Управляющий датчик концентрации кислорода признаки неисправности. Почему выходят из строя кислородные датчики и катализаторы


Лямбда – что это? В данном случае речь идет не о букве латинского алфавита. При появлении признаков повышенного расхода топлива, выхлопных газах черного цвета и нестабильной работе двигателя одной из наиболее частых причин становится поломка лямбда зонда. Что такое лямбда зонд в автомобиле и для чего нужен лямбда зонд вы узнаете из этой статьи.

Это особый датчик кислорода, который отвечает за правильные пропорции объемов воздуха в топливной системе. Иными словами лямбда зонд это регулятор, который собирает и передает информацию для подготовки оптимальной топливной смеси.

Но когда эта деталь выполняет свои обязанности стабильно и отлажено, автомобиль экономит топливо, катализаторы, снижающие выбросы вредных веществ в атмосферу служат дольше. Поэтому о принципах ее работы и диагностики стоит знать и помнить каждому автолюбителю.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Как работает датчик кислорода

Итак, измерение кислорода в топливной системе происходит в выпускном коллекторе. Здесь обязательно располагается датчик, который определяет кислородные объемы. Второй датчик лямбда зонда может находиться на выходе катализатора для дополнительной точности измерения уровня кислорода.

Чтобы разобраться с механизмом функционирования датчика лямбда зонда рассмотрим алгоритм его работы.

    1. Запустившийся движок прогревается без участия этого элемента. Система автомобиля пользуется другими источниками информации.

      А вот когда температура достигает 300 градусов по Цельсию в штатный режим входит кислородный датчик лямбда зонд. Дело в том, что лишь при достижении этой температуры электролит получает проводимость, возникает выходное напряжение на электродах.

      В холодное время, например, зимой достичь необходимой температуры бывает очень сложно. На помощь приходит система дополнительного прогрева, которая в любом случае создаст необходимый уровень температуры.

      В зависимости от вида используемого датчика концентрации кислорода различает принцип сбора информации.

Принцип работы лямбда зонда двухточечного зависит от электродов. Уровень кислорода влияет на их напряжение. Если уровень напряжение свидетельствует об избытке кислорода, то информация формируется одна, при недостатке кислорода другая.

Широкополосный lambda зонд — более сложная конструкция из двух элементов. На электродах этого датчика имеет постоянное напряжение, которое становится меньше или больше в зависимости от содержания кислорода.

Результаты проверки топлива в каждом случае передаются в другие системы автомобиля для формирования оптимальной смеси для дальнейшего впрыска.

Иллюстрация работы

По каким причинам может быть нарушена работоспособность датчика

Что такое лямбда зонд? — это сложное механическое устройство, которое подвержено поломкам. Они возникают по следующим причинам.

    Некачественный или очень старый корпус устройства может потерять свою герметичность. Вследствие этого происходит проникновение внутрь газов, грязи, воздуха, которые делают корректную работу невозможной.

    Несмотря на то, что зонд работает при высоких температурах, он также может быть подвержен излишнему перегреву. Чаще всего это происходит при увеличении заводской мощности мотора техническими энтузиастами.

    Существует установленный гарантийный срок работы. После его прохождения зонд может потерять свои свойства.

    Использование некачественного дизеля или бензина, а также этилированного топлива разоряет рабочую поверхность датчика и также приводит к его выводу из строя.

    Одна из наиболее актуальных причин для нашей страны. Вследствие езды по плохим дорогам внутренние элементы датчика могут быть повреждены. Дальнейшая эксплуатация становится невозможной.

Внешний вид

Как определить неисправный датчик

Рассмотрим основные признаки неисправности лямбда зонда.

    Симптомы неисправности лямбда зонда чаще всего заявляют о себе нестабильным функционированием ДВС. Обороты сильно «гуляют». Даже на холостом ходу в теплое время они могут резко увеличиваться без объяснимых причин.

    Необходимость заправляться чаще обычного и средний расход топлива выше установленного нормой одни из самых верных показателей.

    При этом, если автолюбитель, выжимая педаль акселератора до конца, чувствует, что машина существенно хуже разгоняется, велика вероятность, что неисправен датчик.

    Ну и самое распространенное – появление света индикатора «Чек инжин» тоже может быть по причине неисправности регулятора кислорода. На технической станции точную причину обязательно установят. Или же можно проверить все самостоятельно. О том, как это сделать укажем далее.

Иные признаки неисправности кислородного датчика всегда будут связаны с нарушением нормальной работы двигателя.

Внешний вид неисправного устройства

Как проверить исправность лямбда зондов с одним проводом, двумя, тремя и с 4 проводами самостоятельно: мультиметром, своими руками, тестером и т.д.

Что такое лямбда зонд на машине и для чего нужен лямбда зонд, мы выяснили в первой части статьи.

Сейчас рассмотрим способы диагностики его состояния. Датчик нужно достать. Показать датчик кислорода сможет любой авто слесарь, а вот рядовому автолюбителю, чтобы его найти, придется заглянуть в инструкцию завода – изготовителя. В любом случае доступ к нему чаще всего можно получить, просто открыв капот.

    Иногда достаточно визуального осмотра, чтобы сразу выявить неисправность. Визуальный осмотр необходим для исключения механической деформации и попадания внутрь посторонних веществ. Если устройство повреждено, то это будет сразу заметно. Замена потребуется и в случае обволакивания датчика сажей или серым налетом – это признаки порчи датчика из-за заправки некачественным топливом.

    Второй способ также не требует использования какого-либо прибора. Достаточно переставить датчик на другой, такой же автомобиль. Если неисправности сохраняются – значит, проблема именно в нем.

    Для проверки мультиметром нужно завести автомобиль на 10-20 минут, затем заглушить. Отсоединить кислородный регулятор и присоединить его к мультиметру. Далее завести мотор и выжать газ до 3 000 оборотов. Процедуру лучше проводить вдвоем. Один давит на газ, а второй смотрит показания – они должны быть на уровне 0,9 Вт. Любое значение, меньше этого означает неисправность.

    Использование тестера с 4 проводами для проведения замера также не является сложной процедурой. Для ее осуществления минусовой провод тестера соединяют с мотором, а положительный к сигнальному проводу зонда. Тут стоит коротко упомянуть, что проводов зонда может быть до 4. С одним проводом проблем не возникает – он всегда сигнальный. А вот если их больше, без помощи инструкции не обойтись. Итак, когда тестер соединен, нужно включить мотор для работы течение 10 минут. После прогрева на достаточную температуру датчик должен включиться. Напряжение будет какое-то время меняться и составлять разные значения, примерно 0,3 – 1 вт. Однако затем оно стабилизируется на уровне 0,45 Вт. Если цифра стабильного напряжения иная – датчик придется менять.

Сколько стоит лямбда зонд и насколько опустеет кошелек автолюбителя при неисправности этого устройства? На отечественные автомобили цена не превысит 2-3 тысяч рублей. А вот на иномарки придется раскошелиться. Стоимость зондов может составлять от 4 до 10 тысяч рублей.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

У многих возникает вопрос – почему столь простая конструкция, даже на отечественных машинах стоит несколько тысяч.

Ответ кроется в составе элементов, из которых изготовлен зонд. Среди них довольно много ценных, а в некоторых случаях драгоценных металлов.

Также необходимо своевременно проводить диагностику и замену этого важного устройства.

Проверка мультиметром

Вы хотите узнать, признаки неисправности лямбда зонда? Вы попали по адресу. К слову, данный узел чаще всего волнует умы владельцев иномарок, но обо всем по порядку. Но в целом, суть, для которой используется лямбда-зонд, это зондирование выхлопных газов.

Европейские автопроизводители, под гнетом экологов и новых законопроектов, которые требуют ограничивать выброс вредных веществ в атмосферу, всячески прибегают к использованию различных новых агрегатов. Чаще всего это различные нейтрализаторы или катализаторы – устройства, активно снижающие количество вредных веществ в выхлопе автомобиля.

Признаки неисправности лямбда зонда будет проще понять, если знать его устройство и принцип работы. Катализаторы являются активными устройства, позволяющими справляться с вредными веществами в выхлопе, однако они требуют постоянного внимания и работают лишь в крайне ограниченных условиях. Также требуется тщательный контроль за качеством воздушно-топливной смеси поступающей в двигатель, .

Основные функции лямбда-зонда


Как отмечалось выше, для более долгого срока службы катализаторов, необходим жесткий контроль за качеством воздушно-топливной смеси. Лямбда-зонд берет свое название от греческой буквы, в автомобильном мире данная буква маркирует коэффициент избыточного количества воздуха в топливной смеси, поступающей в двигатель.

Вообще, качественная топливная смесь состоит на 13 составных воздуха и 1 топлива. Здесь нужно понять одну простую вещь, возвращаясь к качеству работы катализаторов.


Катализаторы могут работать лишь в очень узком диапазоне верного соотношения топлива и воздуха. Небольшие отклонения делают эти устройства бесполезными. Поэтому так важно соблюдать эту пропорцию до десятых долей. Теперь вы понимаете, что такая точность подсчетов пропорций, отслеживание процессов и катализаторы – это все прерогатива иномарок. Русские автомобили пока не эксплуатируются в таких жестких ограничительных рамках, как иномарки.

Как работает зонд?


Внутри устройства можно встретить гальванический элемент, состоящий из твердого электролита внутри (диоксид циркония). Различные напыления, в виде токопроводящих материалов типа платины. Один из электродов находится в зоне воздействия выхлопных газов, а другой - в атмосферном воздухе.

Устройство начинает корректно функционировать лишь после 350°C, лишь этих условиях гальванический элемент обеспечивает нужную ток проводимость.




Неисправности устройства


Лямбда-зонд выполняет сложную функцию контролера в выпускном цикле. Наиболее простой способ проверить качество работы агрегата – провести замеры выпускных газов. Сделать это можно с помощью специального стенда на станциях технического обслуживания. Если показатель отличается от заявленного производителем, то скорее всего, лямбда-зонд приказал долго жить.

Обычно процент отклонения вредных веществ может доходить до 4% . Данная проблема может наблюдаться на старых двигателях, где сам мотор уже работает из последних сил. Появляются лишние присадки и добавки в топливной смеси. Катализаторы не справляются с работой и в итоге вся система начинает производить повышенное количество загрязняющих веществ в атмосферу.

Кроме замеров выбросов в выхлопе автомобиля, существуют косвенные признаки, указывающие на неисправность зонда.

К примеру, если вы заметили отрицательное изменение динамики разгона (ухудшилась приемистость). Также, если двигатель начинает троить на холостом ходу, обороты скачут, причина может крыться в поломке зонда. Если вы тщательно следите за количеством потребляемого топлива, то его увеличение может свидетельствовать об известной причине. Лямбда-зонд на современной иномарке рекомендуется заменять каждый 100 тыс. км пробега.


Производители отмечают, что автомобили, эксплуатируемы в холодных условиях без прогрева требует замену лямбда-зонда куда чаще, чем прогреваемые. Этот показатель может разница в два раза! Поэтому мы настоятельно рекомендуем прогревать автомобиль без нагрузки, особенно если он долго стоял при очень низких отрицательных температурах.

Лямбда зонд – одна из самых важных деталей современного автомобиля. Без него двигатель просто не может корректно работать. Поэтому, нельзя допускать работу с поломанным лямбда-зондом. Также это может привести к более серьезным проблемам с двигателем. Признаки неисправности лямбда зонда могут быть похожи на проблемы с топливной системой или , поэтому нужна подробная диагностика. Прежде чем приступить к ремонту, нужно разобраться с тем, что такое лямбда зонд в машине, зачем он нужен, какие проблемы могут возникнуть при его неисправности.

Лямбда-зонд нужен для того, чтобы обеспечить оптимальное формирование топливной смеси.

Лямбда зонд представляет собой специальный датчик, который определяет состав смеси, идущей из выпускного коллектора. На основе этой информации определяется то, какая именно топливная смесь будет поступать в цилиндры двигателя. Если топливо сгорает не полностью, то лямбда зонд подает сигнал о необходимости обеднения смеси. Это необходимо для того, чтобы уменьшить количество вредных выбросов в атмосферу в виде не сгоревшего топлива. Кроме того, лямбда зонд нужен для того, чтобы обеспечить оптимальное формирование смеси, чего сложно добиться в старых автомобилях. Топливная смесь должна быть такой, чтобы автомобиль работал на полную мощность, и при этом не было перерасхода.

Симптомы неисправности лямбда зонда


Значок «Check Engine» на приборной панели


Неисправный лямбда-зонд приводит к увеличению расхода топлива на 20-30 %.

  1. Плавающие холостые обороты. Неработающий кислородный датчик лямбда зонд приводит к тому, что обороты на холостом ходу не держатся на одном уровне, и постоянно проседают до 500-600 оборотов. Это связано с тем, что подается обедненная смесь, которой недостаточно для стабильной работы мотора на холостых. За содержание топлива в смеси отвечает именно лямбда зонд.
  2. Снижение мощности двигателя. Помимо плавающих оборотов из-за обедненной смеси снижается мощность двигателя. В результате двигатель медленно набирает обороты, плохо едет на подъем, слабо разгоняется.
  3. Увеличенный расход топлива. Неправильно работающий датчик также может привести и к тому, что существенно увеличивается расход топлива, на 20-30%. Из-за того, что подается слишком много топлива, выхлоп становится темным и имеет отчетливый запах бензина, который не полностью сгорает в катализаторе. Определить чрезмерное обогащение смеси можно по черному налету на свечах.
  4. Рывки при ускорении. При некорректно работающем лямбда-зонде автомобиль не может быстро и равномерно ускоряться, появляются рывки и дергания.
  5. Горит значок «Check Engine». Ошибка лямбда зонда подается на ЭБУ и соответственно загорается лампочка, которая говорит водителю о необходимости диагностики автомобиля. Даже если эту ошибку сбросить, то она будет появляться снова, пока лямбда зонд не будет отремонтирован или заменен.

Причины выхода из строя лямбда зонда

  1. Некачественное топливо. Основной причиной поломки лямбда-зонда является использование некачественного топлива. Из-за этого большое количество вредных примесей откладывается на поверхности датчика и он засоряется. Поэтому необходимо использовать только качественное топливо, для того чтобы все узлы двигателя работали долго и корректно.
  2. Срок эксплуатации. В среднем лямбда зонд нормально работает до пробега 100-150 тысяч. При использовании качественного топлива и оригинального датчика этот показатель может быть и больше. Некачественные не оригинальные датчики имеют намного меньший срок службы.
  3. Проблемы с проводкой. Лямбда-зонд подключается к ЭБУ обычной медной проводкой, которая может ломаться из-за высокой рабочей температуры коллектора.

Проверка лямбда зонда


Проверка лямбда-зонда мультиметром

Перед тем как проверить лямбда зонда своими руками, желательно прочитать инструкцию к своему автомобилю. Диапазон рабочего напряжения для этого датчика является стандартным, но в инструкции подробно указано как проводить проверку на данной машине. Диагностика лямбда зонда проводится при запущенном двигателе, так как при выключенном двигателе он не активен. Лучше всего проводить проверку лямбда зонда тестером, который измеряет напряжение и сопротивление. Щупы подключаются в штекер датчика и замеряются при различных режимах работы двигателя. На полностью исправном лямбда-зонде на холостых оборотах напряжение должно постоянно колебаться в диапазоне от 0,1 до 0,9 вольта. Недостаток проверки лямбда зонда мультиметром в том, что сложно определить скорость переключения напряжения. Для этого нужно использовать осциллограф. Скорость изменения напряжения не должна превышать 0,2-0,3 секунды. Если какой-то из этих показателей сильно отличается, то лямбда-зонд нужно заменить или хотя бы прочистить.

Как почистить лямбда зонд

Почистить лямбда-зонд в домашних условиях можно с помощью ортофосфорной кислоты.

Чистку лямбда зонда вполне можно выполнить своими руками, без дополнительного оборудования. Желательно делать это после того как автомобиль будет заглушен несколько часов. Так полностью остынет коллектор, который сильно нагревается при работе двигателя. Посмотреть где находится лямбда зонд можно в инструкции к автомобилю, обычно его легко увидеть на коллекторе. Сначала необходимо отключить датчик от цепи и выкрутить его. Отключать проводку от датчика желательно при отключенном аккумуляторе. Сам датчик выкручивается обычным гаечным ключом. Если лямбда зонд прикипел и его никак не получается открутить обычным усилием, то резьбовое соединение можно залить нашатырным спиртом, керосином или уксусом. Через несколько часов ржавчина должна откиснуть, и датчик легко открутится. Нельзя стучать по нему. Во-первых, можно сломать сам датчик. Во-вторых, он застрянет там еще плотнее, повредится посадочная резьба, и придется полностью менять коллектор.
Почистить лямбда зонд в домашних условиях можно с помощью ортофосфорной кислоты. Нужно опустить датчик в кислоту на полчаса, а затем достать и несколько раз хорошо промыть теплой водой. Ортофосфорная кислота должна разъесть все отложения, которые накапливаются на датчике.

Замена лямбда зонда


Замена лямбда-зонда


Лямбда-зонд не ремонтопригоден, поэтому если он окончательно вышел из строя, то его меняют на новый.

Если не помогла прочистка, то лямбда зонд необходимо заменить. Ремонт лямбда зонда не выполняется, ни в автосервисе, ни своими руками. Здесь находится две чувствительные нити из редкоземельных или драгоценных металлов, которые перегорают, и заменить их невозможно.
Как правило, цена лямбда зонда составляет около 3-4 тысяч рублей, но она может колебаться, учитывая модель и класс автомобиля. Также можно установить универсальный лямбда зонд Bosch, который крепится с помощью специального переходника и подходит для любых автомобилей. Он может заменить даже более современный широкополосный лямбда зонд, который стоит в несколько раз дороже.
Старый лямбда зонд выкручивается, и просто заменяется новым. Если он меняется аналогичным, оригинальным, то никакие настройки не нужны. Если же устанавливается другой лямбда зонд, то возможно придется менять штекер подключения. При установке нового датчика резьба обязательно смазывается герметичной пастой во избежание разгерметизации коллектора. Кроме того, потом такой датчик легко можно будет выкрутить и прочистить, так как он не прикипит.

Удаление лямбда зонда

Если c автомобиля снимается катализатор, то лямбда-зонд можно демонтировать. При этом обязательно устанавливается заглушка, или просто отключается проводка от датчика. Как правило, лямбда-зонд удаляется или если катализатор заменяют пламегасителем. Нельзя просто оставлять пустой корпус от катализатора, так как при этом двигатель будет работать слишком громко. Кроме того, после отключения лямбда-зонда производится перенастройка ЭБУ. Если просто отключить датчик, то будет высвечиваться ошибка, и двигатель будет работать в аварийном режиме. Однако делать это не рекомендуется, ведь нужно помнить для чего именно нужен лямбда зонд в автомобиле. Во-первых, в этом случае автомобиль не будет соответствовать современным экологическим стандартам. Выхлоп такого автомобиля будет намного сильнее загрязнять воздух. Во-вторых, это считается изменением технических характеристик автомобиля, то есть могут возникнуть проблемы с сотрудниками автоинспекции.
Если своевременно не почистить или не заменить лямбда-зонд, то двигатель будет работать некорректно. При этом сильно уменьшается его ресурс, так как постоянно подается топливная смесь в неправильной пропорции.

В советских автомобилях, выпускавшихся в период с 70 по 80-е года, была реализована технология каталитической нейтрализации выхлопных газов, позволяющей снизить пагубное воздействие продуктов сгорания на окружающую среду. Однако стоит отметить, что катализаторы выполняют свою защитную функцию только при условии соблюдения определенной доли соотношения кислорода и топлива. На одну часть бензина должно приходиться от 14,6 до 14,8 части воздуха.

За соблюдением пропорций следит специальное электронное устройство, называемое лямбда-зонт. Это устройство является очень хрупким, поэтому необходимо следить за ее исправностью, а в случае выхода из строя следует немедленно заняться ее ремонтом. Обнаружить выход из строя датчика можно без специализированного оборудования и обращений в сервисный центр. О том как это сделать читайте вы узнаете из этой статьи.

Принцип работы

Основная функция лямбда-зонта заключается в определении химического состава угарных газов на процент содержания в них кислорода. Нормальный показатель колеблется на уровне 0,1-0,3%, при этом небольшие отклонения допустимы.

Установка лямбда-зонта осуществляется в выпускной коллектор, в месте соединения патрубков. Существует несколько разновидностей этих датчиков. В бюджетных моделях автомобилей используется двухканальные лямбда-зонты, позволяющие определить стандартное

отклонение выше или ниже заданных значений. При обнаружении отклонений, на электронный блок поступает сигнал, после чего он осуществляет управлением подачи топлива в цилиндры двигателя. В современных машинах используется второй тип - широкополосные лямбда-зонты, способные определить точное содержание кислорода в угарных газах.

Использование этого типа приборов позволило:

  • обороты холостого хода удерживаются более стабильно;
  • снижение потребления топлива;
  • повышение срока эксплуатации транспортного средства.

Как определить неисправность лямбда-зонта?

Выход из строя датчика приводит к снижению процентного содержания кислорода в подаваемом в двигатель топливе, в результате чего его работа ухудшается. Причин для выхода прибора из строя может быть множество:

  • попадание внутрь прибора воздуха или угарного дыма в результате нарушения герметичности корпуса;
  • перегрев датчика из-за неисправной системы зажигания;
  • топливо низкого качества, продукты сгорания которого налипают на рабочей поверхности лямбда-зонта;
  • выход из строя проводки электропитания;
  • повреждения внутренних компонентов в результате сильного удара.

Любая из поломок сопровождается разгерметизацией корпуса, что приводит к постепенному ухудшению работы силового агрегата. На ранних стадиях неисправности нарушается нормальное функционирование датчика и постепенно лямбда-зонт перестает формировать необходимые сигналы. Это вызывает дестабилизацию оборотов мотора на холостом ходу, диапазон колебаний которых может варьировать

в пределах 300-600 оборотов в минуту. При приближении к критическому уровню, резко снижается содержание кислорода в топливе, транспортное средство может дергаться при езде, а на панели управления может загореться лампочка, возвещающая о ненормальной работе двигателя.

Все эти признаки исчезают при снижении оборотов, однако, это уже говорит водителю о неисправном лямбда-зонте.
На второй стадии поломки датчик перестает функционировать на не прогретом двигателе. При этом присутствуют все признаки выхода из строя впускной системы или газораспределителя. На этом этапе автомобиль может сильно дергаться, двигатель будет сильно перегреваться и резко терять свою мощность, а из-под капота будут доноситься сильные хлопки. Спустя 5-10 минут езды движение автомобиля будет стабилизироваться, однако, ненадолго. Стоит отметь, что при поломке лямбда-зонта расход горючего возрастает на 20-30%, а в кабине будет ощущаться резкий токсичный запах угарных газов.

При обнаружении описанных выше признаков, дальнейшее использование транспортного средства крайне не желательно, поскольку это может привести к нарушению нормальной работы системы впрыска и дальнейшему выходу из строя двигателя.

Электронная диагностика

Чтобы выявить все возможные признаки выхода из строя лямбда-зонта необходимо обратиться в специализированный автомобильный сервис, имеющий в наличии необходимое оборудование. Электронная диагностика проводится с помощью мультиметра, способного выявить поломку, или осциллографа, позволяющего определить не только факт выхода из строя, но и причину поломки лямбда-зонта. Диагностика проводится при включенном двигателе и разогретом контуре охлаждающей жидкости до температуры 80-90 градусов. Если датчик будет холодным, то показания приборов могут быть неверны.

Признаков поломки может быть множество. В процессе диагностики осциллограф обнаруживает неисправность и информирует о причине ее возникновения сигналами, характеризующимися повышением или понижением уровня напряжения. Помимо этого кривая на шкале прибора должна быть с резкими изгибами, без плавных изменений величины напряжения. Также стоит отметить, что сигнал, поступающий с лямбда-зонта, должен меняться каждые 120 мс. Любая задержка во времени свидетельствует о выходе датчика из строя.

Устранение неисправности

Как утверждают многие производители автомобилей и комплектующих к ним, лямбда-зонт не подлежит ремонту. В случае его выхода из строя предусматривается его замена на новый. Однако стоимость этих небольших датчиков может достигать астрономических размеров, особенно если лямбда-зонт необходим на дорогой автомобиль и покупать их через официальных дистрибьюторов. Многие автолюбители при обнаружении поломки идут на маленькую хитрость: вместо оригинального датчика они покупают универсальный лямбда-зонт, укомплектованный переходником под их транспортное средство. На сегодняшний день одним из самых известных производителей этого рода автомобильных комплектующих является известная немецкая компания Bosch. Помимо этого эта фирма занимается реализацией бывших в употреблении брендовых комплектующих. Таким образом, у них можно купить оригинальные подержанные запчасти по сниженной стоимости.

Если в процессе диагностики вы установили, что лямбда-зонт вышел из строя из-за отложения на его контактах и корпусе продуктов сгорания, можно попробовать устранить неисправность прочистив его. Для этого необходимо выполнить его демонтаж при температуре 40-50 градусов, снять защитный корпус прибора и поместить в ортофосфорную кислоту. После этого, датчик промывают в воде, высушивают и устанавливают на прежнее место. При установке необходимо смазать резьбу герметичной пастой, предотвращающей попадание внутрь датчика воздуха и угарных газов. При установке необходимо соблюсти момент затяжки, который можно уточнить в техническом паспорте транспортного средства. В большинстве автомобилей он составляет 40-60 Нм. Промывка лямбда-зонта помогает в 80% выхода прибора из строя.

Главное правило при устранении любых неисправностей - быстрое реагирование при их обнаружении. Обеспечивая своевременный ремонт своему автомобилю, вы значительно увеличиваете срок его службы.

Какая связь между нейтрализатором и лямбда-зондом?

Лямбда-зонд — это датчик кислорода, устанавливаемый в системе выпуска. В выхлопной системе автомобиля один до нейтрализатора и второй после. Первый датчик всегда устанавливается сразу после выпускного коллектора, чтобы выхлопные газы обтекали рабочую поверхность датчика, а второй, (если он вообще есть), сразу после нейтрализатора для контроля эффективности его работы. Нейтрализатор предназначен для снижения выброса токсичных отработавших газов, а значит отличное препядствие повышенному расходу топлива конкретного автомобиля. Катализатор вещь хорошая, но эффективно работает лишь при определенных условиях. Без постоянного контроля состава топливно-воздушной смеси катализатор выходит из строя очень быстро - вот тут и необходим датчик кислорода, он же лямбда-зонд.

Название датчика кислорода происходит от греческой буквы L (лямбда), которая в автомобилестроении обозначает коэффициент избытка воздуха в топливно-воздушной смеси. Избыток воздуха в смеси измеряется весьма оригинально - путем определения в выхлопных газах содержания остаточного кислорода (O2). При оптимальном составе этой смеси, когда на 14,7 части воздуха приходится 1 часть топлива, L равна 1. Окно эффективной работы катализатора очень небольшое: L = 1±0,01. Обеспечить такую точность возможно только с помощью систем питания с электронным (дискретным) впрыском топлива и при использовании в цепи обратной связи лямбда-зонда. Поэтому лямбда-зонд устанавливается перед катализатором. Электрический сигнал датчика считывается электронным блоком управления системы впрыска топлива (ЭБУ), а тот в свою очередь анализирует и оптимизирует состав смеси путем изменения количества подаваемого в цилиндры двигателя топлива. Как мы уже упомянали выше, на некоторых современных автомобилях имеется дополнительный датчик лямбда-зонд, который устанавливается на выходе катализатора. Это позволяет увеличить точность приготовления смеси и контролировать работу катализатора, чтобы трехкомпонентный катализатор смог полностью выполнить свое предназначение и сократить объем вредных выбросов до минимума.




Лямбда-зонд, в основном, изготавливают из циркониевого сплава (используется керамический элемент на основе двуокиси циркония, покрытый платиной) — гальванический источник тока, меняющий напряжение в зависимости от температуры и наличия кислорода в окружающей среде. Конструкция его предполагает, что одна часть соединяется с наружним воздухом, а другая — с выхлопными газами внутри трубы выхлопа. В зависимости от концентрации кислорода в выхлопных газах, на выходе датчика появляется сигнал. Контроллер принимает сигнал с лямбды, сравнивает его с значением, прошитым в его памяти и, если сигнал отличается от оптимального для текущего режима, корректирует длительность впрыска топлива в ту или иную сторону. Т. о. осуществляется обратная связь с контроллером впрыска и точная подстройка режимов работы двигателя под текущую ситуацию с достижением максимальной экономии топлива и минимумов вредных выбросов.

Возможные причины поломки лямбда-зонд:

1) Некачественный бензин — железо, свинец, конденсат (вода), продукты нефтяного распада (карбон, битум, парафин, коксовый нагар) и т.г.д.е, забивают платиновые электроды за несколько неудачных заправок;
2) Перегрев корпуса датчика из-за неправильно установленного угла опережения зажигания, сильно переобогащенной топливной смеси;
3) Масло в выхлопной трубе из-за плохого состояния маслосъемных колец;
4) Сбои в системе зажигания (свечи, катушки, модули, глав.провода), хлопки в глушителе, разрушающие хрупкую керамику в нейтрализаторе;
5) Удары во впускном коллекторе двигателя;
6) Многократные (неудачные) попытки запуска двигателя через небольшие промежутки времени — это приводит к накапливанию несгоревшего топлива в выпускном коллекторе отработанных газов двигателя, которое может воспламениться с образованием ударной волны;
7) Попадание на керамический наконечник датчика кислородного жидкостей, растворителей, моющих средств, тосола, антифриза;
8) Использование при установке датчика герметиков, вулканизирующихся при комнатной температуре или содержащих в своем составе силикон;
9) Обрыв или плохой контакт, замыкание на «массу» выходной цепи датчика.
10) Неправильно отрегулированные клапана двигателя (зажаты, поджаты) или длительное время не регулировались.
11) Не равномерная компрессия в цилиндрах двигателя, может являться не сбалансированным сгоранием топливно-воздушной смеси.
12) Неправильно установлены метки механизма ГРМ или нарушены в процессе своей длительной работы.

13) Засоренные бензиновые форсунки двигателя или нарушение баланса их работы.

Возможные признаки неисправности лямбда-зонд:

1) Неустойчивая работа двигателя на малых оборотах;
2) Ухудшение динамических характеристик автомобиля;
3) Повышенный расход топлива;
4) Повышение температуры в районе катализатора или его нагрев до раскаленного состояния;
5) Характерное потрескивание в районе расположения каталитического нейтрализатора после остановки двигателя;
6) Потеря мощности, тяги, приемистости.

Можно ли отключать лямбда-зонд после замены катализатора на прямоточную трубу?

После замены катализатора на прямоточную трубу, наличие кислородного датчика как детали выхлопной системы. Обеспечивающей в числе прочего эффективную работу катализатора, становится уже не актуальным. Отсюда вопрос: допускается ли эксплуатировать автомобиль совсем без лямбда-зонда?

Допускается! Если программное обеспечение способно будет перейти на другой алгоритм управления без участия работы лямбда зонда. Да это проблематично и достаточно сложно, будет добиться в таком случае желаемого результата. Для этого потребуется перепрограммирование ПО в ЭБУ автомобиля. Если и возможно это все-таки будет достичь результата, то система, которая должна будет готовить, в автоматическом режиме с помощью лямбда зонда и кислородными датчиками работать уже не будет. Значит, система по контролю норм токсичности должна предусматривать в таком случае переход, на другие нормы работы управления двигателем.

Наиболее правильно и корректно, эта задача решается в том случае, если у данного автомобиля предусмотрена возможность, перепрограммировать контроллер ЭБУ для работы без катализатора. Например, на отечественных автомобилях ВАЗ выпуском до 2010 года эта возможность есть. А вот уже на других автомобилях выпуском с 2011 года, например, еще и с электронной педалью акселератора возможности такой нет. Если и удастся это сделать, то ЭБУ будет не корректно управлять двигателем автомобиля. Возможно на всех его режимах работы. Дело в том, что в данных контроллерах управления системой впрыска уже, как правило, Евро-3; Евро-4;, установленоо в данных контроллерах управлением системой впрыскаход под другие нормы то программное обеспечение, которое не предусматривает отключение одного или второго кислородных датчиков (лямбда зонда) - частично или полностью. Если попытаться записать другое ПО обеспечение в данный ЭБУ автомобиля, то оно работать не будет или контроллер просто откажется его вообще записывать.

Что же делать в таком случае, если все-таки это необходимо сделать!

Имеются разные варианты обхода работы кислородных датчиков, например, вообще без них или косвенно. Пример, установка дополнительных электронных устройств таких как, эмуляторы кислородных датчиков. Данный контроллер (эмулятор) имеет размер, примерно со спичечный коробок не более, удобно крепиться в подкапотном пространстве автомобиля. Сам эмулятор защищен от температурных воздействий, грязи, воды. Если это дополнительное оборудование все-таки подключить, то в данном случае кислородный датчик в автомобиле, вообще не требуется установка его и соответственно сам нейтрализатор. Система управления будет видеть и понимать, что установлен и работает нормальный обычный кислородный датчик, который не подвержен ни каким термальным и химическим нагрузкам. Это будет обеспечивать не только нормальную работу двигателя на всех его режимах эксплуатации, но и без нейтрализатора и его самих кислородных датчиков.