Акт об отсутствии технической возможности установки одпу. Порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учет


В домах, в которых не установлены приборы учёта, коммунальные платежи выше, потому что с нового года к нормативу потребления применяется повышающий коэффициент 1,5. Но что, если в МКД нет технической возможности установить прибор учёта ? Применять ли в таком случае повышающий коэффициент?

Сегодня мы расскажем о ряде вопросов установки приборов учёта в многоквартирных домах : что такое техническая возможность установки ПУ, когда ИПУ начинает действовать, и что делать, если ПУ отработал меньше трёх месяцев.

Техническая возможность установки прибора учёта

Собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в МКД должны обеспечивать соответствие таких построек требованиям энергетической эффективности и устанавливать в них приборы учёта (п. 9 ст. 11 N 261-ФЗ).

Если собственники не выполняют свои обязанности и не устанавливают приборы учёта, это за них делают РСО. Собственники по факту оплачивают РСО установку ПУ равными долями в течение пяти лет (п. 9-13 ст. 13 N 261-ФЗ).

При этом существует негативная судебная практика, когда обязанность по возмещению расходов РСО по установке приборов учёта возлагают на управляющую организацию с дальнейшей компенсацией от собственников помещений (определение Верховного Суда РФ от 17.06.2015 N 310-ЭС15-912 по делу N А14-13747/2013).

Так происходит из-за системного толкования ст. 162 ЖК РФ , п. 20 ПП РФ N 416 , п. 24-26 ПП РФ N 491 . УО в силу своего статуса владеет исчерпывающей информацией о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество в МКД. Также у УО есть полномочия по расчёту с РСО и по получению платежей от собственников за оказываемые услуги.

Поэтому важно донести до собственников, что установка приборов учёта - это их обязанность, а не право. Если собственники ничего не предпринимают, по умолчанию можно считать, что техническая возможность установить прибор учёта есть, но он отсутствует.

Если собственники уверены, что установить ПУ в их доме невозможно, они вправе потребовать от исполнителя КУ составить акт о технической невозможности установки прибора учёта (п. 33 к (3) ПП РФ N 354).

Если такого акта нет, то к нормативу потребления коммунальных ресурсов применяется повышающий коэффициент 1,5. Это значит что сумма в платёжных документах будет выше.

Техническая невозможность установки прибора учёта

Случаи технической невозможности установки приборов учёта перечислены в п. 3 приказа Минрегиона РФ от 29.12.2011 N 627 . Нельзя установить ПУ при:

  • вертикальной разводке внутридомовых инженерных систем;
  • необходимости реконструкции или капитальном ремонте внутридомовых инженерных систем;
  • невозможности обеспечить соблюдение технических требований;
  • необходимости обеспечить эксплуатацию прибора учёта: электромагнитные помехи, влажность, нельзя снять показания, затопление.

Кто должен составить акт обследования прибора учёта , спросите вы?

  • ОДПУ - акт обследования составляет РСО и УО/ТСЖ или УО/ТСЖ с правом проверки РСО,
  • ИПУ - исполнитель коммунальных услуг.

Когда ИПУ начинает действовать?

Прибор учёта готов к использованию и начинает действовать после ввода в эксплуатацию (п. 81 ПП РФ N 354).

Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 говорит о том, что прибор учёта вводится в эксплуатацию в течение месяца после установки. С первого числа месяца, следующего за месяцем ввода ПУ в эксплуатацию, исполнитель начинает рассчитывать размер платы за КУ по показаниям введённого в эксплуатацию прибора учёта .

Если индивидуальный или общий (квартирный) прибор учёта работал меньше трёх месяцев (для отопления - менее трёх месяцев отопительного периода), плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых или нежилых помещениях за расчётный период, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих КУ.

Что такое отсутствие технической возможности установки ОДПУ? Для ответа на этот вопрос нам изначально нужно знать некоторые, не очень сложные вещи, которые я попробую объяснить наглядно. Есть два основных типа подключения (две системы теплоснабжения): «открытая» и «закрытая»…

«Открытая» (приведена на рисунке выше) - это когда теплоноситель, который нагревается в котельной, подается в кран горячей воды, при этом он, теплоноситель, как правило, зимой «посещает» радиаторы отопления перед тем, как попасть в кран (циркулирует из котла в радиатор и обратно).

«Закрытая» (приведена на рисунке ниже) это когда теплоноситель не используется на нужды горячего водоснабжения, он лишь подогревает в теплообменнике (водоподогревателе) холодную водопроводную воду, которая, после подогрева, подается в кран горячей воды. Выглядит это так (сдвоенными стрелками показан ход водопроводной воды через теплообменник).

Большая часть нашего города подключена по открытой схеме. Но согласно Федеральному закону «О теплоснабжении» ст. 29 с 2022 года нельзя использовать «открытую схему». То есть нужна обязательная реконструкция теплоузлов всех домов с «открытой схемой» и перевода их на «закрытую». Для чего? Ответ прост - «не пейте воду из радиатора, радиатором станете». А если серьезно это требования санитарно-эпидемеологического законодательства - горячая вода должна быть истинно питьевой, а не технической. И экономии - уменьшение расходов при потреблении (если сделано правильно) и возможность установить единый тариф на горячую воду и отопление.

Какое все это, казалось, имеет отношение к коммерческому учету тепловой энергии с использованием общедомовых приборов учета (ОДПУ)? Все очень просто. Весь коммерческий учет должен организовываться не абы как, а по правилам, специально разработанным в соответствии с законодательством (согласно закону «Об энергосбережении...» ст. 12 п. 2 вводится в эксплуатацию общедомовые приборы учета могут только тогда, когда они установлены в соответствии с законом, Федеральный закон «О теплоснабжении» ст. 19 п. 7. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов). И эти правила есть. С 1995 года и до 27 ноября 2014 года действовали «Правила учета тепловой энергии и теплоносителя», утвержденные первым заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации В.Н. Костюниным 12 сентября 1995 г. N Вк-4936 зарегистрированы Минюстом России 25 сентября 1995 г., регистрационный N 954 (дале пр954). А с марта 2014 года и по сей день Приказ Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр «Об утверждении Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя» Зарегистрирован в Минюсте России 12.09.2014 N 34040, издан по требованию пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» (далее пр99).

Смотрите так же сноску

Что требуют эти правила? Измерять в только в определенных местах! Где именно? Вот принципы.
Рис. Условные обозначения.

Рис. Принципиальная схема размещения точек измерения количества тепловой энергии и массы теплоносителя в открытых системах теплоснабжения с суммарной тепловой нагрузкой, не превышающей 0.5 Гкал/ч.

Для наглядности я привел тот же рисунок, только красным выделил систему горячего водоснабжения, зеленым - отопления, синим-прерывистым места расположения датчиков (точек измерения) узла учета, желтым то, что не используется в «открытой сисеме» (схема приведена смешанного типа).

Как видите за местом разделения отопления и горячего водоснабжения нет никаких термометров (нужны для подсчета количества тепловой энергии), они расположены до разделения и подсчет энергии ведется только общий (для горячего водоснабжения и отопления вместе), с возможностью подсчета массы горячей воды и нет расходомеров на системе отопления.

Рисунки приведены из пр954. Правилами пр99 установлена аналогичная принципиальная схема расположения точек измерения.

Но такая схема (а для открытой системы, другой, выделяющей отдельно отопление, нет ни в пр954, ни в пр99) расположения точек измерения позволяет вести учет только при установленном едином тарифе на гигакалорию для отопления и горячего водоснабжения. Как мы знаем, в Сочи тарифы для открытой системы всегда были разными, сейчас, к примеру, стоимость гигакалории на горячую воду 3172.23 руб. и отопление 2192.36 руб. Таким образом, в соответствии с правилами, организация коммерческого учета для «открытой» схемы могла стать возможной только при изменении тарифной политики (принятие единого тарифа), либо, через реконструкцию (капитальный ремонт) теплоузлов в домах с «открытой» схемой и переводом их на «закрытую», для которой установлен единый тариф.

Рис. Принципиальная схема размещения точек измерения количества тепловой энергии и массы теплоносителя в закрытых системах (на рисунке отсутствует красный контур, желтый - контур подогрева водопроводной воды проходящей через теплообменники).

Такое направление было бы долгосрочным и организация «МУП Сочитеплоэнерго» нашла необычный, «скорый» выход - было решено располагать точки измерения после разделения горячей воды и отопления. Это давало (логистически) возможность раздельного учета, но не по правилам.

Рис. Фактическое расположение точек измерения для открытой схемы, выполненное организацией «МУП Сочитеплоэнерго», «схема Сочитеплоэнерго».

Но такое «исполнение» не соответствует правилам и ставит вопрос - может ли быть принят к коммерческому учету такой ОДПУ? Для ответа на этот вопрос нужно знать еще кое-что.

По какой причине точки измерения располагались именно так, а не иначе (до разделения)? Все очень просто. Так делать ОДПУ проще, а главное дешевле. По правилам, узел учета (ОДПУ) располагался максимально близко к головным задвижкам (общим вводным кранам), что имеет особое значение:

У головных задвижек, как правило есть место для размещения точек измерения.

На горячей воде, еще в советские времена, проектами предусматривались места для расходомеров.

Размеры теплоузлов накладывали ограничения на места расположения оборудования.

Наличие в системах отопления и горячего водоснабжения взаимосвязанного энергосберегающего оборудования (гидроэлеваторы, терморегуляторы, дроссели), для которого едва хватало места и установка иного (измерительного) не была предусмотрена за местом разделения отопления и горячего водоснабжения и могла негативно повлиять на работу системы в целом.

Безопасность, «Росэнергонадзор» может прекратить эксплуатацию энергопотребляющей установки, если она не соответствует изначальному, действующему проекту (как раз тот случай когда «Сочитеплоэнерго» самовольно проводила фактическую реконструкцию тплоузлов).

Вот и получилось так, что после установки узлов учета от «Сочитеплоэнерго» многие теплоузлы потеряли свой первозданный вид, а на месте энергосберегающего оборудования теперь стоят приборы учета и потребители стали получать увеличенные платежи за услуги теплоснабжения и за установку ОДПУ и рассрочку. И если учесть то, что требования Федерального закона «Об энергосбережении...» ст. 13, ч 1, в части организации учета ресурсов не распространялись на дома подлежащие капитальному ремонту до 1 января 2013 года, то как можно за все это платить? Как можно принимать ОДПУ и вести по ним расчет? И такое «оснащение» домов ОДПУ напоминает порчу общего имущества собственников. Несанкционированное изменение состояния инженерных систем может создавать угрозу безопасности при их эксплуатации. Как нам известно все услуги и товары в энергетической сфере должны соответствовать требованиям безопасности.

Исходя из сказанного следует, что технической возможности установки общедомовых приборов учета по крайней мере на открытую схему подключения без реконструкции теплоузлов (капитальный ремонт), при разных тарифах на горячую воду и отопление, не было. Это, в свою очередь не позволяет применять повышающий коэффициент к указанным потребителям (жилим домам). Но организация «МУП Сочитеплоэнерго применяет повышающий коэффициент на отопление. По этой теме смотрите мой блог «Повышающий коэффициент на отопление» http://krasnoarm37.blogspot.ru/2016/12/1.html

Мы также знаем, что с этого года оплата потребления коммунальной услуги на содержание общего имущества должна оплачиваться управляющими организациями. В данной ситуации возникает вопрос можно ли вести расчет за этот вид потребления по показаниям общедомовых приборов учета и является ли безопасной эксплуатация таких ОДПУ?

На «Макс портале» была выложена новость о начале сбора подписей к Губернатору Краснодарского края по общедомовым приборам учета.

Этот же материал выложен на «Привет Сочи»

Уже более восьмидесяти домов собирают подписи, от 8 они отправлены, к петиции присоединяются новые дома. Поддержите, помогите организавать сбор в вашем доме, покажите это вашему домкому или совету дома.

Файл приложение для подписей доступен по ссылке. https://drive.google.com/file/d/0B4p7lbPfdR-_M3YtREsxdkVDbE0/view


- Федеральный закон № 261 «Об энергосбережении...» ст. 13 ч. 1… Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, средствам измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений регулируются Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 № 102-ФЗ (далее - Закон об обеспечении единства измерений).

В соответствии с Законом «Об обеспечении единства измерений» устанавливается требования к осуществлению измерений в соответствии с аттестованными методиками.

Измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации (пункт 1 статьи 5 Закона об обеспечении единства измерений).

Методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, вносятся в эксплуатационную документацию на средства измерений (пункт 2 статьи 5 Закона об обеспечении единства измерений).

В соответствии со статьей 9 Закона об обеспечении единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатаци и безопасности.

    Приложение N 1. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета Приложение N 2. Форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета Приложение N 3. Порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета

Приказ Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. N 627
"Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения"

В соответствии с подпунктом "г" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3168) приказываю:

1. Утвердить:

критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

форму акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 2 к настоящему приказу;

порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 3 к настоящему приказу.

3. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства не позднее 10 дней со дня подписания направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации А.А. Попова.

И.о. Министра

В.А. Токарев

Регистрационный N 23933

С 1 сентября 2012 г. вводятся новые правила предоставления коммунальных услуг в многоквартирных и жилых домах. Согласно им в помещениях должны быть установлены индивидуальные, общие (квартирные) и коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемых ресурсов (холодной и горячей воды, электро- и теплоэнергии, природного газа). Исключение - техническая невозможность такой установки.

Разработаны критерии, по которым она определяется. Например, считается невозможным установить приборы учета, если для этого требуется провести реконструкцию, капремонт существующих или создать новые внутридомовые инженерные системы (внутриквартирное оборудование). Аналогичный вывод делают, если нельзя соблюсти обязательные метрологические и технические требования к прибору учета либо требования к условиям его эксплуатации (в частности, из-за техсостояния инженерных систем, влажности, температурного режима, электромагнитных помех, затопления помещений).

Индивидуальные и общие (квартирные) приборы учета теплоэнергии не устанавливаются в многоквартирных домах с вертикальной разводкой инженерных систем отопления.

Результаты обследования технической возможности установки прибора учета отражаются в акте. Установлены его форма и порядок заполнения.

Во вновь построенных домах техническая возможность установки приборов учета должна иметься в любом случае.

Приказ Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения"


Регистрационный N 23933


Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2012 г.


Во многих квартирах до сих пор отсутствуют счетчики потребления коммунальных ресурсов, и люди оплачивают по нормативу — чаще всего больше, чем платили бы по показаниям прибора учета. Но есть и те, у кого счетчик установить негде просто физически, слишком мало места, конструкция внутриквартирных сетей не позволяет, снимать показания будет трудно, трубы старые. Как юридически грамотно первым оснастить свое жилье счетчиками, а вторым отказаться от этого? Тему обсуждаем с директором МБУ «Контакт-центр при главе города Ульяновска» Денисом Седовым.

— Денис Константинович, что такое критерии наличия технической возможности установки прибора учета и какое значение они имеют для конкретного жильца конкретной квартиры?

— Установка приборов учета потребления коммунальных ресурсов регулируется несколькими нормативно-правовыми актами. Во-первых, это Закон №261-ФЗ от 23.11.2009 года «Об энергосбережении…». Во-вторых, это Правила предоставления коммунальных услуг №354 от 6.05.2011 года. И, в-третьих, Приказ №627 от 29.12.2011 года, который называется «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов и порядка ее заполнения».

Закон вводит обязанность потребителей устанавливать приборы учета — как общедомовые, так и индивидуальные. Правила регламентируют процедуру учета потребления ресурсов, а Приказ с этим длинным названием определяет, при каких условиях есть возможность установки счетчиков и при каких она отсутствует. Но критерии, подчеркну, разработаны не столько для определения возможности собственно установки прибора, сколько для определения, может ли прибор учета использоваться при расчете платы за коммунальные услуги. Вот такой нюанс.

— Это что, уже установленный прибор могут признать не пригодным для расчета платежей?

— Получается так — исходя из того, соответствует ли сам прибор, место его монтажа и условия эксплуатации прописанным в Приказе критериям. Первый из них можно назвать абсолютным: технические условия для установки приборов учета априори существуют в домах, введенных в эксплуатацию после вступления в силу Закона «Об энергосбережении…». Это 27 ноября 2009 года. Есть особенности установки индивидуальных приборов учета тепловой энергии, для которых необходима горизонтальная разводка внутридомовых инженерных систем, тогда как в большинстве эксплуатируемых сегодня многоквартирных жилых домов она вертикальная. Заведомо существуют условия для оприборивания не только во вновь построенных после 27 ноября 2009 года домах, но и введенных на эту дату в эксплуатацию после капитального ремонта или реконструкции. То есть законодатель фактически обязывает застройщиков оприборивать такие дома еще до их заселения, и будущим жильцам беспокоиться на этот счет уже не надо.

— А что с домами, построенными до ноября 2009 года?

— Для домов, введенных в эксплуатацию до 27 ноября 2009 года, критерии установлены в Приложении 1 к Приказу. Для заключения об отсутствии технической возможности установки счетчика достаточно выявления хотя бы одного из следующих обстоятельств:

— установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного жилого дома или помещения невозможна без реконструкции, капительного ремонта внутридомовых инженерных систем или внутриквартирного оборудования или без создания новых систем и оборудования;

— при установке прибора учета невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством России об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

— в месте, в котором подлежит установка прибор учета, невозможно обеспечить требования к условиям эксплуатации прибора, которые необходимы для его надлежащего функционирования. В том числе из-за технического состояния внутриквартирного оборудования, влажности, температурного режима, электромагнитных помех. Или невозможно обеспечить доступ для снятия показаний, обслуживания счетчика, его замены.

Если в ходе обследования будет выявлено, что указанные выше обстоятельства отсутствуют, значит техническая возможности для установки соответствующего прибора учета имеется.

— Кто это обследование проводит?

— Согласно Приказу во время обследования могут присутствовать собственник жилого помещения (а если подана заявка на установку индивидуального прибора учета, то его присутствие необходимо), представитель РСО, представитель обслуживающей общее имущество организации, который обеспечит, если потребуется, доступ к границе сетей, где обычно и устанавливается прибор, иные лица. При этом присутствие представителей органов власти не является обязательным. По результатам обследования составляется акт — его форма приведена в Приложении №2 к Приказу, в котором и делается вывод о наличии технической возможности для установки счетчика либо о ее отсутствии. В случае, если у кого-то из участников обследования будет особое мнение о его результатах, запись о нем вносится в акт. По одному экземпляру акта вручается каждому из присутствующих.

— На чье имя гражданин подает заявку?

— Пунктом 9 статьи 13 Закона «Об энергосбережении…» обязанность по установке приборов учета, их эксплуатации и замене возложена на ресурсоснабжающие организации (РСО), которые не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, поскольку он является публичным. Порядок заключения договора и его существенные условия утверждены Приказом Минэнерго России №149 от 17 апреля 2010 года. После получения от заказчика заявки РСО должна провести осмотр объекта с целью проверки технической возможности установки прибора. При ее наличии РСО направляет заказчику подписанный со своей стороны договор и технические условия, которые заказчику предстоит выполнить перед установкой счетчика. А при отсутствии технической возможности заказчику направляется отказ в заключении договора. Если же собственник помещения обращался не к РСО, а к какой-то иной фирме, то она не обязана ни договор подписывать, ни составлять акт обследования на наличие возможности для установки прибора, и этот момент может всплыть уже потом, когда установленный счетчик будет вводиться управляющей организацией (исполнителями) в эксплуатацию. Исполнитель и может обнаружить, что смонтированный прибор учета не пригоден для использования при расчете платы за коммунальную услугу. Обнаружит, иначе говоря, как раз то, для чего и были разработаны критерии наличия или отсутствия технической возможности для установки приборов учета. И он же может составить акт об этом.

— В законе предусмотрено и принудительное оприборивание домов и квартир. Как оно осуществляется в этом случае?

— Да, сроки для добровольной установки приборов учета всех видов, кроме тепловых, истекли, и РСО должны делать это принудительно, предоставляя собственникам рассрочку на пять лет в оплате работ по оприбориванию. Из смысла нормативно-правовых документов следует также, что в случае непригодности по каким-либо причинам объекта к установке счетчиков ресурсники должны сами выполнить все работы по подготовке, скажем, внутриквартирных инженерных систем к оприбориванию, после чего монтировать уже и собственно приборы учета. Это может сильно повысить расходы собственников на оснащение своего жилья приборами учета. Представить это работающим на практике, впрочем, довольно сложно. Скорее, РСО сделает заключение об отсутствии технической возможности установки прибора.

Геннадий Якимчев

Может ли замерзнуть вода в скважине?Нет, вода не замерзнет, т.к. и в песчаной, и в артезианской скважине вода находится ниже точки промерзания грунта. Можно ли в песчаную скважину системы водоснабжения установить трубу диаметром больше 133 мм (у меня насос под большую трубу)?Не имеет смысла при обустройстве песчаной скважины устанавливать трубу большего диаметра, т.к. производительность песчаной скважины небольшая. Для таких скважин специально предназначен насос «Малыш». Может ли проржаветь стальная труба в скважине водоснабжения?Достаточно медленно. Так как при обустройстве скважины загородного водоснабжения производится её гермитизация, в скважину нет доступа кислорода и процесс окисления идет очень медленно. Какие бывают диаметры труб для индивидуальной скважины? Какова производительность скважины при различных диаметрах труб?Диаметры труб для обустройства скважины на воду:114 - 133 (мм) - производительность скважины 1 - 3 куб.м./час;127 - 159 (мм) - производительность скважины 1 - 5 куб.м./час;168 (мм) - производительность скважины 3 - 10 куб.м./час;ПОМНИТЕ! Необходимо, что бы н...