Узоры и их названия. Яркая возможность для самовыражения в интерьере: разновидности обоев с орнаментом


Toile de Jouy (фр. – ткань (полотно) из провинции Жуи) наименование вида хлопчатобумажной набивной ткани. Ткань появилась 18 веке во Франции, во времена правления короля Людовика XIV в деревне Жуи-ан-Жоза, расположенной недалеко от Версаля. Фабрика располагалась недалеко от реки Бьевр, что позволяло в те времена хорошо промывать ткани. На белый или кремовый фон тканей были нанесены однотонные (красные, розовые, фиолетовые) сюжетные рисунки, пасторальные мотивы: сцены из сельской жизни, цветочные мотивы, мифологические сюжеты.

Такие виды тканей получили широкое распространение в одежде, интерьере, домашнем текстиле и вскоре, название полотна Туаль де жуи становится нарицательным, определяющим стиль художественного оформления.

Качество набивных тканей являлось настолько исключительным, что фабрика считалась одной из лучших в Европе. На сегодняшний день сохранено более чем 30 000 оригинальных проектов «Toile de Jouy». Особенная роль отводилась художникам, создававшим разнообразные принты в стиле рококо. Наиболее известный из них - Жан-Батист Юэ.

Сегодня Toile de Jouy переживает новый всплеск популярности. Он идеально подходит для украшения интерьеров во французском классическом стиле или провинциальном стиле, в обивке мебели, обоях, постельном белье и так далее. Так же данный стиль оформления используют и в нетрадиционных предметах мягкие игрушки, скейтборды, сумки, кнопки.

Дизайнеры одежды, в том числе Ruffian, Carven и Oscar de la Renta, Jean Charles de Castelbajac интерпретировали и воплотили живописные картины Toile de Jouy в свои коллекций.

Принт pied-de-poule - «Гусиная лапка» или петушиная лапка в Германии, или зубы гончей собаки– houndstooth – в Англии – узор, напоминающий неправильные ломаные клетки, – символ утонченности и постоянно неизменный тренд. Такое необычное название узор получил, т.к. он внешне напоминает передние клыки собаки или же отпечатки гусиных лап. Подобный эффект формируется за счет пересечения 4-х темных и светлых нитей или саржевым переплетением 2/2, каждый раз поднимая перекрытия на одну нить. Близкий родственник «гусиной лапки» - орнамент border tartan. Он нес в себе зашифрованное символическое послание окружающему миру – «нейтралитет».


Гусиная лапка является еще и неизменным трендом интерьерной моды. Его можно увидеть на обоях, настенных панелях, керамической плитке, линолеуме.

В начале XIX века орнамент занял лидирующие позиции в массовой моде. Даже Принц Уэльский предпочитал облачение с таким орнаментом. Сейчас «Гусиная лапка» используется в одежде таких брендов, как Marc Jacobs, Salvatore Ferragamo, Emporio Armani и Louis Vuitton, Tommy Hilfiger, Dior и Michael Kors, Carolina Herrera. Он повсюду: на подкладке денима Naked and Famous, в капсульной коллекции North Face Purple Label, на кепках New Era, кедах Vans и Converse, сникерах Nike. Такой орнамент. На ткани с орнаментом пье-де-пуль практически не заметны пятна. Именно поэтому «гусиную лапку» предпочитают использовать повара для пошива своей униформы.

Argyle (аргайл) – ромбовидная клетка, расположенная по типу шахматной доски, как правило, с поперечными полосами контрастных цветов. Единого мнения о появлении этого орнамента нет. По одной версии известно, что в его появлении большую роль сыграл государственный флаг Шотландии. Другая версия гласит о то, что аргайл – это копия переосмысленного узора, который был изображен на килтах клана Campbell, проживающего в области Argyll. Впервые аргайл стал использоваться в 1897 году. Это стало возможно благодаря прядильной технологии - интарсия (intarsia), которая заключалась в вязании многоцветных узоров без протяжек с изнаночной стороны полотна.


Широкую известность аргайл получил в 20-е годы ХХ века, благодаря одной из компаний Британии Pringle of Scotland, специализировавшейся на вязаных вещах и элитном качественном трикотаже. Именно эта компания сделала популярный свитер с аргайлом и V – образным вырезом, который в настоящее время является символом классического стиля настоящего британца.

Сейчас можно встретить его в различном применении: от верхней одежды до аксессуаров, от детской до взорслой моды. Наиболее классическим вариантом является сочетание клетки Аргайл с другими вариантами клетчатого принта. Сегодня ромб считается стильной классикой. Это может быть классическое сочетание черного и серого, красного и белого, красного и черного. В своих коллекциях ромбовидная клетка применялась американским дизайнером Кармен Марк Вальво (Carmen Marc Valvo).

Paisley (пейсли)

Пейсли- узор, изображающий изогнутые листья различных размеров, является частью персидского орнамента «Бута». В Европе его называют «индийский огурец», а на востоке – «бута». Впервые он появился в империи Сасанидов - древнем государстве, раннее находившемся на территории современных Ирака и Ирана. Ткани с этим узором распространились по всей средней Азии и попали даже в Индию и Африку, а в Европу попали из Индии только в XVII веке. Первым популярным товаром с рисунком пейсли, символизирующим жизнь, в Европе были кашемировые шали из индийского региона Кашмир. Позже изогнутые листья ткали на жаккардовых ткацких станках.


В семидесятые годы XX века внезапно «огурцы» появляются везде: на Роллс-Ройсе Джона Леннона, на рубашках с огромным воротником, на клешеных брюках, на подкладках пиджаков и на самих пиджаках, женских платьях и детских колясках.

«Еще в середине 2000-х годов марка The Hundreds выпустила черную куртку с капюшоном и белыми «огурцами», которая сейчас считается коллекционной. Не так давно c рисунком пейсли Vans выпустили кеды, Undefeated - кепку, Opening Ceremony совместно с Adidas - целую коллекцию одежды и обуви, Herschel - рюкзаки, а Fred Perry вместе с известным производителем галстуков Drake’s - серию поло и рубашек. Сегодня пейсли глубоко используется не только в женской одежде, но и в мужской. Итальянский бренд Etro представил мужскую коллекцию весна-лето 2016. В качестве узоров Etro использовал принт пейсли, который стал знаковым для бренда.

Тай-дай tie-dye (tie по-английски - «завязывать, крутить, скручивать», а dye - «красить») является одним из наиболее древних известных способов окрашивания ткани вручную. Перед окрашиванием ткани можно сворачивать, скручивать, перевязывать. Орнамент появляется после окрашивания, когда снимается резерв с чистых участков, которые вступают в контраст со свежеокрашенными.


На территории современного Перу, как и на другом конце света – в Японии, таким способом окрашивания пользовались еще в VIII–IX веке нашей эры. Мода на tie-dye охватила хиппи-культуру после волны поездок в Западную Африку.

Сегодня с тай-дай-принтами работают не только уличные бренды The Hundreds, Huf, Vans, Supreme и Stussy, но и марки, которым хиппи-эстетика и подобная цветовая смелость не свойственны. В тай-дай окрашивают не только футболки, но и кеды, рюкзаки, галстуки, классические рубашки и многие другие элементы мужского гардероба.

Дамаск - этот растительный орнамент содержит вертикально расположенные ряды с витиеватым флористическим рисунком, в центре которого располагается роскошный цветок. Сегодня этот красивейший узор украшает не только текстиль, но и обои, и другие поверхности. Ткань орнаментом дамаск – это ткань хлопчатобумажного происхождения, которая характеризуется полотняным переплетением. Своим названием ткань с орнаментом дамаск обязана сирийскому городу Дамаску, который в XII веке был крупнейшим центром торговли шелками. Но впервые эту ткань начали производить в Китае во времена существования Великого шелкового пути.


На фоне полотняного переплетения узор образуется контрастным по фактуре саржевым или диагональным переплетением. На фоне саржевого переплетения узор образуется диагональным переплетением, где направление рубчика на лицевой и изнаночной стороне противоположно. Сегодня этот орнамент процветает все больше и больше и не только в одежде. Одним из талантов, который использовал ее в своих коллекциях, стал арабский дизайнер Mohammed Ashi (Мохаммед Аши), а декоратор Isabelle de Borchgrave создала коллекцию обоев.

Повторяющиеся точки и линии, возможно, были первыми изображениями, созданными руками человека. С тех пор прошли тысячелетия, но повторяющиеся рисунки до сих пор украшают нашу одежду, посуду и стены домов. Что же такое орнамент? Как он изменился с течением времен, и как старинные орнаменты и узоры можно использовать в интерьере современного дома? Постараемся рассмотреть наиболее востребованные узоры и орнаменты, возникшие в далекой древности, и до сих пор не утратившие ни актуальности, ни своей завораживающей красоты.


Мозаика с центрическим орнаментом, Brecci by Eidos Glass

Что такое орнамент?

Любой орнамент по своей сути представляет набор последовательно повторяющихся отдельных элементов или их группы. Раппорт орнамента - и есть это ритмическое повторение одного или нескольких этих элементов. Орнамент не просто украшает плоскость, на которую нанесен, он задает ей определенный ритм, придавая завершенность композиции, и активно влияет на наше восприятие поверхности. Узор без труда может заставить плоскость казаться ближе или дальше, выше или ниже, зрительно изогнуть ее или завернуть в спираль. В древние времена узоры на одежде и предметах обихода были своеобразным языком, позволяющим определить род, семейное и общественное положение, профессию хозяина, либо выступали в качестве талисманов и оберегов от злых духов. Сейчас они, как правило, не несут особой смысловой нагрузки, хотя зачастую имеют свою богатую историю, о которой мы и не подозреваем.

Все бесконечное многообразие придуманных человеком орнаментов легко разделить на 3 основные группы:

  • геометрические орнаменты
  • растительные орнаменты (фитоморфные), представляющие собой различные стилизованные изображения растений
  • меандровые орнаменты в виде непрекращающейся ломанной линии


Мозаика из различных видов орнамента в современном интерьере, Versace Home by Gardenia Orchidea

Отбор наиболее удачных узоров в истории человечества никогда не прекращается. Некоторые орнаменты, придуманные много веков назад, до сих пор активно применяются в дизайне интерьера в различных стилях.

Геометрические орнаменты

Набор базовых элементов в геометрических орнаментах, разумеется, невелик, однако больший интерес представляет возможность их бесконечного сочетания между собой. В современных интерьерах активно используются различные варианты горизонтальных и вертикальных полос, способных существенно влиять на восприятие нами пространства, а также квадраты, ромбы, шевроны и круги.
Говоря о более сложных геометрических орнаментах с богатой историей, особое внимание хочется уделить тартану, который еще иногда называют шотландской клеткой, и четырехлистнику, который, не смотря на называние, относится именно к геометрическим орнаментам.

Тартан


Классический тартан, Tecnofloor Industria Chimica

Узор тартана образуется пересечением горизонтальных и вертикальных линий разных цветов. Таким образом, создается определенная последовательность линий и квадратов, которую принято называть «шотландкой», хотя формально «шотландкой» можно назвать любую ткань в клетку. В старые времена каждый шотландский клан имел собственную оригинальную расцветку тартана, служившую клановым опознавательным знаком. За пределы Шотландии мода на клетчатые ткани распространилась благодаря королеве Виктории, страстной поклоннице культуры этой страны.


Для современного дизайна очень характерна игра с масштабом, так привычную мелкую клетку на обоях может заменить тартан гигантских размеров, обои Wall&Deco

Памятка: тартан традиционно считается «мужским» орнаментом и часто встречается в декоре кабинетов или детских для мальчиков.

Клетка в интерьере создает ощущение устойчивости и помогает упорядочить пространство. Обои и интерьерные ткани с узором тартан чаще всего можно встретить в интерьерах в британском духе или стиле кантри. В классическом кабинете, в теплой деревенской кухне с клетчатыми шторами и скатертью или семейной гостиной тартан поможет создать атмосферу уюта, стабильности и связи поколений.

Четырехлистник


Зеркало в форме четырехлистника с острыми уголками, Pottery Barn

Четырехлистник или трилистник (квадрофолий и трифолий, соответственно) представляют собой геометрический орнамент из частично пересекающих друг друга одинаковых окружностей. Узор могут дополнить дополнительные острые уголки на месте стыка окружностей.

История этого мотива теряется в глубине веков, встретить его можно и в национальных марокканских костюмов, и среди древнехристианской символики, и в средневековой архитектуре. В Европейском искусстве четыхлистник стал особенно популярен во времена Ренессанса, встречаясь в декоре мебели, форме окон и витражей зданий.


Постельное белье с четырехлистником, Gracious Style

Как и другие геометрические орнаменты, четырехлистник приносит в интерьер четкий ритм, однако из-за своих округлых форм, смотрится он более мягко и ненавязчиво. Данный мотив часто можно встретить в интерьерах, стилизованных под исторические стили, например, готику или эпоху Возрождения, однако и в более современных вариациях он также может смотреться органично.

Растительные орнаменты

Испокон веков мир природы служил главным источником творческого вдохновения, так что новые стилизации листьев, цветов, плодов, деревьев, животных и птиц появляются в дизайне чуть ли не каждый день. Тем ни менее, некоторые из придуманных несколько тысяч лет назад орнаментов оказались настолько удачными, что до сих пор органично дополняют наши интерьеры. Вот уж точно: «Все новое - это хорошо забытое старое».


Интерьерная ткань с узором пейсли, Decobel

Один из самых популярных и, при этом, самых древних растительных орнаментов. Также можно часто встретить и другое его название: индийский или турецкий огурец. В его основе лежит каплевидный завиток под названием «бута», первые изображения которого появились еще в древнем Вавилоне. В Европу пестрые индийские ткани с замысловатым узором в виде запятой попали примерно в XVII веке, однако пик их популярности пришелся на время повального увлечения экзотическими восточными мотивами в XIX веке. В этот период аналоги индийских тканей стали широко производится и в Европе, в чем особенно отличился шотландский городок Пейсли.


Современная стилизайия «индийского огурца» в виде фанерной ширмы, LZF

Узор пейсли повсеместно встречается в коллекциях обоев и интерьерных тканей современных производителей. Яркий «индийский огурец» можно встретить практически в любом восточном интерьере: марокканском, индийском и т.п. Более сдержанный и монохромный вариант узора вполне подойдет для нейтрального декора современного интерьера, в котором хочется создать более уютную и теплую атмосферу.

Дамаск


Дамаск в классическом интерьере, обои Coordonne

Дамаск - это сложный растительный орнамент в виде пышного цветка, обрамленного хитросплетением листьев, расположенный вертикальными полосами. Считается, что появился этот узор в столице Сирии, Дамаске, еще в Средние века, со временем распространившись по всему миру.


Дамаск в современном интерьере, Architects Paper ® , a brand of A.S. Création Tapeten

В наши дни дамаск можно встретить, как в традиционных классических интерьерах, так и в гламурных гостиных и спальнях, оставленных лаконичной современной мебелью. Для первого варианта хорошо подойдут неяркие фактурные обои с шелкографией, во втором уместен более контрастный, например, черно-белый вариант или ярко выраженная бархатная фактура узора. Не менее часто встречается этот узор и в декоре керамической плитки.


Сочетание орнаментов: меандр выступает в качестве окантовки для растительных мотивов, Versace Home by Gardenia Orchidea

Меандр представляет собой фризовый орнамент, образованный непрерывной, изогнутой под прямым углом линией. Это, возможно, одни из древнейших декоративных узоров, известный еще со времен неолита, однако, наибольшее распространение получивший в искусстве Древней Греции. Меандр украшает не только античную керамику, мозаику и рельефы, но и является, например, фирменным знаком марки Givenchy.


Плафон бра с бордюром из меандра, Versace Home by Gardenia Orchidea

В наши дни меандр чаще всего можно встретить в классических интерьерах в виде бордюра или краевого элемента. Окантовка ковра, бордюр на обоях или мозаичное полотно с таким орнаментом смотрится одновременно строго и элегантно, задавая пространству четкий ритм и упорядоченность. На фоне меандра одинаково органично будет выглядеть и минималистичная современная мебель, и классические предметы обстановке в стиле ампир или неоклассицизм.

Памятка: обратите внимание, как разнообразно применение орнамента. Подчас мы даже не замечаем, что они окружают нас повсюду: от узора на обоях, до декора посуды, светильников, ковров или пастельного белья.

Орнамент - это универсальный язык искусства и дизайна, который не устаревает, не выходит из моды и радует глаз во все времена. Разумеется, применять его надо с умом, учитывая общую стилистику интерьера, его и помнить, что более двух разновидностей орнамента в одном помещении применять специалисты не рекомендуют.

Человек отличается стремлением к красоте и совершенствованию мира. Это фундамент, заложено, ничего тут не попишешь и никуда от этого не убежишь. Наблюдая за изменениями в природе, закономерным течением жизни, он переносил подсмотренное в рисунок, украшал им дом, храм, книгу, скульптуру. Сначала это были простые геометрические фигуры: круг, овал, спираль. Символы наделялись смыслами. Круг – солнце, земля – квадрат, горы – треугольники. Они до сих пор живы, присутствуют в сакральной бытовой культуре. Расписные пасхальные яйца тому очевидный пример.


Дальше – больше. Человек-художник не переставал наблюдать и рисовать. Так появились арабески – арабский растительный орнамент, поразивший мир. Рисунки с использованием бесчисленных повторений элементов растительного узора. Один фрагмент вытекает из другого, переплетается, повторяется. Арабески настолько плотны, что фон, как отдельный выделенный цвет, в них практически отсутствует. Им присущ ритм, свой язык, своя музыка и философия. Так чем же интересен нам орнамент и узор?


Дизайнеры – народ практичный. Они изобретают новое на основе уже известного, модернизируют, усовершенствуют и удачно применяют. Орнаменты бывают:

  • геометрические;
  • растительные;
  • меандровые, в виде углов, ромбов, треугольников, сопровождающих непрекращающуюся, уходящую линию.

Дамасский узор

Один из самых популярных орнаментов современности. Повторяет цветочный рисунок, уложенный в рамку витиеватых, сложных обрамлений, бесчисленное число раз. Линии его направлены вертикально вниз, как будто ниспадают, стекают, движутся. Дамаск никогда не бывает кричащим, он элегантно сдержан, ненавязчив, но, тем не менее, безусловно, богат, привлекает внимание.

Обои с узором дамаск

Обычно используются в классических интерьерах. Ими оклеивают все стены или только одну, чтобы создать акцент, дать комнате возможность проявить себя, избавиться от холодности минимализма и удручающей простоты. Немного изысканности, вычурности не помешает, когда дополнения вносятся в меру. Если вы не прочь рискнуть, то обратите внимание на чёрно-белую палитру обоев, представленную в продаже. На первый взгляд неожиданно, на самом деле – эффектно. Такие обои вошли в моду и давно уже никого не пугают. Не следует клеить их по всем стенам, достаточно только одной, например, в спальне, у изголовья кровати. Таким образом вы создадите акцентную стену.

Ткани с дамасским орнаментом успешно присутствуют в других элементах декора. Ими оббивают диваны, стулья, кресла, украшают подушки и пуфы.

Орнамент пейсли в интерьере

Узор ещё называют турецким или индийским огурцом, что прямо указывает на его восточное происхождение. Цветов (то есть их изображения) здесь нет, видимо дизайнеры пресытились темой. Зато есть большие, тяжёлые, вальяжные капли, устало раскинувшиеся по рисунку обоев. Размещены они в разных позах (будто разлеглись и отдыхают), уходят в разных направлениях. Мило смотрятся нежные пейсли из тонких, плавно выписанных линий в тёплой цветовой гамме. Они чем-то напоминают бабушкин ситцевый халатик «в огурцах», что прямо намекает на приземленную, милую, прозу жизни. Такие обои можно смело клеить в детской, где благополучно растут, набираются сил, младенцы.

Узор решётка

Динамичный, активный, пульсирующий, монохромный, то есть одноцветный. Сложные его переплетения можно встретить всюду: будь то переплёты деревянной беседки или металл ворот. Решётка – удачная находка в интерьере квартиры или дома, позволяет избежать однообразия жилья, создаёт иллюзию объёма, расширяя пространство. В узоре сочетаются греческие элементы вазописи, марокканская декоративность, пасторальная искренность и чистота форм, классическая прямота линий.

Орнамент гусиная лапка

Ещё его называют ломаной клеткой. Нашла лапку, облюбовала и сделала невероятно модной Коко Шанель, которая использовала орнамент в своих коллекциях, создавая дамскую одежду из лапчатых тканей. Рисунок больше абстрактный, динамичный, бегущий, лучше — убегающий. С лёгкой руки Коко орнамент получил статус одного из самых элегантных.

Органично вписывается в строгую классику, используется в оформлении кабинетов с тяжёлой мебелью. Неоценим в чёрно-белых интерьерах. Речь идёт и об обивке мебели и текстиле. Тут, как впрочем и везде, нужна мера. При обилии гусиной лапк просто замелькает в глазах. Такой интерьер явно перенасыщен, неудачен, давит и удручающе действует.

Обои гусиная лапка встречаются довольно редко, но если уж приглянулись и очень хочется, то лапку можно нанести на выкрашенные стены методом трафарета.

Такими обоями оклеивают только одну стену. Гармонично сочетается, применимо в том же помещении, аналогичное кресло в «рябушку», либо ковёр или штора.

В современных интерьерах широко используются сочетания полос и разных геометрических фигур. И тут нельзя не упомянуть знаменитую шотландскую клетку.

Шотландка (тартан)

Формально шотландкой можно назвать любую клетчатую ткань. Шотландцы для обозначения своего клана использовали сугубо одну расцветку, которая несла смысловую нагрузку. Синяя с красным – одна община, зелёная и жёлтая – совсем другая, так что соблюдай дистанцию и уважай коалицию. Английская королева Виктория, именем которой названа целая эпоха, была страстной поклонницей этой суровой страны. Благодаря ей, шотландка (или тартан) уверенно вошла в моду.

Клетку традиционно считают мужским орнаментом, ведь Шотландия – край сдержанных эмоций и суровых пейзажей. Поэтому она приоритетна в кабинетах и детских комнатах для мальчиков-подростков.

Это британский дух и стиль кантри. Безусловно, украсит деревенский дом. Клетчатая скатерть на столе в кухне, такие же портьеры – абсолютная атмосфера уюта, гармонии и намёк на преемственность поколений.

Обои и интерьерные ткани тартан

Ведущие современные дизайнеры, законодатели мод, смело играют с масштабами. Тартан, как гигантская клетка на стенах, выглядит захватывающе и ультрасовременно, но любит высокие потолки и длинные широкие стены. В квартире площадью в 50 метром наклеить обои-гиганты можно. Вопрос только в том, как это будет выглядеть.

Узор четырёхлистник

Четырёхлистник или трилистник (квадрофолий и трифолий) – геометрический орнамент с пересекающимися окружностями. Узор дополняют углы в местах стыков. История мотивов тоже уходит вглубь веков. Ренессанс взял на вооружение эти фигуры, украшая ими мебель, окна, мозаики и витражи. Встречается в интерьерах, стилизованных под готику, барокко. Органичен, мягок, чуть причудлив. Узоры с четырёхлистником встречаются на напольной керамической плитке и на самых неожиданных предметах. К примеру, зеркало такой формы, с подчёркнуто острыми углами, будет выглядеть в вашей ванной богато и впечатляюще.

Узор меандр

Слово греческое, орнамент тоже греческий. Так называли когда-то реку, протекающую в Малой Азии. Сейчас название изменено. Сенека считал, что наблюдение за её извилистым руслом вдохновляет философов и поэтов на размышления о природе Главного. Меандр может состоять только из прямых, уходящих в бесконечность линий и прямых углов.

По сути, меандр представляет собой окантовку в виде причудливого, разных геометрических форм, бордюра. Меандром украшают стены, шторы, ковровые изделия. Нередко используют сочетания орнаментов растительных мотивов и меандр.

Узор чешуя

Название узора «чешуя» уже само за себя говорит. Пик популярности пришёл на пятидесятые годы прошлого столетия. Идеально подходит для воссоздания стиля ретро. Плитка-чешуя на стенах в кухне – классический пример подобного орнамента.

Нельзя не обойти вниманием этнические узоры. Комната буквально «заиграет», если на пол постелить не классический ковёр, купленный в магазине, а домотканые коврики и дорожки в полоску. Вышитые подушки, портьеры ручной работы, скатерти, вязанные крючком, – всё вернулось, традиция русского дома актуальна и востребована.


Не брезгуйте эклектикой. По большому счёту – это тоже стиль и разнообразие узоров успешно насыщают интерьер. Не бойтесь экспериментировать. Пусть полосы, линии и фигуры сползают со стен на кровать, удобно сворачиваются на диванах. Группируйте сразу несколько предметов декора с разноцветными орнаментами. Замечательно смотрятся пёстрые подушки на нейтральном фоне стен. Вешайте декоративные тарелки: деревянные, керамические, рисованные. Используйте орнаменты и узоры на всевозможных поверхностях. Это освежает пространство, вдыхает жизнь в ваше жильё.

Видов орнаментов и узоров много. Перечислять их нет необходимости. Основные примеры собраны и приведены в этой статье. Остановимся на нескольких правилах, которые рекомендуют соблюдать опытные дизайнеры. Их нужно принять за аксиомы.

Правильное сочетание орнаментов и узоров в интерьере

  • Комбинируйте принты. Начинать надо с трёх разных по размеру видов. Запомните «правило трёх». Это начало, точка отсчёта. Дальше можно экспериментировать с большим количеством.
  • Объединяйте мелкие и крупные узоры и орнаменты. Вспоминаем правило первого пункта. Узор крупный, средний и самый маленький.
  • Крупные узоры «любят» объёмы. Подходят для больших помещений, комнат, студий. Там есть где развернуться и проявить себя на полную мощь.
  • Основной узор всегда крупный и включает цвета интерьера.
  • В сдержанном монохромном интерьере играют с оттенками узора. Сбалансируйте узоры в пространстве. Они должны удачно «сесть», иначе просто зарябит в глазах.
  • Орнамент выбирается с последовательными оттенками. Нагромождение орнаментов разных цветов и оттенков приводит к хаосу.
  • Не бойтесь нарушать правила. Риск – благородное дело.
Понравилась статья? Поделись в соцсетях!

Русская культура зародилась много веков назад. Еще в языческие времена русичи украшали себя и пространство для жизни (дом, двор, предметы быта) оригинальными узорами. Если рисунок повторяет и чередует отдельные детали, он называется орнамент.

Народный орнамент обязательно использует традиционные мотивы. Они свои у каждого народа. Русские орнаменты не исключение. Когда мы слышим это словосочетание в воображении сразу возникают вышитые рубахи, рушники. На них лошади, уточки, петухи и геометрические фигуры.

Традиционный русский орнамент

Экскурс в историю

Первичная ячейка общества — это семья. И именно семьям мы обязаны первым народным узорам. В древности животные и растения имели тотемное значение. Каждая семья считала, что имеет того или иного покровителя. Члены семьи поколениями пользовались предметами с символикой своего рода, считая их защитой и помощью.

Постепенно семейный рисунок выходил за пределы семьи и становился достоянием сородичей. Несколько родов обменивались своими узорами. Таким образом, уже все племя использовало символы, первоначально принадлежащие определенным семьям.

Со временем узоров становилось больше, круг их пользователей расширялся. Так в России появились русские народные орнаменты.


Даже в экстерьере домов прослеживалась символика

Можно заметить, что в различных районах использовались разные цвета для рукоделия. Этому есть простое объяснение. В старину использовали только натуральные красители. Производили их кустарным способом. Так что, наличие сырья для красок часто определяло всю палитру работ.

В разных регионах были свои любимые «украсы». Не случайно «пейсли» это один из мотивов для орнаментов восточных областей. Родина «индийского огурца» Персия на востоке.

Смысл и значение

Творческий сплав природы и религии. Так коротко можно описать национальные, в том числе русские орнаменты. Другими словами, орнамент это символическое описание мира.

Элементы орнамента были не только украшением. Они несли смысловую и ритуальную нагрузку. Их можно не только рассматривать, но и читать. Очень часто это заговоры и обереги.

Каждый символ имеет определенное значение:

  • Алатырь, пожалуй, главный из русских и славянских знаков. Это символ бесконечной вселенной, двуединства мира и его равновесия. Источник жизни, состоящий из мужского и женского начал. Часто в узорах применяли восьмиконечную Звезду Алатырь и Камень Алатырь. От них ждали помощи в разных жизненных ситуациях.

Священный Алатырь
  • Другой символ, который был очень почитаем и часто применялся в узорах Мировое Дерево Жизни (или Дерево Царствования). Считалось, что оно растет на Алатырь Камне и боги отдыхают под его кроной. Так люди старались защитить себя и свой род под ветвями Древа Жизни и при помощи небожителей.

Один из вариантов изображения Дерева Царствования
  • Различные свастики так же популярный мотив в русском и славянском рукоделии. Из свастик чаще других можно встретить Коловрат. Древний символ солнца, счастья и добра.

Варианты изображения символа солнца у славян
  • Орепей или Арепей представляет собой ромб с гребенками на сторонах. Его другие имена: Гребенчатый ромб, Дубок, Колодец, Репейник. Считался символом счастья, богатства, уверенности в себе. При расположении на разных частях одежды имел разное толкование.

Символ Орепей
  • Животные и растения, которые окружали людей и обожествлялись ими, это постоянная тема узоров.

Славянская символика очень разнообразна

Особое значение имело количество чередований элементов в орнаменте. Каждое число несло дополнительную смысловую нагрузку.

Красота и защита

Эстетическое значение орнаментов сочеталось с тотемным. Волхвы и шаманы наносили символы на ритуальную одежду и утварь. Обычные люди тоже вкладывали особый смысл в традиционные рисунки. Они старались защитить себя вышивкой-оберегом, нанося ее на определенные части одежды (для защиты тела). Столовое белье, предметы быта, мебель, части построек тоже были декорированы соответствующими узорами (для защиты семьи и дома).

Простота и красота старинных орнаментов оставляют их популярными и сегодня.


Традиционным орнаментом украшали куклы-обереги

Промыслы и ремесла

Постепенно, с развитием цивилизации старинные узоры трансформировались, некоторые стали опознавательными знаками отдельных народных промыслов. Выделились в самостоятельные ремесла. Обычно поделки имеют название соответствующее местности, где их производят.

Наиболее популярными можно назвать:

  • Фарфор и керамика «Гжель». Ее стиль это характерный рисунок синей краской по белому фону. Названа по имени населенного пункта Гжель Московской области, где находится производство.

Роспись гжелью — старинный промысел
  • «Жостовскую роспись» можно узнать по цветочным букетам на черном (реже зеленом, синем, красном) металлическом подносе, покрытом лаком. Центр промысла находится в Жостово (Московская область). Начало этому ремеслу было положено в Нижнем Тагиле, где и сейчас существует производство Нижне Тагильских подносов.

Роскошная жостовская роспись
  • «Хохлома» это декоративная роспись по дереву. Для нее характерны черные, красные иногда зеленые узоры на золотистом фоне. Ее родина и место прописки Нижегородская область.

Хохлома популярна и в наши дни
  • Слобода Дымково родина Дымковской, а город Каргополя соответственно Каргопольской, деревня Филимоново Филимоновской, Старый Оскол Старооскольской глиняным игрушкам. Все они имеют характерный узор и цвет.

Старооскольские глиняные игрушки
  • Павловопосадские шерстяные шали визитная карточка Павловского Посада. Для них характерен объемный набивной цветочный узор. Красный и черный их традиционные цвета.

Традиционный павлопосадский платок — поистине роскошный аксессуар

Продолжение может быть очень долгим: Федоскинская и Палехская миниатюры, Городецкая роспись, Оренбургский пуховый платок, Вологодское, Елецкое, Мценское кружево. И так далее. Все перечислить очень трудно.

Рисуем в народном стиле

Сегодня многие носят одежду и пользуются вещами в фольклорном стиле. Многие мастерицы хотят сами создать что-нибудь уникальное. Они могут взять за основу раппорт готового изделия или создать собственный эскиз.

Чтобы успешно выполнить эту задумку, сначала нужно:

  1. Определиться, будет это отдельный узор или орнамент.
  2. Разложить рисунок на простые детали.
  3. Взять миллиметровую бумагу, сделать разметку, отметив каждый фрагмент и его середину.
  4. Первую простейшую деталь прорисовываем в центре.
  5. Постепенно шаг за шагом добавляем следующие фрагменты.

И вот уже готов уникальный узор.


Подобный узор под силу нарисовать каждому

О русской вышивке

Узоры, приемы, цвета русской вышивки очень разнообразны. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Оно тесно связано с укладом жизни, обычаями и обрядами.

Цвет важная составляющая рукоделия.

Люди наделяли его сакральными свойствами:

  • Красный цвет жизни, огня и солнца. Конечно он часто использовался при вышивании. Ведь это еще и красота. Как оберег, он был призван защищать жизнь.
  • Белый цвет чистого снега. Символ свободы и чистоты. Считался защитником от темных сил.
  • Синий цвет воды и ясного неба. Символизировал мужество и силу.
  • Черный в орнаменте означал землю. Зигзаг и волна соответственно не вспаханное и вспаханное поле.
  • Зеленый это трава, лес и их помощь человеку.

Традиционная русская вышивка

Нить тоже наделялась определенными качествами:

  • Лен символ мужественности.
  • Шерсть это защита, покровительство.

В сочетании с узорами создавались изделия специального назначения.

Например:

  • Петухи и лошади красного цвета должны были защитить младенца.
  • Для успешного завершения работ вышивали зеленым и синим льном.
  • От болезней и против дурного влияния вышивали шерстью.
  • Женщинам вещи чаще вышивали черным для защиты материнства.
  • Мужчин защищали зеленым и синим узором.

Конечно, для каждого случая и человека был разработан специальный набор символов и рисунков.


Такая вышивка будет выглядеть нарядно на любой ткани

Народный костюм

Народный костюм воплощает и отражает традиции. Веками мастерицы превращали невзрачную ткань в уникальное произведение искусства. С раннего возраста девочки постигали тайны рукоделия. К пятнадцати годам они должны были приготовить себе повседневную и праздничную одежду и набор полотенец, скатертей и подзоров на несколько лет.

Сам крой костюма простейший, прямоугольный. Ткань льняная или шерстяная различного качества. Женщины продергивали ткань (удаляли часть нитей) и получали новую ткань. На ней выполняли мережки и другие вышивки.


Русский народный костюм отличается разнообразием

Конечно одежда различалась по характерным узорам в зависимости от местности. Ее можно разделить на две группы:

  1. Среднерусская. Отличается многоцветием. Из приемов часто встречается счетная гладь, крестик, косички, мережки. В южных районах для украшения одежды также применяют кружева, ленты или полосы ткани. Рисунок часто геометрический. Особенно был любим Орепей в разных вариантах.
  2. Северная. Для нее характерными приемами являются гладь (цветная и белая), крестик, роспись, белая строчка и вырезы. Художественные мотивы использовались чаще, чем геометрические. Композиции исполнялись преимущественно в одном цвете.

Русская вышивка уникальна. Она отличается стилизованными изображениями животных и растений, а также большим разнообразием геометрических узоров.

Сохраняя традиции

Исследуя национальные традиции и приемы рукоделия по сохранившимся изделиям, современные мастера адаптируют их к современным требованиям. На их основе создаются модные оригинальные вещи. Это одежда, обувь, белье.

Один из признанных модельеров, который включает народные мотивы в каждую свою коллекцию Валентин Юдашкин. Зарубежные кутюрье, например Ив Сен Лоран, тоже вдохновляются русским наследием.


Русская коллекция Ив Сен Лорана

Кроме того народные промыслы продолжают традиции и совершенствуют мастерство в соответствии с современными требованиями. Можно добавить энтузиастов не равнодушных к традиционному творчеству. Они самостоятельно изучают, коллекционируют и творят в народном стиле.

Русские узоры продолжают нести людям красоту и радость, а также сохраняют историческую информацию.

Здравствуйте, дорогие пользователи школы дизайна интерьера сайт! Давайте сегодня поговорим с вами о самых известных и популярных орнаментах в дизайне интерьера, узнаем, какие они бывают и где используются в интерьере. Но для начала давайте узнаем, что вообще такое орнамент. Итак, орнамент – это узор, который основывается на повторе и чередовании образующих его элементов. Это могут быть различные простые и сложные геометрические фигуры, растительные мотивы и т.д.

Орнаменты использовались издревле в украшении различных предметов, начиная от бытовых повседневных предметов, заканчивая религиозными постройками, причём как внутри, так и снаружи.

В помещениях квартиры или дома использование орнамента и рисунков на различных поверхностях помогают уйти от однотонности, освежают пространство, и одновременно, включение в интерьер повторяющихся изображений даёт ощущение стабильности и единства стиля. Любой, более или менее толковый дизайнер интерьера сможет превратить орнаменты в изысканное украшение для дома.

Однако в дизайне интерьера и отделке квартир используется только часть из множества популярных орнаментов. Ставшие наиболее известными, выделяются простотой, красотой и универсальностью, давайте рассмотрим на сегодняшнем уроке самые популярные из них.

Дамасский узор – особенно удавшийся растительный орнамент. Это стройные вертикальные ряды равноудаленных узоров, состоящие из запутанных, плавных, утончённых линий. Такие затейливые окаймления в дамасском узоре обязательно сопровождают главный цветок. Этот орнамент вначале был восточным тканевым узором, техника и стиль которого восходят к сирийскому средневековью.

Сейчас им декорируют ткани, а также иные, самые различные материалы. Эти ткани и сегодня применяют для обивки мебели и оформления декора из текстиля. В большинстве случаев этот орнамент применяется для оформления поверхности стен.

Дамасский орнамент и рисунки придают интерьеру налёт состаренности и, если надо, сглаживают его современную лаконичность. Дамасский орнамент применяют, декорируя совершенно разные помещения, он отлично смотрится на открытой стене, как основной оттенок на покрывалах с подушками и скатертях, а также как задний план для стеллажей.

Когда дизайн выдержан в классическом стиле, оформить «дамасским» узором возможно все стены в помещении. Однако в современных стилях интерьеров используют фрагментарные вставки, содержащие дамасский узор. Такие вставки создают, чтобы сделать акцент на определенных участках стен либо фрагментах интерьера.

Этот узор придется по душе людям, предпочитающим сдержанность и элегантность. Насыщенных цветов, как правило, в нём нет, лишь нейтральные, либо применяют разные тона одного цвета. Если даже вам встретится контрастный чёрно-белый «дамаск», то использовать его лучше лишь как акцент.

Схожи с настоящим дамасским узором некоторые известные орнаменты на растительных рисунках обоев, предпочтительных для оформления интерьеров в стиле «барокко», «гламур».

«Пейсли » – также восточный отпечаток в традициях интерьерных орнаментов наших дней. Рисунок его подобен изогнутой капле, он хорошо подходит для оформления интерьера в восточном стиле.

Для текстиля он уместен, а на обоях его редко размещают – здесь этот рисунок не очень удачен. Небольшие же включения в общий фон – хорошее решение.

«Решётка ». Весьма популярен на Западе довольно недавно созданный универсальный орнамент «решётка», малоизвестный у нас. Это характерный геометрический узор «imperial trellis», который возможно увидеть и в обивке мебели, и в тканях, и в отделке.

Уютные рисунки-решетки делают более симпатичным и классическую, и современную вариацию интерьера. В особенности удачно их включение в монохромный дизайн, в этой ситуации излишняя декоративность не прибавится, но тут же решатся проблемы однообразия обстановки, присущие монотонному декору. «Решетка» неназойлива и гармонично сочетается со всеми типами мебели.

». А вот так называемый орнамент «гусиная лапка», пусть и был вначале типичным текстильным рисунком, теперь считается классическим. Этот узор прибыл из шотландских традиций и подобен ломаной клетке, такой орнамент чаще всего бывает двухцветный. Эта вариация актуальна для интерьеров в классическом стиле , отделки кабинетов, всюду, где необходимо сделать акцент на эффекте контрастности.

Орнамент «четырёхлистник» имеет древнейшие корни, которые ведут к началам геральдики и другим традиционным узорам. Составляют его повторяющиеся элементы, где каждый – окружность одинакового диаметра. Нечто схожее прослеживается в марокканских традициях. Этот орнамент используется не исключительно для нанесения рисунка, но даже определенные предметы декора и быта создают в виде этой фигуры узора.

Видеть его можно на перегородках, ширмах, в самых разнообразных составляющих интерьера. Подходит он буквально всем стилям оформления, с тем только отличием, что в различных стилях использовать его можно с разной интенсивностью. К примеру, сегодняшние лаконичные направления оформления интерьера, считают возможным его применение в минимальных количествах.

Узор «зигзаг », иначе «ёлочка», и он же английский шеврон способствует визуальному расширению узкого помещения, если разложить ковер на полу с этим рисунком. Немудреный и простой, как всё, пришедшее в современность из древности.

А при помощи обоев с таким рисунком, оклеенных на потолке, зрительно можно его сделать выше.

Шотландская клетка . Популярно применение в дизайне интерьера, и так называемого узора «тартан», т. е. традиционной шотландской клетки. Маловероятно, что когда-либо станет немодной его цветовая схема, которую составляют переплетения нитей различных цветов. Для оформления интерьера в английском стиле это неизменно беспроигрышный вариант. Благодаря этому орнаменту, интерьер станет и элегантнее, и строже, и к тому же теплее.

Меандр . Еще с неолита известен орнамент «меандр», который представляет собой бело-черные геометрические замкнутые узоры. В дизайне, в наше время он считается типичным греческим орнаментом. Пользуются «меандром» большей частью для окантовки, к примеру, стен, штор, ковров. Это оригинальный декоративный бордюр.

Еще часто применяется орнамент «чешуя» . Популярность его пришлась на 50-е года ушедшего века, поэтому он идеально пригодится для воссоздания мотивов ретро. Он может использоваться и при отделке стен, и для декора других поверхностей. Но при избытке «чешуйки» станут утомлять глаза, потому стоит их применять только в умеренном количестве, в эклектичном интерьере и с целью акцентирования.

«Ромбы » (англ. argyle) – в этом ретро орнаменте ромбики различных цветов перечеркнуты тоненькими диагональными линиями, отчего в рисунке создается больше рядов фигур. Посмотрев на этот орнамент, возникает ассоциация с теплой ручной вязкой, которая согреет в любые ненастья. Поэтому «ромбы» уместны особенно в детской комнате.

Похожие материалы:

Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, нажмите кнопку вашей любимой социальной сети.