Конспект занятия по изо "веселая семья пингвинов" для детей старшего дошкольного возраста. Занятие по рисованию в подготовительной группе "пингвины"


Образовательные области: "Чтение художественной литературы", "Познание", "Художественное творчество", "Коммуникация", "Музыка".

Образовательный компонент: "Рисование", "Природный мир", "Развитие речи".

Предварительная работа: чтение рассказов, стихотворений о пингвинах, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением пингвинов.

Программное содержание:

  • Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - пластилинографией.
  • Упражнять в размазывании пластилина по поверхности.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук; творческую активность, воображение.
  • Обобщать знания детей о характерных особенностях внешнего вида обитателей Антарктиды - пингвинов.
  • Активизировать словарь детей по теме Антарктида; развивать связную речь; продолжать учить детей анализировать свою работу и работы товарищей.
  • Воспитывать познавательный интерес к животному миру нашей планеты.
  • Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Материал: Глобус, экран, мультимедийная проектор, аудиосистема, презентация, иллюстрации с изображением пингвинов, схемы рисования пингвинов, пластилин, стеки, салфетки, простые карандаши, цветные листы разного формата.

Ход занятия

Дети входят в изостудию, на столе стоит глобус.

В.: Ребята, вы любите путешествовать? (Ответы детей).

Предлагаю вам отправиться в путешествие! В путешествие по удивительным местам нашей планеты!

В.: Мы с вами где живем?

Д.: На Севере.

В.: А можете показать на глобусе? (Дети показывают на глобусе) Посмотрите, совсем недалеко от нас Северный полюс. А какой полюс будет наоборот?

Д.: Южный полюс (показывают).

В.: Как вы думаете, а Южный полюс удивительное место? А что в нем удивительного и чем он известен? (Ответы детей)

Чем известен полюс Южный?
Тем, что полюс Южный - вьюжный.
Землю там покрыли льдины,
А на них живут... (пингвины)

В.: Кто такие пингвины? Чем они питаются? Пингвины живут поодиночке или стаями? Давайте посмотрим на этих удивительных птиц.

Слайд-шоу (стихотворение про пингвинов)

В.: Вот какие пингвины! А вы хотели бы оказаться в Антарктиде?

Динамическая пауза

В.: - Тогда в путь! (Под песню "В Антарктиде", в исп. С.Крылова дети выполняют движения):

Греются: растирают одну, другую руку;

Потирают нос, щеки;

Ходят вперевалочку, как пингвины.

В.: Вот мы с вами и побывали в Антарктиде, увидели пингвинов, и даже походили так, как ходят пингвины. А теперь нам нужно отправляться обратно в садик, пока совсем не замерзли. Что же можно взять на память? (Ответы детей).

В.: Как вы думаете, чем можно нарисовать пингвинов? (Ответы детей).

А я вам предлагаю изобразить пингвинов не обычными художественными материалами, а пластилином. Техника рисования пластилином называется пластилинография.

Рисовать пластилином очень просто:

Сначала сделаем простым карандашом набросок пингвина. Можно нарисовать самим, а можно воспользоваться трафаретом.

Затем отщипываем кусочек нужного цвета и размазываем его пальцем по поверхности в пределах контура тонким слоем.

Для большей выразительности, можно сделать фон: ледяные скалы, море.

Дети готовят материалы. Прежде чем начать работу, подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Под спокойную музыку дети выполняют работу. Воспитатель по необходимости подходит к детям.

Итог работы: дети рассматривают выполненные работы; педагог предлагает рассказать о своей работе, выбрать и оценить понравившуюся работу.

Организация выставки работ.

Колчанова Галина Петровна, Воспитатель
Москва

1.Учить детей передавать характерное строение пингвина, соблюдать относительную величину частей. 2.Учить добавлять детали в рисунки (шапочка, шарф, варежки). 3.Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение. 4.Воспитывать аккуратность, воображение, умение доводить дело до конца.



Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе. Тема "Пингвины"

1.Учить детей передавать характерное строение пингвина, соблюдать относительную величину частей.

2.Учить добавлять детали в рисунки (шапочка, шарф, варежки).

3.Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение.

4.Воспитывать аккуратность, воображение, умение доводить дело до конца. Материалы и оборудование:

Листы белой бумаги, восковые и цветные карандаши, простой карандаш, иллюстрации.

Словарная работа: пингвин, пингвиненок, Антарктида, айсберг. Предварительная работа: чтение отрывка из книги Г. Снегирева "Про пингвинов."

Ход занятия:

Наша Земля большая и красивая. Много разнообразных растений встречается в разных уголках нашей планеты и большое разнообразие животных и птиц. Сегодня я расскажу вам про Антарктиду, и мы побываем в необычном детском саду.

В Антарктиде очень холодно и ветрено. Там кругом толстый слой льда. Летом лёд чуть-чуть тает и отламываются огромные куски льда- айсберги. (Показ иллюстраций.) В Антарктиде люди постоянно не живут, только приезжают иногда туристы и работают учёные. Там почти нет животных, а вот в воде водится много рыб, китов, тюлений, касаток и др. Водится много пингвинов. Вот они-то и приглашают нас в свой детский сад. (Показ иллюстрации).

Пингвины необычные птицы, они не умеют летать, но зато отлично плавают. Только эти птицы ходят стоя. В основном пингвины проводят всё время в воде, на суше они только откладывают яйца и ждут появления малышей- пингвинят. Крылья у них, как плавники, помогают управлять движением под водой. Эти птицы умеют глубоко нырять. Питаются они рыбой.

У пингвинов, как и у людей есть детский сад. Когда пингвинчики чуть- чуть подрастут, родители их отводят в "детский сад". Там тоже есть воспитатели- пингвины. Они учат пингвинчиков плавать, нырять, спасаться от сильных морозов. Пингвинята любят ходить в свой " детский сад".

Мы сегодня будем рисовать пингвинов и пингвинят. Я вам покажу как рисуют пингвинов, а вы сами придумаете, что ваши пингвины делают. Может быть они катаются на льдине или идут с мамой в свой "детский сад", а может быть учатся плавать или нырять.

Объяснение воспитателя способов рисования пингвина.

Давайте сделаем пальчиковую гимнастику, а потом начнём рисовать.

Пальчиковая гимнастика "Пингвины".

Жили были три пингвина. (Хлопки).

Хорошо и дружно жили. (Сцепить пальцы рук).

Пик, Пак, Пок. (Удары ладонями по столу).

Как-то утром на рыбалку. ("Идём" пальцами по столу).

Пик, Пак, Пок. (Удары ладонями по столу).

Зашагали в перевалку. (Мягко дотрагиваясь ладонями до стола.)

Пик, Пак, Пок. (Удары ладонями по столу).

Наловили много рыбы. (Развести руки в стороны).

Пик, Пак, Пок. (Удары ладонями по столу).

И ещё поймать могли бы. (Сжимаем и разжимаем ладони).

Пик, Пак, Пок. (Удары ладонями по столу).

Съели дружно всё до крошки. ("Тарелочки" ладонями).

Пик, Пак, Пок. (Удары ладонями по столу).

Кроме маленькой рыбёшки. (Соединить кулаки вместе).

Пик, Пак, Пок. (Удары ладонями по столу).

Дружно бросились в драку. (Удары кулак о кулак).

Пик, Пак, Пок. (Удары ладонями по столу).

Учинив большую свалку. (Одна ладонь накрыта другой.)

Пик, Пак, Пок. (Удары ладонями по столу).

Что-бы жить всё время дружно. (Руки сцепить в замок).

Пик, Пак, Пок. (Удары ладонями по столу).

Уступать друг другу нужно. (Вытянуть руки вперёд).

Пик, Пак, Пок. (Удары ладонями по столу).

Работа детей.

Рассматривание и анализ готовых работ.


Дети очень любят рисовать животных и птиц. Это весело, интересно и, к тому же, ребенок часто видит зверушек в разных мультфильмах. Отличной идеей будет нарисовать пингвина — забавную птицу из Антарктиды. Здесь будет подробно описан каждый этап рисования, так что справиться с этим сможет даже самый маленький художник. Итак, поучимся вместе тому, как нарисовать пингвина ребенку.

Сначала изобразим глаза. Пока что это будут просто два среднего размера кружочка.

Теперь прорисуем зрачки. Не забываем оставлять в каждом зрачке маленький кружочек — блик.

Затем рисуем клювик. Он будет состоять из двух полукругов разного размера: верхний чуть больше, а нижний — чуть меньше.

Рисуем верхнюю часть головы — она тоже будет в форме полукруга.

А теперь нижнюю. Она будет большего размера, с милыми пухлыми щечками.

Отделим на голове часть лба: у пингвинов черно-белый окрас, причем цвета четко разделены между собой. Обрисованный нами участок будет черного цвета, а остальная часть мордочки — белого. Вдобавок нарисуем овальное туловище.

И снова отделим часть туловища по контуру. Это тоже связано со специфическим окрасом.

По бокам изобразим аккуратные треугольные крылышки.

Программное содержание:

Совершенствовать умение детей вырезать ножницами, аккуратно наклеивать детали, добиваясь целостности композиции.
Расширить и уточнить знания детей о пингвинах (внешний вид, образ жизни, особенности поведения, питания).
Словарь: пингвинья стая, Антарктида.
Развивать любознательность, мышление, общую и мелкую моторику.
Воспитывать интерес к природе и конструированию из бумаги.

Оборудование:

Картинки с изображением пингвина, пингвиньей стаи, кальмара, криля; глобус; мячи по количеству детей; заготовки и оборудование для конструирования из бумаги.

Пингвин и льдина, заготовки

Пингвин на льдине, работа детей средней группы

Ход занятия:

Загадка про пингвина

В Антарктиде среди льдов
Ходит во фраке день деньской.
Крылья есть, но не летает,
Лихо в прорубь он ныряет,
Очень важный господин
Семенит сюда...
(пингвин)

Пингвины летать не умеют, бедняги.
Сегодня мы сделаем их из бумаги.
Возьмите заготовку – вырезанный из картона силуэт пингвина.

Изготовление «пингвина»

Ростом пингвины не выше вас. Спина и голова у пингвинов черного цвета, а грудь и живот белого.
Найдите деталь белого цвета и наклейте ее на черный силуэт пингвина. К передней части головы приклейте глаза и клюв. Глаза помогают пингвинам рассмотреть рыбу под водой, а клюв – схватить эту рыбу.
Хотя пингвины и не умеют летать, у них есть небольшие крылья. Крылья нужны пингвину не для полета, а для плавания.
Приклейте два крыла пингвину.

Есть у пингвина и хвост в нижней части спины.
Найдите вырезанный из бумаги хвост и приклейте его в нужное место. Пусть край хвоста выступает за пределы туловища. Приклеим и загнем его вот так (показ), и хвост получится как настоящий.

Чего не хватает нашему пингвину? Лап. Лапы у пингвинов с перепонками. Как вы думаете, зачем пингвину такие лапы, похожие на ласты? (Ответы детей). У каких знакомых вам птиц такие же лапы? (Ответы детей). У гусей и уток.
Лапы с перепонками помогают пингвину при плавании грести, и плыть быстро. Это на суше пингвины неуклюжие и неповоротливые, а в воде они быстрые и ловкие – ведь иначе рыбку не поймать.
Давайте приклеим лапы пингвину. Намажьте клеем только верхнюю часть лап, нижняя часть пусть, как и хвост, выступает за пределы туловища. Лапы мы тоже загнем вперед, вот так. (Показ выполнения работы).

Пока подсыхает клей послушаем стихотворение и поиграем в пингвинов.

Чтение стихотворения «Пингвин»

Послушайте стихотворение про пингвинов.

«Пингвин»

На полюсе южном, средь множества льдин,
Живёт неуклюжий пернатый – пингвин.
Птица, действительно, очень смешная:
Она быстро плавает, но не летает.
Шагает вразвалочку, крылья расставив,

Гнёзда не вьют – нет деревьев на льдинах!
Как же детишек выводят пингвины?
На полюсе деток не высидеть просто -
Морозы там градусов под девяносто!
Они ухитрились! Пингвинные папы
Яичко с птенцом носят сверху на лапах,

Динамическая пауза «Пингвинья стая»

Шагает вразвалочку, крылья расставив,
По льду вся пингвинья огромная стая.
(Имитация передвижения пингвина)

Ныряя в море между льдин, за рыбкой плавает пингвин.
В море ловкий, словно кошка, он питается рыбёшкой.
(Имитация ныряния и плавания в охоте за рыбами)

Пингвинные папы яичко с птенцом носят сверху на лапах,
От холода спрятав под складками жира.
Там хватит тепла для его «пассажира»!
(Дети берут мячи и иду, зажав их между ног)

Пингвина видеть захотите –
Его ищите в Антарктиде.
Среди снегов живёт пингвин.
Он в Антарктиде не один.

Действительно, пингвины живут не поодиночке, а большими многочисленными стаями. Взгляните на картинку. (Показ картинки)
Пингвины имеют округлую форму, маленькие ноги и голову. Пингвины должны быть упитанными, толстенькими, чтобы жир защитил их от холода. Голодный, худой пингвин может замерзнуть.

Ныряя в море между льдин,
За рыбкой плавает пингвин.
В море ловкий, словно кошка
Он питается рыбёшкой.

Так и есть, основная пища пингвинов – рыба. А еще кальмары и криль. Вот они, взгляните. (Показ картинок). Мелкую добычу пингвины едят прямо в воде, а с крупной расправляются на поверхности.

Взгляните на глобус – модель нашей планеты земля. Вот здесь находится Антарктида. (Показ Антарктиды на глобусе).
В Антарктиде земля почти всегда покрыта снегом и льдом.

Вырезание «льдины»

Сейчас вам предстоит вырезать из картона льдину для своего пингвина. Возьмите в руки ножницы и аккуратно, маленькими «шагами» вырезайте «льдину» по линии, нарисованной карандашом.

А теперь можно взять готового пингвина, немного развести в стороны нижние края поделки и поставить ее на льдину. Вам понравилась поделка, которую вы изготовили? (Ответы детей). Тогда можете поиграть со своими пингвинами в пингвинью стаю. Вечером заберите домой и расскажите родителям все, что вы узнали сегодня про пингвинов. А что вы узнали, вам напомнит игра.

Дидактическая игра «Пингвинье лото»

Детям предлагается по одному доставать из мешочка (сундучка, коробочки) предметы (мячи, кубики, «бочонки») с вопросами. Отвечают желающие.

Вопросы к занятию:

1. Где живут пингвины?
2. Чем питаются пингвины?
3. Как пингвины появляются на свет?
4. Пингвины живут поодиночке или стаями?
5. Как передвигается пингвин на суше и в воде?
6. Для чего пингвину лапы с перепонками?
7. Умеют ли пингвины летать?
8. Почему пингвину нужно быть толстеньким, с запасом жира?

Предварительный просмотр:

Воспитатель МБДОУ №15 «Светлячок» Морозова Лена Викторовна. Город Коломна, Московская область.

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В. А. Сухомлинский.

На протяжении 4 лет, я работаю над проектом «Интегрированный подход к развитию познавательных и творческих способностей детей», который плавно «перерос» в программу дополнительного образования детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет «Веселые мастерилки», по развитию художественно - творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. И я не раз убедилась в этом, рисуя с детьми и старшего дошкольного возраста и младшего дошкольного возраста.

Творческий процесс завлекает детей, а малышей особенно! Когда на занятиях, я вижу глаза детей, которые блестят от восторга, слышу их смех, вижу, как дети рисуют, нарушая все запреты стандартного рисования, то я в восторге! Когда - то видный педагог Е.А. Флерина писала: «Взяв кисть из банки с красной краской, нельзя её класть в другую краску, прорисовав её, её нужно положить обратно и взять кисть из другой банки, или же промыть кисть водой и вытереть, нельзя мазать стол, руки, лицо и т.п.» А я возражаю, нужно мазать, и не только пальчики, но и ладошки, носик, ступни, и тогда, наши рисунки оживут и петухи закукарекают, и ножки побегут по дорожке, и листья зашелестят на ветру, и медузы на дне океана затеют игру.

Я воспользовалась опытом работы своих коллег в области обучения детей рисованию. Ведь это никем не запрещается и не возбраняется. А позже переработала его, внесла свои коррективы. Исходя из возможностей нашего дошкольного учреждения и особенностей развития наших детей, сделала свои наработки и хочу предложить вашему вниманию развернутые конспекты двух занятий по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования.

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮС ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РИСОВАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«НЕОБЫЧНЫЕ ПТИЦЫ - ПИНГВИНЫ», ПРОВЕДЕННОГО НА ГМО ВОСПИТАТЕЛЕЙ. Воспитатель МБДОУ №15 «Светлячок» Морозова Лена Викторовна. Город Коломна, Московская область.

Программное содержание:

Познакомить детей с пингвинами и средой их обитания;

Расширять представление об окружающем мире;

Закреплять умение рисовать методом тычка;

Развивать познавательный интерес и творческие способности детей.

Материал: магнитофон, телевизор, кассета с видеофильмом «Пингвины», музыкальный диск с записью инструментальной музыки, альбомный лист, жесткая кисть, гуашь: белая, черная, красная, стакан-непроливайка, иллюстрации с изображением пингвинов, мольберт, салфетка.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Приветствие:

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дружок!

Мы живем в одном краю -

Я вас всех приветствую!

2. Целевая установка:

Ребята, сегодня мы узнаем много интересного о необычных птицах.

Послушайте загадку.

Вразвалочку идет, как моряк.

Белый галстук, черный фрак.

В Антарктиде среди льдин

Проводит дни свои …(пингвин)

Покажите, как это они ходят «вразвалочку»?

Мы с вами отправимся в холодный край, в Антарктиду.

А, как вы думаете, где находится Антарктида?

Давайте найдем ее на глобусе.

3. Рассматривание глобуса. Беседа с детьми.

Как вы думаете, что отмечено на глобусе зеленым цветом?

(земля, материки).

А голубым цветом? (моря, океаны, реки, озера).

А что же белым цветом отмечено на глобусе? (снег, льды).

А как вы думаете, где находится Антарктида?

Чем она отличается от других материков?

4. Сюрпризный момент «перемещение в Антарктиду».

А вы хотите побывать в Антарктиде?

Сейчас мы перенесемся с вами в Антарктиду. Садитесь поудобнее, приготовьтесь.

(Дети садятся на пол в кучку, воспитатель накрывает их волшебным снежным покрывалом, звучит музыка).

Дети: Волшебное покрывало над нами расправь,

И в Антарктиду нас отправь!

Где же мы очутились?

Это какая-то неведомая земля. Оказывается, что и здесь есть жизнь.

А кто здесь живет?

5. Встреча с пингвиненком.

Смотрите, кто это нас встречает? Давайте с ним поздороваемся. Пингвины - птицы древние. Они живут в Антарктиде. Около Антарктиды, со стороны Африки, есть маленький островок. Он самый скалистый, покрыт льдами. Вокруг в холодном океане плавают льдины. Всюду крутые скалы, только в одном месте берег низкий - это пингвиний пляж. Зимой здесь бывает очень холодно -80 С.

6. Рассматривание иллюстраций. Беседа с детьми об условиях жизни в Антарктиде.

Ребята, а как вы думаете. Люди здесь живут?

А почему?

А бывают здесь люди? Кто это может быть? (ученые).

Как они сюда добираются?

Благодаря этим отважным людям, мы узнали очень много интересного о животном мире Антарктиды.

А теперь давайте посмотрим фильм об этих необычных птицах.

7. Просмотр видеофильма «Пингвины».

8. Физминутка «Пингвинята».

Бело-черные пингвины

Далеко видны на льдинах.

Вот они шагают дружно,

Для порядка это нужно.

Оттопырили ладошки

И попрыгали немножко.

Крылья вверх чуть приподняли

И быстрее побежали.

9. Беседа с детьми по содержанию фильма. Составление рассказа по схемам.

Пингвины звери или птицы?

Как выглядят пингвины?

Где находятся птенцы после рождения?

Пингвины умеют летать?

Чем они питаются?

Как они высиживают яйца?

Где воспитываются птенцы?

Как пингвины оберегают своих птенцов в непогоду?

Как узнают пингвины своих птенцов?

Где они живут?

Чем же эти птицы необычны? (не летают).

10. Чтение стихотворения Г. Утробиной Пингвины».

Ребята, Анечка знает стихотворение про пингвинов.

Там, где есть снега и льдины,

Весело живут пингвины.

В одеяньях бело-черных,

Неуклюже, но проворно,

Как смешные человечки

С льдин на льдину, как с крылечка,

Скачут весело и живо.

Видеть это - просто диво!

Их походочку вразвалку

Кто не видел - тех нам жалко.

Развеселая картина -

Наблюдать на льду пингвинов!

11. Возвращение в детский сад.

- Ребята, слышите, снова зазвучала волшебная музыка. Нам пора возвращаться в детский сад. Пингвиненку так понравились вы и стихотворение, что он решил отправиться вместе с нами.

Возьмем его с собой в детский сад?

(Дети садятся. Воспитатель накрывает их волшебным снежным покрывалом).

Волшебное покрывало

Над нами расправь.

Обратно домой

Нас отправь.

Вот и оказались мы с вами в детском саду.

Где же мы с вами побывали?

Кого мы там увидели?

12. Целевая установка на рисование.

Ребята, пингвиненок прилетел вместе с нами. Но, смотрите что-то он загрустил. Наверно ему одиноко без друзей. Давайте нарисуем их. Садитесь на свои места.

13. Рисование методом тычка.

Давайте вспомним с вами, как надо рисовать пингвина.

Голова у него какая? (круглая).

Тело у него какое? (овальное).

Крылья какие? (как листочки).

Лапки какие? (как у гусей или уток).

А теперь сядьте правильно, расправьте спинки, ножки поставьте ровно, чтобы было удобно рисовать.

А теперь давайте вспомним, как надо работать с кисточкой.

Кисточку возьмем вот так:

Это трудно? Нет, пустяк.

Вверх - вниз, вправо - влево

Гордо словно королева,

Кисточка пошла тычком,

Застучала «каблучком».

А потом по кругу ходит,

Как девица в хороводе.

Вы устали? Отдохнем

И опять стучать начнем.

Мы рисуем: раз, раз…

Все получится у нас.

(Звучит музыка. Дети самостоятельно рисуют на альбомном листе. В начале дети закрашивают легкими тычками белым цветом туловище, снег и льдины).

14. Пальчиковая гимнастика.

Рисовали снежный ком

Крылья сделаем потом.

Вместо глаз -

Угольки нашлись у нас.

Пингвиненок как живой:

И с хвостом, и с головой.

Ты за крылья не тяни -

Черно-белые они!

(После паузы, дети рисуют легкими тычками черным цветом остальные части туловища. Тонкой кистью рисуют глаза, клюв, лапы).

15. Подведение итогов. Анализ детских работ.

(рисунки развешиваются на мольберте).

Давайте посмотрим, какие рисунки получились у вас. _ Какой пингвиненок получился у Ани, Даши?

(задумчивый, забавный, веселый)

Ребята, посмотрите, как понравились ваши рисунки пингвиненку. Давайте подарим ему еще нашу веселую песенку.

16. Исполнение песни М. Протасовой «Пингвины».

17. Сюрпризный момент.

За нашу песенку, пингвиненок решил сделать нам подарок. Из Антарктиды он привез сладкие снежки и решил всех угостить ими, перед тем как уехать к себе домой. А еще он хочет угостить и наших гостей за то, что они были такими добрыми и внимательными зрителями.

(Ребята поблагодарили пингвиненка, попрощались и ушли в группу).

ЛИТЕРАТУРА

Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты» - М.: Просвещение, 1981г.

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: Просвещение, 1988г.

Гусарова Н.Н. «Техника изонити для дошкольников» - СПб.: Детство Пресс, 2000г.

Давыдова М.А. «Музыкальное воспитание в детском саду» - Москва «Вако» 2006г.

«Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» под ред. Венгера Л.А. - М.: просвещение, 1978г.

«Живопись. Уроки изобразительного искусства» сост. Шитов Л., Ларионов В.Н. - М.: Просвещение, 1955г.

«Изобразительное искусство в школе» под ред. Колокольникова В.В. - М.: Просвещение, 1975г.

Изманов А.С. «Юным любителям кисти и резца» - М.: Просвещение, 1975г.

Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» - М.: Творческий центр СФЕРА, 2004г.

Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. «Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Красота. Радость. Творчество» - М.: Педагогическое общество России, 2000г.

Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М.: Педагогика, 1990г.

Косминская В.Б., Халезова Н.Б. «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей» - М.: Просвещение, 1981г.

Кузина В.С. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах» - М.: Просвещение, 1984г.

«Мир детства: Младший школьник» сост. Захарова А.В., Слободчиков В.И. - М.: Педагогика, 1981г.

Мухина В.С. «Психология дошкольника» М.: Педагогика, 1975г.

Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева Л.В. «Декоративное искусство детям» - М.: Просвещение, 1976г.

Пилюгина Э.Г. «Занятия по сенсорному воспитанию» - М.: Просвещение, 1983г.

Полуянов Ю.А. «Дети рисуют» - М.: Педагогика, 1988г.