Доклад на тему "внедрение новых образовательных технологий"


Информационные средства обучения

Информационные средства обучения (ИСО) – это электронные средства хранения, обработки и передачи учебной информации с помощью компьютеров. Учебная информация записана как в памяти компьютера, так и на дисках или дискетах (электронный учебник). Компьютер состоит из системного блока, монитора (экрана), клавиатуры и мыши – устройства поиска информации на экране. К ним могут быть подключены периферийные устройства: принтер, сканер и др. Существует множество различных типов компьютеров. В обучении используются персональные компьютеры (ПК), снабженные автоматической (алгоритмической) программой обучения, которая включает программы поиска и вывода на экран учебной информации, программы управления решением задач и тренировочных упражнений; программой контроля и оценки знаний. ПК вместе с обучающей программой, электронным учебником, периферийным оборудованием и дидактическими материалами, разработанными преподавателем, составляют информационную технологию обучения (ИТО).

ИСО существенно меняют методы учебной работы, благодаря тому что имеют возможность показать явление в динамике, сообщать учебную информацию определенными кадрами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они по-другому, нежели с помощью печатных изданий, организуют и направляют восприятие учащихся, делают содержание более объективным, выполняют функции источника и меры учебной информации в их единстве, стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, позволяют проводить оперативный контроль и самоконтроль результатов обучения.

Современная электронная техника предоставляет образовательным учреждениям следующие виды информационных средств обучения :

– ПК учащегося;

– информационная управляющая система преподавателя, к которой подключены ПК учащихся;

– электронная доска, заменившая в аудитории меловую доску;

– электронный учебник;

электронная почта;

– обучающие компьютерные игры;

чат – переписка учащихся с преподавателем и друг с другом;

– система оперативного общения (используется для беседы, опроса и т.п.);

электронные журналы – научные, научно-популярные, методические, художественные, общеобразовательные (в дополнение к учебнику);

– видеоконференции со звуко- и видеосопровождением; файловые архивы для повторения, закрепления и расширения знаний учащихся;

– доска объявлений, регистрационные формы, тесты; навигация по Глобальной Сети;

– обучающие услуги в Интернете.

Обучение с использованием ПК новый вид учебного процесса, в котором используются новейшие методы и средства преподавания и обучения, различного вида знаковые и графические модели, средства мультипликации. Персональные компьютеры могут быть использованы по всем учебным предметам на всех уровнях образования: от детского сада до организаций повышения квалификации высших руководителей. Они снабжены программами управления учебной работой учащихся, формирования расчетных и графических навыков, рисования на экране, разучивания нотной грамоты, сочинения музыки, редакторских навыков и т.д. Эти программы адаптированы к возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. ПК снабжены часами и могут работать в режиме репетитора и экзаменатора, определять стандартные ошибки и предлагать тренировочные упражнения для их устранения и тем самым помогают отрабатывать навыки до заданного качества. Например, при обучении умению печатать на клавиатуре можно разработать программу, которая доведет навык автоматического печатания до возможности сделать одну ошибку на 10 тыс. знаков при заданной скорости печатания.

В зависимости от целей и методов обучения ПК используются на занятиях как эпизодически, так и систематически. При эпизодическом использовании ПК сочетаются с другими средствами и методами обучения, при этом на работу с ПК отводится часть занятия (от 5 до 15 минут). При систематическом использовании ПК работают в течение системы занятий, забирая основную часть времени на занятии.

Современный компьютер является мультимедийным . Он снабжен дополнительными устройствами, позволяющими сочетать текст с графикой, мультипликацией, звуковым (речевым, музыкальными и т.д.) сопровождением, кино- и видеоизображением. Обычно все дополнительные устройства (микропроцессоры) крепятся внутри системного блока, поэтому мультимедийный компьютер не имеет внешних отличий.

Учебный процесс на базе ИСО может быть организован как традиционно, по классическим принципам классно- урочной системы, так и по принципу реализации индивидуальной образовательной системы учащегося. Это обусловлено возможностями ПК работать как в аудитории, так и удаленно на любое расстояние. Последний случай получил название дистантного обучения . ПК учащегося может быть связан с управляющим компьютером (сервером) преподавателя по телефону либо специальной проводной связью, но может работать и в автономном режиме, используя набор дисков с учебной и управляющей информацией. В дистантном обучении сохраняется ведущая роль преподавателя, ибо он вводит в программу необходимую информацию, определяет объективные условия деятельности учащихся, разрабатывает программу упражнений линейного или разветвленного типа, в которой предусматривает информационную помощь и подкрепление, задает требования к конечному продукту обучения, содержание и форму контроля. Сервер осуществляет трансляцию учебной программы на ПК учащегося по его вызову и на его адрес, который присваивается каждому компьютеру. Учащийся считывает учебную информацию, выполняет предложенные ПК задания, обращается к программе за помощью, вызывает справочные материалы, связывается в случае необходимости с другими учащимися, вводит ответы на вопросы.

Дистантное обучение выполняет информационную, ориентировочную, управляющую функции, а также функцию подкрепления и контроля.

Электронный учебник включает в себя в основном лекционный материал, возможно, имеющийся у учащихся на бумажном носителе (обычный учебник). Преподаватель вправе добавить в него интерпретацию трудных мест, дополнительные примеры и иллюстрации. Ориентировка учащихся в учебной информации включает в себя планы и предписания к деятельности, операции и технологию решения задач. Эти условия деятельности записываются на отдельном файле в виде последовательности управляющих кадров перед упражнениями. В программе упражнений предусматриваются кадры поддержки правильно выполненных действий. Контроль осуществляется как оперативно, по отдельным действиям и операциям, так и по окончании работы.

В принципе, каждый учащийся может работать на любом ПК, расположенном в учебном кабинете, лаборатории, библиотеке, по месту жительства. Но для входа в программу он должен иметь собственный код или номер, чтобы его мог опознать сервер преподавателя.

  • Мультимедиа – это совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение.

II Международный конгресс ЮНЕСКО "Образование и информатика" (1996) стратегическим ресурсом в образовании объявил информационные технологии.

Компьютер, телекоммуникационные и сетевые средства существенно изменяют способы освоения и усвоения информации, открывают новые возможности для интеграции различных действий, тем самым способствуют достижению социально значимых и актуальных в современный период развития общества целей обучения.

Информационные технологии обучения (ИТО) определяют как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности.

В качестве классификационных признаков программно-технических средств (ПТС), используемых в образовании, можно выделить:

Дидактическую направленность;
программную реализацию;
техническую реализацию;
предметную область применения.

Классификация по дидактической направленности

В литературе встречается несколько подходов к классификации компонентов программно-аппаратных комплексов по дидактической направленности. Например, предлагается прежде всего классифицировать знания, передаваемые обучающимся с помощью компьютера, следующим образом. Во-первых, существовало деление знаний на явные и неявные. В дальнейшем, с развитием исследований в области искусственного интеллекта, эти знания стали называться артикулируемыми и неартикулируемыми.

Артикулируемая часть знаний - это знания, которые легко структурируются и могут быть переданы обучающемуся с помощью порций информации (текстовой, графической, видео и т.д.).

Неартикулируемая часть знаний представляет собой компонент знания, основанный на опыте, интуиции и т.п. Эта часть знания охватывает умения, навыки, интуитивные образы и другие части человеческого опыта, которые не могут быть переданы обучающемуся непосредственно, а "добываются" им в ходе самостоятельной познавательной деятельности при решении практических задач. Опираясь на такую классификацию знаний, можно классифицировать образовательные программно-аппаратные комплексы. Технологии, положенные в основу этих комплексов и применяемые для поддержки процесса обучения артикулируемой части знаний, являются декларативными. К ним целесообразно отнести:

Компьютерные учебники;

Учебные базы данных;

Тестовые и контролирующие программы и другие компьютерные средства, позволяющие хранить, передавать и проверять правильность усвоения обучающимся информации учебного назначения.

Технологии, применяемые при создании программно-аппаратных комплексов, поддерживающих процесс освоения неартикулируемой части знаний, являются процедурными. Компьютерные информационные технологии (КИТ) этого класса не содержат и не проверяют знания в виде порций информации. Они построены на основе различных моделей. В этом случае к КИТ этого класса относятся:

Пакеты прикладных программ (ППП);
компьютерные тренажеры (КТ);
лабораторные практикумы;
программы деловых игр;
экспертно-обучающие системы (ЭОС) и другие компьютерные средства, которые позволяют обучающемуся в ходе учебного исследования получать (добывать) знания по изучаемой предметной области.

Приведенная классификация по признаку декларативных и процедурных технологий является, как и любая другая, условной. Один и тот же образовательный программно-аппаратный комплекс может быть использован по первой или второй технологии в зависимости от применяемой методики. Например, лабораторный практикум может быть снабжен гибкими инструкциями, что и в какой последовательности выполнять. В этом случае обучающийся получает готовую информацию о процессе и соответственно получает декларативные знания. Если же учебная задача поставлена таким образом, что обучающемуся необходимо для ее решения провести исследование, то этот же программно-аппаратный комплекс позволяет получить некоторую порцию процедурных знаний.

Возможен и другой подход к классификации ПТС по дидактической направленности. В этом случае современные компьютерные технологии обучения также делятся на два класса:

Системы программированного обучения (СПО);

Педагогическое проектирование и педагогические технологии 239

Интеллектуальные системы обучения (ИСО). Технология программированного обучения предполагает получение обучающимся порций информации (текстовой, графической, видео - все зависит от технических возможностей) в определенной последовательности и обеспечивает контроль за усвоением в точках учебного курса, определенных преподавателем.

Интеллектуальные системы обучения отличаются такими особенностями, как адаптация к знаниям и особенностям учащегося, гибкость процесса обучения, выбор оптимального учебного воздействия, определение причин ошибок учащегося. Для реализации этих особенностей ИСО применяются методы и технологии искусственного интеллекта.

Структура ИСО содержит общие и специальные знания трех классов:

О предметной области;

О стратегии обучения;

Об учащемся (модель обучающегося).

В интеллектуальных системах обучения эти знания представлены в соответствующих базах знаний с помощью различных методов и средств. При этом в модели обучающегося выделяются три компонента, каждый из которых включает процедурную и декларативную составляющую:

База знаний обучающегося;

Диагностика его знаний и выполняемых заданий;

Алгоритм формирования новых заданий.

Модель обучающегося постоянно обновляется в ходе обучения в соответствии с изменениями отражаемых ею характеристик обучаемого.

Деление технологий разработки программно-аппаратных комплексов на СПО и ИСО не может быть строгим, так как системы одного класса могут включать в себя и элементы другого.

Для реализации ИСО используются следующие средства:

Экспертные системы;

Гипертекстовые системы;

Системы мультимедиа;

Программы деловых игр;

Динамическая графика и анимация.

Приведенное выше разделение технологий компьютерного обучения на процедурные и декларативные, а также на СПО и ИСО вытекает из деления целей обучения на два класса: обучение навыкам использования конкретных методов в практической деятельности, получение и систематизация различных фактических данных;

Обучение анализу информации, ее систематизации, творчеству, исследованиям.

Системы второго класса позволяют проектировать учебные курсы, значительно более сложные, чем системы первого класса. Именно с их помощью можно научить процессам проведения синтеза, анализа, аналогии, сравнения, дедукции, индукции и т.п. Оба класса технологий взаимно дополняют друг друга, поэтому в целом ряде случаев неверным является отказ от систем первого класса в пользу систем второго класса.

Классификация по способу программной реализации

По способу программной реализации программно-аппаратные комплексы можно разделить на три класса:

Созданные с помощью прямого программирования на языке высокого уровня;

Созданные с использованием средств объектного программирования;

Это деление также не является достаточно строгим, так как большинство авторских оболочек имеет выход в среду прямого программирования. Это объясняется тем, что универсальные, а тем более специализированные инструментальные оболочки, обычно не реализуют многие функции, необходимые для создания образовательных программно-аппаратных комплексов по типу процедурной реализации дидактической составляющей. Например, они не имеют средств для математического моделирования объектов.

Классификация по целевому назначению

По принципам организации процесса обучения инструментальные авторские системы (ИАС) разделяются на интеллектуальные и традиционные.

Интеллектуальные ИАС опираются на последние достижения в области искусственного интеллекта и являются, безусловно, передовыми для разработки прикладных компьютерных учебных программ (КУП), нацеленных на проблемно-ориентированный подход к обучению.

Традиционные ИАС в зависимости от наличия в них тех или иных функциональных возможностей целесообразно разделять на универсальные и специализированные.

Педагогическое проектирование и педагогические технологии 241

Универсальные ИАС должны обеспечивать следующие функциональные возможности:

Ввод н анализ ответов;

Формирование логической структуры КУП;

Поддержку и формирование текстового и графического материала;

Обеспечение динамики изображений;

Математическое моделирование с визуализацией результатов;

Организацию гипертекстовых структур;

Сбор и обработку статистической информации;

Возможность работы в локальной вычислительной сети;

Функционирование КУП в автономном режиме.

В настоящее время существуют десятки как зарубежных, так и отечественных универсальных ИАС. В последние годы в связи с развитием технических возможностей для создания программно-аппаратных комплексов на основе технологий мультимедиа к функциональным возможностям универсальных ИАС добавились еще две: звуковое сопровождение и поддержка видеоизображения.

Специализированные ИАС компьютерных учебных программ в зависимости от их целевого назначения целесообразно разделять на следующие типы:

Гипертекстовое и гипермедиа ИАС;

Моделирующие ИАС;

ИАС для контроля знаний и педагогического тестирования;

ИАС для организации лекционного сопровождения.

1) Гипертекстовые и гипермедиа ИАС характеризуются следующими возможностями:

Работа с такими фрагментами, как текст, графика, звук и видео;

Наличие различных способов поиска информации (по ключевым словам и "горячим точкам" экрана, по функциональным кнопкам, по темам в многооконном режиме, по графическим картам узлов и связей);

Многооконный режим работы;

Различные способы навигации (наличие стандартных маршрутов и возможность фильтрации материала);

Наличие механизма "закладок";

Внесение и сохранение комментариев;

Построение новых гипертекстовых структур с множественной интерпретацией материала (сбор и сохранение рефератов и конспектов);

Организация взаимодействия с внешней средой (подключение моделирующих программ и т.д.).

2) Моделирующие ИАС используются для разработки программ моделирования процессов и объектов различной физической природы, а также создания различных компьютерных тренажеров (КТ), в том числе в реальном масштабе времени, и должны обеспечивать следующие функциональные возможности:

Моделирование процессов, описанных алгоритмически, а также системами математических уравнений и неравенств;

Обеспечение различных сценариев моделирования (кроме жестких, т.е. сценариев с возможностью управления действиями учащегося и самой моделью);

Поддержку интерактивного режима разработки модели с коррекцией действий разработчика;

Применение различных процедур (рекурсивных, итерационных и т.д.);

Наличие библиотеки готовых форм индикаторов и датчиков;

Обеспечение работы в реальном масштабе времени;

Возможность подключения к реальным аппаратным средствам;

Наличие достаточного количества переменных и спецфункций.

3) Поскольку конечной целью контроля и тестирования является определение и научное измерение степени усвоения учебного материала и овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками, специализированные АИС должны поддерживать следующие функциональные возможности:

Широкий набор способов предъявления заданий (случайный выбор, генерация заданий по шаблонам и т.д.);

Полный набор способов анализа и ввода ответов;

Гибкость в способах выставления оценки уровня учебных достижений обучающегося;

Сбор и обработку индивидуальной и групповой статистической информации о результатах контроля;

Возможность работы в локальной вычислительной сети

Педагогическое проектирование и педагогические технологии 243

С целью автоматического сбора информации о ходе контроля и его результатах со всех компьютеров одновременно.

Для создания педагогических тестов, которые представляют собой совокупность взаимосвязанных заданий возрастающей сложности, позволяющих надежно и валидно оценить знания и другие интересующие педагога характеристики личности, необходимо выполнение ряда дополнительных требований. К таким требованиям относятся:

Возможность составления тестовых заданий всех известных типов (открытых, с выборочным ответом, на установление соответствия, контролируемых, включая и контролируемое конструирование графических изображений);

Возможность создания адаптационных тестов, в которых выбор следующего задания определяется в зависимости от результата выполнения предыдущего;

Наличие средств анализа педагогического теста на валидность;

Наличие в АИС инструкции для преподавателя в виде спецификации теста, включающей в себя общее описание, пример тестового задания, характеристику формы и содержания задании, характеристику ответов и т.д.;

Необходимость средств сбора статистики прохождения теста учебными группами для интерпретации тестовых баллов с учетом нормативно-ориентированного подхода (сравнение отдельных учебных достижений обучающихся) и критериально-ориентированного (степень овладения обучающимся необходимого учебного материала).

4) Сопровождение лекционного материала. АИС, используемые для этих целей, должны поддерживать следующие функциональные возможности:

Создание и подключение динамических изображений;

Создание собственной и подключение качественной статической графики (считываемой с помощью сканера или созданной в других графических редакторах);

Оформление текста разнообразными стилями;

Звуковое сопровождение материала.

Характеристика и способы использования автоматизированных систем обучения в подготовке

Специалистов в вузе

Проведенная классификация базовых средств НИТ, предназначенных для использования в учебном процессе, позволяет сформулировать принципы создания и использования автоматизированных средств обучения в процессе подготовки специалистов в вузе.

Эффективность использования средств НИТ в учебном процессе во многом зависит от успешности решения задач методического характера, связанных с информационным содержанием и способом использования АОС в учебном процессе. В связи с этим целесообразно рассматривать АОС, используемые в конкретной учебной программе (определяемой предметным содержанием, целями и задачами обучения), как программно-методические комплексы (ПМК). В данном случае под ПМК понимается совокупность программно-технических средств и реализованных с их использованием методов (методик) обучения, предназначенных для решения конкретных задач учебного процесса.

Можно выделить следующие основные виды ПМК:

Поддержки лекционного курса;

Моделирования процесса или явления;

Моделирования функционирования технической системы (обучение ее использованию и (или) управлению);

Тестовые и контролирующие ПМК;

Электронный учебник;

Сборники и генераторы задач;

Справочные информационные системы;

Игровые учебные программы;

Интегрированные обучающие системы;

Экспертные интегрированные ПМК.

Существует тесная взаимосвязь между существующими методами обучения (педагогическими приемами) и методическим содержанием и педагогическим назначением ПМК того или иного типа (рис. 6.2).

Современные возможности НИТ, ориентированные на максимальную унификацию, на уровне программного и технического обеспечения, позволяют создавать ПМК обучения как совокупность учебных фрагментов, объединенных алгоритмическими средствами, задающими траекторию обучения. Для иллюстрации технологии создания ПМК рассмотрим характеристики и принципы создания основных ПМК с точки зрения использования возможностей базовых НИТ.

Основные типы ПМК и их взаимосвязь с методами обучения

1) ПМК поддержки лекционного курса. Процесс создания презентационных роликов для сопровождения лекционного занятия представляет собой последовательное создание иллюстративных фрагментов, состав которых определяется целевым назначением занятия (рис. 6.3). В качестве фрагментов, применяемых в процессе лекции, могут быть использованы текстовые материалы, статические и динамические изображения, аудио- и видео фрагменты, контрольные задания и т.д. Соответственно в состав ПМК должны входить программно-технические средства, позволяющие эффективно подготавливать необходимые материалы (сканеры, средства подготовки видеоизображений, графические редакторы, средства анимационной графики). Для сборки презентационного ролика используются как авторские, так и стандартные программные средства. Для эффективного отображения лекционного материала необходимо применять специализированные мультимедийные средства отображения информации: теле-, видеоаппаратуру, видеопроекторы. Особый интерес представляет вариант реализации ПМК поддержки лекционного курса, обеспечивающего обратную связь с обучаемыми в процессе проведения занятия. 2) ПМК моделирования процесса или явления. ПМК подобного типа находят свое применение при изучении предметных областей и оборудования, реальное изучение которых осложнено либо в результате опасности и сложности (соответственно стоимости), либо из-за ограничений временного характера, не позволяющих за время обучения получить характеристики реальных объектов (рис. 6.4). Другой особенностью использования подобных ПМК является тот факт, что изучение и исследование математических или имитационных моделей реальных объектов позволяет в лучшей степени усвоить характеристики и принцип функционирования реальных процессов и явлений. Создание ПМК подобного типа требует тщательного анализа используемых для моделирования моделей с точки зрения их адекватности (так как использование для обучения моделей не обладающих таким свойством может привести к отрицательным результатам). Методический аспект использования ПМК моделирования заключается в необходимости предварительном планировании экспериментов с моделью и определением способов и методов исследования и интерпретации результатов, обеспечивающих максимальный эффект обучения. Программная реализация моделей возможна как с использованием стандартных научно-технических пакетов (MathCad, MatLab), так и авторских программ, реализующих модели, или с использованием систем моделирования (GPSS, MicroSaint). Область использования: изучение процессов или явлений, для которых реальное изучение (или изучение на физической модели) осложнено (стоимость, опасность и т.д.); изучение процессов в ускоренном масштабе времени (экономика, экология и т.д.).

Ограничения: сложность достижения достаточной адекватности для сложных объектов и процессов.

3) Тестовые и контролирующие ПМК. Основным назначением ПМК подобного типа является реализация функции контроля усвоения знаний на различных этапах обучения (от текущего контроля до итоговой оценки готовности обучаемого). Созданию ПМК должны предшествовать следующие этапы разработки, определяющие специфику контроля, зависящую от целей контроля и особенностей предметной области:

Формирование тестовых заданий и вопросов, обеспечивающих надежную оценку;
выбор алгоритма опроса и способов предъявления заданий обучаемому;
выбор метода обработки статистических данных оценивания;
определение системы правил, обеспечивающих принятие решений об уровне знаний.

Существует большое количество подходов и методов решения перечисленных задач.

Наиболее эффективным средством для реализации ПМК данного типа является технология баз данных (рис. 6.5).

4) Электронные учебники. Создание электронных учебников является задачей, методически сходной с задачей создания обычного, хорошего учебника, т.е. включающего в свой состав не только теоретические разделы, но и практические примеры, задачи, методические рекомендации по изучению дисциплины. Исходя из этого электронный учебник по существу представляет собой интегрированный ПМК (рис. 6.6), включающий в свой состав ПМК различных типов.

5) Экспертные ПМК. Под экспертными ПМК понимают комплексы, реализующие режим адаптивного обучения, т.е. в отличие от принципов программированного обучения, предполагающих заданную траекторию изучения материала, экспертные ПМК ориентированы на контекстное изучение материала. Контекст изучения определяется не только уровнем усвояемости, но и целевыми установками обучаемого. Реализация подобных ПМК трудоемка и основана на использовании принципов искусственного интеллекта и технологий экспертных систем.

Внедрение новых технологий в процесс обучения

В мире, который становится все более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. Учитель, не владеющий компьютерными технологиями в скором времени будет не интересен современному школьнику. Нельзя тут не согласиться со словами К. Барретта: «Как педагог, вы не можете не задумываться над тем, что ожидает Ваших учеников. Вы знаете, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий». [Журнал «Учитель и ученик» 2008 г.]

Слово «технология» происходит от греческих слов «техно» (искусство, мастерство, умение) и «логос» (слово, учение, наука). Но отношение к этому слову разное. Для некоторых учителей - технологии - это нечто серое, твердое, машинное, мёртвое. Для некоторых в понимании технология - символ упорядоченности, логичности, целенаправленности, ясности целей и средств - костяк, основа педагогических действий, направленных на всестороннее развитие ученика.

Для реорганизации учебного процесса на основе современных информационных технологий разработано множество учебных программ и учебных пособий. Однако реально каждый учитель разрабатывает свои программы, а также учебные и дидактические материалы. Накоплено значительное количество компьютерных программ, предназначенных для использования в школьном и вузовском обучении.

Наиболее важными среди таких программ являются интерактивные обучающее программы, предусматривающие обмен информацией не менее, чем между двумя участниками диалога, а также развивающие программы, способные увлечь учащихся, привлечь их к решению учебных проблем, развивать их интеллектуальный уровень. Компьютерные программы объединяют часто в электронные и мультимедийные учебники..

При внедрении каких-либо новых педагогических технологий в практику работы раскрывается исключительно большой научно-методический потенциал, появилось еще больше возможностей использования различных форм и методов работы.

Формы решения проблемных ситуаций:

дискуссия;

научный спор;

проблемная лекция;

проблемные задачи и задания;

задачи исследовательского характера;

исторические документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.

В психолого-педагогической литературе проблемное обучение рассматривают как форму активного обучения, которое базируется на психологических закономерностях. Как обучение, в котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала. Как тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний.

Каждое из определений раскрывает одну из сторон проблемного обучения. Но во всех определениях подчёркиваются главные признаки, которые лежат в основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения:

)создание проблемных ситуаций,

)обучение учащихся в процессе решения проблем,

)сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Проблемное обучение -.это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.

Технологии проведения коллективных творческих дел

Схема 3. «Структура коллективного творческого дела»

Непременным условием успешности коллективных творческих дел является прохождение тесно взаимосвязанных стадий. Первые три (предварительная работа воспитателей, коллективное планирование КТД и коллективная подготовка КТД) рассмотрены в предыдущей теме "Технология конструирования педагогического процесса".

Подготовка мероприятия (КТД) предполагает на своем завершающем этапе строгое распределение ролей на период его осуществления (кто за что отвечает, что делает каждый), определение места и времени его проведения. Само же проведение мероприятия связано уже с четвертой стадией. Она предполагает, в свою очередь, три этапа: начало, основную часть и окончание.

Начало мероприятия как организационный момент (по аналогии с уроком) должно вызвать определенный психологический настрой воспитанников. В качестве средств здесь могут выступать песня, вступительное слово педагога или ведущего, музыка и др.

Основная часть мероприятия отдается осуществлению запланированной предметной деятельности, объем которой должен соответствовать возрасту воспитанников и поставленным задачам. Применительно к этой части не может быть никаких других регламентаций и ограничений.

Окончание, так же как и начало мероприятия, - обязательный этап в его проведении.

Поскольку основной формой функционирования педагогического процесса является коллектив, то технология воспитательного мероприятия может рассматриваться в контексте общей технологии организации коллективной творческой деятельности.

Рейтинговые технологии, основная задача которых - оценить деятельность ученика на уроке, организовать обучение детей, имеющих разные возможные, создать условия для индивидуального развития ребенка, обеспечить связь с практикой и вузом с целью дальнейшей адаптации и профессиональной ориентации учащихся. Роль учителя при этом заключается в управлении процессом обучения, мотивации деятельности школьника, консультировании и коррекции.

Одной из разновидностей рейтинговой технологии, которую используют на уроках, является «парацентрическая технология». Технология разработана профессором Н. Н. Суртаевой (г. Тобольск, Высший педагогический колледж). По мере использования этой технологии на практике были внесены некоторые корректировки, адаптирование её к личной методике преподавания Омаровой Т. В..

«Парацентрическая технология»

Термин «Парацентрическая технология» означает обучение в парах со средствами обучения при помощи методических инструкций и последующим выходом на контроль и эталонное собеседование с учителем. При этой технологии обучения возможно реальное осуществление процесса индивидуализации, предоставление права выбора способа и метода обучения благодаря организации различных видов диалогового учения одновременно на одном и том же отрезке учебного процесса (ученик - средства обучения, ученик - ученики, ученик - учитель).

В каждом из диалогов ученик затрачивает нужное ему время на учение, выбирает наиболее подходящие для стиля мышления и деятельности средства обучения, а также выбирает методическую инструкцию, наиболее доступную для него. Организация учебного процесса по такой технологии предполагает прохождение учащимися трёх-четырех видов общения. По данной технологии в диалоговом общении задействованы одновременно все учащиеся класса и работают согласно своим интеллектуальным возможностям и способностям.

Игровая технология

В процессе игры срабатывают ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя.

Основной мотив игры - это не результат, а процесс. Это усиливает развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Игра раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов.

Необходимость таких технологий на уроке уже доказана. Азарт и желание ставит детей перед необходимостью многое вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Ни для кого не секрет, что современные школьники, имея компьютеры в своем распоряжении, пользуясь им, «скачивают» информацию, порой не задумываются, а тем более не запоминают и не пытаются проникнуть суть предложенного задания. Выучить, вникнуть в материал можно только заинтересовав ученика. В игре, в соревновании учащиеся сплачиваются в коллектив, у которого одна задача - победить. Причем побеждает та команда, которая дружнее, активнее. Интеллектуально развитые дети помогают своей команде, обучая отстающих, ведь слово сверстника имеет большой вес подростка, чем слово учителя, а правильно обучать учащихся - это значит развивать в них способность понимать, а не заполнять головы учеников готовой информацией. Поэтому на уроке - игре они должны: использовать полученную информацию из домашнего задания, обсудить непонятные явления, обобщить результаты, сформулировать выводы.

Технология модульного обучения

Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации.

Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем:

Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающего и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того ученик получает от учителя советы в письменной форме как рационально действовать;

Изменяется форма общения учителя с учащимися. Оно осуществляется через модули и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего;

Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю;

Информационно-коммуникационные технологии

Образовательных технологий в педагогике существует более 50, но ключевой технологией XXI века является применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).

ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. С использованием ИКТ в учебно-воспитательном процессе увеличивается производительность труда преподавателей и учащихся, это можно рассматривать как рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. ИКТ позволяют автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную (текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео-) информацию.

Презентации - это наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Презентации - это электронные диафильмы, но, в отличие от обычных диафильмов, они могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности, то есть может быть предусмотрена реакция на действия пользователя. Презентации особенно интересны тем, что их может создать любой учитель, который имеет доступ к компьютеру, с минимальными затратами времени. Они активно используются для представления ученических проектов.

«Презентация» - переводится с английского как «представление».

Мультимедийные презентации - это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.

Таким образом, мы рассмотрели различные технологии и выбрали те, которые возможно внедрить или адаптировать на уроках начального образования, их рассматривали с точки зрения учета возрастных, психологических, логически возможных особенностей.

Значение использования информационно-коммуникационной технологии для всестороннего развития учащихся

Умеренное использование информационных технологий в урочную и внеклассную работу дает исключительно положительные результаты:

активизируется познавательный интерес учащихся;

дети получают возможность через мультимедийную систему крупномасштабно видеть иллюстративный и фотографический материал, сопровождающий лекцию учителя;

выполняют предложенный тест с автоматическим выставлением оценки;

повышается уровень учебной мотивации;

ребята приучаются добывать информацию через Интернет в урочное или внеурочное время;

ученики, начиная с 3-го класса, под руководством учителя или самостоятельно создают презентации по предложенным темам и защищают их.

В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:

развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;

эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;

развитие коммуникативных способностей;

1 Констатирующий эксперимент

Задачей констатирующего эксперимента является - определение уровня сформированных природоведческих знаний у учащихся и степени заинтересованности предметом детей, для построения работы по повышению качества образования и стимулированию интереса через методы информационно-коммуникационной технологии.

Для выявления уровня сформированных природоведческих знаний учащихся нами были использованы следующие методики:

Тесты

Анкета

Анализ для выявления умений учащихся работать в системе информационно-коммуникационной технологии. Мною было проведено анкетирование преподавателя познание мира, классного руководителя.

Были предложены следующие вопросы:

Элементы, каких технологий используются на уроках;

Укажите, как часто используются эти элементы;

Укажите, в системе, какой технологии обучения чаще всего работали учащиеся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время в образовании используется большое количество новых технологий, которые улучшают процесс обучения учащихся и повышают знания, умения и навыки учащихся. При внедрении каких-либо новых педагогических технологий в практику работы раскрывается исключительно большой научно-методический потенциал, появилось еще больше возможностей использования различных форм и методов работы.

Таким образом, применение новых педагогических технологий обучения на уроках является наиболее эффективным методом:

Достигаются более качественные результаты;

Интенсивней развиваются мыслительные процессы;

Появляется большая заинтересованность на уроках с использованием новых технологий, чем на простых уроках;

Повышается активность учащихся на уроке;

Раскрывается больше возможностей ученика;

Проявляется внутренний потенциал детей.

Наиболее распространенной технологией в современное время является информационно-коммуникационная технология.

Без информационно-коммуникационной технологии уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с ее использованием становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы, что является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов.

Данная технология необходима:

Для формирования информационного общества.

Для качественных изменений в структуре образовательных систем и в содержании образования.

Применение мультимедиа технологии приводит к использованию более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания, является наиболее эффективным средством обучения и воспитания.

Вследствие этого, мы считаем, что внедрение системы использования информационно-коммуникационной технологии необходимо для повышения качества знаний и заинтересованности детей в процессе обучения.

Но качественное и эффективное использование будет только лишь с соблюдением условий использования информационно-коммуникационной технологии на уроке:

Знание и умение владеть информационно-коммуникационной технологией;

Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль);

Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т. д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

Создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

Создание презентации на определенную тему по учебному материалу;

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Соблюдение доступности изучаемого материала;

Применение понятных приемов и методов для учащихся;

Планирование и выработка учебных действий;

Применение технологии в нужное время и в нужном месте;

Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся;

Учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;

Учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы, по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут. (Санитарные правила и нормы).

Практической значимостью нашей работы стал электронный сборник, в котором предложены различные элементы работы с новыми технологиями, на уроке познание мира.