Основные направления демографической политики 1 типа воспроизводства. Демографическая политика и ее проявление в разных странах мира


Планирование семьи в странах Азии и Африки

Азия и Африка - континенты, определяющие численность населения Земли на ближайшую и среднесрочную перспективу. По среднему прогнозу ООН, в 2050 году в мире будет проживать 9322 млн. человек, и доля Азии и Африки вместе взятых достигнет 80%, или четыре пятых населения Земли. Темпы роста и численность у каждого континента имеют свои особенности. Для Азии характерны высокие показатели абсолютного роста численности населения, для Африки - высокие темпы прироста, намного превосходящие азиатские.

Если в Африке в 2001 году ежегодный прирост населения составил 2,4% (в 14 государствах из 56 - 3%, а в четырех - даже более 4%), то в Азии существенно ниже - 1,4% (из 50 государств только в 7, включая республики бывшего СССР) .

В Африке высокий процент ежегодного прироста населения характерен для ряда относительно многонаселенных стран (более 50 млн. человек), таких, как Республика Конго (3,3%), Нигерия (2,6), Эфиопия (2,4%). Наоборот, в Азии у государств с аналогичной численностью - Китай, Индия, Индонезия (суммарно 2500 млн. человек, или 68% населения континента) - ежегодный прирост ниже: соответственно 0,7, 1,5 и 1,2% (2000 год).

К 2050 году численность населения Азии достигнет 5428 млн. человек (по сравнению с 2000 годом рост составит 48%), Африки - 2000 млн. (рост - 153%). И если в 2000 году численность населения Азии (3672 млн. человек) превышала население Африки (793 млн.) в 4,6 раза, то к 2050 году это превышение сократится до 2,7 раз .

Отсюда следует вывод: сокращение рождаемости путем планирования семьи в обоих регионах мира - крайне насущная задача, не допускающая долгих временных отсрочек.

Быстрые темпы роста населения по сравнению с темпами социально-экономического развития в этих регионах ведут к обострению проблем занятости, бедности, продовольственного положения, недоразвития инфраструктуры, земельного вопроса, к низкому уровню образования, ухудшению здоровья населения.

И хотя решение этих и многих других задач лежит не только в плоскости демографического развития, демографическая политика и ее важная составная часть - планирование семьи - позволяют добиться постепенного замедления естественного роста численности населения, что облегчит решение перечисленных проблем.

Замедлить рост численности населения возможно: за последние 30-35 лет ряду развивающихся стран это удалось, в частности благодаря развертыванию служб планирования семьи.

Что касается деятельности этих служб и ее результатов, равно как и стремления руководителей государств и общественности проводить политику контроля над рождаемостью, то по этим направлениям между странами Азии и Африки существуют значительные различия. Если в Азии руководство большинства стран соглашается с необходимостью контроля над рождаемостью (хотя не все и не в равной мере) и проводит соответствующую политику, то страны Африки подобной активности, за небольшими исключениями, не проявляют.

Различны и сроки начала проведения такой политики и осознание ее, как настоятельно необходимой для социально-экономического развития.

Различия наблюдаются и в направлении акцентов политики планирования семьи. Если азиатские страны делают упор на сокращение числа рождений и соответственно снижение роста численности населения, то африканские, напротив, - на улучшение репродуктивного здоровья женщин, лечение бесплодия. В целом страны Азии и Африки можно разделить на три группы в зависимости от: 1) отчетливо выраженного стремления осуществлять контроль за рождаемостью; 2) сроков начала мероприятий по планированию семьи; 3) результатов этой политики.

Азиатский континент отличается от африканского большим числом стран, активно включившихся в движение по планированию семьи и приступивших к реализации этих мер раньше по времени. Уже в 50-е годы Индия, Цейлон, Гонконг и Сингапур официально встали на путь планирования семьи. Остальные государства Азии проявили инициативу в 60-е годы.

Первыми африканскими странами, вставшими на путь контроля за рождаемостью в 60-е годы, были только Тунис и Египет. До конца 60-х к ним присоединились Кения, Марокко и Гана. Большинство стран Черной Африки с высокими показателями суммарной рождаемости (на начало 70-х годов более 6 детей на женщину) не торопилось контролировать деторождение. Многие вообще отказывались проводить политику планирования (не раз об этом заявлялось на международных форумах), аргументируя это тем, что у них и так низкие численность и плотность населения, продолжительность жизни, большая доля бесплодных женщин. Они ссылались также и на необходимость иметь много детей из-за высокой детской и младенческой смертности (от 120 до 200 на 1000 рождений в начале 70-х годов) . Более глубокими причинами были, конечно, традиции многодетной семьи и религиозные убеждения.

Тем не менее, уже в 70-е годы значительная часть африканских стран при участии международных организаций начнет проявлять интерес к службам планирования семьи. Там проводилась большая работа, особенно с женщинами, по формированию отношения к малодетной семье, сохранению ее здоровья и благополучия. Мужчин убеждать было труднее.
Руководство ряда африканских стран желало (и неоднократно заявляло об этом на международных форумах) сначала получить от Запада помощь на социально-медицинское, культурное и экономическое развитие, и только потом распространять и внедрять контрацептивные средства. Подобные требования обоснованны, поскольку здоровье населения (за исключением отдельных стран) действительно находится в критическом состоянии, а репродуктивное здоровье женщин особенно подорвано, что и приводит к бесплодию.

Азия. В целом службы планирования семьи получили здесь наибольшее развитие по сравнению с другими регионами Третьего мира. В число активных проводников программ включились крупнейшие по населению страны Азии (и мира), в первую очередь Китай и Индия.

Другие крупные азиатские государства - Индонезия, Бангладеш, Пакистан, Иран, Малайзия, Турция, Филиппины, Шри-Ланка - также объявили о намерении проводить политику планирования семьи. Правда, не все стали активно проводить в жизнь свои первоначально заявленные цели. Развитие служб планирования семьи в странах Азии, равно как и желание руководства государств прилагать максимум усилий для сокращения рождаемости, значительно дифференцированно. В самых общих чертах успехи здесь зависели от двух факторов: от напористости властей, стремящихся проводить политику планирования, и отношения к этим планам большинства населения. Именно по причине действия второго фактора усилия не всегда соответствовали результатам.

Активно работали и работают, используя различные методы, службы планирования семьи в Китае, Республике Корея, Индонезии, Шри-Ланке, Малайзии, Таиланде, Индии, Вьетнаме. Турцию, Иран, КНДР, Филиппины, Бангладеш, Бахрейн хотя и следует отнести к числу целеустремленных в решении данных вопросов, но с некоторыми оговорками. Что касается большинства арабских стран, то здесь службы планирования семьи и распространение методов контрацепции не получили развития . К ним относятся Сирия, Саудовская Аравия и их ближайшие соседи. Во всех странах, где отсутствует контроль над рождаемостью, решающую роль в отказе от него играет ислам, хотя его влияние по странам неодинаково. Например, руководство мусульманской Турции восприняло необходимость планирования семьи, ссылаясь на ту часть Корана, в которой еще 14 веков назад говорилось, что родители несут ответственность за воспитание детей, и не следует заводить их больше, чем можно должным образом вырастить.

Пакистан - крупная по численности населения мусульманская страна (145 млн. человек, 2001 год) довольно рано (1960 год) объявила об участии в движении по контролю за рождаемостью, но в дальнейшем она сильно отстала в проведении мер по планированию семьи, несмотря на значительную финансовую помощь, полученную от ООН. Годовой прирост населения в 2001 году составил здесь 2,8%, в то время как в Индии - 1,7%, Иране - 1,2% (рождаемость 39 на 1000 против 26 в Индии и 18 в Иране) . Отрицательную роль в этом случае сыграл ислам.

К странам, в которых активность мер сочеталась с позитивными результатами, могут быть отнесены Китай, Сингапур, Республика Корея, Вьетнам и Таиланд. Неплохие результаты у Индонезии и Шри-Ланки; Индия, учитывая усилия, правительства и иностранную помощь, могла бы показать более весомые результаты .

Что позволяет выделить "передовиков" планирования? Это может быть и показатель рождаемости и суммарный коэффициент фертильности [по-видимому, речь идет об общем коэффициенте рождаемости и коэффициенте суммарной рождаемости. - Демоскоп ]. Однако специалисты предпочитают оперировать удельным весом замужних женщин, пользующихся различными видами современной контрацепции. В таком случае в "передовую" пятерку войдут Китай, Республика Корея, Таиланд, Шри-Ланка и Вьетнам, где соответственно 83, 79, 74, 66 и 65% женщин в 90-е годы контролировали свою репродуктивную функцию. Последние места при такой оценке делят ОАЭ, Оман, а также Пакистан, где к контрацептивным средствам прибегают всего от 18 до 27% замужних женщин. В Индии - в одной из передовых стран в области планирования семьи - только 41% женщин предохраняются от беременности с помощью современных контрацептивов.

Методы предохранения от нежелательной беременности, применяемые в странах Азии, весьма разнообразны. Современные в целом методы занимают ведущее место в Китае, Гонконге, Сингапуре, Таиланде и в обеих Кореях.

Стерилизация - наиболее надежный, практически со 100-процентной гарантией метод - большое распространение получила в Китае, Индии, Шри-Ланке, Индонезии, Таиланде. Относительно важное место занимает мужская стерилизация.

В Китае и Сингапуре широко распространены внутриматочные спирали. Они были изобретены еще в 20-е годы XX века в Японии, потом забыты и снова возрождены и усовершенствованы во всем мире в 70-е годы. В Китае спиралями пользуются 30% предохраняющихся супружеских пар, что составляет 2/3 мировой численности предпочитающих этот метод. Популярны они также во Вьетнаме, Индонезии, некоторых арабских странах, а также в Монголии и Турции. В Китае и в Республике Корея широко используются кондомы . Противозачаточные пилюли получили распространение в Таиланде, Индонезии, Сингапуре, Кувейте.

За последние 30 лет наблюдается неуклонный прогресс в разработке новых и улучшении известных контрацептивных средств и методов. В конце XX века распространены имплантанты, такие как Норплант, например в Индонезии.

Поскольку ряд контрацептивов вызывают нежелательные последствия для здоровья у некоторых женщин, многие прекращают пользоваться ими. Поэтому их безопасность и эффективность - важное условие для роста числа участников программ планирования семьи. Однако ученые полагают, что высокого качества и надежности противозачаточных средств удастся достичь не ранее, чем через 10-15 лет. Остается проблемой приобретение развивающимися странами новейших изобретений в этой области в связи с их дороговизной и иногда - трудностями доставки.

Аборт как метод планирования семьи в целом не одобряется как Фондом народонаселения ООН, так и подавляющим большинством стран, а во всех арабских государствах на него просто наложен запрет. Разрешены аборты в странах Восточной Азии: Китае, Монголии, Вьетнаме, КНДР и практически в Индии. С ограничениями они допускаются в Индонезии, Шри-Ланке, Таиланде.

Дебаты по поводу абортов и их связи с практикой контрацепции всегда были бурными в эволюции международных усилий за планирование семьи. Во многих странах, где они были запрещены, женщины страдали от последствий нелегальных абортов. Даже в консервативных религиозных кругах, настроенных на запрет всяких форм предохранения от беременности, священнослужителям, докторам и политическим деятелям приходилось соглашаться на использование "модных контрацептивов", поскольку жизнь убеждала, что планирование семьи может защитить от более серьезной проблемы - опасных для жизни подпольных абортов.

Аборты - проблема, скорее, национальная, нежели международная. Лишь немногие международные организации поддерживают их практику. По поводу статистики абортов и причин их живучести в азиатских и африканских странах данные весьма неполные и недостоверные. В Африке они достоверны только по Тунису, Замбии и ЮАР. В остальных странах - статистика отсутствует вовсе. Максимум удельного веса абортов на 100 беременных приходится на республики бывшего СССР и страны [бывшего] Варшавского Договора. Здесь в 14 из 25 стран этот показатель составляет от 40 до 63%. В Замбии и ЮАР - около 5. В остальных - не менее 17%.

В 10 странах Азии, по которым имеются данные, разница в показателях использования абортов колоссальная. Китай, Гонконг, Республика Корея и Вьетнам производят от 25 до 45 абортов на 100 беременных, в то время как Индия, Турция - около 5.

Одна из трудностей для более широкого распространения контрацептивных средств - их нехватка, особенно если супруги предпочитают только определенный метод. В последние годы контрацептивы стали производиться в самих азиатских странах, часто на предприятиях с участием иностранного, в основном американского, капитала. Организовать такое производство помогают Фонд ООН по народонаселению (ЮНФПА), американский Совет по народонаселению, Агентство международного развития (США) и др. Местный частный капитал своими силами создал предприятия по производству менее трудо- и наукоемких резиновых изделий (презервативы, диафрагмы), недорогих противозачаточных таблеток.

Контрацептивные средства бедные слои населения в ряде стран могут получать бесплатно или по низкой цене: в основном пилюли, кондомы, инъекции, а кое-где бесплатно вставляют и внутриматочные спирали (частные медицинские учреждения оказывают все виды услуг по контрацепции платно). В Индонезии, например, бесплатные контрацептивы получают 16% пользователей; остальные эти услуги оплачивают. На Филиппинах около половины пользователей получают противозачаточные средства из государственных источников. Однако потребность в них удовлетворяется не везде: на Филиппинах таковых 20%.

Индия , когда разработала и впервые приняла национальную политику планирования семьи (1951 год), насчитывала 376 млн. жителей, ежегодный прирост населения составлял 1,8%, рождаемость - 44 на 1000, а число детей на одну женщину - около 6. На середину 2001 года население Индии выросло в 2,7 раза, а его численность перешагнула за миллиард и составила 1033 млн. человек.

В 1951 году Индия разработала и начала выполнять первый пятилетний план под руководством выдающегося политического деятеля премьер-министра Дж. Неру. По его мнению, существовавшие высокие темпы роста населения опрокидывали все планы социально-экономического развития страны. Задача планирования семьи была выделена как важная цель укрепления благосостояния населения; развернулась подготовка кадров медицинских работников для ее осуществления. Из способов предохранения от зачатия на первом этапе был предложен "метод ритма", но он не дал ожидаемых результатов.

Во втором пятилетнем плане (1956-1961 годы) ассигнования на планирование семьи были увеличены в 15 раз, по всей стране организовано 4 тысячи клиник, расширено обучение супружеских пар, а главным методом контрацепции официально предложена стерилизация. Тем не менее, за десятилетие население Индии выросло еще на 80 млн. человек. В кампанию по сокращению рождаемости в дальнейшем были вовлечены сельские советы (панчаяты). В 60-70-е годы правительство действовало весьма активно: планированию семьи в социально-экономическом развитии и политике руководства отводилась ключевая роль. На эти программы по четвертому пятилетнему плану было выделено 2% госбюджета, а на все здравоохранение - лишь 3%. Большую помощь оказывал ЮНФПА. Только на стерилизацию мужчин был выделен 1 млн. долларов; соглашавшийся на стерилизацию получал премию, но энтузиазма мужчины не проявляли, напротив, высказывали недовольство.

Среди мероприятий этого периода был и новый закон о брачном возрасте (по нему разрешалось вступать в брак не с 15, а с 18 лет - неслыханное нововведение по индийским традициям). Между тем с 1961 по 1971 г. население Индии выросло еще на 118 млн. человек, его среднегодовой прирост - 2.2% - максимальный за всю историю страны. Правительство и правящая партия Индийский национальный конгресс проиграли выборы 1977 году. Причина провала - слишком жесткая и вместе с тем неудачная кампания по контролю за рождаемостью. Затем последовал резкий спад кампании. Не принес результатов и проведенный в двух штатах Индии на средства ЮНФПА, Мирового банка и ЮНЕСКО "ударный эксперимент". Глубокая бедность, низкая грамотность торпедировали "ударную" кампанию. Только южный штат Керала, более развитый в социально-экономическом отношении, благодаря высокому уровню грамотности женщин, снижению младенческой смертности, успехам служб планирования семьи, выделился на общем фоне резким снижением суммарного коэффициента рождаемости к 1978 году до 2,5 против 5 для всей Индии.

Чтобы как-то переломить давнюю традицию - обязательно родить и вырастить сына, были предложены льготы для семей, у которых родились только две дочери (исходя из установленной нормы - два ребенка на семью). И если женщина не рожает больше детей, ей начисляется определенная сумма, которая накапливается в течение ряда лет к свадьбе дочери.

В начале 90-х годов во главу угла программ планирования семьи было поставлено укрепление репродуктивного здоровья женщин. Этот поворот ожидаемого эффекта не дал, поскольку одновременно попытались сократить применение контрацептивов. В результате к концу века снова вернулись к стерилизации. Что касается других способов, то они очень отличаются в разных штатах, но в целом находят своих приверженцев по всей Индии.

После Китая и Индии, Индонезия занимает 3-е место по численности населения (212 млн. человек) и выделяется довольно успешными результатами в области планирования семьи. Неофициально планирование практиковалось с 1961 года, когда численность населения достигла 97 млн. человек, но правительственную поддержку оно получило только после 1967 года. В 1968 году создан Национальный институт планирования семьи, и вскоре разработан первый пятилетний план, в котором этой проблеме отведено важное место. Подчеркивается, что от сохранения здоровья матери и ребенка зависит благополучие семьи в целом. Признается, что частые роды и большие семьи подрывают здоровье женщины.

Поскольку Индонезия - островное государство, программу планирования семьи было решено проводить децентрализованно, широко привлекая местные органы власти. Одно из поощрений малой семьи нашло отражение в окраске домов: в различные привлекательные цвета окрашивались дома супругов, предохранявшихся от беременности. Дома тех, кто не пользовался контрацептивами, оставались неокрашенными. Число детей на одну женщину снизилось довольно быстро: с 1970 по 1990 год - с 5 до 3 человек, и к 2000 году население страны вместо 250 млн. (по прогнозу) составило 200 млн. человек. Достижения в сокращении рождаемости опережали даже планируемые. Расходы по планированию семьи покрывались как за счет внутреннего бюджета, так и благодаря помощи из-за рубежа: ЮНФПА, фондов Форда, Пасфиндера, Рокфеллера, Международной федерации планирования родительства, Совета по народонаселению (США), а также отдельных стран - Австралии, Японии.

Почему планирование семьи в Индонезии оказалось более успешным, нежели в Индии? Причин несколько. Во-первых, численность населения в 5 раз меньше. Во-вторых, образовательный уровень индонезийских женщин выше индийских, а удельный вес мужей, возражающих против планирования семьи, невелик - всего 16%, что гораздо меньше, чем в Индии. Индонезийские женщины лучше осведомлены о способах контрацепции и знают о них больше. Необходимость, согласно традиции, обязательно родить сына не распространена так, как в Индии. Положительную роль сыграл и тот факт, что планирование семьи в Индонезии сочеталось с программами продовольственной помощи. Возможно, определенную роль сыграла и меньшая плотность населения, что позволяло легче охватить службами планирования семьи отдельные районы.

Шри-Ланка (в прошлом Цейлон) - небольшая страна с населением менее 20 млн. человек (2001 год). До 70-х годов отмечался довольно высокий рост населения и рождаемости (в 60-е годы от 35 до 45 человек на 1000). Официально политика планирования семьи была провозглашена в стране в 1968 году. И ее более успешному проведению способствовало несколько факторов: довольно высокие показатели урбанизации, более высокий уровень образования, в частности женщин, их занятости и более позднее вступление в брак как одно из следствий тех и других процессов. Все это способствовало более успешному вовлечению женщин в кампанию по планированию семьи.

Пятилетний план 1972-1976 годов признал контроль за рождаемостью важным фактором экономического и социального развития, а продолжающийся рост населения - тормозом этого поступательного движения.

Программам планирования семьи в Шри-Ланке противостоит религия - буддизм, выступающий против ограничения деторождения. Однако сила противодействия буддизма оказалась недостаточной, чтобы воспротивиться планированию семьи.

ЮНФПА, ЮНЕСКО и ВОЗ, исследовав демографическую ситуацию в стране в начале 70-х годов, рекомендовали правительству приступить к программе снижения рождаемости, сопровождая это активной информацией населения об имеющихся контрацептивах и организацией служб по оказанию помощи населению.

В Шри-Ланке большое внимание уделяется здравоохранению, особенно женщин и детей, проведено обучение среднего медицинского персонала методам контрацепции, родовспоможению, распространению информации о контрацептивах, включению в школьные программы демографических знаний. Экономическое положение Шри-Ланки было более благоприятным, чем у ее соседей, благодаря развитию важных статей экспорта: чая, каучука, кокосовых орехов.

В 70-е годы программы планирования семьи имели умеренный успех, однако в 80-90-е были успешнее. В 1993 году удельный вес замужних женщин, пользующихся контрацептивами, достиг 2/3 их общей численности, что дало результаты. Если в 1971 году население насчитывало 12,7 млн. человек, то через 30 лет - 19,5 млн. А в 1995-2000 годах Шри-Ланка имела рекордно низкий прирост населения - всего 1% в год, то есть за вторую половину века он сократился в два с лишним раза и приблизился к уровню США.

Африка . Вовлечение африканских стран в систему мероприятий по планированию семьи потребовало от международных и национальных организаций гораздо больших усилий, чем в отношении большинства азиатских стран. Только Тунис и Египет, а затем Кения и Марокко проявили к этому интерес, выделяя в комплексе мер в первую очередь охрану здоровья женщин, родовспоможение, половое воспитание и сочетая планирование с экономическим развитием.

Только в 80-е годы заметно усилился контроль над рождаемостью в более чем 10 странах, но процесс идет крайне медленно, за исключением Северной Африки, Кении, Зимбабве, Сенегала. В большинстве стран в 90-е годы применение контрацептивов оставалось на чрезвычайно низком уровне. В среднем по континенту только 31% замужних женщин контролируют свою репродукцию. Примерно 2/5 африканских стран имеют о контрацептивах весьма смутное представление или ничего не знают о них вообще (см. табл. 1).

Таблица 1. Страны Азии и Африки, официально объявившие о мерах по планированию семьи (в хронологическом порядке)

Страна

Годы

Примечания

Неофициально с 1936 года

Цейлон (Шри-Ланка)

Сингапур

Первая клиника открыта в 1949 году

Пакистан

Индонезия

Правительство поддержало в 1968 году

Республика Корея

По другим данным 1961 г.

Маврикий

Малайзия

По другим данным 1963 год

Филиппины

Ассоциация существовала с 1965 года

Ограниченные мероприятия

Меры по охране здоровья матери и ребенка

Танзания

Ассоциации по планированию семьи

Иордания

Планирование семьи проводится в ограниченных масштабах

Ряд африканских стран

* Дат нет.

Источник : International Journal of Family Planning Perspectives. Wash., 2000. № 2. P. 80, 93, 94.

По подсчетам ООН, только в 14 из 56 государств Африки половина супружеских пар пользуется контрацептивами, в странах южнее Сахары к ним прибегают особенно редко: от 2 до 26%.

Опросы в конце 80-х годов показали, что около половины замужних женщин в Египте, Тунисе не хотели бы больше иметь детей, в странах южнее Сахары таких женщин менее одной четверти , то есть там программы планирования семьи не работают. С другой стороны, в ряде стран желание женщин пользоваться контрацептивами наталкивается на противодействие мужей - вплоть до развода. Религиозные и социальные нормы не только не признают, но даже проклинают контроль за рождаемостью.

Методы и способы планирования семьи в странах Африки весьма дифференцированы. Как уже говорилось, современные методы наиболее распространены в Алжире, Египте, Марокко, Тунисе и ЮАР. До недавнего времени не пользовавшиеся спросом кондомы стали активно внедряться с конца XX века главным образом как защита от заражения ВИЧ/СПИДом.

Наиболее надежный метод - стерилизация, в Африке применяется очень редко. Примерно 15-20% супружеских пар, главным образом в странах южнее Сахары, предпочитают "метод ритма" и "coitus interruptus". Относительно распространены традиционные малоэффективные способы защиты от зачатия.

Несмотря на то, что практику аборта мировое сообщество призывает свести к минимуму, тем не менее, его делают повсюду, в том числе в африканских странах. Везде, кроме Туниса и ЮАР, аборты запрещены, но нелегально они практикуются. Так, в Тунисе, где хорошо организованы службы планирования семьи, легализованы и аборты. Неудивительно, что в этой стране самая низкая рождаемость (19‰) и самый низкий на континенте ежегодный естественный прирост населения - 1,3%.

Судя по ответам на анкету ООН, во второй половине 90-х годов большинство африканских стран будто бы поддерживали доступность и необходимость использования контрацептивных средств и только несколько стран ответили, что они категорически против любого регулирования рождаемости. Это небольшие по численности населения государства: Габон, Гвинея, Кот д"Ивуар, Ливия и Джибути.

Приведенные данные, однако, не означают, что африканский континент в значительной степени охвачен службами планирования семьи. Поддержка официальными властями контроля за рождаемостью по существу оставлена на усмотрение самого населения, хотя сдвиги за последние два-три десятилетия XX века, конечно, произошли.

Но их мало. Так, суммарный коэффициент рождаемости (число детей на одну женщину за весь ее репродуктивный период) свидетельствует, что снижение роста населения, хотя и идет, но не такими темпами, как намечалось (см. табл. 2).

Таблица 2. Суммарный коэффициент рождаемости в Африке

Годы

Вся Африка

Восточная

Центральная

Северная

Южная

Западная

Источник : Selected World Demographic Indicators by Region, Country and Are, 1970-1975. N.Y., 1976.

Заметный сдвиг произошел только в Северной и Южной Африке. В Центральной число детей на одну женщину в среднем даже возросло.

Практика планирования семьи в странах Азии и Африки показала, что, во-первых, разъяснительной работы, распространения контрацептивов, других подобных методов явно недостаточно. Знание способов предохранения от зачатия и наличие необходимых средств еще не означают, что супружеские пары будут ими пользоваться и деторождение сократится.
Во-вторых, планирование рождаемости требует междисциплинарного подхода, привлечения специалистов различного профиля, не только медиков и демографов. Необходимо использовать широкий круг социологов, этнографов, экономистов, психологов. Страны очень отличаются по менталитету, традициям, религии, уровню знаний, социально-экономическому развитию. А "производство" детей - вопрос весьма деликатный, и вмешательство в столь интимную сферу требует осторожного подхода и широкого спектра знаний.

В-третьих, международные организации и отдельные страны, которые оказывают помощь в планировании семьи, не должны навязывать свою технологию и организационные формы проведения этих программ. Необходимо внедрять только то, что государства-получатели предпочитают сами. Например, государства Африки предпочитают помощь по охране здоровья населения и борьбу с бесплодием женщин. Эту помощь и нужно им оказывать.

И, наконец, следует иметь в виду, что страны Азии, и особенно Африки, сейчас ощущают нехватку поступления контрацептивов из-за рубежа. Рост их производства на местах не станет панацеей, поскольку потребует высоких затрат, а качество продукции может не соответствовать требованиям.

Дебаты по поводу моральных, медицинских, социальных и экономических факторов, возможно, в перспективе пойдут на убыль. Однако противоречия в мусульманском мире могут вспыхнуть снова, если консервативные или фундаменталистские идеи возьмут верх или если население начнет проявлять озабоченность негативными последствиями низкой рождаемости или нулевого роста населения. Однако не следует терять надежду, что в обозримом будущем регулирование рождаемости путем планирования семьи все-таки станет фактором повседневной жизни среди подавляющего большинства населения стран Азии и Африки.

Там, где программы планирования семьи еще не получили широкого распространения, международной общественности предстоит добиваться политической поддержки их проведения, а самим странам большую часть финансовой ноши взвалить на свои плечи, поскольку помощь международных доноров может сократиться. Поддержка со стороны США в том объеме, в каком она обеспечивалась в 60-80-е годы, проблематична.

Между тем планирование семьи было и остается составной частью трансформации стран Азии и Африки, и большинство людей видят в ней путь к повышению доходов, занятости, образования и других элементов перехода от традиционного общества к современному. Планирование семьи - решающий фактор этих изменений.

1 - См.: 2001 World Population Data Sheet. Wash., 2002. Chart.
2 - См.:: World Population 2000. N.Y., 2001. Chart
3 - См.: 1973 World Population Data Sheet. Wash., 1974. Chart
4 - См.: Johnson S.P. World Population and the United Nations. Cambridge, 1987.
5 - См.: 2001 World Population Data Sheet.
6 - См.: Осколкова О.Б. Планирование семьи в развивающихся странах Азии // Азия и Африка сегодня. 2001. № 3. С. 76-79.
7 - См.: Feyisetan В., Casterline J. Fertility Preference and Contraceptive Change in Developing Countries // International Family Planning Perspectives. 2000. V. 26. № 3.
8 - См.: World Population at the Turn of the Century. N.Y., 1989. P. 50.

Демографическая политика представляет собой систему государственных мероприятий, направленных на формирование наиболее благоприятного для целей общественного развития типа воспроизводства и расселения населения. Она может включать меры по регулированию внешней и внутренней , упорядочению процессов , достижению более низкого уровня смертности путем совершенствования службы здравоохранения, но одна из основных ее задач — воздействовать на режим (стимулировать и ограничивать ее) с помощью различных экономических, социальных, административно-юридических и пропагандистских средств. Экономические меры: оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей, пособия на детей в зависимости от их числа, возраста, типа семьи, ссуды и , налоговые и жилищные льготы и т.д. К числу административно-правовых средств относятся законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, аборты, использование средств контрацепции, социальное обеспечение нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин-матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию. Большую роль на воспроизводство оказывают пропагандистские и воспитательные меры, призванные формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определяющие демографический в обществе. В конкретной действительности выбор средств воздействия на рождаемость широко варьируется в зависимости от поставленных задач и степени их научной обоснованности, общественных условий и реальных государственных возможностей.

Наибольшее развитие и распространение демографическая политика получила во-второй половине XX столетия, что обусловлено с существенной территориальной дифференциацией естетсвенного прироста в мире. С одной стороны в ряде регионов наблюдается демографический взрыв, вызывающий комплекс социально-экономических, с другой стороны на развитех страны стремительно надвигается демократический кризис, обусловленный депопуляций и старением населения.

В странах западной Европы система мер демографической политики в общем сходная, хотя, конечно, различается размерами разного рода выплат и других льгот. Демографы считают, что наиболее активно политику поощрения рождаемости и естественного прироста проводят и Швеция.

В России, когда она была в составе Советского Союза, демографическая политика сводилась в основном к поощрению многодетности и осуществлению комплекса мер, обеспечивающих материальное и моральное ее стимулирование. В конце 1980-ых г.г., когда началось падение рождаемости и естественного прироста, эти меры были усилены и дополнены рядом новых мер по защите семей с детьми в связи с трудностями перехода к рынку. Одной из причин и одновременно одним из следствий этого кризиса стало увеличение числа абортов, по общему количеству которых занимает ныне неконкурентное первое место в мире. В конце 1990-х г.г. была подготовлена программа действий по выводу Российской Федерации из демографического кризиса. Эта концепция рассчитана на срок до 2015 г.

В современный период большинство стран мира стремятся управлять воспроизводством населения, для чего проводят государственную демографическую политику. Демографическая политика - это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения и, прежде всего, на рождаемость в желательном для себя направлении.

В странах первого типа воспроизводства преобладает демографическая политика, направленная на повышение рождаемости и естественного прироста населения. Из стран Европы наиболее активно такую политику проводят Франция и некоторые страны Восточной Европы (как правило предоставляются льготы различного рода и выплата пособий на рождение ребенка). Большинство стран второго типа воспроизводства населения в последние десятилетия стали осуществлять демографическую политику, направленную на сокращение рождаемости и естественного прироста. В первую очередь, это относится к двум самым многонаселенным странам мира – Китаю (семья при рождении второго ребенка теряла льготы, при рождении третьего – платила налоги) и Индии. В Китае она проводится под девизом: "одной семье — одного ребенка", а в Индии — под девизом: "нас двое — и нам двоих".

Особенности полового состава позволяют подразделить все страны мира на три группы. В первую группу входят те страны, где число мужчин и женщин примерно одинаково. К ним относятся многие страны Африки и Латинской Америки. Во вторую группу входят страны с преобладанием женщин. К ней относится примерно половина всех стран мира, причем особенно характерно такое превышение для стран Европы. Оно объясняется большей средней продолжительностью жизни у женщин, потерями мужского населения в периоды первой и второй мировых войн и другими причинами. Преобладание мужчин особенно характерно для некоторых стран Азии и, в первую очередь, для Индии и Китая. Благодаря этим двум странам в целом мире мужчины немного преобладают.

Основные типы возрастного состава населения соответствуют типам его воспроизводства.


Для стран первого типа воспроизводства характерна низкая доля детских возрастов и повышенная доля пожилых возрастов. Например, в зарубежной Европе дети до 14 лет составляют 24 % всего населения, взрослые 15-59 лет — 59 %, а пожилые — 17 %. Данное соотношение возрастов называется "старением нации". Для стран второго типа воспроизводства, напротив, характерна высокая доля детских и крайне низкая доля пожилых возрастов. Например, в Африке дети составляют 44 % всех жителей, а пожилые люди — всего 5 %. Возрастной состав населения напрямую влияет на экономику страны. Так, например, при сохранении современной тенденции рождаемости в странах Европы возможна такая экономическая ситуация, при которой будет ощущаться явный дефицит трудовых ресурсов в основных сферах экономики и в материальном производстве особенно. Плюс ко всему, большая часть населения перейдет в другую группу – пожилую, которая будет нуждаться в поддержке со стороны государства (выплата пенсий). В странах второго типа воспроизводства возможна иная ситуация – подрастающее молодое поколение при переходе в группу «взрослые» будет оказывать значительное влияние на рынок труда, что может привести к избытку трудовых ресурсов и соответственно к безработице.

Возраст служит главным критерием при определении численности экономически активного населения, то есть той части трудоспособного населения, которая участвует в материальном производстве и непроизводственной сфере. В среднем в мире к экономически активному населению относят примерно 45 % всего населения, или 2 млрд человек. В современный период особенно большое значение приобретает не только количество, но и "качество" населения. Это понятие включает условия жизни и питания, здоровье, способность к восприятию нововведений, а также уровень грамотности населения. В 1990 г., по данным ООН, в мире было 963 млн неграмотных (27 %). Из этого количества 4 % приходилось на экономически развитые страны и 96 % — на развивающиеся страны. Особенно много неграмотных в Африке к югу от Сахары (53 %). "Рекордсменом мира" в этом отношении можно считать Бутан, где среди мужчин — неграмотных 93 %, а среди женщин — 98 %.

«Демографическая политика» - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и структуры. Иными словами, это политика, воздействующая на процессы рождаемости, брачности, разводимости, смертности, на возрастную структуру населения.

Меры демографической политики:

1) Экономические :

ь оплачиваемые отпуска;

ь различные пособия при рождении ребёнка, часто в зависимости от их количества;

ь возраст и состояние семьи оцениваются по прогрессивной шкале;

ь ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы - для повышения рождаемости;

ь преимущества для малодетных семей - для понижения рождаемости.

2) Административно-правовые:

ь законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак;

ь разводимость;

ь отношение к абортам и контрацепции;

ь имущественное положение матери и детей при распаде брака;

ь режим труда работающих женщин.

3) Воспитательные, пропагандистские:

ь формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения;

ь определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям;

ь политика планирования семьи;

ь половое образование молодёжи, гласность по вопросам половых отношений.

В широком смысле «демографическая политика» - это политика в области народонаселения. Объектом может выступать население страны, отдельных её районов, когорты населения, семьи определённых типов. Историческая цель «демографической политики» государства достижение демографического оптимума.

История «демографической политики» восходит к временам глубокой древности. Она нашла отражение во многих правовых и законодательных актах древности, особенно в случаях перенаселения стран или, напротив, больших людских потерь (хотя религиозно-этические доктрины почти всегда имели большее значение, чем подобные акты).

В средние века, в условиях повышенной смертности из-за войн и эпидемий, некоторые демографические меры, большей частью стихийные, были направлены на сохранение высокого уровня рождаемости. В новое время первой страной, где «демографическая политика», стимулировавшая рождаемость, получила вполне отчетливое оформление, была Франция. Затем, такую политику стали проводить некоторые другие страны Европы. В последующем ее отчасти сменила политика, направленная на сдерживание темпов прироста населения.

Такая же смена приоритетов - в зависимости от фазы «демографического перехода» - была характерна и для новейшего времени. Но при всем этом нельзя не согласиться с известным демографом А. Я. Квашой, по мнению которого, в целом история «демографической политики» свидетельствует о том, что она была довольно слабым инструментом и не могла существенно влиять на воспроизводство населения.

Наибольшее развитие и распространение «демографическая политика» получила во второй половине ХХв., что объясняется, с одной стороны, наступлением «демографического взрыва», а с другой - демографического кризиса. Многие политики и ученые увидели в ней едва ли не главное средство сдерживания роста населения в первом и его ускорения -во втором случае.

Неудивительно, что очень много внимания этим вопросам уделила и Организация Объединенных Наций. Под ее эгидой состоялись Всемирные конференции по народонаселению: в 1954 г. (Рим), в 1965 г. (Белград), в 1974 г. (Бухарест), в 1984 г. (Мехико), в 1994 г. (Каир). В 1967 г. был образован Фонд ООН по поощрению деятельности в области народонаселения (ЮНФПА). С 60-х годов ООН проводит систематические опросы правительств по проблемам политики в области народонаселения. Их обсуждают также на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. В 1992 г. они вошли в повестку Всемирной конференции по окружающей среде и развитию. Из отдельных документов особое значение имеет принятый в Бухаресте в 1974 г. «Всемирный план действий в области народонаселения», содержащий много конкретных рекомендаций по осуществлению «демографической политики». Затем, на конференциях в Мехико и в особенности в Каире он получил дальнейшее развитие с включением ряда принципиальных изменений.

Однако, для того чтобы сделать «демографическую политику» по-настоящему эффективной и действенной, всех этих постановлений было недостаточно. Необходимы были и новые средства ее осуществления.

Первый большой прорыв в этой области произошел на рубеже 50-х и 60-х годов, когда удалось получить комбинированные контрацептивные средства для внутреннего употребления - гормональные таблетки, пилюли и другие средства, которые постепенно все более усовершенствовали.

Сведения о распространении «демографической политики» в современном мире не всегда бывают сопоставимыми. Так, по одним данным, в развитых странах к различным формам контроля рождаемости прибегают около 70% женщин репродуктивного возраста, в развивающихся -50%. По другим данным, более или менее активную «демографическую политику» проводят примерно в половине всех стран мира. По третьим, только с 1970 по 1993 г. число супружеских пар в развивающихся странах, использовавших различные формы планирования семьи, увеличилось в 10 раз (с 40 млн. до 400 млн.), а число самих этих стран возросло до 130. По четвертым, количество участников планирования семьи к 2000 г. в Восточной и Юго-Восточной Азии превысило уже 300 млн., в Южной Азии - 100 млн., в Латинской Америке - 75 млн. семей (таб. 4).

Таблица 4

Как видим, трудно определить, в какой мере эти сведения соответствуют или противоречат друг другу; но в целом они свидетельствуют о том, что распространение «демографической политики» приобретает все больший размах.

В зависимости от демографической обстановки «демографическая политика» обычно преследует одну из двух главных целей.

В развивающихся странах, еще находящихся на стадии «демографического взрыва», основная цель «демографической политики» заключается в снижении коэффициентов рождаемости и естественного прироста населения. Рождаемость уменьшается в результате популяризации и распространения контрацептивов, санитарного просвещения, консультирования по вопросам планирования семьи, пропаганды преимуществ малодетной семьи, а также стимулирования малодетности при помощи разного рода экономических и административных мер.

Наиболее яркий пример осуществления «демографической политики» являют собой развивающиеся страны Азии. Там она охватывает подавляющее большинство жителей. В первую очередь это относится к странам с самой большой численностью населения - Китаю, Индии, а также к Индонезии, Пакистану, Бангладеш, Малайзии, Таиланду, Филиппинам. Довольно активную «демографическую политику» проводят также в странах Латинской Америки, некоторых странах Северной Африки. Однако, в остальных частях развивающегося мира, в особенности в мусульманских странах, она пока еще получила незначительное распространение.

В качестве одной из действенных мер «демографической политики» многие развивающиеся страны осуществляют законодательное повышение возраста вступления в брак. Например, в Китае он был повышен до 22 лет для мужчин и 20 лет для женщин, в Индии - соответственно до 21 года и 18 лет. В действительности же наблюдается еще большее «старение» брака, которое объясняется тем, что значительная часть молодых людей стремится прежде получить образование, а затем пройти профессиональную подготовку, часто совмещая ее с трудовой деятельностью. Еще 15-20 лет назад средний возраст невест в развивающихся странах составлял 16-18 лет, а к началу XXI в. даже в Африке он стал превосходить 20 лет, в Азии же и особенно в Латинской Америке «постарел» еще больше.

Среди стран Азии, Африки и Латинской Америки есть десятки очень небольших по численности населения, а зачастую просто карликовых государств, «демографическая политика» в которых (если ее проводят) направлена в первую очередь не на снижение, а на увеличение естественного прироста населения.

В большинстве экономически развитых стран, вступивших в полосу демографического кризиса, осуществляют «демографическую политику», преследующую цель повышения коэффициентов рождаемости и естественного прироста. В первую очередь это относится к странам Европы.

Особенно активную «демографическую политику» до конца 80-х гг. проводили страны Восточной Европы. К числу основных ее мер относились: единовременные ссуды молодоженам, пособия в связи с рождением каждого ребенка - по прогрессивно возрастающей шкале, ежемесячные пособия на детей, длительные отпуска по беременности и родам, преимущественное право на приобретение квартиры, на устройство детей в детские учреждения.

В странах Западной Европы система мер «демографической политики» в общем сходная, хотя, конечно, различается размерами разного рода выплат и других льгот. Например, единовременные пособия при рождении ребенка в ФРГ в начале 90-х гг. составляли 100 марок, в Великобритании - 25 фунтов стерлингов, во Франции - 2600 франков, в Испании - 3000 песет.

Ежемесячные пособия выплачивали в ФРГ в размере 50 марок на первого ребенка, 100 марок на второго, 200 марок на третьего и каждого последующего, в Нидерландах от 90 гульденов на первого до 215 гульденов на восьмого ребенка. Во Франции подобные ежемесячные пособия возрастают с 500 франков на двух детей до 3000 франков на шестерых детей, причем их выплачивают до достижения детьми 16 лет. В Швеции отпуск по беременности и родам составляет 32 недели и оплачивается из расчета 90% заработной платы.

Демографы считают, что политику поощрения рождаемости и естественного прироста наиболее активно проводят Франция и Швеция.

Ныне средний возраст вступления в брак в Европе составляет 26,4 года для мужчин и 23,4 года для женщин. В Италии, Швейцарии, Швеции для мужчин он превышает 27, а в Германии даже 28 лет. Для женщин во Франции и Швеции он превышает 24, а в Германии, Швейцарии и Дании - 25 лет.

В США государственная «демографическая политика» в обычной ее трактовке фактически почти отсутствует. Гражданам в этой сфере предоставлена полная свобода выбора. Помощь семье оказывают, как правило, косвенную, в форме разных налоговых льгот.

В России, когда она была в составе Советского Союза, «демографическая политика» сводилась в основном к поощрению многодетности и осуществлению комплекса мер, обеспечивавших материальное и моральное стимулирование семьи. В конце 80-х годов, когда началось падение рождаемости и естественного прироста, эти меры были усилены и дополнены рядом новых мер по защите семей с детьми в связи с трудностями перехода к рынку.

В новой, независимой, России разразился настоящий демографический кризис, и началась довольно быстрая убыль населения (таб. 5). Одной из причин и одновременно одним из следствий этого кризиса стало увеличение числа абортов, по общему количеству которых (3,5-4 млн. в год в первой половине, 2,5 млн. во второй половине 90-х годов) Россия занимает внеконкурентное первое место в мире. По числу абортов из расчета на 1000 женщин в фертильном возрасте (100) и на каждые 100 рождений (200) - она также входит в число первых стран.

численность население демографический политика

Таблица 5

Демографический спад в России


России необходима более последовательная, чёткая и научно-обоснованная демографическая политика, которая позволила бы ей хотя бы возвратиться к простому воспроизводству населения. Такая концепция программы действий по выводу Российской Федерации из демографического кризиса была подготовлена в конце 90-х годов, рассчитанная на срок до 2015 г.

В 2000г. была подготовлена новая Национальная программа «демографической политики», основная цель которой заключается в достижении в 2010 г. уровню фертильности, соответствующего простому воспроизводству населения, а к 2045 г. - стабилизации его численности.

В 1952 году была основана Международная Федерация Планирования Семьи (МФПС), координирующая деятельность национальных организаций по ограничению деторождения. Ее стратегия предполагает, что базовые права человека на репродуктивную свободу такие, как отказ от рождения ребенка с помощью аборта, стерилизации, контрацепции, должны быть приняты всеми независимо от возраста, сексуальной ориентации, финансового статуса или местонахождения. В связи с этим наибольшее распространение политика МФПС получила в республиках с традиционной многодетной семьей, где она внедрялась в качестве государственной идеологии.

Такая политика обусловлена тем, одной из глобальной проблемой человечества является увеличение численности населения планеты, при сокращении природных ресурсов.

Впервые этой проблемой был серьезно озабочен священник англиканской церкви Томас Мальтус. В 1798 году появляется его трактат о принципах народонаселения, согласно которому человечеству грозит катастрофа от абсолютного избытка людей, так как людям рано или поздно не хватит еды. Он рассчитал, что народонаселение растет в геометрической прогрессии, а количество продуктов питания в арифметической. Выходом из голодного кризиса Мальтус считал ограничение рождаемости в виде поздних браков и самоконтроль.

Но такой подход к планированию семьи односторонний. Он не учитывает ряд проблем, которые переживает современное общество, одной из которых является демографический кризис в ряде стран. В России эта проблема стоит наиболее остро, так как только за последние несколько лет суммарный показатель рождаемости составил 1,23 против 2,14 -2,15, необходимых для простого воспроизводства населения. Другими словами, численность населения нашей страны с каждым годом падает. В связи с этим в России работа центров планирования семьи направлена именно на уменьшение числа абортов и соответственно уменьшение количества случаев бесплодия в браке и снижение гинекологической заболеваемости женщин.

Таким образом, планирование семьи зависит от демографической ситуации каждой отдельной страны.

Согласно определению экспертов ВОЗ, термином планирование семьи называются те виды деятельности, которые имеют целью помочь отдельным лицам или супружеским парам достичь определенных результатов:

  • · избежать нежелательной беременности;
  • · произвести на свет желанных детей;
  • · регулировать интервал между беременностями;
  • · контролировать выбор времени деторождения в зависимости от возраста родителей и определять количество детей в семье.

Из этого следует то, что ключевую роль в планировании семьи играет репродуктивное здоровье населения. Под данным термином понимается состояние полного физического, психического и социального благополучия во всех вопросах касающихся репродуктивной системы, ее функций и процессов включая воспроизводство потомства и гармонию психо-сексуальных отношений в семье. Однако, несмотря на достигнутый прогресс развития медицины второй половины XX столетия, в планирование семьи остается большой круг медико-социальных проблем.