Что такое тезисы и как их писать: четко и по форме. Тезис: пример для школьного сочинения


Согласно общего определения в Википедии: «Тезисы — кратко сформулированные основные положения, главные мысли научного труда, статьи, доклада, курсовой или дипломной работы ». Тезисы научных статей представляют собой совокупность взаимосвязанных и логически выстроенных основных положений полнотекстной работы, в которой те должны быть доказаны и обоснованы.

Основная цель написания тезисов - представить краткое утвердительное обобщение, раскрыть суть, основные идеи и результаты более полной по содержанию работы или научного труда. Отличительная особенность тезисов - это малый объем (2-3 страницы), отражающий основные идеи полного доклада.

Правильно оформленные тезисы на конференцию имеют очень важную роль. Неудачно подготовленный текст может испортить представление об основной работе, оттолкнуть слушателя или читателя, а также представить в плохом свете самого автора. Грамотно оформленные тезисы позволят раскрыть весь потенциал научной работы, обратить на свой труд внимание или привлечь финансирование, отметить автора как грамотного ученого. Тезисы на конференцию, отмеченные комиссией как значимые, могут быть бесплатно опубликованы в различных журналах или сборниках статей конференций.

Каждый ученый стремится донести результаты своего труда до мирового общества и других специалистов. Подготовить качественные тезисы и обнародовать их - значит сделать свои работы достойными научного признания и применения другими учеными в своих трудах.

Тезисы подразделяются по следующим типам:

  • Авторству основной научной работы (составленные с использованием публикаций другого автора, составленные на основе собственных научных трудов)
  • Месту представления (международные конференции, журналы, семинары и т.д.)
  • Форме представления (презентация с выступлением, заочное слушание, публикация и т.д.)
  • Порядку написания (до подготовки основной научной работы, когда научная работа уже подготовлена)
  • Основному содержанию (содержат постановку проблемы, результат исследования, новую методику работы и т.д.)
  • Сложности (основные, простые, сложные)
  • Стилю изложения (глагольного и номинативного строя)

Тезисы, составленные на основе публикации другого автора . Подготовка тезисов данного типа заключается в тщательном изучении работы стороннего автора. В ходе изучения необходимо выделить главные идеи и суть работы, далее, на основе подготовленного материала, формулируются отдельные положения, которые затем оформляются в докладе.

Тезисы, составленные на основе собственных научных трудов. Здесь подразумевается четкое понимание исследуемого вопроса автором. При этом, основной задачей автора является краткое и емкое выражение рассматриваемой проблемы в письменной форме.

Тезисы по месту представления

Тезисы материалов научной работы будут представлены на конференции, высланы и рассмотрены на семинаре или форуме либо заочно оценены экспертами и приняты к публикации в журнале.

Тезисы по форме представления

Отличительная особенность здесь заключается в необходимости в публичном выступлении, заочном слушании либо предоставление тезисов экспертному совету. Тезисы на заочную конференцию обычно пишутся краткими, емкими и информативными, с целью их дальнейшей публикации в сборниках научных трудов конференции.

Тезисы по порядку написания

Подготовка тезисов на основе имеющегося материала , заключается в правильном выделении основных моментов и сохранении целостности работы.

Подготовка тезисов до написания основной научной работы - самый распространённый тип. Сложность заключается в том, что автор не до конца изучил материал и почти не имеет представление о чем хочет написать. После возникновении и формулировании основной идеи подготавливается краткий план, на основе которого и пишется текст.

Тезисы по основному содержанию

В них заключается суть содержания доклада. Они могут строиться на постановке проблемы, обнародовании результатов исследования, публикации новой методики и т.д.

Тезисы по сложности

Простые тезисы включают отдельные части основной работы, раскрывают только основные моменты. Основные тезисы включают в себя принципиально важные идеи и положения основной работы. Каждый основной тезис поясняется простым. Сложные - включают в себя простые и основные тезисы, в максимально полной форме раскрывают основную научную работу.

Тезисы по стилю изложения

Тезисы глагольного строя в большей степени включают глагольные сказуемые и представляют собой краткое научное описание.

Тезисы номинативного строя характерен отсутствием глагольных сказуемых и лаконичной фиксацией научной информации.

Перейдем непосредственно к вопросу «».

Структура тезисов опирается на типологию их содержания.

При написании текста, раскрывающего постановку проблемы, включают следующие блоки:

  • Лаконичное вступление, раскрывающее актуальность темы.
  • Цель работы и постановка задач
  • Краткий литературный обзор и анализ существующих методик или точек зрения, описание предметной области и объекта исследования
  • Идеи и мысли автора о рассматриваемой проблеме
  • Порядок и возможные пути развития исследования
  • Выводы по поставленным задачам и цели. Оценка достижения результата.

При написании текста на основе результатов исследования рекомендуется использовать следующий план:

  • Краткое лаконичное вступление, постановка проблемы
  • Определение цели работы
  • Общие положения и базовые гипотезы исследования.
  • Применяемые методы и методологии.
  • Различные данные и расчеты.
  • Промежуточные результаты и анализ
  • Основные результаты
  • Итоговый анализ и выводы

Тезисы, касающиеся новых методик работы, включают следующие блоки:

  • Краткое лаконичное вступление, методики, область применения
  • Цель и задачи работы разработки новой методики
  • Описание существующих методик, анализ литературы
  • Описание новой методики
  • Описания области применения
  • Оценка преимуществ и ограничений
  • Выводы и степень достижения поставленных задач, погрешность методики.

Требования к оформлению тезисов

Требования к оформлению тезисов представляются орг. комитетом, проводящим то или иное мероприятие. Очень важно уделить этому особое внимание, поскольку неправильно отредактированные тезисы доклада могут стать причиной отклонения статьи, т.к. любое нарушение правил оформления работ приводит к увеличению времени на верстку сборника работ и дальнейшее размещение в библиотеках.

Средний объем тезисов - 3-5 страниц, шрифт Times New Roman, 12-14 кегель, межстрочный интервал одинарный или полуторный.

Одним из важных моментов является оформление списка литературы. Он необходим для учета цитирования, а также для придания научного веса тексту. Для правильного построения списка применяют ГОСТ 7.1-2003.

В заголовке указывается название статьи, ФИО авторов, место работы или учеты, а также страна и город. В некоторых случаях необходимо подготовить аннотацию и ключевые слова.

Общий алгоритм написания тезисов на конференцию:

  1. Определение типа тезисной работы и выбор её структуры
  2. Постановка целей и необходимых результатов работы
  3. Формулирование рабочего названия документа с учетом предыдущих пунктов. Необходимо учитывать тематику требуемой секции конференции.
  4. Составление структуры тезисов согласно рекомендациям и типу. Для удобства, рекомендуется подготовить по одному предложению в каждый блок, включающему основную мысль данного раздела. Если раздел содержит несколько идей, то он будет состоять из нескольких абзацев
  5. Анализ полученного, при необходимости - дополнение и уточнение. Важно логически выстроить доказательство основной идеи работы и пути достижения поставленной цели.
  6. Ознакомление с требованиями к оформлению тезисов и подготовка текста на основе имеющегося плана.
  7. Проверка полученного текста. Если появились новые соображения или идеи по рассматриваемому вопросу - их необходимо также включить, повторив предыдущие этапы.
  8. Завершение написания текста доклада, аннотации, ключевых слов и проверка соответствия требованиям конференции. Очень важно учесть количество страниц, указанное орг. комитетом мероприятия как рекомендуемое.
  9. Окончательная подготовка текста статьи и презентация их своему научному руководителю или знакомым.
  10. Отправка готовых тезисов, оформленной заявки на участие на адрес орг. комитета.

Тезисы должны быть краткими и информативными

Логическая взаимосвязь должна прослеживаться по всему тексту

Стиль написания должен быть исключительно научным

Текст должен быть понятен даже неподготовленному читателю

Приветствуется графическое оформление в виде схем и таблиц.

Теперь Вы знаете как писать тезисы на конференцию . Качественных статей и научного роста!

  • В речи по делу Мироновича Н. П. Карабичевский развивает мысль о вероятной причастности Семеновой к преступлению, опираясь на данные медицинской экспертизы: «В своем… блестящем и вместе с тем научном заключении профессор Белинский… доказал нам, что этот аномальный психопатический склад подсудимой нисколько не исключает (если, наоборот, не способствует) возможности самого тяжелого преступления, особливо если подобной натурой руководит другая, более сильная воля…» К мнению профессора Белинского… присоединился другой эксперт, психиатр-практик Чечот, остановившись на… строго научном выводе: «Душевное состояние психопатизма не исключает для лица, одержимого таким состоянием, возможности совершения самого тяжкого преступления. Такой человек, при известных условиях, способен совершить всякое преступление, без малейшего угрызения совести. Ради удачи того, что создала его болезненная фантазия, он способен идти на погибель». Психопат – тип, лишь недавно установленный в медицинской науке. Этот субъект безусловно ненормальный и притом, как доказано, неизлечимый… Таким психопатическим субъектом эксперты-психиатры считают Семенову».
  • В работе «О развитии революционных идей в России» А. И. Герцен утверждает, что история нашей литературы – это мартиролог, или реестр каторги. «Погибают даже те, которых пощадило правительство, – едва успев расцвести, они спешат расстаться с жизнью… Рылеев повешен Николаем. Пушкин убит на дуэли… Грибоедов предательски убит в Тегеране. Лермонтов убит на дуэли, тридцати лет, на Кавказе. Веневитинов убит обществом, двадцати двух лет. Кольцов убит своей семьей, тридцати трех лет. Белинский убит, тридцати пяти лет, голодом и нищетой… Баратынский умер после двенадцатилетней ссылки. Бестужев погиб на Кавказе, совсем еще молодым, после сибирской каторги».
  • Выступая на так называемом «школьном процессе», адвокат В. Л. Россельс, в частности, сказал: «Директор школы – человек, личные нравственные качества которого нам не внушаю сомнений, но его педагогические приемы, методы воспитания вызывают тревогу… Школьники Болотов и Карев одобряют избиение Зорина. Узнает об этом директор и не находит лучшего способа бороться с открыто выраженным мнением подростков, как исключение их из школы. Но это не все. Для того, чтобы вновь быть принятыми в школу, от обоих исключенных требуется очень немногое. Они должны подать письменное заявление, что “осознали” неправильность своих высказываний и “раскаиваются”. И что же?! Чуть ли не на следующий день они подают заявления, что “осознали”, “раскаялись” и они возвращаются в школу. Такова награда за лицемерие! Школьники получили предметный урок того, что действительные убеждения следует скрывать, а открыто высказывать то, в чем ты, может быть, и не убежден, но что угодно начальству, и “жизнь твоя будет сладка и приятна”».
  • Герой романа У. Митчела «Живи с молнией» Э. Горин следующим образом обсоновал свое предположение, что именно его собеседник, Арни С. Хэйр, предложил кандидатуру Горина для работы в крупном государственном учреждении: «Арни подумал, потом растянул губы в лягушечью улыбку. – Ладно, Эрик, я вам скажу. Но сначала ответьте на один вопрос. Почему вы пришли ко мне? – Очень просто. Вчера вечером, как вам, вероятно, известно, мы с Хольцером пили коктейль. Я не понимал, в чем дело, пока он не упомянул о моем фрезерном станке. Откуда он мог о нем узнать? Это пустяки, конечно, но все-таки довольно странно. Только два человека могли ему об этом рассказать – вы и Тернбал. Сегодня утром я выяснил, что Тернбала он не знает. – Вы правы, все это, конечно, сущие пустяки. – Да, но к этому надо прибавить, что вы нисколько не удивились, когда я вам позвонил. Правда, вчера днем вы меня видели на улице, но все-таки следовало бы меня немножко расспросить. Вы этого не сделали, потому что вам чертовски хорошо известно, зачем я тут».
  • «Мне снова, уже не впервые, пришло в голову, что причина и следствие в организации Тивериджа почему-то никогда не сопровождают друг друга немедленно. Джо был убит через двое суток после того, как показал коричневую бумагу в Ливерпуле. Предупреждение мне по телефону последовало через два дня после того, как я начал распространяться о проволоке, погубившей Билла. Для истории с фургоном потребовалось не менее суток. Бристольская проволока была натянута для меня через два дня после моей экскурсии в контору "Такси Маркони". Можно было подумать, что утренние телефонные звонки Тивериджа к Филдеру – единственное средство связи между ними и что Филдер не имеет других путей для передачи срочной информации своему "председателю" или получения инструкций от него» (Фрэнсис Д. Фаворит).
  • «Вот ваше письмо, – начала она (Авдотья Романовна), положив его на стол… Вы намекаете на преступление, совершенное будто бы братом. Вы слишком ясно намекаете, вы не смеете теперь отговариваться. Знайте же, что я еще до вас слышала об этой глупой сказке и не верю ей ни в одном слове. Это гнусное и смешное подозрение. Я знаю историю и как и отчего она выдумалась. У вас не может быть никаких доказательств. Вы обещали доказать: говорите же! Но заранее знайте, что я вам не верю! Не верю!.. – Что же касается до вашего брата, то что я вам скажу? Вы сейчас его видели сами. Каков? – Не на этом же одном вы основываете? – Нет, не на этом, а на его собственных словах. Вот сюда два вечера сряду он приходил к Софье Семеновне. Я вам показывал, где они сидели. Он сообщил ей полную свою исповедь. Он убийца. Он убил старуху чиновницу, процентщицу, у которой и сам закладывал вещи; убил тоже сестру ее, торговку, по имени Лизавету, нечаянно вошедшую во время убийства сестры. Убил он их обеих топором, который принес с собою. Он их убил, чтоб ограбить, и ограбил; взял деньги и кой-какие вещи... Он сам это всё передавал слово в слово Софье Семеновне, которая одна и знает секрет, но в убийстве не участвовала ни словом, ни делом, а, напротив, ужаснулась так же, как и вы теперь. Будьте покойны, она его не выдаст» (Достоевский Ф. М. Преступление и наказание).
  • «Всем известна история другого философа, который измыслил знаменитую теорию о том, что лошадь может существовать без пищи. И он успешно доказал ее тем, что довел ежедневную порцию пищи, получаемую его собственной лошадью, до одной соломинки; несомненно он сделал бы ее чрезвычайно горячим и резвым животным, если бы она не пала за сутки до того дня, как ей предстояло перейти на отменную порцию воздуха. К несчастью для экспериментальной философии той женщины, чьим заботам и покровительству был поручен Оливер Твист, к таким же результатам обычно приводило применение ее системы; потому что в ту самую минуту, когда дитя научалось поддерживать в себе жизнь ничтожной долей самой непитательной пищи, по превратности судьбы, в восьми с половиной случаях из десяти, оно или заболевало от голода и холода, или по недосмотру падало в огонь, или погибало от удушья. В любом из этих случаев несчастный малютка отправлялся в иной мир…» (Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста).

Тезис может быть всего один. Однако не всегда удается развернуть рассуждение по одному тезису на 350 слов. Поэтому можно сформулировать два тезиса и более. Кроме того, некоторые темы уже предполагают наличие как минимум двух тезисов

Просмотр содержимого документа
«КАК СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕЗИС В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ?»

КАК СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕЗИС В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ?

Тезис - это самое важное в сочинении, ведь от него зависит раскрытие темы.

КОЛИЧЕСТВО ТЕЗИСОВ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ

Тезис может быть всего один. Однако не всегда удается развернуть рассуждение по одному тезису на 350 слов. Поэтому можно сформулировать два тезиса и более. Кроме того, некоторые темы уже предполагают наличие как минимум двух тезисов (например, тема «Война – печальней нету слова./ Война – святее нету слова…»).

При формулировке тезиса нужно учесть два аспекта:

    связь тезиса и темы,

    особенности формулировки самого тезиса.

ТЕМА И ТЕЗИС

Формулировка тезиса, естественно, напрямую зависит от специфики темы. Рассмотрим несколько примеров.

Тема-вопрос

Если тема представляет собой вопрос, то требуется дать на него непосредственный ответ. Как правило, именно этим вопросом заканчивается вступительная часть сочинения.

Тема-утверждение (в т.ч. цитата)

В этом случае требуется обосновать уже имеющееся утверждение. Вступительную часть мы закончили вопросами, почему так, а не иначе. В тезисной части нужно объяснить, почему так.

Тема - номинативное предложение (ключевые слова)

Вступительная часть заканчивается вопросами о каждом из ключевых понятий. Нам нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

Тема

Тезисы

«Гармония природы и несовершенство человека».

(Во вступительной части задаем вопросы: В чем заключается гармония природы? В чем состоит несовершенство человека? Как они взаимосвязаны?

Природа – это пример гармонии, красоты, совершенства. В ней все разумно и соразмерно. Человек же, напротив, несовершенен, имеет множество пороков: жестокость, эгоизм, жадность. Более того, в силу темных сторон своей натуры он может наносить вред природе.

СПОСОБЫ ФОРМУЛИРОВКИ ТЕЗИСА

Формулировка тезиса традиционная

Стандартная формулировка тезиса предполагает прямое выражение мысли.

Формулировка тезиса оригинальная

Что касается претензии на оригинальность, то тут возможно несколько путей.

Так, можно рассказать о случае из жизни (если этот прием не был использован уже во вступлении).

Самый удобный и легкий способ – вопросно-ответный ход, когда мы сами себе задаем вопрос и сами на него отвечаем. Этот способ удобен тем, что позволяет не сбиться с мысли.

Можно использовать метод аналогии – сравнение с миром природы.

Варианты тезиса

Примеры

Пример из жизни

Великая Отечественная война коснулась в нашей стране каждой семьи, принесла горе и страдания в каждый дом. Не исключение и моя семья. Узнав, что моя бабушка-партизанка, фашисты пришли в дом к ее матери и пытали ее, чтобы узнать, где находится партизанский отряд. Прабабушка ничего им не сказала, и тогда немцы казнили ее. 9 мая в нашей семье – это не просто праздник, это напоминание о страданиях, перенесенных старшим поколением.

Вопросно-ответный ход

Что помогает человеку преодолевать трудности? Наверное, каждый ответит на этот вопрос по-своему. Мне кажется, что важную роль играет поддержка близких людей.

Аналогия (сравнение с миром природы)

На мой взгляд, именно любовь помогает справиться с трудностями. Любовь дает человеку крылья, с помощью которых ему становится легче преодолевать препятствия, возникающие на пути.

Примечание.

Важно, чтобы все формулируемые тезисы соответствовали заданной теме, не отклонялись от нее.

Методика обучения написанию сочинения-рассуждения

Новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по русскому языку включает задание творческого характера – сочинение – рассуждение на заданную тему с привлечением информации, извлеченной из прослушанного и прочитанного текстов, объединенных основной мыслью, которую нужно раскрыть в сочинении. Как успешно выполнить это задание?

Попробуем составить план сочинения – рассуждения.

    Вступление. Тезис (формулировка проблемы в виде положения, нуждающегося в доказательстве).

    Основная часть. Доказательство (собственная аргументированная оценка проблемы):1, 2, 3.

    Заключение. Вывод (подтверждение правильности выдвинутого тезиса).

Вступление.

С чего можно начать сочинение? Предметом обсуждения в сочинении-рассуждении по двум текстам является проблема, заявленная в названии темы и объединяющая прослушанный и прочитанный тексты. Учащийся должен её выявить и показать в сочинении, как она связана с основной мыслью текстов. Следовательно, во введении необходимо назвать проблему, сформулировав её в форме тезиса.

Рассмотрим возможные варианты формулировки проблемы и приведем примеры.

Проблема может быть сформулирована:

    в виде предложения-тезиса, нуждающегося в доказательстве: В наше время особенно остро стоит нравственная проблема – проблема взаимоотношения людей в обществе . Или: Проблема воспитания является актуальной в наше время . Или: Уважительное отношение к людям – проблема, без сомнения, актуальная в наши дни;

    в форме предложения констатирующего характера, содержащего сообщение об актуальной проблеме: Д. Лихачев и Т. Тэсс поднимают в своих произведениях актуальную проблему, связанную с поведением человека в обществе;

    с использованием стилистических фигур:

Именительного темы: Хорошее воспитание. Хорошие манеры. Что стоит за этими понятиями?;

Градации: Нужно ли воспитывать в людях терпимость, внимательность, уважение?;

Парного соединения однородных членов: Человек и общество, долг и обязанность, нравственность и гуманизм – вечные темы классической литературы, вечные проблемы общественной жизни .;

Антитезы: Добро и зло, любовь и ненависть, альтруизм и эгоизм – нравственные категории, которые характеризуют человека;

Умолчания: Два текста… Такие разные и такие похожие… Они связаны общей мыслью: призывом уважительно относиться к людям;

Вопроса и ответа на него: Какая из проблем социальной жизни наиболее актуальна в наши дни? Пожалуй, проблема человеческих взаимоотношений;

Риторического вопроса: Всегда ли мы уважительно относимся друг к другу? Умеем ли мы быть внимательными и терпимыми? Эти вопросы задают себе многие;

4) путем сообщения сведений об авторе (авторах) текста и определения места проблемы в его (их) творчестве: Академик Д. С. Лихачев - крупнейший ученый-филолог и выдающийся педагог-просветитель наших дней. Огромное место в его творческом наследии занимают труды, связанные с гуманистическим воспитанием подрастающего поколения;

5) с помощью пословиц, поговорок, афоризмов и т.д.: Всем известна поговорка «Не желай другому того, чего не желаешь себе». В ней скрывается глубокий смысл: нужно уважать окружающих нас людей . Или: Народная мудрость отражается в пословицах. Как вести себя в обществе? Как относиться к людям? Ответами на эти вопросы могут стать пословицы: «Как аукнется, так и откликнется»; «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»;

6) в виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста: Каждый человек хочет, чтобы его ценили, уважали, любили. Но чтобы добиться такого отношения к себе, нужно самому уметь быть внимательным к другим;

7) путём подбора соответствующих примеров из классической литературы: «Что сделаю я для людей?» - сильнее грома крикнул Данко». Эти слова из известного произведения А. М. Горького знакомы каждому школьнику. Два героя: Данко и Лара. Две позиции: любовь к людям и любовь к себе. Какая из них правильная? Как жить в обществе? Каким правилам следовать? На эти вопросы пытаются дать ответы многие, в том числе Д. С. Лихачев и Т. Тэсс. Или из личного опыта: Каждый из нас часто бывает в городском парке. Как похорошел он в последнее время! Повсюду чувствуется забота о нас, жителях города. Аккуратно подстриженные кустарники, новые удобные скамейки, ухоженные цветочные клумбы. И вдруг – исписанные стены летнего театра, вытоптанные газоны, разбросанный возле пустых урн мусор… проблема воспитания, к сожалению, остается актуальной и сегодня;

8) как описание впечатления, вызванного прочитанным и прослушанным текстами: Большое впечатление произвели на меня очерк Т. Тэсс и письмо Д. С. Лихачева, посвященные одной проблеме – проблеме бережного отношения ко всему, что нас окружает . Или: Тексты о хороших манерах и о голубой ели очень интересны и поучительны. В них поднимается проблема уважительного отношения к миру: людям, животным, птицам, растениям.

Примечание: если учащийся хочет, чтобы сочинение – рассуждение было оригинальным по форме и интересным по содержанию, не следует начинать его словами «Основная мысль, которая объединяет прослушанный и прочитанный тексты,…» или «Оба текста объединены общей мыслью:…»

Тезисная часть должна отличаться краткостью и сжатостью. В ней будут преобладать простые предложения (чаще вопросительные или восклицательные).

Основная часть

В основной части нужно прокомментировать сформулированную проблему с опорой на предложенные тексты или имеющийся жизненный опыт, высказать собственную точку зрения и привести аргументы (доказательства, факты, примеры), убеждающие нас в её правомерности.

Для этого необходимо этически корректно сформулировать собственное мнение по анализируемой проблеме, согласившись или не согласившись с позицией авторов. Аргументируя собственную позицию, пишущий должен привести не менее двух доказательств (аргументов), опираясь на жизненный или читательский опыт, и выстроить их в логической последовательности. Чтобы правильно построить систему аргументов, нужно хорошо представлять, какую мысль мы доказываем, т.е. понимать суть проблемы.

В качестве аргументов могут быть приведены примеры из прочитанного и прослушанного текстов, художественной литературы, жизненного опыта, собственные суждения, изречения великих людей и т.д. При этом аргументы (примеры, доказательства) должны быть краткими, точными, вескими.

Можно построить систему аргументации, выразив свое согласие с авторами текстов, используя предложения с вводными словами, указывающими последовательность доводов, фактов, например: Трудно не согласиться (я согласен и т.п.) с авторами. Во-первых,…; во-вторых,…; в-третьих,…

Целесообразно употребление сложноподчиненных предложений с придаточным причины, например: Я разделяю точку зрения авторов (мне близка мысль авторов, позиция авторов убедительна и т.п.), потому что…

Можно применить синтаксические конструкции с доказательством от противного, например: Попробуем не согласиться с авторами текстов . Или: Представим, что авторы текстов не правы…

Уместно использовать вопрос и ответ на него: Разве можно не согласиться с авторами текстов? Конечно, нет. Они правы, поднимая актуальную проблему и подсказывая нам пути её решения. Они правы, убеждая нас быть внимательными к другим, доброжелательными и терпимыми. Они правы, показывая уровень нашей воспитанности через призму наших взаимоотношений.

В целях вовлечения в сорассуждение уместно частое использование вопросительных предложений в значении восклицательных.

Следуя кольцевой композиции рассуждения, необходимо использовать слова и выражения вывода: Вот почему, Вот поэтому, Значит…

С точки зрения синтаксиса в доказательной части сочинения-рассуждения должны преобладать распространенные, осложненные простые предложения, а также сложные (ССП, СПП, БСП) над простыми.

Заключение.

В заключении необходимо сделать общий вывод, подвести итог всему сказанному. Этот вывод будет зависеть от того, о чем говорится во введении. Нужно помнить, что вывод в рассуждении – доказанный тезис. Введение и заключение сочинения должны быть связаны между собой. Кроме того, вывод должен быть связан с темой сочинения и основной мыслью. Наличие вывода обеспечивает соблюдение такого признака текста, как завершенность.

В целом сочинение, написанное учеником, должно нести определенную информацию. Информативный план сочинения по прочитанному и прослушанному текстам – сообщение об актуальной проблеме и её оценке авторами двух текстов и пишущим сочинение в виде системы доказательств. Информативность текста типа рассуждения состоит в обоснованной оценке предмета речи, т.е. обсуждаемой проблемы.

В процессе написания сочинений учащимся может быть предложена следующая памятка (составитель Трунцева Т.Н.):

Памятка к написанию сочинения – рассуждения

    На какой общий вопрос отвечает сочинение?

    Ты заявил в самом начале текста о проблеме, которую хочешь исследовать, задал вопрос, на который хочешь ответить?

    Составь композиционную схему рассуждения (тезис-доказательство-вывод), выдели её составные части цветной пастой.

    Ты привел доказательства своему предположению, утверждению (2, 3, и более). Подставь в начало каждого доказательства карандашом слова потому что, так как.

    Ты заканчиваешь своё рассуждение выводом? Использовал конструкции вывода вот потому и, поэтому ?

    Проверь наличие конструкций причинно – следственного содержания почему – потому что.

    Использовал ли ты в качестве доказательства высказывания авторитетных авторов, пословицы, поговорки?

    Экспрессия убеждения – вот основной тон твоего рассуждения, так ли это?

    Перечитай свою работу. Прочти её своим товарищам: убедил ли ты их?

В качестве примера текста – рассуждения девятиклассникам может быть предложен отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и дано задание отыскать в нем основные признаки этого типа речи:

Её сестра звалась Татьяна…

Впервые именем таким

Страницы нежные романа

Мы своевольно освятим.

И что ж? оно приятно, звучно;

Но с ним, я знаю, не разлучно

Воспоминанье старины

Иль девичьей! Мы все должны

Признаться: вкусу очень мало

У нас и в наших именах

(Не говорим уж о стихах);

Нам просвещенье не пристало,

И нам досталось от него

Жеманство, - больше ничего.

Итак, она звалась Татьяной.

И в заключение хочется обратить внимание на одну важную вещь. Работая над сочинением – рассуждением, выпускники девятого класса должны не только показать свою орфографическую и пунктуационную грамотность (хотя и это важно), но и хорошо сформированную коммуникативную компетенцию, которая проявляется в следующих умениях: умении свободно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста; способности адекватно выражать своё отношение к услышанному и прочитанному; умении оценивать позицию автора, т.е. адекватно откликаться на предложенные тексты как на языковое и духовное явление.Документ

... тезис ... сочинениях ... рассуждениях ... эта формулировка снова... вида : Естественная Монополия: Существует по воле рынка; вступление ... составили планы ... Попробуй ... положение ... проблемы , эволюционисты продолжают выставлять данные окаменелостей как доказательство ... нуждающегося ...

Рассказать о случае из жизни.

Образ-аналогия.

Вопросно-ответная форма (пожалуй, самый удобный и лёгкий способ: мы сами себе задаём вопрос и сами на него отвечаем, это помогает не уйти от темы).

|| Обязательно сначала проверяйте соответствие темы и тезиса. ||

В любом случае мой совет вам: если вы дочитали, перечитали своё сочинение и не смогли с уверенностью сказать, что аргументы, вами приведённые, доказывают именно ту мысль, которую вы вынесли в качестве тезиса, значит, вероятно, надо менять тезис (просто это порой сделать легче, чем подбирать новые аргументы). Ещё можно проверить, действительно ли эти аргументы вам подходят, по тому микровыводу, который вы пишете в конце каждого аргумента. Такую проверку делать нужно обязательно, чтобы соответствие «тезис-аргумент» было полным.

Основная часть

Аргументация

Итак, тезис сформулирован, теперь нужно привести аргумент из литературных источников. Основная часть, как мы помним, состоит из одного или нескольких аргументов на литературной основе, подкрепляющих тезис. Каждый аргумент выделяется в отдельный абзац. В конце каждого абзаца должен быть микровывод.
Можно к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.

Если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

То есть если вы на вопрос по теме, например: «Что приносит людям любовь: страдание или счастье?», отве­тите, что, с вашей точки зрения, любовь может как осчастливливать человека, так и делать его несчастным, то вам необходимо привести два аргумента, в одном из которых любовь помогает обрести человеку счастье,
почувствовать всю наполненность жизни, а в другом она приносит грусть и страдание. И тогда в этом случае тезис будет доказан, причём полностью.

Структура аргумента

Аргумент состоит из нескольких элементов и включает:

Обращение к литературному произведению: называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем - «произведение», чтобы избежать фактических ошибок).

Его интерпретацию: здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п. Почему нельзя просто написать: «ге­рой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.

Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу...» и т.п.

Микровывод из аргумента должен соотноситься с тем тезисом, который вы привели в начале сочинения, а не просто быть выводом из аргумента!

Все элементы аргумента последовательно располагаются друг за другом.

Например, тема: «Какой путь можно назвать дорогой в никуда?».

Примерное вступление У каждого из нас есть свой путь, и нет ни одного человека на свете, который не совершал бы ошибок, идя по этому пути. Мне кажется, что это вполне естественно. В течение своего жизнен­ного пути нам всё время приходится делать тот или иной выбор, чтобы дойти до какой-либо цели. Нередко случается так, что человек осознаёт, что он совершает бессмысленные действия и поступки. И всё равно упорно идёт по этой дороге. Часто и упрямство заставляет идти по невер­ной дороге. Но дороги могут и не привести туда, куда хотелось бы. Они могут вообще никуда не привести, если ты сам ничего не будешь делать для того, чтобы двигаться вперёд
Тезис Дорогой в никуда можно назвать тот путь, который не принесёт никаких значимых результа­тов

Теперь об аргументах.

Элементы 1-го аргумента Пример
Обращение к произведению На мой взгляд, ответ на вопрос о дороге в никуда мы можем найти в произведении И.А. Гон­чарова «Обломов».
Интерпретация фрагмента (желательно не менее 2 – 3 раз упомянуть ав­тора) Илья Ильич Обломов - помещик средней руки, «... с тёмно-серыми глазами, но отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». По моему мнению, про­блема заключается в том, что он не ставит себе целей. И.Н. Гончаров обращает наше внимание на то, что общение с Ольгой - это своего рода последнее проявление личности Обломова, как бы последний взлёт, последнее счастливое время для него, а за всем этим - только лишь паде- ние и бесперспективное существование... Мягкая натура Обломова не способна слиться с фаль­шивым, жестоким внешним миром, потому что для него это слишком тяжело. Автор с сожалением говорит о том, что Илья Ильич решает погрузиться в апатию в загородном домике Агафьи Матве­евны, где он и находит свой «покой»
Микровывод Дорогу, по которой идёт Обломов, можно назвать путём в никуда, потому что он не может сделать ничего для достижения своей цели из-за собственной лени и нежелания двигаться вперёд
Элементы 2-го аргумента Пример
Обращение к произведению Теперь обратимся к замечательному произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и на­казание»
Интерпретация фрагмента (желательно не менее трёх раз упомянуть автора) Жизненный путь Родиона Раскольникова не привёл его ни к чему хорошему. В романе Ф. Достоевский изображает столкновение теории, придуманной героем, с реальной жизнью. Родион хочет помочь всем людям и в то же время узнать: «тварь я дрожащая или право имею...». Раскольников уже давно вынашивал свой ужасный замысел, но всё это до поры до времени оставалось лишь мрачной фантазией. На мой взгляд, как только мысли Раскольникова зашли об убийстве, ему надо было переосмыслить свою теорию и выбрать другой жизненный путь. Неужели он не догадывался, к чему может привести такое преступление? Порой нужно задумываться о последствиях сказанного или сделанного заранее
Микровывод Этот путь я также могу назвать дорогой в никуда, потому что убийство человека - величай­ший грех, который нельзя оправдать ничем, даже теорией всей жизни

Связки между абзацами (микротемами)

Чтобы избежать логических ошибок, не забывайте про «связки», «мостики» между аргументами. Всё должно быть последовательно и логично. Например, нельзя начинать абзац второго аргумента со слова «также», так как «так же», как и автор, о котором говорилось в предыдущем аргументе, новый автор не может раскрывать ту же проблему в своём произведении: другой автор, другое произведение - поэтому всё не «так же», а совсем по-дру­гому. Аргументы должны быть не просто нагромождением эпизодов из произведений, а именно логически свя­занными с тезисом примерами.

Примечание. В итоговом сочинении допускается приводить аргументы на основе зарубежной литературы. Об этом неоднократно говорили в передачах с участием министра образования и науки Д.В. Ливанова и предсе­дателя совета по школьным сочинениям Министерства образования и науки Н.Д. Солженицыной. Они согласи­лись с тем, что недопустимо запрещать аргументы на основе произведений мировой литературы.

Заключение

Вот мы и добрались до заключительной части нашего итогового сочинения.

Существует несколько способов закончить сочинение:

Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространённый способ закончить сочинение. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя по­вторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами! Главное, не уйти в сторону от темы сочинения.

Заключение-призыв. Это ещё один достаточно распространённый вариант концовки. Конечно, это не должны быть пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!». Лучше не использовать глаголы 2-го лица: «берегите», «уважайте», «помните». Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. Тогда никто вас не сможет уп­рекнуть в неэтичном отношении к адресату (ведь именно учитель будет вашим первым читателем).

Заключение - выражение надежды. Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, так как позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Нельзя писать, к примеру, что «природа отомстит за себя будущим поколениям».

Варианты заключения Примеры
Вывод Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что проблема оценки таланта до сих пор очень актуальна. Людям надо искать таланты, не дать им потухнуть, потому что именно они, эти талантливые люди, являются двигателями прогресса и общества в целом
Призыв Подводя итог, хочется верить, что каждый человек должен ставить перед собой высо­кие и благородные цели. Всегда нужно задумываться о том, нужно ли мне это вообще? Нельзя бездействовать, ведь это и называется дорогой в никуда. Не нужно бояться ошибок на протяжении нашего пути, ведь, как говорил один мудрец, «раз вы сбились с пути - зна­чит, путь у вас есть, человек, который никуда не идёт, не может заблудиться»
Выражение надежды Хочется надеяться, что проблема истинного понятия слова «красота» действительно должна быть очень актуальна в наше время. И если мы будем этому вопросу уделять как можно больше внимания, не забывать о таких важных понятиях, как благородство, доб­рота, смелость, то и мир наш станет чуточку лучше и красивее!

Завершение рассказа о случае, заставившем задуматься над темой (если в качестве вступления был приведён такой рассказ).

Цитата, подходящая по смыслу. Можно заранее подобрать цитаты по всем тематическим направлениям, мо­жет, какая-нибудь подойдёт.

Например:

«Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (А. С. Пушкин).

«Защита Родины есть и защита своего достоинства» (Н.К. Рерих).

«Природа - творец всех творцов» (И.В. Гёте).

«Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (Антуан де Сент-Экзюпери)

«Любовь к родителям - основа всех добродетелей» (Цицерон).

«Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный - невозможно...» (А.С. Пушкин).

«Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его» (Н.Г. Чернышев­ский).

«Жить - значит чувствовать, мыслить, страдать...» (В.Г. Белинский).

«Человек - целый мир...» (Ф.М. Достоевский).

«Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д.С. Лихачёв).

«Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д.С. Мережковский).

«Нет счастья в бездействии...» (Ф.М. Достоевский).

«Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись» (И.С. Тургенев).

Важно, чтобы цитата обязательно соответствовала главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово (например, в сочинении о природе цитата со словом «при­рода»), и не учитывать её общий смысл.

Редактирование текста

Перед тем как переписывать сочинение с черновика в специальный бланк, необходимо его внимательно про­верить и отредактировать. Как это сделать?

Читаем текст по частям.

Сначала вступительную и заключительную части. Убеждаемся, что они соответствуют, во-первых, заданной теме, а во-вторых, друг другу, в них говорится об одном и том же. Хорошо, если во вступлении вы задаёте вопрос, а в заключении есть ответ на него.

Тезисы. Они должны быть компактно изложенными логическими ответами на вопрос, который вы задаёте во вступительной части сочинения. Желательно, чтобы последняя фраза тезиса была тем самым основным ответом, для доказательства которого вы и будете приводить аргументы.

Читаем пары «тезис + аргумент». Убеждаемся, что пример соответствует основной мысли, тезису, а не просто рассказывает о чём-то близком теме сочинения.

«Мостики», «связки». Читаем концовку каждого абзаца и начало следующего. Убеждаемся, что переход от од­ной микротемы к другой плавный, нет логических ошибок.

Только после того как мы убедились, что сочинение написано в соответствии с темой и не содержит логиче­ских ошибок, приступаем к проверке речевого оформления, т.е. обнаружению речевых, грамматических, пунктуа­ционных, орфографических ошибок. Здесь тоже будет несколько этапов.

Читаем текст по отдельным предложениям. Находим грамматические основы, задаём вопросы ко всем второ­степенным членам. Долго и нудно? Но зато это позволит проверить сочетаемость слов и их грамматическую связь. Определяем, простое предложение или сложное, чем осложнено. Одновременно обращаем внимание на знаки препинания. Если вы сомневаетесь в необходимости того или иного знака, изменяйте конструкцию. Ведь это сочинение, а не диктант! Не бойтесь изменять предложения, менять слова. Здесь можно и нужно изменять текст.

Читаем каждое слово по слогам. Так вами лучше будет усваиваться услышанное - сразу будут активизиро­ваться разные виды восприятия (слуховое, зрительное). Причём лучше читать текст не с первого предложения, а с конца. Или просто не с начала предложения, а с последнего слова в нём, тогда вы будете обращать внимание не на смысл, а именно на написание. Именно так можно отыскать орфографические ошибки. Это известный
способ проверки «с конца».

После этого желательно подсчитать количество слов. Учитываются все слова, в том числе предлоги, союзы и частицы. Цифры, например год (1978), а также слово с дефисным написанием рассматривается как одно. В случае, если получилось меньше 250 слов, придётся увеличивать объём до необходимого минимума, иначе работу не за­считают. Бывают случаи, когда не хватает пары слов, тогда очень обидно получать «незачёт» за хорошее в целом
по содержанию и по грамотности сочинение. Но есть правила оценивания, критерии, которые необходимо учи­тывать.

  • Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.