Социальная направленность во внеурочной деятельности. Гармония с собой


  • Щукина Елена Владимировна

Ключевые слова

СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / СОВРЕМЕННАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МАЛАЯ ГРУППА

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы - Щукина Елена Владимировна

В статье рассмотрена проблема формирования позитивной социальной направленности студенческой молодежи в учебно-воспитательном процессе учебного заведения третьего и четвертого уровней аккредитации. Показана актуальность этого процесса в условиях становления рыночной экономики и внедрения Болонского процесса, порождающего существенные изменения в организации, целях, задачах учебно-воспитательного процесса. В контексте социально-педагогического исследования представлена доминирующая роль студенческого коллектива в формировании позитивной направленности. Отмечена важность целенаправленного влияния воспитательной системы на формирование целостной, позитивно ориентированной личности. Существенным компонентом современной модели воспитания специалиста является становление человека творческого, ориентированного на социальные, гуманистические и общечеловеческие ценности, способного осуществлять самостоятельный выбор, работать в коллективе и руководить им, принимать эффективные решения в различных производственных и жизненных ситуациях. В ходе исследования было продемонстрировано, что при условии обеспечения эффективного сотрудничества педагогов со студенческой молодежью и малыми группами студентов (академической группой, учебным курсом, факультетом, в том числе со студенческим самоуправлением, волонтерскими молодежными объединениями, малыми группами по интересам) формирование позитивной социальной направленности оптимизируется. Данная разветвленная и сложная иерархия малых групп определяет систему социально-педагогических воздействий, которые обеспечивают эффективность развития личности в направлении позитивной установки. Такая трактовка не исключает возможности и значимости целенаправленного воздействия штатных воспитателей учебного заведения (кураторов групп) на становление позитивной социальной направленности студенческой молодежи. Эффективность проведенной работы подтверждена лонгитюдным характером исследования.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике, автор научной работы - Щукина Елена Владимировна,

  • Формирование позитивной социальной направленности студенческой молодежи в рамках модернизации высшего образования

    2015 / Болгова Мария Алексеевна, Ветрова Екатерина Александровна
  • Модель формирования инокультурного пространства студенческой молодежи средствами хореографического искусства

    2012 / Радченко Ирина Владимировна
  • Социально-культурные технологии формирования корпоративной культуры студенческой молодежи

    2014 / Пешкова Валентина Павловна
  • Формирование гуманистической направленности в общении детей дошкольного возраста

    2018 / Терещенко Ольга Геннадьевна
  • Конвенциональные отношения как основа делового общения в студенческом коллективе

    2010 / Лубенец Мария Юрьевна

Creation of a Positive Social Orientation Among Students

The paper is concerned with the problem of positive social orientation among students in educational in-stitutions of higher learning (third and fourth levels of accreditation). This problem is especially topical during the evolvement of the market economy and implementation of the Bologna process, which generates significant changes in the organization, goals and tasks of educational process. The dominant role of students’ collective in shaping positive social orientation in socio-pedagogical context is examined. Importance of purposeful impact of educational system on formation of a comprehensive, positively oriented personality is underlined in the article.Research has shown that small interest groups are optimized for formation of the positive social orienta-tion, providing the effective cooperation between teachers and small groups of students, groups of academic, educational courses, faculties, including a student government or volunteer youth groups. The system of the social and educational impacts of small groups is determined by an extensive and complex hierarchy, which provides efficiency and development of an individual towards a positive direction. The author emphasizes the importance of targeting of the influence of the educational system on the formation of a completely positively oriented person. The effectiveness of the work done was proved by longitudinal nature of the study.

Текст научной работы на тему «Формирование позитивной социальной направленности студенческой молодежи»

^^^^ЙЙЙЙЙЙЙЙЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 19, № 1, 2015 ШМ™ УДК 159.92-057.875 DOI: 10.155077Inted.078.019.201501.030

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Е. В. Щукина (Институт проблем воспитания Национальной академии педагогических наук Украины, г. Киев, Украина)

В статье рассмотрена проблема формирования позитивной социальной направленности студенческой молодежи в учебно-воспитательном процессе учебного заведения третьего и четвертого уровней аккредитации. Показана актуальность этого процесса в условиях становления рыночной экономики и внедрения Болонского процесса, порождающего существенные изменения в организации, целях, задачах учебно-воспитательного процесса. В контексте социально-педагогического исследования представлена доминирующая роль студенческого коллектива в формировании позитивной направленности. Отмечена важность целенаправленного влияния воспитательной системы на формирование целостной, позитивно ориентированной личности. Существенным компонентом современной модели воспитания специалиста является становление человека творческого, ориентированного на социальные, гуманистические и общечеловеческие ценности, способного осуществлять самостоятельный выбор, работать в коллективе и руководить им, принимать эффективные решения в различных производственных и жизненных ситуациях.

В ходе исследования было продемонстрировано, что при условии обеспечения эффективного сотрудничества педагогов со студенческой молодежью и малыми группами студентов (академической группой, учебным курсом, факультетом, в том числе со студенческим самоуправлением, волонтерскими молодежными объединениями, малыми группами по интересам) формирование позитивной социальной направленности оптимизируется. Данная разветвленная и сложная иерархия малых групп определяет систему социально-педагогических воздействий, которые обеспечивают эффективность развития личности в направлении позитивной установки. Такая трактовка не исключает возможности и значимости целенаправленного воздействия штатных воспитателей учебного заведения (кураторов групп) на становление позитивной социальной направленности студенческой молодежи. Эффективность проведенной работы подтверждена лонгитюдным характером исследования.

Ключевые слова: социальная направленность; современная рыночная экономика; права человека; социальное воспитание; социализация; малая группа.

CREATION OF A POSITIVE SOCIAL ORIENTATION AMONG STUDENTS

E. V. Shchukina (Institute of Problems of Upbringing of National Academy of Pedagogical Sciences, Kiev, Ukraine)

The paper is concerned with the problem of positive social orientation among students in educational institutions of higher learning (third and fourth levels of accreditation). This problem is especially topical during the evolvement of the market economy and implementation of the Bologna process, which generates significant changes in the organization, goals and tasks of educational process. The dominant role of students" collective in shaping positive social orientation in socio-pedagogical context is examined. Importance of purposeful impact of educational system on formation of a comprehensive, positively oriented personality is underlined in the article.

Research has shown that small interest groups are optimized for formation of the positive social orientation, providing the effective cooperation between teachers and small groups of students, groups of academic, educational courses, faculties, including a student government or volunteer youth groups. The system of the social and educational impacts of small groups is determined by an extensive and complex hierarchy, which provides efficiency and development of an individual towards a positive direction. The author emphasizes the importance of targeting of the influence of the educational system on the formation of a completely positively oriented person. The effectiveness of the work done was proved by longitudinal nature of the study.

Keywords: social orientation; the modern market economy; human rights; social education; socialization; small groups.

На пути становления рыночных отношений перед учебно-воспитательной системой высшего образования все более актуальной становится проблема воспитания квалифицированного специалиста и руководителя, социально компетентной личности с демократическим мировоззре-

нием, личности, стремящейся к самообразованию, саморазвитию и являющейся конкурентоспособной на рынке труда. Среди компонентов, присущих современной модели воспитания специалиста, особое значение приобретает становление человека творческого, ориентированного

© Щукина Е. В., 2015

на социальные, гуманистические и общечеловеческие ценности, способного осуществлять самостоятельный выбор, работать в коллективе и руководить им, принимать эффективные решения в различных производственных и жизненных ситуациях.

Решению этих задач должна помочь высшая школа, которая осуществляет подготовку качественно нового поколения специалистов. На фоне названных коренных изменений, требующих педагогического обеспечения, проблема позитивной социальной направленности приобретает все большую актуальность на всех уровнях - от студенческой академической группы до масштабов государства. Рост социальной роли человека, возможностей ее влияния на социум и одновременно рост зависимости от социума столь значительны, что возникает потребность не просто в квалифицированных специалистах, а в социально-ориентированных, высококультурных и ответственных гражданах с развитым чувством собственного достоинства и коллективного коммуникативного сознания. Это подтверждает необходимость воспитания у студенческой молодежи глубокого осознания взаимной связи между идеями личных прав и свобод человека и гражданина и гражданской ответственностью.

Тем не менее, очевидно наличие противоречия между общественными потребностями по обеспечению прав и свобод, общественными условиями их удовлетворения, состоянием социального сознания современного общества и моральными установками каждого человека. Данные противоречия объясняются длительным пренебрежением общечеловеческими ценностями, невниманием к студентам и преподавателям как к личностям, абсолютизацией технократического мышления, чрезмерной и навязываемой его политизацией, неправомерным игнорированием коллективистского воспитания, отброшенного некоторыми современными теоретиками и практиками педагогики. Такая ситуация усугубляется недостаточным вниманием к воспитательной роли учебного заведения.

Высшая школа осуществляет определяющее влияние на качество и средства реализации социальной политики. Это влияние отражается не только в обеспечении научного прогресса, но и в общекультурном развитии, становлении гражданских добродетелей, формировании высокой морали интеллектуальной элиты страны, ответственном отношении к общественным ценностям, росте личной творческой активности, активном участии в самоуправлении, деятельности общественных организаций, в том числе волонтерских.

В корне изменились цели и задачи воспитания студенческой молодежи, содержание, методы и условия социального становления личности. Эффективность студента во время обучения, инженера-специалиста по окончании определяется системой компетентностей, которые он (студент) приобретает в стенах учебного заведения и во время внеаудиторной деятельности. В таких условиях особое значение приобретает формирование положительной направленности личности студентов как объективный социально-педагогический процесс. Позитивная направленность личности определяет ее стремление (мотивацию) к получению высокого уровня квалификации, который включает оптимальный уровень знаний, умений и навыков как специалиста (музыканта, агронома, металлурга, учителя), так и не менее высокий уровень компетентности коммуникативной и корпоративной. Будущий выпускник обязан не только отлично разбираться в базовых принципах своей профессии, но и быть социально компетентным - быть инженером-руководителем, организатором производства, владеющим основами создания и развития коллектива.

Формирование направленности личности - многоаспектный процесс, включающий в себя педагогические (воспитание и самовоспитание), социальные (объективные условия жизнедеятельности, социальная среда), психические (особенности психической организации, психического типа), социально-педагогические воздействия. Эти влияния определяют сущност-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 19, № 1, 2015

ные характеристики и динамику изменений во взглядах, ориентирах, поведении студентов, обеспечивая как непосредственное, так и опосредованное влияние на становление личности студента.

Следует отметить, что непосредственной средой, в которой происходит формирование позитивной социальной направленности студенческой молодежи во внеаудиторной деятельности выступает сфера прямого общения студентов. Предлагаемое исследование осуществлялось в предметном поле социальной педагогики. Поэтому определяющими в формировании позитивной социальной направленности студентов во внеаудиторной деятельности признаны те малые социальные группы, в которых студент осуществляет социальные коммуникации. Такими малыми группами в контексте социально-педагогического исследования выступают академическая группа, учебный курс, факультет, студенческое самоуправление, волонтерские молодежные объединения, малые группы по интересам, а также само учебное заведение. Именно эта разветвленная и сложная иерархия малых групп определяет систему социально-педагогических воздействий, обеспечивающих эффективность развития личности в направлении позитивной направленности. Эта трактовка не исключает возможности и значимости целенаправленного воздействия штатных воспитателей учебного заведения (кураторов групп) на становление позитивной социальной направленности студенческой молодежи.

Методологической основой формирования положительной направленности личности в контексте социальной педагогики являются в первую очередь исследования А. С. Макаренко. Исследования в этом контексте осуществлялись такими известными учеными, как Б. Г. Ананьев, И. Д. Бех, Л. И. Божович, Л. П. Буева, Т. Е. Конникова, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мя-сищев, В. С. Мерлин, М. С. Неймарк, Б. Д. Парыгин, А. В. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, В. Е. Хмелько, В. Е. Чудновский, Е. В. Шорохова, П. М. Якобсон и др. Важные зарубежные исследования по этому во-

просу были проведены А. Маслоу, К. Роджерсом, Дж. Гилфордом, Р. Ликертом, М. Аргайлом, А. Кречмар.

Несмотря на масштабность проведенных исследований, актуальной остается проблема оптимизации социального и педагогического опыта, теоретического обоснования и практической апробации новых воспитательных методик, направленных на формирование позитивных социальных ориентиров студенческой молодежи. Реализовать эту стратегическую задачу высшего образования возможно через активное включение личности в социально значимую деятельность.

Исследование показало, что в современной научной литературе нет однозначного определения термина «социальная направленность» (англ. "personality trend"). Многообразие существующих концептуальных подходов и направлений изучения обусловливают некоторые различия в основных определениях этого понятия. Более фундаментальной является характеристика направленности с точки зрения отношения человека к себе и к обществу в контексте противоречия «альтруизм - эгоизм». В зависимости от того, что в большей степени побуждает человека (мотивы личной заинтересованности - эгоизм, или мотивы, связанные с интересами других людей, - альтруизм) формируются и другие особенности его личности: интересы, черты характера, желания и переживания. Другой стороной, характеризующей социальную направленность личности, является ее отношение к проблемам соотношения коллективизма и индивидуализма.

У каждого студента важно развить оптимальный баланс интересов, который позволит отстаивать собственную позицию, учитывая интересы коллектива, мотивировать личность к положительной деятельности, направленной как на развитие собственной личности, так и поддержку общественных взаимодействий.

Рассмотрим сущность различных подходов к определению социальной направленности. С. Л. Рубинштейн, опираясь на исследования Д. Н. Узнадзе, ввел термин «направленность личности» в научный

оборот, рассматривал направленность как отдельную сторону личности, совокупность свойств, составляющих самостоятельную структуру .

С точки зрения Д. Н. Узнадзе, понятие «направленность» идентично употребляемым в психологии понятиям «установка», «потребность», «интерес». Направленность личности он рассматривает как целостно-личностное состояние .

К. К. Платонов и Г. Г. Голубев подробно анализировали соотношение между направленностью и мировоззрением . По мнению исследователей, основной формой, в которой проявляется направленность, являются потребности личности, формирование которых в значительной степени зависит от мировоззрения, убеждений, моральных принципов, характерологических и типологических особенностей личности. При этом мировоззрение, обеспечивая активность направленности, делает личность ценной в социальном отношении, т. е. социально направленной.

В. С. Мерлин под направленностью личности понимал «психические свойства, определяющие общие направления деятельности человека в различных конкретных обстоятельствах жизни» .

Такой концептуальный подход в основном совпадает со взглядами В. Н. Мяси-щева, считавшим направленность структурной основой, фундаментом, ядром личности, которая определяет уровень и характер целостного функционирования всех составляющих в единой психической организации человека. Направленность -это система субъективно-оценочных индивидуально-выборочных отношений этой личности к действительности . Такие отношения определяет набор конкретных действий и взаимодействий, которые личность считает возможной, желанной и допустимой в своей деятельности.

Л. И. Божович определяла направленность как специфический компонент структуры внутреннего мира личности, ее «внутреннюю позицию» через выяснение таких составляющих, как роль индивида, социальный опыт и социальные условия. Именно из этого соотношения возникает

и внутренняя позиция, т. е. та система потребностей и стремлений, которая, преломляя и опосредствую воздействия среды, становится непосредственной движущей силой развития новых психических качеств» .

Таким образом, направленность личности определяет целостность этой личности и обеспечивает устойчивость видения мира и соответствующей деятельности в контексте преобразования социальной среды и одновременно адаптации к общественным законам. Л. И. Божович и М. С. Неймарк классифицировали людей по направленностям на такие группы: общественные, коллективистские, деловые, организаторские; ориентированные на личностные переживания и удовлетворения собственных потребностей; лица со смешанным типом направленности. При этом следует подчеркнуть, что Л. И. Божович рассматривает направленность в контексте эмоционального феномена, поскольку именно эмоция направляет личность на ту или иную форму поведения .

Проблема направленности изучалась также в работах Л. П. Буевой. Направленность определялась ею как внутренний фактор, который опосредует все внешние воздействия на личность и трактует их в мире видения самого человека .

С точки зрения Ш. А. Надирашвили, направленность - установка практического поведения. Сами поведенческие планы и программы, реализация целей жизнедеятельности и основных средств их достижения формируются на уровне социальных установок и ценностных ори-ентаций, требуют рационального согласования с коллективом и соответствующего планирования действий в определенной последовательности, т. е. предполагают формирование программы социального поведения .

Установка не является чисто субъективным фактором, она возникает в личности под влиянием определенных объективных условий в первую очередь отвечает требованиям коллектива. При изменении объективных условий действие установки проявляется в том, что новые

^^^^ЙЙЙЙЙЙЙЙЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 19, № 1, 2015

условия воспринимаются в свете предыдущего опыта и выступают своеобразной призмой, которая преломляет вплавь новым условиям.

Таким образом, направленность личности трактуется как относительно устойчивое образование в мотивацион-ной системе личности, которое определяет доминирующее отношение человека к себе (становление самости), а также к процессам и результатам собственной деятельности в социуме. Направленность характеризуется как специфическое целостно-личностное состояние человека, отвечающее как его потребностям, так и ситуации внешней социальной среды.

Социальная направленность предполагает особую концентрацию внимания к значимым для личности общественным символам, личностно детерминированным мотивам и соответствующим действиям, ориентированным на достижение определенной цели, которая имеет актуальное для данной личности значение. Тем самым социальная направленность определяет как восприятие личностью социальной ситуации, так и выбор соответствующего образа действий и поведения.

Важно отметить, что ценностные ориентации в значительной степени определяют направленность личности, поскольку они являются реальным отражением ее внутреннего мира, составной частью и базовой детерминантой ее формирования. Исходя из того, что содержанием направленности является комплекс социально обусловленных отношений личности к действительности, можно сделать вывод, что ценностные ориентации занимают не только значимое место в становлении сознания, но и определяют поведение.

Социальную направленность личности можно рассматривать как систему сформированных в процессе воспитания и процедуре межличностного общения личностных ценностных ориентаций, жизненных установок и предпочтений. Такая система представляет собой не просто определенную сумму внеличностных и внеморальных знаний, а целостную систему представлений, понятий, идей, связанных с конкретными эмоциональ-

но-волевыми компонентами; формирует внутренние убеждения, на основе которых реализуются запрещенные и разрешенные методы деятельности.

Описанная система закрепляет всю совокупность убеждений, идеалов, норм и правил, принятых личностью как собственные внутренние ориентиры. При этом ее следует рассматривать в контексте единства независимости, самости личности и социогенности убеждений и деятельности в соответствии с общественными экспектациями. Ведущими компонентами общественных систем ценностей выступают моральные нормы, эстетические идеалы, политические и правовые принципы, философские и религиозные идеи, которые формируют внутренние убеждения и руководят всей деятельностью человека.

«Целостность личности» в социальном плане выступает как устойчивая и относительно завершенная устоявшаяся сфор-мированность ее ценностных ориентаций, вокруг которых группируются установки личности, ее интересы, потребности и убеждения. Человек, находящийся на высоком уровне социальной и психической сформированности, характеризуется и высоким уровнем саморегуляции собственной деятельности и поведения, силой сконцентрированных чувств, а также устремлений и их социальной, моральной направленностью.

Следует подчеркнуть, что коллектив может изменить направленность и ценностные ориентации личности, способствовать их становлению, одновременно воспитывая мотивацию самовоспитания и самосовершенствования. Однако направленность личности, эффективность и уровень восприятия индивидуальным сознанием общественных ценностей и реализация их в поведении зависят не только от объективных условий, отношений, сформированных в общественной среде, семье, коллективе, но и в значительной степени от уровня образованности, культуры и характера морально-психологических свойств самой личности. Неслучайно глубокая заинтересованность общества в формировании и совершенствовании высокой нравственности своих граждан,

утверждении в их сознании и поведении морально-ценностных ориентаций связывается с воспитанием высокой культуры, разумных потребностей, всесторонним развитием личности. В зависимости от собственной ориентации на определенные духовные ценности человек выбирает и цели для своей деятельности в той или иной сфере общественных отношений. Социальное воспитание (воспитание в коллективе и через коллектив) немыслимо без передачи личности через воспитательную систему базовых моральных установок человеческого общества, базирующихся на осознании необходимости выполнения общеобязательных законов человеческого общежития. Такое понимание обеспечивает позитивность социальной направленности личности.

Проведенное исследование позволило применить теоретическую базу в практике учебных заведений. Организация студенческого самоуправления, проведение системных тренингов социальной направленности, диалоги со студентами по актуальным политическим, экономическим, социальным проблемам, участие в волонтерских акциях, направленных на обеспечение здорового образа жизни студентов, решение экологических и экономических проблем позволили в значительной мере оптимизировать позитивный характер социальной направленности студенческой молодежи. Исследование носило лонгитюдный характер. Экспериментальные группы наблюдались

не только в процессе обучения, но и после его завершения с целью определения эффективности проведенного педагогического взаимодействия. Проведенные исследования полностью подтвердили как адекватность теоретического обоснования, так и результативность предложенных практических технологий. Анализ процесса формирования позитивной социальной направленности студентов позволит оптимизировать учебно-воспитательный процесс и способствовать формированию будущего квалифицированного специалиста и управленца-руководителя.

В результате исследования была выявлена сущность социальной направленности личности как совокупности знаний и убеждений человека, которые обусловливают его деятельность. Направленность личности формируется в результате сложной системы социальных взаимодействий в социальном общении в малых группах и целенаправленном воздействии квалифицированных воспитателей. Такая система саморазвития и воспитания определяет позитивность социальной направленности, которая определяется как соотношение индивидуализма, ориентированного на достижение личного успеха и коллективизма, а также поддержание общественного равновесия и порядка. Правильное понимание личностью взаимовлияния и взаимозависимости личностного общественного предполагает позитивный характер социальной направленности студенческой молодежи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Божович, Л. И. «Значащие переживания» как предмет психологии / Л. И. Божович, М. С. Неймарк // Вопросы психологии. - 1972. - № 1. - С. 130-135.

2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологические исследования / Л. И. Божович. - Москва: Просвещение, 1968. - 464 с.

3. Буева, Л. П. Социальная среда и сознание личности / Л. П. Буева. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1968. - 268 с.

4. Личность и труд; под ред. К. К. Платонова. - Москва: Мысль, 1965. - 365 с.

5. Мерлин, В. С. Очерк психологии личности / В. С. Мерлин. - Пермь: Пермское книжное изд-во, 1959. - 172 с.

6. Мясищев, В. Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии / В. Н. Мясищев // Вопросы психологии. - 1957. - № 5. - С. 142-155.

7. Надирашвили, Ш. А. Социальные ориентации личности / Ш. А. Надирашвили // Социальная психология личности. - 1979. - С. 165-183.

8. Натадзе, Р. Г. Экспериментальные основы теории установки Д. Н. Узнадзе / Р. Г. Натадзе // Психологическая наука в СССР. - Москва, 1960. - С. 144-168.

^^^^ЙЙЙЙЙЙЙЙЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 19, № 1, 2015 ШМ™

9. Платонов, К. К. Психология / К. К. Платонов, Г. Г. Голубев. - Москва: Высшая школа, 1973. - 256 с.

10. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург; Москва; Нижний Новгород; Воронеж: Питер, 2008. - 705 с.

Щукина Елена Владимировна, аспирант Института проблем воспитания Национальной академии педагогических наук Украины (Украина, г. Киев, ул. М. Берлинского, д. 9), ассистент кафедры английского языка Национального аграрного университета (Украина, г. Киев, ул. Героев Обороны, д. 15), преподаватель итальянского языка Киевского института музыки имени Глиэра (Украина, г. Киев, ул. Л. Толстого, д. 31), [email protected]

Для цитирования: Щукина, Е. В. Формирование позитивной направленности студенческой молодежи / Е. В. Щукина // Интеграция образования. - 2015. - Т. 19, № 1. - С. 30-36. DOI: 10.15507/ Inted.078.019.201501.030

1. Bozhovich L. I., Neymark M. S. "Znachashhie perezhivanija" kak predmet psihologi ["Meaningful emotional upheavals" as a subject of psychology]. Voprosypsihologii . 1972, no. 1. pp. 130-135.

2. Bozhovich L. I. Lichnost" i ee formirovanie v detskom vozraste. Psihol. Issledovanie . Moscow, Prosveshhenie Publ., 1968, 464 p.

3. Buyeva L. P. Social"naja sreda i soznanie lichnosti . Moscow, Moscow University Press Publ., 1968, 268 p.

4. Lichnost" i trud . Ed. by K. K. Platonov. Moscow, Mysl" Publ., 1965, 365 p.

5. Merlin V. S. Ocherk psihologii lichnosti . Perm", Permskoe knizhnoe izd-vo Publ., 1959, 172 p.

6. Myasishchev V. N. Problema otnoshenij cheloveka i ee mesto v psihologii . Voprosy psihologii . 1957, no. 5, pp. 142-155.

7. Nadirashvili Sh. A. Social"nye orientacii lichnosti . Social "naja psihologija lichnosti . Moscow, Nauka Publ., 1979, pp. 165-183.

8. Natadze R. G. Jeksperimental"nye osnovy teorii ustanovki D. N. Uznadze. Psihologicheskaja nauka v SSSR. V II t. . Moscow, 1960, pp. 144-168.

9. Platonov K. K., Golubev G. G. Psihologija . Moscow, Vysshaja shkola Publ., 1973, 256 p.

10. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshhej psihologii: uchebnoe posobie . St. Petersburg, Moscow, Nizhnij Novgorod, Voronezh, Piter Publ., 2008, 705 p.

About the authors:

Shchukina Elena Vladimirovna, post-graduate student of Institute of Institute of Problems of Upbringing of National Academy of Pedagogical Sciences (9, Berlinskiy Str., Kiev, Ukraine), assistant of English Language chair of National University of Life and Environmental Sciences (15, Geroev Oborony Str., Kiev, Ukraine), lecturer of Glier Kiev Institute of Music (31, L. Tolstoi Str., Kiev, Ukraine), [email protected].

For citation: Shchukina E. V. Formirovanie pozitivnoj social"noj napravlennosti studencheskoj molodezhi . Integracija obrazovanija . 2015, vol. 19, no. 1, pp. 30-36. DOI: 10.15507/Inted.078.019.201501.030

Направленность, как социальное явление

Глава 2. Направленность и культура

Хотя культура и представляет собой порождение коллективной жизнедеятельности людей, ее практическими творцами и исполнителями являются отдельные личности. Традиционно всякий индивид выступает по отношению к культуре одновременно в нескольких ипостасях.

Во-первых, как «продукт» культуры, введенный в ее нормы и ценности, обученный технологиям деятельности и этике взаимодействия с другими людьми в процессе своей инкультурации и социализации, осуществляемой в ходе детского воспитания, при получении общего и специального обрания, посредством контактов со своим социальным окружением (семьей, друзьями, коллегами и пр.). Получая повседневную информацию обыденного и специализированного характера, осмысливая художественные образы и нравственные коллизии в произведениях литературы и искусства и т. п., человек, прямо или опосредствованно, формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу

Во-вторых, как «потребитель» культуры, использующий нормы и правила усвоенной им культуры в своей социальной практике и особенно во взаимодействии с другими людьми, пользующийся языками и символами коммуникации, знаниями, оценочными стандартами, типовыми этическими формами и пр. как данными ему уже в готовом виде инструментами и способами личностной самоидентификации и социальной самореализации в данном сообществе.

В-третьих, как «производитель» культуры, творчески порождающий новые культурные формы, либо интерпретативно воспроизводящий или оценивающий в суждениях имеющиеся формы, что уже по самому факту индивидуального интерпретирования может быть квалифицировано как акт творчества. И, в-четвертых, как «транслятор» культуры, ибо, воспроизводя какие-либо культурные образцы в практических действиях и суждениях, человек тем самым передает информацию о них другим людям.

Итак, если выше мы говорили о направленности, как о явлении, порожденном социальным окружением, то теперь несколько конкретизируем эту связь, а именно - направленность, как общая устремленность личности, во многом зависит от культуры общества и от того, что транслируют продукты этой культуры. Необходимо указать, что любой предмет, принадлежащий какой либо культуре, является одновременно продуктом и транслятором этой культуры. Например, любое художественное произведение с одной стороны, опирается на достижения, нормы и принципы той культуры, в рамках которой была создана, а с другой стороны, это самое художественное произведение транслирует культуру читателю, в некотором смысле формируя его мировоззрение.

Исходя из Культурно-исторической теории Выготского, можно предположить, что культура, прямо или косвенно влияет на направленность человека.

Влиять культура может через потребности. Так или иначе, но направленность в основном не предметна, а устремлена в какую либо жизненную сферу. Человек стремится не к конкретной материальному или духовному благу, а к некой общности ценностей, и при этом, группа ценностей не является целью, а скорее некой областью, в которой человек стремится совершенствоваться. Например, если человек испытывает потребность в уважении, то он просто физически не способен достичь его во всех социальных сферах и группах. Но есть наиболее приоритетная для него сфера - например его рабочий коллектив. И человек будет стремиться удовлетворить потребность в уважении именно в внутри этого коллективаа вот средства достижения уважения целиком и полностью обусловлены культурой. Например, если в одной культуре слово уважаемый синоним слову обеспеченный, то и добиваться уважения человек будет улучшая свое материальное благосостояние. А в другой культуре слово уважаемый синоним слову - сильный. И пути достижения уважения тоже будет соответствующие.

Но наибольшее воздействие культура оказывает на идеалы. Идеалы формируются под воздействием транслируемых из различных источников представлений о человеке, о том, каким он должен быть.

Но в современном мире плюрализма мнений разные трансляторы культуры транслируют разные образы. Ко всему прочему наблюдаются возникновение разных ценностей у людей, потребляющих информацию из разных источников. Возникает вопрос - есть ли связь между тем, какую информацию потребляет человек и тем, чего он желает в жизни добиться и что будет для него важно.

Власть и социальные патологии в современном обществе

Одно из главных положений российской Конституции состоит в том, что принята она во имя человека, права и свободы которого являются высшей ценностью...

Инновации и девиации в трудовом поведении

Инновационное поведение связано с внедрением нестандартных решений, изменяющих в той или иной степени систему социальных отношений на различных уровнях организации, характеризуется качеством, масштабом и глубиной изменений...

Конфликт "молодежь - социум" и основные факторы его формирования

Зачастую термины молодежная культура и молодежная субкультура используют в качестве синонимов, однако подобная подмена понятий на данном этапе уже недопустима...

Культура как социальное явление

культура этноцентризм социальный изменение Для социологов понятие «культура» рассматривается как система идеалов, ценностей, норм, образцов поведения, регулирующих отношения между людьми. Культура обладает определенной структурой: 1...

Личность и культура

Идентичность - это представление человека о самом себе, возникающее в результате его взаимодействия с социокультурной средой, другими людьми, усвоения идей, ценностей и представлений, заложенных в культуре общества...

Место культурологии в системе социальных наук

Как уже говорилось выше общественные науки - это науки, предметом изучения которых является человек, общество и культура, причём культура и общество находятся в непрерывном взаимодействии...

Молодежные субкультуры

Хип-хоп -- «уличная культура», получившая широкое распространение с середины 1970-х годов в США, а затем во многих странах мира как одна из субкультурных форм освоения молодежью социальной субъектности через создание, освоение, распространение...

Муниципальный центр психологической службы образования г. Рязани как объект управления

За сравнительно короткий период деятельности центра между сотрудниками сложились определенные неформальные ценности: Ш Взаимопонимание; Ш Взаимопомощь между коллегами; Ш Вежливости и корректность по отношению друг к другу и к...

Основные показатели качества жизни в России на примере Новосибирской области

Рисунок 21 - Численность зрителей театров на 1000 человек населения, тыс. чел. Таким образом, можно говорить о том, что после спада числа зрителей театров, который произошел в 2006 году...

Особенности корпоративной модели социального государства

Корпоративно-страховая направленность системы социальной защиты в странах континентальной Западной Европы обеспечивает приличный уровень пенсий, пособий и других страховых выплат...

Прогнозное социальное проектирование

Проектирование социальных процессов направлено на внесение изменений в социальную среду человека. Оно в идеальной форме задает эти изменения, которые осуществляются последующей реализацией проекта...

Следует отметить, что Теннис был хорошо знаком с трудами Маркса, посвященными анализу капиталистического способа производства. Более того, его интерес к марксизму носил устойчивый и постоянный характер. По его собственному признанию...

Направленность личности – тема, которая интересует многих людей. Характеристика направленности личности включает в себя многие аспекты формирования индивидуальных потребностей. Цельный человек никогда не отрицает какие-то значимые проявления своей жизни, даже если они в какой-то момент кажутся ему бессмысленными или неправильными. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности исследуют современные ученые и приходят к интересным выводам. Определение направленности личности позволяет обозначить сущность данного понятия. Направленность личности представляет собой определенные сферы жизни человека, которые имеют для него неоспоримую значимость. Рассмотрим подробнее виды направленности личности.

Индивидуальная направленность

Основой направленности личности является, безусловно, ее внутренний мир. У каждого имеются свои индивидуальные предпочтения, которые и отличают одного человека от другого. Индивидуальные стремления, желания, мечты составляют картину целостной личности, которая стремится к новым горизонтам и хочет достичь конкретной цели. Уровень осознанности человека зависит от того, насколько хорошо он понимает свои глубинные потребности.

Осознание личных мотивов ведет к раскрытию подлинной радости. Такая личность живет полной жизнью, обращая внимание на свои истинные стремления и мотивы. Развивая свои природные дарования и таланты, человек может приблизиться к пониманию сути своего предназначения. Совершая тот или иной поступок, он делает выбор, который приводит его к чему-то определенному.

Социальная направленность

Каждый человек нуждается в дружеском участии, в том, чтобы его понимали. Чтобы достичь такой цели, необходимо действительно эффективно взаимодействовать с людьми. Социальная направленность представляет собой такую направленность личности, при которой человек ориентируется на мнение окружающих и хочет произвести благоприятное впечатление в обществе. В психологии личности имеется понятие о потребностях, которое определяет основные формы личностного развития.

Индивидуальный рост часто бывает обусловлен социальным взаимодействием. Вне коллектива и ближайшего окружения личность не сумеет развиваться полноценно, не сможет понять, что ей действительно нужно . Ее психологические проявления свидетельствуют о выражении личностной зрелости. Методика определения социальной направленности личности позволяет вовремя распознать свои глубинные потребности и сделать все, чтобы достичь эффективной самореализации.

Деловая направленность

Представляет собой тип направленности, при котором человек испытывает высокую потребность в деловых контактах. Если личность ощущает в себе характерные перспективы, то ей, безусловно, хочется, как можно, лучше проявить себя. Деятельность дает такую возможность, помогает расширить границы существующих перспектив. Личное дело способствует укреплению характера, формированию уверенности в себе.

Многие исследователи считают деловую направленность личности высшей формой направленности, поскольку она помогает развиваться, ставить перед собой реальные достижимые цели и стремиться к их достижению. Каждый человек, независимо от возраста имеет возможность повышать свой уровень достижений. Показателем личностного роста является способность быть довольным своей персоной, и таких примеров немало.

Эмоциональная направленность

Направленность личности – тема достаточно глубокая и многоплановая. Ее следует изучать, воспользовавшись специальными схемами и методиками направленности личности. Направленность личности не исчерпывается только социальным взаимодействием и индивидуальными стремлениями. У каждого человека имеется способность, так или иначе, реагировать на проявления собственных чувств. Эмоции окружающих людей тоже оказывают определенное влияние на эту сферу.

Эмоциональное направление – это особый мир человека, куда он не пускает посторонних. Порой невозможно даже кратко себе представить, что испытывает личность, оказавшись в той или иной ситуации. Каждое условие что-то воспитывает и формирует в человеке. Эмоции здесь играют первостепенную роль. Именно они позволяют понимать окружающих и формировать собственное отношение к происходящему.

Особенности

Формы направленности личности отличаются большим интересом. Они отражают степень довольства человека самим собой, его отношение к окружающим. Если какая-то сфера развивается меньше остальных, то личность неминуемо начинает страдать. Вот почему всякая потребность должна быть удовлетворена. Рассмотрим подробнее особенности направленности личности.

Уровень ценностей

Уровень ценностей определяет направленность личности, ее потребности и мотивы. То, на что человек ориентируется в первую очередь, и представляет для него главную важность. У каждого имеются свои ценности. Нельзя сравнивать одну личность с другой и пытаться проводить между ними какие-то параллели. Духовные, нравственные ценности показывают, насколько человек развивается, уделяет внимание своему внутреннему миру. Психология направленности личности изучает мотивы поступков человека, его жизненные ориентиры. Ценности человека становятся для него главным ориентиром в жизни, побуждают поиск новых возможностей.

Целеустремленность

Без этой составляющей невозможно достичь определенного успеха. Чем больше личность представляет, что ей действительно нужно, тем скорее она может прийти к удовлетворительному результату. Целеустремленность помогает обходить преграды и значимые препятствия. Если человек не понимает, зачем ему совершать те или иные действия, то необходимые шаги никогда не будут сделаны. Только тот, кто действительно осознает необходимость дальнейший действий, станет прикладывать усилия для самореализации, для того, чтобы почувствовать в себе видимые изменения.

Имея четкую цель, гораздо легче становится достичь своей мечты. Человек начинает представлять, что ему в действительности нужно. Целеустремленность помогает оставаться верным самому себе даже тогда, когда препятствий слишком много для того, чтобы пытаться их избежать.

Гармония с собой

Находиться в единстве со своей внутренней сущностью также важно, как и уметь достигать цели. Чем сильнее человек удовлетворен собственной жизнью, тем больший потенциал он может раскрыть для того, чтобы почувствовать себя подлинно счастливым. Гармония с собой – важный аспект направленности личности, способствующий лучшему пониманию сути вещей. Чувство внутренней ценности часто помогает лучшему самовыражению. Человек, который по-настоящему любит себя, не позволит другим себя обижать.

Умение доводить начатое до конца

Важный навык, которым обладают далеко не все. Дело в том, что многие люди начинают какие-то действия, поддавшись первому порыву. Но им часто недостает внутренней силы для того, чтобы действительно активно принимать решения, быть ответственным и рассудительным. Умение доводить начатое до логического завершения – важный навык, который нужно стараться в себе воспитывать. В противном случае благие начинания не будут заканчиваться хоть сколько-нибудь удовлетворительным результатом.

К нужной цели следует идти шаг за шагом, основываясь на предпринятых усилиях. Чем больше человек осознает необходимость принятия перемен в своей жизни, тем проще ему будет действовать в дальнейшем. Умение доводить начатое до конца, безусловно, важный навык, без которого невозможно обойтись, если планируется какое-то значимое достижение. Люди иногда слишком боятся неудач. По этой причине они избегают что-то пробовать еще раз. Предпринимая новые попытки, можно увеличить шансы достигнуть желаемого результата. Не следует отказываться от своих целей только потому, что их по какой-то причине не удается реализовать сразу.

Таким образом, направленность личности представляет собой ее сосредоточенность на определенных аспектах жизни и деятельности. Человек – существо разностороннее, ему необходимо переключаться между многими сферами для того, чтобы чувствовать себя счастливым. Самореализация здесь играет большую роль.

Рабочая программа внеурочной деятельности

социального направления
«Школа добрых дел»

для учащихся 1-4 классов

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №2

с углубленным изучением отдельных предметов

п.г.т.Усть-Кинельский

Минина В.В.,

учитель внеурочной деятельности

ГБОУ СОШ №2

п.г.т. Усть-Кинельский

2016 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа «Школа добрых дел» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой интегрированный модуль социально преобразующей добровольческой деятельности.

Актуальной проблемой современного образования и воспитания является проблема социализации обучающихся. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.

В процессе социализации ребёнок становится в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание окружающего мира, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социальной деятельности, социального творчества.

Социальная деятельность школьников - это добровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и ситуаций, складывающихся в окружающем их мире. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.

Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды социальной деятельности, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. Преобразования, осуществляемые в процессе социальной деятельности, могут касаться любых сторон общественной жизни: отношений между группами школьников, поддержки и взаимопомощи детям младшего возраста, или имеющим проблемы со здоровьем, защиты и развития культурной и природной среды и т.д.

При выполнении общественно-полезных дел успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность. Самое главное он учится делать добро и принимать его.

Актуальность данной программы заключается в том, что она способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

В программе внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа добрых дел» предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. Данная программа реализуется в рамках деятельности классного руководителя и помогает включению обучающихся в дела класса, школы, поселка, ближайшего социума.

Цель программы - формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.

Задачи:

  1. Привлекать учащихся к активному участию в делах класса и школы.
  2. Обучать навыкам общественно-полезной деятельности.
  3. Формировать у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности.
  4. Развивать организационные и коммуникативные компетенции, механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

В процессе реализации программы «Школа добрых дел» предусматривается разработка и реализация социальных проектов школьников, которые строятся на совокупности таких ценностных ориентиров, как:

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности;

Ценность человека – осознание ответственности за себя, своего душевного, физического и социально-нравственного здоровья;

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры;

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через признание постулатов нравственной жизни, сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви;

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания;

Ценность природы - бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства;

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества;

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.;

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям;

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Общая характеристика курса

Программа внеурочной деятельности «Школа добрых дел» основывается на следующих принципах .

Принцип неадаптивной социализации , которая предполагает обеспечение возможности создания школьником собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях. Важным условием выступает создание специальных социальных ситуаций, где предусмотрена возможность самостоятельных проб, действий, имеющих реальный эффект. Это способствует повышению уровня социальной ответственности молодого поколения.

Принцип природосообразности предполагает, что социально-преобразующая деятельность школьников должна основываться на понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Возрастосообразность - одна из важнейших конкретизаций принципа природосообразности. На каждом возрастном этапе перед человеком встаёт ряд специфических задач, от решения которых зависит его личностное развитие. Это и достижение определённого уровня физического развития, и формирование познавательных, морально-нравственных, ценностно-смысловых качеств, и становление самосознания личности, её самоопределение в жизни.

Принцип культуросообразности предполагает, что социальная деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и традиций.

Принцип коллективности применительно к социальной деятельности предполагает, что общественно-полезная добровольческая деятельность детей даёт опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими. Она может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями. Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социальной деятельности причастности школьников к народам России, российской культуре и истории. Это предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, исторических, гражданско-патриотических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству), описывающих действия на благо России.

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и выведение школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел - реализация - рефлексия.

Принцип поддержки самоопределения воспитанника . Самоопределение в социальной деятельности - процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной со взрослым и сверстниками социально-значимой деятельности.

На начальном этапе социально преобразующей добровольческой деятельности достижение результатов обеспечивается формой социальной пробы . В контексте социальной деятельности социальная проба – это инициативное участие школьника в социально значимых делах, организованных взрослыми.

На старшем этапе особая роль в организации социальной деятельности младших школьников отводится коллективным творческим делам (КТД). Основным морально-этическим принципом организации КТД создатель методики И. П. Иванов рассматривал «реальную заботу всех участников воспитательного процесса об окружающем мире, людях, о себе как товарище других людей». В основе идеи заботы - развитие нравственной позиции личности, социальной активности и внимания, потребности к изменению окружающего мира и саморазвитию.

В развёрнутом виде коллективное творческое дело (по И. П. Иванову) имеет шесть этапов:

1. совместное решение о проведении дела;

2. коллективное планирование;

3. коллективная подготовка;

4. коллективное проведение дела;

5. коллективный анализ;

6. ближайшее последействие.

Суть технологической цепочки КТД в следующем: после принятия решения о проведении дела первичный коллектив делится на группы, команды, звенья, бригады. Здесь и далее, когда говорится «группа создаётся, вырабатывает, готовится, участвует, анализирует...», имеются в виду действия педагога по созданию, стимулированию, поддержке, помощи в соответствующих групповых действиях. Группы вырабатывают предложения по организации дела и выдвигают своих представителей во временную группу организаторов (совет дела). Совет дела разрабатывает на основе предложений групп проект КТД, даёт задания группам по подготовке, помогает группам, координирует их усилия. Проведение КТД опять-таки в той или иной мере опирается на активность групп, подключая для активизации школьников соревновательность, игру, импровизацию. После окончания дела проводится совместный его анализ, организованный так, чтобы все участники могли выразить своё отношение, свои мнения, чувства по поводу прошедшего события.

КТД включают школьников в полную структуру деятельности (от решения до анализа), порождающую чрезвычайно значимое для школьника чувство коллективного и индивидуального авторства. Особо обратим внимание на коллективный анализ, который есть в той или иной мере рефлексивный акт (осмысление того, что со мной уже произошло). Рефлексия усиливает чувство причастности к предмету рефлексии.

Знание и понимание, что такое КТД, не приводит автоматически к органичному вплетению этой культурной формы в ткань школьной жизни. Важно научить детей работе в режиме КТД, мотивировать их к этой работе, хотя, безусловно, дело это вовсе не простое. Добиваться того, чтобы КТД превратились в традицию класса, педагогу необходимо постепенно, шаг за шагом.

Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Обучающиеся достигают необходимого для жизни в обществе социального опыта, формируют принимаемую обществом систему ценностей. Все это создает условия для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учёбы время.

В рамках программы «Школа добрых дел» могут использоваться следующие ф ормы организации внеурочной деятельности:

  • беседы;
  • встречи с людьми различных профессий;
  • просмотр и обсуждение видеоматериала;
  • экскурсии, поездки;
  • конкурсы;
  • выставки детских работ;
  • коллективные творческие дела;
  • праздники;
  • викторины;
  • творческие проекты, презентации;
  • мастерские подарков;
  • аукционы добрых дел;
  • трудовые десанты;
  • общественно полезные практики;
  • социально-значимые акции,
  • социальные проекты и т.п.

Процесс воспитания социальной активности строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Чисто детских социальных инициатив не бывает. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.

Описание места программы в учебном плане

В соответствии с учебным планом начального общего образования ГБОУ СОШ №2 программа «Школа добрых дел» реализуется с 1 по 4 класс. Общий объем учебного времени составляет 135 часов (33 недели в 1 классе и 34 недели во 2-4 классах по 1 часу в неделю).

В отличие от учебных дисциплин, где учащиеся жёстко привязаны к расписанию, сетке учебных часов, учебным планам, внеурочная деятельность может предоставить более широкие возможности в области социального образования и воспитания. Эти возможности выражаются в более гибком подходе к занятиям, широком использовании природных условий, возможности быстро внедрять в образовательно-воспитательный процесс новые методики, технологии, знания, уделять вопросам социализации личности воспитанников достаточное количество времени. Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

«Школа добрых дел»

Личностными результатами освоения курса является:

Ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;

Первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

Осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

Первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

Потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

Мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Метапредметные результаты:

  • приобретение школьником социальных знаний,
  • понимание социальной реальности и повседневной жизни;
  • приобретение навыков групповой работы;
  • получение опыта разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
  • поиск, нахождение и обработка информации о принятых в обществе нормах поведения и общения; о толерантности к другим людям; о взаимопомощи и т.п.;
  • способность регулировать собственную деятельность;
  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
  • приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
  • совершенствование в умениях слышать себя и других;
  • приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

В процессе оценки достижения планируемых результатов используются такие методы, как наблюдение, анализа результатов деятельности, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка.

Результаты внеурочной деятельности отслеживаются в портфолио учащихся. Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

Самостоятельность работы;

Осмысленность действий;

Разнообразие освоенных задач.

В связи с этим календарно-тематическое планирование разными педагогами данной программы носит свой неповторимый характер, отражая воспитательные мероприятия класса.

Примерное календарно-тематическое планирование

1 класс

Дата

№ зан-ия

Тема занятия

Кол-во часов

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Дежурство в классе.

Знак-во с обязанностями дежурного в классе.

Уход за комнатными растениями в классе

Знакомство с видами комнатных растений.

Полив и опрыскивание растений. Создание каталога растений класса

Проект «День любимых бабушек и дедушек»

Беседа о пожилых людях

Создание поздравительных открыток, представления презентации «Моя бабушка», «Мой дедушка».

«Испокон века книга растит человека»

Экскурсия в поселковую библиотеку. Знакомство с книгами.

Операция «Чистокласс»

Генеральная уборка класса.

10-11

Рейд «Береги учебник»

Контроль за состоянием учебников, выявление и устранение недостатков, оказание помощи.

12-13

Проект «Снежные фигуры».

Участие в изготовлении снежных фигур.

15-16

Акция «Покормите птиц зимою»

Беседа о зимующих птицах

17-18

Проект «Мои домашние животные»

Выставка рисунков и фотографий домашних любимцев «Зверьё моё». Составление сочинений тему «Мои домашние любимцы»

Презентация проектов

19-20

Проект «Как поздравить наших пап».

21-22

Проект. «Милым мамочкам»

23-25

"Как трудится моя семья

Беседа о профессиях

Встречи с представителями различных профессий. Экскурсии на производство. Создание альбома "Профессии моих родителей»

Трудовой десант.

Уборка класса.

27-28

«Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!»

Экскурсия в дендропарк. Агитационная работа по охране природы.

29-30

Акция «Милосердие»

Изготовление информационного стенда о событиях ВОВ, открыток ветеранам.

«Акция «Белые журавлики»

32-33

Акция

«Подарок малышам»

Подготовка выступления для воспитанников детского сада.

Всего 33 часа

2 класс

Дата

№ зан-ия

Тема занятия

Кол-во часов

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Дежурство в классе.

Составление графика дежурств, экрана чистоты, трудовых десантов. Ежедневные обязанности по созданию чистоты в классе.

Проект "Осень разноцветная"

Подготовка поделок из овощей, создание эксклюзивных салатов из овощей и фруктов. Приглашаем друзей отведать угощения.

Проект «Чужих стариков не бывает»

Беседа о пожилых людях

Создание газеты ко Дню учителя. Составление статей, сочинение стихов о своем классе и учителях.

Операция «Чистокласс»

Генеральная уборка класса.

9-10

Акция

«Тихая перемена»

Подготовка и организация игр для первоклассников на переменах.

11-12

Рейд «Берегите книги»

Контроль за состоянием учебников, выявление и устранение недостатков. Мелкий ремонт книг в классе.

13-14

Работа в мастерской Деда Мороза

Изготовление ёлочных украшений. Участие в выставках новогодних игрушек и поделок.

Проект «Снежная крепость».

Изготовление снежной крепости

16-17

Акция «Покормите птиц зимою»

Беседа о зимующих птицах

Изготовление и установка кормушек, кормление птиц в зимний период

18-19

Акция «Береги воду!»

Беседа о бережном отношении к воде.

Создание листовок.

Просветительская работа среди учащихся школы.

20-21

Мой подарок для папы

Подготовка к празднованию 23 февраля. Подготовка поздравлений – выступлений и открыток.

22-23

Мой подарок для мамы

23-27

Проект «Цветы для школьного двора»

Беседа о цветах

Подготовка почвы для посадки семян.

Подготовка семян

Посев семян цветов

Опыт «Влияние света, тепла, влаги на развитие растений»

Уход за посевами (полив, рыхление). Высадка в грунт.

Трудовой десант.

Уборка класса.

29-30

Акция «Подарок ветерану»

Беседа о людях, прошедших ВОВ.

«Акция «Белые журавлики»

Изготовление бумажных журавликов, запуск у обелиска.

32-33

«Книга твой друг, без нее, как без рук»

Экскурсия в поселковую библиотеку.

Копилка добрых дел.

Всего 34 часа

3 класс

Дата

№ зан-ия

Тема занятия

Кол-во часов

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Мой вклад в работу класса.

Не жгите опавшей листвы.

Беседа о лесных пожарах

Создание плакатов и развешивание в общественных местах

Что значит быть бережливым?

Беседа о бережном отношении к школьному имуществу.

Создание листовок.

Акция «Мы уважаем старших! »

Подготовка выступлений –поздравлений для бабушек и дедушек.

Проект «Учительница первая моя»

Операция «Чистокласс»

Генеральная уборка класса.

10-11

«Книжкина больница»

Ремонт книг в библиотеке Мелкий ремонт брошюр.

12-13

Подготовка декораций для спектаклей театрального кружка «В гостях у сказок».

14-15

Работа в мастерской Деда Мороза

Изготовление ёлочных украшений. Участие в выставках новогодних игрушек и поделок.

16-17

Акция «Покормите птиц зимою»

Беседа о зимующих птицах

Изготовление и установка кормушек, кормление птиц в зимний период

18-19

Акция «Хлеб всему голова!»

Беседа о бережном отношении к хлебу.

Экскурсия в пекарню. Просветительская работа о бережном отношении к хлебу.

20-21

Мой подарок для папы

Подготовка к празднованию 23 февраля. Подготовка поздравлений – выступлений и открыток.

22-23

Мой подарок для мамы

24-27

Проект «Домашние заботы»

Анализ своих домашних обязанностей. Помощь маме. Отчет «Мои домашние дела»

Трудовой десант.

Уборка класса.

29-30

Акция «Подарок ветерану»

Беседа о людях, прошедших ВОВ.

Подготовка концерта ко дню победы.

«Акция «Белые журавлики»

Изготовление бумажных журавликов, запуск у обелиска.

32-33

Операция «Подарок малышам».

Создание небольших поделок для дошкольников, применяемых на занятиях в детском саду.

Копилка добрых дел.

Самоанализ деятельности данного направления.

Всего 34 часа

4 класс

Дата

№ зан-ия

Тема занятия

Кол-во часов

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Мой вклад в работу класса.

Самообслуживание, дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей

Проект «Растения моего края»

Сбор и оформление гербариев. Презентация папки.

Операция «Подарок малышам»

Изготовление пособий для наглядности первоклассникам.

Акция «Мы уважаем старших! »

Подготовка выступлений –поздравлений для бабушек и дедушек.

Проект «Учительница первая моя»

Создание газеты ко Дню учителя. Подготовка концернтых номеров.

Рейд-смотр «Как живешь, учебник?»

Создание памяток о правильном хранении учебных принадлежностей. Презентация памяток среди первоклассников.

Операция «Чистокласс»

Генеральная уборка класса.

12-13

Проект «Наши руки не знают скуки».

Изготовление костюмов для участников театрального кружка «В гостях у сказки»

14-15

Работа в мастерской Деда Мороза

Изготовление ёлочных украшений. Участие в выставках новогодних игрушек и поделок.

16-17

Акция «Покормите птиц зимою»

Беседа о зимующих птицах

Изготовление и установка кормушек, кормление птиц в зимний период

18-19

Мой подарок для папы

Подготовка к празднованию 23 февраля. Подготовка поздравлений – выступлений и открыток.

20-21

Мой подарок для мамы

22-25

Проект «Наша школа – чистый и цветущий сад».

Работы по подготовке рассады цветов, высадке ее в на клумбы. Отбор семян. Посадка семян. Наблюдение и т д.

26-27

Акция «Домик для птиц»

Изготовление и развешивание скворечников. Наблюдение за птицами.

Трудовой десант.

Уборка класса.

29-30

Акция «Подарок ветерану»

Беседа о людях, прошедших ВОВ.

Подготовка концерта ко дню победы.

«Акция «Белые журавлики»

Изготовление бумажных журавликов, запуск у обелиска.

32-33

Операция «Спортивный праздник»

Подготовка и организация спортивных состязаний для младших школьников.

Копилка добрых дел.

Самоанализ деятельности данного направления.

Всего 34 часа

Литература

1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2003.

2. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов. ун-та, 1983

3. Бодалёв А. А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1995

4. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968

5. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой.-М.,1980

6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967

7. Глущенко А. Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение. 1990

8. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991

9. Костенков П. П. Воспитание интереса к сельскохозяйственному труду.

10.Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000

11.Купина Н. А, Богуславская Н. Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка. – М., 1992. М. Просвещение. 1980 г.

12.Мирошкина М. Учимся создавать социально значимые проекты. Нар. образование. – 2006.

13.Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 1999

14.Соловейчик С. А. Воспитание творчеством. М.: Знание. - 1978.


Научных определений понятия «направленность личности» немало, психологи понимают ее по-разному. Но несомненно то, что направленность – одна из ведущих характеристик и важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития индивида как социального существа.

Значительный вклад в изучение феномена направленности личности внесли многие советские психологи. Всемирно известны концепции С.Л. Рубинштейна (о динамической тенденции), А. Н. Леонтьева (о смыслообразующем мотиве), Б.Г. Ананьева (об основной жизненной направленности).

По сути, направленность личности – это совокупность побуждений или мотивов человека. Проще говоря, направленность – это, то чего хочет человек и к чему он настолько привык стремиться, что эти устремления стали «опорой», «стержнем» его личности. Направленность личности, словно тенденция в моде, предопределяет в каком стиле будет жить человек.

Направленность – это сложносоставное свойство личности, которое позволяет понять цели и мотивы поведения человека, а также их спрогнозировать. Ведь зная, на что в жизни ориентируется субъект, каковы его установки и направленность, можно догадаться, как он поступит в той или иной ситуации. И наоборот, понаблюдав за человеком в какой-либо значительной ситуации, можно понять его личностную направленность.

Направленность формируется в процессе воспитания и самовоспитания и всегда социально обусловлена, то есть зависит от устоев общества и оценивается с точки зрения морали, нравственности, традиций.

Формы направленности личности:

  • цели,
  • мотивы,
  • потребности,
  • постоянное субъективное отношение,
  • ценностные ориентиры,
  • идеалы,
  • интересы,
  • принципы,
  • симпатии и антипатии,
  • вкусы,
  • склонности,
  • привязанности и прочее.

Направленность влияет на характер, способности, временные психические состояния и даже на практически не способный изменяться в течении жизни темперамент.

Самая важная функция личностной направленности – смыслообразующая . Человек – существо, нуждающееся в смыслах. Если нет смысла, нет мотива, а без мотива нет деятельности. Направленность организует человеческую деятельность и делает ее осмысленной во всех сферах, будь то личная жизнь или работа.

Направленность личности, так же как и стремление человека к какой-либо конкретной цели, не появляется из ниоткуда и не является чем-то стабильным.

Формируется направленность поэтапно. Шаг за шагом, ступенька за ступенькой появляются структурные компоненты направленности личности:


Интересы как структурные компоненты направленности личности могут сказать о человеке намного больше, нежели его влечения, желания и стремления. Зная, чем интересуется человек, уже можно составить приблизительное представление о нем.

  1. Склонность. Склонности определяют не созерцательную, а активную направленность. Склонность побуждает действовать в одном направлении не единожды, а возвращаясь к определенному занятию снова и снова. Возникает склонность, когда интерес подкрепляется волей, ее можно назвать интересом к конкретному виду деятельности.
  2. Идеал . Это конкретный образ конечной цели склонности, личный ориентир, опора в принятии важных решений и основа мировоззрения.
  3. Мировоззрение . Это совокупность взглядов на мир, общество и самого себя, соединенная в единую, целостную модель. Мировоззрение – это свод личных законов жизни, помогающих адаптироваться в настоящем и планировать будущее.
  4. Убеждение . Высшая форма направленности, представляющая собой систему осознанных жизненных мотивов, побуждающих поступать согласно принципам и мировоззрению. Без убеждений человеку пришлось бы каждый раз снова и снова познавать и постигать на собственном опыте как следует поступать. Убеждения же помогают быстро определяться с правильной моделью поведения в той или иной ситуации. Множество убеждений это множество групп устойчивых мотивов, которые и образуют «стержень» направленности личности.

Такая последовательность – от влечения к убеждению – подобна матрешке : каждый следующий структурный компонент содержит предыдущие.

Направленность личности в зависимости от главного объекта устремлений бывает нескольких видов :

  1. Личная или направленность на себя . При такой направленности человек стремится к самореализации, удовлетворению личных потребностей и достижению собственных целей.

Это целеустремленные, ответственные, организованные, полагающиеся только на собственные силы, думающие и планирующие, и в то же время активные личности.

Такие люди сильные и уверенные в себе, но со стороны может казаться, что они самоуверенны и эгоистичны. Их проблемой нередко становится неумение делегировать полномочия, просить о помощи и стремление к одиночеству.

  1. Коллективистская или направленность на других . Главная потребность людей с этим видом направленности – общение и контакт с другими индивидами.

Такие личности неконфликтны, учтивы, добропорядочны, готовы прийти на помощь, сопереживают и соучаствуют, ориентируется на окружающих, прислушиваются к чужому мнению, ждут одобрения. Коллективистская направленность делает человека прекрасным партнером, безотказным и легко уживающимся с людьми как в коллективе, так и в семье.

Проблемы направленных на других личностей кроются в их неумении высказывать собственное мнение, противостоять манипуляциям, бороться за личное счастье. К сожалению, такие люди не умеют планировать, боятся серьезной ответственности, не способны определять личные цели.

  1. Деловая , направленность на дело . Люди, ориентированные на деятельность, совмещают личную выгоду с благом для общества.

Это требовательные к себе, серьезные, надежные, компанейские, доброжелательные, но в то же время независимые и очень свободолюбивые личности. Они любят учиться и обучаться чему-то новому.

Для определения вида личностной направленности разработан (автор методики Б. Басс), так как точно определить ее самостоятельно довольно проблематично.

Существуют и другие классификации видов направленности личности. К примеру, отдельно выделяется суицидальная и депрессивная направленность. Такого вида направленности имеют ярко выраженную негативную окраску и несомненно нуждаются в психологической коррекции.

Что касается трех основных направленностей (на себя, на других и на дело), их нельзя оценивать как однозначно положительные или отрицательные. Точно можно сказать лишь то, что направленность личности напрямую влияет на успешность любой деятельности человека и его жизнь в целом.

Рекомендуем прочесть классический труд Б.Г. Ананьева “Человек как предмет познания” ; для родителей, желающих успешно воспитать своего ребенка – книга А. Моисеевой “Альтруистическая направленность личности и ее формирование в семье” ; преподавателям рекомендуем – А.В. Зосимовский