Проекты в дет саду старшая группа. Инновационная направленность проекта. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение


Долгосрочный проект взаимодействия с родителями детей

старшей группы

«Моя семья»

(совместная деятельность детского сада и семьи по

духовно-нравственному воспитанию) .

Актуальность.

Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.

Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. В свою очередь педагоги недооценивают роль семьи и не стремятся объединить с родителями усилия для развития и воспитания детей, поэтому не налаживают надлежащим образом обратную связь, не используют в полной мере влияние семьи на воспитание и развитие ребенка.

В системе дошкольного образования семейное воспитание является его началом, стержнем и венцом. Знания, и умения, заложенные домашним воспитанием, являются первыми ступеньками к вершинам высокого уровня культуры детей. И здесь важная роль отводится дошкольному учреждению, требуется поиск новых взаимоотношений семьи и ДОУ, а именно – сотрудничества, взаимодействия, доверительности. Кроме этого, именно в дошкольном возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи. Так как воспитание, развитие и здоровье ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях он живет, растёт, развивается, какие люди его окружают и как организован процесс его воспитания.

К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Психологи и педагоги обращают внимание на ухудшение состояния здоровья детей, увеличение социально незащищенных семей, социально-психологическую тревожность и усталость от испытываемых взрослыми проблем (в том числе в связи с происходящей стратификацией общества), одиночество (особенно в неполных семьях) и недостаток взаимопонимания, перераспределение материально-экономических функций внутри семьи (когда источником финансирования членов семьи становится жена/мать), трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов. Были выделены и глобальные проблемы: экологические; психические; локальные и региональные войны; эпидемии, наркомания, алкоголизм; научно-технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний и др.

Этот процесс могут и должны остановить дошкольные педагоги-люди, которые тесно общаются с детьми и их родителями.

В связи с этим, вопрос поиска и осуществления нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из актуальных.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.

Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.

Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.

    Учить детей составлять рассказ о своей семье.

    Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

    Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.

    Дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.

    Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.

    Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.

    Укреплять детско–родительские отношения

Этапы реализации проекта

1 этап –

2 этап -

3 этап- обобщающий (май)

Результат

    Организованы выставки творческих работ детей и семейной гостиной в группе детского сада.

    Повысилось качество образовательного процесса, процесс обучения стал более увлекательным, эмоционально-насыщенным.

    Создана методическая копилка по данной проблеме.

    Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.

    Возросла уверенность родителей в их педагогических возможностях.

    Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной.

    Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям.

    Дети стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.

Презентация проекта

Семейная гостиная: «Цветок семейного счастья».

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности духовно – нравственного воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ нравственности потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса. Духовно – нравственное воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни». Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте". Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания духовно – нравственных качеств ребенка. В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Анализируя работы современных исследователей (Л.В. Кокуевой, Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой и др.), можно говорить о том, что формирование основ патриотизма охватывает более широкий круг задач: - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), родной природе, культурному наследию своего народа; - воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям; - воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям. Все эти задачи важны и актуальны, однако приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: - корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; - семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей. Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства. Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только для него. К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи. В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи. Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Семья» была обусловлена выше перечисленными факторами. Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью приобщения детей к семейным традициям и обычаям, повышению интереса к ценностям семьи и отсутствием в ДОУ педагогических условий, способствующих духовно – нравственному воспитанию в полной мере.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ . Повышение качества образовательного процесса по духовно–нравственного воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов. Создание методической копилки по нравственному воспитанию. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях. Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей. Укрепление связи семьи и ДОУ. Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.

Заключается в разработке содержания, методов и форм, которое предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.

ЦЕЛЬ Формирование духовно- нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

ЗАДАЧИ

    Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.

    Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.

    Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

    Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

    Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится. Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.

ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ : мы предполагаем, что процесс воспитания нравственности будет более эффективным в том случае, если: Формировать представления о родном доме, семейных традициях и чувства сопричастности к ним не только в семье, но и в ДОУ. Воспитание нравственности будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей. Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи. Деятельность детей по формированию семейных ценностей осуществляется систематически и планомерно.

НОВИЗНА Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в условиях ДОУ. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Проблема отношения личности к традициям рассматривалась в работах Л. В. Загик, В. М. Ивановой, Н. Ф. Виноградовой, Т. М. Марковой, О. Л. Зверевой и других, в которых даны различные трактовки освоения дошкольниками традиций как части общенародной, национальной культуры. Семейные традиции рассматривались в русле психолого-педагогических исследований, применительно к конкретной тематике научных работ:

Организация взаимодействия детей со старшими в семье (Т. А. Маркова, С. П. Тищенко), воспитание ценностного отношения к старости (Ю. О. Га-лущинская);

Ознакомление дошкольников с традиционными праздниками, приобщение детей к домашнему хозяйству, воспитание интереса к русской традиционной культуре (Е. С. Бабунова, Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, И. С. Хомякова, Н. А. Стародубова и др.);

Признание особой роли родительского авторитета, этики внутрисемейного общения, образа жизни, стиля внутрисемейных отношений (В. М. Иванова, Л. А. Таланова, О. Л. Зверева, Т. А. Репина);

Значимость организации совместной работы с родителями по воспитанию у детей нравственно-волевых, гуманных, гражданских качеств (В. В. Дуброва, Н. Ф. Виноградова, И. С. Хомякова);

Применение в семейном воспитании произведений народного творчества, искусства (Л. Д. Вавилова, Д. О. Дзинтаре).

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОБЩЕЙ ДИДАКТИКИ

Принцип детоцентризма (в центре творческой деятельности находится воспитанник, который проявляет свою активность. У него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности). Принцип кооперации (в процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие воспитанников с педагогом, с родителями и между собой). Принцип опоры на субъектный опыт воспитанников (каждый, работая над мини-проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания). Принцип учёта индивидуальности воспитанников : их интересов, темпа работы, уровня обученности. Принцип свободного выбора : темы проекта, подтемы, партнёров в работе над проектом, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов. Принцип связи исследования с реальной жизнью (происходит соединение знаний и практических действий). Принцип трудной цели (легко достижимый результат не является для многих воспитанников мобилизующим фактором).

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

1 этап – организационно - диагностический (сентябрь).

Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.

На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками были воспитанники старшей группы, педагоги, родители и музыкальный руководитель. Были определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями и педагогами.

2 этап - формирующий (октябрь - апрель)

Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.

Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого была организованна работа, которая включала в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме проекта, целью которых было объяснить актуальность, важность проводимой работы по духовно- нравственному воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.

Вся работа по проекту строилась по темам: «Моя семья», «Члены моей семьи», «Наши имена и фамилии», «Родительский дом - начало начал», «Мой папа Защитник Отечества», «Моя мама», «Профессии моих родителей», «Мы помощники».

3 этап- обобщающий (май)

Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня форсированности сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы.

Третий этап включает в себя презентацию проекта «Цветок семейного счастья», посвящённой Дню семьи. В рамках семейной гостиной были организованы стендовая презентация и выставки творческих работ детей.

ТЕХНОЛОГИИ

Личностно ориентированного обучения и воспитания

Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.

Развивающего обучения

Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживает личностное развитие ребенка.

Индивидуального обучения

Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.

Информационно-коммуникационные

В современном мире при всем нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры.

Развития творчества

Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.

Игровая

В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.

Проблемно – поисковая

Предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проектная

Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.

ФОРМЫ РАБОТЫ с детьми:

Беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских работ по проекту «Семья» в ДОУ; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Семья»; экскурсия в музей «Русская изба»; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; утренники, развлечения; конкурсы; театрализованная деятельность; сочинение рассказов и сказок о семье; создание мини-проектов; видео просмотры. с родителями. Наглядная пропаганда; беседы и консультации; коррекционный журнал; анкетирование; дни открытых дверей; круглый стол; звездный час; педагогическая лаборатория; конкурсы; семейная гостиная; семейные мини – проекты.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:

1.Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

    метод сравнения

    элементарный анализ

    метод моделирования и конструирования

    метод проектной деятельности

    метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать

    метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.

2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:

    игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств

    сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться

3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

    прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.

    беседа – является связующим звеном

4.Методы коррекции и уточнения:

    метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.

Перспективный план долгосрочного группового проекта «Семья» в старшей группе.

Совместная деятельность

с родителями

Консультации для родителей

октябрь

Моя семья

1 . Познание

«Моя семья» .

«Наша дружная семья!» . 3.Занятие по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи «Расскажу вам о своей семье»

Беседа на тему: « Что такое семья», «Мои близкие», «Как росли мои родители, бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи».

Чтение сказок

«Кукушка», «Гуси-лебеди» « Красная Шапочка», «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди».

Пальчиковая игра: «Моя семья» Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки - матери», «Встречаем гостей» Серия бесед по картинкам « Какая у меня семья». Рассматривание картин : Т. Сорокина «Семья» Драматизация сказки: «Репка»

Стенгазета: «Дружная семья» Рассказы и рисунки детей: «Познакомьтесь с моей семьёй» Мини - проект: «Герб моей семьи» Практическое задание:

Попросить маму и папу рассказать о своих родителях (твоих бабушках и дедушках).

Консультация: «Главные условия воспитания детей в семье» Папка-передвижка: «Как создать семейный герб»

Привлечь родителей к сбору

материалов необходимых для

реализации проектов.

ноябрь

Члены моей семьи

1 . Познание

«Что я знаю о себе» , «Кто живёт со мной » 2. Портреты детей из солёного теста: «Приятно познакомиться»

Беседа на тему: «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди».

Обсуждение ситуаций: «У меня большая семья», «Мой детский альбом», «На кого я похож?». Чтение произведений: Я.Акима «Моя родня». В.Драгунского «Моя сестра Ксения». Дидактическая игра: «Родство» Просмотр мультфильмов: «Разноцветная семейка». Рассказы детей о бабушках и дедушках.

Творческая речевая деятельность : «Письмо бабушке и дедушке» Игровая ситуация : «Мои братья и сёстры», «Каким я был, каким я стану», «Мы - разные». Ручной труд : «Открытка для мамы на день матери», «Вот какие мы».

Практическое задание: Формирование фотоальбома своей семьи для группы. Конкурсная программа для детей и родителей посвящённая Дню матери «Мать и дитя»

Мини - проект : «Сказка на ночь» Сочиняем и записываем сказки вместе.

Папка-передвижка : «Обращение ребёнка к родителям», «История возникновения праздника «День матери» Буклеты : «Здравствуйте, дорогие мои»

декабрь

Ты и твое имя

1 . Познание

«Тайна твоего имени и фамилии»

Беседа на тему : «Что означает твоё имя?» , « Откуда произошла моя фамилия?», «Моя родословная».

Интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?» Просмотр мультипликационного фильма : «Морозко», «Двенадцать месяцев». Дидактические игры: «Моя семья. Составь цепочку», «Кто сегодня именинник?», «Придумай фамилию» Графическое упражнение : «Напечатай по образцу свою фамилию и имя»

Чтение произведения: «Т.А.Шорыгина

Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды

Мини - проект: «Генеалогическое древо моей семьи».

Папка-передвижка:

«Роль фамилии в жизни

человека» Буклеты: «Основные заповеди «здоровой семьи»

январь

Дом в котором мы живём

1 . Познание

«Мой дом»

2 . Художественное творчество (Аппликация): «Дом моей мечты»

Беседа : « Папа в доме и дом исправен», « Как я помогаю дома».

Строительная игра: «Мебель для дома»

Сюжетно- ролевые игры: «Наш дом», «Строители», «Новоселье», «Ремонт в квартире».

Игра- драматизация: «Три поросёнка».

Творческая речевая деятельность: «Мой день дома»

Заучивание пословиц о родном ломе: «Дом без хозяина- сиротинка». Рассматривание иллюстраций : «Семья дома» Обсуждение ситуаций : «Моя комната», «Мой игровой уголок», «Чтобы в доме стало веселей». Пальчиковая игра: «Строим дом»

Конкурс:

«Дом нашей мечты» (Ручной труд с родителями)

Выставка рисунков: «Комната моей мечты»

Экскурсия детей и родителей в музей детского сада «Русская изба»

Консультация:

«Семья мой дом родной»

Буклеты:

«Права и обязанности в семье

февраль

Мой папа

1 . Коммуникация

«Путешествие на воздушном шаре»

2. Художественное творчеств о (Рисование)

«Мой папа защитник»

Беседа: « Где служил мой папа», « Папа гордость моя»

Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой

Чтение художественной литературы: Т. Бокова « Папа», Т. Шорыгина «Дедушка»,; стихи к празднику. Ручной труд: «Поздравительная открытка для папы» Сюжетно-ролевые игры: «Моряки».

Рассматривание дома с папой армейского фотоальбома

Рассказ:

«Где служил мой папа, дедушка»

Семейный досуг : « Папа, мама, я - спортивная семья».

Советы педагога:

«Растим мужчину»

Буклеты:

«О роли отца в семье»

март

Моя мама

1 . Коммуникация

«Как я помогаю маме»

2. Художественное творчество(Рисование)

«Моя мама самая лучшая»

Беседа на тему:

«Моя мама лучше всех»

Просмотр мультфильма:

«Мама для мамонтёнка»

Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине», « Вот какая мама»

Настольный театр:

«Волк и семеро козлят»

Сюжетно-ролевые игры: «Дочки – матери»

Настольно- печатные игры: «Собери портрет мама»

Праздничная программа, посвящённая мамам ко дню 8 марта

Папка-передвижка:

«Когда родительская любовь

заходит

слишком далеко»

апрель

Профессии моих родителей

1 . Познание

«Кем работают наши мамы и папы»

2. Художественное творчество (Рисование)

«Кем работают наши родители»

Беседа на тему:

«Мои родители – строители, врачи, учителя, и т.д.»

Чтение произведений

С.Баруздина «Мамина работа», В Маяковский «Кем быть?», Д. Родари « Чем пахнут ремёсла»

Сюжетно-ролевые игры: «Водители», «Поликлиника»

Дидактические игры «Что лишнее?», «Кому, что нужно?»

Встреча с близкими людьми: Рассказ родителей о своей работе.

Благоустройствоучастка детского сада.

Папка-передвижка:

«Как мы помогаем родным

май

Семейные традиции и обычаи

1 . Познание

«Чем занимаются в вашей семье», « Традиции и обычаи моей семьи»

2Выставка рисунков

«Праздник в нашей семье»

Беседа на тему: «Как вы понимаете слово « традиции», «Мир семейных увлечений», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке».

Рассматривание репродукции: З. Серебряковой « За завтраком»

Сюжетно- ролевая игра: « Встречаем гостей»

Книга семейных рецептов

Презентация проекта-

«Родословная моей семьи»

Папка-передвижка:

«Традиции и обычаи семьи».

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Работа способствовала: Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе. Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей. Повышению психолого-педагогической культуры родителей. Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности. Оснащению предметно – развивающей среды в группе. Организации выставки и семейной гостиной в группе детского сада. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной. Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям. Кроме того, дети стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.

Тип проекта:

информационно-творческий, групповой.

Участники проекта:

дети, воспитатели группы, родители

Форма проведения:

индивидуальная, групповая, подгрупповая, самостоятельная работа.

Продолжительность:

Долгосрочный (2 года)

Возраст детей:

Старшая группа с 5-6 лет.

Реализация данного проекта: осуществлялась через интеграцию образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Безопасность», «Физическая культура», «Здоровье», «Труд», «Художественное творчество», «Музыка».

Актуальность:

Как известно, игра - это специфическая, объективно развивающая способности, деятельность, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения.

О том, что игра необходима для полноценного развития ребенка, сказано и написано немало. Дети должны играть. Игра увлекает малышей, делает их жизнь разнообразнее, богаче.

Участие в играх облегчает детям сближение друг с другом, помогает найти общий язык, облегчает обучение на занятиях в детском саду и подготавливает к умственной работе, необходимой для обучения в школе.

Игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, внимание. Ее, обязательные для всех, правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность.

Роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Они считают, что на игры уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. Игра - это пустое занятие.

А для ребенка игра - это способ самореализации. В игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. В игре он приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни. Позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Эта проблема решаема только в совместной работе ДОУ и семьи.

Была разработана своя технология привлечения родителей к совместной работе и определены пути решения поставленной проблемы: образовательно-игровой проект.

Новизна:

Новизна данного проекта заключается в привлечении родителей к данной проблеме, чтобы научить их общаться и играть с детьми, одновременно решая задачу- быть для детей партнером.

Помочь родителям увидеть в сотрудниках детского сада помощников, союзников, коллег в решении проблем воспитания.

Все предусмотренные мероприятия решают задачи обучения и воспитания дошкольников, обеспечивают личностно- ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка.

В ходе реализации проекта задействованы практически все участники воспитательно- образовательного процесса и специалисты ДОУ: т. е. прослеживается интегративная связь всего воспитательного процесса.

Цель проекта:

Создание условий для оптимальной работы ДОУ и семьи в формировании социально-личностной компетентности дошкольника, проявляющуюся в совокупности отношений ребенка к миру, самому себе, взрослому через совместную творческую игровую деятельность детей.

Задачи по подготовке и реализации проекта «Семья и игра»:

*Первичное обследование детей, на предмет актуальности темы, насколько высока необходимость заняться решением проблемы.

*Провести анкетирование среди родителей по проблеме, предложить родителям участвовать в реализации проекта.

*Подобрать методические и информационные материалы для работы с детьми, для работы с родителями.

*Составить перспективный план по работе с детьми, родителями.

*Обогатить предметно - пространственную среду дидактическими, методическими материалами по теме проекта.

* Организовать детско-родительское сотрудничество в разных видах деятельности

Задачи по работе с родителями:

*Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;

Долгосрочный проект В старшей – логопедической группе «Солнышко» МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 1» г.Троицка Подготовили воспитатели высшей квалификационной категории Котышева Г.М., Пименова Т.Н. Актуальность: Долгосрочный проект направлен на устранение проблемы и недостатка витаминов в детском организме в зимне - весенний период. Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Только с помощью взрослого ребенок может понять, что для здоровья полезны витамины. Ребенок узнает от взрослых, в каких овощах и фруктах находятся витамины. Что также витамины можно вырастить на окне в зимне– весенний период. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне- весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого «огород на окне», а так же уже рассаду растений высадить весной в огород. Изменения в природе побуждают бережно относиться к растениям, ухаживать за ними. Цель проекта: Уточнение и закрепление знаний детей о витаминах, их пользе для здоровья человека, о содержании витаминов в овощах и фруктах. Вызвать у детей интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию растений. Развивать у детей желание ухаживать за растениями, умение наблюдать за их ростом. Задачи: Дать детям знания о ценностях продуктов питания (овощей и фруктов), о способах хранения. Расширить знания детей о культурных растениях. Продолжать знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений(помидор, перец, лук). Обобщать представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений. Развивать чувство ответственности за состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков), наблюдательность- умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам. Ожидаемый результат: Дети узнали много нового о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах; умеют классифицировать овощи и фрукты, выбирать наиболее полезные. Знают содержание в них определенных витаминов и их значение для здоровья организма. Так же в процессе проекта дети знакомятся с культурными растениями. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала; формируются навыки бережного отношения к растительному миру. Создание в группе огорода на подоконнике. Создание дневника для фиксации наблюдений за растениями на подоконнике. Тип проекта: Информационно – практико – ориентировочный. Исследовательский. Вид проекта: Групповой Срок реализации: Декабрь – сентябрь Участники: Дети, воспитатели, родители. Предварительная работа: 1. Подготовка дидактических игр 2. Подготовка сюжетно – ролевых игр 3. Консультация для родителей на тему: « Витамины в овощах и фруктах» 4. Консультация для родителей на тему: « Огород на подоконнике» 5. Изучение методической литературы 6. Подборка произведений художественной литературы об овощах и фруктах 7. Подготовка наглядного материала с изображением овощей и фруктов (иллюстрации, плакаты, открытки). Форма проведения: НОД, беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы; загадывание загадок, исследовательская деятельность, труд. Реализация проекта: Виды деятельности 1-я неделя декабря - Беседа «Об овощах и фруктах» - Рассматривание иллюстраций по теме - Чтение художественной литературы. Сказка К. Чуковского «Огород» - НОД. Рисование «Витамины в банке» 2-я неделя декабря - Загадки об овощах и фруктах - НОД. Ознакомление «Знакомство с трудом повара» - Пальчиковая игра «Мы капусту рубим» - Чтение стихотворения об овощах и фруктах 3-я неделя декабря - Дидактическая игра «Чудесный мешочек» - НОД. Лепка «Овощи для салата» барельеф. - Сюжетно – ролевая игра «Магазин овощей» - Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу» 4-я неделя декабря - Рассказ «Очень вкусный пирог» Д.Хармс - Дидактическая игра «Попробуй и отгадай» - Составление рассказа «Вкусные истории» - Витаминные частушки 2-я неделя января - Рассматривание семян овощей - Инсценировка «Вот какие овощи» - Разучивание стихотворений об овощах и фруктах - Беседа «Что можно приготовить из овощей и фруктов» 3-я неделя января - Разучивание стихотворения «В огороде репка» - Игра – хоровод «Веселый огород» - Физ. минутка «Горох» - Инсценировка: по сказке «Репка» (показ младшим детям) 4-я неделя января - ИЗО. Аппликация «Как победить простуду» - Игра «Вершки – корешки» - Сюжетно- ролевая игра «Поликлиника» - Лото «Фрукты и овощи» 1-я неделя февраля - Опыт «На свету и в темноте» - Чтение художественной литературы. Стихи А. Максакова «Посадила в огороде» - Раскрашивание раскрасок по теме - Проговаривание чистоговорки «Огурцы» 2-я неделя февраля - Игра- хоровод «Капуста» - Чтение Дж. Родари «Чиполино» - Разучивание песни «Колхозный огород» - Инсценировка «Спор овощей» 3-я неделя февраля - НОД. ИЗО Лепка: «Вылепи овощи из слоеного теста для игры в магазин» - Дидактическая игра «Третий лишний» - Опыт «Всем нужна вода» - Разучивание пословиц по теме 4-я неделя февраля - Чтение произведения О. Емельянова «Что растет на огороде» - Составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде - Рассматривание алгоритма посадки лука - Посадка лука 1-я неделя марта - Рассматривание коллекции семян - Дидактическая игра «Овощное лото» - Наблюдение за прорастанием лука, фиксирование в дневник - Консультация для родителей «Вкусно и полезно» 2-я неделя марта - Рассматривание семян помидор и перца - Посадка семян на рассаду - Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное» - Чтение Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала» 3-я неделя марта - Рассматривание семян петрушки - Труд. Посев семян петрушки - Рисование трафаретами – овощи – фрукты - Чтение К. Чуковский «Чудо – дерево» 4-я неделя марта - Беседа «Что будет, если не пропалывать огород» - Дидактическая игра «Что сначала – что потом?» - Труд. Полив, рыхление - Чтение Сутеева «Яблоко» 1-я неделя апреля - Наблюдение за прорастанием помидор и перца - Труд. Полив, рыхление - Дидактическая игра «Что знаешь, кислое, сладкое, горькое?» - Беседа «Как сделали томатный сок?» 2-я неделя апреля - Наблюдение за тем, что происходило с семенами петрушки (фиксация в дневник наблюдений) - Дидактическая игра «Угадай овощ (фрукт) по вопросам» - Наблюдение за ростом лука: полив, рыхление - Чтение Г. Ладонщиков «Сластёна» 3-я неделя апреля - Беседа «Как сохранить своё здоровье» - Консультация для родителей «Витамины в овощах и фруктах» - Дидактическая игра «Цвет и форма» - Труд в уголке природы: прополка, рыхление 4-я неделя апреля - Сюжетно – ролевая игра «Мы повара» - Рассматривание дневника наблюдений – беседа Что делали сначала, что получилось - Дидактическая игра Домино «Фрукты» - Пальчиковая игра «Овощи» 1-я неделя мая - НОД. Рисование лука - Дидактическая игра «Что где растет» - Труд в уголке природы: полив, рыхление - Подвижная игра «Ловишки – убежим от вирусов» 2-я неделя мая - Дидактическая игра «Почемучка» - Разучивание и произношение чистоговорок по теме - Консультация для родителей «Огород на подоконнике» - Составление рассказа про огород 3-я неделя мая - Игра – хоровод «Огородник – воробей» - Физ. Минутка «Огород» - Беседа «Где найти витамины весной» - Дидактическая игра «Собери целое из частей» 4-я неделя мая - Обобщающая беседа об овощах и фруктах - Дидактическая игра «Ты откуда» - Беседа на тему: «Что полезно и что вредно для здоровья» - Высадка рассады на грядки в огород Июнь – Июль Наблюдение Полив, рыхление, прополка Август – сентябрь Сбор урожая Продукт проекта: - Выставка детских работ - Альбом - Презентация проекта Литература: 1. «Экологическое воспитание в детском саду» .О.А Соломенникова. Издательство «Мозаика – синтез» Москва 2006 2. «Трудовое воспитание в детском саду» Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. Издательство «Мозаика – синтез» Москва 2006 3. «Окружающий мир. Интегрированные занятия» М.П. Костюченко 2010 Издательство «Учитель» 2011. Последнее издание 2013 4. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н.П. Рахманинова, В.В. Щетинина. Творческий центр «Сфера» Москва 2013 5. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений» А.И. Иванова. Москва 2005

Скачать:


Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект

В старшей – логопедической группе «Солнышко» МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 1» г.Троицка

Подготовили воспитатели высшей квалификационной категории Котышева Г.М., Пименова Т.Н.

Актуальность:

Долгосрочный проект направлен на устранение проблемы и недостатка витаминов в детском организме в зимне - весенний период.

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно.

Только с помощью взрослого ребенок может понять, что для здоровья полезны витамины. Ребенок узнает от взрослых, в каких овощах и фруктах находятся витамины. Что также витамины можно вырастить на окне в зимне– весенний период.

Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне- весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого «огород на окне», а так же уже рассаду растений высадить весной в огород. Изменения в природе побуждают бережно относиться к растениям, ухаживать за ними.

Цель проекта:

Уточнение и закрепление знаний детей о витаминах, их пользе для здоровья человека, о содержании витаминов в овощах и фруктах.

Вызвать у детей интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию растений.

Развивать у детей желание ухаживать за растениями, умение наблюдать за их ростом.

Задачи:

Дать детям знания о ценностях продуктов питания (овощей и фруктов), о способах хранения.

Расширить знания детей о культурных растениях. Продолжать знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений(помидор, перец, лук).

Обобщать представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.

Развивать чувство ответственности за состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков), наблюдательность- умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Ожидаемый результат:

Дети узнали много нового о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах; умеют классифицировать овощи и фрукты, выбирать наиболее полезные. Знают содержание в них определенных витаминов и их значение для здоровья организма.

Так же в процессе проекта дети знакомятся с культурными растениями. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала; формируются навыки бережного отношения к растительному миру. Создание в группе огорода на подоконнике.

Создание дневника для фиксации наблюдений за растениями на подоконнике.

Тип проекта: Информационно – практико – ориентировочный. Исследовательский.

Вид проекта: Групповой

Срок реализации: Декабрь – сентябрь

Участники: Дети, воспитатели, родители.

Предварительная работа:

  1. Подготовка дидактических игр
  2. Подготовка сюжетно – ролевых игр
  3. Консультация для родителей на тему: « Витамины в овощах и фруктах»
  4. Консультация для родителей на тему: « Огород на подоконнике»
  5. Изучение методической литературы
  6. Подборка произведений художественной литературы об овощах и фруктах
  7. Подготовка наглядного материала с изображением овощей и фруктов (иллюстрации, плакаты, открытки).

Форма проведения: НОД, беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы; загадывание загадок, исследовательская деятельность, труд.

Реализация проекта:

Виды деятельности

1-я неделя декабря

Беседа «Об овощах и фруктах»

Рассматривание иллюстраций по теме

Чтение художественной литературы. Сказка К. Чуковского «Огород»

НОД. Рисование «Витамины в банке»

2-я неделя декабря

Загадки об овощах и фруктах

НОД. Ознакомление «Знакомство с трудом повара»

Пальчиковая игра «Мы капусту рубим»

Чтение стихотворения об овощах и фруктах

3-я неделя декабря

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

НОД. Лепка «Овощи для салата» барельеф.

Сюжетно – ролевая игра «Магазин овощей»

Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»

4-я неделя декабря

Рассказ «Очень вкусный пирог» Д.Хармс

Дидактическая игра «Попробуй и отгадай»

Составление рассказа «Вкусные истории»

Витаминные частушки

2-я неделя января

Рассматривание семян овощей

Инсценировка «Вот какие овощи»

Разучивание стихотворений об овощах и фруктах

Беседа «Что можно приготовить из овощей и фруктов»

3-я неделя января

Разучивание стихотворения «В огороде репка»

Игра – хоровод «Веселый огород»

Физ. минутка «Горох»

Инсценировка: по сказке «Репка» (показ младшим детям)

4-я неделя января

ИЗО. Аппликация «Как победить простуду»

Игра «Вершки – корешки»

Сюжетно- ролевая игра «Поликлиника»

Лото «Фрукты и овощи»

1-я неделя февраля

Опыт «На свету и в темноте»

Чтение художественной литературы. Стихи А. Максакова «Посадила в огороде»

Раскрашивание раскрасок по теме

Проговаривание чистоговорки «Огурцы»

2-я неделя февраля

Игра- хоровод «Капуста»

Чтение Дж. Родари «Чиполино»

Разучивание песни «Колхозный огород»

Инсценировка «Спор овощей»

3-я неделя февраля

НОД. ИЗО Лепка: «Вылепи овощи из слоеного теста для игры в магазин»

Дидактическая игра «Третий лишний»

Опыт «Всем нужна вода»

Разучивание пословиц по теме

4-я неделя февраля

Чтение произведения О. Емельянова «Что растет на огороде»

Составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде

Рассматривание алгоритма посадки лука

Посадка лука

1-я неделя марта

Рассматривание коллекции семян

Дидактическая игра «Овощное лото»

Наблюдение за прорастанием лука, фиксирование в дневник

Консультация для родителей «Вкусно и полезно»

2-я неделя марта

Рассматривание семян помидор и перца

Посадка семян на рассаду

Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное»

Чтение Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала»

3-я неделя марта

Рассматривание семян петрушки

Труд. Посев семян петрушки

Рисование трафаретами – овощи – фрукты

Чтение К. Чуковский «Чудо – дерево»

4-я неделя марта

Беседа «Что будет, если не пропалывать огород»

Дидактическая игра «Что сначала – что потом?»

Труд. Полив, рыхление

Чтение Сутеева «Яблоко»

1-я неделя апреля

Наблюдение за прорастанием помидор и перца

Труд. Полив, рыхление

Дидактическая игра «Что знаешь, кислое, сладкое, горькое?»

Беседа «Как сделали томатный сок?»

2-я неделя апреля

Наблюдение за тем, что происходило с семенами петрушки (фиксация в дневник наблюдений)

Дидактическая игра «Угадай овощ (фрукт) по вопросам»

Наблюдение за ростом лука: полив, рыхление

Чтение Г. Ладонщиков «Сластёна»

3-я неделя апреля

Консультация для родителей «Витамины в овощах и фруктах»

Дидактическая игра «Цвет и форма»

Труд в уголке природы: прополка, рыхление

4-я неделя апреля

Сюжетно – ролевая игра «Мы повара»

Рассматривание дневника наблюдений – беседа

Что делали сначала, что получилось

Дидактическая игра Домино «Фрукты»

Пальчиковая игра «Овощи»

1-я неделя мая

НОД. Рисование лука

Дидактическая игра «Что где растет»

Труд в уголке природы: полив, рыхление

Подвижная игра «Ловишки – убежим от вирусов»

2-я неделя мая

Дидактическая игра «Почемучка»

Разучивание и произношение чистоговорок по теме

Консультация для родителей «Огород на подоконнике»

Составление рассказа про огород

3-я неделя мая

Игра – хоровод «Огородник – воробей»

Физ. Минутка «Огород»

Беседа «Где найти витамины весной»

Дидактическая игра «Собери целое из частей»

4-я неделя мая

Обобщающая беседа об овощах и фруктах

Дидактическая игра «Ты откуда»

Беседа на тему: «Что полезно и что вредно для здоровья»

Высадка рассады на грядки в огород

Июнь – Июль

Наблюдение

Полив, рыхление, прополка

Август – сентябрь

Сбор урожая

Продукт проекта:

Выставка детских работ

Альбом

Презентация проекта

Литература:

  1. «Экологическое воспитание в детском саду» .О.А Соломенникова. Издательство «Мозаика – синтез» Москва 2006
  2. «Трудовое воспитание в детском саду» Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. Издательство «Мозаика – синтез» Москва 2006
  3. «Окружающий мир. Интегрированные занятия» М.П. Костюченко 2010 Издательство «Учитель» 2011. Последнее издание 2013
  4. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н.П. Рахманинова, В.В. Щетинина. Творческий центр «Сфера» Москва 2013
  5. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений» А.И. Иванова. Москва 2005

Проект в ДОУ "Выращиваем овощи и цветы".

Подготовила: воспитатель Курилкина Светлана Александровна, МАДОУ №8 г.Реутов Московской обл.
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.
Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений.
Все дети знают, как полезны овощи, но не у каждого ребёнка есть возможность их вырастить.
Цветы – это не только красота, но часть живой природы, которую надо беречь и охранять, но и приумножать.
Идея проекта : Создание на территории участка для прогулки клумбы - грядки.
Вид проекта : познавательно – исследовательский, долгосрочный.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта : апрель – сентябрь.
Цель : Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями.
Задачи :
1) Образовательные:
Познакомить с разнообразием растительного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
Познакомить со строением и жизнедеятельностью растений.
Познакомить детей с овощными культурами помидор и огурец, особенностями выращивания, уходом, сбором урожая.
Дать понятие –садовые, луговые цветы.
Познакомить с окружающим миром.
Формировать навыки исследовательской деятельности.
2) Развивающие:
Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
Обогащать словарный запас детей.
Развить творческий и исследовательский интерес к овощам помидор,огурец, к цветам подсолнух, астра.
Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
3) Воспитательные:
Привитие трудовых навыков, взаимопомощи.
Организация совместного творчества родителей и детей.
Бережное отношение к природе.
Методы проекта :
1. Беседа
2. Развивающие игры
3. Наблюдения
4. Опыты, исследовательская деятельность
5. Труд
Ресурсное обеспечение:
Информационные ресурсы (научно-методическая, публицистическая и художественная литература по данной проблеме) ;
Материальные ресурсы (экспериментальный участок, посадочный материал (рассада помидоров и огурцов, семена подсолнуха, рассада астр, средства ухода (пакетированная почва, вода, контейнеры под рассаду, вёдра, совочки, лопата, грабли, лейки, материал для оформления творческих работ.
Этапы работы :
Организационно-подготовительный этап. Поставлена цель, определены основные задачи. Подобрана литература, иллюстрации. Разработаны необходимые материалы: конспекты образовательной деятельности, алгоритм составления описательного рассказа, план работы по теме Проекта. В рамках взаимодействия проведена работа с родителями.
Основной этап – исследовательский. Непосредственная реализация проекта. Знакомство с овощными культурами и садовыми цветами. Посадка в комнатных условиях, выращивание рассады, уход за рассадой. Работа на огородном участке: высадка в грунт, уход за растениями, наблюдение за ростом, сбор семян и плодов. Эксперимент по итогам урожая.
Заключительный – итоговый. Рисование веселого образа огурца и помидора, подсолнуха и астры.
Ожидаемые результаты .
1. Дети самостоятельно наблюдают и замечают красоту растительного мира.
2. У детей сформирован познавательный интерес к природе, умеют устанавливать причинно-следственные связи.
3. Сформированы трудовые умения и навыки по уходу за растениями, бережное отношение к труду людей, желание общаться с природой.
4. В свободном рисовании пытаются изображать объекты природы.
Реализация проекта :
1. Этап – подготовительный.
- подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта;
- подобраны дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры;
- адаптированы и систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе;
- целевые прогулки по территории детского сада;
- беседы о цветах и овощах, составление описательных рассказов;
- рассматривание фотографий и картинок цветов и овощей;
- подготовка контейнеров с землей, семян.
2. Этап – исследовательский.
В группе детского сада произвели рассматривание и посев семян подсолнуха, подписали рассады овощей, контейнеры с названиями растений. Зарисовали в тетради наблюдений. Уход за растениями и полив.
Чтение художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки о цветах и овощах.
Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Зарисовывали в тетради наблюдений. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.
Беседы:
«Овощи»;
«Цветы»;
«Какие бывают цветы? », «Какие бывают овощи? »;
«Охраняемые цветы».
Опытно-экспериментальная деятельность:
«Условия, необходимые для жизни растений»
1. «Солнце и растение»
Цель: определить роль солнца в жизни растений.
Опыт: «Влияние солнечного света на рост растений»
2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место) .
2. «Вода и растение»
Цель: выявить насколько вода необходима для роста и жизни растений.
Опыт: «Растения «пьют» воду»
Поставить два букета цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов так же окрасятся. Вывод: растения «пьют» воду.
Игры по экологии:
«Вершки – корешки»
Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощи растут на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле - кисти рук опускают вниз.
«Земля, вода, огонь, воздух»
Играющие становятся в круг, в середине - ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Кто ошибётся - выбывает из игр.
«Кто где живёт»
У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей - с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребенок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
«Какого растения не стало? »
На стол выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.
3. Этап – заключительный.
Фото-выставка «Как мы выращивали помидоры и огурцы, подсолнечник и астры»
Выставка рисунков «Любимые цветы», лепка «Любимые овощи»
Сбор семян цветов
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей
Наблюдения.
Наблюдение 1 «Растения нашего участка». Осмотр участка, нахождение растений, определение их названий. Наблюдение 2 «Какие они – растения? » Осмотр растений с целью определить их строение (найти стебель, листья, цветки, корни). Сравнение разных растений по высоте, форме, окраске листьев, цветов, стеблей, по запаху. Наблюдение 3 «Кто помогает растениям расти?» Дети обсуждают, почему растения выросли. Определяется назначение всех частей растения: корень впитывает из земли влагу, питательные вещества; стебель переносит их к листьям, цветам, семенам; листья поглощают свет; из цветов потом будут семена. Растения выросли потому, что наш участок для них хороший «дом», в котором есть питательная почва, вода, тепло, свет. Расти цветам «помогают»: солнце, дождь, земля и люди. Наблюдение 4 «Какие животные живут на участке и как они приспособились к сезонным изменениям?» Развивать умение замечать изменения в жизни растений и животных в связи с сезонными изменениями. Наблюдение 5 «Где растут овощи и садовые цветы? » Беседы с детьми на основании личного опыта. Наблюдение 5 «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?» Дети находят на участке семена созревающих трав (подорожник, вьюн и др., устанавливают, что они сами опадают, разносятся ветром, цепляются за одежду, шерсть животных, что семена можно собирать для зимней подкормки птиц. Наблюдение 6 «Одуванчик ложится спать?» Обратить внимание на интересное явление - цветы открыты в полдень и закрыты вечером. Наблюдение 7 «Как выглядят одуванчики во время дождя?» Воспитатель, в соответствующую погоду, дает детям задание для самостоятельного наблюдения: посмотреть, как «ведут» себя одуванчики, как они выглядят, раскрыты ли цветы. Обсуждает с ними то, что они увидели. Наблюдение 8 «Соберем семена садовых цветов» Осмотр цветов, выявление зрелых семян, сбор их в коробочки или пакеты. Воспитатель обращает внимание детей на то, что цветок один, а семян много. Значит, на будущий год можно вырастить много цветущих растений.

Обзор литературы:
Растениеводство, 3 изд., М., 1971.
Наглядно-дидактические пособия. Серия «Расскажите детям о…», Серия «Мир в картинках», Плакаты «Овощи», «Фрукты», «Цветы».
Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа (3-4 года), Средняя группа (4-5 лет). - М.:Мозаика-Синтез,2014
Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду.Программа и методические рекомендации. – М.:Мозаика-Синтез,2009
Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. –М.:Мозаика-Синтез,2010
Лексические темы по развитию речи дошкольников. Средняя группа. Методическое пособие.- М., Центр педагогического образования,2014
Организация деятельности детей на прогулке: вторая младшая группа\авт.-сост.В.Н.Кастрыкина, Г.Н.Попова.-Волгоград:Учитель,2014

Мини - проект « Почта России».

Цель проекта: формировать у детей первоначальные знания о почте.

Задачи проекта:

1. Формировать у детей представление о труде работников почты, о важности их труда.

2. . Развивать творческие способности детей.

3. Обогащать словарный запас словами: марка, письмо, открытка, посылка, почтовый ящик и др.

4. Воспитывать уважение к работникам почты.

Участники проекта: воспитатель логопедической группы Радаева А.С., дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников.

Тип проекта: познавательно - творческий.

Срок реализации проекта: краткосрочный (1 неделя)

Предполагаемый результат проекта:

1.Дети 5-6 лет получат первоначальные знания о труде работников почты, о важности их труда.

2.Расширение и активизация словаря по теме « Почта».

3. Пополнение развивающей среды в группе по теме « Почта».

Этапы реализации проекта:

1 этап. Теоретический.

Подбор и изучение педагогической литературы, иллюстративного материала в соответствии с темой проекта с учетом возрастных особенностей детей, разработка проекта.

2 этап. Организационный.

Уточнение представлений детей о труде работников почты.

Деятельность педагога.

Беседа « Кто работает на почте»

Создание предметно - развивающей среды: предметные и сюжетные картинки по теме « Почта», открытки- пазлы и др.

Создание уголка для сюжетно - ролевых игр: « Почта», « Кому письмо».

Создание почтового ящика для общения в родительском уголке.

Подбор материалов для сюжетно - ролевых игр.

Рассматривание конвертов, открыток, детских газет и журналов, почтовых ящиков и др.

Просмотр мультфильма « Трое из Простоквашино».

3 этап. Практический.

Расширение детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний о почте через разнообразные виды деятельности педагога с детьми и родителями.

Деятельность педагога.

НОД. Рисование « Ленинградский почтальон».

Аппликация « Поздравительная открытка».

Чтение детской литературы: С.Я.Маршак « Почта», А. Шибаева « Почтовый ящик».

Дидактические игры и упражнения: « Отправь посылку», « Чего не хватает?», « Получи письмо», пальчиковое упражнение «Почтальон», « Есть- нет», « Помоги коту Матроскину», « Соберем бандероль Буратино».

Подвижная игра: «Кто скорее?».

Сюжетно - ролевые игры: « Почта», « Кому письмо».

Совместная деятельность педагога с детьми.

Создание коллажа « Почта Росси».

Совместная деятельность родителей и детей.

Экскурсия на почту.

4 этап Обобщающий.

Выставка рисунков.

Выставка открыток.

Выставка коллажа.

Деятельность педагога.

Организация и презентация выставок.

Совместная деятельность педагога с детьми.

Помощь детей в размещении рисунков, открыток, коллажа.

Совместная деятельность родителей и детей.

Посещение выставок.