Где находится базилика и как до нее добраться. Историческая «справка» базилики Максенция в Риме


У этого термина существуют и другие значения, см. Базилика (значения). Базилика. Соб … Википедия

Достопримечательность Базилика Косьмы и Дамиана Santi Cosma e Damiano … Википедия

- (греч. царский), большое общественное здание, возводившееся в центре древнеримских городов. Здесь отправлялось судопроизводство, заключались торговые сделки, кроме того, горожане приходили сюда провести время. Базиликой называют также… … Энциклопедия Кольера

Достопримечательность Базилика Эмилия Basilica Aemilia … Википедия

Достопримечательность Базилика Юлия Basilica Iulia … Википедия

- (базилика, базилика) (греч. βασιλική царский дом) тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (3 или 5) различных по высоте нефов. Нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями.… … Католическая энциклопедия

Базилика - (греч. царский дом). У римлян Б. был торговый или судебный зал. В Афинах назв. «Б.» было присвоено месту заседания первого архонта базилея. По своей форме Б. прямоугольное в плане здание, б. ч. со мн. нефами. Самой др. рим. Б. считается… … Словарь античности

Базилика Базилика святого Климента Basilica di San Clemente … Википедия

БАЗИЛИКА - [греч. βασίλειον; лат. basilica царская палата], в эллинистическо рим. источниках общественная постройка, предназначенная для собраний; в раннехрист. лит ре храм, церковь; тип прямоугольного, протяженного в плане здания, разделенного рядами опор… … Православная энциклопедия

Реконструкция базилики Базилика Ульпия была общественным зданием в Древнем Риме, размещённым в … Википедия

Книги

  • Путеводитель. Рим (2CDmp3) , . Путеводитель - самый удобный и доступный способ познакомиться с городом. - Виртуальное путешествие на персональном компьютере: фотографии, описание маршрутов, возможность изучить и…

За храмом Антонина и Фаустины, расположен храм Божественного Ромула. Храм выходит на Священную дорогу между районом древнего кладбища и Базиликой Максенция. Однако, скорее всего, это не храм, посвященный Ромулу - сыну Максенция, а постройка эпохи Константина, возможно храм Пенатов (божеств-покровителей семьи и домашнего очага), который находился на территории, занимаемой с 4 века н.э. Базиликой Максенция, и который затем был перенесен в близлежащее место.

Храм Божественного Ромула

Это круглое здание из необожженного кирпича с купольной крышей и полукруглым фасадом с четырьмя нишами, в которых когда-то стояли статуи. В центре фасада открывается вход - бронзовый оригинальный портал в обрамлении двух небольших колонн из порфира, покоящихся на плитах, увенчанных мраморными капителями, которые поддерживают , выполненный также из мрамора. С обеих сторон храма идут залы вытянутой формы, завершающиеся апсидами и предваряемые двумя колоннами из мрамора с прожилками; в этих залах должны были храниться статуи Пенатов.

В 6 веке н.э. храм был преобразован в Церкви Санти Козма э Дамиано, построенной на обширной территории Форума Мира, который находился позади храма. По некоторым предположениям, этот храм был храмом Юпитера Статора (призванного удерживать на месте заколебавшиеся ряды римских легионеров), который нигде не был обнаружен, хотя и упоминался в литературных источниках эпохи правления Константина наряду с другими зданиями, расположенными по левую сторону от Священной дороги, тогда как храм Божественного Ромула не упоминался нигде. Древний культ этого божества был, предположительно, восстановлен Константином, после того как Максенций на время посвятил этот храм Ромулу.

Самым впечатляющим и масштабным строением Форум Романум была и остается Базилика Максенция и Константина. Базилика расположена с наружной стороны археологического периметра Римского форума, и к ней можно подойти от проспекта Императорских Форумов (via Fori Imperiali ). Это самое большое здание, когда-либо построенное на Римском форуме.


Базилика Максенция и Константина

Начало строительству в 308 году н.э. положил император Максенций, которого вскоре сверг Константин. Константин изменил интерьер и дал указание перенести вход с северной стороны на южную, выходящую на Священную дорогу. Закончено строительство было в 312 году. Таким образом, на востоке площади вырос огромный трехнефный храм размерами 100 на 65 метров. Площадь нефа превышала 4000 кв. метров, а высота сводов составляла 39 метров. Внутри стены базилики были украшены мраморными плитами, пол покрыт цветным мрамором. Архитектурным примером для строительства послужили термы Каракаллы и Диоклетиана. В лучшие времена храм украшала огромная статуя Максенция, которую позже заменили колоссальной статуей Константина (высота головы достигала 2,6 метра; находится в Музее Капитолия). Листовое золото и мрамор дополняли каменное воплощение правителя.


Базилика Максенция и Константина. Реконструкция

Первоначальный план предусматривал вход (сохраненный в процессе реставрационных работ, проводимых Константином), который вел в узкий и вытянутый атрий. Отсюда через три арочных проема был вход в огромный зал (длиной 80, шириной 25 и высотой 35 метров), ориентированный на восток и запад. Три свода опирались на восемь колонн из мрамора (высотой 14,5 метра), вытянутых вдоль пилонов.

Разница в уровнях Священной дороги и фундамента здания, частично захваченного склоном холма Велья, вызвала необходимость постройки лестницы. В глубоких нишах стены находились статуи в обрамлении небольших колонн, поддерживаемых консолями. Освещение поступало из огромных проемов окон, которые прорезали верхнюю часть центрального нефа.

В базилике Константина не только поклонялись богам, но и назначали деловые встречи; здесь же заседал и городской совет.

В 7 веке папа Гонорий I использовал ее бронзовую кровлю для базилики Святого Петра, которая была заложена еще при Константине на том месте, где сейчас стоит «новая» базилика Святого Петра работы Микеланджело. В 9 веке часть здания обрушилась при землетрясении. В 1613 году папа Павел V перенес единственную сохранившуюся колонну базилики на площадь перед церковью Санта-Мария-Маджоре. Там ее можно увидеть и сегодня. При Муссолини на сохранившейся северной стене базилики, которая выходит на проложенную тогда же помпезную улицу Фори Империали, поместили карты, изображающие территориальную экспансию Римской империи. В 1960 году в древнем здании провели олимпийские соревнования по греко-римской борьбе.

Напротив базилики стояли так называемые Веспасиановы склады. При императоре Веспасиане складские и торговые помещения были построены по обе стороны Священной дороги. В южных торговали рыбой, а склады на северной стороне, где позже была выстроена базилика, были отведены под пряности и прочие восточные товары. Они сгорели под конец правления императора Коммода.

Поскольку участок с развалинами Веспасиановых складов - один из немногих относительно незастроенных кусков Форума, там проводились активные раскопки. Одной из самых интересных находок оказалась так называемая Ромулова стена - короткий кусок укрепительных сооружений, который по времени совпадает с традиционной датой основания Рима. Как знать - вдруг это та самая стена, через которую, издеваясь над братом, перепрыгнул Рем? Установить ее первоначальную высоту проблематично — она дважды надстраивалась, а в 6 веке до н.э. была снесена, чтобы расчистить место для строительства.

Юго-восточный вход в Римский Форум украшает однопролетная арка Тита, воздвигнутая в 81 году н.э. императором (Flavius Domitianus ) в память о взятии Иерусалима в 70 году н.э. Она является старейшей триумфальной аркой в Риме и построена в честь победы императора над восстанием евреев в Палестине вскоре после его смерти. В ходе этого восстания более 50 тысяч евреев были перевезены в Рим в качестве рабов, помогавших строить эту арку. Это событие было весьма значительным, положив тем самым начало еврейской диаспоре во всей Европе.


Арка Тита

Мощный белоснежный портал был облицован мрамором из Аттики. Проем арки украшен рельефными изображениями богини победы Виктории, а также батальными сценами сражения при Иерусалиме. Полуколонны, которыми декорирована арка, являются первым известным примером композитного ордера. Над главным карнизом находится дарственная надпись: «Сенат и народ Рима к божественному Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспасиана» .


Арка Тита. Барельеф

Внутри пролёта находятся два барельефа: шествие с трофеями, захваченными в Иерусалиме, и император Тит, управляющий квадригой. На софите находится барельеф с изображением апофеоза (обретения божественной сущности) императора — на нем орел Юпитера уносит на небо в своих когтях маленького человечка, и это не кто иной, как император Тит. На вершине арки изначально так же находилась статуя Тита, но до наших дней она не сохранилась.

В Средние века арка Тита была включена в крепостную постройку, и позже её часть оказалась уничтоженной. В 1821 при папе Пие VII архитектор Джузеппе Валадье провёл реставрацию монумента. Чтобы отметить воссозданные им элементы, Валадье выполнил их из травертина, а не мрамора, а также упростил их форму. Эта арка послужила моделью для многих триумфальных арок Нового времени.

Высота монумента составляет 15,4 метра, ширина — 13,5 метра, глубина пролёта — 4,75 метра, ширина пролёта - 5,33 м.

От арки открывается прекрасный вид на .

За остатками дома Весталок, слева от Священной дороги, находится церковь с характерной романской колокольней. В церкви есть плита, на которой, по легенде, сохранился оттиск коленей святых Петра и Павла, а за ней руины храма Венеры и Ромы, план которого, предположительно, сделал сам император . Храм богинь Венеры и Ромы - некогда крупнейшее религиозное сооружение древнего Рима. Сооружение занимало всю территорию от базилики Максенция и Константина до долины Колизея, и было возведено на постаменте длиной в 145 метров и шириной в 100 метров. Само здание имело длину 110 метров и ширину 53 метра.


Храм Венеры и Ромы. Вид со стороны Колизея

Храм был построен при императоре Адриане в 135 году н.э., на том месте, где когда-то располагался портик . Храм занимал центральную часть портика: он был построен из двух ниш, одна напротив другой, с общей внутренней стеной. Ниши были разделены статуями богинь, восседавших на тронах спина к спине. Взгляд Ромы был направлен на Римский форум, Венера смотрела на Колизей. По бокам храм был ограничен чередой античных колон. Скорбя о покойной супруге, император издал закон, обязывавший новобрачных приносить жертву на алтарь в храме Венеры и Ромы.


Храм Венеры и Ромы. Реконструкция

После пожара Максенций в 307 году перестроил интерьер: две апсиды были высечены в задней части ниши, где разместили статуи богинь, а боковые стены с порфировыми колоннами обрамляли ниши для статуй. Пол был выложен геометрической мозаикой из цветного мрамора.

На втором десятке веков, как и большинство других величественных зданий древнего Рима, храм был использован как источник материалов и декора для вновь строящихся зданий. В 630 году золоченые бронзовые плиты с крыши храма были использованы для украшения собора Святого Петра. Как считают историки, сооружение было разрушено землетрясением в начале 9 века, после чего его руины начали растаскивать на стройматериалы. Около 850 года император Лев IV приказал на руинах построить новую церковь, названную Санта Мария Нова. В 1612 году церковь была перестроена и получила имя Санта Франческа Романа.


Церковь Санта Франческа Романа и Храм Венеры и Ромы

Поскольку восточная ниша храма долгое время являлась частью этой церкви, то и сохранилась она лучше всего.

Во времена Ионна Павла II часть постамента, обращенная к Колизею стала использоваться как трибуна во время Страстной пятницы. После реставрации, длившейся четверть века, храм стал доступен публике — руины входят в музейную территорию Римских форумов и Палатинского холма, а так же Колизея, где действует единый билет.

Билет в Римский Форум стоит 12 евро и включает также посещение и холма . Так что, оказавшись в Риме, вам не обязательно стоять в двухчасовой очереди в кассы Колизея, а достаточно пройти 100 метров в сторону и купить тот же билет в кассе Форума. Билет действителен в течении двух дней с момента посещения любой из трех достопримечательностей. Лицам до 18 лет вход бесплатный.

Все части:




Римский Форум. Часть 5. Еще немного

Базилика Максенция и Константина (Basilica di Massenzio) – постройка, одно из украшений (Forum Romanum), по своим масштабам превосходящая все, построенные в различные века.

В 308 году было начато строительство базилики по приказу императора Максенция. Базилика имела гражданское назначение, в ней планировалось разместить городскую префектуру, объединившую всех представителей римской администрации. Закончилось строительство через несколько лет, в 312 году, незадолго до смерти императора.

Но в этом же 312 году после гибели Максенция уже при императоре Константине (Flavius Valerius Aurelius Constantinus) были внесены значительные изменения в проект и здание частично перестроено. Поэтому данный объект по-другому называют Базилика Максенция и Константина.


Если при Максенции здание имело 20-метровую апсиду с западной стороны со статуей Максенция и вход с восточной, то Константин отдал приказ добавить апсиду с северной стороны и еще один вход с южной, а вместо изваяния предшественника установить собственное скульптурное изображение из мрамора и бронзы. В настоящее время от этой скульптуры сохранились два элемента: ступня 2-метровой длины и голова, представленные для обозрения во внутреннем дворике Палаццо деи Консерватори (Palazzo dei Conservatori) на (Campidoglio).

Местоположение

Место для строительства было выбрано у самой Священной дороги (Via sacra), в самой северной ее части. Базилика должна была занять место между храмами Венеры (Il Tempio Di Venere), Ромы (Il Tempio Di Roma) и Божественного Ромула (Il Santuario Della Divina Romolo).

Там на незначительном возвышении многие века находился рынок специй и лечебных снадобий со складскими помещениями. На месте рынка и решили поставить базилику. Для этого рынок перенесли в другое место, а холм пришлось выравнивать.

Архитектурные особенности

При разработке плана постройки и его декора древние мастера взяли за образец (Le Terme Di Caracalla) и Диоклетиана (Le Terme Di Diocleziano). Особенность постройки заключалась в том, что верхнее перекрытие было сводчатым, а не состояло, как в предшествующих постройках такого же типа, из балок.

Базилика Максенция по своей конструкции напоминала термы тех времен, имевшие сводчатые потолки над основным пространством. Свет должен был проникать через оконные проемы в стенах среднего и боковых нефов. Основанием для крестообразного свода являлись столбы из бетона и колонны из монолитного порфирского мрамора высотой 14,5 метров.

По проекту общая площадь основного пространства базилики превосходила 4 тысячи м² . Стены были выполнены из бетона и обложены кирпичом, у восточного входа построили лестницу большой ширины. Своды также были бетонными, но украшенные позолотой.

Перед входом в основное пространство со стороны фасада располагалась площадка-вестибул длиной 8 метров.

Центральный неф был длиной 80 метров и высотой 39 метров, боковые соответственно – 20,5 метров в длину и 24 в высоту. Богатство внутреннего убранства подчеркивалось отделкой мрамором: белые мраморные плиты на стенах, цветные – на полу.

Пристроенный по указанию Константина вход с южной стороны, от Священной дороги, был украшен портиком с колоннами коринфского ордера. Пристроенная с северной стороны апсида была декорирована скульптурами и закрывалась воротами, так как там проводились заседания суда по разбору дел, в которых фигурировали имена высокопоставленных особ, членов Сената.

Кроме своего прямого назначения, здание использовалось как место деловых переговоров и др.

Судьба базилики Максенция в веках

В течение последующих веков базилика поддалась разрушениям. В 626 году Папа Римский Гонорий І (Papa Onorio I) использовал черепичное покрытие базилики, выполненное из медных пластин с позолотой, для декорирования (La Basilica Di San Pietro).

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Базилика Максенция в Риме

В основу этой грандиозной римской базилики (рис. 257–260) - последнего гигантского монументального римского здания - положена система центрального зала терм в той форме, какую он принял в термах Диоклетиана (рис. 233 и 236). Боковые помещения очень развиты, перекрыты полуцилиндрическими сводами, перпендикулярными главному нефу, и соединены друг с другом пролетами, которые здесь значительно шире, так что образовались настоящие боковые нефы. Средний, более высокий, неф перекрыт тремя крестовыми сводами, пяты которых опираются на восемь колонн. Здание окончено Константином Великим, оно задумано и построено Максенцием, императором, которого Константин победил со своим войском и сместил. Максенций был сторонником восстановления и обновления старой традиционной римской культуры и язычества, и эта тенденция нашла себе яркое выражение в огромной базилике, которую он начал строить на старом республиканском форуме между храмом Венеры и Ромы и форумом Веспасиана (рис. 151 и 152). Первоначально главный вход в базилику помещался с широкой стороны, обращенной на форум; на противоположной длинной стороне, против главного входа, была апсида, отделенная тройной аркадой от внутреннего пространства. Но впоследствии ориентацию изменили, пристроили другую, подобную первой, апсиду, с узкой стороны выходящей на форум, а главный вход перенесли на узкую сторону, обращенную к храму Венеры и Ромы, приделав к этой стороне здания вестибюль, перекрытый семью крестовыми сводами.

Рис. 257. Рим, Базилика Максенция

Рис. 258. Рим. Базилика Максенция. Реконструкция

Базилика Максенция примыкает к предшествующим столичным сводчатым зданиям II и III веков. Она очень цельна по своей архитектурной концепции и совершенно не имеет тех элементов, заимствованных из восточной школы римской архитектуры, которые играли такую большую роль во дворце Диоклетиана в Спалато. Базилика Максенция завершает собой развитие римского сводчатого стиля.

Очень важно, что в базилике Максенция последовательно проведена в конструктивном отношении концентрация массы в отдельных тяжелых столбах, выделенных из массивной оболочки, охватывающей внутреннее пространство, и несущих на себе всю тяжесть сводов. Только короткая сторона базилики с апсидой является непрерывной массивной полосой; в остальных частях здания своды опираются на двенадцать столбов. Эта система выступает особенно ясно на наружных стенах длинных сторон, которые очень тонки и сплошь прорезаны двумя ярусами расположенных друг над другом широких арочных пролетов, разделенных совсем узкими столбиками (рис. 258). Сквозные наружные стены базилики Максенция ничего не несут и являются только легким заполнением между столбами, на которых основывается вся конструкция. Столбы между отделениями боковых нефов имеют ниши, которые еще больше разлагают массу. Очень важна также система перенесения части бокового распора крестовых сводов центрального нефа на наружные столбы при помощи контрфорсов, перекинутых через кровли боковых нефов (рис. 258 и 260). В этих контрфорсах, которые развились в центральных залах терм, мы имеем предвосхищение готической системы контрфорсов и аркбутанов, получившей всеобщее распространение в Западной Европе в XIII веке (см. т. III). Световые пролеты под арками крестовых сводов были расчленены, как в термах, тонкими столбиками, на три части каждый, причем каждое деление не было завершено, как в наружных стенах, особой аркой, благодаря чему сохранилась цельность тройного светового пролета, завершенного большой аркой. Конструкция на столбах и сквозной характер массы базилики Максенция свидетельствуют о тенденции к большей инженерно-конструктивной изощренности, которая непосредственно связана с ростом значения замкнутого внутреннего пространства. По сравнению с Пантеоном и с более ранними термами конструкция базилики Максенция гораздо тоньше. Все же при современном состоянии развалин базилики особенно ясно, сколько лишней тяжести имеется, например, в сводах боковых нефов.

Рис. 259. Рим. Базилика Максенция. Боковой неф

Тенденция вскрыть наружные стены большим количеством широких арочных отверстий, которую мы наблюдаем уже в термах и которая диаметрально противоположна пещерному характеру внутренности Пантеона, выражает открытый светский характер здания. В этом стремлении к связи внутреннего пространства здания с окружающим его наружным пространством природы сказывается реакция эллинистической концепции, которая понимала архитектурное пространство как часть пространства природы. С другой стороны, в базилике Максенция наблюдается тенденция к живописным пересечениям и богатым архитектурным картинам, которые напоминают помпеянские росписи четвертого стиля и соответствующие им архитектурные композиции в домах Помпеи. Привлекательность и живость картин, которые зритель получал, проходя в различных направлениях по внутренним помещениям базилики, основывается главным образом на довольно широких арочных пролетах в простенках между отдельными делениями боковых нефов. Эти пролеты глубоко родственны арочным отверстиям между пролетами арки Септимия Севера (рис. 241). Когда зритель идет вдоль главного нефа, то перед ним проходят видимые им в три четверти перекрытые полуцилиндрами пространства, причем их формы очень усложняются пролетами в боковых стенах, через которые открываются виды в соседние помещения. Еще более живописно и богато внутренность базилики Максенция выглядит при движении зрителя вдоль одного из боковых нефов (рис. 259 и 260). Он видит перед собой спускающуюся вниз сторону полуцилиндра и пролет в соседнее помещение, при прохождении которого открывается следующий полуцилиндр и пролет. При этом сбоку от зрителя развертываются различные сменяющие друг друга виды на высокий средний неф и через него на противоположный боковой неф с полуцилиндрами и пролетами между ними.

Отмеченные черты: 1) связь внутреннего пространства с пространством природы; 2) группировка архитектурных форм в живописные картины, последовательность которых развертывается перед зрителем, - связаны в базилике Максенция с эллинистической традицией. Но в общую композицию базилики эти отголоски эллинистических концепций вносят только известный оттенок, придающий целому характерный отпечаток, но не составляющий его основы. Мощные столбы и особенно своды, главным образом полуцилиндрические, но также и крестовые, четко и ясно охватывают пространства, заключенные под ними, формуют их и выделяют из окружающего. Пролеты стен вскрывают массы и связывают внутренность с окружающим; но вместе с тем они и отграничивают замкнутые в себе самостоятельные архитектурные пространства. Открывающиеся внутри во все стороны живописные картины связывают друг с другом отдельные части внутренности, но вместе с тем они отделяют и противопоставляют друг другу, различно оформляя их, средний и боковые нефы. Над живописностью и пересечениями господствует простое и ясное членение на два ряда кубических клеток, завершенных огромными полуцилиндрами, которые, сопоставленные на известном расстоянии друг с другом, сдерживают три крестовых свода, опирающихся концами на колонны, три огромных «балдахина». Над всем господствуют широкие арки и своды, спокойно и мощно охватывающие людские массы, над которыми балдахины колонн и крестовых сводов строят образы монументализированных индивидуальностей вождей и героев.

Рис. 260. Рим. Развалины базилики Максенция

Полуцилиндрические своды сохранили рисунок касет (рис. 259 и 260) - больших, ясных и предметных, как в Пантеоне. (Это лишний раз подтверждает особое положение дворца Диоклетиана с его мавзолеем, свод которого дематериализован.) Обработка столбов и арок под ними не сохранилась, но она, конечно, соответствовала стилю касет.

Базилика Максенция очень велика, это одно из самых грандиозных римских сводчатых зданий. Она занимает площадь около 100?75 м (включая апсиды); диаметр арки крестового свода центрального нефа (равный диаметру полуцилиндров боковых нефов) достигает 25 м, высота полуцилиндров около 25 м, высота среднего нефа около 40 м. В современном виде развалины здания, от которого сохранился только один боковой неф, производят величественное впечатление. Но когда базилика Максенция была цела и ее внутренние массивы были покрыты тектонической мраморной облицовкой, когда стояли колонны, поддерживавшие крестовые своды, ее внутреннее пространство по тем же причинам, что и внутренность Пантеона, казалось меньше, чем можно было бы ожидать от такого грандиозного здания.

Schultze R. Basilika. Berlin und Leipzig, 1928; Douel M. L’Algerie romaine. Forums et basiliques. Timgad, Djemila, Khemissa, Madaure, Cherchell, Tipasa. Paris, 1930; Deville A. Histoire de Fart de la verrerie dans Fantiquite. Paris, 1871; Martini F. La Vetrina delle antichita. Roma, 1923; Neumann. Antike Glaser, Ihre Zusammensetzung und Farbung (Zeitschrift fur angewandte Chemie, 38), 1925.

Из книги Один день в древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы автора Анджела Альберто

11:30. Базилика Юлия, храм правосудия в Риме Мы направляемся в сторону базилики Юлия. Длинный ряд белоснежных пилястр и арок делают ее похожей на скелет огромного динозавра. По лестнице туда-сюда бегают люди. Ступеней всего семь, но они такие широкие, что кажутся мраморными

Из книги Вслед за героями книг автора Бродский Борис Ионович

Базилика Спартак и его ближайший сподвижник Крикс встретились на галерее базилики Эмилия.Что же такое базилика?Базиликой в Древнем Риме называли обширный зал, разгороженный колоннами на три части. В базилике Эмилия, в одном из роскошнейших сооружений города, колонны

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

автора Грегоровиус Фердинанд

2. Смерть Льва I в 461 г. - Его учреждения в Риме. - Первый монастырь Св. Петра. - Базилика Св. Стефана на via latina. - Открытие ее в 1857 г. - Папа Гиларий, император Север, император Анфимий. - Вступление его в Рим. - Приношения Гилария В том же году, 10 ноября, умер и папа Лев I. Его

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

2. Постройки Стефана II и Павла I. - Ватикан и базилика Св. Петра. - Первая колокольня в Риме. - Капелла Св. Петрониллы. - Перенесение мощей святых из катакомб в город. - Основание монастыря s.-silvestro in capite Мы проследили политическую деятельность Павла, а теперь перейдем к

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

2. Беспорядки в Риме. - Бонифации VI, папа. - Стефан VI, папа. - Собор с участием покойника; посмертный суд над Формозой. - Базилика Латерана обрушивается. - Обстоятельства, вызвавшие возмутительные надругательства над телом Формоза. - Памфлет Ауксилия. - Инвектива на Рим.

автора Фадеева Татьяна Михайловна

Базилика Одним из старейших сооружений Мангупа можно по праву считать храм в честь св. Константина и Елены, находящийся напротив мыса Чуфут-Чеарган-бурун. Это большая - 31,5 х 26,2 м - базилика, разделенная двумя рядами колонн, - по шесть в каждом, - на три нефа. С востока

Из книги Тайны горного Крыма автора Фадеева Татьяна Михайловна

Базилика На самой вершине плато, куда через заросли ведет основная тропа, находилась площадь с базиликой, построенной из тесаного камня одновременно с городом, предположительно в VI в. "О былом значении и славе Эски-кермена, - писал М. Броневский, - свидетельствует храм,

Из книги Лиссабон: девять кругов ада, Летучий португалец и… портвейн автора Розенберг Александр Н.

БАЗИЛИКА ДА ЭШТРЕЛА - ТАМ СКОРБИЛА КОРОЛЕВА… Эта церковь прекрасна. Она была построена по повелению королевы Марии I Португальской в честь рождения наследника, сына Жозе. Строительство началось в 1779 году, а закончилось в 1790-м.Стиль позднего барокко с элементами

автора Памфил Евсевий

ГЛАВА 26. О том, как он решился избавить Рим от Максенция Потом он представил себе всю Ойкумену, как одно великое тело и, видя, что глава этого тела - царственный город римской земли терпит рабское притеснение от тирана, защиту его сперва предоставил властителям над

Из книги Жизнь Константина автора Памфил Евсевий

ГЛАВА 33. О любодеянии Максенция в Риме И действительно, завладев хищнически царственным городом, тиран непрестанно отваживался на нечестивые и злодейские поступки, так что не было дерзости, которой не позволял бы он себе в делах мерзких и нечестивых. У мужей отнимал

Из книги Жизнь Константина автора Памфил Евсевий

ГЛАВА 35. Избиение римлян по велению Максенция Такими дерзостями жестокой тирании его стеснялись все: простолюдины и начальники, знатные и незнатные. Как ни спокойны были они, как ни переносили горькое рабство, - не могли избавиться от кровавой жестокости тирана.

Из книги Жизнь Константина автора Памфил Евсевий

ГЛАВА 36. Чародейство Максенция и голод в Риме Но концом злодеяний тирана стало то, что он вдался в чародейство. Для целей магии, то рассекал он беременных женщин, то рассматривал внутренности новорожденных младенцев, то умерщвлял львов и совершал другие невыразимые

Из книги Жизнь Константина автора Памфил Евсевий

ГЛАВА 37. Поражение войск Максенция в Италии Скорбя обо всем этом, Константин вооружился против тирании всеми средствами. Признав Бога всяческих и призвав, как спасителя и помощника, Христа Его, также поставив перед своими гоплитами и копьеносцами победную трофей со

Из книги Жизнь Константина автора Памфил Евсевий

ГЛАВА 38. Смерть Максенция на мосту реки Тибр Наконец, он был уже близ Рима. Но чтобы не принуждать его воевать с римлянами ради тирана, последнего, будто какими цепями, Бог сам увлек весьма далеко от городских ворот и, говоря вообще, всем верным и неверным, лично видевшим

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

4.5. Прыжок Ромула через ров и падение Максенция в Тибр с Мильвийского моста Гибель Рема и гибель Максенция По Плутарху, Рем перепрыгнул через некий РОВ И ЗА ЭТО (!?) БЫЛ УБИТ НА МЕСТЕ , с. 41. То есть, надо полагать, прямо во рву или непосредственно рядом с ним. Причем ров

Базилика Максенция и Константина − грандиозное архитектурное сооружение, являвшееся крупнейшим зданием на Римском форуме и находившееся неподалеку от храма Божественного Ромула, рядом с Храмом Венеры и Ромы, у Священной дороги.

Возведение базилики началось в 308 году нашей эры, в годы правления императора Максенция. Здание расположили на месте склада приправ и лекарств, известного как Перечные амбары, на небольшом холме Велия, предварительно выровняв его с помощью насыпной платформы. Фундаментом базилики являлась прямоугольная бетонная крепида длиной 100 метров и шириной 60 метров. Общая площадь здания составляла 6000 квадратных метров.

Изначально базилика имела единственный вход с восточной стороны, который вел в удлиненный атрий. Здание было разделено на три нефа: два боковых шириной 20,5 метра и высотой 24 метра и средний, имевший ширину 25 метров и высоту 35 метров. Три крестовых свода перекрывали средний неф и визуально опирались на 8 монолитных колонн из порфира, высота которых составляла 14,5 метров. Колонны выполняли лишь декоративную функцию, а настоящей опорой для конструкции являлись 4 бетонных столба. Освещение базилики осуществлялось с помощью окон, расположенных в верхней части стен среднего нефа и в наружных стенах боковых нефов. В западной части среднего нефа напротив центрального входа имелась полукруглая апсида шириной 20 метров, в которой некоторое время располагалась статуя Максенция. Бетонные стены базилики покрывала кирпичная кладка, облицованная мрамором. Для покрытия бетонных сводов использовался золоченый стукко (материал для отделки, искусственный мрамор). Пол был украшен геометрической мозаикой из различных видов мрамора.

Максенций не успел закончить возведение базилики, в 312 году император Константин завершил ее строительство и несколько видоизменил конструкцию здания. Оставив трехчастное деление базилики, он добавил второй вход с юга, со стороны Священной . Южный вход был акцентирован великолепным украшенным четырьмя порфировыми колоннами портиком со ступенями перед ним. Напротив нового входа в базилике располагалась апсида, обрамленная внизу ступенями, а вверху украшенная нишами со статуями. В центральной, самой большой нише, находилась статуя Константина, для обнаженных частей тела которой использовался мрамор, а для всего остального − позолоченная бронза.

Время и люди не пощадили грандиозное строение, возведенное двумя императорами. Землетрясение 847 года уничтожило своды двух нефов. Базилику не только никто не пытался реставрировать, но зачастую ее использовали как источник строительных материалов. Так в 626 году папа Гонорий I украсил первую базилику св. Петра позолоченной черепицей, снятой с базилики Максенция и Константина, а в 1613 году единственную уцелевшую колонну главного нефа папа Павел V переместил на площадь перед базиликой Санта Мария Маджоре. В настоящее время от величественного сооружения остался только боковой неф.