Влияние цвета на атмосферу в квартире. Как определить температуру цвета? (Теплые и холодные оттенки)


Цвет в живописи - очень важное и сложное понятие. Это вытекает из физической природы света и из устройства человеческой системы зрения, из процесса цветового восприятия. Давно известно, что нет двух людей, одинаково видящих одни и те же предметы и пейзажи, но при всем богатстве колоритов в цветовых ощущениях художников есть общие принципы.

Деление живописной палитры на теплые цвета и холодные цвета - одно из таких понятий.

Разделение спектра

Великий физик Исаак Ньютон (1643-1727) первым выяснил цветовой состав солнечного света. Луч, пройдя сквозь стеклянную призму, разложился на семь основных оттенков. В дальнейшем научные разработки привели к созданию цветового круга из двенадцати основных цветов, из которых путем смешивания можно получить то цветовое многообразие, что окружает нас, то богатство оттенков, которое издавна вдохновляет живописцев. Это цветовой круг носит имя швейцарского художника и ученого Иоганнеса Иттена (1888-1967).

Цветовой спектр и цветовой круг принято делить на две части - на от зеленого к красному цвету располагаются теплые, от голубого к пурпурному - холодные. Зеленый некоторыми считается холодным цветом, другие выделяют для него особое понятие - нейтральный.

Такое разделение всем понятно, все с ним согласны, но об объективности причины такого деления спорят давно, выдвигая свои версии.

Главный критерий - температурные ассоциации

Конечно, первое, что можно принять, рассуждая о происхождении разделения на теплые цвета и холодные цвета, — это природные ассоциации. Желтый, красный, оранжевый - это цвета солнца, огня. Не зря в русском языке есть оборот, объясняющий нагрев металла: раскалить докрасна. Такие температурные изменения цвета можно увидеть в костре или в камине, хотя некоторые газы при горении могут окрашиваться в, казалось бы, холодные цвета: как не вспомнить голубоватое горение бытового газового топлива. И всё-таки синеватые и голубоватые цвета вызывают логичные ощущения прохлады: это цвет неба, воды, льда, снега.

День-ночь, лето-зима

«Температура» цвета явственно связана со временем суток: восходящее, согревающее мир солнце окрашивает небо в пылающую гамму: красные, розовые, оранжевые оттенки, а ночная прохлада явственней чувствуется в голубоватом лунном свете, который придает природному окружению приглушенную и неяркую окраску, хотя вечерняя заря - закат солнца - может также вспыхнуть горячей гаммой.

Интересно, что перед наступлением холодов, в предзимье, теплые цвета лета ярко вспыхивают в огненных красках осени, чтобы смениться голубоватым и синеватым цветом снега, льда и холодного неба.

Итог: определяющий смысл понятия цветовой «температуры» имеет эмоциональная составляющая, что придает ему большую субъективность, хотя согласие с общепринятым делением на теплые цвета и холодные цвета среди всех имеющих дело с цветовыми характеристиками предметов носит глобальный характер.

Близко - далеко

Со времени Возрождения появляется хорошо проработанная теория воздушной перспективы, которая основана на еще одной эмоциональной и психологической характеристике теплых и холодных цветов: предмет, окрашенный в холодный цвет, кажется расположенным дальше, чем желтый, красный, оранжевый или их оттенков. Даже не пейзаж, а просто содержащая теплые и холодные цвета таблица может дать представление об этом.

Хорошо видно, как использует такое свойство цвета один из титанов Возрождения Тициан Вечеллио (1488-1576) в картине «Вакх и Ариадна».

Мастер четко делит цветовое пространство по диагонали на две части в полном соответствии с цветовым кругом Иттена, который появится спустя четыре с половиной века. Холодные и теплые оттенки цветов использованы для построения огромного пространства картины. На переднем плане доминируют теплые цвета, фоном - синеватые разбеленные цвета неба, моря и уходящей вдаль земли, а на границе - зелень деревьев, которая по всем теориям считается нейтральной, а холодная по цвету драпировка у главной героини и теплый цвет плаща у центрального персонажа делают цветовое решение изысканным и гармоничным.

Всё познается в сравнении

Необходимо понимать, что «теплохолодность» цветов в живописи - понятие не абсолютное, то есть его нельзя измерить, и правильно оценить это свойство можно только в сравнении с другим цветом.

Использование спектральных, однозначно теплых или определенно холодных цветов - вещь в живописи экзотическая, картины из существенных по площади плоскостей, окрашенных одним колером, - вещь скорее концептуальная, например, абстрактная живопись Марка Ротко.

В более традиционной живописи взаимоотношения разных по «температуре» цветов происходят на уровне сочетания небольших мазков, в силу оптического смешивания делающих соседние цвета более теплыми или более холодными. Понять, какие цвета теплые, а какие холодные, невозможно, рассматривая содержащие их участки живописного пространства отдельно от окружения.

Оттенок дороже цвета

Одним из самых явных качеств высокого живописного мастерства является умение увидеть и нанести на холст те миллионы оттенков, что содержатся в каждом элементе окружающей нас природы. Умение различить в холодных цветах теплые нотки и наоборот придает особую выразительность изображению. Здесь важно упомянуть о принципе цветового моделирования объёма: если на объект падает свет, окрашенный теплым цветом,- тень должна быть холодной и наоборот. Не все живописцы согласны с ним, но применяется этот закон очень широко.

Отдельные исследователи говорят о некорректности выражения "теплые и холодные цвета". Таблица показывает цвета, которые очень редко применяются без смешивания с другими оттенками, и для более точного определения красок следует говорить «теплее» или «холоднее». К примеру, берлинская лазурь и ультрамарин - оттенки синего сектора из холодной части цветового круга, и каждая из этих красок будет явно холоднее любого оттенка красного, но даже начинающий художник скажет, что лазурь теплее ультрамарина.

Использование сложных цветовых сочетаний и оттенков, полученных путем смешивания, позволяет обогатить палитру, даже если в ней преимущественно нейтральные цвета. Так, сделать нужной «температуры» зеленый цвет - теплый или холодный - можно, добавив к нему нужную краску из синей или красной гаммы.

Насыщенность и чистота

Художники учитывают в процессе создания живописных полотен еще некоторые свойства ощущений теплоты или прохлады в цвете. Так, чтобы «повысить температуру» на нужном участке пространства картины опытный живописец применяет менее чистые и менее насыщенные оттенки, которые будут приближаться к ахроматическим белому или серому. Соответственно, более холодными являются самые чистые и насыщенные оттенки.

Такое определение восходит к вопросам психологии: мы считаем более холодным все, что выглядит строже, правильнее, лаконичнее, симметричнее, логичнее и т. д. Более душевное и теплое всегда содержит какую-нибудь неправильность, недоговоренность, незавершенность. Так можно характеризовать не только живопись, но и архитектуру, дизайн, полиграфию и другие подобные отрасли искусства.

Теория - лишь помощь

Исторический опыт тех мастеров прошлого, кто применял теплые и холодные цвета в живописи, показывает важность этого аспекта восприятия цвета. Знания о нём, но только в сочетании с опытом и талантом, помогают в творчестве и современным художникам.

Вокруг нас существует огромное разнообразие красок, и каждый цвет способен оказывать на нас влияние. Цвет легко минует все логические барьеры нашего мозга и попадает прямо в подсознание, вызывая в нас определенные ощущения и эмоции – комфорт, дискомфорт, радость, грусть, тепло, холод. Это связано как с нашим жизненным опытом и ассоциациями, так и с генетическими «воспоминаниями», уходящими корнями в далекое прошлое наших предков.

По одному из параметров воздействия окружающих красок на человека, цвета можно поделить на теплые, холодные и нейтральные. Теплыми считаются цвета, вызывающие у нас ощущение солнца, тепла и света. Такие цвета кажутся близкими, создающими уют и гостеприимную обстановку. Холодными мы называем цвета, которые вызывают у нас ощущение прохлады, льда, свежести. Такие цвета кажутся далекими, независимыми, чистыми. Нейтральные цвета не вызывают в нас никаких тепловых ощущений, но имеют способность сглаживать воздействие теплых или холодных цветов, если находятся рядом с ними.

Показательные эксперименты…

Ученые и психологи очень любят проводить разные эксперименты, не обошли они своим вниманием и цвет. Благодаря этим доблестным служителям науки, сегодня воздействие цвета на человека имеет под собой довольно веские научные доказательства. Так, например, в одном из экспериментов две группы людей поместили в красную и синюю комнаты одинаковой температуры. Через некоторое время люди в синей комнате переключали регулятор системы отопления на более высокую температуру, тогда как людям в красной комнате было комфортно при более низкой температуре.

Кроме того научные исследования показали, что красные и оранжевые цвета повышают давление, а синие и сине-зеленые понижают давление у человека. Проводились эксперименты с цветом и на животных. Например, в конюшне беговых лошадей один отсек был выкрашен в синий цвет, а другой - в красно-оранжевый. В синем отсеке лошади быстро успокаивались после скачек, а в красном, наоборот, еще долго были возбуждены и не остывали.

Также цвет влияет и на наши вкусовые рецепторы. Например, при опросе 600 человек исследователями Университета Бомбея в Индии, выяснилось, что большинство испытуемых ассоциируют цвет таблеток со вкусом. Например, опрошенные люди считали, что розовые таблетки имеют сладкий вкус, желтые - соленый, оранжевые – кислый, а белые и синие – горький, независимо от фактического состава препарата.

Субъективность восприятия

Считается, что красные, желтые и оранжевые цвета – теплые. Голубые, синие и сине-зеленые цвета – холодные. Зеленый (который получается путем смешивания желтого и синего цвета), фиолетовый (который состоит из красного и синего цветов), белый, черный и серый считаются нейтральными цветами.

Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Например, желтая луна в полнолуние кажется холодной, а голубой василек может радовать своей теплотой. На самом деле любой цвет может быть как теплым, так и холодным, все зависит от его оттенка. Только два цвета никогда не меняют свою температуру. Это оранжевый и бирюзовый. От оранжевого и всех его оттенков всегда веет жарким солнцем. А бирюзовые тона всегда свежи и холодны.

Ниже представлены иллюстрации с теплыми, холодными и нейтральными оттенками разных цветов. Чтобы рассмотреть их подробнее надо нажать на картинки.
Внимание!
Цветопередача вашего монитора может исказить цветовые оттенки, поэтому ориентируйтесь на них как на примерные и обращайте внимание на название цвета.

Теплые и холодные тона

Всегда жаркий и всегда ледяной

Нейтральные тона


Влияние соседних цветов

Кроме объективных характеристик самого цвета, на нашу субъективную оценку его температуры влияет, во-первых, окраска фона, во-вторых, окружающие его другие цвета. Самый простой пример – фиолетовый цвет. Рядом с теплым красным он кажется холодным, рядом с холодным синим – теплым. Или, например, бордовый цвет рядом с коричневым будет смотреться холоднее, а рядом с кофейным теплее. Подбирая цветовое сочетание и создавая композицию в интерьере, стоит учитывать это явление, чтобы добиваться желаемых эффектов восприятия.

Рекомендации по использованию теплых и холодных цветов в интерьере

Теплые цвета делают интерьер комфортным и уютным, они повышают жизненный тонус, способствуют искреннему общению и активизируют мыслительную деятельность. При этом теплые цвета делают помещение визуально меньше из-за того, что кажутся ближе. Теплые тона привлекают внимание и хорошо подходят для выделения важных элементов интерьера, которые необходимо подчеркнуть.

Холодные цвета создают успокаивающее и ободряющее настроение, и в то же время помогают сосредоточиться. Холодные тона зрительно расширяют пространство, они подходят для создания глубины в интерьере.

В одном помещении можно вместе использовать как холодные, так и теплые оттенки. Главное соблюсти правильное соотношение, тогда получится гармоничное и нескучное пространство. Рекомендуется выбрать одну доминирующую гамму, к примеру, холодную и прибавить для выделения акцентов теплые тона. Или, наоборот, к преобладающей теплой гамме комнаты добавить холодные элементы, например, светло-голубой потолок для зрительного увеличения высоты помещения.

Если есть необходимость визуально откорректировать пространство помещения, то те стены, которые надо раздвинуть красят в более прохладные оттенки, а те стены, которые надо приблизить красят в более теплые тона.

Другой способ гармоничного сочетания холодных и теплых оттенков, это уравновешивание одного цвета за счет другого. Например, к насыщенному индиго можно добавить теплый песочный. Или ярко-красный соединить с голубовато-зеленым. В таких сочетаниях цвета взаимно усиливают друг друга и при этом смотрятся благородно.

Если есть необходимость приглушить или уменьшить насыщенность какого-то слишком яркого цвета, то в таких случаях дополнительно используют нейтральные оттенки большей площади. Парадокс, но такое сочетание подчеркивает температуру и глубину цвета и одновременно уменьшает его воздействие на наши эмоции и ощущения.

Как уже говорилось ранее, цвета обладают тремя характеристиками - по одной из пары.
теплый-холодный
мягкий - яркий
светлый - насыщенный

Сегодня остановимся на различении теплых и холодных цветов

Сначала разберемся с хроматическими цветами

Для наглядности еще раз посмотрите на цветовой круг:

Как вы помните, все хроматические цвета можно составить из трех первичных цветов - красного , желтого и синего .

Красный и желтый психологически воспринимаются нами как теплые цвета, потому что ассоциируются с огнем и солнцем.

Синий психологически воспринимается нами как холодный цвет, потому что ассоциируется с водой и льдом.

Соответственно, те цвета, в которых преобладают красный и желтый, считаются теплыми (оранжевый , красный , желтый ), те же, в которых преобладает синий цвет (синий , голубой , сиреневый ), считаются холодными .

Те цвета, которые содержат равное количество теплого и холодного цвета (зеленый = желтый+синий , фиолетовый = синий+красный), обычно считаются нейтральными.

Теперь вернемся к тому, что все вторичные и третичные цвета состоят из двух хроматических цветов в разных пропорциях (при добавлении третьего появляется серый оттенок, но туда мы пока углубляться не будем). Тот цвет который преобладает, обычно и определяет цвет, тон (overtone).
Однако, в колористике немаловажен и другой цвет, входящий в состав оттенка. Этот цвет называется полутоном (undertone) . Полутона делают цвета внутри одного оттенка "теплыми" и "холодными" . Например, теплый красный и холодный красный. Холодный полутона - синие. Теплые полутона - желтые и красные. У оранжевого цвета не бывает холодных полутонов - это единственный абсолютно теплый цвет.

Вот примеры теплых и холодных оттенков одного и того же цвета:

Первый столбик - теплые полутона, второй - холодные полутона

Обычно, когда говорится о сочетании цветов, комбинируют цвета с одинаковым полутоном. В теории цветотипов под холодными и теплыми цветами подразумеваются как раз цвета с холодными и теплыми полутонами.

Общие правила сочетания цветов в зависимости от полутона:
Цвета с одинаковым полутоном хорошо сочетаются. Цвета с разными полутонами плохо сочетаются, однако, в одежде их можно иногда комбинировать в малых количествах для расставления акцентов.

Сравните:
1 картинка - холодный фиолетовый (полутон синий) +холодный зеленый (полутон синий) - гармонично
2 картинка - холодный фиолетовый (полутон синий)+ теплый зеленый (полутон желтый) - дисгармония

В природе обычно сочетаются цвета с одним полутоном

Холодные полутона : холодный синий, голубой, холодный яркий красный, бордовый, холодный зеленый, светло-серый.

Теплые полутона : теплый желтый, желто-оранжевый, красная глина, теплый зеленый, оливковый, болотный

Теперь, что касается ахроматических цветов :

Чистые черный, белый и серый считаются холодными цветами - они хорошо гармонируют с ними.

Серый средней насыщенности может иногда выступать как нейтральный цвет, в силу того, что является соединением двух противоположных цветов.

Введение

Данная работа посвящена исследованию влиянию цвета и тени на температуру тел. Теплота - непременный участник почти всех жизненных и производственных процессах. Глобальные процессы теплообмена тесно связаны с нагреванием Земли солнечным излучением. Солнечная энергия - источник жизни на Земле. Поэтому ведутся поиски способов наиболее эффективного ее использования.

Актуальность данной работы определяется тем, что в настоящее время, используя знания человечества об эффективном использовании солнечной энергии, мы можем переходить от глобальных проблем, к практическим действиям для более рационального использования энергии.

Цель работы: исследовать влияние цвета и тени на температуру окружающей среды.

Задачи: 1) изучить зависимость излучения и поглощения от состояния поверхности тела; 3) рассмотреть использование способностей тел по-разному поглощать энергию в энергосберегающих технологиях.

Объект исследования: создание оптимального температурного режима при экономии энергии.

Предмет исследования: взаимосвязь излучения и поглощения энергии от состояния поверхности тел.

Настоящая работа содержит два раздела. В первом раскрывается теоретическая основа работы. Во втором разделе описывается ход проведения исследовании и его результаты.

Результаты данной работы могут быть использованы, как рекомендации для их использования в строительстве зданий.

Раздел 1 Тепловое излучение

Излучение - как вид теплопередачи

Передача тепла в среде происходит при наличии разности температур. При этом тепло распространяется из области повышенных температур в область пониженных. Например, зимой в отапливаемых зданиях теплопередача происходит через наружные ограждения из здания, а летом при сильном нагреве поверхностей стен за счет солнечной радиации - в здание. Из своего опыта мы знаем, если приблизить руку к электрической плите, утюгу или к любому другому нагретому телу, ощущается теплота. Если же поместить между нагретым телом и руками лист белой бумаги, то руки перестают ощущать нагревание. Любое нагретое тело испускает невидимое тепловое излучение, которое частично поглощается другими телами. Излучают энергию все тела: большие и маленькие, твердые и жидкие, горячие и холодные, светящиеся и темные. Однако при повышении температуры мощность теплового излучения всех тел увеличивается, то есть ежесекундно тело начинает излучать больше теплоты. С повышением температуры тела увеличивается и энергия, предаваемая в окружающее пространство путем излучения. Невидимое тепловое излучение возникает за счет внутренней энергии излучающей системы и имеет такую же природу; как и видимое, которое вызывают светом. Передача энергии излучением отличается от других видов теплопередачи тем, что она может осуществляться в полном вакууме. Излучением передается на Землю солнечная энергия. Излучение, распространяясь от тела, попадает на другие тела. При этом энергия излучения частично отражается, а частично поглощается телами, превращаясь в их внутреннюю энергию, вследствие чего они нагреваются.

1.2 Применение излучения

Все ли тела одинаково поглощают энергию? Проведем опыт с теплоприемником и манометром. Повернем теплоприемник к нагретому телу сначала черной, а потом блестящей стороной, Столбик жидкости в манометре будет перемещаться в первом случае на большее расстояние, чем во втором. Можно сделать вывод, что тела с темной поверхностью поглощают лучше энергию и сильнее нагреваются, а также быстрее охлаждаются путем излучения.

Способность тел по-разному поглощать и излучать энергию находит широкое применение.

Темная, вспаханная почва сильнее нагревается излучением, но быстрее и охлаждается, чем почва, покрытая растительностью. В ясные, безоблачные ночи почва сильно охлаждается — излучение от почвы беспрепятственно уходит в пространство. Если же погода облачная, то облака закрывают Землю и играют роль своеобразных экранов, защищающих почву от потери энергии путем излучения. Одним из средств повышения температуры участка почвы и припочвенного воздуха служат теплицы, которые позволяют полнее использовать излучение Солнца. Стекло хорошо пропускает видимое солнечное излучение, которое, попадая на темную почву, нагревает ее, но хуже пропускает невидимое излучение, испускаемое нагретой поверхностью Земли.

Воздушные шары и крылья самолетов красят серебристой краской, чтобы они не нагревались солнцем. Если же нужно использовать солнечную энергию, например, для нагревания некоторых приборов, установленных на искусственных спутниках Земли, то эти части окрашивают в черный цвет.

Раздел I I Описание опыта

Приборы и оборудование: настольная лампа (100Вт), две пустые коробки, листы цветного картона, комнатный цветок.

Опыт проводится в три этапа.

Этап 1.

Берем обе коробки и устанавливаем их на одинаковом расстоянии от лампы, чтобы они получали одинаковое количество света. Ставим горшок с растением между лампой возле первой коробки таким образом, чтобы тень покрывала ее большую часть. Включаем лампу. Измеряем температуру воздуха в обоих коробках через 1 час

Результат:

во II коробке-26°С

Этап 2

Накрываем одну коробку черным картоном, другую белым. Устанавливаем коробки на одинаковом расстоянии от лампы, так, чтобы они получали одинаковое количество света. Измеряем температуру в коробках до эксперимента и после 30 минут работы лампы.

Результат:

Температура воздуха до начала эксперимента в коробках: t=22°С;

Температура воздуха после начала эксперимента: в I коробке-22,5°С

во II коробке-27°С

Этап 3

Проводим в несколько этапов. Накрываем одну коробку красным картоном,. Устанавливаем коробки на одинаковом расстоянии от лампы, так, чтобы они получали одинаковое количество света. Измеряем температуру в коробках до эксперимента и после 30 минут работы лампы. Повторяем с картоном коричневого и зеленого цвета, фольгой.

Результат:

красный картон

Температура воздуха до начала эксперимента в коробках: t=22°С;

Температура воздуха после начала эксперимента: в I коробке-23°С

во II коробке-24,5°С

коричневый картон

Температура воздуха до начала эксперимента в коробках: t=22°С;

Температура воздуха после начала эксперимента: в I коробке-23°С

во II коробке-26°С

зеленый картон

Температура воздуха до начала эксперимента в коробках: t=22°С;

Температура воздуха после начала эксперимента: в I коробке-23°С

во II коробке-23,5°С

Температура воздуха до начала эксперимента в коробках: t=22°С;

Температура воздуха после начала эксперимента: в I коробке-23°С

во II коробке-22°С

Данный опыт отчётливо показал влияние цвета поверхности на изменение температуры. Нужно учесть, что при проведении опыта не были учтены все факторы (отражающая способность поверхности, толщина покрытия), влияющие на конечный результат. Поэтому данные температуры представлены не как абсолютные величины. Результаты опыта представлены в виде диаграмм.

Вывод

Мы рассмотрели способность тел в зависимости от состояния поверхности поглощать энергию. И опытным путем доказали, что тела с темной поверхностью, лучше поглощают энергию и сильнее нагреваются. Для нашего региона, где продолжительность светового дня доходит до 2200часов, иногда бывает трудно поддерживать оптимальный температурный режим и использовать принципы энергосбережения. Поэтому опираясь на полученный результат, можно сделать выводы: 1.Цвет нашего дома (особенно кровля) тоже играет важную роль в поддержании температурного режима. Светлые цвета больше отражают солнечный свет. Темные цвета, наоборот, поглощают. Если выкрасить свой дом в светлые цвета, то в течение лета он будет более прохладным, а зимой меньше отдавать тепла. 2.Растения своей тенью блокируют попадание солнечного света. Таким образом, летом они помогают нам поддерживать прохладу в доме. Зимой же, когда листья с деревьев опадают, то солнечный свет проникает в дом, нагревая его. Используя данные выводы, мы сможем сократить расход энергии в наших домах.

Литература

  1. Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика. Просвещение, 1989.-191с
  2. М.С. Кузей Уроки физики. Мн, «Народна асвита», 1972
  3. Ж.В. Иванова Физика» Ранок», 2008
  4. Т. Фещенко, В. Вожегова Справочник школьника. Физика. Аст, 1996
  5. // [электронный ресурс ] http://spareworld.org/rus/energysaving
  6. //[электронный ресурс ] http://extraplex.com.ua/

Приложение

Опыт №1

Опыт №2

О способности цвета влиять на наше самочувствие, вызывать определенные эмоции и ощущения знают все. Этот эффект широко используют дизайнеры при разработке колорита интерьеров. С помощью оттенка можно изменить геометрию помещения и даже температуру в нем — сделать его теплым или прохладным, просторным или уютно небольшим, а также поднять потолки, раздвинуть стены или добавить солнечного света.

Цвет и его восприятие

Известную поговорку про вкус и цвет можно переформулировать иначе: сколько людей, столько и цветовых предпочтений. Более того, они не остаются постоянными на протяжении нашей жизни, меняясь с возрастом. Молодым нравятся яркие, контрастные тона, людям постарше — пастельные, спокойные. Выбор оттенка определяется и характером. Так, сочные цвета предпочитают люди энергичные, общительные, а приглушенные — особы, погруженные в свой внутренний мир. Еще замечено, что чем более развит интеллект человека, тем более сложные тона и тонкие переходы цвета ему нравятся. Однако есть и общее в цветовосприятии самых разных людей, то, что вызывает природные ассоциации: синий — высокое небо и прохладная вода, желтый — тепло солнечного света, а красный — жар огня. Отсюда и «температурные» характеристики. Спектр делится на теплые и холодные тона в районе зеленого цвета, который, как известно, состоит из теплого желтого и прохладного синего, и «температура» зелени повышается с увеличением желтой его составляющей.

Палитра интерьера очень важна, так как она может сделать помещение не только теплее или прохладнее, но и создать у находящихся в нем людей определенное настроение (радость или уныние, раздражение или покой) и даже изменить самочувствие (вызвать прилив сил или усталость). Поэтому цвет стен надо выбирать очень вдумчиво, не просто исходя из принципа «нравится — не нравится», а в соответствии с назначением помещения, возрастом и характером людей, которые будут в нем жить. Предположим, вам очень нравится ярко-алый тон, но, если стены комнаты сплошь выкрасить в него, он может вызвать достаточно негативные эмоции: от раздражения до агрессии, особенно если находиться в помещении долго.

Дизайнеры, создавая интерьер, тщательно обдумывают не только цвет всех его элементов, но и их сочетание — цветовой контраст. Замечено, что, когда рядом располагаются колеры из противоположных частей спектра, они действуют возбуждающе, а нюансные сочетания приближенных друг к другу тонов, наоборот, успокаивающе. Причем каждый по отдельности не вызывает отрицательных эмоций, а собранные в одной комнате, они могут раздражать, «резать глаз». К таким сочетаниям относятся, например, насыщенный желтый с ярко-фиолетовым или оранжевый с розовым. Напряжение в цветовом контрасте зависит от чистоты и насыщенности тонов. Чтобы его снизить, можно один или оба варианта сделать бледнее (развести белым) или, наоборот, сгустить, добавив черного. А можно, смешав с серым, приглушить их яркость. Тогда утомляющий желто-фиолетовый колорит может стать элегантным контрастом бледно-желтого и темно-фиолетового. Более того, рискованные соединения синего с оранжевым или зеленого с розовым в облегченных, пастельных оттенках дадут неожиданные и свежие сочетания голубого и песочного, салатового и бежевого тонов. Процесс подбора тонов происходит по аналогии с написанием музыки, когда гармония в произведении достигается тщательно выверенными нотными фразами. Не зря набор цветов и нот называется одним и тем же словом — «гамма».

Выбирая палитру…

Итак, для создания комфортной обстановки важен не только цвет стен, но и его «соседи» в интерьере. Поэтому очень важно заранее оценить, как будет выглядеть ваша мебель, портьеры и картины на фоне предполагаемого оттенка. Их колорит стоит выбирать, учитывая назначение помещения, и в зависимости от того, какого эффекта вы хотите добиться. Например, в домашнем кабинете или офисе для повышения работоспособности можно использовать яркие контрасты и сочные колеры: белые стены, черная обстановка и яркие постеры на стенах. При этом отдельные красные пятна (плакаты, картины, стул или диванчик) в интерьере офиса бодрят, придавая хорошее настроение. Рабочую зону квартиры можно оформить и в сине-голубом колорите, ведь все оттенки воды и неба помогают, забыв о суете, сосредоточиться на работе. А чтобы стены не выглядели однообразно, можно разные их плоскости выкрасить в несколько тонов — от глубокого морского до цвета гиацинта с легким лиловым оттенком.

Для спальни сочетание тонов лучше выбирать спокойное, располагающее к расслаблению и отдыху (светло-желтый с коричневым и медовым, нежно-голубой или зеленоватый с белым и песочным). Детскую комнату тоже не стоит перегружать контрастными сочетаниями, потому что психика ребенка не выдержит длительного напряжения — он начнет уставать, капризничать. В комнате для малышей стены лучше сделать пастельными, например светло-зеленого цвета. Это цвет свежей зелени, он успокаивает и бодрит одновременно, напоминая о солнечной поляне или тенистой прохладе летнего леса. Гостиную же можно оформить в более яркой и нарядной гамме: одну из стен покрасить в густой терракотовый цвет, на котором выигрышно будет смотреться белый портал камина, а для других выбрать более спокойные янтарные или теплые бежевые оттенки. Разноцветные, но подходящие друг к другу по тону стены, во-первых, не перегружают помещение большими плоскостями яркого оттенка, а во-вторых, смотрятся вполне оригинально и гармонично.

Элегантные и современные кремовые тона практически универсальны. Они с успехом могут стать фоном и для интерьера гостиной, и для яркой кухонной мебели с покрытием из глянцевого лака любого цвета, и для темной из натурального дерева мебели прихожей. Причем в сочетании с белым (лепнина, рамы картин и зеркал) кремовые оттенки выглядят торжественно, а в сочетании с натуральной пробкой или деревом — уютно и тепло. Но если вы любите роскошь малинового, не отказывайте себе в удовольствии покрасить в него одну из стен спальни. Она станет украшением комнаты особенно на фоне белых покрывал с парой контрастных подушек (темно-синих или густо-фиолетовых). Сочетания, конечно, рискованные, но они значительно поднимут энергетику спальни. А те же цвета в пастельном варианте — нежно-розовый, бледно-лиловый и белый — придадут комнате романтическую атмосферу.

Цвет и архитектура помещения

Не зря наши предки потолок красили в голубой колер и обновляли его каждую весну, так как, закоптившись и став темным, он «давил», делая комнату низкой. Если вам хочется раздвинуть стены, вовсе не обязательно их сносить, можно попытаться сделать их светлее — и визуально пространство станет шире. А в темные помещения, окна которых расположены на северной стороне или выходят в тенистый двор, можно добавить солнца, покрасив стены в золотисто¬желтые тона. Тогда комната станет не только светлее, но и теплее. Солнечные и легкие оттенки желтого прекрасно сочетаются с большинством цветов спектра, создавая в интерьере ощущение уюта. С помощью голубых стен тоже можно избавиться от тесноты и даже «понизить температуру» в комнате. Это особенно актуально для комнаты с окнами на юг, в которые летом целый день светит солнце.

Белые стены как чистый лист бумаги, на их фоне можно с помощью мебели и аксессуаров создать интерьер в любом стиле, от кантри и современной классики до хай¬тека. Они производят впечатление простора и обилия воздуха, на их фоне эффектно смотрится любая мебель, не говоря уже о картинах. Но обстановка с преобладанием белого нуждается в цветовых акцентах — это могут быть элементы мебели, яркие декоративные аксессуары или просто диванные подушки сочных оттенков. А роль черного, особенно в современных интерьерах, трудно переоценить — именно черные детали придают обстановке графическую выразительность, подчеркивают контрасты. Черный, как стильная тонкая рамка картины, изящно завершит цельный образ вашего интерьера.

Выбирая цвет для помещения, учитываются не только размеры комнаты, но и на какую сторону выходят окна, а также влияние цвета на психику человека. Как подобрать цвет интерьера для кухни, кабинета, детской, гостиной, спальни, как уменьшить или расширить пространство, как сочетаются цвета.

Для жилой комнаты наиболее подходит зеленый цвет: он снимает напряжение и усталость, успокаивает. Для лучшего восприятия нужно добавить к нему синие или желтые аксессуары.

Если в помещении преобладает красный цвет, от этого повышается раздражительность и агрессивность. Кроме того, он зрительно уменьшает пространство. Вместе с тем красный цвет улучшает пищеварение, и поэтому он хорошо подходит для оформления столовой.

Желтый цвет помогает сосредоточиться, повышает творческую активность, поэтому его можно использовать для рабочего кабинета, только он не должен быть слишком ярким. Также желтый цвет будет хорошо смотреться в помещениях с окнами на северную сторону.

Синий цвет вызывает ощущение расслабленности, покоя снимает эмоциональное напряжение - он идеален для спальни.

Фиолетовый не следует выбирать для оформления помещения: его воздействие на психику проявляется в очень большом понижении физической активности и работоспособности, возникновении угнетенного состояния.

Коричневым цветом не стоит увлекаться. Хотя он вызывает чувство спокойствия, но темные тона этого цвета спровоцируют возникновение мрачных мыслей. Выбирая цвет для рабочего помещения, помни, что не рекомендуется использовать синий цвет: от него снижается острота зрения.

Чтобы глаза не уставали, выбирайте белый, желтоватый и зеленоватый цвета. Нейтральные цвета (белый, серый, черный) можно использовать в любом интерьере.

Белый цвет может занимать очень большую поверхность в оформлении помещения, он прекрасно дополняет любые цвета и служит отличным фоном. Используя в оформлении помещения черный цвет, нужно стремиться к тому, чтобы он не занимал слишком большую площадь. Лучше его применять в качестве оттеняющего для других цветов.

Не нужно использовать для интерьера много серого цвета: он действует угнетающе, хотя его светлые оттенки являются хорошим фоном для мебели и других предметов обстановки. В оформлении помещения должны преобладать светлые цвета, за исключением тех случаев, когда темный цвет выбран для интерьера специально. Лучше, если в помещении будут главенствовать светлые тона, а яркие цвета занимают меньшую площадь.

Для детской комнаты наилучшими будут нежные тона голубого, розового, желтого, пастельного цвета, ткани с рисунками. Не рекомендуется использовать темные цвета - черный, коричневый, лиловый, серый.

СОЧЕТАНИЯ ЦВЕТОВ.

Выбирая цвет для комнат или других помещений, нужно помнить, что не все цвета сочетаются друг с другом. По возможности нужно отказаться от сочетания контрастных цветов, их очень сложно подобрать так, чтобы они производили гармоничное впечатление. Хорошо сочетаются друг с другом темно-синий и темно-коричневый цвета; желтовато-коричневый и бежевый, особенно если использовать аксессуары ярко-красного или темно-бордового цвета; кремовый со светло-бежевым, терракотовым, песочным, темно-коричневым; коричневый с белым или бежевым и дополнениями синего или зеленого цвета; шоколадный и темно- коричневый в сочетании с красновато-розовым. Не рекомендуется сочетание холодного синего с серым или металлическими аксессуарами: это сочетание производит слишком официальное впечатление, поэтому при желании оформить интерьер именно в такой цветовой гамме следует добавить черный цвет.

Очень эффективно использовать для оформления интерьера однотонное сочетание - различные оттенки одного цвета. Выбрав такое сочетание, можно дополнить интерьер небольшими деталями ярких цветов, гармонирующими с основным.

Выбрав для оформления помещений многоцветный вариант интерьера, запомни, что один из цветов все-таки должен преобладать. Не стоит брать для оформления помещений только холодные или только теплые цвета. К основному холодному цвету нужно подбирать детали в теплых тонах, и наоборот. К теплым относятся красный, желтый, оранжевый, желто-зеленый, пурпурный, к холодным- зеленый, зелено-голубой, голубой, синий, фиолетовый, к нейтральным - белый, серый, черный, бежевый.

РАЗМЕР ТОЖЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ.

«Раздвинуть» границы небольшой комнаты можно, если:

Окрасить стены в светлые тона
- подобрать светлую мебель гармонирующего цвета
- выбрав для оформления помещения неяркий приглушенный цвет
- на одной из ее стен закрепить встык прямоугольные зеркала

При необходимости уменьшить, сделать помещение более уютным можно, если

Использовать обои, ткани с крупным рисунком
- выбрав в качестве основного тона в оформлении помещения теплые цвета, а для оформления интерьера мебель и обои темного цвета
- окрасить стены в яркие цвета
- сделать контрастную отделку
- продольные стены окрасить более светло, чем поперечные