Утепление и мелкий ремонт гаражных ворот. Утепление гаражных ворот изнутри: пенопластом, пенополиуретаном, более простые способы утепления



Автомобилисты традиционно много времени проводят в гараже, ухаживая за своими «железными конями». Однако зимой заниматься привычными работами крайне некомфортно, и перед владельцами рано или поздно встает вопрос утепления . Эта мера позволяет решить проблему кардинально, так как через полотно ворот (а обычно это листы стали) тепло улетучивается очень быстро. Утепление гаража не только создает комфортные условия для его владельца, но и позволяет:

  • быстрее завести автомобиль в сильные морозы;
  • продлить срок службы резиновых деталей;
  • предотвратить появление конденсата во внутренних полостях машины;
  • создать нужный температурный режим в овощехранилище, которые часто объединяют с гаражами.

Возможность утепления ворот в гараже зависит от их конструкции.

Какие ворота можно утеплить

Большинство ворот имеют распашные створки, представляющие собой стальные листы, приваренные к металлическому каркасу. Утепление таких ворот обязательно, так как они практически не задерживают тепло. Сделать это несложно, простая конструкция распашных ворот позволяет использовать материалы любой толщины.


Очень популярны в настоящее время подъемные и секционные ворота для гаража. Как правило, они фабричного изготовления. Дверное полотно или отдельные секции представляют собой сэндвич-панели. С внешней стороны они покрыты листовой сталью, а с внутренней уже утеплены вспененным полиуретаном и в специальных мерах по дополнительному утеплению не нуждаются. Подъемные ворота, сделанные своими руками, утепляют так же, как и распашные. Толщина утеплителя для них не должна выходить за размеры рамы. Это же правило относится и к откатным.

Роллетные ворота утеплению не подлежат, так как их конструкция рассчитана на определенную толщину.

При выборе материала для утепления необходимо учитывать его вес. Утяжеление створок может привести к тому, что механизм, при помощи которого ворота двигаются, со временем начнет хуже работать и постепенно выйдет из строя.

Самые популярные материалы для утепления

Хороший утеплитель должен обладать низкой теплопроводностью, тогда достаточно тонкий слой сможет значительно снизить теплопотери. Для утепления ворот гаража чаще всего используют следующие материалы:



Все пенопласты обладают качествами, незаменимыми при утеплении гаражных ворот – низкой теплопроводностью и гигроскопичностью, пожаробезопасностью, химической инертностью.

Как утеплить гаражные ворота

Перед началом работ по утеплению необходимо проверить работоспособность вентиляции в гараже. В процессе не следует перекрывать вентиляционные отверстия утеплителем. Нормальная работа вентиляции способствует понижению влажности и своевременному удалению паров бензина и выхлопных газов.

Разберем подробно, как утеплить гаражные ворота на самой распространенной их конструкции – распашной.

Подготовка поверхности

Внимательно осмотрите внутреннюю поверхность дверного полотна. Большие участки, пораженные коррозией, зачищают щеткой с железной щетиной. Если ржавчина покрыла большую часть стального листа, удобнее и быстрее работать дрелью или болгаркой со специальной круглой насадкой.

После тщательной очистки от ржавчины и обезжиривания наносят антикоррозийную грунтовку.

Изготовление и монтаж обрешетки

В качестве обрешетки используют деревянные бруски или алюминиевый профиль. Крепят обрешетку к раме ворот. Материал для обрешетки отрезают по размеру. Деревянные бруски пропитывают составом двойного действия – от пожара и гниения. К каркасу створок элементы обрешетки крепятся шурупами подходящей длины. Всю фурнитуру на дверном полотне – замки, вентиляционные отверстия, отделывают обрешеткой по периметру.

Гидроизоляция и укладка утеплителя

Перед тем как утеплить ворота в гараже , нужно соблюсти некоторые тонкости обращения с этим материалом. Из всех его разновидностей лучше остановиться на базальтовой вате от известного производителя. Перед укладкой ваты следует позаботиться о гидроизоляции, чтобы материал не впитывал влагу. Хорошие результаты дает покрытие внутренней стороны ворот битумно-полимерной мастикой или отделка самоклеющимся материалом типа «Изолон».

После того, как все металлические части ворот будут покрыты гидроизоляцией, утеплитель нарезают на части такого размера, чтобы он на несколько сантиметров превышал расстояние между брусками обрешетки. Делается это для того, чтобы не появились щели, так как минеральная вата со временем слеживается.

Утеплитель удобнее всего нарезать так: разложить на полу лист ДВП, раскатать по нему минеральную вату, отмерить и с силой провести острым канцелярским ножом.

Поверх минеральной ваты натягивается пароизоляционная пленка и крепится к брускам строительным степлером. После пароизоляции уже утепленные распашные ворота готовы для окончательной отделки. Облицовку производят пластиковой или деревянной вагонкой, профнастилом, листами ОСП. Крепится облицовочный материал к брускам шурупами с пресс-шайбой.

Укладка утеплителя по периметру ворот

Створки ворот очень редко прилегают друг к другу вплотную. Обычно между ними образуется щель, позволяющая свободно закрывать ворота. Чтобы предотвратить утечку тепла через эти щели, используют различные уплотнители. Как правило, они представляют собой самоклеющуюся полоску с резиновым или поролоновым уплотнителем. Для изоляции нижней части ворот данный уплотнитель не подходит. Для этих целей существуют специальные щеточные полосы. Их крепят к нижней части ворот саморезами.

После того, как все щели будут закрыты, утепление гаражных ворот можно считать законченным.

Самостоятельное утепление гаражных ворот - видео


В первую очередь утепление гаражных ворот являет собой конечно же заботу о своем «четырехколесном друге». Если создать хорошие условия для своего автомобиля, то прослужит он намного дольше. Ведь авто тоже может «простудиться» и «заболеть» от слишком холодного или сырого помещения. А как каждый больной, он потребует лечения, которое стоит немалых денег. Поэтому дешевле заранее предупредить «болезнь» и не допускать ее возникновения.

Гараж может использоваться не только, как стоянка автомобиля, но и как склад старых вещей или даже место личного пространства мужчины. Тут может быть небольшая мастерская с набором различных инструментов для создания разных полезных вещей или ремонта. И даже просто комната отдыха для провождения своего досуга в кругу друзей. Поэтому нужно внимательно отнестись к утеплению этого помещения и гаражных ворот, в частности. Чтобы зимой было тепло, а летом прохладно, то есть создать максимально комфортные условия для нахождения внутри.

По законам термодинамики тепло через ворота гаража будут передаваться двумя путями, о которых мы расскажем ниже:

  • Первый путь — это собственно поверхность самих створок (мы ведь рассматриваем ворота, которые закрываются створками), путем передачи тепла от теплого тела к холодному. Под холодным подразумевается внешняя окружающая среда, а теплым соответственно является поверхность ворот.
  • Второй путь – это конвенция теплого воздуха с холодным, которая происходит путем открывания и закрывания створок. При этом теряется огромное количество тепла. В местах неплотного прилегания створок к проему стены тоже идет значительная потеря теплого воздуха.

Поэтому решение двух этих проблем минимизирует потерю тепла и создадут комфортные условия для пребывания внутри гаража в любое время года. Чтобы решить эту задачу следует поставить надежный барьер между теплом и холодом или наоборот в зависимости от сезона. Строительная норма СНиП 21-02-99 говорит, что в зимний период для оптимального нахождения автомобиля в гараже следует поддерживать температуру на отметке +5 градусов Цельсия. Это позволит без проблем завести автомобиль и в его внутренних полостях не будет конденсироваться влага.

Как лучше утеплить гаражные ворота?

Для качественного утепления гаражных ворот современный рынок материалов для сохранения тепла даст широкое поле для выбора. Лучше всего выбрать традиционные на сегодняшний день утеплители, такие как пенопласт , экструдированный пенополистирол и фольгированный вспененный полиэтилен . Эти три теплоизоляционных материала отлично справятся со своей задачей. Ниже мы рассмотрим каждый вариант в отдельности – свойства и поэтапный процесс укладки теплоизолятора на поверхность ворот.

Некоторые могут удивиться почему не была упомянута минеральная вата . Очень просто, лучше не использовать этот материал для утепления гаражных ворот, хотя многие так делают. Минеральная вата обладает свойством хорошо поглощать влагу. А так как гараж — это место где регулярно уровень влажности будет превышать нормальный показатель, тем самым способствуя ее концентрации в этом утеплителе, который теряет от этого свои свойства.

Гараж для автовладельца - не только место хранения автомобиля, но и мастерская, место хранения инструментов, кладовая дачных закаток. В статье мы объясним, какой материал лучше всего подходит для теплоизоляции, и расскажем как утеплить гаражные ворота.

Зачем утеплять ворота в гараже

Установив ворота, автовладельцы со временем понимают, что для поддержания комфортной температуры в осенне-зимний период их необходимо утеплить. Кроме того, сам автомобиль и материальные ценности дольше сохранят свой товарный вид и рабочее состояние, если температура не будет падать ниже 12°, а влажность не превысит 70%. В таком помещении вполне можно устроить мастерскую круглогодичного использования, а дачные запасы не замёрзнут.

Перепад температур в гараже приводят к появлению конденсата, который негативно влияет на антикоррозийные свойства автомобиля

Утепление ворот решит множество проблем и увеличит срок службы автомобиля.

Какие виды гаражных ворот необходимо утеплять

По материалу изготовления ворота могут быть полностью металлическими или деревянными с железной обшивкой. По способу открывания полотна в гаражах устанавливают различные типы ворот:

  • Распашные двупольные с калиткой или без неё;
  • Раздвижные, однопольные или двухпольные;
  • Секционные, подъёмно-поворотные;
  • Роллеты.

Утеплить своими силами можно все виды ворот кроме роллетных. При утеплении секционных ворот также могут возникнуть трудности, так как автоматика рассчитана на вес полотна без утепления. Трудностей не возникнет при утеплении ворот с ручным открыванием, распашных или раздвижных.

Подъёмный механизм может не выдержать большой вес теплоизоляционного материала, потому секционные ворота не рассчитаны на утепление

Выбор правильного утеплителя

Для утепления ворот подходит эффективный теплоизоляционный материал с небольшим весом. Из предлагаемых строительных рынком теплоизоляторов лучшими показателями обладают плиты из минеральной ваты (каменной, базальтовой), вспененного или экструдированного пенополистирола и пенополиуретана. Коэффициент теплопроводности утеплителей при повышенной влажности (условия Б), Вт/(м·°C):

  • Пенополиуретан - 0,04;
  • Пенополистирол вспененный, графитсодержащий или экструдированный - 0,031;
  • Минеральная вата базальтовая 0,044.

Объёмный вес данных материалов колеблется от 25 до 40 кг/м3, и 50 мм любого из них достаточно, чтобы привести полотно ворот в соответствие с действующими нормами по сопротивлению теплопередаче наружных ограждающих конструкций. Эти теплоизоляционные материалы отличаются долговечностью, экологичностью, и не наносят вред природе и здоровью человека при контакте.

Пенополиуретан (ППУ) выпускают в виде плит или двухкомпонентного состава для напыления, экструдированный пенополистирол - плитный материал различной толщины, утеплитель из базальтового волокна производят в виде жёстких и полужёстких плит, а также мягких матов.

Пенополиуретан - искусственный наполнитель ячеистого типа, который является испытанным и безопасным, что подтверждает его широкое использование в повседневной жизни

Для работы предпочтительнее выбирать мягкие базальтовые маты, так как высота конструкции небольшая, утеплитель не нагружается и жёсткость не нужна, а масса матов меньше, чем у плит.

Как утеплить гаражные ворота изнутри

Утепление ворот изнутри своими руками требует предварительной подготовки: после выбора материала утепления необходимо подготовить поверхность, и уже потом приступать к работам.

Подготовка поверхности

Работы проще проводить, когда полотна ворот находятся в лежачем положении. Полотна старых ворот требуют очистки от ржавчины, грунтования и защиты от дальнейшей коррозии. Для очистки можно использовать один из 3-х способов:

  • Химический - обрабатываем поверхность преобразователем ржавчины;
  • Механический - с помощью специальной насадки на дрель или вручную, щёткой с металлической щетиной;
  • Окрасочный - красками, например «Hammerite», которые одновременно являются преобразователями ржавчины, грунтовкой и окрасочным составом.

Болгарка с полимер-абразивной щёткой станет идеальным выбором для зачистки металлической поверхности

Если вы выбрали механический или химический способ, то после обработки и очистки ржавчины поверхность обеспыливают, обезжиривают, грунтуют, затем окрашивают составом по металлу. Грунтовка и краска на основе алкидных, акриловых или пентафталевых смол должна быть рассчитана на эксплуатацию в условиях высокой влажности и большого диапазона температур.

Создание обрешётки

Обрешётка нужна для придания конструкции жёсткости и закрепления утепляющего материала. Обрешётку выполняют в зависимости от размера и конструкции ворот, она может быть из деревянного бруса сечением 50х50 мм или из металлического уголка 50х5 мм.

Деревянный брус крепят по периметру к каркасу полотна ворот, по периметру калитки, засова и замка, затем по горизонтали, с шагом 600 минус 5 мм. Расположение элементов обрешётки размечают на полотнах маркером, бруски желательно использовать цельные, без стыковки.

Обрешётка помогает крепить утеплитель, а также на ней будет держаться лицевой слой облицовки

Обрешётку для плитного теплоизолятора или матов следует выполнять в горизонтальном направлении, чтобы предотвратить возможное сползание утеплителя от собственного веса. Деревянные бруски перед монтажом обрешётки обрабатывают антисептиком для предотвращения гниения, поражения насекомыми и грибковыми болезнями.

Это важно! Для антисептической обработки бруса выбирайте состав со сроком действия 10-25 лет, чтобы через пару сезонов не пришлось делать работу заново.

В случае напыляемого утеплителя направление каркаса не играет роли, но поверхность ворот следует обработать адгезионной грунтовкой для улучшения сцепления ППУ с металлическим листом. Деревянную обрешётку к каркасу полотна крепят оцинкованными саморезами на 1/2 толщины бруса с шагом не более 25 см, металлическую - болтами или сваркой.

Утепление пенопластом

Алгоритм работ:

  1. Плиты пенополистирола нарезают под нужный размер.
  2. Для лучшего сцепления с металлом гладкую поверхность плиты накалывают игольчатым валиком.
  3. Клеящий состав (монтажная пена, клей-пена) наносят по периметру плиты, отступая от края 1,5-2 см, и по центру 1-2 марками.
  4. Плиту прижимают к металлу и фиксируют грузом, выравнивая по уровню обрешётки рейкой-правилом.

Главное правило использования пенополистирола - чем меньше стыков, тем лучше

Клеящий состав не должен попасть на торец теплоизолятора во избежание появления мостиков холода. Щели между плитами заполняют обрезками пенополистирола.

Применение минеральной ваты

Порядок работы:

  1. Мягкие маты из минеральной ваты подрезают по размеру ячеек обрешётки плюс 5 мм на распор.
  2. Маты промазывают клеящим составом по периметру и по центру в 1-2-х местах.
  3. Мат укладывают на место и прижимают для фиксации.
  4. Щели заполняют обрезками материала на монтажную пену.

Так как водопоглощение у минеральной ваты больше, чем у пенополистирола и ППУ, на поверхности матов степлером закрепляют пароизоляционную плёнку (не бытовой полиэтилен!) для предотвращения поглощения материалом водяных паров.

Минеральная вата - гироскопичный материал, потому перед тем как укладывать утеплитель, необходимо позаботиться о гидроизоляции

Использование пенополиуретана

При использовании плитного пенополиуретана процесс утепления схож с теплоизоляцией пенопластом. Если вы решили напылять ППУ, вам понадобится профессиональное оборудование, которое можно взять в аренду, или пригласить бригаду профессионалов. Это обойдётся дороже, но гарантирует качественный результат.
Утепление пенополиуретаном подходит для секционных ворот, так как сам материал имеет малый объёмный вес.

Это важно! При выполнении напыления необходимо пользоваться защитным костюмом, очками, респиратором, работу вести на воздухе или в помещении с хорошей вентиляцией.

Выполнение работы: напыление ведут послойно, следя за толщиной материала, чтобы она соответствовала толщине обрешётки. После застывания ППУ излишки пены срезают.

Перед покрытием ворот пенополиуретаном необходимо закрыть отверстия и части ворот, в которые не желательно попадание пены

Финишная облицовка

Финишная отделка не только сделает более привлекательным, обжитым пространство гаража, но она также защитит пенополиуретан и пенополистирол от разрушительного действия солнечного света.

Внутреннюю отделку ворот можно выполнить из множества материалов:

  • Влагостойкая фанера - классический вариант отделки с отличными характеристиками;
  • Плита ОСВ - ориентированно-стружечная плита качественный материал для наружной и внутренней облицовки;
  • Вагонка деревянная;
  • Вагонка пластиковая;
  • Листовой пластик непрозрачный.

Для предотвращения появления мостиков холода при металлической обрешётке, перед креплением финишной отделки желательно проклеить полки каркаса и уголков фольгированным скотчем.

Материалы нарезают по размеру полотна. Для крепления пластиковой вагонки - сайдинга по периметру полотен монтируют соединительный П-образный профиль. Облицовка крепится к обрешётке саморезами в специальные пазы, при креплении саморезы не докручивают до упора, оставляя зазор в 1,5 мм на температурное расширение. Ориентация сайдинга может быть как горизонтальной, так и вертикальной.

Фанеру, плиты ОСВ, вагонку после монтажа необходимо грунтовать антисептиком и окрасить составом по древесным материалам для наружных работ, уделяя особое внимание защите торцов, так как с них начинается гниение и заражение грибком.

Общий вид утеплённых ворот после облицовки влагостойкой фанерой

Для отделки секционных ворот можно использовать фольгированный утеплитель из вспененного пенополиэтилена, закрепляя его аналогичной клейкой лентой, или листовой пластик, который крепится степлером к утеплителю.

Достоинство искусственных материалов для обшивки - неподверженность гниению, долговечность и простота в уходе, недостаток - выделение при горении вредных веществ.

Крепление уплотнителей

Особое внимание нужно уделить уплотнению притворов, так как потеря тепла через щели составляет до 30% от всех теплопотерь. Уплотнение может быть одноконтурным, когда уплотнитель крепят по контуру проёма, двухконтурным, с креплением профилей на проём и полотна ворот.

Резиновый уплотнитель за счёт удлинённого хвоста отлично крепится в щели

Герметизацию притворов выполняют специальными уплотнителями:

  • Резиновые имеют разные формы (плоские, круглые, трубчатые), выбор зависит от размера щелей;
  • Силиконовые чаще всего выпускают в виде ленты: они мягкие и эластичные, предназначены для заполнения небольших щелей;
  • Щеточные снабжены ворсом разной высоты, пропитанным защитным составом, имеют срок службы не менее 8 лет;
  • Пенополиуретановые - принимают форму щели, устойчивы к перепаду температур, но боятся света.

Уплотнитель закрепляют по трём сторонам проёма на саморезы или клей, на створки ворот по центру и на створки по низу. В нижней части полотен при большой щели лучше использовать щёточные уплотнители, по периметру проёма - трубчатые, на стыке створок - силиконовые. Если у ворот есть калитка, то уплотнительные профили следует закрепить по периметру проёма в полотне.

Видео: утепление гаражных ворот своими руками

Выполнение утепления не составит труда для владеющего инструментами человека. Требуется только небольшие финансовые вложения и время для осуществления задуманного. Проведение работ в соответствии с технологией поможет создать комфортные условия в вашем гараже даже во время зимних морозах.

Если гараж не утеплен, то он превращается просто в навес от дождя. Автомобиль хоть и не человек, но отрицательные температуры по зиме ему тоже противопоказаны. Для начала необходимо выполнить утепление гаражных ворот, через которые и уходит на улицу большая часть тепла. Здесь возможен как вариант банального избавления от сквозняков с помощью уплотнителей на дверях, так и более сложные работы с монтажом теплоизоляционных материалов.

Зачем и как следует утеплять гараж

Малоопытные автолюбители не придают большого значения утеплению гаражного помещения. Есть гараж для машины и уже хорошо. А в скором времени они с удивлением обнаруживают, что корпус автомобиля начинает ржаветь. Все дело во влажности. Холодный уличный воздух, проникая сквозь ворота без утепления, вызывает перепад температур, что приводит к появлению конденсата.

Качественно утепленные ворота гаража – залог долголетия автомобиля

Запотевание в гараже происходит и зимой и летом. Здесь влияние оказывает как остывающий двигатель, так и изменение температуры на улице в течение суток. В результате повышенная влажность способствует развитию плесени, от которой страдает сам автомобиль и все находящееся вместе с ним в помещении. Вначале незаметно, но металлические изделия, корпус и электропроводка начинают ржаветь, а отделка салона трескаться.

Второй момент – это само гаражное помещение. Хозяева машин используют его не только в качестве места стоянки для авто, но и нередко оборудуют в нем мастерскую, столярку и просто клуб по интересам для друзей. Если ворота и стены гаража хорошо утеплены, то работать внутри будет гораздо комфортней. Ремонтировать машину на морозе – то еще удовольствие.

Обратите внимание! По нормативам температура в гараже должна поддерживаться на уровне не ниже +5 0 С. Этого достаточно, чтобы двигатель запускался без дополнительного прогрева, а кузов не ржавел.

В большинстве случаев в гараже стены делают толстыми и надежными. Холод внутрь в основном попадает через ворота, которые и необходимо тщательно утеплить. Задача такой теплоизоляции – максимально сократить утечки теплого воздуха сквозь гаражные двери. От остывающего двигателя тепла исходит немало, надо только не дать ему улетучиться на улицу сквозь дверные прорехи.

Если гараж сделан из профиля, то утеплять придется изнутри и ворота и стены

Чтобы минимизировать выпадение конденсата, в любом помещении необходимо делать вентиляцию. Но в гараже лучше обойтись простой вытяжкой с естественной циркуляцией. Причем она должна быть выполнена так, чтобы ее можно было перекрыть. Тепла и так не слишком много, отопления нет, воздухообмен при сильных морозах надлежит снижать до минимума.

Виды ворот и особенности их теплоизоляции

Существует несколько типов “дверей” для въезда в гараж автомобилей. В одних случаях проще купить готовые утепленные гаражные ворота, а в других сделать их теплыми можно своими руками уже после установки. Однако не всегда желание мастерить что-либо самостоятельно благоразумно. Есть воротные конструкции, которые утеплить качественно самому достаточно проблематично.

Въездной проем гаража можно закрыть воротами следующих типов:

  • распашными;
  • подъемно-поворотными;
  • секционными;
  • рулонными.

Распашная конструкция является самой распространенной и представляет собой одну или пару створок, открывающихся наружу. Эти классические двери востребованы благодаря простоте монтажа, надежности и антивандальной защищенности. Они делаются из металлических листов в 2–3 мм толщиной и усиливаются уголком. Изготовить их и потом утеплить своими руками легче легкого.

На тепловизоре хорошо видна утечка тепла сквозь гаражные ворота

В подъемно-поворотной модели створка поднимается под потолок. В большинстве случаев это изделия, которые изготавливаются и утепляются внутри различными материалами в заводских условиях. Эти цельные сэндвич-панели делаются из двух листов металла и пенополиуретана между ними. Утеплять их дополнительно не нужно, достаточно лишь правильно по инструкции выполнить монтаж и установить уплотнители.

Секционные ворота – усовершенствованный аналог подъемно-поворотной конструкции. Только состоят они не из единого полотна, а из нескольких горизонтально соединенных секций, которые при открывании складываются гармошкой либо по направляющим сдвигаются под потолок.

Роллеты представляют собой спускающееся/поднимающееся полотно, состоящее из отдельных узких пластин, которые при закрывании наматываются на вал под потолком. Как и секционный вариант, рулонные ворота уже идут с утеплителем внутри ламелей. Если куплена конструкция без теплоизоляционного материала, то утеплять ее самостоятельно сложно. Надо будет впрыскивать внутрь секций полиуретановую пену.

Совет! Если гараж расположен в северных районах, то лучше для него выбрать распашные ворота. Только их можно хорошо утеплить своими руками, создав внутри приемлемые условия для хранения авто.

Готовые, уже теплые, рулонные и секционные ворота промышленного изготовления не способны держать тепло при сильных морозах. Однако дополнительно произвести их теплоизоляцию достаточно проблематично. Для южных регионов они вполне пригодны, а в Сибири лучше устанавливать распашную утепленную альтернативу.

Какой теплоизоляционный материал выбрать

Прежде чем начинать утеплять своими руками ворота в гараже, необходимо грамотно подобрать теплоизоляцию. Ассортиментная линейка утепляющих материалов огромна, однако не все они сгодятся для утепления автомобильного “дома”.
Для самостоятельной термоизоляции гаражных ворот подойдут:

  1. Плитные пеноплекс или пенопласт.
  2. Напыляемые пенополиуретан или пеноизол.

Последний вариант даст фору остальным по огнестойкости, однако влагостойкостью он сильно им уступает. Минеральная вата дешевле, но при равных показателях теплопроводности слой ее будет толще и тяжелее, нежели у пенополистирола и пенополиуретана.

Сравнительный анализ самых ходовых утеплителей

Для утепления гаражных ворот лучше всего взять одну из разновидностей минваты. Этот рулонный материал проще монтировать, но главное – он не боится огня. О вспененных и напыляемых альтернативах на основе полимеров подобного сказать нельзя. Они, несмотря на все пропитки и присадки, все равно остаются пожароопасными.

Совет! Благодаря своей не горючести минвата – оптимальный вариант для теплоизоляции гаражного помещения. Чем меньше горючих и легковоспламеняющихся материалов использовано при обшивке, тем безопасней оставлять в нем автомобиль.

Главное преимущество минваты перед другими утеплителями – негорючесть

Также можно воспользоваться теплоизоляционной краской. Для ее нанесения достаточно обычной кисти. После высыхания термокраски на дверном полотне образуется полимерно-керамическая пленка с высокими теплоизоляционными характеристиками. Но наносить ее на ворота придется в несколько слоев, формируя покрытие нужной толщины и изоляционных свойств.

После утепления ворот температура в гараже уже не будет постоянно колебаться, что снизит риск выпадения конденсата. Большинство утеплителей монтируются с фасадной стороны зданий. Но гаражные двери утеплять снаружи непрактично и попросту неразумно. Не зря же их делают из прочного железа, защита от вандалов и воров автомобилю не помешает.

Секции уже наполнены теплоизолятором и не имеют мостиков холода, надо лишь следить за резиновыми уплотнителями

Если утеплитель закрепить на гаражных воротах снаружи, то их невозможно будет полностью открыть. Конструкция распашных створок не позволит их в этом случае раскрыть настежь, а секционные модели просто не рассчитаны на подобные изменения, они не смогут сложиться даже наполовину. Плюс теплоизоляционный материал снаружи могут банально поджечь. Остается только вариант с монтажом изнутри.

Как самостоятельно утеплить гаражные ворота

Существует три метода утепления дверей в гараже:

  1. Применение уплотнителей для закрытия щелей.
  2. Монтаж теплоизоляционных материалов на полотно створок.
  3. Навешивание шторки-завесы.

Для теплоизоляции распашных и подъемно-поворотных ворот можно и нужно применять все три способа. А если на входе в гараж установлена секционная или рулонная конструкция, то утеплить ее удастся только при помощи первого и последнего приема.

Уплотнители – борьба со сквозняками

Насколько бы точно не подгонялись по размеру ворота, все равно неизбежно появляются щели. Чтобы ликвидировать сквозняки, зазоры между створками, а также в местах их соединения с полом, потолком и стенами следует закрыть уплотнителем. Он заполняет собой просвет и предотвращает выход теплого воздуха из помещения.

Для утепления рулонных ворот уплотнитель приклеивается внутри гаража по полу

Уплотняющая вставка может быть:

  • силиконовой;
  • резиновой;
  • в виде нейлоновой щетки с восковой пропиткой.

Морозостойкие гаражные уплотнители выпускаются в форме трубок и лент с самоклеящейся подложкой или без нее. Во втором случае для их крепления понадобится соответствующий клей. Дольше всего прослужит щеточный вариант, но и стоит он дороже.

Совет! Монтаж уплотнителей производится на створки, воротную раму либо на несущие конструкции по периметру створа. Но гораздо лучше, когда уплотняющий материал приклеивается с двух сторон так, чтобы вставки соприкасались между собой.

Использовать для уплотнения щелей в воротах гаража монтажную пену не рекомендуется. Конечно, с ее помощью можно создать надежную преграду для сквозняка. Однако при постоянном закрывании/открывании дверей слой пены быстро разрушится. Да и на открытом воздухе она начинает рассыпаться. Но как вариант на одну зиму ее вполне хватит.

Между двух уплотнителей создается воздушная подушка, которая препятствует вытягиванию тепла из гаража

Помимо заводских изделий гаражный уплотнитель можно сделать из подручных средств: резинового шланга или куска автомобильной камеры. Но износоустойчивость у этих вариантов заведомо ниже специально предназначенных для этого морозостойких вкладышей.

Утеплитель в гаражных створках – базовая теплоизоляция

Одних уплотнителей для качественной термоизоляции ворот гаража редко когда бывает достаточно. Зачастую приходится полноценно утеплять створки. При этом необходимо подготовить их металлические детали, очистив от ржавчины и окрасив, а потом обшить все сверху декоративными панелями или деревом.

Схема монтажа теплоизоляционного материала в полотно дверей гаража

Для утепления створок гаражных ворот следует:

  1. Зачистить ржавчину на металле дверного полотна, а потом покрасить его для гидроизоляции битумной мастикой.
  2. Закрепить на створках саморезами каркас из бруска сечением 20–25 мм.
  3. Заполнить образовавшиеся соты утеплителем (напенить пенополиуретан, раскроить и приклеить пеноплекс или вставить нарезанную по размеру минвату).
  4. Обшить каркас ОСП, вагонкой или ламинированным МДФ.

Древесные плиты для обшивки ворот гаража следует использовать исключительно влагостойких типов. Обычная ДВП или фанера разбухнут и покоробятся. Лучше вовсе взять ламинированные листы. Стоят они дороже, но прослужат в гаражном помещении без отопления дольше.

На заметку! Закрепленный на гаражных воротах утеплитель можно не обшивать деревом. Достаточно закрыть его пенофолом или иным плотным фольгированным материалом.

Обшивка фольгой позволит дополнительно утеплить гаражные створки. Только крепить ее надо слоем алюминия внутрь, тогда тепло будет отражаться обратно в помещение. Немного, но даже удержание этой тепловой энергии внутри поможет снизить влажность.

Штора – дополнительная защита

В качестве дополнения к теплым воротам на входе в гараж для повышения его теплоизоляции можно повесить штору. Для нее необходимо натянуть канат либо закрепить вместо него стальную трубу диаметром 15–20 мм. Главное, чтобы завеса была сделана из плотного материала (брезента или ПВХ).

Брезентовое полотнище хорошо предотвращает утечку тепла

Вместо брезента можно повесить вертикальные полосы полиэтилена. Подобную защиту используют на автомойках и в мастерских. Предельно просто, но вполне надежно – тепла из гаражного помещения будет улетучиваться гораздо меньше.

Подборка видео уроков по теме

Технология утепления старых ворот в гараже:

Как заделать щели на гаражных воротах:

Внутренняя обшивка ворот отапливаемого гаража:

Самостоятельное утепление входного проема и ворот гаража не должно вызвать трудностей. Не стоит считать это излишеством, автомобиль в теплом помещении без конденсата хранить безопасней, ржа его не тронет. Для этого достаточно утеплить гаражные двери пеноплексом или минватой, а также закрыть щели резиновым или силиконовым уплотнителем. А в качестве дополнительной преграды для холодного воздуха можно повесить брезентовую штору.

Современные изоляционные материалы можно применять для утепления любых помещений и поверхностей. И если ранее мы рассказывали, как утеплить дом и его отдельные элементы, то теперь настал черед гаража.

Если вовремя не изолировать ворота от холода, он мало спасает автомобиль от низких температур. Более того, замерзший конденсат намертво схватывает ворота и по утрам приходится с боем отвоевывать каждый сантиметр. Да и работать, как предпочитают многие автомобилисты, не получится - если на улице -15, то и в гараже не намного больше. Мы расскажем, как утеплить гараж изнутри, какие материалы для этого использовать и, главное, как это сделать собственноручно.

Общая информация

Этот раздел мы посвящаем тем, кто сомневается, нужно ли утеплять гараж. Дело в том, что металлические ворота - самая большая теплоотдающая поверхность этого помещения. Теплоизоляция нужна не только для зимы, хотя это и естественно. Летом, когда на улице жара, в помещении за счет изолированных ворот сохранится комфортная температура.

Ниже на рисунке вы увидите, каким образом и в каком объеме уходит тепло.

И если самоощущение это вопрос личных приоритетов, то для автомобиля утепление гаража является просто необходимой мерой. При резком изменении температуры, когда машина заезжает с улицы, образуется конденсат. Он скапливается на внутренних и внешних поверхностях, что значительно ускоряет коррозию. А если к этому прибавить воздействие реагентов на днище автомобиля, которыми посыпают улицы от наледи, то средний срок эксплуатации сокращается до 5 лет.

В утепленном гараже можно споласкивать днище авто ежедневно, чтобы сократить негативное воздействия соли и прочих химических веществ.

Внутренние или наружные работы

Если в жилом доме внутреннее утепление практикуется от безысходности (запрет властей, внешняя сторона выходит в шахту и т.д.), то для гаража это единственно верное решение. Та часть, которую требуется утеплить, должна быть мобильной - открываться и закрываться без каких-либо препятствий. Если с внешней стороны крепить материал, никакого эффекта он не окажет, но при этом будет затруднять движение створок.

Внутренние работы в таких помещениях гораздо более предпочтительны. Во-первых, они отлично удерживают тепло внутри, но при этом конденсат не успевает скапливаться из-за постоянной вентиляции. Во-вторых, при качественном креплении они не будут никаким образом мешать раскрытию или закрытию. В-третьих, современные изоляционные материалы очень легкие, потому не могут нагрузить всю конструкцию и затруднить ее ход.

Подавляющее большинство имеют распашную конструкцию, в основе которой несущая рама и металлические листы. Этот вариант подлежит обязательной изоляции, так как сам по себе металл отличный проводник тепла и при этом на нем скапливается конденсат в огромном количестве. Утром их невозможно открыть, а вечером закрыть, так как к нижней кромке налипает наледь.

Готовые секционные или подъемно-поворотные конструкции уже укомплектованы изоляционным материалом между панелями (по сути, это сендвич), и этого вполне достаточно для качественного сохранения тепла внутри.

Сократить потери поможет калитка. При ее наличии нет необходимости открывать сразу всю створку, теряя температуру, достаточно воспользоваться калиткой, чтобы попасть внутрь.

Какой выбрать материал

Сразу напрашивается ответ - тот, который способен сохранить постоянную температуру в помещении. Выбор материала зависит от коэффициента теплопроводности. При огромном разнообразии ассортимента мы приведем лишь несколько, которые с одной стороны, являются типичными и потому знакомыми, с другой - отлично справляются с поставленными задачами.

Минеральная вата

Отличается по применяемому сырью. Шлаковата изготавливается из отходов металлургии, стекловата - стеклянного боя и кварцевого песка, каменная - из глины, базальта или известняка. Какой выбрать и чем обшить ворота гаража изнутри, зависит только от личных предпочтений. Весь ряд выпускается в прямоугольных плитах, легко крепится на вертикальную поверхность и закрепляется грибками. Не гниет, не сминается, минимальный срок эксплуатации - 10 лет с полным сохранением качественных зарактеристик.

Если для утепления гаражных ворот изнутри используется стекловата, во избежание травм ее необходимо закрыть панелью. Это может быть лист ЛСП или ДВС, гипсокартон или любой другой, который полностью скроет утеплитель внутри.

Пенополистирол/пенопласт

Это усовершенствованная разновидность пенопласта, который, к слову, также отлично подходит для работы. Основное отличие пенополистирола от пенопласта заключается в плотности и прочности, но этот параметр очень важен для утепления домов и квартир, где люди находятся постоянно. В остальном - разницы никакой нет. И если вы ищете, как утеплить гаражные ворота изнутри своими руками, то пенопласт/пенополистирол будет идеальным вариантом. Крепится грибками, швы дополнительно закрываются скотчем, можно использовать в качестве финишной отделки лист ДСП, но это не обязательно.

У пенополистирола очень низкий коэффициент гигроскопичности, что идеально подходит именно для гаражных боксов.

Пенополиуретан

Самый современный и дорогой способ утепления стен, вертикальных и горизонтальных поверхностей. Представляется собой смесь двух жидких полимеров, вспененных углекислым газом. Наносится на стены или ворота путем пульверизатора, уже на поверхности расширяется, заполняя все поры и обеспечивая тем самым самый высокий класс защиты.

Но для ворот такой способ не подходит. Учитывая то, что это изначально жидкий состав, у него адгезия небольшая и качественной сцепки с металлом не будет. Для фиксации придется делать обрешетку, на которую уже и напыляется пульверизатором. Назвать такую работу рациональной невозможно, так как есть куда более эффективные и простые варианты утеплить ворота гараж изнутри. Можно, конечно, купить уже готовые панели из пенополиуретана, которые готовят в заводских условиях, но по цене они получатся в 2,5 раза дороже пеноплекса, а способ фиксации и принцип работы идентичен.

Подготовка к утеплению

В предварительной подготовке нуждается не только металл, но и дерево, но изначально мы будем говорить именно о металлической конструкции.

  1. Внутренняя поверхность зачищается от ржавчины, остатков краски и грязи. Делать это проще всего с помощью металлической щетки или дрелью с насадкой корщетка.

Если ржавчины много, лучше обработать специальной абразивной насадкой на болгарку «Пиранья». Она полностью счищает верхний слой и делает это очень быстро. Во время работы ворота надо поливать водой, на сухую щетка плохо соскабливает краску.

  1. После того, как створки очищены, их следует обработать антикоррозийной грунтовкой, которую рекомендуется распылять для равномерного покрытия. Если же грунтовка будет наноситься кистью, то делаете это в 2 слоя перпендикулярно друг другу.
  2. Под любой материал - минеральную вату или пенопласт - укладывается гидроизоляция для удаления конденсата и исключения риска коррозии.
  1. Минеральная вата имеет свойство постепенно слеживаться и уменьшаться в размере, поэтому в обрешетку ее закладывают очень плотно, буквально вбивая углы.

  1. При работе с пенопластом делаете минимальное количество стыков и также забиваете его очень плотно в ячейку. Для фиксации пенопласта или пеноплекса отлично подходит монтажная пена.

ВИДЕО: Как резать пенопласт ножом

ВИДЕО: Как приклеить пенопласт монтажной пеной

  1. Перед тем, как наносить пенополиуретан, все петли и запорные механизмы закрываются монтажным скотчем. Для работы используется спецодежда и маска.

ВИДЕО: Как утепляют пенополиуретаном

И последнее, на что следует обратить внимание тех, кто решил утеплить гаражные ворота изнутри - прилегание створок. Более 50% тепла теряется именно из-за их неплотного прилегания. Достаточно приклеить по периметру резиновый уплотнитель, как проблема будет решена. По низу лучше использовать специальный щеточный уплотнитель.

А так выглядит щетка для нижней кромки ворот

ВИДЕО: Как правильно утеплять гаражные ворота изнутри