Таинство венчания в православной церкви. Три важных вопроса по ритуалу


Венчание – важное событие в жизни каждой христианской семьи. Редко, когда пары венчаются в день свадьбы (чтобы сразу «убить двух зайцев») – в большинстве случаев, пары все-таки подходят к этому вопросу обдуманно, осознав важность этого обряда и испытывая искреннее и обоюдное желание стать полноценной, согласно церковным канонам, семьей.

Как проходит этот обряд, и что нужно о нем знать?

Как подготовиться к таинству венчания правильно?

Венчание – не свадьба, где 3 дня гуляют, падают лицами в салат и бьют их друг другу по традиции. Венчание – это таинство, через которое пара получает благословение от Господа, чтобы в горе и радости прожить вместе всю жизнь, быть верными друг другу «до гробовой доски», рожать и воспитывать детишек.

Без венчания брак считается Церковью «неполноценным». И , конечно, должна быть соответствующей. И речь не об организационных вопросах, которые решаются за 1 день, а о духовной подготовке.

Пара, которая подходит к венчанию серьезно, обязательно учтет те требования, о которых забывают некоторые молодожены в погоне за модными фотографиями с венчания. А ведь духовная подготовка – эта важная часть венчания, как начала новой жизни пары – с чистого (во всех смыслах) листа.

Подготовка включает в себя 3-дневный пост, в течение которого нужно готовиться к обряду молитвенно, а также воздерживаться от интимных отношений, животной пищи, скверных мыслей и пр. Утром же перед венчанием муж и жена исповедуются и вместе причащаются.

Видео: Венчание. Пошаговая инструкция

Обручение – как проходит обряд венчания в православной церкви?

Обручение – это своего рода «вводная» часть таинства, предшествующая венчанию. Оно символизирует свершение брака церковного перед лицом Господа и скрепление взаимных обещаний мужчины и женщины.

  1. Обручение не зря совершают сразу после Божественной Литургии – паре демонстрируют важность таинства брака и тот душевный трепет, с коим они должны в брак вступать.
  2. Обручение в храме символизирует принятие мужем его супруги от самого Господа : священник вводит пару в храм, и с этой минуты их совместная жизнь, новая и чистая, начинается перед лицом Бога.
  3. Начало обряда – это каждение : священник 3 раза благословляет по очереди мужа и жену со словами «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа». В ответ на благословение каждый осеняет себя крестным знамением (прим. — крестится), после чего священник передает им уже зажженные свечи. Это символ любви, пламенной и чистой, которую теперь должны питать друг к другу муж и жена. Кроме того, свечи – это символ целомудрия мужчины и женщины, а также Божьей благодати.
  4. Крестовидное каждение символизирует присутствие рядом с парой благодати Святого Духа.
  5. Далее происходит молитва об обручающихся и об их спасении (души) , о благословении на рождение детей, об исполнении тех просьб пары к Богу, которые относятся к их спасению, о благословении пары на всякое благое дело. После чего всем присутствующим, включая мужа с женой, следует преклонить головы перед Богом в ожидании благословения, пока священник читает молитву.
  6. После молитвы Иисусу Христу следует обручение : священник надевает кольцо жениху, «обручая раба Божьего…» и 3 раза осеняя его крестообразно. Далее он надевает кольцо невесте, «обручая рабу Божию…» и осенняя ее крестным знамением трижды. Важно отметить, что кольца (которые должен дарить жених!) символизируют при венчании вечный и неразрывный союз. Лежат кольца, до момента их надевания, по правой стороне святого престола, что символизирует силу освящения пред лицом Господа и его благословение.
  7. Теперь жених и невеста должны обменяться кольцами трижды (прим. – во слову Пресвятой Троицы): жених свое колечко надевает невесте как символ его любви и готовности помогать супруге до конца дней своих. Невеста свое кольцо надевает жениху как символ своей любви и готовности принимать его помощь до конца дней своих.
  8. Дальше – молитва священника о благословении и обручении Господом этой пары , и посылании им Ангела-хранителя, что будет руководить ими в их новой и чистой христианской жизни. Обряд обручения на этом завершается.

Видео: Русское венчание в православной церкви. Обряд венчания

Таинство венчания — как проходит обряд?

Вторая часть таинства брака начинается с выхода жениха и невесты на середину храма со свечами в руках, как с духовным светом таинства. Перед ними идет священник с кадильницей, что символизирует важность следования по пути заповедей и вознесение их добрых дел, как фимиама к Господу.

Хор встречает пару пением псалма 127.

  • Далее пара становится на расстеленный перед аналоем белый рушник : оба перед лицом Бога и Церкви подтверждают свое свободное волеизъявление, а также отсутствие в их прошлом (прим. – с каждой стороны!) обещаний вступления в брак с другим лицом. Священник задает эти традиционные вопросы невесте и жениху, по очереди.
  • Подтверждение добровольного и нерушимого желания вступить в брак закрепляет естественный брак , который теперь считается заключенным. Только после этого начинает таинство венчания.
  • Чин венчания начинается с провозглашения сопричастности пару Царствию Божьему и трех пространных молитв – к Иисусу Христу и к Триединому Богу. После чего священник знаменует (по очереди) жениха и невесту венцом крестообразно, «венчая раба Божьего…», а потом «венчая рабу Божию…». Жених должен поцеловать образ Спасителя на своем венце, невеста – образ Божьей Матери, что украшает ее венец.
  • Теперь для жениха и невесты в венцах наступает самая главная минута венчания , когда со словами «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!» священник, как связующее между людьми и Богом звено, трижды благословляет пару, трижды читая молитву.
  • Благословение брака Церковью символизирует вечность нового христианского союза, его нерасторжимость.
  • После происходит чтение Послания к Ефесянам св. апостола Павла , а потом Евангелие от Иоанна о благословении и освящении брачного союза. Затем священник произносит прошение об обвенчавшихся и молитву о мире в новой семье, честности брака, непорочности сожительства и жизни совместной по заповедям до самой старости.
  • После «И сподоби нас, Владыко…» все читают молитву «Отче наш» (ее следует выучить заранее, если до момента подготовки к венчанию не знали наизусть). Эта молитва в устах обвенчанной пары символизирует решимость исполнять волю Господа на земле через свою семью, быть преданными и покорными Господу. В знак чего муж и жена преклоняют под венцами свои головы.
  • Приносят «чашу общения» с кагором , и священник ее благословляет и подает в знак радости, предлагая трижды испить вина сначала главе новой семьи, а потом его супруге. Пьют вино по 3 крохотных глоточка в знак нераздельного отныне бытия.
  • Теперь священник должен соединить правые руки обвенчавшихся, покрыть их епитрахилью (прим. – длинная лента на шее священника) и положить сверху свою ладонь, как символ получения мужем своей супруги от самой Церкви, что во Христе соединила этих двоих навеки.
  • Пару трижды обводят по традиции вокруг аналоя : на первом круге поют «Исаие, ликуй…», на втором – тропарь «Святии мученицы», а на третьем прославляется Христос. Данное хождение символизирует вечное шествие, что с этого дня начинается для пары – рука об руку, с общим крестом (тяготами жизни) на двоих.
  • С супругов снимают венцы , и священник приветствует новую христианскую семью торжественными словами. Потом читает две молитвы-прошения, во время которых муж с женой преклоняют головы, а после окончания запечатлевают чистую взаимную любовь целомудренным поцелуем.
  • Теперь по традиции обвенчавшихся супругов ведут к царским вратам : здесь глава семьи должен поцеловать икону Спасителя, а его супруга – образ Божьей Матери, после чего они меняются местами и снова прикладываются к Образам (только наоборот). Здесь же они целуют крест, который подносит священник, и получают от служителя Церкви 2 иконы, которые теперь можно хранить, как семейную реликвию и главные обереги семьи, и передавать следующим поколениям.

Свечи после венчания хранят в киоте иконы, дома. А после смерти последнего супруга ему эти свечи (по русскому старому обычаю) кладут в гроб, обе.

Задача свидетелей на обряде венчания в церкви – что делают поручители?

Свидетели должны быть верующими и крещеными – друг жениха и подруга невесты, которые после венчания станут духовными наставниками данной пары и ее молитвенными хранителями.

Задача свидетелей:

  1. Держать венцы над головами венчающихся.
  2. Подавать им обручальные кольца.
  3. Стелить рушник перед аналоем.

Впрочем, если свидетели не знают своих обязанностей – это не страшно. О них поручителям расскажет священник, желательно заранее, чтобы не возникло «накладок» при венчании.

Важно помнить, что церковный брак расторгнуть нельзя – Церковь разводов не дает. Исключение – смерть супруга или его потеря рассудка.

И напоследок — пара слов о свадебной трапезе

Венчание, как сказано выше – не свадьба. И Церковь предостерегает от возможного непристойного и неблагоговейного поведения всех присутствующих на венчании после таинства.

Приличные христиане после венчания скромно обедают, а не пляшут в ресторанах. Причем, на брачном скромном пиру не должно быть каких-либо неприличий и невоздержаний.

Современный общепринятый чин венчания, а правильнее сказать, чинопоследования церковного благословения брака, сложился в XVI-XVII вв. До этого времени можно найти разные его варианты. Но основа до сегодняшнего дня остается неизменной. Предлагаем Вам ознакомиться с историей таинства венчания и краткую справку-схему: из каких частей состоит этот чин и что они означают.

История таинства венчания

Как мы знаем из Библии, а конкретно - из книг Ветхого Завета, брак появился еще в раю до грехопадения первых людей - Адама и Евы. И создал брак сам Господь. Что касается описания обряда заключения брака, в Ветхом Завете его не найти, но по некоторым косвенным цитатам можно заключить, что исторически он состоял из двух разграниченным по времени действий: обручения (помолвки) и, собственно, свадьбы. Это схема была универсальна и для иудеев, и для всего греко-римского мира, а потом, вместе с распространением христианства по миру, пришла в другие страны, в том числе на Русь.

В Новом Завете мы также не найдем четкого описания чина брака. Тем не менее известно, что у первых христиан уже существовало такое понятие как «церковный брак». В конце I - начале II века Игнатий Богоносец в Послании к Поликарпу писал, что «те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господи, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божию» .

При этом мужчина и женщина, которые единожды приняли Таинство Крещения и стали членами христианской общины, а потом вступили в церковный брак, параллельно должы были легализовать свой союз перед светским законом. Христианская апологетическая литература, к примеру, послание к Диогнету (около 200 года после Рождества Христова), говорит, что христиане «заключают браки как все». Послание Афинагора (около 180 года после Рождества Христова) утверждает, что «каждый из нас имеет жену, на которой женился по установленным нами законам, с целью деторождения».

Чин христианского брака стал оформляться ближе к IV веку. К примеру, пояивлась традиция приглашать на брачный пир епископа или священника. Священник читал особую молитву на домашнем празднике, тем самым освящая брак молодоженов. Разделение семейного торжества и церковного Таинства произошло позже. Появились специальные молитвы для этого Таинства и чинопоследование (последовательное подробное изложение какого-либо богослужения).

Обряд венчания

Обручение (помолвка)

Обручение – самостоятельный чин. По времени может быть отделено от венчания. На практике уже в XV веке обычно совершается вместе с венчанием. По традиции, обручение совершается не в самом храме, а в притворе – в знак того, что жених и невеста еще пока не стали едины в браке.

Чинопоследование имеет такой порядок:

Священник выносит Святой Крест и Евангелие из алтаря.

Затем благословляет (крестит) жениха и невесту зажженным венчальными свечами, дает их им в руки, берет кадило и кадит. – Свечи символизируют духовное торжество, Божественную благодать, которая будет пребывать в браке, и любовь, которой будут (должны) гореть сердца супругов по отношению друг к другу. Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие благодати Духа Святого, который совершает святые Таинства Церкви.

Священник громко возглашает: «Благословен Бог наш…» – Всякое священнодействие начинается славословием Богу.

Мирная ектенья (ряд прошений (просьб) к Богу) – такая же, как на любом другом богослужении.

Молитвы на обручение – основа чина обручения, известны с конца 8 века. В первой молитве («Боже вечный, разстоящаяся собравый в соединение…» вспоминается обручение Ревекки Исааку и испрашивается благословение обручающимся. Во второй («Господи Боже наш, от язык предобручивый Церковь деву чистую…») испрашивается благословение на обручение, мир и единомыслие в жизни будущих супругов.

Обручение – Священник надевает кольца новобрачным, а затем меняет их местами. Так происходит три раза. Исторически мужу полагалось серебряное (ранние рукописи обычно говорят о железном), а жене – золотое: женское кольцо должно стоить дороже. Тут нет никакого символизма, просто раньше существовал обычай давать невесте или ее семье брачный дар. Если дар принимался, это считалось гарантом будущей свадьбы.

Сегодня обмен кольцами имеет символическое значение: это знак неразрывного, вечного союза между супругами. Перед обручением кольца кладут в алтаре на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Кольцами меняются трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Заключающая молитва – «Господи Боже наш, отроку Патриарха Авраама сшествовавый в средоречии, посылая уневестити господину его Исааку жену…». В ней испрашивается благословение Бога на обручающихся.

Сугубая ектенья (ряд прошений к Богу) – такая же, как на любом богослужении.

Есть предположение, что в Византии церковное обручение могло быть достаточной формой заключения брака: в рукописях встречаются указания на то, что уже после обручения супруги могут начинать семейную жизнь. В рукописях после чина обручения встречаются такие слова: «Аще убо хотят (в тожде время) венчатися», то есть «есди хотят (в то же время) венчаться…». И далее следует венчание.

Венчание

имеет следующее чинопоследование:

Читают псалом № 127 (“Блажени вcи боящиися Господа”) - своего рода напоминание венчающимся о том, в чем заключается истинное счастье. В нем есть такие слова:

«Блажен ecи, и добро тебе будет. Жена твоя яко (виноградная) «лоза плодовита в странах дому твоего. Сынове твои, яко новонасаждения масличная окрест трапезы твоея». То есть жена родит много детей, которые, как маслины, будут расти и процветать.

Священник вместе с женихом и невестой переходят из притвора в храм и становятся на рушник (кусок ткани типа полотенца) в центре храма – Венчание совершается на середине храма, потому что муж и жена становятся едины.

Священник произносит слово поучения к венчающимся

Далее спрашивает жениха и невесту о желании вступить в брак – встречаются только в требниках российских изданий (и зависящих от них). Митрополит Петр (Могила) в 17 веке заимствовал их из западной практики, с тех пор они стали частью обряда. В греческих требниках такие вопросы отсутствуют, иногда встречается что-то им подобное.

Священник возглашает: «Благословено Царство.».

Священник произносит три молитвы о сочетающихся браком и надевает им на головы венцы (если венцы не подходят по размеру, надо головами венчающихся их держат свидетели) – Венцы на головах молодоженов - символ венцов царских (в новосозданной семье молодые будут как бы царями и основателями рода) и одновременно мученических (подвиг христианского брака сравнивается с мученическим).

Возложив венцы на головы венчающихся, священник обращается к Богу со словами: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их»

Прокимен (стих, который поется перед чтением Священного Писания), Апостол, Евангелие – Традиционно читается отрывок Еф 5. 20-33 (о браке как о зримом образе союза Христа и Церкви и о взаимных обязанностях супругов) и Ин 2. 1-11 (о браке в Кане Галилейской).

Краткая сугубая ектенья

Молитва о новобрачных – одна из древнейших в чине венчания.

Просительная ектенья

Пение хором молитвы «Отче наш.» – Появление этой молитвы в чине венчания вызвано тем, что раньше во время венчания новобрачные причащались Святых Христовых Таин. Иногда добавлялись и другиеэлементы полной литургии, например, :благодарственная ектения после Причащения. Сегодня этого - как и Причастия - в чине венчания нет.

Священник благословляет общую чашу с вином и дает жениху и невесте по очереди из нее испить – В древности существовал особый обряд и благословения первой чаши на брачном пире. В память об этом жених и невеста вкушали от общей чаши с вином в начале брачного пира. В чин венчания обряд вошел приблизительно к VIII в. Сегодня распространено мнение о том, что общая чаша заменила собой Причащение Святых Таин. Это неверно. В греческих рукописях указываются обе чаши – и евхаристическая, и общая.

Сегодня связь общей чаши с брачным пиром утрачена. Чаша символизирует указание на единство супругов во всем. От чаши супруги вкушают трижды, по очереди (в совр. практике остаток вина обычно допивает невеста, хотя в греческих рукописях отмечается, что это должен делать жених. В одной из рукописей 15 века описан неясный обычай выливать остаток вина на головы новобрачным).

Далее священник соединяет руки новобрачных и обводит их три раза вокруг аналоя – церковного столика-подставки, на котором лежат Крест и Евангелия. Хор поет праздничные песнопения – тропари. – Тропари («Исаия ликуй…» и «Святии мученицы…») появляются в рукописях с XV в.. Первоначально их пели во время шествия новобрачных в их покои Со временем торжественное шествие в дом молодых (заменили шествием вокруг аналоя в храме.

Священник снимает венцы и поздравляет новобрачных. Произносит две молитвы и отпуст – слова, которыми завершается богослужение.

Вопрос : Кто сталкивался с аналогичной ситуацией, помогите, пожалуйста, разобраться. Родители мужа настаивают на венчание в церкви, но для чего это необходимо сделать, не объясняют, упорно твердя, что «так будет лучше». Что же дает венчание?

Обряд венчания с точки зрения культуры

Славянские летописи подробно донесли до нас быт русского народа, его привычки, верования, делая акцент на значимых вехах жизни. Рождение, свадьба, уход из жизни были очерчены религиозными представлениями, которые со временем видоизменялись, однако суть их оставалась неизменной.

Обряд венчания у славян был наделен магическим смыслом – защитить молодоженов от порчи, сглаза и злобных духов. Свадьба готовилась долго, для нее специально шили одежду, выбирали головные уборы, кольца, обережные блюда – все действия были направлены на то, чтобы молодые жили в достатке, имели здоровых детей.

С введением христианства на Руси свадьба не перестала быть таинством, наоборот, считалось, что пары, обвенчанные Богом, будут счастливыми, принесут много потомства. Венчание стало вехой, когда два человека берут на себя заботу не только друг о друге, но и участвуют в рождении и воспитании детей, согласно христианским канонам. Расторжение брака, заключенного в церкви, было недопустимым, расценивалось как грех.

Что дает венчание в церкви?

В советские времена о венчании мало что было известно, но, несмотря на притеснение религии, такие понятия, как крещение, литургия, венчание остались и возродились с новой силой в конце прошлого века.

Таинство венчания стало проходить чаще, и даже люди, состоявшие в браке, решались провести церковный обряд, чтобы стать ближе к Богу. Почему молодые наряду со светским бракосочетанием выбирают венчание?

  • Молодые получают Божественное благословление.
  • Семья, скрепленная обрядом, защищена от бед, ее обходят неприятности.
  • Супруги получают защитника – Бога, который не оставляет семью в радости и горе.

Божественное благословление – это не просто слова, сказанные в адрес молодых священником, проводящим обряд. Это пожелания добра и счастья, здоровья и долголетия, произносимые посредником – батюшкой, усиленное религиозным обрядом. Бракосочетание в церкви считается таинством, брак становится священным и не подлежит разводу.

Надо понимать, что обряд венчания не делает людей абсолютно счастливыми априори. Несмотря на то, что такой брак заключается «на небесах», он требует ежедневной работы в обычной жизни.

Венчание в церкви − усиливает помощь молодоженам на духовном уровне, дает внутренние силы для создания дружной семьи, помогает осознать ответственность за потомство. Молодые понимают, что сделали ответственный шаг, вступая в брак. Они просят и принимают Божественную помощь через венчание и стараются жить, согласно духовным канонам.


«Подводные камни» венчания

Реальная жизнь всегда отличается от теории, поэтому идеальное венчание, как осознанный шаг, принятый молодыми на духовном уровне, встречается не часто. Многих привлекает антураж ритуала, его торжественность, необычность, внимание, подарки.

Молодые не отдают отчет в главном – венчание – не «модное веяние». Это серьезное решение, которое принимается на земле, благословляется Богом. Венчание соединяет молодых, помогая счастливо прожить жизнь, вырастить детей, встретиться после смерти и оставаться вместе вечно.

Многие задают вопрос , является ли венчание в церкви − залогом счастливой жизни? Нет, ответственность за поступки лежат на каждом человеке, Бог лишь помогает осознать, насколько деяние плохо или хорошо. Выбор остается за человеком, в этом и сложность бытия. Трудно не ругаться, прощать, находить компромисс, уступать, понимать другого человека. Но всегда можно попросить помощи у Бога, услышать его, принять верное решение.

Повенчанные молодые получают покровительство и поддержку божественных сил. Но случается, что в дом приходит раздор, супруги начинают ругаться, унижать друг друга, изменять. Они забывают клятвы, что произносили при венчании, не слышат подсказки Всевышнего и в итоге их духовные каналы закрываются, люди становятся «глухи».

Всякого, кто хоть иногда задумывался о жизни, поразит мысль о том, насколько она далека от совершенства. Приличия, мораль, поведение в обществе и в частной жизни – все резко изменилось. Люди перестали брать ответственность на себя, перестали духовно трудиться, стараясь переложить решение на Бога, прикрывая им любые поступки.


Многие уверены, что венчание гарантирует им благодать. Отнюдь. Счастливы те семьи, где любовь зрелая, неэгоистичная, ответственная. Любовь – это труд, а Бог – помощник, направляющий, защитник, учитель. Венчаясь в церкви по велению души, вы принимаете помощь Всевышнего и одновременно прикладываете усилия для счастливого союза.

Никто за людей ничего не сделает: мужу и жене придется самостоятельно учиться жить на одной волне, совершенствовать себя, мириться со слабостями, стараться их минимизировать. Бог всегда на стороне людей, он направляет, и заботиться обо всех, для него нет «плохих» и «хороших»!

Означает ли это, что только венчанные в церкви люди могут вести достойную жизнь? Конечно, нет. Если молодые люди решили оформить брак в ЗАГСе, их помыслы чисты, они верны друг другу, а их отношения строятся на любви и доверии, то они могут обратиться к Богу по велению души.

Для благодарности не надо определенного места и времени, любой светлый, искренний порыв мыслей дойдет до Всевышнего и вернется благодатью.

Венчание в церкви – это внешний ритуал, и без настоящих чувств, любви и понимания происходящего он не будет иметь истинного смысла.

Прежде чем согласиться на венчание, необходимо остановиться и ответить на простые вопросы: люблю ли я, готов ли разделить с человеком радость, горе, материальные трудности, бытовые неудобства. Венчание в церкви ответственный шаг, он даст возможность открыть душу Богу, наполнить ее добротой, подарить ее супругу и будущим детям.

Для того чтобы это церковное таинство принесло вам максимум пользы необходимо поработать над собой: пересмотреть свои ценности и убеждения, провести

Венчание - это есть таинство, в котором благословляется супружеский союз. Многие молодожены венчаются сразу же после регистрации брака в ЗАГСе , а кто-то предпочитает проверить чувства, узнать, что нужно для венчания и тщательно подготовиться. Данные пары проходят этот обряд после нескольких совместно прожитых лет или после рождения ребенка.

Выбор даты свадьбы

Что нужно для венчания?

  • две иконы: Спасителя и Богородицы;
  • белое полотенце или полотно, на котором будут стоять молодожены;
  • венчальные свечи;
  • платочки для свечей белого цвета;
  • у молодоженов и гостей должны быть нательные крестики;
  • обручальные кольца;
  • свидетельство о браке.

Внешний вид

  • у невесты должен быть головной убор, это - фата, косынка;
  • плечи и грудь следует прикрыть накидкой;
  • девушкам нельзя находиться в храме в брюках;
  • макияж и маникюр должен быть не броским и сведен к минимуму.


Венчание не проводиться

  • вторник, четверг, суббота;
  • в посты: Великий пост, Петров пост, Успенский, Рождественский;
  • в период масленицы;
  • в пасхальную неделю;
  • во время от Рождества до Крещения.

Брак в церкви невозможен, если молодые вступали в брак три и более трех раз. Если молодожены находятся в близком родстве или хоть один на момент венчания не крещен.


Для того чтобы венчание стало для Вас праздником, который запомниться на всю Вашу жизнь, хорошо позаботьтесь о его организации. Советы о том, что нужно для венчания в церкви мы Вам рассказали, а Вы постарайтесь следовать им.

Обручальные кольца

Обручальные кольца издавна считались знаком верности, неразрывности и чистоты брачного союза. Раньше кольца должны были быть разными: одно золотое, а другое серебряное. Золотое кольцо было символом солнца, из-за своего блеска, а серебряное - было подобно на луну. В нынешние времена, как правило, кольца для жениха и невесты выбирают золотые.


Что нужно для венчания, если у Вас второй брак

Молодожены, которые решили соединить свои сердца узами брака во второй раз и хотят обвенчаться, должны знать, что церковь не поддерживает и не одобряет повторные браки, однако второй раз допускается. В этом случае добавляются к церемонии еще две покаянные молитвы.

Пары, которые решили обвенчать, должны хорошо обдумать свои намерения. Узнать, что нужно для венчания в церкви, как одеваться и какие молитвы нужно знать. Хорошая подготовка к данной церемонии, позволит Вам запечатлеть эти моменты даже на камеру.

В настоящий момент обряд венчания приобретает большую распространенность в нашем государстве, что позволяет не просто создать брак, а осветить таинство брака.

Когда два искренне любящих друг друга человека желают прожить всю жизнь вместе, они связывают свои жизни святыми узами брака. В Евангелии венчание сравнивается с таинственным союзом Христа с Церковью. Венчание – это священный обряд семи таинств, соединение двух любящих душ перед лицом Господа. Раньше церковному браку не придавали особого значения. Главное было расписаться в ЗАГСЕ. Но за последние годы появилось все больше молодых пар, стремящихся соединить свои жизни священными узами. Обряд венчания имеет определенные каноны. Рассмотрим правила венчания в церкви.

Для чего нужно венчание в церкви

В духовной жизни каждого человека есть такое понятие как вера. Влюбленные верят в то, что будучи венчанными в церкви, обязательно встретиться и снова будут вместе в Царствие Небесном. Во время церковного обряда жених и невеста соединяются священными узами. Они дают друг другу клятву, вкладывают всю любовь и веру в самые важные слова в жизни. Их любовь благословлена. Семейная жизнь оберегается Богом.

Подвенечный наряд невесты

Каким должно быть подвенечное платье? Понятия подвенечное и свадебное платье отличаются друг от друга. В нынешнее время в внешнему виду невесты относятся не так строго, как раньше. Но все же влюбленные придерживаются правил. Когда невеста венчается в церкви, ее платье должно быть скромным. По правилам церковных традиций ноги должны быть полностью закрыты, но допускается декольте и красивый вырез на спине. Цвет подвенечного платья должен быть светлых тонов, а желательно белым. Белый цвет – это символ чистоты и невинности. В темных и ярких тонах невесте венчаться запрещено. Голова обязательно должна быть покрыта фатой или светлым платком. Разрешается шляпка. Красивую прическу невесты может украсить нежный венок. Перед входом в церковь плечи и руки невесты закрывают накидкой. Туфли невесты должны быть закрытыми. Считается, что венчаться в босоножках – плохая примета. С давних пор считается, что подвенечное платье должно быть с длинным шлейфом. Чем длиннее шлейф, тем счастливее будет семейная жизнь.

Выбор дня венчания

Для того, чтобы назначить дату венчания в церкви, надо для начала ознакомиться с календарем венчания 2014 года. В нем вы узнаете, в какие дни венчаться разрешается, а в какие нет. Благоприятный день для венчания – это воскресенье. Так как о основном все пары стремятся обвенчаться в этот день, надо заранее назначить время проведения ритуала. Обряд венчания проводится также в понедельник, средам и пятницам. Во вторник, четверг и субботу обычно венчание не совершается. Ритуал длится несколько часов. Поэтому он проводится в дневное время, но никак не ближе к вечеру. У Православной церкви существуют как благоприятные, так и «запрещенные» дни для венчания. Какие это дни?

  • Святки;
  • Канун Сретения Господня;
  • Масленица;
  • Канун Благовещенья;
  • Великий пост;
  • Пасха;
  • День Вознесения Господня;
  • День Святой Троицы;
  • Петров пост;
  • Успенский пост;
  • Рождество Христово;
  • День Воздвижения Креста Господня;
  • Рождественский пост.

Необходимые действия перед венчанием

Назначив дату проведения обряда, молодым предстоит выбрать церковь, где будет проводится ритуал. Венчание осуществляется по предварительной записи после беседы со священником. Во время беседы, помимо обсуждения даты венчания, будут заданы важные вопросы жениху и невесте.

О чем спросит священник?

  • крещены ли вы;
  • решили ли вы венчаться в церкви добровольно, по любви;
  • планируете ли вы заводить детей;
  • состояли вы или нет ранее в браке;
  • будете ли вы расписываться.

Отвечать на вопросы священника надо честно. Жених и невеста так же могут спрашивать обо всем интересующем священника. Обсудите нюансы, которые необходимы во время венчания, уточните, сколько приблизительно будет длиться венчание, разрешается ли фотосъемка в церкви. Проходить причащение или нет, вы можете решить сами. Если невеста беременна, то должна обязательно сказать об этом. Нужно убедиться в том, можно ли беременной венчаться в церкви. Некоторые священники не венчают беременных, а многие наоборот, с радостью проводят этот ритуал.

Что необходимо для венчания

Подготовка к венчанию должна проходить в любви, в хорошем настроении. Для проведения ритуала необходимо:


Как проходит обряд

Многие пары не сразу венчаются. Они живут какое-то время вместе, проверяют свои отношения. И если приходят к обоюдному решению обвенчаться в церкви, назначают дату обряда после годовщины совместной жизни. Но основная часть молодых решает расписаться и обвенчаться в день росписи. После регистрации брака в ЗАГС-е они прибывают в церковь для того, чтобы узаконить свои отношения перед Богом. Как же проходит обряд венчания в 2014 году? Прибыв в храм в сопровождении гостей молодожены ждут начала праздничной литургии.

Этот обряд включает в себя два этапа:


К молодым выходит Дьякон, держа в руке поднос с обручальными кольцами. Священник передает в руки жениху и невесте зажженные венчальные свечи. Далее он предлагает новобрачным обменяться венчальными кольцами три раза. Кольца до этого священник должен освятить.Три раза жених и невеста передвигают кольца на подносе друг другу. Этот ритуал совершается в знак единства и взаимности в браке.

После начинается самое интересное – кульминационный момент в таинства венчания. Священник крестообразно знаменует жениха с помощью венца. Подносит к нему образ Христа Спасителя, прилепленный к его венцу, чтобы тот его поцеловал. Затем священник надевает венец на голову жениха. Тоже самое ожидает и невесту. Но к ее венцу прилеплен образ Пресвятой Богородицы. Из-за пышной прически или диадемы на голову невесты венец не кладется, так что держать его выпадает честь свидетелю. Этот ритуал длится около 20 минут. Ритуал с венцами – символ того, что они навеки стали царем и царицей друг для друга. Если кто-то из новобрачных венчается второй раз, то венец не возлагается на голову, а придерживается над плечом. А если венчается в третий раз, то обряд вообще проводится без венцов. После обряда Возложения венцов молодым преподносится чаша с вином. Священник произносит молитву и освещает крестом эту чашу и преподносит ее супругам. Они постепенно, в три приема выпивают эту чашу. Этот обряд символизирует единую судьбу. Далее новобрачные становятся единым целым. Затем священник соединяет правые руки молодых и трижды обводит их вокруг аналоя. Это означает, что они будут всегда идти по жизни рука об руку. Молодых подводят к царским вратам, где жених целует образ Спасителя. А невеста Божьей Матери. Потом они должны обменяться местами. Тут жених должен поцеловать образ Божьей Матери, а невеста – Спасителя. Далее после обряда перед царскими вратами наступает этап целования Креста. На этом этапе жениху вручают икону Спасителя, а невесте Божьей Матери. По прибытию к себе домой, они должны будут повесить их над брачным ложем.

В завершение обряда произносится для молодоженов многолетие и все поздравляют обвенчавшихся. Гости могу дарить подарки прямо в церкви. После завершения таинства венчания молодожены вместе со своими родными и близкими едут на свадебную прогулку.

Видео: "Венчание в Соборе Святых апостолов Петра и Павла"

В каких случаях венчание невозможно

Существуют определенные правила венчания. При их нарушении, венчание становится невозможным.

В каких случаях венчание становится невозможным?

  • если венчание кого-то из супругов до этого было три раза;
  • если молодожены являются родственниками (до четвертой ступени);
  • если один из молодых придерживается атеизма; - если один из супругов не является крещеным и не собирается креститься;
  • если кто-то из супругов относится к другому вероисповеданию и не собирается проводить обряд крещения;
  • если ­один из супругов уже состоит в браке;
  • если молодожены пока не регистрировали свои отношения перед государством.

Предлагаем посмотреть видео, из которого вы получите много полезной информации о таинстве венчания и как к нему надо готовиться.

Сколько стоит венчание

Стоимость венчания в церкви зависит от храма, в котором молодожены решили провести обряд. Храмы по разному назначают цену. Существуют церкви, где цена ставится неопределенная, то есть сколько смогут молодожены внести денег на пожертвование храму. В других случаях цены на венчание варьируются от 500 до 2000 рублей.

Расскажите в комментария о том, как проходил ваш обряд венчания. Какие эмоции вы испытывали во время проведения этого прекрасного ритуала. Все ли правила венчания соблюдали вы?