Курсовая работа абзац, его структура и значение для письменного текста. Абзац текста как основная единица структуры


СТРУКТУРА АБЗАЦА

характер организации содержания абзаца и взаимоотношений между его частями. Самые сложные абзацы строятся как бы в трехплановой проекции: фоновом (релятивном) плане, предназначенном для создания баланса общих знаний с читателем, сюжетном (референтном) плане, служащем для развертывания сообщения о предмете речи, и авторском - приспособленном для авторских отступлений, оценок, объяснений,

домысливания и т. д. С этой точки зрения можно говорить об одно-дву- и трехплановых абзацах. В одноплановых абзацах реализуется, как правило, референтный (сюжетный), релятивный (фоновый) или авторский план текста. Наиболее употребительной в одноплановых абзацах является структура типа: тематическое предложение + детализация тематического предложения путем приведения примеров, сравнения, указания причины или следствия, дополнения, определения и т.д.: «В Париже рассказывали много анекдотов о чудовищной рассеянности Ампера и его необыкновенной доверчивости. Так, например, стоя у доски и увлекшись объяснениями, он иногда вместо носового платка употреблял влажную тряпку, запачканную мелом. Остряки-студенты уверяли почтенного академика, будто они плохо разбирают цифры на доске. И доверчивый ученый писал все крупнее и крупнее, покуда на огромной доске помещалось не более пяти цифр» (Н. Шаховская). В дву- и трехплановых абзацах сопрягаются соответственно референтный, предназначенный для описания предмета речи или сюжетного действия, и релятивный (фоновый) планы текста, или референтный и авторский, или все три плана текста: «Юный Шахматов обнаруживает умение использовать известный в науке принцип относительной хронологии (референтный план абзаца). Следует сказать, что вообще в лингвистике невозможно указать точную дату начала или конца какого-либо языкового процесса: новые явления зарождаются исподволь, незаметно и эволюционируют довольно долго, и сложно сказать, где конец начала и где начало конца. Для лингвиста представляется ценным установить хотя бы очередность, последовательность зарождения и развития тех или других факторов языка относительно друг друга (релятивный или фоновый план абзаца). Располагая косвенными данными о хронологических рамках старого состояния в исследуемой области, А. Шахматов делает логически безупречный вывод о периоде, в который появляется новое явление (референтный план абзаца). Поразительное для молодого ученого прозрение!» (авторский план абзаца) (В.И. Макаров).

Нередко содержание фонового или авторского планов представлено в абзаце небольшими включениями в виде словосочетаний, оборотов или отдельных предложений: «Сохранился портрет отца Даля - Ивана Матвеевича Даля. У него внешность командира мушкетеров - острая с проседью бородка, подкрученные кверху усы. Светлые глаза окружены темным ободком. Глаза проницательные и диковатые: такие называют шалыми, в них не озорство, а отчаянная решимость, которая, впрочем, так ни в чем и не проявилась» (М. Бессараб).

Лит.: Лосева Л.М. К изучению межфразовой связи (абзац и сложное синтаксическое целое) // Русский язык в школе.- 196? - № 1; Лунева В.П. О степени самостоятельности предложения в сложном синтаксическом целом // Русский язык в школе. - 1972. - № 1; Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика.- М., 1973.

структура абзаца

характер организации содержания абзаца и взаимоотношений между его частями. Самые сложные абзацы строятся как бы в трехплановой проекции: фоновом (релятивном) плане, предназначенном для создания баланса общих знаний с читателем, сюжетном (референтном) плане, служащем для развертывания сообщения о предмете речи, и авторском - приспособленном для авторских отступлений, оценок, объяснений, домысливания и т. д. С этой точки зрения можно говорить об одно-двуи трехплановых абзацах. В одноплановых абзацах реализуется, как правило, референтный (сюжетный), релятивный (фоновый) или авторский план текста. Наиболее употребительной в одноплановых абзацах является структура типа: тематическое предложение детализация тематического предложения путем приведения примеров, сравнения, указания причины или следствия, дополнения, определения и т. д.: «В Париже рассказывали много анекдотов о чудовищной рассеянности Ампера и его необыкновенной доверчивости. Так, например, стоя у доски и увлекшись объяснениями, он иногда вместо носового платка употреблял влажную тряпку, запачканную мелом. Остряки-студенты уверяли почтенного академика, будто они плохо разбирают цифры на доске. И доверчивый ученый писал все крупнее и крупнее, покуда на огромной доске помещалось не более пяти цифр» (Н. Шаховская). В двуи трехплановых абзацах сопрягаются соответственно референтный, предназначенный для описания предмета речи или сюжетного действия, и релятивный (фоновый) планы текста, или референтный и авторский, или все три плана текста: «Юный Шахматов обнаруживает умение использовать известный в науке принцип относительной хронологии (референтный план абзаца). Следует сказать, что вообще в лингвистике невозможно указать точную дату начала или конца какого-либо языкового процесса: новые явления зарождаются исподволь, незаметно и эволюционируют довольно долго, и сложно сказать, где конец начала и где начало конца. Для лингвиста представляется ценным установить хотя бы очередность, последовательность зарождения и развития тех или других факторов языка относительно друг друга (релятивный или фоновый план абзаца). Располагая косвенными данными о хронологических рамках старого состояния в исследуемой области, А. Шахматов делает логически безупречный вывод о периоде, в который появляется новое явление (референтный план абзаца). Поразительное для молодого ученого прозрение!» (авторский план абзаца) (В.И. Макаров). Нередко содержание фонового или авторского планов представлено в абзаце небольшими включениями в виде словосочетаний, оборотов или отдельных предложений: «Сохранился портрет отца Даля - Ивана Матвеевича Даля. У него внешность командира мушкетеров - острая с проседью бородка, подкрученные кверху усы. Светлые глаза окружены темным ободком. Глаза проницательные и диковатые: такие называют шалыми, в них не озорство, а отчаянная решимость, которая, впрочем, так ни в чем и не проявилась» (М. Бессараб). Лит.: Лосева Л.М. К изучению межфразовой связи (абзац и сложное синтаксическое целое) // Русский язык в школе.- 196? - № 1; Лунева В.П. О степени самостоятельности предложения в сложном синтаксическом целом // Русский язык в школе. - 1972. - № 1; Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика.- М., 1973. В. Н. Мещеряков

Любое сочинение, как нас всех учили еще в школе, состоит из «кирпичиков» — абзацев (paragraph), которые в свою очередь можно разделить на отдельные предложения. Как правильно строится предложение в английском языке — тема другого раздела, а вот на то, как правильно построить абзац, стоит обратить особое внимание.

Абзац следует воспринимать как маленький законченный текст, как в своем роде эссе в рамках эссе. В этой связи в любом абзаце можно выделить вступление, основную часть и заключение, как и в сочинении. Абзац — это самостоятельная структурная единица, которая в принципе может существовать автономно (то есть при рассмотрении абзаца вне текста все равно понятно, о чем идет речь, а мысль, выраженная в абзаце, закончена).

Самый простой способ построить эффектный абзац — использовать специально разработанную для этого модель — TRIAC (Topic, Restriction, Illustration, Analysis and Conclusion). Данная аббревиатура выражает собственно и основные структурные элементы в их поочередной последовательности, которые желательно включать в каждый абзац своего сочинения.

Итак, начнем с Topic или Thesis. Именно с тезиса (или основной мысли) начинается каждый абзац. В первом предложении Вы кратко, но весьма четко и конкретно формулируете ту идею, о которой пойдет речь в абзаце.

Следующее предложение (Restriction) является пояснением к первому. Это своего рода комментарий к Вашей основной мысли, который больше его раскрывает и поясняет. В принципе данный элемент можно и опустить, если заявленный предмет сполна описан и в первом предложении.

Далее следует Иллюстрация, или пример, который бы помог наглядно пояснить заявленный в первом предложении тезис. Вообще, привыкайте все свои аргументы подкреплять какими-то конкретными примерами. Это не просто увеличивает Вам количество знаков, но и заметно украшает Вашу научную работу.

Просто привести пример мало, нужно его еще и проанализировать относительно заявленного тезиса, другими словами, объяснить, почему Вы привели именно данный пример, и какую роль он играет в раскрытии Вашего аргумента. Данное предложение очень важно, так как показывает Ваши аналитические способности.

И наконец, в завершении любого абзаца должен всегда присутствовать вывод по данному аргументу. В противном случае абзац будет выглядеть каким-то сырым, плюс нарушится связь между различными абзацами. Запомните, перед тем как перейти к следующему аргументу, необходимо прийти к логическому завершению относительно предыдущего.

Кстати, стоит отметить, что такой же структуры построения можно придерживаться при написании работы в целом. Во вступлении Вы озвучиваете свой тезис. Следующий абзац можно посвятить пояснению тезиса и более детальному рассмотрению различных сторон вопроса. Далее весьма кстати будет яркий пример с обязательным его анализом. В заключении как всегда подводятся итоге и делаются выводы относительно заявленного тезиса.

В качестве примера я бы хотела рассмотреть следующий абзац из эссе на тему «What Is the Future of Film Photography» (анализ тезиса можно посмотреть здесь).

Moreover, today many photographers state that the digital photography cannot replace the analog way of producing images. They notice that the film-based photography possesses its own inimitable charm and fascination. For example, photographers notice that the analog image is characterized by specific grain — optical texture of processed photographic film, — which is more obvious than digital noise. While noise on the digital photo indicates the image’s low quality, film grain can be used as an effective device in art photography.

Данный абзац в принципе построен по всем правилам: первое предложение — тезис, основная мысль, второе — пояснение к тезису, третье — пример, четвертое — анализ примера, который одновременно служит окончательным выводом.

Данная структура является универсальной, но это не значит, что все должны писать именно так. Всегда есть место творчеству, в противном случае каждая работа была бы похожа на любую другую. Однако освоить данный метод все-таки стоит, так как зачастую в университете у Вас требуют не оригинальности, а четкой структуры и конкретики. Поэтому используя модель TRIAC, Вы в любом случае не прогадаете.

Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Абзац отличается от сложного синтаксического целого тем, что он не является единицей синтаксического уровня. Абзац - это средство членения связного текста на основе композиционно-стилистической.

Примечание. Абзац рассматривается в данном случае только в связи с выявлением и характеристикой сложного синтаксического целого: с целью разграничения этих понятий, поскольку они часто смешиваются.

Однако есть и другие мнения относительно абзаца как единицы текста: его считают то синтаксической единицей, то логической, то стилистической.

Для А.М. Пешковского, например, абзац - это интонационно-синтаксическая единица. Л.М. Лосева считает абзац семантико-стилистической категорией, то же находим и у М.П. Сенкевич. Для А.Г. Руднева это синтаксическая единица. Последнее представляется абсолютно неприемлемым.

Функции абзаца в диалогической и монологической речи различны: в диалоге абзац служит для разграничения реплик разных лиц, т.е. выполняет чисто формальную роль; в монологической речи - для выделения композиционно значимых частей текста (как с точки зрения логико-смысловой, так и эмоционально-экспрессивной). Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста и его стилистической окрашенностью, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста. В частности, средний объем абзацев часто зависит от манеры письма.

Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык — М., 2002г.