«Огненный ангел. Огненный ангел Огненный ангел краткое содержание по главам


Валерий Яковлевич Брюсов

«Огненный ангел»

Рупрехт встретил Ренату весной 1534 г., возвращаясь после десяти лет службы ландскнехтом в Европе и Новом Свете. Он не успел засветло добраться до Кёльна, где когда-то учился в университете и неподалёку от которого была его родная деревня Лозгейм, и заночевал в одиноко стоявшем среди леса старом доме. Ночью его разбудили женские крики за стеной, и он, ворвавшись в соседнюю комнату, обнаружил женщину, бившуюся в страшных корчах. Отогнав молитвой и крестом дьявола, Рупрехт выслушал пришедшую в себя даму, которая поведала ему о происшествии, ставшем для неё роковым.

Когда ей было восемь лет, стал ей являться ангел, весь как бы огненный. Он называл себя Мадиэлем, был весел и добр. Позднее он возвестил ей, что она будет святой, и заклинал вести строгую жизнь, презирать плотское. В те дни открылся у Ренаты дар чудотворения и в округе слыла она угодной Господу. Но, достигнув возраста любви, девушка захотела сочетаться с Мадиэлем телесно, однако ангел превратился в огненный столп и исчез, а на её отчаянные мольбы пообещал предстать перед ней в образе человека.

Вскоре Рената действительно встретила графа Генриха фон Оттергейма, походившего белизной одежд, голубыми глазами и золотистыми кудрями на ангела.

Два года были они несказанно счастливы, но потом граф оставил Ренату один на один с демонами. Правда, добрые духи-покровители ободрили её сообщением, что скоро повстречает она Рупрехта, который и защитит её.

Рассказав все это, женщина повела себя так, будто Рупрехт принял обет служить ей, и они отправились искать Генриха, завернув к знаменитой ворожее, которая только и молвила: «Куда едете, туда и езжайте». Однако тут же в ужасе закричала: «И течёт кровь и пахнет!» Это, впрочем, не отвратило их продолжать путь.

Ночью Рената, боясь демонов, оставляла Рупрехта при себе, но не позволяла никаких вольностей и без конца говорила с ним о Генрихе.

По прибытии в Кёльн она безрезультатно обегала город в поисках графа, и Рупрехт стал свидетелем нового приступа одержимости, сменившегося глубокой меланхолией. Все же настал день, когда Рената оживилась и потребовала подтвердить любовь к ней, отправившись на шабаш, чтобы там узнать что-то о Генрихе. Натершись зеленоватой мазью, которую она дала ему, Рупрехт перенёсся куда-то далеко, где голые ведьмы представили его «мастеру Леонарду», заставившему его отречься от Господа и поцеловать свой чёрный смердящий зад, но лишь повторившему слова ворожеи: куда едете, туда и поезжайте.

По возвращении к Ренате ему ничего не оставалось, как обратиться к изучению чёрной магии, чтобы стать повелителем тех, к кому он являлся просителем. Рената помогала в изучении творений Альберта Великого, Рогерия Бакона, Шпренгера и Инститориса и произведшего особенно сильное на него впечатление Агриппы Ноттесгеймского.

Увы, попытка вызвать духов, несмотря на тщательные приготовления и скрупулёзность в следовании советам чернокнижников, чуть не закончилась гибелью начинающих магов. Было что-то, что следовало знать, видимо, непосредственно от учителей, и Рупрехт отправился в Бонн к доктору Агриппе Ноттесгеймскому. Но великий открестился от своих писаний и посоветовал от гаданий перейти к истинному источнику познания. Между тем Рената встретилась с Генрихом и тот сказал, что не хочет больше видеть её, что их любовь мерзость и грех. Граф состоял членом тайного общества, стремившегося скрепить христиан сильнее, чем церковь, и надеялся возглавить его, но Рената заставила нарушить обет безбрачия. Рассказав все это Рупрехту, она пообещала стать его женой, если тот убьёт Генриха, выдававшего себя за другого, высшего. В ту же ночь совершилось первое их соединение с Рупрехтом, а на другой день бывший ландскнехт нашёл повод вызвать графа на поединок. Однако Рената потребовала, чтобы он не смел проливать кровь Генриха, и рыцарь, принуждённый только защищаться, был тяжело ранен и долго блуждал между жизнью и смертью. Именно в это время женщина вдруг сказала, что любит его, и любит давно, только его, и никого больше. Весь декабрь прожили они, как новобрачные, но вскоре Ренате явился Мадиэль, сказавший, что тяжки её прегрешения и что надо каяться. Рената предалась молитве и посту.

Настал день, и Рупрехт нашёл комнату Ренаты пустой, пережив то, что пережила когда-то она, отыскивая на улицах Кёльна своего Генриха. Доктор Фауст, испытатель элементов, и сопровождавший его монах по прозвищу Мефистофелес пригласили к совместному путешествию. На пути в Трир во время гостевания в замке графа фон Валлена Рупрехт принял предложение хозяина стать его секретарём и сопровождать в монастырь святого Улафа, где проявилась новая ересь и куда он отправляется в составе миссии архиепископа трирского Иоанна.

В свите его преосвященства оказался доминиканец брат Фома, инквизитор его святейшества, известный упорством в преследовании ведьм. Он был настроен решительно в отношении источника смуты в монастыре — сестры Марии, которую одни считали святой, другие — одержимой бесами. Когда в зал заседания суда ввели несчастную монахиню, Рупрехт, призванный вести протокол, узнал Ренату. Она призналась в колдовстве, в сожительстве с дьяволом, участии в чёрной мессе, шабашах и других преступлениях против веры и сограждан, но отказалась назвать сообщниц. Брат Фома настоял на применении пыток, а потом и на смертном приговоре. В ночь перед костром Рупрехт при содействии графа проник в подземелье, где содержали приговорённую, но та отказалась бежать, твердя, что жаждет мученической кончины, что Мадиэль, огненный ангел, простит её, великую грешницу. Когда же Рупрехт попытался унести её, Рената закричала, стала отчаянно отбиваться, но вдруг затихла и прошептала: «Рупрехт! Как хорошо, что ты со мной!» — и умерла.

После всех этих потрясших его событий Рупрехт отправился в родной Аозгейм, но только издали посмотрел на отца и мать, уже сгорбленных стариков, гревшихся на солнце перед домом. Завернул он и к доктору Агриппе, но застал его при последнем издыхании. Эта кончина вновь смутила его душу. Огромный чёрный пёс, с которого учитель слабеющей рукой снял ошейник с магическими письменами, после слов: «Поди прочь, проклятый! От тебя все мои несчастья!» — поджав хвост и наклонив голову выбежал из дому, с разбегу кинулся в воды реки и больше не появлялся на поверхности. В тот же миг учитель испустил последний вздох и покинул этот мир. Ничего не осталось уже, что помешало бы Рупрехту ринуться на поиски счастья за океан, в Новую Испанию.

Весной 1534 г. ландскнехт Рупрехт после 10 лет службы возвращался в Кёльн. По пути он остановился на ночлег в одиноком доме, стоящем в лесной чаще. Ночью он проснулся от женских криков и обнаружил в соседней комнате женщину, бившуюся в судорогах. Придя в себя, дама, которую звали Рената, поведала ему свою историю.

Когда ей было восемь лет, к ней стал являться огненный ангел. Он сообщил ей, что она будет святой, и заклинал вести строгий образ жизни. Повзрослев, девушка захотела соединиться с ангелом телесно, однако он отказал ей и исчез.

Вскоре Рената встретила графа Генриха фон Оттергейма, в котором, как ей казалось, воплотился ее ангел.

Два года были они счастливы, но потом граф покинул свою одержимую демонами возлюбленную. Теперь Рената пыталась найти Генриха. Выслушав рассказ Ренаты, влюбившийся в нее Рупрехт согласился помочь ей в поисках графа. Вместе они отправились в Кёльн. Здесь женщина втянула своего поклонника в изучение черной магии в надежде, что Рупрехт сможет победить демонов, во власти которых она находилась.

По ее настоянию Рупрехт летал на шабаш. После неудачной попытки вызвать дьявола он отправился в Бонн, чтобы спросить совета у оккультиста Агриппы. Между тем Рената, наконец, отыскала Генриха, но тот сказал, что не хочет даже видеть бывшую возлюбленную, и что их любовь - грех.

Тогда Рената пообещала Рупрехту выйти за него замуж, если он убьет графа. Бывший ландскнехт нашёл повод вызвать Генриха на поединок, и был тяжело ранен. Долгое время он балансировал между жизнью и смертью. Тогда же Рената призналась ему, что любит его. Целый месяц они прожили как новобрачные, но вскоре Ренате явился огненный ангел и объявил, что грехи ее тяжелы и необходимо каяться.

Женщина покинула Рупрехта, и он отправился на ее поиски. В пути он встретил доктора Фауста и Мефистофеля, которые пригласили его к совместному путешествию. Через некоторое время Рупрехт в составе свиты архиепископа оказался в монастыре святого Улафа, где проявилась ересь. Источником смуты была одержимая монахиня Мария.

В несчастной Марии Рупрехт узнал Ренату. Под нажимом инквизиторов она призналась в колдовстве и была приговорена к сожжению на костре. Рупрехту удалось проникнуть к ней в темницу. Женщина отказалась бежать с ним, сказав, что хочет принять мученическую смерть, и умерла на руках у своего возлюбленного.

Вернувшись домой Рупрехт обнаружил, что его родители превратились в немощных стариков. Тогда он отправился навестить учителя Агриппу, но тот умер у него на глазах. Рупрехт ринулся на поиски счастья за океан, в Новую Испанию.

Сочинения

Значение сновидений в романе «Огненный Ангел»

Рупрехт встретил Ренату весной 1534 г., возвращаясь после десяти лет службы ландскнехтом в Европе и Новом Свете. Он не успел засветло добраться до Кельна, где когда-то учился в университете и неподалеку от которого была его родная деревня Лозгейм, и заночевал в одиноко стоявшем среди леса старом доме. Ночью его разбудили женские крики за стеной, и он, ворвавшись в соседнюю комнату, обнаружил женщину, бившуюся в страшных корчах. Отогнав молитвой и крестом дьявола, Рупрехт выслушал пришедшую в себя даму, которая поведала ему о происшествии, ставшем для нее роковым. Когда ей было восемь лет, стал ей являться ангел, весь как бы огненный. Он называл себя Мадиэлем, был весел и добр. Позднее он возвестил ей, что она будет святой, и заклинал вести строгую жизнь, презирать плотское. В те дни открылся у Ренаты дар чудотворения и в округе слыла она угодной Господу. Но, достигнув возраста любви, девушка захотела сочетаться с Мадиэлем телесно, однако ангел превратился в огненный столп и исчез, а на её отчаянные мольбы пообещал предстать перед ней в образе человека. Вскоре Рената действительно встретила графа Генриха фон Оттергейма, походившего белизной одежд, голубыми глазами и золотистыми кудрями на ангела. Два года были они несказанно счастливы, но потом граф оставил Ренату один на один с демонами. Правда, добрые духи-покровители ободрили её сообщением, что скоро повстречает она Рупрехта, который и защитит её. Рассказав все это, женщина повела себя так, будто Рупрехт принял обет служить ей, и они отправились искать Генриха, завернув к знаменитой ворожее, которая только и молвила: «Куда едете, туда и езжайте». Однако тут же в ужасе закричала: «И течет кровь и пахнет!» Это, впрочем, не отвратило их продолжать путь. Ночью Рената, боясь демонов, оставляла Рупрехта при себе, но не позволяла никаких вольностей и без конца говорила с ним о Генрихе. По прибытии в Кельн она безрезультатно обегала город в поисках графа, и Рупрехт стал свидетелем нового приступа одержимости, сменившегося глубокой меланхолией. Все же настал день, когда Рената оживилась и потребовала подтвердить любовь к ней, отправившись на шабаш, чтобы там узнать что-то о Генрихе. Натершись зеленоватой мазью, которую она дала ему, Рупрехт перенесся куда-то далеко, где голые ведьмы представили его «мастеру Леонарду», заставившему его отречься от Господа и поцеловать свой черный смердящий зад, но лишь повторившему слова ворожеи: куда едете, туда и поезжайте. По возвращении к Ренате ему ничего не оставалось, как обратиться к изучению черной магии, чтобы стать повелителем тех, к кому он являлся просителем. Рената помогала в изучении творений Альберта Великого, Рогерия Бакона, Шпренгера и Инститориса и произведшего особенно сильное на него впечатление Агриппы Ноттесгеймского. Увы, попытка вызвать духов, несмотря на тщательные приготовления и скрупулезность в следовании советам чернокнижников, чуть не закончилась гибелью начинающих магов. Было что-то, что следовало знать, видимо, непосредственно от учителей, и Рупрехт отправился в Бонн к доктору Агриппе Ноттесгеймскому. Но великий открестился от своих писаний и посоветовал от гаданий перейти к истинному источнику познания. Между тем Рената встретилась с Генрихом и тот сказал, что не хочет больше видеть её, что их любовь мерзость и грех. Граф состоял членом тайного общества, стремившегося скрепить христиан сильнее, чем церковь, и надеялся возглавить его, но Рената заставила нарушить обет безбрачия. Рассказав все это Рупрехту, она пообещала стать его женой, если тот убьет Генриха, выдававшего себя за другого, высшего. В ту же ночь совершилось первое их соединение с Рупрехтом, а на другой день бывший ландскнехт нашел повод вызвать графа на поединок. Однако Рената потребовала, чтобы он не смел проливать кровь Генриха, и рыцарь, принужденный только защищаться, был тяжело ранен и долго блуждал между жизнью и смертью. Именно в это время женщина вдруг сказала, что любит его, и любит давно, только его, и никого больше. Весь декабрь прожили они, как новобрачные, но вскоре Ренате явился Мадиэль, сказавший, что тяжки её прегрешения и что надо каяться. Рената предалась молитве и посту. Настал день, и Рупрехт нашел комнату Ренаты пустой, пережив то, что пережила когда-то она, отыскивая на улицах Кельна своего Генриха. Доктор Фауст, испытатель элементов, и сопровождавший его монах по прозвищу Мефистофелес пригласили к совместному путешествию. На пути в Трир во время гостевания в замке графа фон Валлена Рупрехт принял предложение хозяина стать его секретарем и сопровождать в монастырь святого Улафа, где проявилась новая ересь и куда он отправляется в составе миссии архиепископа трирского Иоанна. В свите его преосвященства оказался доминиканец брат Фома, инквизитор его святейшества, известный упорством в преследовании ведьм. Он был настроен решительно в отношении источника смуты в монастыре - сестры Марии, которую одни считали святой, другие - одержимой бесами. Когда в зал заседания суда ввели несчастную монахиню, Рупрехт, призванный вести протокол, узнал Ренату. Она призналась в колдовстве, в сожительстве с дьяволом, участии в черной мессе, шабашах и других преступлениях против веры и сограждан, но отказалась назвать сообщниц. Брат Фома настоял на применении пыток, а потом и на смертном приговоре. В ночь перед костром Рупрехт при содействии графа проник в подземелье, где содержали приговоренную, но та отказалась бежать, твердя, что жаждет мученической кончины, что Мадиэль, огненный ангел, простит её, великую грешницу. Когда же Рупрехт попытался унести её, Рената закричала, стала отчаянно отбиваться, но вдруг затихла и прошептала: «Рупрехт! Как хорошо, что ты со мной!» - и умерла. После всех этих потрясших его событий Рупрехт отправился в родной Аозгейм, но только издали посмотрел на отца и мать, уже сгорбленных стариков, гревшихся на солнце перед домом. Завернул он и к доктору Агриппе, но застал его при последнем издыхании. Эта кончина вновь смутила его душу. Огромный черный пес, с которого учитель слабеющей рукой снял ошейник с магическими письменами, после слов: «Поди прочь, проклятый! От тебя все мои несчастья!» - поджав хвост и наклонив голову выбежал из дому, с разбегу кинулся в воды реки и больше не появлялся на поверхности. В тот же миг учитель испустил последний вздох и покинул этот мир. Ничего не осталось уже, что помешало бы Рупрехту ринуться на поиски счастья за океан, в Новую Испанию.

Валерий Брюсов

Огненный ангел

Предисловие к русскому изданию

Автор «Повести» в своем Предисловии сам рассказывает свою жизнь. Он родился в начале 1505 г. (по его счету в конце 1504 г.) в Трирском архиепископстве, учился в Кельнском университете, но курса не кончил, пополнил свое образование беспорядочным чтением, преимущественно сочинений гуманистов, потом поступил на военную службу, участвовал в походе в Италию в 1527 г., побывал в Испании, наконец, перебрался в Америку, где и провел последние пять лет, предшествовавшие событиям, рассказанным в «Повести». Самое действие «Повести» обнимает время с августа 1534 по осень 1535 года.

Автор говорит (гл. XVI), что он писал свою повесть непосредственно после пережитых событий. Действительно, хотя уже с самых первых страниц он делает намеки на происшествия всего следующего года, из «Повести» не видно, чтобы автор был знаком с событиями более поздними. Он, например, ничего еще не знает об исходе Мюнстерского восстания (Мюнстер взят приступом в июне 1535 г.), о котором поминает дважды (гл. III и XIII), и говорит об Ульрихе Цазии (гл. XII) как о человеке живом († 1535 г.). Сообразно с этим тон рассказа, хотя в общем и спокоен, так как автор передает события, уже отошедшие от него в прошлое, местами все же одушевлен страстью, так как прошлое это еще слишком близко от него.

Неоднократно автор заявляет, что он намерен писать одну правду (Предисловие, гл. IV, гл. V и др.). Что автор действительно стремился к этому, доказывается тем, что мы не находим в «Повести» анахронизмов, и тем, что его изображение личностей исторических соответствует историческим данным. Так, переданные нам автором «Повести» речи Агриппы и Иоганна Вейера (гл. VI) соответствуют идеям, выраженным этими писателями в их сочинениях, а изображенный им образ Фауста (гл. XI-XIII) довольно близко напоминает того Фауста, какого рисует нам его старейшее жизнеописание (написанное И. Шписсом и изданное в 1587 г.). Но, конечно, при всем добром желании автора, его изложение все же остается субъективным, как и все мемуары. Мы должны помнить, что он рассказывает события так, как они ему представлялись, что, по всем вероятиям, отличалось от того, как они происходили в действительности. Не мог избежать автор и мелких противоречий в своем длинном рассказе, вызванных естественной забывчивостью.

Автор говорит с гордостью (Предисловие), что, по образованию, не почитает себя ничем ниже «гордящихся двойным и тройным докторатом». Действительно, на протяжении «Повести» разбросано множество свидетельств разносторонних знаний автора, который, согласно с духом XVI в., стремился ознакомиться с самыми разнообразными сферами науки и деятельности. Автор говорит, тоном знатока, о математике и архитектуре, о военном деле и живописи, о естествознании и философии и т. д., не считая его подробных рассуждений о разных отраслях оккультных знаний. Вместе с тем в «Повести» встречается множество цитат из авторов, древних и новых, и просто упоминаний имен знаменитых писателей и ученых. Надо, впрочем, заметить, что не все эти ссылки вполне идут к делу и что автор, по-видимому, щеголяет своей ученостью. То же надо сказать о фразах на языках латинском, испанском, французском и итальянском, которые автор вставляет в свой рассказ. Сколько можно судить, из иностранных языков он действительно был знаком лишь с латинским, который в ту эпоху был общим языком образованных людей. Испанский язык он знал, вероятно, лишь практически, а знания его в языках итальянском и французском более чем сомнительны.

Автор называет себя последователем гуманизма (Предисловие, гл. X и др.). Мы можем принять это утверждение только с оговорками. Правда, он часто ссылается на различные положения, ставшие как бы аксиомами гуманистического миросозерцания (гл. I, IV, X и др.), с негодованием говорит о схоластике и приверженцах миросозерцания средневекового, но все же в нем самом еще очень много старинных предрассудков. Идеи, воспринятые при беспорядочном чтении, смешались у него с традициями, внушенными с детства, и создали мировоззрение крайне противоречивое. Говоря с презрением о всяких суевериях, автор порою сам обнаруживает легковерие крайнее; насмехаясь над школами, «где люди занимаются приискиванием новых слов», и всячески восхваляя наблюдение и опыт, он, по временам, способен путаться в схоластических софизмах и т. д.

Что касается до веры автора во все сверхъестественное, то в этом отношении он только шел за веком. Как это ни кажется нам странным, но именно в эпоху Возрождения началось усиленное развитие магических учений, длившееся весь XVI и XVII вв. Неопределенные колдования и гадания Средних веков были в XVI в. переработаны в стройную дисциплину наук, которых ученые насчитывали свыше двадцати (см., например, сочинение Агриппы: «De speciebus magiae» ). Дух века, стремившийся все рационализировать, сумел и магию сделать определенной рациональной доктриной, внес осмысленность и логику в гадания, научно обосновал полеты на шабаш и т. д. Веря в реальность магических явлений, автор «Повести» только следовал лучшим умам своего времени. Так, Жан Бодэн, знаменитый автор трактата «De republica» , которого Бокль признавал одним из замечательнейших историков, в то же время автор книги «La Demonomanie des sorciers» , подробно исследующей договоры с Дьяволом и полеты на шабаш; Амбруаз Парэ, преобразователь хирургии, описал природу демонов и виды одержания; Кеплер защищал свою мать от обвинения в ведовстве, не возражая против самого обвинения; племянник знаменитого Пико, Джованни-Франческо делла Мирандола, написал диалог «Ведьма», с целью убедить образованных, неверующих людей в существовании ведьм; по его словам, скорее можно сомневаться в существовании Америки, и т. д. Папы издавали специальные буллы против ведьм, и во главе известного «Malleus maleficarum» стоит текст: «Haeresis est maxima opera maleficarum non credere», т. е.: «Не верить в деяния ведьм – высшая ересь». Число этих неверящих было очень невелико, и среди них на видное место должно поставить упоминаемого в «Повести» Иоганна Вейра (или, по другой транскрипции его имени, Жана Вира), который первый признал в ведовстве особую болезнь.

Валерий Брюсов

Огненный ангел, или Правдивая повесть, в которой рассказывается о дьяволе, не раз являвшемся в образе светлого духа одной девушке и соблазнившем ее на разные греховные поступки, о богопротивных занятиях магией, астрологией, гоетейей и некромантией, о суде над оной девушкой под председательством его преподобия архиепископа Трирского, а также о встречах и беседах с рыцарем и трижды доктором Агриппою из Неттесгейма и доктором Фаустом, написанная очевидцем

После десяти лет службы Рупрех возвращался домой, он служил ландскнехтом в Европе и Новом свете. Он не успел до темноты добраться Кельна, где, когда то учился в университет и недалеко его родная деревня Лозгейн, он заночевал в одиноко стоящем доме, расположенным в лесу. Ночью он проснулся от женских раздирающих криков за стеной, ворвавшись в соседнюю комнату, он обнаружил женщину, которая билась в страшных корчах. Отогнав с помощью молитвы и креста демонов, Рупрех выслушал рассказ женщины, которая пришла в себя, она ему поведала историю, которая стала для нее роковой.


Когда женщине было всего восемь лет, к ней по ночам начал является огненный ангел, который назвался Мадиэлем, он был веселым и добрым. Позднее, он возвестил ее, что она станет святой, и заклинал ее на строгую жизнь и презирать плотское. В те дни у Ренаты появился дар чудотворения, и пошла в округе слава ее как о Бога угодной. Но достигнув возраста, девушка захотела совокупиться с ангелом. Ангел превратился в огненный столб и исчез, а на ее мольбы ангел пообещал появиться перед нею в образе человека.


Вскоре девушка встретила графа фон Оттергейма, который очень походил на огненного ангела белизной одежд и золотыми кудрями. Два года Рената была счастлива, и жила в душа в душу с графом, пока он не бросил ее, и не оставил с демонами. Добрые духи дали ей сообщение, что вскоре она повстречает человека по имени Рупрехт, который защитит ее.
Рассказав все это женщина повела себя так словно Рупрехт дал ей обед служить верою и правдою, вскоре они отправились искать Генриха, но сначала зашли к ворожбе, которая подсказала им куда идти. Но перед уходом она застерегла их, но они все равно отправились в путь вдвоем.
Рената ночью боясь демонов, не отпускала от себя Рупрехта, но и не позволяла ему не каких вольностей.


Когда они прибыли в город Кельн Рената оббегала весь город в поисках графа, но не негде его не нашла, а у девушки начался новый приступ одержимости после чего Рената впала в меланхолию. Вскоре Рената пришла в себя и потребовала подтвердить любовь к ней, после чего отправилась на шабаш, чтобы узнать хоть что-то о Генрихе. Намазавшись мазью зеленого цвета Рупрехт перенеся куда-то очень далеко, где ведьмы предстали перед ним голые и отвели его к мастеру Леонарду, который заставил его отречься от Господа и поцеловать свой черный вонючий зад, но только слова ворожеи повторились о том куда идете. По возращению к Ренате ему нечего не осталось, как только начать изучать черную магию, чтобы стать повелителем тех, у кого был просителем. Рената помогала ему в черной науке, изучая великие темные творения.


Первая попытка вызвать духов, несмотря на приготовления и все правила чернокнижников чуть не погубили начинающих магов. Надо было знать что-то очень важное непосредственно от самих великих учителей тьмы. Но великий посоветовал отказаться от своих писаний и предложил сразу перейти от гадания к истинному познанию. Рената встретилась с своим Генрихом и тот отказался от нее назвав их любовь мерзостью и большим грехом. Граф состоял в тайном обществе. Целью тайного общества была задача скрепить всех христиан сильнее церкви, граф собирался возглавить это общество, но Рената заставила графа нарушить обед безбрачия. Рената пообещала стать женою Руперха если он убьет графа, который выдает себя за другого, верховного. В туже ночь Рената отдалась Руперху, а на следующий день ландскнехт нашел повод вызвать графа на поединок. Однако Рената меняет свои желания и требует, чтобы он не проливал кровь Генриха, и он был ранен в бою, так как только мог зачищаться и долго находился на грани жизни и смерти. Тогда она ему и признается, что любит его сильно и некого больше. Весь декабрь они живут, словно новобрачная пара, тут является Ренате огненный ангел, который говорит о ее страшных грехах и покаянии. Рената держит пост и молится.


Однажды Руперхт не находит свою возлюбленную в комнате и переживает точно также, как когда-то переживала Рената, когда от нее ушел Генрих. Доктор Фауст и его сподвижник монах Мифистофелес пригласили ландскнехта в совместное путешествие. По пути в Трир, в замке графа фон Валлена Руперх принимает предложение стать секретарем и сопроводить монаха святого Улафия в монастырь, где начала проявляется ересь, и он туда направляется с миссией архиепископа.
В этой свите оказывается доминиканец, который является братом Фомой, инквизитор, известный своим упорством в поиске и ловле ведьм. Он был очень решительный по поводу ереси в монастыре и насчет сестры, которую одни считали святой, а другие одержимую бесами. Когда в зал суда вели монашку, Руперху доверили вести протокол, он узнал Ренату.

Она призналась в колдовстве и ереси, с сожительстве с дьяволом, участие в черных мессах и слетах на шабаш, а также и в других преступлениях против веры Христовой, но отказывалась назвать своих сообщниц. Брат Фома пременил пытки а потом предал ее смертно казни. В ночь перед ее спаливанием Руперхт при помощи графа, вошел в подземелье, где находилась приговоренная, и предложил ей бежать, но она на отрез отказалась. Когда Руперхт попытался унести ее силой, она начла кричать и заверила, что огненный ангел простит ее. Она затихла и умерла прямо на руках Руперта.


После всего этого ландскнехт вернулся в родной Аозгейм, но только издали смог увидеть своих уже довольно старых родителей, которые находились перед его родным домом. Зашел он и к доктору Агриппе, но смог застать его на последнем дыхании жизни. Эта смерть очень сильно его расстроила. С огромного черного пса учитель снял ошейник, на котором были начертаны древние магические письмена, пес кинулся в воду и утонул. В тот же миг умер и учитель. Уже нечего не могло остановить ландскнехта идти в Новую Испанию в поисках счастья.

Краткое содержание романа «Огненный ангел» пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Огненный ангел». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Рупрехт встретил Ренату весной 1534 г., возвращаясь после десяти лет службы ландскнехтом в Европе и Новом Свете. Он не успел засветло добраться до Кельна, где когда-то учился в университете и неподалеку от которого была его родная деревня Лозгейм, и заночевал в одиноко стоявшем среди леса старом доме. Ночью его разбудили женские крики за стеной, и он, ворвавшись в соседнюю комнату, обнаружил женщину, бившуюся в страшных корчах. Отогнав молитвой и крестом дьявола, Рупрехт выслушал пришедшую в себя даму, которая поведала ему о

Происшествии, ставшем для нее роковым.

Когда ей было восемь лет, стал ей являться ангел, весь как бы огненный. Он называл себя Мадиэлем, был весел и добр. Позднее он возвестил ей, что она будет святой, и заклинал вести строгую жизнь, презирать плотское. В те дни открылся у Ренаты дар чудотворения и в округе слыла она угодной Господу. Но, достигнув возраста любви, девушка захотела сочетаться с Мадиэлем телесно, однако ангел превратился в огненный столп и исчез, а на ее отчаянные мольбы пообещал предстать перед ней в образе человека.

Вскоре Рената действительно встретила графа Генриха фон Оттергейма, походившего белизной

Одежд, голубыми глазами и золотистыми кудрями на ангела.

Два года были они несказанно счастливы, но потом граф оставил Ренату один на один с демонами. Правда, добрые духи-покровители ободрили ее сообщением, что скоро повстречает она Рупрехта, который и защитит ее.

Рассказав все это, женщина повела себя так, будто Рупрехт принял обет служить ей, и они отправились искать Генриха, завернув к знаменитой ворожее, которая только и молвила: “Куда едете, туда и езжайте”. Однако тут же в ужасе закричала: “И течет кровь и пахнет!” Это, впрочем, не отвратило их продолжать путь.

Ночью Рената, боясь демонов, оставляла Рупрехта при себе, но не позволяла никаких вольностей и без конца говорила с ним о Генрихе.

По прибытии в Кельн она безрезультатно обегала город в поисках графа, и Рупрехт стал свидетелем нового приступа одержимости, сменившегося глубокой меланхолией. Все же настал день, когда Рената оживилась и потребовала подтвердить любовь к ней, отправившись на шабаш, чтобы там узнать что-то о Генрихе. Натершись зеленоватой мазью, которую она дала ему, Рупрехт перенесся куда-то далеко, где голые ведьмы представили его “мастеру Леонарду”, заставившему его отречься от Господа и поцеловать свой черный смердящий зад, но лишь повторившему слова ворожеи: куда едете, туда и поезжайте.

По возвращении к Ренате ему ничего не оставалось, как обратиться к изучению черной магии, чтобы стать повелителем тех, к кому он являлся просителем. Рената помогала в изучении творений Альберта Великого, Рогерия Бакона, Шпренгера и Инститориса и произведшего особенно сильное на него впечатление Агриппы Ноттесгеймского.

Увы, попытка вызвать духов, несмотря на тщательные приготовления и скрупулезность в следовании советам чернокнижников, чуть не закончилась гибелью начинающих магов. Было что-то, что следовало знать, видимо, непосредственно от учителей, и Рупрехт отправился в Бонн к доктору Агриппе Ноттесгеймскому. Но великий открестился от своих писаний и посоветовал от гаданий перейти к истинному источнику познания. Между тем Рената встретилась с Генрихом и тот сказал, что не хочет больше видеть ее, что их любовь мерзость и грех. Граф состоял членом тайного общества, стремившегося скрепить христиан сильнее, чем церковь, и надеялся возглавить его, но Рената заставила нарушить обет безбрачия. Рассказав все это Рупрехту, она пообещала стать его женой, если тот убьет Генриха, выдававшего себя за другого, высшего. В ту же ночь совершилось первое их соединение с Рупрехтом, а на другой день бывший ландскнехт нашел повод вызвать графа на поединок. Однако Рената потребовала, чтобы он не смел проливать кровь Генриха, и рыцарь, принужденный только защищаться, был тяжело ранен и долго блуждал между жизнью и смертью. Именно в это время женщина вдруг сказала, что любит его, и любит давно, только его, и никого больше. Весь декабрь прожили они, как новобрачные, но вскоре Ренате явился Мадиэль, сказавший, что тяжки ее прегрешения и что надо каяться. Рената предалась молитве и посту.

Настал день, и Рупрехт нашел комнату Ренаты пустой, пережив то, что пережила когда-то она, отыскивая на улицах Кельна своего Генриха. Доктор Фауст, испытатель элементов, и сопровождавший его монах по прозвищу Мефистофелес пригласили к совместному путешествию. На пути в Трир во время гостевания в замке графа фон Валлена Рупрехт принял предложение хозяина стать его секретарем и сопровождать в монастырь святого Улафа, где проявилась новая ересь и куда он отправляется в составе миссии архиепископа трирского Иоанна.

В свите его преосвященства оказался доминиканец брат Фома, инквизитор его святейшества, известный упорством в преследовании ведьм. Он был настроен решительно в отношении источника смуты в монастыре – сестры Марии, которую одни считали святой, другие – одержимой бесами. Когда в зал заседания суда ввели несчастную монахиню, Рупрехт, призванный вести протокол, узнал Ренату. Она призналась в колдовстве, в сожительстве с дьяволом, участии в черной мессе, шабашах и других преступлениях против веры и сограждан, но отказалась назвать сообщниц. Брат Фома настоял на применении пыток, а потом и на смертном приговоре. В ночь перед костром Рупрехт при содействии графа проник в подземелье, где содержали приговоренную, но та отказалась бежать, твердя, что жаждет мученической кончины, что Мадиэль, огненный ангел, простит ее, великую грешницу. Когда же Рупрехт попытался унести ее, Рената закричала, стала отчаянно отбиваться, но вдруг затихла и прошептала: “Рупрехт! Как хорошо, что ты со мной!” – и умерла.

После всех этих потрясших его событий Рупрехт отправился в родной Аозгейм, но только издали посмотрел на отца и мать, уже сгорбленных стариков, гревшихся на солнце перед домом. Завернул он и к доктору Агриппе, но застал его при последнем издыхании. Эта кончина вновь смутила его душу. Огромный черный пес, с которого учитель слабеющей рукой снял ошейник с магическими письменами, после слов: “Поди прочь, проклятый! От тебя все мои несчастья!” – поджав хвост и наклонив голову выбежал из дому, с разбегу кинулся в воды реки и больше не появлялся на поверхности. В тот же миг учитель испустил последний вздох и покинул этот мир. Ничего не осталось уже, что помешало бы Рупрехту ринуться на поиски счастья за океан, в Новую Испанию.

Вариант 2

Весной 1534 г. ландскнехт Рупрехт после 10 лет службы возвращался в Кельн. По пути он остановился на ночлег в одиноком доме, стоящем в лесной чаще. Ночью он проснулся от женских криков и обнаружил в соседней комнате женщину, бившуюся в судорогах. Придя в себя, дама, которую звали Рената, поведала ему свою историю.

Когда ей было восемь лет, к ней стал являться огненный ангел. Он сообщил ей, что она будет святой, и заклинал вести строгий образ жизни. Повзрослев, девушка захотела соединиться с ангелом телесно, однако он отказал ей и исчез.

Вскоре Рената встретила графа Генриха фон Оттергейма, в котором, как ей казалось, воплотился ее ангел.

Два года были они счастливы, но потом граф покинул свою одержимую демонами возлюбленную. Теперь Рената пыталась найти Генриха. Выслушав рассказ Ренаты, влюбившийся в нее Рупрехт согласился помочь ей в поисках графа. Вместе они отправились в Кельн. Здесь женщина втянула своего поклонника в изучение черной магии в надежде, что Рупрехт сможет победить демонов, во власти которых она находилась.

По ее настоянию Рупрехт летал на шабаш. После неудачной попытки вызвать дьявола он отправился в Бонн, чтобы спросить совета у оккультиста Агриппы. Между тем Рената, наконец, отыскала Генриха, но тот сказал, что не хочет даже видеть бывшую возлюбленную, и что их любовь – грех.

Тогда Рената пообещала Рупрехту выйти за него замуж, если он убьет графа. Бывший ландскнехт нашел повод вызвать Генриха на поединок, и был тяжело ранен. Долгое время он балансировал между жизнью и смертью. Тогда же Рената призналась ему, что любит его. Целый месяц они прожили как новобрачные, но вскоре Ренате явился огненный ангел и объявил, что грехи ее тяжелы и необходимо каяться.

Женщина покинула Рупрехта, и он отправился на ее поиски. В пути он встретил доктора Фауста и Мефистофеля, которые пригласили его к совместному путешествию. Через некоторое время Рупрехт в составе свиты архиепископа оказался в монастыре святого Улафа, где проявилась ересь. Источником смуты была одержимая монахиня Мария.

В несчастной Марии Рупрехт узнал Ренату. Под нажимом инквизиторов она призналась в колдовстве и была приговорена к сожжению на костре. Рупрехту удалось проникнуть к ней в темницу. Женщина отказалась бежать с ним, сказав, что хочет принять мученическую смерть, и умерла на руках у своего возлюбленного.

Вернувшись домой Рупрехт обнаружил, что его родители превратились в немощных стариков. Тогда он отправился навестить учителя Агриппу, но тот умер у него на глазах. Рупрехт ринулся на поиски счастья за океан, в Новую Испанию.

(Пока оценок нет)

Другие сочинения:

  1. Своеобразным брюсовским ходом является идея воплощения ангела в человека. Из эпитета “ангельский” (ангельская красота, ангельская кротость) вырастает сюжетная линия об австрийском графе Генрихе фон Оттергейме. Сновидение в данном случае служит не только видением, но и отражает духовное состояние Ренаты. Если Read More ......
  2. Автобиографичность повествователя в романе предполагает последовательное воспроизведение событий от собственного рождения до момента встречи со сверхъестественным, повествователь становится летописцем сверхъестественного, призывая всех, имевших с ним дело, оставлять записи. Описать неописуемое – сложная задача, поставленная рационалистом самому себе. Требование сделать это Read More ......
  3. В школах и классах с углубленным изучением литературы, гимназиях и лицеях гуманитарного профиля знакомство учащихся с творчеством Валерия Яковлевича Брюсова начинается еще в шестом классе. В школьной программе для этих учебных заведений для обязательного изучения на уроках литературы указаны такие Read More ......
  4. Конь блед Эпиграфом стихотворения служат строки из “Апокалипсиса”, пророчащие прибытие на землю четырех всадников, среди которых конь Блед – предвестников скорого конца… Оживленная городская улица, потоки спешащих куда-то людей, мчащиеся омнибусы, кебы, автомобили. С высотных зданий сверкают всевозможные вывески, внизу Read More ......
  5. Ангел-хранитель В 1933 году село, где жил мальчик Витя, “придавило голодом”. Не стало голубей, притихли собаки и шумные ватаги мальчишек. Пропитание себе добывали, кто как умел. Охотники искали в тайге зверя, но тот ушел далеко в лес, подальше от голода. Read More ......
  6. Взгляни на дом свой, ангел Каждый из живущих на земле – итог бесчисленных сложений: четыре тысячи лет назад на Крите могла начаться любовь, которая закончилась вчера в Техасе. Каждая жизнь – миг, открытый в вечность, говорит Вулф. И вот – Read More ......
Краткое содержание Огненный ангел Брюсов