внутри остается прежним, потому что изменяться не хочет.

Более того, во многих ситуациях даже при очевидной одержимости требуется не отчитка, а нечто другое. Всякое демонское наваждение имеет свою причину, которую и нужно устранять. Апостолам, не сумевшим изгнать демона из одержимого юноши, Спаситель сказал: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21). Это значит, что победа над злыми духами возможна лишь при аскетической жизни, благодаря которой христианин освобождается от страстей и получает от Бога благодатную помощь. Эта победа осуществляется только при решительном исправлении своей жизни. Вспомним, что Господь исцеленного Им человека напутствовал заповедью: «Ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5: 14).

Святые люди, например праведный Иоанн Кронштадтский, изгоняли темную силу самыми краткими молитвенными фразами, без специального чина. Это значит, что не столько формально исполненное правило, сколько жизнь по заповедям Божиим, в приобщении Его благодати, страшна темным духам. И потому сама отчитка для тех, кто действительно страждет от нечистых духов, есть лишь вспомогательное средство, своего рода дополнительное условие, которое помогает при полной внутренней решимости жить в согласии с Богом.

Одной инокине, задавшей вопрос о противодействии демонским наваждениям, святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из вас при святом крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собой. Оно ни от чего так не истребляется, как от глубокого сердечного сокрушения» . Не чинопоследования сами по себе защищают от демонов, а стяжание добродетелей. Высшая добродетель - смирение. Если гордость приятна демонам - именно из-за гордости попускаются человеку несчастья и душевные бедствия, - то смирение, словно огонь, жжет и прогоняет диавола.

Что же касается собственно одержимости, то непосредственное вселение злого духа в человека возможно лишь при особом попущении Божием и когда сам человек расположил себя к этому порочной и легкомысленной жизнью. Еще раз вспомнив слова Евангелия о том, что «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21), можно, рассуждая от противного, заключить, что в человека входят они за его крайнее невоздержание и отвращение от Бога (противоположность поста и молитвы). Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорил: «Нечистые духи не иначе проникают в тела одержимых ими, как овладев наперед их умами и помышлениями. Обнажив умы от одежды страха Божия, памяти о Боге, злые духи нападают на них как на обезоруженных и лишенных Божией помощи и Божия ограждения и потому удобно побеждаемых и наконец устрояют в них жилища, как бы в представленном им владении» .

Людей пугает беснование, видимая беспомощность человека, оказавшегося во власти нечистой силы. Однако мало кто обращает внимание на внутреннюю подчиненность диаволу, к которой мы обыкновенно скатываемся, принимая вражьи помыслы и исполняя его злую волю.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывал на возможность двоякого пребывания сатаны в человеке: чувственного и нравственного. Чувственное пребывание - всем известное беснование, когда бес вселяется в человека и мучает его душу и тело. Нравственное пребывание - когда человек является исполнителем воли диавола, то есть постоянно и безудержно грешит; демон, не вселяясь в человека чувственно, овладевает его разумом и волей, соединяется с ним в его духовной сфере . Читатель, наверное, удивится, узнав, что второй вид пребывания - наиболее опасный, потому что влечет человека на вечные муки души, тогда как первый вид может быть попущен Богом как особая скорбь во спасение души человека. Святитель Игнатий писал: «В духовном отношении такое наказание Божие (чувственная одержимость. - В.Д. ) отнюдь не служит худым свидетельством о человеке… Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего навеки погубить душу» . Важно остерегаться сознательного подчинения в своих делах, словах и мыслях воле диавола, уподобляться ему по своей нравственной жизни.

Преподобный Симеон Новый Богослов в одном из своих слов констатировал печальный факт: люди сначала потеряли образ Божий (в своих делах и жизни), а теперь теряют образ человеческий и становятся по образу диавола. В этом смысле нечистый дух может навеки завладеть человеком и легко совершает это, если человек не противится внутренним приражениям невидимого врага. Обыкновенно это происходит незаметно для внешнего наблюдателя, без шокирующих взор проявлений беснования. Так, об Иуде-предателе мы читаем: «Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати» (Лк. 22: 3), - и бывший апостол направился предавать Христа. Напрасно думать, что Иуда сделался бесноватым в полном смысле этого слова. Но как это можно последовательно проследить по Евангелию от Иоанна, Иуда допускает к себе диавола своей страстью сребролюбия (см.: Ин. 12: 6), затем диавол полнее овладевает его сердцем (см.: Ин. 13: 2) и, наконец, решительно вселяется в него, делая его прямым исполнителем своей воли (см.: Ин. 13: 27). Такое бедственное положение было приуготовлено ненасытными страстями, в частности сребролюбием и нераскаянностью.

Всякая греховная страсть по сути есть подчинение лукавым духам. Неконтролируемые вспышки гнева, самомнение с презрением к ближним, сквернословие, доходящее до внутренней потребности в матерных словах, пристрастие к соблазнительным изображениям - это и многое другое есть подчинение души темным силам.

Собственно, душа каждого человека есть вместилище, которое не терпит пустоты. Если ты не созидаешь в себе храм Божий, то станешь обиталищем темных сил. У нас нет иного выбора - либо устроять в своем сердце алтарь Богу, либо оно превратится в мерзость запустения. И потому от духовной активности человека напрямую зависит как устойчивость его души в мире земном, так и благополучие его в мире вечном.

Изгнание бесов — миф или реальность? В поисках ответа на этот вопрос журналисты РИА Новости стали свидетелями обряда, о котором в Русской православной церкви нет однозначного мнения, и побеседовали с церковными и светскими экспертами.

"Умолкни! Убежи!" — восклицает отец Герман, осеняя крестом толпу людей.

Петропавловский храм возле Троице-Сергиевой лавры набит битком. Здесь несколько раз в неделю в полдень известный архимандрит Герман (Чесноков), которого многие называют старцем, совершает чин "исцеления одержимых нечистыми духами". В Церкви этот обряд еще называют "отчиткой".

Перед началом чина отец Герман объясняет, почему в того или иного человека может вселиться "нечистый дух". Причина проста — грех. "И болеем мы из-за того, что грешим", — внушает он.

Отец Герман проповедует долго, больше часа. Люди стоят, а в центре полукругом сидят на скамейках и стульях и стараются внимательно слушать батюшку, который активно жестикулирует,повторяя: "Мы должны идти в храм, а не к гадалкам или экстрасенсам! Если у кого-то есть книжки с заговорами, гаданиями — сожгите сегодня немедленно! Очень полезно причащаться!".

Некоторые выходят из душного храма на улицу. Остальные переминаются с ноги на ногу, кто-то зевает, кто-то рассматривает иконы, кто-то проверяет сообщения на телефоне. Все ждут начала отчитки.

В отличие от большинства православных обрядов, во время чина изгнания злых духов священник все время стоит лицом к прихожанам. Отец Герман произносит молитвы не нараспев, как это обычно бывает на службах, а очень эмоционально, с обилием жестов, как пасторы из американских фильмов. Верующие, стоящие в первом ряду, подходят еще ближе к алтарю. Худенькая старушка в черном платке начинает судорожно крестить свой живот. Рядом с ней женщина с двумя фотографиями юноши — во время проповеди она не сводила глаз с алтарного образа Спасителя, а теперь непрерывно плачет.

Прочитав молитвы и Евангелие, отец Герман с двумя священниками спускается с амвона и начинает мазать лоб каждого освященным маслом. Он спрашивает у женщины с ребенком, как давно тот болеет.

"Полтора года, батюшка. После поста началось", — плачется женщина. "А ты обвенчана с мужем? Тебе нужно обвенчаться! От этого он болеет", — чеканит архимандрит.

Затем он берет в руки простой металлический чайник со святой водой и начинает обильно кропить, читая специальную молитву. Взор его направлен на молящихся, но, кажется, что он смотрит не на них. Ряса вся мокрая от святой воды, на полу большие лужи. От холодных брызг молящиеся вздрагивают, но тут же улыбаются. "Матери, если вы будете причащать своих детей каждый воскресный день, то тогда никакие болезни их не возьмут!", — многократно повторяет экзорцист.

"В маму вселился бес"

"Батюшка, что делать?" — с таким вопросом часто обращаются люди, чьи родственники, по их убеждению, являются бесноватыми. Ответ священники дают разный, исходя из личного взгляда на отчитки.

"С моей мамой творилось что-то не то. Мы постоянно ругались из-за каких-то пустяков. Каждый день она говорила мне: будь ты проклят, тебе не надо больше жить, ты даже рваной наволочки не заслужил", — рассказывает Олег из Москвы (имя по его просьбе изменено).

Мама запрещала ему ходить в храм, сильно раздражалась, увидев икону или крест. Мужчина втайне от нее обратился к священнику, который посоветовал окропить квартиру и вещи матери святой водой. Но, по его словам, "никаких изменений не происходило".

Затем на одном из православных форумов он узнал про отчитки. Олег признается, что "каким-то чудесным образом" все же уговорил маму поехать в храм, где совершают обряд экзорцизма.

"Сейчас (после отчитки — ред.) она ведет себя очень спокойно. Батюшка посоветовал приезжать еще. Я потом узнал, что так многие делают", — рассказал Олег.

"Настоятель нашего прихода благословил меня ехать в лавру к отцу Герману на отчитку, сказав, что я бесноватая", — признается Галина (имя изменено) из Ленинградской области.

Она долго этому не верила. Но в один из вечеров начались судороги — ей сначала показалось, что это приступ эпилепсии.

"Но на следующий день я узнала, что к нам в храм везут чудотворную икону Божией Матери. Выходит, что я, не зная о прибытии такой святыни, уже чувствовала это. Это не похоже на самовнушение", — отметила она.

Когда икону привезли, Галина "очень долго не могла подойти" к реликвии без посторонней помощи. По ее словам, в этот момент она материлась в храме, проклинала всех вокруг, билась головой о пол.

"Я потом долго плакала и просила прощения за ругательства, но священник, успокаивая меня, говорил, что это бес пытался запугать всех", — поясняет женщина. В итоге она поехала к отцу Герману на отчитку, после которой, по ее словам, все прошло.

Впрочем, есть и иные отзывы о пользе обряда. Президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) профессор Православного Свято-Тихоновского государственного университета Александр Дворкин привел случай из своей исследовательской практики.

Житель Омска, "изгонявший беса" из ребенка, пойдет под суд за истязания По данным СК, мужчине после употребления спайса показалось, что в семилетнего сына его сожительницы вселился бес, и для его "изгнания" он вылил на ребенка холодную "святую" воду и ударил по голове банкой, после чего причинил мальчику ожоги паяльником.

Один православный верующий, имевший определенные психические проблемы, попал в секту лжехриста-Виссариона (главы организации "Церковь последнего завета"). Когда у нового адепта Виссариона начали появляться сомнения в секте, он решил отправиться на отчитку. Но, пройдя обряд, ничего не почувствовал — и заключил, что правильно верит в Виссариона: ведь если бы тот был лжехристом, экзоцист изгнал бы беса зловерия. С тех пор этот верующий уже много лет в секте, ходит и поучает православных, что Виссарион прав, и отчитка это "неопровержимо доказала".

"Помогает, если верить"

Архимандрит Герман вот уже более 30 лет практикует массовые изгнания бесов. К нему, по словам благочинного Троице-Сергиевой лавры архимандрита Павла (Кривоногова), приезжает множество людей. "Помогают ли отчитки? Да, я был очевидцем. А бывает так, что кому-то не помогают. Это зависит от человека, от его веры, от состояния его души", — рассказал благочинный. Он не согласен с тем, что совершаемые в Лавре отчитки можно назвать массовыми (за что чин чаще всего критикуют). Обычно, как отметил благочинный, на них приходит 50-60 человек, а не тысячи, как можно подумать.

Считается, что чин изгнания бесов должен совершаться только в исключительных случаях, когда человек оказывается под тотальным воздействием вселившегося в него темного духа и уже не контролирует свои движения и поступки.

В Евангелии написано о гадаринском бесноватом, который днем и ночью бился о камни, а когда его заковывали в цепи, то он разрывал узы и в беспамятстве носился по пустынным местам. Христос своей силой в одно мгновение освободил несчастного от тяжких уз. В первые века христианства даже язычники знали о существовании особых лиц, заклинавших одержимых именем Иисуса Христа и тем самым изгонявших из них нечистую силу.

Зачастую подобное было не под силу даже апостолам — ближайшим ученикам Христа: в Новом Завете описан случай, когда они не смогли изгнать демона из бесноватого юноши. Со временем в христианстве сложилось понимание того, что победа над злыми духами возможна лишь при решительном исправлении человеком своей жизни, при соблюдении строгой аскезы, а не благодаря формально исполненному правилу.

© Фото: фото предоставлено пресс-службой Троице-Сергиевой лавры


© Фото: фото предоставлено пресс-службой Троице-Сергиевой лавры

При этом изгнание бесов в православной традиции считается особым даром Бога, который получают лишь некоторые люди в силу своей особой, святой жизни и который они могут реализовывать только по благословению духовника.

Экзорцизм на Руси

"Согласно учению о том, что после грехопадения человечество находится в тесном общении с нечистыми духами, старающимися безраздельно владеть каждой душой, почти все христианские культовые действия, включая домашнюю молитву, содержат в себе элементы экзорцизма. Заклинания против демонов содержатся в чине крещения, великого освящения воды и других", — рассказывает религиовед, старший преподаватель философского факультета МГУ Илья Вевюрко.

Массовой культуре экзорцизм знаком, прежде всего, по западным фильмам о католических священниках. В Римско-католической церкви существует даже Ассоциация экзорцистов, для них проводятся курсы и конференции. У экспертов из Московской духовной академии нет однозначного мнения насчет того, присущ ли экзорцизм православному христианству.

Так профессор Московской духовной академии Алексей Осипов полагает, что, в отличие от католической церкви, экзорцизм исторически несвойственен восточному христианству. "На Руси никогда не отчитывали. Лишь в конце XX века, из-за проникновения в Россию католического влияния, отдельные люди начали практику отчитывания, причем зачастую без всякого благословения. Потом уже, когда народная молва ринулась, начали это делать открыто. Но никаких специальных благословений так они и не получили", — подчеркивает Осипов.

А вот профессор МДА протоиерей Максим Козлов считает, что практика экзорцизма урегулирована с точки зрения канонов, поэтому не является маргинальной. "Практика предполагает, что подобный чин совершается с благословения правящего архиерея. Но только в случае его регулярности", — уточняет профессор. Эта практика пришла на Русь из Византии сразу после крещения, "вместе с богослужебными книгами, которые переводились с греческого".

Современные экзорцисты используют текст чина отчитки из известного требника митрополита Киевского Петра (Могилы) XVII века.

В церковь или в клинику?

Еще пару сотен лет назад на одержимость бесами подчас списывали различные психические заболевания. В наши дни Церковь принимает достижения науки и одновременно говорит о возможности воздействия злых духов на поведение человека.

"В настоящее время в Церкви нет четкой методологии разделения бесноватых и психически больных людей. Иногда это бывает практически невозможно, так как бесоодержимость сочетается с психическим заболеванием. Иногда же беснование протекает изолировано. До революции Священный Синод специально обращался в клинику психиатрии Медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия — ред.) с просьбой дать методические рекомендации для священников, имеющих подобную духовную практику. Основной задачей являлось именно установление грани между духовной и психической патологией", — отмечает доктор богословия и медицинских наук, заслуженный врач РФ, психиатр, протоиерей Григорий Григорьев.

Козлов: изгнанием бесов занимаются самые опытные священники Вопрос: Правда ли, что в православии есть специально подготовленные священники, которые могут изгонять злых духов? Отвечает профессор Московской духовной академии и семинарии протоиерей Максим Козлов.

По его словам, если священник "с верою прочитает церковную молитву", то одержимый бесами человек — в духовной практике такие люди встречаются "чрезвычайно редко" — испытает резкое облегчение своего психического состояния. После отчитки вызванные духовными причинами психические расстройства, как правило, проходят.

Но психически больным людям, по словам врача, отчитки не только не принесут пользы, но даже ухудшат состояние. "Например, при некоторых формах шизофрении может развиться бред воздействия на религиозной почве. Здесь требуется серьезное медикаментозное лечение в условиях стационара", — пояснил психиатр. Поэтому он советует сначала обращаться к врачу. А уж если тот не поможет — то в храм.

Настоятель Оптинского подворья в Москве архимандрит Мелхиседек (Артюхин) пояснил, почему, например, в известной своими старцами Оптиной пустыни никогда не было отчиток. "В тяжелых духовных случаях оптинские старцы советовали исповедь (подробную, с детства), соборование и причастие. Такова традиция. Новации ищут те, у кого нет желания укорениться в традиции, но есть желание всего и сразу без борьбы с самим собой. Бесплодная практика. Исцеление — процесс, а не фокус", — считает архимандрит Мелхиседек.

"Отчтывать отчитывающих"

Священник-психиатр Григорий Григорьев подчеркивает, что до революции священнослужителям рекомендовалось проводить отчитки индивидуально, "чтобы отсечь больных истерией, которые в церкви назывались кликушами". Они, по его словам, нередко привлекают внимание на церковных службах резкими выкриками и другими демонстративными действиями, воспринимающимися верующими людьми как бесоодержимость, хотя таковыми не являются. Бесноватого же, по словам священника, отличает страх перед церковными таинствами, святыми мощами, святой водой и чудотворными иконами.

Профессор Александр Дворкин крайне отрицательно относится к нынешней практике отчиток. По его словам, он солидарен с мнением патриарха Алексия II, который много лет назад на одном епархиальном собрании сказал, что следует "отчитывать отчитывающих".

"Отчитки — совершенно нетрадиционное явление, которое вырождается в какие-то истеричные, мрачные и крайне неприятные шоу. Безусловно, как православный человек, я понимаю, что бесовская одержимость, несомненно, бывает. Христос изгонял бесов из одержимых людей, святые также делали это Его именем", — отметил глава РАЦИРС.

Где и почем изгоняют бесов

По словам профессора МДА Осипова, сегодня за отчитку порой берутся вовсе не те люди, которые получили этот особый дар благодаря святой жизни. "Берутся за отчитывание люди подчас по самонадеянности, по тщеславию, по корыстолюбию, о чем мы находим свидетельств более чем достаточно", — констатирует Осипов.

"Понятно, что отчитки приносят популярность священникам, проводящим их. К ним начинают ездить люди, это приносит массовые денежные средства, повышает доходы, поэтому в тех или иных епархиях священноначалие поддерживает такие мероприятия, или хотя бы не препятствует их проведению", — отмечает, в свою очередь, Дворкин.

Судя по сообщениям в сети, достаточно популярны у верующих поездки в деревню Чихачево Ивановской области к схиархимандриту Иоанникию (Ефименко). Известен также иеромонах Владимир (Гусев) в городе Ливны Орловской области. На Украине отправляются на отчитки в Почаевскую лавру или в Ильинский монастырь в Одессе.

В интернете можно найти перечни еще десятков мест по всей России, где совершаются отчитки. Поэтому на многочисленных сайтах паломнических служб есть даже специальные туры к известным экзорцистам. Паломничества проводятся в основном по выходным, на них советуют записываться заранее, из-за большого числа желающих.

Как правило, на сайтах паломнических центров упоминается о пожертвовании за поездку, но "сумму пожертвования" увидеть нельзя — она озвучивается при общении по телефону. В нее может входить, например, только дорога туда-обратно. Есть также пакеты "все включено", предусматривающие, помимо дороги, жилье, питание и требы. Например, поездка из Москвы в Ливны обойдется примерно в 6 тысяч рублей, включая два молебна "О недужных" (так называют в паломническом центре отчитки) и соборование.

Справедливости ради стоит отметить, что на отчитках можно присутствовать и без взноса пожертвований.

"Самовольное изгнание"

Еще одной проблемой является признание легитимности того или иного экзорциста. В интернете часто можно встретить статьи про то, как в каком-нибудь селе батюшка изгоняет бесов различными способами.

"Любой человек может одеть рясу, клобук, взять крест и объявить себя епископом, благодатным старцем, — и у него найдутся последователи и все такое прочее. Ясно, что статистику (отчиток — ред.) никто не ведет", — заявил ведущий интернет-проекта "Батюшка онлайн" иеромонах Макарий (Маркиш).

Таких самопровозглашенных бесогонов архиереи могут запретить в служении или лишить сана. Однако, по словам иеромонаха, изгоняющий бесов человек вряд ли примет решение иерарха — поэтому "станет самосвятом, или прямым раскольником, сектантом".

"В частности, можно сказать: поскольку наша страна свободная, каждый может себя объявить (экзорцистом — ред.)", — убежден Маркиш.

Негативно относящиеся к массовой отчитке эксперты выступают за искоренение подобной практики. Однако сделать это, по их мнению, крайне сложно. Народная молва поддерживает экзорцизм. И если, по словам профессора Осипова, попробовать "запретить", к примеру, совершать отчитки отцу Герману, поднимется большой шум.

"Подчас те, от кого это зависит, не придают особого значения происходящему, не понимают, сколько людей из-за этого просто погибают, становятся ненормальными", — убежден Осипов.

Он раскритиковал популяризацию экзорцизма и совершающего его духовенства. "Если святые скрывали свой дар, то теперь вы можете на сайте нашей лавры найти расписание, в какие дни и часы священник совершает чудо изгнания. Сам Христос по расписанию этого не делал", — заключил наш собеседник.

Однако благочинный лавры архимандрит Павел убежден, что от человека мало что зависит — никто не может ограничить "силу Божьей благодати". "Господь сам управляет и врачует. Это не как выпить аспирин, чтобы стало легче", — подчеркивает он. Главное, что требуется от человека — искренне верить.

Мы вас всех призываем: прекратите разводы в семействах ваших, отстаньте от блуда, пьянства, воровства, чародейства - это все демоны соблазняют вас на погибель души...Голос архимандрита Германа (Чеснокова) гремит под сводами храма Иоанна Предтечи, что в Троице-Сергиевой Лавре. Он читает особую проповедь. Сразу после нее священник начинает, если говорить церковным языком, чин отчитки, или изгнание злых духов из тех, кто ради этого и пришел сегодня в храм.
- Мне поручили вести ее в свое время, - расскажет потом архимандрит Герман. - Почему выбрали меня, не знаю. Служба как служба, - уверяет собеседник. - Любой священник, получивший благословение епископа (но никак не меньше), - имеет право этим заниматься.
Конечно, отцу Герману виднее. Но сам набор ключевых слов проповеди, чина отчитки - "бесы, колдуны, порча...", как и сам "процесс", вызывает противоречивые чувства. У кого-то невольный озноб, у кого-то, возможно, иронию. То, что происходит в храме, вполне иррационально. Это не наука, не медицина и не может таковыми быть по определению. И сами православные священники, с кем довелось говорить на заданную тему, по-разному относятся к отчитке. Некоторые принимают, некоторые осуждают. Но слух о том, что помогает, что у отца Германа можно "обрести исцеление", расходится далеко. Среди тех, кто стремится попасть на его службу, немало, по терминологии о.Германа, одержимых демонами. И они идут "на изгнание нечистой силы".
В больницах диагноз "одержимости бесами", разумеется, не ставят. И сам храм никоим образом не больничная палата, а служба - не прием пациентов в районной поликлинике. Но речь идет зачастую об известных психиатрам болезнях, которые в Церкви называют "порчей" и "беснованием".
- Если произошло очень серьезное потрясение психики личности, - объясняет мне после проповеди священник, - то я в таких случаях говорю, что бес вошел в сердце человека.
Но стоит ли спорить о терминах? Тем более не собираюсь кого-то переубеждать. Все это очень личное, свое. Сюда, в знаменитую Лавру, к о.Герману приходят, приезжают из самых отдаленных уголков России те, кто во все это верит. В чудо в том числе. Или те, у кого, кроме надежды, ничего не осталось. У каждого, с кем довелось общаться, - своя боль, свои проблемы. Что-то в семье не заладилось. На работе - неурядицы. Но вдруг отец Герман поможет?.. Надежда на невероятное, когда опускаются руки, умирает последней.
Приходят на службу в храм Иоанна Предтечи заранее, чтобы успеть занять место. Иначе внутрь вообще можно не попасть. Напряженное внимание и какая-то особая таинственная тишина под сводами. В храме, заставленном строительными лесами, тесно. Жарко. Люди терпеливо стоят плечом к плечу.
Чуть ли не каждый день собираются по 600- 800 человек. Прихожане, зная, что служба предстоит долгая (более трех часов), заранее снимают верхнюю одежду, укладывая ее на подоконниках и строительных помостах. Открывают окна - чтобы был приток свежего воздуха и чтобы те, кому досталось место на ступеньках, у входа, могли услышать слова проповеди.
Толпа верующих - самого разного возраста. Пожилых не больше, чем молодых. Средний возраст тех, кто сейчас в церкви, примерно 40 - 50 лет. Все прилично, а некоторые даже по-праздничному одеты. В лохмотьях,грязных никого не вижу. Мужчин и женщин примерно поровну.
"Бесы", если в это, конечно, верить, судя по всему, одолевают в одинаковой мере россиян обоих полов... Во взглядах людей - ожидание и настороженность. Когда бесы выходят, объясняют мне знатоки, человека корчит, он даже кричит. В какой момент это происходит, никто из соседей точно сказать не может. Мне, воспитанному на воинствующем атеизме, воспринимать все это всерьез не просто. Остается присматриваться к окружающим. И к себе на всякий случай тоже. Вспоминаю, что случилось на работе, дома. Гаишник вот придрался, только на демона вроде не был похож, хотя достал...
Знаю теперь, что службы бывают тихими и громкими, когда демоны выходят не из одного-двух, а из десятков молящихся. Что бесы не любят, когда священник кропит прихожан святой водой. А отец Герман делает это щедрой рукой. В сей напряженный и, наверное, самый ответственный момент проповеднику его помощники подносят один за другим большие серебряные чаны с освященной водой...
Рядом со мной Нина, фельдшер "скорой" из подмосковного Королева.
- Я никак не могу излечиться, - доверительно рассказывает мне женщина. - От какого недуга - и сама не знаю. К медикам ходила, лекарства принимала - не помогает. Водитель мужа мне на днях сказал, что я, мол, таю на глазах. Слабость страшная. Не могу даже долго стоять. На той неделе приходила к отцу Герману на отчитку, так после этого несколько дней отлеживалась -спина страшно болела. Поэтому сегодня принесла с собой табуреточку. Думаю, виной всему зависть коллег. Они говорили мне одно, а за спиной - совсем другое.
- Помогло после первой службы?
- Вряд ли. Но сказали, что надо приходить сюда раза три...
-...На нас лежат грехи родственников, - вступает в наше перешептывание женщина помоложе. - Они передаются от одного поколения к другому. Это как бы духовная генетика... У меня вроде бы в целом в семье нормально, но тоже есть проблемы со здоровьем...Откуда они, не знаю...
Какая-то бабушка терпеливо держит в руках цветную фотографию. На ней молодой парень обнимает девушку.
- Это мой внук Андрей с женой, - объясняет старушка. - Он служил в армии, все было нормально. Потом работал на фирме бухгалтером. И вдруг как оборвалось - и сердце, и желудок прихватило... Чем дальше, тем хуже. Сейчас он на излечении в военном госпитале, что рядом со станцией Лось. Сам не мог приехать, так я принесла его фотографию.
Когда о.Герман читает молитву, бабушка повыше поднимает фотографию, чтобы слова священника "дошли до внука".
- Это демоны, - раздаются под сводами храма слова проповедника, - нам наносят раны, болезни, скорби. Они нас обманывают, соблазняют на всякий грех...
Принимает о.Герман не всех. Только православных и при условии, что есть у прихожанина нательный крестик. Об этом священник особо и строго предупреждает: "Без креста присутствие в храме, тем более на таких молитвах, недопустимо".
Вся церковь жадно ловит слова проповеди.
- Жил человек, жил-курил, блудил, воровал, пьянствовал, и все было хорошо, а теперь вот лежит расслабленный. Отчего? От своей греховной, порочной жизни... Грешники говорят: " Это мне порчу навели. Злодеи люди, колдуны..." А ты не греши!
Грех смотреть телевизор, который показывает развратные фильмы, сцены убийства... "Все это дети смотрят и завтра сами точно такое начинают творить. Спрашивается, как же можно при этом воспитать человека доброго, милосердного?"
Грех читать любовные романы и лживые развратные брошюры.
Грех лечиться у гипнотизеров, экстрасенсов... "Ко всем этим целителям церковь запрещает обращаться... У нас есть больницы и поликлиники - туда можно ходить, а к этим лицам нельзя обращаться... "
Грех кодироваться, что есть по сути "умышленное, сознательное вселение демона в человека с согласия больного и под его расписку. Это явное насилие над природой человека".
Пастырь призывает всех встать на колени. Голос священника еще громче.
- Повелением Бога отходит всякая болезнь...
...- Демоны убегают, недуги отходят...
Напряжение под сводами храма нарастает. Молодой симпатичный человек неподалеку от меня начинает вдруг широко зевать. И все чаще. А потом вдруг заходится в вое. То там, то здесь в толпе раздаются крики. Кто-то еще начинает завывать, кто-то заходится в истерике...
-...И мучителя твоего низложи...
Слова молитвы, изгоняющей злых духов, не придуманы архимандритом Германом. Они - родом из 4 века, когда чин отчитки был особенно распространен.
...После службы народ еще долго не расходится. К о.Герману выстроилась очередь. И он сам не торопится, выслушивает, дает советы.
Мы с ним потом тоже долго говорили после службы.
- Не всем, кто имеет тяжелые недуги, надо обязательно идти на изгнание бесов, - уверяет священник. - В тех случаях, когда человеку требуется, скажем, хирургическая операция, я просто даю телефоны врачей. Но чаще врачи направляют больных к нам.
- Крики людей, которые раздавались во время службы - насколько все это искренне, отец Герман?
- По-разному. Я знаю, когда бесы действительно выходят, после какой именно молитвы. Есть очень сильные молитвы... И потому узнаю лукавство, когда умышленно изображают исцеление, притворяются. Подойду поближе, успокаиваю, похлопываю по плечу: не надо, мол, не театр... Я научился видеть людей.
Бывает, что у нас матерятся, воют, рычат, бьются об пол - и это все естественная реакция на молитвы: бесы сопротивляются, проявляют себя нечеловеческими голосами. Один раз на отчитку приходил генерал. Упал, стал кататься вот по этому коридору по полу, плакал, умолял: "Батюшка, помоги, спаси"...Один раз я слепую здесь водил. И вдруг она прозрела... Иногда привозят душевнобольных, связанных веревками или даже цепями... Становятся нормальными...
- Влияет ли на вас все это, не меняетесь ли сами?
- Думаю, что нет. Меня защищает Бог. И характер мой, поверьте, не меняется. Да и особой философии в службе как таковой нет.
Для тех, кто надеется на Церковь, важно понять, что "исцеление" прежде всего зависит от желания, воли самого человека, самовнушения - от того, поможет Господь или нет. Если что-то заболело, то это еще и повод задуматься: от каких ваших грехов недуг возник...
- И тем не менее вы же изгоняете бесов.
- Это не совсем так. Я читаю молитву с просьбой, чтобы Бог помог.
- С какими недугами к вам чаще приходят?
- С шизофренией, много эпилептиков, тех, кто страдает галлюцинациями. Из-за детей собственных приходят. Взрослые жалуются, что молодежь пьет, старших не слушается. Женщины умоляют вернуть мужа. Я в таких случаях предлагаю и супруга привести на проповедь, чтобы прочитать над ним молитву.
- Какие самые распространенные и опасные грехи вы бы выделили?
- Пожалуй, более всего вредит нам гордыня. Потом в моем представлении идут убийства, пьянство. Телевидение очень опасно. С Запада в Россию идут порнография, разврат- ничего почему-то не запрещается... Чародейство, гипноз, кодирование... Заговоры всякие - тоже грех. Уныние, зависть. Тот, кто сигаретами увлекается, тот курит фимиам дьяволу.
-А вот то, что сейчас происходит на Кавказе, с чем связано?
- С ненавистью прежде всего. Явно нарушены Законы Божии о любви друг к другу.
- А что бы вы пожелали читателям "Труда"?
Пастырь взял у меня из рук блокнот, нарисовал крестик и под ним написал: "Желаю им здоровья, исправления греховной жизни, чтобы наследовать жизнь Вечную. С христианской любовью архимандрит Герман".
...В Москву после той встречи с о.Германом мы приехали поздно вечером. И тут по радио сообщили, что в Театральном центре на Дубровке бандиты взяли в заложники зрителей. Бесы пришли в столицу. Этих, как известно, изгоняли по-другому...

Фото: http://www.bogistina.info

Архимандрит Герман (Чесноков) – настоятель храма Петра и Павла в Лавре. Об отце Германе говорят как о сердечном и необычайном человеке, который помогает бесноватым. В храме Иоанна Предтечи ежедневно совершается специальный чин, это молитвы над особыми людьми. Отец Герман уверен, что отчитка для многих – единственно возможное исцеление от душевных недугов. Русская Православная Церковь знает случаи, когда человек страдает оттого, что в его душу проник нечистый дух. Тем не менее, мнение Церкви об отчитке остается неоднозначным.

Святые отцы еще в IV веке составили молитвы, которые читаются над бесноватыми. Отец Герман помогает им, а Троице-Сергиева Лавра принимает людей, чтобы помазать их святым елеем, и окропить Богоявленской водой, осеняя крестом.

При этом многие представители Церкви не считают отчитку аналогом обряда экзорцизма и панацеей от одержимости.

“Кто-то считает ее «лекарством от всех болезней», кто-то не вообще воспринимает ее в том виде, как она практикуется сейчас. Назвать отчитку единственным действенным способом избавления от одержимости никак нельзя. Причиной вселения падшего духа в человека стал грех, поэтому и лечить нужно греховность, а не ее следствие – одержимость. Настоящий бесноватый сам не в состоянии полноценно исповедоваться и затем причаститься. Ему нужна помощь. Такой помощью может быть отчитка, но это не панацея, а всего лишь одно из средств, которое может быть использовано Церковью для исцеления человека от одержимости лукавыми духами”, – считает протоиерей Дионисий Свечников.

При этом протоиерей Дионисий не отрицает, что люди могут сталкиваться с одержимостью: “Стоит человеку отступить от противления дьяволу и полностью отдать себя греху, и тогда падшие духи уже не извне будут действовать на человека, а войдут в него и он станет жилищем бесов. А вот когда воля человека полностью будет подчинена бесам, и он уже не сможет контролировать себя. Примером такого состояния можно послужить евангельское повествование о гадаринском бесноватом: «когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни» (Мк. 5, 2-5)”.

Отчитка отца Германа в Троице-Сергиевой Лавре

Зачастую больных в Троице-Сергиеву Лавру привозят в цепях: молитвы, святая вода заставляют бесов кричать через человека страшными голосами, у людей неестественно выламываются руки и ноги.

Отец Герман перед отчиткой обязательно произносит проповедь, в которой говорится о причинах такого страшного недуга души и о возможностях защититься себя верой от злодеяний дьявола.

Об изгнании бесов говорится еще в Библии.

В “Деяниях Апостолов” (19, 13-16) есть рассказ о неудачном опыте заклинателей: “Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? – и бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома”. Есть и сообщения о спасении людей. Иисус Христос во время Своей земной жизни неоднократно изгонял трепещущих перед Ним бесов из одержимых людей.

“… Как мы уже говорили, Христос сейчас всё чаще и чаще, по выражению Cвятых отцов, начинает использовать демонов как бич для наказания грешников. Для лукавых духов нет преград. Они проходят через стену, через человека свободно, И только по попущению Божию они могут остановиться в теле человеческом… Демоны поражают все наши органы; сердце, лёгкие, почки, руки, ноги… Лукавые демоны диктуют свою волю различными галлюцинациями… Демоны мучают человека, люди, часто бывает, падают, бьются, кричат, их называют шизофрениками и эпилептиками. Такое страшное влияние злых духов на человека.

И вот святые отцы 4-го века составили специальные молитвы для больных людей. Эти молитвы обладают такой Божественной силой, что если вам кто-то что-то ворожил, колдовал, или по злому умыслу наговаривал, то эти молитвы разрушают всякие бесовские козни. Они привлекают к вам Благодать Божию…”. “… Святой Иоанн Златоуст в “Слове о злых духах” говорит, что когда человек исполняет заповеди Божии, его охраняет благодать Божия, а в духовной области лукавые духи видят, что его охраняет некая защитная огненная оболочка . Демоны боятся коснуться такого человека, ибо как может сено коснуться огня-оно сгорит…”, – говорится в одной из проповедей отца Германа.

По личному благословению Святейшего Патриарха Алексия II была в свое время сделана и документальная видеозапись о том, как отец Герман проводит отчитку над бесноватыми. Член комиссии по аномальным явлениям Русского географического общества Павел Гершуненко подтвердил, что отчитка положительно влияет на людей, страдающих от бесов.

Чтобы обратиться за помощью к отцу Герману, надо связаться с Троице-Сергиевой Лаврой . Службы в Лавре совершаются ежедневно. Отчитку проводят бесплатно, но в Троице-Сергиевой Лавры будут благодарны, если верующие пожертвуют посильную для них сумму.