Вопросы смил mmpi тест женский вариант. Смил — модифицированный тест ммрi


31. Кошмарные сны снятся мне почти каждую ночь.

Да
Нет

Подсказка

Отвечайте «да» на этот вопрос, если за последний месяц два раза вам снились сны, в которых вы от кого-то убегали, спасались, чувствовали себя в состоянии беспомощности или в безвыходным положении. Если после такого сна вы просыпались, испытывая страх, тревогу, ужас и вам требовалось время, чтобы успокоить свое дыхание. Отвечайте «нет» на этот вопрос, если Вы обычно видите радостные и приятные сны, и если Вы не видите снов совсем, а также в случае если кошмары Вам снятся реже одного раза в месяц. Кошма?р (фр. cauchemar, от др.-фр. caucher - давить и mare - ночное привидение) - тревожное, пугающее, страшное сновидение

32. Я замечаю, что мне трудно стало сосредоточиться на определенной задаче или работе.

Да
Нет

Подсказка

Отвечайте «да» на этот вопрос, если в течение последнего месяца на фоне печального подавленного настроения у Вас ухудшилась способность концентрировать внимание, и это заметным образом сказывается на эффективности Вашей деятельности. Отвечайте «нет» на этот вопрос, если Вы работаете и учитесь также эффективно, как и месяц назад.

33. У меня бывают странные и своеобразные переживания.

Да
Нет

Подсказка

Отвечайте «да» на этот вопрос, если Вы видите зрительные галлюцинации, и этот факт подтвержден обследованием у врача-психиатра. Отвечайте «нет» на этот вопрос, если Вы мечтаете, придумываете, фантазируете необычные образы в рамках творческой задачи, например, работая дизайнером или учителем младших классов школы.

34. Большую часть времени у меня бывает кашель.

Да
Нет

Подсказка

Отвечайте «да» на этот вопрос, если Ваш кашель обусловлен болезнью тела, например, бронхитом. Отвечайте «нет» на этот вопрос, если вы часто используете «тактичное покашливание». Покашливание в лёгкой форме может вызываться произвольно, имитироваться человеком, и использоваться для привлечения внимания окружающих, для выражения отношения к услышанному и т. п.

35. Если бы люди не интриговали против меня, я бы добилась гораздо большего.

Да
Нет

Подсказка

Отвечайте «да» на этот вопрос, если Вы проигрывали борьбу за лидерство в колллективе из-за зависти, недоброжелательности и манипуляций других людей. Также отвечайте «да» если вы занимаете внешнеобвиняющую позицию - то есть предпочитаете в сложных ситуациях винить других людей. Отвечайте «нет» на этот вопрос, если вы берете на себя ответственность за построение хороших отношений с окружающими людьми и даже в сложных ситуациях стремитесь не винить других людей, а находить взаимопонимание с ними. Интрига - это манипулирование другими людьми, ради достижения своей цели.

36. Я редко беспокоюсь о своем здоровье.

Да
Нет

Подсказка

Отвечайте «да» на этот вопрос, если Вы не склонны к мнительности и ипохондриии, то есть не волнуетесь и не испытываете тревогу из-за небольших неприятных ощущений в теле. Отвечайте «нет» на этот вопрос, если Вы склонны к чрезмерной мнительности и озабоченности своим здоровьем, а также когда Вам врач- психотерапевт указывал Вам на ипохондрию (чрезмерную мнительность по поводу состояния здоровья).

37. У меня никогда не было неприятностей из-за моего поведения, связанного с вопросами пола.

Да
Нет

Подсказка

Отвечайте «да» на этот вопрос, если Вы переживали любые виды насилия или состояли в несчастных, мучительных тиранически-виктимных (тиран-жертва) отношениях. Также отвечайте «да», если Вы вели беспорядочную половую жизнь. Отвечайте «нет» на этот вопрос, если Вы еще не состояли в любовных отношениях или если Вы состоите в счастливых отношениях. Промискуите?т (от лат. pr?miscuus «общий») - беспорядочная, ничем и никем не ограниченная половая связь со многими партнёрами. Роль «жертвы» подразумевает терпение, страдание, и феномен «выученной беспомощности». Выученная беспомощность - это позиция человека, который предпочитает ждать и бездействовать, надеясь, что все образуется само по себе. Либо надеется на то, что кто-то придет, увидит страдания и поможет решить его проблемы. Тиран – это человек, который навязывает свою волю и взгляды, не терпит возражений и пререканий, унижает слабых и любит власть в отношениях. Чаще всего тиранами в отношениях бывают социально адаптированные психопаты и нарциссы - то есть люди, страдающие расстройствами личности (психопатией). Насилиfiие бывает экономическим, физическим, сексуальным, вербальным, эмоциональным. Экономическое насилие - когда Вас заставляли подчиняться, угрожая лишить карманных денег. Физическое насилие - это телесные наказания, избиения. Вербальное насилие - это крики, оскорбления и обзывательства, уничижительные слова. Эмоциональное насилие - это запугивание.

38. В юности было время, когда я совершала мелкие кражи.

Для решения организационных вопросов пишите пожалуйста Администратору theSolution на адрес электронной почты: admin@сайт

Значение шкал L, F, K в тесте СМИЛ

Утверждения, включенные в шкалу L, были отобраны с целью выявления тенденции представить себя в возможно более выгодном свете, продемонстрировав строгое соблюдение социальных норм. Если результаты по шкале L составляют от 70 до 80 Т-баллов, полученный профиль представляется сомнительным, а при результата свыше 80 Т-баллов - недостоверным. У вас значение по шкале L — 42, это означает, что результатам теста можно доверять.

Значительное повышение профиля по шкале F указывает на случайное или намеренное искажение результатов исследования. Если результаты по шкале F cоставляют от 70 до 80 Т баллов невключительно — полученный профиль представляется сомнительным, а при результата свыше 80 Т-баллов - недостоверным. Ваше значение по шкале F - 44, и это означает, что результатам теста можно доверять.

Шкала К позволяют отличить лиц, стремящихся смягчить или скрыть психопатологические явления.Лица с высокими показателями по шкале К обычно определяет свое поведение в зависимости от социального одобрения и озабочены своим социальным статусом. Они склонны отрицать какие-либо затруднения в межличностных отношениях или в контроле собственного поведения, стремятся к соблюдению принятых норм и воздерживаются от критики окружающих в той мере, в какой поведение окружающих укладываемся в рамки принятой нормы.

При умеренных показателях по шкале К вышеописанные тенденции не нарушают адаптацию, а даже облегчают ее, обусловливая ощущение гармонии с окружением и одобрительную оценку принятых в этом окружении правил. В связи с этим человек с умеренным повышением профиля на шкале К производит впечатление благоразумных, доброжелательных, общительных, имеющих широкий круг интересов.

У вас низкий уровень показателя по шкале K.

Это означает, что вы хорошо сознаете свои затруднения, склонны скорее преувеличивать, чем недооценивать степень межличностных конфликтов, тяжесть отмечающихся симптомов и проблем. Это привычка не скрывать своих слабостей, затруднений. Склонность критически относиться к себе и окружающим приводит к скептицизму. Неудовлетворенность и склонность преувеличивать существенность конфликтов делают вас легко уязвимыми и порождают неловкость в межличностных отношениях.

Десять клинических шкал СМИЛ

1 Шкала ипохондрии (HS)
2 Шкала депрессии (D)
3 Шкала истерии (Hy)
4 Шкала психопатии (Pd)
6 Шкала паранойи (Pa)
7 Шкала психастении (Pt)
8 Шкала шизофрении (Sc)
9 Шкала гипомании (Ma)
0 Шкала социальных контактов

Понимать эти шкалы следует таким образом:

Первая шкала: Соматизация тревоги
Вторая шкала: Тревога и депрессивные тенденции.
Третья шкала: Вытеснение факторов, вызывающих тревогу
Четвертая шкала: Реализация эмоциональной напряженности в непосредственном поведении
Пятая шкала: Выраженность мужских и женских черт характера
Шестая шкала: Ригидность аффекта
Седьмая шкала: Фиксация тревоги и ограничительное поведение
Восьмая шкала: Аутизация
Девятая шкала: Отрицание тревоги, гипоманиакальные тенденции
Нулевая шкала: Социальные контакты

У вас нет ярко выраженных значений по клиническим шкалам

Вы не прислали нам значение нескольких десятков дополнительных шкал

Вы делали тест в обрезанном варианте. В письме, которое вы прислали нет нескольких десятков дополнительных шкал. Дополнительные шкалы помогли бы вам понять выраженные черты вашего характера. Предлагаем вам через некоторое время воспользоваться полной версией теста СМИЛ , выложенной у нас на сайте в разделе Тесты. В данный момент СМИЛ находится в тестовом доступе — дорабатывается и проверяется техническими специалистами. Чуть позднее можно будет воспользоваться полноценной версией теста. Полная версия позволяет отслеживать динамику изменений черт своего характера и коррекции внутриличностных проблем в результате психотерапии.

Особенное внимание при анализе теста СМИЛ нужно уделять шкалам невротической триады

Поскольку у большинства людей присутствует торможение личностного развития в виде невроза, то динамику улучшения можно отслеживать по шкалам невротической триады СМИЛ.
Шкалы, расположенные в левой половине профиля - первая, вторая и третья часто объединяются термином «невротическая триада», поскольку повышение профиля на этих шкалах обычно наблюдается при невротических расстройствах. Невротические реакции связаны с торможением личностного развития при плохом обращении с вами вашего окружения. В результате создается ситуация, при которой у вас не хватает психологических ресурсов для активных целенаправленных действий в определенной ситуации. Блокада мотивированного. целенаправленного поведения, направленного на удовлетворение актуальных потребностей, которая лежит в основе невротических явлений, обычно обозначается термином «фрустрация».

Что такое внутриличностный конфликт при неврозе

При неврозе основная проблема состоит не в наличии реальных препятствий, мешающих удовлетворению актуальной потребности, а невозможность активных действий по решению проблемы в связи с наличием разнонаправленных потребностей. В этом случае неадаптивное поведение, связанное с затруднением выбора одной из одновременно существующих программ, представляет собой выражение внутриличностного конфликта.

Типы внутриличностного конфликта могут быть следующими:

  • необходимость выбора между двумя равно желательными возможностями;
    неизбежность выбора между двумя в равной мере нежелательными возможностями
    необходимостью между достижением желаемого ценой нежелательных переживаний и отказом от желаемого, чтобы избежать этих переживаний.

При невротическом конфликте будет повышение значений по клиническим шкалам 1,2,3 профиля.

В данном тесте у вас нет признаков повышения показателей по шкалам невротической триады

Пожалуйста, переделайте через месяц тест на нашем сайте, и пришлите нам на анализ результаты, содержащие не только клинические шкалы, но и дополнительные. Будем рады вам помочь понять результаты тестирования вашего характера.

P.S.! Пожалуйста. обратите внимание на то, что оказывается на платной основе.

Находитесь в сложной жизненной ситуации? Получите бесплатную и анонимную консультацию психолога у нас на сайте или задайте свой вопрос в комментариях.

Tagged

62 thoughts on “Пример платной консультации по расшифровке тестов. Помогите разобрать значение теста СМИЛ

  1. Вадим

    Здравствуйте!!! Разберите мой тест по этой ссылке
    http://www.psychol-ok.ru/statistics/mmpi/result.html?pf=1408-140793682628449
    и оповестите!!! Просьба можно ли дать анализ побыстрей это очень срочно!!!

      Здравствуйте!
      В дополнительных шкалах обращайте, пожалуйста, внимание на те, значение которых выше 70. У вас 90 — по шкале «Способности к обучению», 75 — по шкале «сила Эго», 72 — по шкале «Социальной ответственность». Близко к 70, но не достигают этого значения — «Способность к преподаванию», «Реакция соматизации», «Лидерство».

      В вашем случае вам полезно развивать способность к эмпатии (эмоций других людей), учиться понимать потребности других людей. Потому что в данный момент вы склонны думать только о себе и о своих потребностях. Также вам желательно развивать способность к пониманию своих эмоций, чтобы уменьшить свою склонность к реакциям соматизации. Реакции соматизации нужно понимать как склонность напрягать мышцы тела или склонность заболевать, когда вы пережили сильные эмоции. Подробнее о психосоматических заболеваниях, которые обостряются от стресса прочитайте в книге Бройтигама «Психосоматическая медицина». Также вам полезно было бы развить лидерские навыки, потому что их уровень проявления недостаточно высок — хотя задатки хорошие.

      • Александр

        здравствуйте. дайте пожалуйста оценку моим результатам http://www.psychol-ok.ru/statistics/mmpi/result.html?pf=1409-141027912062123

        • В вашем профиле значимы три параметра: социальная ответственность, способность к обучению и склонность к головным болям. Советуем вам пройти целую батарею тестов с целью узнать новое о себе. Рекомендуем вам пройти тест МПВ(тест Сонди), Люшер 72(коробочный), тест Леонгарда, тест SPIN, тест Дайхофф и клинические скрининговые тесты Зунга и Шихана. Хотя они как бы перекрывают друг друга, все же не стоит бояться гипердиагностики. Двое из этих тестов не относятся к опросникам, потому при их заполнении трудно использовать механизм рационализации. Это означает то, что в опросниках можно приукрасить себя, нарисовать желаемый образ и прочее. Тесты, в которых приходится выбирать лица или цветовую палитру, защищены от желания показать себя в лучшем свете.

          • Ильнара

            Здравствуйте! Проанализируйте, пожалуйста, мои результаты прохождения теста СМИЛ

            В вашем профиле значимы следующие шкалы: чистая истерия,скрытая истерия, потребность в эмоциональных переживаниях, отрицание симптомов, альтруизм, женственность интересов и социальная ответственность, самоудовлетворенность, социальный статус, защитная реакция на тест. Измерьте, пожалуйста, уровень . Если ваши показатели зрелости личности будут менее 45 процентов, то в таком случае вам желательно будет ознакомиться с понятием конверсионного невроза. Признаки общие для всех видов неврозов описаны в статьях: и . Яркий клинический случай истерического, то есть конверсионного невроза описан в 4й главе книги

          • Мария

            Добрый день, Олеся! Прошу вас разобрать мои ответы) http://www.psychol-ok.ru/statistics/mmpi/result.html?pf=1501-142234974184549 благодарю!

          • Добрый день, Мария! . Согласуйте, пожалуйста, с Администратором время консультации, удобное вам и свободное у меня. Мы пообщаемся с вами по скайп, и я вам объясню результаты ваших тестов.

  2. Вадим
  3. Вадим

    Спасибо Вам большое за ответ!!!

  4. Людмила

    Здравствуйте.
    Помогите расшифровать, пожалуйста.
    Женщина 23 года

    L 42 F62 K48
    1-63 2-80 3-64 4-58 5-58 6-44 7 -59 8-63 9-60 0-66

    Спасибо.
    P.S. Низкая 6- это подавленная агрессия? Как она проявляется?

  5. Людмила

    Спасибо, что не оставили без внимания. Тест полностью пройден, дополнит. шкалы за 70:

    Предипохондрическое состояние 102
    Контроль над враждебностью 70
    Враждебность 70
    Соматические жалобы 70
    Явная истерия 73
    Женственность интересов 103
    Предубежденность 70
    Фарисейство 76

  6. ЮЛИЯ

    здравствуйте,пожалуйста скажите мои результаты по этой ссылке. заранее спасибо
    http://www.psychol-ok.ru/statistics/mmpi/result.html?pf=1411-141631715321532

  7. Наталия

    Здравствуйте,
    Не могли бы вы прокомментировать результаты теста. Какие еще тесты вы можете посоветовать для более глубокого познания себя?
    http://www.psychol-ok.ru/statistics/mmpi/result.html?pf=1411-141632765799798

    С уважением, Наталия.

  8. ЮЛИЯ
  9. Олег

    Проанализируйте, пожалуйста, мои данные теста. Спасибо. http://www.psychol-ok.ru/statistics/mmpi/result.html?pf=1501-142024323275320

  10. Дарья

    http://www.psychol-ok.ru/statistics/mmpi/result.html?pf=1501-142065622133772
    Здравствуйте, Олеся, помогите пожалуйста интерпретировать результаты теста. Интересует оценка моей личности, что необходимо исправить в себе, есть ли какие-либо отклонения от нормы. Какие проф. тесты еще необходимо пройти по вашему мнению? Заранее спасибо.

      Здравствуйте, тест СМИЛ не предназначен для ответов на ваши вопросы. Оценка личности делается по тесту Он есть у нас на сайте вместе с подробными объяснениями. Пройдите его, пожалуйста, и получите подробные указания о том, какие параметры вашей личности (из 14) нуждаются в коррекции. Норма для каждого параметра 45 — 55 процентов. Оптимальный уровень 60 — 65 процентов. Если параметр будет менее 44 процентов, его нужно подтянуть с помощью психотерапии.

      Кроме рекомендуем вам пройти все тесты, размещенные на нашем сайте. . Из тестов, которых у нас нет, рекомендуем коробочный вариант теста Люшера-72 с кубом Люшера. Авторские права на него принадлежат . Тест можно заказать через представителя в РФ.

  11. Анастасия

    Здравствуйте, Олеся, вы не могли бы прокомментировать мои результаты по тесту СМИЛ. Хотелось бы узнать, что надо исправить

  12. Никита

    Доброго времени суток!
    Подскажите, пожалуйста. Прошёл тест СМИЛ. Не могу разобраться в результатах… Сам тест — http://www.psychol-ok.ru/statistics/mmpi/result.html?pf=1503-142524521663596
    Смогу ли я с таким результатом работать в полиции?
    Заранее огромное спасибо.

По своей конструкции Миннесотскии Многошкальный Личностный Опросник относится к эмпирическим многомерным опросникам, созданным на основе критериально-ключевых признаков . В качестве критериев для большинства клинических шкал были выбраны группы психиатрических пациентов с установленными диагнозами. По этой причине большинство базисных шкал сохранили оригинальные психиатрические названия.

Оригинальная версия включает 10 базовых и 3 контрольные шкалы. Кроме этого, методика позволяет вести оценку личности по 500 дополнительным шкалам-индикаторам.

В большинстве случаев психологами используются только основные шкалы, так как они предоставляют достаточно диагностической информации, а валидность дополнительных шкал на русскоязычной выборке достоверно не проверялась.

Обработка данных исследования состоит из подсчета сырых баллов по каждой шкале и перевода сырых значений в стандартизованный показатель (Т-балл) по специальной таблице (смотрите ниже на видео).

Преимуществом методики является возможность наглядного представления полученных результатов в виде профиля личности .

За 60 лет существования опросника выпущено свыше 4000 публикаций.

Варианты опросника MMPI

1. Опросник ММИЛ

ММИЛ содержит 377 вопросов, 10 основных и 3 контрольные шкалы.

Читайте о третьем издании монографии «Методика многостороннего исследования личности », Березин Ф.Б.

2. Мини-Мульт (Mini-Mult)

Включает 71 вопрос, валидность русскоязычного варианта не доказана. Преимущественно используется в групповых исследованиях.

3. MMPI - НИИ им. Бехтерева

Тест состоит из 383 вопросов, разработан в НИИ. им. В.М.Бехтерева. Основное отличие от варианта 566 вопросов - отсутствие вопросов, относящихся к дополнительным шкалам. Если Вы используете тест MMPI без дополнительных шкал, этот вариант сократит экспериментальное исследование на 40-60 минут.

4. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ)

Опросник СМИЛ состоит из 566 утверждений. Существует взрослый и детский (от 13 до 15 лет) вариант теста СМИЛ. Сокращенный вариант, Мини-СМИЛ, для экспресс-диагностики состояния включает 65 утверждений.

5. Web версия опросника СМИЛ

Web версия создана на основе опросника СМИЛ. Удобный инструмент для дистанционной работы и консультирования клиентов. Следует сказать о том, что кроме основных шкал программа подсчитывает дополнительные шкалы по 212 показателям.

Из удобств следует отметить простую форму регистрации, понадобится: пол, ФИО, возраст и образование. Очень удобно, что данные сохраняются в базе, а после прохождения всего теста вы получаете ссылку по которой можете в последующем смотреть результат исследования или пересылать своему психологу.

Из недостатков отметим то, что все вопросы находятся на одной странице (надо постоянно скролить), и отвлекающие блоки основного шаблона сайта.

6. Компьютерная версия теста

Версия програмы MMPI создана и адаптирована в Лаборатории Прикладной Психологии «PSYCOM» в 2004 году. Эта компьютерная версия MMPI позволяет пройти индивидуальное тестирование тестом MMPI на своем персональном компьютере. Для работы необходимо скачать и установить программу на стой ПК. Поддерживает операционные системы семейства Windows.

7. Опросник MMPI-2

Опросник включает 567 утверждений, из которых 394 взяты из MMPI, 66 модифицированы и 107 разработаны заново.

8. Пособия для интерпретации методики

9. Опросники, бланки, ключи

>

10.Дополнительно по интерпретации MMPI

11. Примеры анализа теста MMPI

получить анализ

ОБРАБОТКА ТЕСТА MMPI (СМИЛ)

Подсчет сырых баллов по каждому ключу (т.е. шкале) необходимо проводить очень тщательно, повторяя подсчет до двух совпадающих результатов. Масштаб регистрационного листа и ключей-шаблонов должен быть абсолютно тождественным. При наложении ключа на регистрационный лист рамка, абрис и цифры должны полностью совпадать. Неправильный подсчет баллов приведет к тому, что вся последующая интерпретация окажется искаженной или совершенно неправильной. Полученные сырые баллы проставляются на первой строке ниже рамки профильного листа. К показателям основных десяти шкал профиля примыкает на первом плане (слева) маленький профиль шкал достоверности: шкала «?» показывает, сколько утверждений опросника попали в категорию ответов «не знаю». Шкала «L» - шкала «Лжи» - показывает, насколько искренним был обследуемый в процессе тестирования. Шкала «F»- шкала «достоверности» - показывает уровень надежности полученных данных в зависимости от его откровенности и готовности к сотрудничеству. Шкала «К»- шкала «коррекции» выявляет степень искажения профиля, связанного как с закрытостью испытуемого, так и с влиянием неосознанного защитного механизма «вытеснения» из психики информации, травмирующей, разрушающей позитивный образ «Я». В зависимости от показателей шкал достоверности профиль признается как достоверный или недостоверный, а его особенности рассматриваются через призму установок испытуемого по отношению к процедуре обследования.

Чтобы избежать слишком сильного влияния механизма вытеснения на основной профиль, следует прибавить 0,5 от суммы сырых баллов (с.б.) показателя шкалы «К » к сырым баллам 1-й шкалы , затем прибавить 0,4 величины с.б. шкалы «К » к с.б. 4-й шкалы, по целому (1,0 ) «К » - вся сумма с.б. шкалы «К » - прибавляется к с.б. 7-й и 8-й шкал, и, наконец, 0,2 с.б. шкалы «К » прибавляется к с.б. 9-й шкалы. Для того, чтобы указанные доли «К» не отличались у разных исследователей при математическом округлении, справа от профильного пространства расположена таблица округленных показателей 0,4, 0,5 и 0,2 для любых величин с.б. шкалы «К». Эти показатели записываются на дополнительных строках под сырыми баллами соответствующих шкал (1-ой, 4-ой, 7-ой, 8-ой и 9-ой) и суммируются с ними, после чего на нижней строке выводятся окончательные (скорригированные) сырые баллы по всем шкалам. Затем, окончательные сырые баллы выводятся по вертикальным градациям разных шкал соответственно их обозначению (L, F, K ) или номеру (от 1-й до 0-й). Сырые баллы по каждой шкале проставляются - в виде жирной точки (или звездочки) - на графике профильного листа, а эти точки соединяются между собой ломаной линией, шкалы достоверности отдельно, основной (базовый) профиль - отдельно.

В связи с тем, что количество значимых ответов (крестиков) по каждой шкале не одинаково и их статистическая значимость (цена, стоимость) также не эквивалентна, сравнение показателей по разным шкалам возможно лишь при сведении сырых баллов к обобщенной, стандартизированной единице. В качестве такой единицы в данной методике выступают стены, каждый из которых содержит 10Т баллов и равняется среднеквадратичному отклонению от среднестатистической нормативной линии, представляющей собой на профильном листе 50 Т. Это - эмпирически выявленная усредненная норма. Отклонение в пределах 2 среднеквадратичных отклонения (s) - 20Т - как вверх, до 70, так и вниз, до 30Т, условно определено как разброс в рамках нормативного коридора. Показатели выше 70 и ниже 30Т расцениваются как отклонение от нормы. Данные в Т-баллах показаны как на правой, так и на левой боковых линиях рамки профильного листа и определяются проведенными по горизонтали линиями на расстоянии друг от друга в 10 Т баллов. Для более точного определения Т-балла по каждой шкале следует провести горизонтальную линию (или приложить линейку) от сырого показателя к шкале Т. Показатели Т-баллов для любого сырого балла по каждой конкретной шкале были просчитаны заранее по формуле:

, где

50 - это линия «нормы», от которой ведется отсчет показателей как вверх (повышение), так и вниз (понижение);

Х - это полученный итоговый сырой результат по определенной шкале;

М - эмпирически выявленная в процессе рестандартизации методики медиана, то есть средненормативный показатель по данной шкале;

δ - сигма, величина среднеквадратичного отклонения от нормы, обнаруженная в процессе стандартизации.

Средненормативные данные по основным шкалам СМИЛ

Названия шкал Мужчины n=580 Женщины n=280
M δ M δ
L Ложь 4.2 2.9 4.2 2.9
F Достоверность 2,76 4.67 2.76 4.67
К Коррекция 12.1 5,4 12.1 5,4
1 Сверхконтроль 11.1 3,9 12,9 4,83
2 Пессимистичность 16,6 4,11 18,9 5.0
3 Эмоц. лабильность 16.46 5.4 18,66 5,38
4 Импульсивность 18,68 4.11 18.68 4.11
5 Женственность 20.46 5.0 36,7 4.67
6 Ригидность 7,9 3.4 7,9 3.4
7 Тревожность 23.06 5.0 25.07 6.1
8 Индивидуалистичность 21,96 5.0 22.73 6,36
9 Оптимистичность 17.0 4.06 17.0 4.06
0 Интроверсия 25,0 10.0 25.0 10.0

Интерпретация.

Сведения о значении различных типов профиля, которые приводятся в этом разделе, не исчерпывают всего многообразия возможных вариантов, однако ими можно руководствоваться при работе с методикой многостороннего исследования личности. Систематизированное изложение этих сведений особенно полезно исследователям, начинающим работать с описываемой методикой, поскольку позволяет быстрее приобрести необходимый опыт интерпретации.

Основные правила оценки профиля, нарушение которых наиболее часто приводит к ошибочной интерпретации, могут быть сформулированы следующим образом.

1. Профиль должен оцениваться как единое целое, а не как совокупность независимых шкал. Результаты, полученные по одной из шкал, не могут оцениваться изолированно от результатов по другим шкалам.

2. При оценке профиля наибольшее значение имеет отношение уровня профиля на каждой шкале к среднему уровню профиля и, особенно по отношению к соседним шкалам (пики профиля). Абсолютное значение Т-нормы по той или иной шкале менее существенно.

3. Профиль характеризует особенности личности и актуальное психическое состояние испытуемого. В клинической практике он отражает особенности психопатологического синдрома, а не нозологическую принадлежность заболевания. Поэтому профиль не может оцениваться как «Диагностическая этикетка».

4. Полученные результаты не могут рассматриваться как незыблемые, поскольку связь профиля с актуальным психическим состоянием обусловливает его динамику при изменениях этого состояния.

5. Интерпретация индивидуальных профилей требует учета всей совокупности данных, которые не могут быть заранее предусмотрены в связи с уже отмеченным многообразием индивидуальных вариантов. Поэтому данные литературы, содержащие описание типичных профилей, могут быть использованы только для освоения основных положений интерпретации, а не в качестве готовых прописей.

Попытка использовать набор готовых рецептов может привести к существенным ошибкам в оценке результатов исследования. Например, однотипный профиль, полученный при исследовании практически здорового человека и стационарного больного с выраженной клинической симптоматикой, будет иметь различное значение.

Эти предварительные замечания необходимо иметь в виду при любых исследованиях, проводимых с помощью методики многостороннего исследования личности. Поскольку типы профиля определяются соотношением уровня его на различных шкалах, ниже рассматриваются значения изолированных подъемов профиля на каждой из шкал и их сочетаний.

Оценочные шкалы.

Оценочные шкалы (шкалы L, F и К) были введены в оригинальный вариант теста MMPI с целью исследования отношения испытуемого к тестированию и суждения о достоверности результатов исследования. Однако последующее изучение позволило установить, что эти шкалы имеют и значимые психологические корреляты.

Шкала L .

Утверждения, включенные в шкалу L, были отобраны с целью выявления тенденции испытуемого представить себя в возможно более выгодном свете, продемонстрировав строгое соблюдение социальных норм.

Шкала состоит из 15 утверждений, которые касаются социально одобряемых, но малосущественных установок и норм повседневного поведения, в силу своей малой значимости фактически игнорируемых подавляющим большинством людей. Таким образом, повышение результата по шкале L свидетельствует обычно о стремлении испытуемого выглядеть в благоприятном свете. Это стремление может быть обусловлено ситуационно, связано с ограниченностью кругозора испытуемого или вызвано наличием патологии. Однако надо иметь в виду, что некоторые лица склонны пунктуально следовать установленному стандарту, всегда соблюдая любые, даже самые незначительные и не имеющие существенной ценности правила. В этих случаях повышение результата по шкале L отражает указанные особенности характера. Принадлежность к профессиональной группе, от которой из-за ее специфики требуется чрезвычайно высокий стандарт поведения и пунктуальное следование конвенциальным нормам, также способствует повышению результата по шкале L. Такого рода высокий стандарт поведения может отмечаться, в частности, у работников юстиции, педагогов и в некоторых других профессиональных группах.

Следует отметить, что, поскольку утверждения, составляющие шкалу L, используются в своем прямом значении, они могут не выявить тенденции выглядеть в выгодном свете, если она возникает у лиц с достаточно высоким интеллектом и большим жизненным опытом.

Если результаты по шкале L составляют от 70 до 80 Т-баллов, полученный профиль представляется сомнительным, а при результатах свыше 80 Т-баллов-недостоверным. Высокие результаты по шкале L обычно сопровождаются снижением уровня профиля по основным клиническим шкалам. Если же, не взирая на высокий результат по шкале L, обнаруживаются значимые повышения уровня профиля по тем или иным клиническим шкалам, они могут быть учтены в совокупности данных, имеющихся в распоряжении исследователя.

Шкала F.

Значительное повышение профиля на этой шкале указывает на случайное или намеренное искажение результатов исследования.

Шкала состоит из 64 утверждений, которые крайне редко расценивались как «верные» лицами, входящими в нормативную группу здоровых испытуемых, по которой проводилась стандартизация методики многостороннего исследования личности. В то же время эти утверждения редко дифференцировали нормативную группу от групп больных, по которым валидизировались основные шкалы теста.

Утверждения, включенные в шкалу F, касаются, в частности, необычных мыслей, желаний и ощущений, явных психотических симптомов, причем таких, существование которых почти никогда не признается исследуемыми больными.

Если профиль по шкале F превышает 70 Т-баллов, результат представляется сомнительным, но может быть учтен при подтверждении другими, в том числе и клиническими, данными. Если результат по шкале F превышает 80 Т-баллов, результат исследования следует считать недостоверным. Такой результат может быть вызван техническими ошибками, допущенными при проведении исследования. В тех случаях, когда возможность ошибки исключена, недостоверность результата обусловливается установкой испытуемого или его состоянием. При установочном поведении испытуемый может раскладывать карточки вне всякой связи с их смыслом (если он стремится избежать исследования) или признавать верными утверждения, касающиеся необычных или явно психотических явлений (если он стремится агравировать или симулировать психопатологическую симптоматику).

Недостоверный результат, связанный с состоянием больного, может отмечаться при остром психотическом состоянии (нарушение сознания, бред и т. п.), искажающем восприятие утверждений или реакцию на них Аналогичное искажение может наблюдаться и в случаях тяжелых психотических расстройств, приводящих к дефекту. Сомнительный или недостоверный результат может быть получен у тревожных личностей в тех случаях, где острая потребность в помощи побуждает их давать учитываемые ответы на большую часть утверждений. В этих случаях одновременно с повышением результата по шкале F весь профиль значительно повышается, но форма профиля при этом не искажается и сохраняется возможность его интерпретации. Наконец, к недостоверному результату могут приводить изменения внимания испытуемого, в результате которых он совершает ошибки или не может вникнуть в смысл утверждения. При получении недостоверного результата в ряде случаев удается повысить достоверность исследования с помощью ретестирования. При этом целесообразнее повторно предъявлять только те утверждения, по которым были получены учитываемые ответы. При недостоверном результате повторного тестирования можно попытаться установить причину искажения результата путем обсуждения с испытуемым его ответов. Во избежание нарушения контакта с испытуемым необходимо получить его согласие на такое обсуждение.

При достоверном результате исследования относительно высокий уровень профиля на шкале F (отклонение от средней на 1,5-2s) может отмечаться у различных типов неконформных личностей, поскольку такие личности будут обнаруживать реакции, не характерные для нормативной группы, и соответственно чаще давать ответы, учитываемые по шкале F. Нарушение конформности может быть связано со своеобразием восприятия и логики, характерным для лиц шизоидного склада, аутичных и испытывающих затруднения в межличностных контактах, а также с психопатическими чертами у лиц, склонных к неупорядоченному («богемному») поведению или характеризующихся выраженным чувством протеста против конвенциальных норм. Повышение профиля на шкале F может отмечаться также у очень молодых людей в период формирования личности в тех случаях, когда потребность в самовыражении реализуется через неконформность в поведении и взглядах. Выраженная тревожность и потребность в помощи обычно проявляется в относительно высоком уровне результата по описываемой шкале.

Умеренное повышение на шкале F (отклонение от средней на 1,0-1,5s) при отсутствии психопатологической симптоматики обычно отражает внутреннюю напряженность, недовольство ситуацией, плохо организованную активность. Склонность следовать конвенциальным нормам и отсутствие внутренней напряженности обусловливают низкий результат по шкале F.

В клинически несомненных случаях заболевания повышение профиля по шкале F обычно коррелирует с выраженностью психопатологической симптоматики.

Шкала К.

Шкала состоит из 30 утверждений, которые позволяют дифференцировать лиц, стремящихся смягчить или скрыть психопатологические явления, и лиц чрезмерно открытых.

В оригинальном варианте теста MMPI эта шкала первоначально предназначалась только для исследования степени осторожности испытуемых в ситуации тестирования и тенденции (в значительной мере неосознанной) отрицать имеющиеся неприятные ощущения, жизненные затруднения и конфликты. Результат, полученный по шкале К, добавляется с целью коррекции указанной тенденции к пяти из десяти основных клинических шкал в пропорции, соответствующей ее влиянию на каждую из этих шкал. В наибольшей степени эта тенденция сказывается на результатах, получаемых по седьмой и восьмой шкалам, в связи с чем первичному результату, полученному по этим шкалам, первичный результат по шкале К добавляется полностью. В меньшей мере он сказывается на результатах, полученных по первой и четвертой шкалам, поэтому при коррекции к первичному результату, полученному по первой шкале, добавляется 0,5, а к результату, полученному по четвертой, 0,4, первичного результата по шкале К. В наименьшей степени эта тенденция влияет на результат, полученный по девятой шкале; при коррекции к первичному результату по этой шкале добавляется 0,2 первичного результата по шкале К. Результаты, полученные по остальным шкалам, не обнаруживают закономерных изменений в зависимости от результата по шкале К и поэтому не корригируются описанным образом. Однако шкала К, помимо своей значимости для оценки реакции испытуемого на ситуацию тестирования и коррекции результатов по ряду основных клинических шкал, представляет существенный интерес и для оценки определенных особенностей личности испытуемого.

Лица с высокими показателями по шкале К обычно определяют свое поведение в зависимости от социального одобрения и озабочены своим социальным статусом. Они склонны отрицать какие-либо затруднения в межличностных отношениях или в контроле собственного поведения, стремятся к соблюдению принятых норм и воздерживаются от критики окружающих в той мере, в какой поведение окружающих укладывается в рамки принятой нормы. Явно не конформное, отклоняющееся от традиций и обычаев, выходящее из конвенциальных рамок поведение других людей вызывает у лиц, дающих высокие баллы по шкале К, выраженную отрицательную реакцию. В связи с тенденцией отрицать (в значительной мере уже на перцептивном уровне) информацию, свидетельствующую о затруднениях и конфликтах, эти лица могут не иметь адекватного представления о том, как их воспринимают окружающие. В клинических случаях выраженное желание добиться благожелательного к себе отношения может сочетаться с беспокойством и неуверенностью.

При незначительной выраженности (умеренные повышения профиля на шкале К) описанные тенденции не только не нарушают адаптацию индивидуума, но даже облегчают ее, обусловливая ощущение гармонии с окружением и одобрительную оценку принятых в этом окружении правил. В связи с этим лица с умеренным повышением профиля на шкале К производят впечатление людей благоразумных, доброжелательных, общительных, имеющих широкий круг интересов. Большой опыт межличностных контактов и отрицание затруднений обусловливают у лиц этого типа более или менее высокую предприимчивость и умение находить правильную линию поведения. Поскольку такие качества улучшают социальную адаптацию, умеренное повышение профиля по шкале К может рассматриваться как прогностически благоприятный признак.

Лица с очень низким уровнем профиля на шкале К хорошо сознают свои затруднения, склонны скорее преувеличивать, чем недооценивать степень межличностных конфликтов, тяжесть отмечающихся у них симптомов и степень личностной неадекватности. Они не скрывают своих слабостей, затруднений и психопатологических расстройств. Склонность критически относиться к себе и окружающим приводит к скептицизму. Неудовлетворенность и склонность преувеличивать существенность конфликтов делают их легко уязвимыми и порождают неловкость в межличностных отношениях.

Индекс F -К. Поскольку тенденции, измеряемые шкалами F и К, в значительной степени противоположно направлены, разность первичного результата, полученного по этим шкалам, имеет существенное значение для определения установки испытуемого в момент исследования и суждения о достоверности полученного результата. Среднее значение этого индекса в методике многостороннего исследования личности составляет -7 для мужчин и -8 для женщин. Интервалы, при которых полученный результат может считаться достоверным (если ни одна из оценочных шкал не превышает 70 Т-баллов), составляют для мужчин от -18 до +4, для женщин от -23 до +7. Если разность F-К составляет от +5 до +7 для мужчин и от +8 до +10 для женщин, то результат представляется сомнительным, однако при подтверждении его клиническими данными он может учитываться при условии, что ни одна из оценочных шкал не превышает 80 Т-баллов.

Чем больше разность F-К, тем более выражено стремление испытуемого подчеркнуть тяжесть своих симптомов и жизненные трудности, вызвать сочувствие и соболезнование. Высокий уровень индекса F-К может также указывать на аггравацию. Снижение индекса F-К отражает стремление улучшить впечатление о себе, смягчить свою симптоматику и эмоционально насыщенные проблемы или отрицать их наличие. Низкий уровень этого индекса может указывать на диссимуляцию имеющихся психопатологических нарушений.

Клинические шкалы.

Валидность клинических шкал определялась путем сопоставления результатов исследования с помощью описываемой методики различных групп больных с клинически идентифицированным синдромом между собой и с группой здоровых лиц.

Сопоставление профилей больных с различными нозологическими формами (шизофрения, органические поражения центральной нервной системы различной этиологии, маниакально-депрессивный психоз, неврозы и психопатии) и различными психопатологическими синдромами позволило установить, что профиль методики многостороннего исследования личности не зависел от нозологической принадлежности заболевания, а определялся психопатологическим синдромом.

Важное достоинство методики многостороннего исследования личности заключается в возможности построения усредненного профиля любой группы испытуемых, выделенной с использованием внешнего по отношению к методике критерию.

При построении усредненного профиля в качестве показателей по отдельным шкалам используются средние для данной группы значения (в Т-баллах), а методы вариационной статистики позволяют судить о принадлежности того или иного наблюдения к рассматриваемому ряду, о величине разброса и о достоверности различий между усредненными профилями любых выделенных групп. Следует полагать, что при построении усредненного профиля любой группы, репрезентативной для исследуемой совокупности, нивелирование индивидуальных тенденций позволяет оценить тенденции, свойственные группе в целом.

Шкалы невротической триады.

Шкалы, расположенные в левой половине профиля - первая, вторая и третья, в литературе, посвященной оригинальному тесту MMPI, часто объединяются термином «невротическая триада», поскольку повышение профиля на этих шкалах обычно наблюдается при невротических расстройствах. Невротические реакции связаны с недостаточностью физических и психических ресурсов индивидуума для реализации мотивированного поведения в определенной ситуации. Блокада мотивированного поведения, направленного на удовлетворение актуальных потребностей, которая лежит в основе невротических явлений, обычно обозначается термином «фрустрация».

При формировании невротических расстройств наибольшее патогенное значение имеют не пассивные препятствия, мешающие удовлетворению актуальной потребности, а невозможность реализации мотивированного поведения в связи с наличием сравнимых по силе, но разнонаправленных потребностей. В этом случае неадаптивное поведение, связанное с затруднением выбора одной из одновременно существующих и конкурирующих программ, представляет собой выражение интрапсихического конфликта. Подъем профиля на невротических шкалах может быть обусловлен любым из трех возможных типов конфликта: необходимостью выбора между двумя равно желательными возможностями; неизбежностью выбора между двумя в равной мере нежелательными возможностями или необходимостью выбора между достижением желаемого ценой нежелательных переживаний и отказом от желаемого, чтобы избежать этих переживаний.

Однако характер профиля определяется не типом конфликта, а степенью участия в формировании поведения механизмов интрапсихической адаптации и характером этих механизмов, которые, в конечном счете, определяют клиническую картину невроза. Профиль на шкалах невротической триады и выраженность его подъема по седьмой шкале достаточно точно отражают характер невротических синдромов. При этом важно также учитывать соотношение результатов, полученных по этим шкалам и по другим шкалам профиля. Необходимо отметить, что термин «невротическая триада» отражает только высокую ценность этих шкал для исследования невротических типов реакций, но ни в коей мере не исключает повышения профиля на этих шкалах (в сочетании с другими шкалами профиля) при других формах патологии, а в случае если пики профиля не выходят за границы нормальных колебаний и при определенных формах нормальных психических реакций.

Вторая шкала. Тревога и депрессивные тенденции.

Рассмотрение клинических шкал теста целесообразно начать со второй шкалы, поскольку она в наибольшей мере отражает возникновение тревоги. Тревога, возникая как субъективное отражение нарушенного психовегетативного (нейровегетативного, нейрогуморального) равновесия, служит наиболее интимным механизмом психического стресса и лежит в основе большей части психопатологических проявлений.

Составляющие вторую шкалу 60 утверждений касаются таких явлений как внутренняя напряженность, неуверенность, тревога, снижение настроения, пониженная самооценка, пессимистическая оценка перспективы. Это перечисление делает понятным выраженное повышение профиля на рассматриваемой шкале, как при явлениях тревоги, так и депрессии. Например, для лиц, обнаруживающих эти явления, характерен ответ «верно» на утверждения: «Вам определенно не хватает уверенности в себе», «Вас часто одолевают мрачные мысли» и ответ «неверно» на утверждения: «По сравнению с большинством людей Вы достаточно способны и сообразительны», «Вы верите, что в будущем люди будут жить намного лучше, чем теперь», «В хорошую погоду Ваше настроение улучшается».

Характер профиля обычно позволяет дифференцировать преобладание тревоги или депрессии. Изолированное и умеренное повышение уровня профиля на второй шкале (особенно в тех случаях, где нет одновременного снижения его на девятой) обычно свидетельствует в большей степени о тревоге, чем о депрессии.

Клинически тревога проявляется ощущением неопределенной угрозы, характер и (или) время возникновения которой не поддаются предсказанию, диффузными опасениями и тревожным ожиданием. Однако собственно тревога представляет собой центральный, но не единственный элемент в группе расстройств, которые можно назвать явлениями тревожного ряда и возникновение каждого из которых обусловливает повышение профиля на второй шкале.

Наименее выраженное расстройство этого ряда - ощущение внутренней напряженности, готовность к возникновению какого-то неожиданного явления, которое, однако, не оценивается еще как угрожающее. Нарастание чувства внутренней напряженности часто приводит к затруднению в выделении сигнала из фона, т. е. в дифференцировании значимых и незначимых раздражителей. Клинически это выражается появлением неприятного эмоционального оттенка ранее индифферентных раздражителей. Дальнейшее нарастание выраженности тревожных расстройств приводит к возникновению собственно тревоги (свободно плавающей тревоги, неопределенной тревоги), которая обычно сменяется страхом, т.е. ощущением уже не неопределенной, а конкретной угрозы, а в наиболее выраженных случаях – ощущением неотвратимости надвигающейся катастрофы. Смена расстройств, входящих в этот ряд, проявляется главным образом в повышении профиля на второй шкале, которая благодаря своей подвижности может служить весьма точным индикатором выраженности ощущения неблагополучия и угрозы. Изолированный пик профиля на второй шкале, возникший как отражение тревоги, обычно не бывает постоянным, при повторном тестировании обнаруживается либо исчезновение этого пика, либо отмечаются подъемы и на других шкалах профиля. Это может быть связано с тем обстоятельством, что выраженные нарушения гомеостаза, которыми характеризуется возникновение тревоги, вызывают включение механизмов, обеспечивающих ее устранение. Поскольку тревога возникает в связи с нарушением сложившегося единства потребностей и стереотипа поведения, направленного на удовлетворение этих потребностей, ее устранение может происходить, во-первых, если меняется окружение, и, во-вторых, если изменяется отношение индивидуума к неменяющемуся окружению. В первом случае, т. е. в случае, когда тревога устраняется с помощью изменением окружения (гетеропластическая адаптация), исчезает и пик профиля на второй шкале. Во втором случае, когда тревога устраняется за счет включения механизмов интрапсихической адаптации, то в зависимости от характера этих механизмов будет меняться форма профиля по мере изменения показателей по другим шкалам. Вначале обычно при этом сохраняется исходный подъем профиля и на второй шкале, который впоследствии исчезает, если тревога эффективно устраняется. Пик профиля на второй шкале, однако, сохраняется, если тревога устраняется при нарастании депрессии.

На физиологическом уровне устранение тревоги по мере углубления депрессии может рассматриваться как устранение генерализованной активации и выраженных нарушений гомеостаза благодаря включению древних механизмов вегетативного регулирования, снижающих уровень вегетативных колебаний путем общего снижения активности в условиях недостаточности дифференцированного вегетативного регулирования.

Исследование биохимического механизма этого явления позволило обнаружить, в частности, активацию глюкокортикоидами, уровень которых повышается при тревоге, фермента триптофанпирролазы, в связи, с чем обмен триптофана направляется по кинурениновому пути.

Благодаря этому снижается уровень синтеза серотонина, недостаток которого играет патогенетическую роль в развитии депрессии.

Исследование динамики обмена катехоламинов при смене состояний тревоги депрессивными состояниями (лишенными тревожного компонента) позволило установить, что по мере развития депрессии характерное для периода тревоги усиление процессов синтеза катехоламинов (особенно норадреналина) и замедление их метаболизма сменяются замедлением синтеза и ускорением метаболизма. Таким образом, исследование гуморальных коррелятов тревоги также указывает на уменьшение интенсивности тревоги по мере нарастания депрессии.

Поскольку депрессивный синдром сопровождается снижением уровня побуждений, депрессия на психологическом уровне может рассматриваться, в частности, как устранение вызвавшей тревогу фрустрации путем снижения уровня побуждений за счет обесценивания исходной потребности.

При смене тревоги депрессией профиль обычно снижается на девятой шкале, причем повышение профиля на второй шкале и глубина снижения на девятой тем больше, чем больше выражены утрата интересов, ощущение безразличия, затруднения межличностных связей, недостаток побуждения к активной деятельности, подавленность влечений. При классических, не сопровождающихся тревогой депрессиях глубина снижения профиля на девятой шкале по отношению к среднему уровню профиля обычно соответствует величине его повышения на второй, однако очень низкие Т-баллы на девятой шкале позволяют говорить о депрессии даже в тех случаях, когда пик на второй шкале относительно невысок. В этом случае речь идет по преимуществу об ангедонической депрессии.

Индивидуумы, профиль которых характеризуется главным образом повышением на второй шкале, обычно воспринимаются окружающими как пессимистичные, замкнутые, молчаливые, застенчивые или чрезмерно серьезные. Они могут выглядеть как ушедшие в себя и избегающие контактов. Однако в действительности эти люди характеризуются постоянной потребностью в глубоких и прочных контактах с окружающими (т. е. выраженной симбиотической тенденцией). Они легко начинают отождествлять себя с другими людьми и отдельными аспектами своего бытия. Если это отождествление нарушается в связи с изменениями в системе установившихся связей, такие изменения могут восприниматься как катастрофа и приводить к глубокой депрессии, в то время как такая реакция не представляется адекватной объективному наблюдателю. Уже одна угроза разрыва симбиотических связей может вызвать у таких лиц тревогу, еще больше увеличивающую подъем профиля на второй шкале. Их уединенность и отгороженность могут отражать стремление избежать разочарования. В действительности они испытывают потребность привлечь и удержать внимание окружающих, дорожат их оценкой, стремятся приобрести и сохранить их близость. В связи с выраженностью подобной тенденции ситуации, требующие агрессивной реакции, направленной вовне, вызывают у них тревогу. Для них характерны реакции, сопровождающиеся чувством вины, гневом, направленным на себя, аутоагрессией (интрапунитивные реакции).