Что такое пропаганда зож. Пропаганда здорового образа жизни как средство профилактики наркомании среди подрастающего поколения


Здоровый образ жизни – один из самых главных вопросов современного общества. Многочисленные исследования об оптимальных диетах и ведении повседневной жизни каждый раз преподносят людям всё новые и новые варианты корректировки режима дня с целью поддержания здоровья, как физического, так и психологического. Чтобы интерес к данному процессу не угасал, ведётся активная пропаганда здорового образа жизни.

Важность пропаганды здорового образа жизни

Переоценить важность ведения здорового образа жизни просто невозможно, равно как и пропаганду данного действия в современном обществе. Преобладание среди людей пассивного отдыха и времяпрепровождения, в целом, часто становится причиной развития самых разных заболеваний. Некоторые недуги так и характеризуются – болезни малоподвижного образа жизни. К таковым относятся ожирение различной степени, артриты, артрозы, зашлакованность организма, снижение работоспособности, постоянная сонливость и усталость, бессонница, частые ночные кошмары. Вместе с этим повышается и риск возникновения более серьёзных заболеваний, таких как рак, диабет, рассеянный склероз и многое другое.

Малоподвижность несёт опасность, но ещё больший риск представляет для человека неправильное питание. Большое количество забегаловок быстрого питания привлекают людей яркими вывесками, демократичными ценами и шаговой доступностью, но качество еды в этих заведениях чаще всего оставляет желать лучшего. Но и на этом беды современного общества не заканчиваются – в магазине продаются товары, которые редко соответствуют принципам здорового образа жизни. Консерванты, растительные жиры, канцерогены, пищевые синтетические добавки – всё это не только способствует быстрому набору веса, но и ухудшению здоровья человека. Главная опасность в том, что нарушение деятельности организма происходит постепенно, поэтому не сразу можно выявить то или иное отклонение и из-за чего оно происходит.

Ещё один противник здорового образа жизни – компьютеризация. Компьютеры везде, интернет – повсюду. Маленькие и большие, стационарные и переносные – теперь их можно взять куда угодно, что резко изменило отношение многих людей к активному отдыху, заменив его достижениями рекордов не по-настоящему, а в виртуальной среде. И чем дальше, тем больше – новые технологии и открытия часто несут новые риски для нарушения людьми принципов здорового образа жизни. Поэтому очень важно осуществлять пропаганду здорового образа жизни в современном обществе.

Методы пропаганды здорового образа жизни

1. Телевещание. Сегодня по телевизору показывают множество программ про здоровое питание, о физических тренировках, спорте, особенностях заболеваний, их профилактике, о лекарствах, уместности их применения, а также об уловках предприимчивых личностях людей, которые пытаются нажиться на болезнях граждан. Это один из самых эффективных методов пропаганды. С помощью телевещания людям можно подробно рассказать о плюсах и минусах современной медицины, о том, где и как купить качественные продукты, как правильно пользоваться БАДами и нужно ли это вообще. Здесь же можно узнать о спорте, посмотреть соревнования, увлечься, узнать, где находятся профцентры, куда можно записаться.

2. Интернет. Он обладает теми же возможностями, что и телевидение. Минусом, пожалуй, будет то, что помимо очень полезной информации, пропагандирующей здоровый образ жизни, есть множество ложных, неподтверждённых опытом рекомендаций. В интернете человек, так или иначе, натыкается на статьи о здоровом образе жизни, видит рекламу фитнес-центров или БАДов для укрепления здоровья, фотографии с последствиями неправильного образа жизни и многое другое. В качестве целенаправленной пропаганды в интернете создаются профильные страницы, описываются возможности спортивных секций. Через интернет можно записаться в спортивный клуб, связаться с врачом и даже получить бесплатную консультацию о том, как сделать свой образ жизни здоровым.

3. Против вредных привычек. Особое место в пропаганде отводится борьбе против курения, алкоголизма и наркомании. Отказ от этого – основа здорового образа жизни, поэтому встретить на улице сегодня плакат против одной из этих вредных привычек можно достаточно часто. Однако в данном случае пропаганда зависит и от самих людей – сообщая о правонарушениях, связанных с вредными привычками, они также способствуют более широкому распространению информации о здоровом образе жизни.

4. Секции, открытие спортивных клубов. Открытие спортклубов, бассейнов, секций создаётся в основе своей для привлечения молодёжи, детей и поддержания здоровья пожилых людей. Люди среднего возраста, подростки могут найти здесь свою жизненную цель.

Доброго времени суток, дорогие читатели. В данной статье мы поговорим о том, что собой представляет работа по пропоганде ЗОЖ. Вы узнаете определение данного понятия. Выясните, какую цель преследует эта пропаганда. Вам станет известно, какие факторы нужно учитывать, чтоб привнести в свою жизнь здоровое существование.

Суть и предназначение

Упоминая пропагандирование ЗОЖ, мы рассматриваем различные направления, целью которых является прививание правильного отношения к себе, ознакомление людей с минимальными навыками, влияющими на улучшение здоровья.

Значимый способ для формирования здорового общества — обучение каждого индивида правильной жизни, пропагандирование и информирование о значимой роли, отыгрываемой каждым для сохранения своего здоровья и общего благополучия нации.

Пропаганда, направленная на развитие населения нуждается в создании кампании, в которую будут вовлечены различные средства СМИ: радио, печать, телевидение и прочее.

В пропаганде ЗОЖ применяются следующие способы:

  • печатный — включает в себя стенгазеты, информационные листовки, буклеты, различные памятки и брошюрки, статьи;
  • устный – проведение бесед, особых лекций, ознакомительных конференций, является самым эффективным способом;
  • наглядный – рассчитанный на визуальное восприятие;
  • комбинированный – способ пропаганды, включающий совместное влияние на несколько анализаторов.

Основная цель ЗОЖ — улучшение качества здоровья, его сохранение, обеспечение профилактики всевозможных заболеваний.

Пропаганда здорового образа жизни также являет собой приобщение к спорту. СМИ в пропаганде данного образа должно способствовать:

  • появлению у населения интереса к своему совершенствованию с физической точки зрения;
  • раскрытие ценности физкультуры в формировании четкой установки о том, что жизнь должна быть здоровой, что здоровье является излишне ценным для каждого по отдельности и для социума в общем.

Каждый человек хочет быть бодрым, сильным, здоровым, иметь большой запас энергии. Здоровье — это самое большое приобретение в жизни любого индивида.

У подрастающего поколения

Здоровье подрастающего поколения является залогом успешного развития любого общества. Вопрос о формировании, укреплении и сохранении здоровья деток, ребят подросткового возраста, молодежи в целом имеет социальное значение. От подрастающего поколения зависит, будет ли нация здоровой.

В последнее время активно используют метод информирования детей, а также подростков путем создания особых интернет-ресурсов, на которых размещаются информационные материалы с пропагандой ЗОЖ.

Особое место в пропаганде ЗОЖ в жизни молодежи и пожилых людей занимают работники социальной сферы. Их основная задача: работать со своими подопечными по определенным направлениям:

  • индивидуальные беседы и наставление каждого;
  • упоминание про ЗОЖ за общением при переписке;
  • публикация информационных материалов, повествующих о важности ЗОЖ;
  • организация коллективных встреч.

Пропаганда ЗОЖ среди подростков и детей должна иметь профилактический характер. Юному поколению должен предоставляться выбор любого увлечения и своего места в жизни.

Принципы

Следовать и владеть принципам здорового образа означает обладать пониманием того, что вредно, а что полезно для организма, знать, как себя дисциплинировать, подбирать нужный дневной режим, отказываться от определенных продуктов и вредных привычек, тем самым продлевать свою молодость, предотвращать развитие возможных заболеваний.

Применение основных принципов позволяет:

  • жить намного дольше;
  • избегать ряда заболеваний, в том числе старческих;
  • правильно воспитывать свое потомство;
  • не вредить себе, прокладывая жизненный путь.

Давайте рассмотрим, что собой представляют основные принципы здоровой жизни.

  1. Полноценный сон. Крайне важно высыпаться и спать определенные часы. Организм должен успевать восстановиться, ведь нехватка ночного отдыха способна приводить к проблемам с сердцем, повышению давления, изменениям в функционировании органов ЖКТ.
  2. Физическая активность. Важны регулярные занятия спортом. Нельзя не заметить, что в современном мире многие люди проводят большую часть своего времени, сидя перед экраном монитора или за столом, за рулем автомобиля. Когда в жизни человека отсутствует необходимая подвижность, мышцы ослабевают, начинаются проблемы с сердечно-сосудистой системой. Поэтому так важно делать, хотя бы, зарядку, а лучше заниматься в фитнес-центре или в тренажерном зале, или вовсе посвятить себя какому-то виду спорта.
  3. Правильное питание. Тут речь не идет о каких-либо диетах. Важно, чтоб рацион был подобран грамотно. Полноценное питание не являет собой употребление только зелени и пророщенной пшеницы. Важно не переедать, не злоупотреблять едой перед сном, избавиться от фастфудов, газированных напитков и всевозможных чипсов, сухариков, ввести в рацион максимальное количество овощей и фруктов, употребляемых в свежем виде.
  4. Избавление от лишних килограммов. Необходимо понимать, что избыточный вес нарушает работу всего организма. Жир накапливается не только под кожей, но также и во внутренних органах, легких, печени, желудке, сердце. Кроме того, избыточный вес оказывает определенное давление на опорно-двигательный аппарат, вследствие чего могут развиваться патологические процессы в суставах.
  5. Отказ от всевозможных вредных привычек, курения, приема запрещенных препаратов, злоупотребления алкоголем. Нахождение под такими веществами позволяет на время ощутить удовлетворение, но оно иллюзорно. Вредные привычки наносят сокрушительный удар здоровью.
  6. Соблюдение личной гигиены. Важно помнить, что на грязной коже, в неухоженной ротовой полости способны размножаться патогенные микроорганизмы. При соблюдении основных правил гигиены можно предотвратить развитие ряда болезней.
  7. Распорядок. Необходимо рассчитывать время, отводимое на работу, пассивный и активный отдых, полноценный сон. Крайне важно все планировать и строго следовать своему расписанию.
  8. Процедуры закаливания. Медиками было не раз доказано, что индивид, не боящийся холода, сталкивается с болезнями значительно реже.

Теперь вы знаете, что такое пропаганда ЗОЖ. Как видите, основы привития навыков ЗОЖ появляются в жизни детей с самого раннего возраста. Родители стараются привить заботу о себе, своем теле, учебные заведения также отыгрывают немаловажную роль в формирование соответствующих навыков. Помните о том, что здоровье каждого отдельно взятого человека формирует здоровье всего общества.

В связи с государственным курсом, взятым на оздоровление общества, а также с проведением в ближайшие годы в нашей стране крупнейших спортивных соревнований, тема спорта чрезвычайно «возбудила» неких работников СМИ и прикормленных PR-агентств. Причем те и другие мнят себя «специалистами», но со спортом знакомы только по экрану ТВ. Доходит до абсурда, телекомментатор называет дзюдоистов - игроками, а на сайте составленным официальным PR-партнером некой государственной организации отвечающей за развитие спорта, под фотографией с борцами самбо, стоит подпись «дзюдо».

На фоне такой офисной бравады на спортивную тему и унылой пропаганды здорового образа жизни, могущей отпугнуть любого здравомыслящего человека от мысли зайти в спортзал, выкладываю сегодня свою статью по данной тематике, которую я подготовил исходя из собственного 20-летнего опыта спортсмена (с 9-ти летнего возраста), а также работы тренером и спортивным журналистом.


Введение
Еще древние говорили: «В здоровом теле - здоровый дух» (anima sana in corpore sano - лат.). В Древней Греции - колыбели европейской цивилизации, царил культ гармонии, сочетания культурных ценностей и красоты физического тела. Олимпийские игры, которые подарила миру Древняя Греция, были не только спортивными соревнованиями. Помимо атлетов, на Олимпиаду приезжали поэты, ораторы, музыканты и художники, которые также состязались между собой.
Современное понятие гармонии человека подразумевает его разностороннее развитие и общность его интересов с окружающим миром. Американский психолог Абрахам Маслоу составил модель основных потребностей человека, известную как «Пирамида Маслоу». Он разделил их на пять категорий: от низших к высшим: физиологические, потребности в безопасности, социальные, престижные (уважение) и духовные. Совершенно очевидно, что человеку, придерживающемуся здорового образа жизни, намного проще достичь удовлетворения всех вышеназванных потребностей.

Примечательно, что на общее психофизическое состояние человека далеко не последнюю роль, помимо правильного режима, питания и образа жизни, влияют физические упражнения. Известные как гормоны радости и счастья: серотонин и эндорфин, выделяются, в том числе, и при занятиях спортом. Их наличие в организме человека повышает его самооценку и делает его окрыленным. Кроме того, занятия спортом в прямом смысле «сжигают» стресс (который называют болезнью XXI века), улучшают общее самочувствие, мозговую деятельность и очищают организм от шлаков, вызывающих недомогание и болезни.

Не зря же, когда поздравляют человека с очередным юбилеем, ему всегда желают здоровья («Было бы здоровье, остальное приложится») и долгих лет жизни. Активный и здоровый образ жизни способствует достижению обеих этих целей и, зачастую, позволяет достичь ощущения счастья, которое является высшим уровнем определения качества жизни. Перефразируя известную цитату Козьмы Пруткова, завершим наше введение фразой: «Хочешь быть счастливым - веди здоровый образ жизни».

1. Государственные приоритеты
Развал Советского Союза повлек за собой разрушение множества инфрастуктур и, в том числе, по развитию и пропаганде массового и профессионального спорта. В результате, в Российской Федерации стало стремительно уменьшаться количество людей занимающихся спортом и ведущих активный образ жизни, что привело к возникновению целого ряда проблем в масштабе всего государства.

К 2009 году 85% от всего взрослого населения систематически не занималось спортом, среди детей, подростков и молодежи эта цифра составляла 65%. По Данным Минздравсоцразвития России, на тот период, только 14% (!) учащихся старших классов, считались практически здоровыми. Стала резко падать продолжительность жизни среди взрослого населения, возросло количество хронических заболеваний.

Для исправления столь негативной ситуации Правительством РФ в 2009 году была утверждена «Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года». Согласно этой стратегии, были поставлены задачи: к 2015 году увеличить количество взрослых, вовлеченных в занятия спортом и физкультурой, до 30%, а среди детей и молодежи - до 60%. На втором этапе, к в 2020 году, довести эти показатели до 40% и 80% соответственно. Среди комплекса мер, принятых для достижения этих целей, помимо расширения спортивной инфраструктуры, а также множества других задач, немалое значение было уделено и пропаганде здорового образ жизни и занятий спортом.

Между тем, советская модель развития массового спорта, как фундамента для воспитания чемпионов мирового уровня, сейчас взята на вооружение многими странами. Примечательно, что, согласно статистическим данным, из 10 тыс. детей, которые пришли в спортивную секцию, только один становится мастером спорта. Спорт высоких достижений - это пирамида, опирающаяся на массовый спорт.

Как считает чемпион Олимпийских игр (1980) по водному поло Сергей Котенко, спорт должен курироваться государством, его нельзя отдавать на откуп коммерческим структурам. «Спонсоров можно и нужно привлекать, но отдавать им бразды правления спортивными федерациями и клубами не следует», - отмечает Котенко. По его мнению, когда государство вкладывается в массовый спорт и создает бесплатные секции для детей, то в обмен получает здоровое население.


Кроме того, эксперты отмечают, что необходимо помогать молодежи делать первые шаги в правильном направлении. «Нужно привлекать молодых людей и девушек в спортивные секции и на спортивные праздники, чтобы показать им мир спорта во всем его красочном многообразии, - отмечает олимпийская чемпионка (1980) по легкой атлетике Вера Комиссова. - А то ведь как получается, зачастую у молодого поколения, которое давно не посещает спортивные мероприятия, искаженное представление об активном отдыхе и здоровом образе жизни. Дискотеки, бары с танцплощадками пользуются у них успехом, а вот выйти на беговую дорожку зачастую даже в голову не приходит».



Тренер олимпийской сборной по пятиборью (1980 г.) Марк Ракита считает, что нужно обратиться к опыту прошлых лет, когда советское знамя было одним из приоритетных на чемпионских пьедесталах. «Государство должно озаботиться возрождением детско-юношеского спорта и сделать занятия для детей бесплатными, - уверен он. - Нужно внимательно проанализировать опыт СССР по продвижению детского спорта и воссоздать лучшие достижения спортивной системы. Если мы это сумеем сделать, то нас ждет успех!»

2. Международные форумы
Россия как самое крупное государство в мире, занимающее огромную территорию в двух частях света - Европе и Азии, имеет значительное геополитическое влияние на мировой арене, в том числе и в области спорта. Благодаря усилиям Президента, премьер-министра, правительства и министерства спорта туризма и молодежной политики Российской Федерации в нашей стране в ближайшие годы состоятся крупнейшие спортивные форумы мирового уровня, которые привлекут миллионы людей на спортивные площадки и помогут сделать здоровый образ жизни нормой, а не исключением.

В 2009 году, по инициативе Президента РФ Медведева Д.А., был дан старт форуму «Россия - спортивная держава», который прошел в Казани. Это уникальное и единственное в нашей стране мероприятие было призвано консолидировать усилия всех спортивных ведомств, федераций, тренеров, специалистов, врачей, для возрождения спортивных традиций, целенаправленный штурм золотых медалей на мировых чемпионатах и Олимпийских играх, а также развитию массового спорта и физкультуры. Уже в 2010 году форум приобрел статус международного. «На моей памяти, за последние 30 лет это самое масштабное событие в области спорта», - заявил почетный гость форума 2010 года, двукратный чемпион Олимпийских игр (1976, 1980) по вольной борьбе Сослан Андиев.



По итогам мероприятия была принята резолюция, в которой сделан следующий акцент: «Актуальной задачей для всего общества является формирование осознанной потребности заниматься физической культурой, спортом и вести здоровый образ жизни, вырабатываемый с раннего возраста и закрепляемый в семье, в образовательных учреждениях и трудовых коллективах. Количество вовлеченных в активные занятия физической культурой в различных социальных группах, слоях населения, в том числе и среди людей с ограниченными физическими возможностями, является важным показателем улучшения качества жизни, успешности социально-экономического развития страны».

В рамках форума прошли десятки соревнований мирового, европейского и российского уровней, а также был проведен праздник «Московский спорт в Лужниках», который прошел более чем на 50-ти спортивных площадках по самым различным видам спорта - от традиционных до экстремальных. Общее количество участников разных возрастов составило около 300 тысяч, причем детей и молодежи из них было около 60%. В 2011 году форум, прошел в Саранске, а в этом году - в Якутске. Как и ранее, при его проведении устраивались праздничные представления и массовые соревнования, в том числе и по национальным видам спорта.

В следующем году в Казани пройдет XXVII Всемирная летняя Универсиада которая станет первым мульти-спортивным мероприятием для студенчества в истории современной России. Кроме того, вторые Всемирные игры боевых искусств под патронажем Международного олимпийского комитета (МОК) пройдут в 2013 году в Санкт-Петербурге. На первых играх в Пекине (2010 г.) наши спортсмены в упорной борьбе вырвали победу в общекомандном зачете у сборной Китая. Президент РФ Путин В.В., говоря о предстоящих соревнованиях в Санкт-Петербурге, сказал: «Мы будем ждать победы от наших бойцов».



В 2014 году Сочи примет Зимние олимпийские игры, что станет беспрецедентным по своей значимости и масштабу событием. Уже сейчас количество заявок от волонтеров превысило 50-ти тысячный рубеж. А в 2018 году наша страна впервые проведет Чемпионат мира по футболу. Говоря об этих форумах (с легкой руки премьер-министра Медведева Д.А., в СМИ соревнования также стали называть форумами), можно вспомнить небывалый интерес среди населения к спорту во время и после проведения Олимпийских игр в Москве в 1980 году. Безусловно, все предстоящие события станут не менее эффективными для пропаганды здорового образа жизни в РФ.



3. PR-инструменты
Всем хорошо известен олимпийский лозунг: «Главное не победа, а участие». Его впервые произнес епископ Пенсильванский 19 июля 1908 года во время службы в честь участников Олимпийских игр. Эти слова потом часто приписывали барону, инициатору возрождения Олимпийских игр, Пьеру де Кубертену. Но он всего лишь взял их за основу для более полного формулирования идеалов олимпизма: «Главное в Олимпийских Играх - не победа, а участие, подобно тому, как в жизни главное - не победа, а борьба. Главное - не победить, а хорошо сражаться».

Другая цитата Пьера Кубертена: «О спорт! Ты - мир». Первоочередная задача при проведении PR-кампании, привлечь людей далеких от спорта на соревнования, как в качестве зрителей, так и участников массовых состязаний. Показать им мир спорта, его радость, свершения, мотивацию, волю к победе, красочность и путь к самосовершенствованию. Кто впервые воочию наблюдает массовые соревнования (Московский Международный Марафон Мира/ММММ, «Лыжня России» и т.д.), где принимают участие тысячи спортсменов разного уровня подготовки и разных возрастов, заряжаются энергией движения и зачастую потом сами выходят на беговую дорожку или лыжню.



Вопреки распространенному мнению, занятия спортом не всегда требуют значительных денежных затрат. В 2009 году Медведев Д.А. на спортфоруме «Россия - спортивная держава!» поставил задачу, чтобы каждый двор был оборудован спортплощадкой. Пробежки по району, по месту жительства, и занятия на турнике, брусьях и других спортивных снарядах, вполне хватает для поддержания базовой физической формы.

Для пропаганды здорового образа жизни, необходимо использовать все PR-инструменты, описанные в «Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года». Существует и множество других способов привлечения к занятиям физкультурой, в том числе и посредством тематических сообществ в соцсетях, развития корпоративного спорта и т.п. Первоочередной задачей в пропаганде здорового образа жизни является создание соответствующего информационного фона, с которым бы ежедневно соприкасался каждый гражданин РФ.

Заключение
Президент России Путин В.В., награждая победителей и призеров Олимпийских игр в Лондоне 2012 года, назвал результаты соревнований «настоящим успехом». Также глава государства призвал спортсменов ставить самые «амбициозные цели» и лично пропагандировать развитие массового спорта в России. «Мы восхищались мужеством наших единоборцев, порывом легкоатлетов, красотой, которую показали наши команды по синхронному плаванию и художественной гимнастике», - заявил Путин. Он призвал олимпийцев посетить школы в своих регионах и рассказать о своих достижениях и впредь поддерживать на своей малой родине массовый, в том числе студенческий, спорт, «потому что он является питательной базой для спорта высоких достижений». Как известно, лучшее воспитание - собственным примером.

Пропаганда здорового образа жизни должна не только рассказывать о мировых успехах нашей страны в спорте, но и освещать все районные соревнования. Публикация в районной газете группового снимка детской спортивной группы, зачастую мотивирует ребят намного больше, чем фильм о их любимом виде спорта, показанный по телевидению.

Первые шаги в спорте зачастую становятся решающими. И здесь невозможно переоценить роль первого человека, который встречает новичка в спортзале. «Я всегда считал, что главным человеком в спорте является первый тренер, даже не имея великих регалий, потому что он вводит ребенка в мир спорта, учит трудиться и прививает любовь к делу», - сказал президент Федерации спортивной борьбы России Михаил Мамиашвили. С ним согласен главный тренер сборной команды СССР по дзюдо (с 1980 по 1988 гг.) Геннадий Калеткин, который также отмечает острую нехватку молодых тренеров. «Молодые выпускники вузов и факультетов по физической культуре не идут на тренерскую работу из-за низких зарплат, необходимо продумать систему поощрения молодых тренеров, чтобы не потерять талантливые кадры», - отметил Калеткин.


Пропаганда здорового образа жизни должна включать не только агитацию занятиями спортом и физкультурой, но и лекции по соблюдению режима, правильному питанию, распределению физических нагрузок под наблюдением специалиста, а также регулярное прохождение диспансеризации, консультации по проведению активного отдыха и соответствующей экипировке, а также рекомендации по чтению соответствующей литературы.

Главным постулатом в данном направлении должна стать мотивация, концепцию которой можно выразить следующим лозунгом: «Хочешь изменить мир к лучшему? Начни с себя!»

Никита Афанасьев,
спортивный журналист,
Член Союза журналистов Москвы.

Цель пропаганды здорового образа жизни - формирование гигиенического поведения населения, базирующегося на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.

Для реализации этой цели должны быть решены следующие задачи:

Обеспечение необходимой медико-гигиенической информацией о здоровом образе жизни;

Стимулирование деятельности государственных органов и общественных организаций по созданию условий для здорового образа жизни населения;

Вовлечение всех медицинских работников в санитарно-просветительную работу и воспитательную деятельность;

Организация всенародного движения за формирование здорового образа жизни, объединение усилий с национальными движениями такого рода в зарубежных странах.

Санитарное просвещение - это раздел здравоохранения, содержанием которого является гигиеническое обучение и воспитание населения.

Повышение уровня санитарной культуры населения, проведение мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, должны основываться на следующих принципах:

Научность (пропаганда тех сведений и положений, которые являются научным знанием, прочно установленным и утвержденным в науке);

Правдивость и объективность;

Дифференцированность и целенаправленность;

Массовость;

Систематичность и последовательность;

Комплексность (то есть пропаганда здорового образа жизни должна вестись не только медиками, но и психологами, социологами и т.п.);

Связь с жизнью общества, профильность.

Важнейшими направлениями воспитания санитарно-гигиенических навыков, пропаганды санитарно-гигиенических медицинских знаний, формирования здорового образа жизни можно считать следующие:

1. Пропаганда факторов, способствующих сохранению здоровья: гигиена труда, рациональное питание, гигиена отдыха, оптимальный двигательный режим, физкультура и спорт, гигиена супружеских отношений, закаливание, личная гигиена, медико-социальная активность, психогигиена, гигиена окружающей среды.

2. Пропаганда профилактики факторов, пагубно влияющих на здоровье: злоупотребление спиртными напитками, наркотиками; курение, соблюдение некоторых этнических обрядов и привычек, религиозно-культовые отправления.

Формирование здорового образа жизни, в частности, осуществление первичной профилактики, требует совместных усилий государственных, общественных организаций, медицинских учреждений, самого населения. Именно в таком направлении должна действовать государственная комплексная программа по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, разработанная Центром медицинской профилактики и другими научными учреждениями.



Формирование здорового образа жизни - это основное направление первичной профилактики.

Для каждого медицинского работника пропаганда здорового образа жизни является важным и необходима разделом работы, его профессиональной обязанностью.

С 1.01.89 г. реорганизована служба санитарного просвещения и создана служба формирования здорового образа жизни, а Дома санитарного просвещения преобразованы в Центры здоровья, затем в Центры медицинской профилактики.

Пропаганда медицинских знаний бывает трех типов: 1) массовая, 2) групповая, 3) индивидуальная.

Все врачи, фельдшеры, акушерки, медицинские сестры, кроме повседневной индивидуальной санитарно-просветительной работы с больными и посетителями лечебно-профилактических учреждений, должны уделять ежедневно часть рабочего времени массовой и групповой пропаганде медицинских и гигиенических знаний среди населения.

Общую организацию и руководство пропагандой здорового образа жизни и гигиеническим воспитанием населения осуществляет МЗ России, в котором есть отдел профилактики и сектор здорового образа жизни.

В областях и городах имеются Центры медицинской профилактики. Структурная организация центров соответствует их функциям и включает следующие основные отделы: организационно-методический, организационно-пропагандистский, редакционно-издательский и консультационно-оздоровительный.

В Центре медицинской профилактики организованы кабинеты: рационального питания, физической культуры, психогигиены и гигиены умственного труда, гигиены быта, профилактики вредных для здоровья привычек, семейных отношений, генетики (брака и семьи), профессионального ориентирования, релаксации (аутотренинга), а также фитологический кабинет.

В составе территориальных поликлиник, поликлинических отделений центральных районных (городских) больниц, медико-санитарных частей организуется отделение (кабинет) медицинской профилактики.

Организационно-методическое руководство деятельностью отделения осуществляет Центр медицинской профилактики совместно с главным врачом лечебно-профилактического учреждения.

Отделение возглавляет врач (фельдшер), имеющий соответствующую подготовку в области медицинской профилактики (желательно на базе Академии постдипломного образования или на курсах в Центре медицинской профилактики) и обладающий организаторскими способностями.

Заведующий отделением непосредственно подчинен главному врачу лечебно-профилактического учреждения.

Основные задачи отделения (кабинета) медицинской профилактики

1. Обеспечение взаимодействия лечебно-профилактического учреждения с территориальным Центром медицинской профилактики.

2. Организационно-методическое обеспечение деятельности медицинских работников лечебно-профилактического учреждения по выявлению факторов риска, коррекции образа жизни, пропаганда медицинских и гигиенических знаний и здорового образа жизни.

3. Осуществление информационного обеспечения специалистов и различных групп населения по вопросам охраны здоровья, в том числе и через средства массовой информации.

4. Изучение и оценка знаний вопросов профилактики и здорового образа жизни у прикрепленного населения в соответствий с характером и особенностями работы различных отделений и кабинетов лечебно-профилактического учреждения.

5. Внедрение научно обоснованных мероприятий по первичной и вторичной профилактике заболеваний, медицинских проблем формирования здоровья, гигиеническому обучению и воспитанию населения с учетом показателей заболеваемости прикрепленного контингента.

6. Координация и обеспечение консультативно-оздоровительной деятельности по вопросам сохранения и укрепления здоровья прикрепленного населения.

7. Организация, контроль и анализ деятельности медицинских работников лечебно-профилактического учреждения по вопросам сохранения и укрепления здоровья, снижения преждевременной смертности и выхода на инвалидность, по выявлению факторов риска, коррекции образа жизни, пропаганде медицинских и гигиенических знаний.

В соответствии с основными задачами отделение (кабинет) медицинской профилактики:

Осуществляет взаимодействие с Центром медицинской профилактики по вопросам:

Подготовки сотрудников ЛПУ по разделу здорового образа жизни и гигиенического обучения и воспитания, а также усовершенствования знаний и внедрения новых методов профилактики заболеваний;

Приобретения и распространения инструктивно-методических документов по сохранению и укреплению здоровья, наглядных пособий санитарно-просветительного характера (включая видеофильмы) среди работников и населения (организованного и неорганизованного);

Организации и проведения акций профилактической направленности среди прикрепленного населения;

Создания банка санпросветлитературы, лекций, бесед, статей медицинского профиля из периодической печати и т.д. для использования в работе;

Внедрения новых методов профилактической направленности в деятельность ЛПУ при работе о населением;

Организации лекториев, школ, семинаров для различных групп населения по вопросам охраны здоровья;

Рецензирования текстов лекций, бесед, викторин и др. материалов, подготовленных работниками ЛПУ. Проводит работу с сотрудниками ЛПУ:

Обобщает индивидуальные планы работы по вопросам, входящим в задачи отделения (кабинета) медицинской профилактики;

Оказывает организационно-методическую и консультативную помощь при подготовке радиопередач, лекций, бесед и т.д.;

Контролирует и анализирует деятельность медицинских работников с населением по разделу гигиенического обучения, воспитания, сохранения и укрепления здоровья;

Принимает отчеты о проделанной работе, составляет сводный статистический отчет по ЛПУ, результаты доводит до сведения главного врача;

Сдает годовой отчет в Центр медицинской профилактики в установленные сроки.

Проводит работу с пациентами лечебно-профилактического учреждения:

Инструментальные исследования (антропометрия, измерение артериального давления, взвешивание и пр.);

Сбор анамнестических данных для выявления факторов риска, а также тестирование;

Организует учет профилактических осмотров, а также осуществляет учет и контроль за проведением профилактических прививок;

Разъясняет целесообразность проведения прививочной кампании;

Организует лектории, школы, семинары для различных групп населения по вопросам охраны, сохранения и укрепления здоровья, обеспечивает их проведение как в организационно-методическом плане, так и санитарно-просветительной литературе.

В центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора санитарно-просветительную работу по вопросам гигиены и эпидемиологии проводит каждый медицинский работник. Ответственный за этот раздел работы (врач или средний медицинский работник) осуществляет организующую, координирующую и контролирующую функции в области пропаганды здорового образа жизни, гигиенического обучения и воспитания населения.

Медицинские работники должны квалифицированно использовать все доступные и необходимые методы и средства гигиенического обучения и воспитания. Под словом «методы» в данном случае понимают три основных способа ведения пропаганды: устный, печатный, изобразительный (наглядный) и их комбинации, и соответственно обозначают: метод устной пропаганды, метод печатной пропаганды и т.д.

Термин «средства» (или формы) объединяет всю совокупность конкретных приемов ведения работы, инструментарий (публикации в печати, кинодемонстрации, плакаты и пр.), используемый в процессе массового, группового и индивидуального воздействия на население. Они входят в состав каждого из методов, отражая главную его характерную особенность.

К средствам метода устной пропаганды относятся: популярная лекция (эпизодическая, цикловая), агитационно-информационное выступление, беседа (групповая, индивидуальная), вечер (час) вопросов и ответов, дискуссия, викторина, конференция, занятие (курсовое, кружковое), инструктаж вводный. Таким образом, к средствам устной пропаганды относятся средства, при использовании которых имеется непосредственный контакт с аудиторией (лекция, беседа, вечер вопросов и ответов, диспут, агитационные или информационное выступления) и средства, при использовании которых непосредственный контакт с аудиторией отсутствует (радио выступление, выступления по телевидению, запись выступлений, лекций на пленке, пластинке).

Лекция - наиболее распространенное средство устной пропаганды, освещающее какую-либо одну тему, один вопрос в определенный отрезок времени, имеющее форму монолога. Лекция состоит из трех частей: введения, изложения основного материала и заключения.

Беседа - эффективное средство устной пропаганды. Позволяет установить тесный контакт с аудиторией за счет небольшого числа участников (до 25-30 человек). В процессе беседы в обсуждение темы вовлекается возможно большее число слушателей.

Вечер вопросов и ответов - это та же беседа, но здесь задает вопросы аудитория, а ведущий отвечает. Успешное проведение вечера зависит от степени подготовленности ведущего. Вопросы либо собираются заранее, либо задаются на самом вечере.

Дискуссия - активная проработка темы в достаточно подготовленной группе. Может быть проведена кружковая подготовка с аудиторией, интересующейся отдельными вопросами. Она предполагает углубленное изучение материала на определенную тему.

Гигиеническое обучение и воспитание населения осуществляются также по средством программ на центральном и местном радиовещании и телевидении (это лекции, беседы, выступления, час «вопросов и ответов» и т.д.). Такие передачи, как правило, проходят в определенные дни и часы.

Метод устной пропаганды является одним из ведущих и наиболее эффективным методом пропаганды здорового образа жизни. Это самый популярный, экономичный, простой и доступный в организационном отношении метод.

Метод печатной пропаганды включает средства: брошюра, буклет, бюллетень, журнал, календарь, статья, книга, листовка, лозунг, памятка, стенная газета.

Метод печатной пропаганды предоставляет большие возможности для пропаганды санитарно-гигиенических знаний, методов индивидуальной и групповой профилактики заболеваний, оздоровления окружающей среды и т.д. среди широких слоев населения. Данный метод делится на две основные группы:

а) средства печатной пропаганды, создаваемые силами собственного коллектива медицинских работников (рукописные лозунги, доски вопросов и ответов, санитарные стенные газеты, санитарные бюллетени, статьи и заметки в периодических изданиях);

б) печатная продукция (печатный лозунг, брошюра, памятка, листовка, газетные и журнальные публикации).

Среди многих ценных качеств средств метода печатной пропаганды наиболее важными являются: а) большой тираж печатных изданий; б) охват широких слоев населения; в) возможность неоднократного прочитывания, способствующего лучшему усвоению; г) точность изложения.

Наиболее простое средство печатной информации - лозунг. Это призыв выполнять те или иные советы с ярким и лаконичным текстом, выразительно освещающим самую суть проблемы.

Листовка - рассчитана на широкий круг читателей, имеет ярко выраженный агитационный характер.

Памятка - научно популярная книжка, к ней предъявляются те же требования, что и к лекции. На промышленных предприятиях большим успехом пользуются передвижные цеховые библиотечки, составленные из брошюр на медицинские темы.

Доска вопросов и ответов - состоит из вопросов читателей н ответов врачей-специалистов. При доске должен быть специальный ящик для вопросов. Ответы даются краткие, научно подготовленные.

Санитарная стенная газета - выпускается в лечебно-профилактических учреждениях, в медсанчастях промышленных предприятий, школах и др. учебных заведениях.

Санитарный бюллетень - выпускается в любых учреждениях медицинскими работниками и санитарной общественностью. Он должен быть хорошо оформлен, к нему предъявляются следующие требования: красочность, привлекательность, броскость, конкретность темы, интересное содержание.

Метод изобразительной (наглядной) пропаганды включает в себя:

1) плоскостные средства: плакат, рисунок, схема, чертеж, план, диаграмма, картограмма, фотография, фотолитовыставка, слайд крупномасштабный, слайд-серия, диапозитив (серия для секции), диафильм, кинофильм, видеофильм;

2) объемные средства: муляж, макет, модель, фантом, диарама, скульптура, чучело;

3) натуральные объекты (используемые как наглядные пособия и как экспонаты для выставок): макропрепарат, микропрепарат, образец (растительного, животного мира, изделия, продукты и др.);

4) комбинированные средства: вагон-выставка, праздник здоровья, театр, кукольный театр, агитбригады;

5) технические средства пропаганды: фильмоскоп, киноаппарат, эпидиаскоп, магнитофон, видеомагнитофон, проигрыватель, озвученные диапозитивы.

Наглядный метод - самый многообразный по числу входящих в него средств.

Натуральные объекты - наиболее действенное средство в силу его достоверности, К таким объектам относятся: микроскопические препараты, макроскопические и натуральные объекты, предметы ухода за ребенком, наборы витаминных препаратов, средства для оказания первой помощи и др.

Если нет возможности демонстрировать натуральные объекты, используют их воспроизведения - объемные и плоскостные. К объемным воспроизведениям относятся: муляж (отличается большей точностью воспроизведения); модель (воспроизводит объект в измененном, уменьшенном или увеличенном виде); макет (приближенное воспроизведение натуры); скульптура, барельеф, горельеф (используются для музейного оформления).

К плоскостным изобразительным средствам относятся плакаты (средства агитации с ярким рисунком и кратким текстом). Основными требованиями к содержанию плаката являются: актуальность тематики, ее социально-значимый характер, злободневность, важность для предполагаемой аудитории. Различают три основных типа сюжета: положительный, отрицательный, двойной.

Требования к тексту плаката: 1) доходчивость (краткость, удачная лексико-синтаксическая структура, смысловая точность, смысловая связь изображения и текста); 2) выразительность (применение изобразительно-выразительных средств языка).

В гигиеническом обучении и воспитании может быть использован также комбинированный метод массовой информация, когда происходят одновременное воздействие слухового и сильного зрительного раздражения для хорошего восприятия аудиторией. Используются театральные постановки (например, кукольный театр), кинофильмы (санитарно-просветительные фильмы), эстрада, телевидение и т.п.


Глава 27 УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИИ В ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

Профессиональные союзы (профсоюзы)

Среди различных общественных организаций, задействованных в охране здоровья населения, особое место занимают профессиональные союзы (профсоюзы).

Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Выделяют разные типы профессиональных союзов:

- первичная профсоюзная организация - добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза;

- общероссийский профсоюз - добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности;

- общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов - добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации;

- межрегиональный профсоюз - добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;

- межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов - добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;

- территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов - добровольное объединение организаций профсоюзов, действующее, как правило, на территории одного субъекта Российской Федерации либо на территории города или района;

- территориальная организация профсоюза - добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации, либо на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, либо на территории города или района.

Необходимо отметить, что профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.

Основные права профсоюзных организаций в России регламентируется специальным Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ФЗ № 10 от 12 января 1996 года в ред. от 24.01.2002 №3-П).

Ниже представлены основные права и задачи профсоюзов.

1. Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников.

Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.

1.1. Проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций).

Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.

Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.

1.2. Системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавливаются работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями) по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах, соглашениях.

1.3. Профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав.

2. Право профсоюзов на содействие занятости.

Профсоюзы вправе принимать участие в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации, осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости.

3. Право профсоюзов, первичных профсоюзных организаций на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением.

Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников в соответствии с федеральным законом.

Первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений. В случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения, первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с федеральным законом.

4. Право профсоюзов на участие в урегулировании коллективных трудовых споров.

Профсоюзы вправе участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, имеют право на организацию и проведение в соответствии с федеральным законом забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников.

5. Право профсоюзов на информацию.

5.1. Для осуществления своей деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам.

5.2. Профсоюзы имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определяемом договорами с их учредителями, а также могут быть учредителями средств массовой информации в соответствии с федеральным законом.

6. Право профсоюзов на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров.

Профсоюзы вправе создавать образовательные и научно-исследовательские учреждения, осуществлять подготовку, переподготовку, повышение квалификации профсоюзных кадров и обучение профсоюзных работников и членов профсоюза.


7. Право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде.

Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также подругам социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.

8. Права профсоюзов в области охраны труда и окружающей природной среды.

Профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей природной среды в соответствии с федеральным законодательством.

В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы в организации, профсоюзные инспектора по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер.

9. Другие права профсоюзов.

9.1. Профсоюзы вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

9.2. Профсоюзы имеют равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов, а также имеют право на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов. Уставы (положения) этих фондов утверждаются по согласованию с общероссийскими объединениями (ассоциациями) профсоюзов либо с соответствующими общероссийскими профсоюзами.

9.3. Профсоюзы осуществляют организацию и проведение оздоровительных мероприятий среди членов профсоюза и их семей. Размеры средств на эти цели определяются органом управления (правлением) Фонда социального страхования Российской Федерации по представлению соответствующих профсоюзов.

9.4. Профсоюзы вправе осуществлять взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями (союзами, ассоциациями) и организациями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.

Одним из приоритетов современной государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения Российской Федерации и усиления пропаганды здорового образа жизни.

Под пропагандой здорового образа жизни понимают широкий спектр деятельности - от просветительских и выездных программ работы с населением до использования средств массовой информации - деятельности, направленной на то, чтобы люди ответственнее относились к своему здоровью и располагали необходимой информацией для его сохранения и укрепления.

Важный метод укрепления здоровья населения - это обучение граждан здоровому образу жизни, пропаганда и информирование их о той важной роли, которую каждый человек играет в сохранении собственного здоровья и благополучия общества. Поэтому пропаганда формирования здорового образа жизни населения требует создания массированной информационно-пропагандистской кампании с использованием широкого спектра разнообразных средств, с широким использованием средств массовой информации - печати, радио, телевидения и др.

При пропаганде здорового образа жизни используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды:

Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Он включает лекции, беседы, дискуссии, конференции, викторины;

Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения. Он включает статьи, листовки, памятки, стенные газеты, буклеты, брошюры и т.п.;

Наглядный метод - самый многообразный по числу входящих в него средств. Их можно разделить на 2 группы: натуральные объекты и изобразительные средства (объемные и плоскостные);

Комбинированной метод - метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы.

Залогом успешного развития нашего общества является здоровье подрастающего поколения. Вопрос формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, подростков, учащейся молодежи имеет особую социальную значимость, так как от этой категории населения зависит здоровье нации.

В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Важность такой ориентации очень высока, поскольку по статистическим данным лишь 16% всего населения здоровы, 50% имеют функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья, 34% - хроническую патологию.

Основы по привитию навыков здорового образа жизни закладываются в детском и подростковом возрасте. Поэтому пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков необходимо уделять особое внимание и осуществлять целенаправленное просвещение, как детей, так и их родителей.

Учебные заведения, являясь интеллектуальными, культурными, образовательными центрами, играют важную роль в формировании здоровья участников образовательного процесса, в обучении и воспитании навыков ЗОЖ, в увеличении трудового потенциала общества в целом.

В пропаганде используются традиционные методы - это лекции, беседы, круглые столы, дискуссии, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, организуются семинары, конференции по вопросам здорового образа жизни.

Особое место в пропаганде здорового образа жизни среди детей, подростков и пожилых людей принадлежит работникам социальной сферы, а их основной задачей является правильный выбор форм и направлений данной работы. Пропаганда осуществляется по следующим направлениям:

Индивидуальная работа с подопечными;

Организация групповых встреч в коллективах;

Пропаганда здорового образа жизни при переписке и компьютерном общении;

Публикация информации о здоровом образе жизни в печати и другие формы.

Так, по данным опроса в г. Красноярске из 150 опрошенных пенсионеров, 143 респондента отметили необходимость пропаганды здорового образа жизни среди лиц пенсионного возраста. При этом они указывали на необходимость проведения данной работы среди школьников, подростков и молодых семейных пар.

Формы работы можно расширить путем организации школ здорового образа жизни в образовательных учреждениях, вузах, средних учебных заведениях и даже в поликлиниках, стационарах.

Наиболее эффективной формой работы 43% опрошенных считают индивидуальную работу работника социальной сферы с клиентом, причем по инициативе последнего. На втором месте по эффективности респонденты отметили публикации информации о здоровом образе жизни в печати (27%) и на третьем месте пропаганда при переписке и компьютерном общении (14%) с клиентами. Самой низкой эффективностью характеризуется групповая встреча в коллективах (лишь 9%), когда многие клиенты настроены на другие формы работы и особого интереса к обсуждаемой проблеме не проявляют.

Пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков должна носить профилактический характер: предлагать альтернативу, возможность выбора своего места в жизни; заинтересовать разнообразными увлечениями.

Важно, чтобы подростки поняли, что в реальной жизни есть очень много увлекательного и интересного. Это - занятие спортом, увлечение музыкой и т.д. Работа должна вестись в тесном сотрудничестве с образовательными учреждениями.

Наиболее приемлемые формы работы - беседы, книжные выставки, просмотры, обзоры, уроки здоровья, часы размышлений и др.

В последнее время идет активный поиск донесения информации до детей и подростков через создание интернет-сайтов, где размещаются информационные материалы, пропагандирующие здоровый образ жизни.

Ежегодно в апреле проводится Всемирный День здоровья. В рамках этого дня в школах проводятся общешкольные линейки, посвященные Единому Дню Здоровья, а также классные часы на тему «Здоровый образ жизни», основная тематика которых: «Скажи нет наркотикам», «Я выбираю жизнь», «Научись себя беречь», «Мифы и правда об алкоголе», «Приятного аппетита», «Правила гигиены», «Инфекционные заболевания и их профилактика», «Что делает человека здоровым и счастливым» и другие.

В настоящее время ощущаются острая потребность в увеличении количества телевизионных программ, необходимость создания в системе телерадиовещания канала, доступного широкой зрительской аудитории, производства видеороликов, фильмов, телепрограмм и телепередач, печатных и интернет-материалов информационно-образовательного характера, направленных на формирование у детей, подростков и молодежи потребности в занятиях спортом и здоровом образе жизни, выработку социально-психологического иммунитета к употреблению наркотических средств, адекватному отношению к агрессивной рекламе.

Средства массовой информации в пропаганде ЗОЖ должны убедительно показывать значение физической культуры и спорта в воспитании населения, профилактике болезней, продлении активного долголетия, борьбе с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, другими негативными явлениями и способствовать:

Повышению у людей интереса к физическому совершенствованию, раскрытию ценности физической культуры;

Популяризации самостоятельных занятий с широким использованием природных факторов;

Формированию в массовом сознании понимания жизненной необходимости здорового образа жизни.

Проблема здоровья студентов также является особенно актуальной в характерных для текущего периода сложных экономических условиях. Эта группа населения относится к группе повышенного риска, т.к. на непростые возрастные проблемы: адаптационные, физиологические и анатомические изменения, связанные с процессом созревания, высокая психоэмоциональная нагрузка, приспособление к новым условиям проживания и обучения, формирование межличностных взаимоотношений вне семьи; кроме того накладывается негативное влияние кризиса практически всех сфер общества и государства.

Здоровье молодого поколения сегодня напрямую связано не только с состоянием общественного здравоохранения, но и с самим образом жизни людей. В связи с этим определены основные задачи и цели государства: многоуровневый подход к организации профилактических мероприятий, изменение образа жизни, разработка и реализация образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья подростков и молодежи, формирование у каждого из них активной мотивации к укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих.

Одним из направлений работы по формированию здорового образа жизни студенческой молодежи является участие в реализации программы по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний раздел «Диспансеризация и оздоровление студентов, имеющих факторы риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний», которые являются одними из наиболее распространенных в мире и занимают ведущее место среди причин смерти.

По данным профилактического осмотра студентов 1 курса Красноярского государственного Педагогического университета им.В.П.Астафьева в 2010 г. 10-12% имеют те или иные сердечно-сосудистые заболевания (85-90% из которых с пограничной гипертензией, 2-3% с заболеваниями эндокринной системы).

И уровень факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний среди студентов достаточно высок: распространенность курения составляет более 25%, алкогольные напитки употребляют более 60% ,а число студентов, проявляющих активную физическую деятельность не более 25%. Кроме того, юноши и девушки все чаще подвергаются стрессовым ситуациям.

В тоже время большинство студентов считает, что за свое здоровье отвечают они сами, готовы и хотят получать информацию по формированию здорового образа жизни.

Студенты понимают, что без активного и созидательного отношения человека к своему здоровью и здоровью других людей, без формирования у каждого привычки и стремления к здоровому образу жизни, без активного участия населения в проведении санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий, надеяться на успех в охране и укреплении индивидуального и общественного здоровья нельзя. Только хорошо организованная пропаганда соответствующих знаний способствует снижению заболеваний, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.

Улучшение здоровья студенческой молодежи посредством проведения качественной профилактической работы, направленной на формирование здорового образа жизни.

Приоритетной в формировании здорового образа жизни должна стать роль различных государственных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья студентов, создание активной жизненной позиции в сохранении собственного и общественного здоровья.

Так, с целью пропаганды ЗОЖ Министерством здравоохранения и социального развития РФ в рамках реализации государственной коммуникационной программы по формированию здорового образа жизни среди населения РФ объявлен Всероссийский конкурс проектов по здоровому образу жизни «Здоровая Россия».

Конкурс проводится с целью содействия формированию и распространению (продвижению) приоритетов здорового образа жизни среди населения РФ.

Задачи конкурса - поддержка инициатив, содействующих

Формированию и продвижению приоритетов здорового образа жизни;

Обобщение и распространение лучшего опыта, практик и стандартов формирования здорового образа жизни;

Формирование механизмов, объединяющих усилия государства, муниципалитетов, НКО, граждан, бизнеса и СМИ для решения задач здорового образа жизни.

Таким образом, пропаганда и формирование здорового образа жизни включает:

Создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии и возможностях снижения всех негативных факторов на здоровье;

Привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

Обязательным условием эффективности этой работы являются ее целенаправленность, плановость и непрерывность проведения.

Большое значение в основе формирования здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры. Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения.

Как видим, пропаганда здорового образа жизни - очень важная и ответственная социально-педагогическая задача.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.

Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды; позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.