Тема: Многочленное сложное предложение.


ВОПРОС. Многочленные ССП с различными видами отношений.

Многочленным называется предложение, состоящее из 3 и более предикативных единиц.

Другие термины – многокомпонентное, полипредикативное, усложненное.

Многочленное ССП - ________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Такие предложения могут быть однородного и неоднородного состава, открытой и закрытой структуры.

Многочленные ССП однородного состава открытой структуры состоят из частей, грамматически и по смыслу равноправных, поэтому в таких предложениях не выделяются структурно-семантические блоки. В таких предложениях реализуются значения одновременности, следования, чередования, взаимоисключения:

Осинник зябкий, да речушка узкая, да синий бор, да желтые поля (Сурк).

Если же многочленное предложение неоднородного состава закрытой структуры , то возможно выделение структурно-семантических блоков (предложение сгруппированной структуры):

С утра был туман, но к завтраку погода разгулялась, и солнце блестело на только что распустившейся листве… (Л.Толстой).

1. Вопрос о границах сложносочиненных предложений решается по-разному: предложения с однородными сказуемыми, особенно со сказуемыми глагольного типа некоторые ученые относят к сложносочиненным (В.А. Белошапкова, «Русская грамматика – 80». Такие предложения в «Русской грамматике-80» рассматриваются как ССП моносубъектного типа).

В пособии Е.И. Дибровой такие предложения рассматриваются в зоне переходности между простыми и ССП. При этом близки к ССП такие, в которых сказуемые имеют разное грамматическое оформление, если различаются модальные и видо-временные планы сказуемых, если каждое сказуемое имеет свою группу распространителей: Она ездила смело, ловко и в своей длинной синей амазонке с черной шляпой на голове была прекрасна (Пассек).

2. Сложные предложения, предикативные части которых соединяются пояснительными союзами то есть, а именно , рассматриваются отдельными учеными в составе сложноподчиненных предложений (Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка, М., 1978; Современный русский язык / Под ред. Е.М. Галкиной-Федорук, ч. II, М., 1964).

ЛЕКЦИЯ № 3. СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (СПП),

ИХ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

ПЛАН

1. Определение сложноподчиненного предложения (СПП), его дифференциальные признаки.

2. Средства связи предикативных частей.

3. Типы позиций придаточных частей; гибкие и негибкие структуры.

4. Несвободные модели сложноподчиненных предложений.

Литература:

1. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – М., 1987.

2. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. - М., 1981.

3. Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис. - М., 2003.

4. Современный русский язык. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. В 2 ч. Ч. 2 - М., 2001.

5. Современный русский язык / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; под ред. П.А. Леканта. – М., 2007.

6. Московкина Р.А. О разграничении союзов и союзных слов // Русский язык в школе. - 1966. - № 7. Панов Б.Т. Обучение навыкам различения союзов и союзных слов // Русский язык в школе. - 1977. - № 6.


Анализ многочленных сложносочиненных предложения и многочленных сложных бессоюзных предложений имеет много общего в структурносемантическом плане и проводится по единой схеме. При этом учитываются:
  1. однородность/ неоднородность состава бессоюзных сложных и сложносочиненных предложений, определяющая степень «спаянности», связанности предикативных частей в составе целого и возможность их группировки; 2) сгруппированность / несгруппированность структуры предложений; 3) наличие уровней членения в многочленных предложениях сгруппиванной структуры.
Многочленные сложносочиненные предложения и многочленные сложные бессоюзные предложений однородного состава характеризуются открытостью структуры и равноправием их предикативных частей в семантическом плане. Это препятствует объединению их в структурносемантические компоненты и исключает иерархический характер строения предложения. Предикативные части таких предложений отражают разные стороны одной и той же ситуации, сближение или объединение их говорящим носит объективный или субъективный характер. Т.о, многочленные сложносочиненные предложения и многочленные сложные бессоюзные предложения однородного состава имеют несгруппированную структуру. Они обычно используются для описания лица, природы, субъективной оценки определенной ситуации.
Однако, как правило, в многочленных сложносочиненных предложениях и многочленных бессоюзных сложных предложениях неоднородного состава появляется новое свойство, присущее всем сгруппированным предложениям многочленной структуры, а именно способность предикативных частей к объединению, связанному с образованием структурно-семантических компонентов. В результате этого в структуре таких предложений устанавливаются уровни членения.
Группировка предикативных частей облегчает восприятие многочленных предложений слушающим и отражает намерение автора подчеркнуть особенно тесную связь отражаемых в компонентах предложения ситуаций.
Компоненты предложений сгруппированной структуры могут связываться при помощи союзов разных групп, синтаксически специализированных элементов, анафорических местоимений, повторов, различных лексических средств.
При синтаксической характеристике многочленных сложносочиненных предложений необходимо отражать способ и средства синтаксической связи
Н-р, [Стихия таланта, заложенного в человеке, должна найти свое единственно правильное русло], или, [может быть, сам человек усилиями воли, поисками, трудом должен прокопать это русло], и [ тогда жизнь принесет радость творческих удач, удовлетворение и мудрое спокойствие]
Характеристика: повествовательное, невосклицательное, сложное, максимальной структуры, состоит из трех предикативных частей, МЧ ССП, по- лисубъектное, средства связи - разделительный сочинительный союз или и соединительный союз и, открытой структуры, между первой и второй предикативными частями грамматическое значение - разделительные отношения (взаимоисключение), между второй и третьей частями - соединительные отношения (последовательность).
Схема
[ ===== к или [ ===== ] и [ ===== ].
Н -р, [Обязанности распределялись так]: [я тянул лошадь под уздцы], [Коля правил], [Николай понукал кнутом].
Характеристика: повествовательное, невосклицательное, сложное, максимальной структуры, из четырех предикативных частей, полисубъектное, бессоюзное, МЧ БСП, причем
  1. между первой и второй, третьей и четвертой предикативными частями имеют место разнотипные отношения, раскрытие содержание первой части, пояснение;
  2. между второй, третьей и четвертой - однотипные отношения, перечисление, одновременности.
Схема:
[====]: [====]gt; [_ =],[_ ===]¦
  1. Многочленные сложноподчиненные предложения, их разновидности: с последовательным подчинением, параллельным соподчинением
(однородным и неоднородным, одночленным и разночленным)
По характеру связи придаточных частей друг с другом и с единственной для них главной частью различают следующие виды подчинения в многочленном сложноподчиненном предложении:
  1. Многочленное сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных частей;
  2. Многочленное сложноподчиненное предложение с неоднородным подчинением придаточных частей:
  • с последовательным подчинением;
  • с параллельным подчинением.
Однородные придаточные части в многочленном сложноподчиненном предложении имеют много общих черт с однородными членами предложения (неслучайно и совпадение в терминировании).
Многочленные сложноподчиненные предложения с однородным подчинением придаточных частей характеризуются следующим:
  1. Придаточные части однофункциональны, т.е. одного вида.
  2. Чаще употребляются с одними и теми же средствами связи;
  3. Односоотнесены с главной частью, т.е. одинаково относятся к одному и тому же слову или словосочетанию в главной части при их нерасчле- ненности или же ко всей главной части при их расчлененности;
  4. Между придаточными частями - сочинительная связь, которая может быть выражена с помощью сочинительных союзов или интонационно. При однородных придаточных частях в МЧ СПП действуют те же пунктуационные правила, что и при однородных членах предложения.
Ср.: Я верю тебе и друзьям.
[Язнаю], (что скоро сессия) и (нам предстоит сдавать синтаксис).
Ср.: Я прочитал «Евгения Онегина», «Капитанскую дочку».
[ Я узнал], (что такое любовь), (что такое предательство).
  1. Сочинительные союзы могут не повторяться (быть пропущены) при второй и последующих придаточных частях.
Очень часто такие структуры путают с МЧ СП с различными видами
связи.
Многочленные сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением придаточных частей характеризуются следующим:
  1. Между главной и придаточными частями в многочленных сложноподчиненных предложениях с последовательным подчинением придаточных частей - цепная зависимость: первая придаточная часть относится к главной части, вторая придаточная часть - к первой и т.д.
Н-р, [ Я знаю], (что стерплю все), (если хватит сил).
  1. Придаточные части чаще разнофункциональны, т.е. разного вида.
  2. Пропуск подчинительных союзов и союзных слов невозможен.
  3. Вторая придаточная часть может находиться в интерпозиции по отношению к первой придаточной части.
Н-р, [Бригадир сообщил], (что (если погода не улучшится), то о рыбалке нечего и думать).
[Бригадир сообщил], (что, (если погода не улучшится), о рыбалке нечего и думать).
Многочленные сложноподчиненные предложения с параллельным подчинением придаточных частей характеризуются следующим:
  1. Главная часть в многочленном сложноподчиненном предложении с параллельным подчинением придаточных частей чаще находится между придаточными частями (не в интерпозиции).
  2. Придаточные части могут быть разнофункциональны и однофункциональны, но при однофункциональности придаточные разносоотнесены с главной частью: относятся к разным словам, н-р, при однотипных нерасчле- ненных придаточных.
Н-р, [Мы там, (где нас ждут), и там], (где нам рады). (Если хочешь), [приходи], (когда позовут).
Иногда в многочленных сложноподчиненных предложениях возможно употребление нескольких видов подчинения придаточных частей одновременно. Это комбинированное подчинение придаточных.
Н-р, (Если я знаю), (что знаю мало), [то добьюсь того], (чтобы знать больше).
Возможно еще и многочленное сложное предложение с различными видами связи. При синтаксическом разборе такого предложения характеризуется каждый вид связи, который встречается между предикативными частями.

Термином «многочленные сложные предложения » обозна­чаются разнообразные конструкции, имеющие два общих признака:

а) число предикативных частей более двух;

б) раз­ные виды связи.

Этими признаками они отличаются не только от элементарных сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных сложных предложений, но и от их усложненных модификаций.

Например:

Дверь в сенцы была отворена, но чувствовалось, что дом пуст (Б.) - сочинение и подчине­ние;

И в пыли, рябой от пота, фронтовой смеялся люд: хоро­шо идёт пехота, раз колёса отстают (Тв.) - бессоюзие и подчинение;

Пьеру все были рады; все желали видеть его, и все расспрашивали его про то, что он видел (Л. Т.) - бес­союзие, сочинение и подчинение

При комбинировании различных видов связи один являет­ся доминирующим.

Например:

Грохот и треск несся с окружных гор; задымились лесные опушки, и нельзя было понять, как это ещё жив здесь хоть один человек (А. Т.) - бессоюзие;

Казаки были разбиты, но Кожух не трогался с места, хотя надо было выступать во что бы то ни стало (А. С.) - сочинение

С учетом этого многочленное сложное предложение характеризуется и именуется по доминирующей связи, например: бессоюзное сложное с сочинением и подчи­нением, сложносочиненное с подчинением.

Конечно, такая схематичная характеристика не исчерпы­вает анализа многочленного сложного предложения, который должен включать и установление видов отношений при сочи­нении, подчинении, бессоюзии, и определение средств связи, и указание видов придаточных, и вывод об иерархии подчине­ния при наличии нескольких придаточных.

Контрольные вопросы для закрепления материала

1. Что собой представляет сложное предложение?

2. На какие структурные типы делится сложное предложение?

3. На какие структурно-семантических подтипа делятся союзные сложные предложения?

4. Что собой представляет сложносочиненное предложение?

5. На какие виды по семантико-грамматическому значению делятся сложносочиненные предложения?

6. Расскажите о соединительных предложениях. Приведите примеры.

7. Расскажите о противителдьных предложениях. Приведите примеры.

8. Расскажите о разделительных предложениях. Приведите примеры.

9. Расскажите о присоединительных предложениях. Приведите примеры.

10. Расскажите о предложениях с усложненной структуры. Приведите примеры.

11. Что собой представляет сложноподчиненное предложение?

12. Расскажите о нерасчлененных сложноподчиненных предложениях. Приведите примеры.

13. Какие нерасчлененные сложноподчиненные предложения вы знаете?

14. Расскажите о местоименно-соотносительных предложениях. Приведите примеры.

15. Расскажите о субстантивно-атрибутивных предложениях. Приведите примеры.

16. Расскажите об изъяснительных предложениях. Приведите примеры.

17. Расскажите о расчлененных сложноподчиненных предложениях. Приведите примеры.

18. Расскажите о придаточных временных. Приведите примеры.

19. Расскажите о придаточных сопоставительных. Приведите примеры.

20. Расскажите о придаточных условных. Приведите примеры.

21. Расскажите о придаточных причинных. Приведите примеры.

22. Расскажите о придаточных следственных. Приведите примеры.

23. Расскажите о придаточных целевых. Приведите примеры.

24. Расскажите о придаточных уступительных. Приведите примеры.

25. Расскажите о придаточных сравнительных. Приведите примеры.

26. Расскажите о сложноподчиненных предложениях с придаточными присоединительными. Приведите примеры.

27. Расскажите о сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными. Приведите примеры.

28. Расскажите о бессоюзном сложном предложении. Приведите примеры.

29. Расскажите о многочленных сложных предложениях. Приведите примеры.

Многочленные сложноподчиненные предложения (с несколькими придаточными)

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

План

1. Многочленные СПП с придаточными, относящимися к одному главному:

а) однородное соподчинение придаточных;

б) неоднородное соподчинение придаточных.

2. Многочленные СПП с последовательным подчинением.

3. Знаки препинания в СПП.

4. Синтаксический разбор многочленных СПП.

Литература

1. Валгина Н.С Синтаксис современного русского языка: [Учеб. для вузов по спец. «Журналистика»] / Н.С. Валгина. – М.: Высшая школа, 1991. – 431 с.

2. Белошапкова В. А. Современный русский язык: Синтаксис / В.А. Белошапкова, В.Н.Белоусов, Е.А. Брызгунова. – М.: Азбуковник, 2002. – 295 с.

3. Поспелов Н.С. Сложноподчиненное предложение и его структурные типа / Н.С. Поспелов // Вопросы языкознания. – 1959. ‑ №2. – С. 19-27

Сложноподчинённые предложения могут иметь не одно, а несколько придаточных предложений.

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными бывают двух основных видов :

1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному предложению (однородного и неоднородного, т. е. параллельного подчинения);

2) первое придаточное присоединяется к главному предложению, второе – к первому придаточному и т. д. (последовательное подчинение).

I. Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными и неоднородными.

Сложноподчинённые предложения с однородным соподчинением придаточных.

При таком подчинении все придаточные относятся к одному слову в главной части или ко всему главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос и принадлежат к одному и тому же типу придаточных предложений. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с помощью интонации). Связи однородных придаточных с главным предложением и между собой напоминают связи однородных членов предложения.



Например:

[Я пришёл к тебе с приветом, рассказать что? ], (что солнце встало ), (что оно горячим светом по листам затрепетало ). (А. Фет.)

[Тот , (кто жизнью живёт настоящей ), (кто к поэзии с детства привык ), вечно верует в животворящий, полный разума русский язык ]. (Н. Заболоцкий.)

[В конце мая молодую медведицу потянуло в родные места какие? ], (где она родилась ) и (где так памятны были месяцы детства ).

В сложноподчинённом предложении с однородным подчинением во втором придаточном может отсутствовать подчинительный союз.

Например: (Если будет вода ) и (в ней не будет ни одной рыбки ), [я не поверю воде ]. (М. Пришвин.) [Вздрогнем ], (если вдруг взметнётся птица ) или (лось протрубит вдалеке ). (Ю. Друнина.)

2. Сложноподчинённые предложения с неоднородным подчинением придаточных (или с параллельным подчинением). При таком подчинении придаточные относятся:

а) к разным словам главного предложения или одна часть ко всему главному, а другая - к одному из его слов;

б) к одному слову или ко всему главному предложению, но отвечают на разные вопросы и являются разными типами придаточных предложений.

Например: (Когда у меня в руках новая книга ), [я чувствую ], (что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное ). (М. Горький.)

(Если мы обратимся к лучшим образцам прозы ), [то убедимся ], (что они полны подлинной поэзии ). (К. Паустовский.)

[Из мира, (который называется детской ), дверь ведет в пространство ], (где обедают и пьют чай ) (Чехов).

II. Сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных.

К этому виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д.

Например: [Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы ], (так как боялись отца ), (который тоже был несколько смущён ), (хотя старался этого не показывать ). (Н. Гоголь)

Специфика придаточных частей при этом состоит в том, что каждая из них является придаточной по отношению к предыдущей и главной по отношению к последующей.

Например: Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю (Паустовский).

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза: что и если, что и когда, что и так как и т. п.

Например: [Вода обрушилась так страшно ], (что , (когда солдаты бежали внизу ), им вдогонку уже летели бушующие потоки ) (М. Булгаков).

Существуют также сложноподчинённые предложения с комбинированным типом подчинения придаточных предложений.

Например: (Когда бричка выехала со двора ), [он (Чичиков ) оглянулся назад и увидел ], (что Собакевич все еще стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая узнать ), (куда гость поедет ). (Гоголь)

Это сложноподчиненное предложение с параллельным и последовательным подчинением придаточных предложений.

  • познакомить с видами подчинительной связи в многочленных СПП;
  • формировать умения: определять вид и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному, правильно ставить знаки препинания в указанных видах предложения.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Повторение.

Устный фронтальный опрос по теме "Сложноподчиненное предложение"

1.Дать определение СПП.

2.какие способы связи предикативных частей СПП существуют?

3.В чем отличие союза и союзного слова?

4.Какой тип придаточного присоединяется к главному только союзным словом? Приведите примеры таких СПП.

5.Какие группы СПП можете назвать? По какому признаку их выделяют?

Практическая работа.

На рабочем листе дан текст (см. приложение №1).

Найдите в нем СПП с 1 придаточным, запишите их, выделите грамматические основы, вычертите схемы, определите тип придаточного.

(Параллельно проводится работа по повторению тем, вызвавших затруднение на предыдущей диагностической работе и по подготовке к ГИА)

1) Когда он [Чичиков] встyпил в широкие неосвещённые сени, от них подуло холодом как из погреба.

  • СПП с придаточным времени
  • Найдите в предложении слово, образованное бессуффиксным способом (погреб)

4) Он заметил, что по стенам навешено было весьма тесно и бестолково несколько картин.

  • СПП с придаточным изъяснительным

5)С середины потолка висела люстра в холщовом мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шёлковый кокон, в котором сидит червяк.

  • СПП с придаточным определительным
  • Какой частью речи является слово "в котором"?

8) Не надо было приглядываться, чтобы заметить высовывавшийся оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога.

  • СПП с придаточным цели.

3. Объяснение нового материала.

В этом тексте кроме СПП, состоящих из 2 предикативных частей - главной и придаточной - есть СПП в состав которых к главной части присоединено несколько придаточных.

Такие синтаксические конструкции называются многочленными сложноподчиненными предложениями или СПП с несколькими придаточными.

1. Постановка цели урока

На уроке должны

Узнать:

  • какие виды подчинительной связи возможны в многочленных СПП;
  • какие пунктуационные правила определяют постановку знаков препинания в многочленных СПП.

Научиться:

  • определять вид подчинительной связи между предикативными частями;
  • правильно ставить знаки препинания в многочленных СПП;

2. Последовательное подчинение.

Выписать из данного текста предложение №2.

2) Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную жёлтым светом, который выходил из-под щёлки, что находилась в низу двери.

Выделить ГО, указать средства связи, типы придаточных, начертить схему горизонтальную и вертикальную.

Как располагаются придаточные? 1придаточное, следующее непосредственно за главным, называют придаточным 1 степени. Следующее придаточное - придаточным 2 степени.

Такой тип подчинительной связи называется

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ

Указать придаточное 1 степени и 2 степени.

3. Однородное подчинение.

Выписать предложение № 3

3) Казалось, что в доме происходило мытье полов, что сюда на время нагромоздили всю мебель.

Выделить ГО, указать средства связи, типы придаточных, начертить схему горизонтальную.

Как называются члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову и являются одинаковыми членами предложения? (однородные) =>

Придаточные, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же слову и являющиеся придаточными одного типа (н-р, изъяснительными) являются:::., а вид связи предикативных частей называется::..

ОДНОРОДНЫМ СОПОДЧИНЕНИЕМ.

Начертить вертикальную схему СПП.

Когда однородные члены предложения разделяются запятыми? Когда между ними запятая не ставится?

На СПП с определительным соподчинением распространяется то же правило.

Выписать предложение № 6, выделить ГО, указать средства связи, типы придаточных.

6)В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах.

Какой вид подчинительной связи использован в предложении?

Объясните знаки препинания между придаточными, Начертить вертикальную схему СПП.

4. Параллельное (неоднородное) соподчинение.

Выписать предложение № 9, выделить ГО, указать средства связи, типы придаточных, начертить схему горизонтальную.

9) Никак нельзя было сказать, что в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребывание старый поношенный колпак, лежавший на большом столе.

*выпишите словосочетания мест.. +существительное, определите вид подчинительной связи

Почему нельзя назвать эти придаточные однородными?

Если придаточные поясняют РАЗНЫЕ слова главной части, речь идет о

ПАРАЛЛЕЛЬНОМ (НЕОДНОРОДНОМ) СОПОДЧИНЕНИИ

Начертить вертикальную схему СПП

4. Промежуточный итог.

Назовите виды подчинительной связи в многочленном СПП.

4. Закрепление.

Выписать предложение № 9,

7) Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки касавшегося становились похожими на перчатки.

  • Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне слова.
  • В речи какого стиля используется союз ИБО? Замените его стилистически нейтральным синонимом.

Выделить ГО, указать средства связи, типы придаточных, начертить схему горизонтальную, вертикальную. В чем особенность этого предложения?

5. Подведение итогов.

С отрывком из какого произведения мы работали на уроке? Назовите его автора.

  • Что узнали на уроке?
  • Чему научились?

6. Д/З: параграф 22, выписать в словарь виды подчинительной связи и схему к каждому виду, Упр. №209