Малые народы азербайджана. Народности и этнические группы на территории современного азербайджана


Этнический состав Азербайджана (по переписи 1999 года)

Юнусов А.
(опубликовано на сайте Института этнологии и антропологии РАН по адресу: http://www.iea.ras.ru/topic/census/mon/yunus_mon2001.htm)

Последняя перепись, проведенная в СССР в 1989 году, зафиксировала тогда в Азербайджане представителей 112 национальностей и малых этнических групп, всего 7021 тысячу человек. При этом основную часть населения республики - 5805 тысяч человек или 83% населения - составляли азербайджанцы. Далее по численности в стране шли русские, армяне и лезгины. В конфессиональном отношении более 87% населения составляли в тот период мусульмане (шииты и сунниты), 12% - христиане (православные и григориане) и 0,5% - иудеи.

Однако с того времени в Азербайджане произошли серьезные военно-политические и социально-экономические события, которые вызвали массовое перемещение населения внутри страны и за его пределы. Было ясно, что демографическая ситуация в Азербайджане за последние после переписи 1989 г. годы кардинально изменилась. Но насколько и как - это не было ясно. Хотя еще 22 февраля 1996 года президент Гейдар Алиев подписал распоряжение №442 о подготовке и проведении переписи, его все время отодвигали на неопределенный срок. Были серьезные опасения в том, что перепись даст нам реальные данные в условиях продолжающегося конфликта с Арменией из-за Нагорного Карабаха и колоссальной трудовой миграции населения в поисках средств к существованию. И, тем не менее, при финансовой поддержке ООН с 27 января по 3 февраля 1999 года власти республики осуществили эту перепись населения, результаты которой только-только становятся достоянием гласности. Из запланированных 10 томов в конце 2000 года были опубликованы 6 фолиантов. Для нашей темы особенно важны 3-й и 4-й тома, в которых приводится информация о проживающих в Азербайджане народах и этнических группах.

Итак, судя по данным переписи 1999 года, ныне в стране проживают 7953,4 тысячи человек, из них 7205,5 тысячи или 90,6% составляют азербайджанцы. Как видим, за истекшие 10 лет число азербайджанцев в стране возросло почти на 8% и стало еще более преобладающим. При этом в сельских районах, а также в Нахчеванской АР и крупных городах азербайджанцы составляют в среднем 96-99% населения. И лишь в столице азербайджанцев зафиксировано относительно мало - 88% населения города. Карабахский конфликт и последовавшие вслед за этим кровавые события, а также трудовая миграция привели к серьезным структурным изменениям среди азербайджанцев. В результате, женщины ныне составляют большинство (50,9%) и еще больше азербайджанцев (51,2%) стало жить в городах, в основном в крупных. Отъезд из страны т.н. "русскоязычных" азербайджанцев привел к тому, что возросло число азербайджанцев, которые говорят на родном языке - с 99,1% в 1989 году до 99,7% в 1999 году. Только 2,7 тысячи (0,04%) азербайджанцев ныне считают русский язык родным.

С другой стороны, формально азербайджанцы имеют хорошие перспективы: средний возраст нации - 27 лет, пожилых и нетрудоспособных азербайджанцев старше 60 лет не очень много (8,5%). Однако при внимательном изучении данных переписей выясняется, что это соотношение основано лишь благодаря преобладанию женского населения. И не все здесь благополучно. Так, резко возросло количество разводов: если в 1989 г. среди азербайджанцев было зафиксировано 11,3 тысячи разводов, то десять лет спустя таковых оказалось 64,7 тысячи, т.е. количество разводов за этот период среди азербайджанцев возросло почти в 6 раз! Наряду с этим резко возросло количество одиноких, особенно среди женщин в возрасте 20-39 лет. Если учесть, что подавляющее большинство разводов также отмечено среди лиц в возрасте 20-39 лет, то налицо серьезный кризис в семейно-брачных отношениях.

А какова ситуация у других народов Азербайджана? Начнем с русских, которые в 1989 году были вторыми по численности после азербайджанцев. В Азербайджане русские традиционно подразделялись на три неравные по численности группы. Первую составляли раскольники (молокане, субботники, духоборы, баптисты и др.), которые появились в Азербайджане после 1832 года и расселялись в сельских районах. К началу 20 века в Азербайджане было 46 русских сел раскольников. Вторая группа русского населения была связана с превращением г. Баку в конце 19 века промышленный центр Закавказья, а третью составили семьи военнослужащих бывшей Советской Армии, расквартированных в основном в городах, в первую очередь в столице. По данным переписи 1979 года, тогда в Азербайджане проживало 475,3 тысячи (7,9% населения республики) русских, в основном в Баку, Гяндже и Сумгаите, а также в Шемахинском, Исмаиллинском и Ленкоранском районах. С начала 80-х годов начался отток русских из республики, в основном по экономическим причинам и в результате последняя советская перепись 1989 года зафиксировала в Азербайджане чуть больше 392,3 тысячи русских (5,6% населения республики), из них 295,5 тысячи человек - в Баку.

Социально-политические процессы, произошедшие в Азербайджане в конце 80-х - начале 90-х гг., значительно усилили отток русских из республики. Война с Арменией, ввод советских войск в Баку в январе 1990 года, внутриполитическая нестабильность, экономический кризис, резкое сужение сферы применения русского языка и возрастание психологической дискомфортности этой группы населения страны привели к тому, что в первые годы независимости Азербайджана русские во многом оказались отчуждены от политической жизни страны. В результате, перепись 1999 года показала, что число русских сократилось за эти десять лет в три раза и теперь их осталось в Азербайджане 141,7 тысячи человек, составляя всего 1,8% населения республики. Правда, русские и сегодня по-прежнему играют заметную роль в жизни Азербайджана. Однако, есть и тревожные факторы: не считая армян, о которых речь ниже, только у этой категории населения страны существует весьма существенная разница в соотношении полов - среди русских число мужчин составляет всего 37%, тогда как женщин - 63%. Причем в основном преобладает старшее поколение и в результате средний возраст русского населения составляет 41 год, тогда как средний возраст у остальных народов колеблется в пределах 26-34 лет. Отнюдь не случайно у русских очень много зафиксировано людей старше трудоспособного возраста - 23,4%.

Вместе с тем, количество разводов за эти 10 лет возросло всего в 2,5 раза, что не свидетельствует о серьезном кризисе семьи у русских в Азербайджане, учитывая аналогичные показатели у азербайджанцев и других народов республики. Чуть больше 18% русских в Азербайджане одиноки, но эта высокая цифра возникла в основном за счет представителей старшего поколения, тогда как процент одиноких в возрасте 20-39 лет незначителен (2,3%), особенно среди женщин. Подавляющее большинство русских (95,1%) сегодня проживает в городах, в основном в Баку, где проживает 84,3% русских. При этом по численности русские уверенно занимают второе после азербайджанцев места в Баку (составляя 6,7% населения столицы), Гяндже (0,9% населения города) и Сумгаите (1,7% населения города). Они главным образом квалифицированные инженерно-технические работники, служащие, многие заняты в государственных, научных и образовательных учреждениях. Во многом это объясняется тем, что у русских один из самых высоких показателей количества людей (6,0%) с высшим образованием в стране. Поэтому в ближайшее время "русский фактор" будет по-прежнему играть существенную роль в социальной жизни Азербайджана. Из сельских районов больше всего русских проживает в Исмаиллинском (1,8% русского населения), Хачмазском (1,0%), а также в Кедабекском, Джалилабадском и Геранбойском районах Азербайджана.

Процент другого народа славянской группы - украинцев, в Азербайджане не очень значителен. По данным переписи 1999 года в Азербайджане проживает 29 тысяч украинцев. Практически все они проживают в Баку и только незначительная часть в Сумгаите и других городах и районах страны. При этом показатели украинцев не очень-то отличаются от показателей русских. Следует отметить только факт сильной русификации украинцев: лишь 32,1% украинцев отметили украинский язык в качестве родного, тогда как 67,0% таковым посчитали русский язык.

До начала карабахского конфликта армяне являлись самой крупной после азербайджанцев и русских этнической общностью страны. В 1989 году их было 390,5 тысячи человек или 5,6% населения. При этом большинство армян проживало в бывшем НКАО (145,5 тысячи человек) и столице (179,9 тысячи человек) республики. После начала карабахского конфликта и последовавших кровавых событий численность армян в Азербайджане резко сократилась, и ныне они проживают в основном в Нагорном Карабахе. Правда, долгое время официальные власти Азербайджана сообщали, что вне территории Нагорного Карабаха в республике проживает от 30 до 40 тысяч армян. Что же показала перепись 1999 года? Оказывается, ныне в Азербайджане проживает 120,7 тысячи армян! Однако внимательное изучение статистических данных переписи по районам показывает, что речь идет практически об армянах, живущих в Нагорном Карабахе. Но и эта цифра дана ориентировочно, и явно завышена. Даже по армянским данным, сегодня в Нагорном Карабахе проживает от 60 до 100 тысяч армян. Трагикомизм данных переписи об армянах заключается в том, что с одной стороны указывается, что 35,5 тысячи или 29,4% армян - это дети в возрасте до 14 лет, с другой тут же отмечается, что средний возраст армян республики равен 57 годам! На самом деле перепись затронула лишь тех армян, которые проживали вне оккупированной территории, а это действительно на сегодня пожилые люди, члены смешанных семей. И тогда, если иметь в виду информацию об армянах, проживающих вне Нагорного Карабаха и оккупированных территорий, тогда выясняется, что армян сегодня в республике осталось всего 645 чел. (36 мужчин и 609 женщин), больше половины из которых (378 человек или 59% армян в Азербайджане) живет в Баку, а остальные в сельских районах. Хотя на деле, реально численность армян вне Нагорного Карабаха должна быть чуть больше, в пределах 2-3 тысяч, поскольку многие сменили фамилии и не попали в материалы переписи.

Особый интерес для исследователей представляют данные переписи о кавказской группа этносов в Азербайджане. К ней относятся лезгины, аварцы, цахуры, удины, ингилойцы, крызы, будуги и хыналыгцы, издавна проживающие в республике. Ведущую роль в этой группе играют лезгины. В основном они проживают на северо-востоке Азербайджана, в бассейне реки Самур и на восточных отрогах Большого Кавказского хребта. Накануне падения СССР лезгины были четвертыми по численности после азербайджанцев, русских и армян в Азербайджане, их в 1989 году насчитывалось 171,4 тысячи человек или 2,4% населения республики. Эти данные все время оспаривались лидерами лезгинских движений ("Садвал" в РФ и "Самур" в Азербайджане), которые приводили цифры в 600-800 тысяч человек. Однако перепись 1999 года показала, что численное и процентное соотношение лезгин осталось по сути неизменным: было зафиксировано 178 тысяч лезгин или 2,2% населения страны. Вряд ли однако это данные реально отражают численность лезгин. Наши исследования, проведенные в 1994-1998 годах в северо-восточных районах страны, показывают, что на деле численность лезгин в Азербайджане колеблется в пределах 250-260 тысяч человек. Так или иначе, но теперь, по данным переписи 1999 года, лезгины уверенно стали вторыми после азербайджанцев народом Азербайджана. Основная масса лезгин (41,2%) проживают в Гусарском районе, где они составляют абсолютное большинство - 90,7% население района. Кроме того, 14,7% лезгин ныне проживает в столице, столько же - в Хачмазском районе. Достаточно много лезгин также проживает в Исмаиллинском, Губинском, Габалинском, и Гейчайском районах. В целом, большинство лезгин (63,3%) зафиксировано в сельских районах страны. Перепись показала, что большинство лезгин составляют трудоспособное население в возрасте 18-59 лет (55,9% лезгин) и младше трудоспособного (33,2% лезгин), что говорит о хорошей демографической перспективе этого народа. Средний возраст лезгин - 29 лет.

Аварцы. Это - наиболее крупная, после азербайджанцев, этническая общность, в основном проживающая на северо-западе страны в Шеки-Закатальской зоне. По переписи 1989 года их было 44,1 тысячи человек. За истекшие 10 лет, численность авар осталась практически неизменной и ныне составляет 50,9 тысячи человек или 0,6% населения республики. Проживают они в основном в двух районах - Закатальском (51%) и Белаканском (48%). Причем в основе своей аварцы сельчане (92,1%), в городах проживает только 7,9% авар.

В этой Шеки-Закатальской зоне живут близкие по языку к лезгинам цахуры. В 1989 году их было зафиксировано 13,3 тысячи человек. Десять лет спустя их численность достигла 15,9 тысячи человек или 0,2% населения республики. В основном они проживают в Закатальском районе (81%), а также в Гахском (18%). Также, как и аварцы, цахуры в своей основе сельские жители: только 17% живут в городах Закатала и Гах, остальные 83% - в селах.

Еще одной этнической общностью, расселенной на северо-западе Азербайджана, являются ингилойцы. Это весьма интересный с научной точки зрения народ, о происхождении которого до сих пор идут споры и очень многое не ясно. Считается, что это - один из древних местных народов, которые в раннем средневековье приняли православную ветвь (грузинскую) христианства и со временем перешли на грузинский язык. Позже, в 17-18 вв. грузиноязычное население здесь приняло ислам и получило азербайджанское имя "ингилой", т.е. "новообращенные". В 19 веке после покорения края Российской империей многие ингилойцы опять приняли христианство. В настоящее время мусульманская часть ингилойцев считает себя азербайджанцами, христианская - грузинами. При этом быт, многие черты культуры абсолютно схожи. В советское время ингилойцы не фиксировались в переписях, но по некоторым данным, в 1989 году в Азербайджане проживало до 10 тысяч ингилойцев. Проблема была в том, что в переписях большинство ингилойцев записывали себя или записывались как азербайджанцы, а меньшинство - грузинами. По переписи 1999 года в Азербайджане зафиксировано 14,9 тысячи грузин. Если не считать 2,5 тысячи грузин, проживающих в основном в Баку, а также г. Гяндже, остальные живут в районах, и это - ингилойцы. Таким образом, можно говорить о грузиноязычных ингилойцах, живущих в сельских районах, а именно - Гахском (7,5 тысячи человек), Закатальском (3 тысячи человек) и Белаканском (2 тысячи человек).

Восточнее Шеки-Закатальской зоны, на севере Азербайджана расположены Габалинский и Огузский районы Азербайджана, где живут удины. По вере они являются приверженцами григорианской ветви христианства, и это обстоятельство наложило серьезный отпечаток на их быт и жизнь, поскольку и армяне относятся к этой ветви христианства. Вот почему в быту удины были триязычны: говорили на удинском, армянском и азербайджанском языках. По переписи 1989 года в СССР проживало 8 тысяч удин, из них в Азербайджане - 6,1 тысячи человек, большинство (4,5 тысячи человек) в селе Нидж Габалинского района. После начала карабахского конфликта некоторая часть удин также покинула страну и расселилась в основном в России. Перепись 1999 года зафиксировала 4,2 тысячи удин, проживающих в основном в селе Нидж, а также 104 человека в Гахском районе. В подавляющем большинстве это сельские жители.

На высокогорье, у восточной подошвы горы Шахдаг, на территории Кубинского района Азербайджана проживает группа этносов, известная как "шахдагская". Этими малочисленными народами являются хыналыгцы, будуги и крызы - жители горных селений Будуг, Крыз и Хыналыг, откуда они и получили свои имена. Кроме того сегодня часть будугов проживает также еще в двух селах района - Дали Гая и Гюней Будуг, а крызы - в селениях Алик, Джек и Гапут Ергюдж. Все эти села находятся в труднодоступных высокогорных местах, что сказалось на их быте и культуре. В частности, по языку будуги и крызы очень близки к лезгинам, но есть и различия. А вот хыналыгский язык занимает особое место, хотя и относится к кавказской группе языков. В переписях они также не отмечались, в том числе и в последней 1999 года. Но считается, что их в общей сложности около 10 тысяч человек.

Иранская группа народов Азербайджана включает в основном татов, курдов и талышей. На северо-востоке Азербайджана находится ареал расселения татов. Их язык относится к иранской группе и близок к фарси. Само имя народа имеет тюркское происхождение: так тюрки в средние века называли оседлое, в основном городское, ираноязычное население в Азербайджане. По вере они в течение столетий разделились на три группы: большинство приняло ислам и ныне таты-мусульмане составляют основную часть населения поселков на Апшеронском полуострове вокруг Баку (из 40 поселков на полуострове - 33 татские), в Исмаиллинском раойне (села Лагидж, Баскал, Зарнава). Таты-мусульмане также проживают в Хызынском, Дивичинском, Губинском и некоторых других районах. Достаточно отметить такой факт: при завоевании Россией г. Баку, в начале 19 века все население города (8 тысяч человек) составляли таты. В результате длительного исторического совместного проживания татов-мусульман и азербайджанцев возникло много общих черт в их культуре и быту. Среди татов-мусульман азербайджанский язык получил столь широкое распространение, что вызвало значительные изменения в их этническом самосознании. Многие из них себя считают азербайджанцами и во многом утеряли татский язык и самосознание. Это сказывалось всегда на итогах переписей. Так, в 1931 году было зафиксировано 60,5 тысячи татов, а уже в 1989 году их количество сократилось до 10 тысяч. Десять лет спустя, в 1999 году, лишь 10,9 тысячи человек признали себя татами. При этом дома они используют татский язык (83% татов отметили татский язык в качестве родного), в повседневной жизни - азербайджанский.

Вторую группу татов составили те, кто принял иудаизм и кого стали именовать в республике горскими евреями. Правда, в течение столетий среди них шел такой сильный процесс смешения с евреями, что сегодня они себя отождествляют с евреями. В результате, перепись 1989 года зафиксировала в Азербайджане 30,8 тысячи евреев, из них 5,5 тысячи - горских евреев. В основном они проживали в Кубинском районе, а также Гусарском, Хачмазском и Огузском и г. Баку. Правда, эта цифра вызывала сильные сомнения и считалось, что на деле евреев, вместе с горскими, в Азербайджане проживало тогда не менее 60 тысяч человек. По данным Еврейского агентства Сохнут, за период с 1989 по 1999 годы из Азербайджана уехало 31,3 тысячи евреев, то есть больше, чем проживало 10 лет назад. Соответственно, в Азербайджане евреев больше не должно было остаться. Однако перепись 1999 года зафиксировала 8,9 тысячи евреев. Правда, на этот раз в переписи евреи не подразделялись и потому трудно сказать, сколько среди них горских.

Третью группу татов составили те, кто принял григорианскую ветвь христианства. Они проживали в селах Матраса (Шемахинский район) и Килвар (Хачмазский район), за годы советской власти практически арменизировались и после начала карабахского конфликта покинули страну, уехав в основном в Армению и Россию.

На самом западе Азербайджана традиционно жили курды. По переписи 1989 года их было 12,2 тысячи человек. Карабахский конфликт внес в их жизнь самые серьезные изменения: вначале в 1988-1990 годах около 11 тысяч курдов-мусульман были депортированы из Армении вместе с азербайджанцами и они расселились в основном среди своих соотечественников в регионе их проживания (Лачинский, Кельбаджарский, а также Кубатлинский и Зангеланский районы). А в 1992-1993 годах все эти районы были оккупированы армянской армией и в результате курды стали вынужденными переселенцами. При этом часть курдов, в основном бежавшие в 1988-1989 годах из Армении, в начале 90-х годов покинули страну и переселились на Северный Кавказ. Остальные вначале направились в Баку (почти 45% курдов), затем, по мере стабилизации политической ситуации в стране, значительная часть курдов переехала в Карабах, в основном в Агджабединский район, где ныне проживает почти 80% курдов. В целом, по переписи 1999 года, в Азербайджане ныне проживает 13,1 тысячи курдов. На деле, представляется, что их число должно быть больше, по некоторым экспертным оценкам, в пределах 50-60 тысяч человек. Однако проблема заключается в том, что курды ни в одном из указанных районов проживания никогда не составляли большинство, во всех по численности явно преобладали азербайджанцы. Еще в начале 20 века многие курды использовали даже в быту азербайджанский язык, и в результате среди них быстро шел процесс азербайджанизации. Перепись 1999 года показала, что лишь 48,9% курдов отметили в качестве родного языка курдский. Это самый худший после украинцев показатель среди народов Азербайджана, во многом объясняющий факт ассимиляции курдов.

Талыши расселены на юго-востоке Азербайджана, в основном в Ленкоранском, Ярдымлинском и Астаринском районах, а также в Масаллинском и Лерикском районах. В советские времена они не всегда попадали в переписи. Так, в 1926 году было зафиксировано 77,3 тысячи (3,3% населения Азербайджана) талышей, в 1939 году их число возросло до 87,5 тысячи человек. Однако 20 лет спустя, в 1959 году, официально талышей осталось всего 100 чел. В 1970 и 1979 годах они вообще исчезли из списка народов СССР. Вновь они появились в переписях в 1989 году, и теперь оказалось их всего 21,2 тысячи человек или 0,3% населения республики. За последние 10 лет произошли сильные изменения в самосознании талышей, изменилась также и общественно-политическая ситуация в республике, и в результате в переписи 1999 года было зафиксировано проживание в стране 76,8 тысячи талышей или 1% населения республики. Правда, думается, что численность талышей в Азербайджане на деле также должна быть больше. По нашим экспертным данным, реально в Азербайджане проживает не менее 200-250 тысяч талышей. В своей массе это жители сельских районов (97,4% талышей). Судя по переписи, 48% талышей живет в Масаллинском районе и 33% - в Ленкоранском. Остальные - в Лерикском, Астаринском и Ярдымлинском районах. Кроме указанных южных районов Азербайджана, перепись показала наличие части талышей в городах Сумгаит и Баку.

Наконец, следует отметить народы, входящие в тюркскую этническую группу, которая включает в себя в основном азербайджанцев, а также татар и месхетинских турок. Татарская община, составлявшая по переписи 1989 года 28,6 тысяч человек (0,4% населения республики), начала формироваться в Азербайджане со второй половины 19 века, но особенно в 20 веке. За последние 10 лет численность татар осталась почти неизменной и составляет сегодня 30 тысяч человек. Проживают они главным образом в Баку (28 тысяч человек) и Сумгаите (800 человек), а также в других городах. При этом они сохраняют свой родной язык и в то же время свободно владеют азербайджанским и русским языками.

Месхетинские турки или турки Ахыска, родственные по языку и культуре азербайджанцам, были депортированы в 1944 году указом Сталина со своей исторической родины Грузии в республики Средней Азии. После смерти Сталина в 1956 году вышел указ Президиума Верховного Совета СССР и турки получили право на переезд во все республики СССР, кроме Грузии. Тогда-то они впервые появились в Азербайджане, но как азербайджанцы. Позже, в 70-е годы они стали прибывать и как этнические турки. К 1989 году перепись зафиксировала в Азербайджане 17,7 тысячи турок, 96% которых жили в сельских районах. Еще 30-40 тысяч турок жили, будучи записанными как "азербайджанцы". В том же 1989 году, после погромов в Узбекистане в Азербайджан хлынула вторая волна турок, но уже в качестве беженцев. В настоящее время в общей сложности в республике зафиксировано 48 тысяч беженцев турок из Узбекистана, которые расселились в сельских районах, в основном в Саатлинском и Сабирабадском районах. По данным общества турок "Ватан", в настоящее время в Азербайджане проживает больше 100 тысяч турок, которые подразделяются на две группы: граждан, зафиксированных как "турки" и "азербайджанцы", а также беженцы. Перепись 1999 года внесла ясность в отношении количества граждан страны, зафиксированных как этнические турки: таковых оказалось 43,4 тысячи человек или 0,5% населения республики. При этом на этот раз стало больше горожан -11,8%, хотя большинство (88,2%) по-прежнему живет в сельских районах, в основном Саатлинском (33% турок), Сабирабадском (14% турок) и Хачмазском (11% турок). Кроме того, они живут в Бейлаганском, Дивичинском, Шамкирском и др. районах страны.

Таковы краткие результаты итогов переписи 1999 года. Как видим, имевшиеся сомнения об итогах переписи подтвердились. Данные о не-азербайджанцах вызывают сомнения. Особенно это касается данных о численности армян, а также лезгин, талышей и курдов. В то же время, абсолютно не нашел своего отражения факт колоссальной трудовой миграции населения и в первую очередь азербайджанцев. Ведь, по некоторым данным, от 2 до 2,5 млн. граждан, в основном азербайджанцев, а также лезгин, талышей и горских евреев фактически отсутствуют в республике и в поисках средств к существованию проживают в других странах, в первую очередь в России. Однако в переписи учитывалось лишь постоянное население, но нет никакой информации о наличном. Все это вынуждает относится к итогам переписи 1999 года в Азербайджане с известной долей осторожности.

Очень молодая нация, еще недавно сами ее представители не знали, как себя называть и кто они такие. Называли себя, как попало. При сов.власти - «бакинцами». Формирование азербайджанской нации произошло при советской власти, она взяла на себя такую задачу. Но в 1926 году народ еще записывали «тюрками», и уже в 1939 году - азербайджанцами.

(Таких типажей сейчас нет)

Характерно низкое осознание собственной этнической принадлежности и государственности. Только Гейдар Алиев (отец), можно сказать, стал создателем нации в полном смысле этого слова. Его сын Ильхам продолжил дело отца. Работа у него тяжелая, потому что весьма низкий технологический и общий уровень культуры народа (всё это накладывается на современное бескультурье). Исторически в этих краях не только не знали, как себя называть, но и не стремились что-либо знать и узнать, напр., о существовании атмосферного давления, других физических законов. Здесь не было лейденской банки, яблоко Ньютона не падало, магдебургские полушария не разрывали.

Я и сейчас спрашивал у абитуриентов и др. молодых людей, что такое число «пи», каков радиус Земли, ее окружность, что такое статическое электричество, что такое коэффициент трения, какова ширина/длина/глубина Каспийского моря и т.д. - ни на один вопрос никто не ответил!

Стилистическая отсталость. Одеты, как в униформы, все парни все, как один, в джинсах и белых рубашках. О девушках и женщинах писать лучше вообще воздержусь. Внешне все не очень , скажем так. Не итальянцы. Очень много людей с плохими фигурами, женщины очень рано становятся бесформенными. И мужчины тоже. Зубы плохие с 25 лет, вставляют золотые. Очки не носят, т.к. не нуждаются в них. Знакомятся через социальные сети, живых знакомств нет. У мужчин глаза не загораются при виде какой-либо женщины, как это было когда-то. Мимика слабо развита, выражает только грубые и простые эмоции. Простодушны. Преобладает конкретное мышление. Нет романтиков, нет философов.


Телевизионное шоу.

Но при всём этом, в целом, Азербайджан добился большего, чем ему полагалось бы своим местоположением. Благодаря прирордным богатствам и благодаря правителю-европейцу во главе страны. Тоже достижение!

Страна выглядит прилично, ее не стыдно показать. И вообще преобладает порядок - это на взгляд стороннего наблюдателя (меня). Не видел ни разу ничего негативного или безобразного. Тоже не часто бывает.


Баку

Азербайджанский народ

Азербайджанцы, или Azarbaijanis - тюркский народ, живущий, главным образом, в северо-западном Иране (более 30 млн) и Азербайджанской Республике (около (9,5 млн), так же в соседних государствах- Грузии(около 600 тыс), России (около2 млн), Туркмении (более 30 тыс) и ранее в Армении (около 500 тыс). Азербайджанцы - преобладающе шиитские мусульмане и имеют смешанное культурное наследие включая тюркские, иранские и белые элементы.

Азербайджанцы как народ сложились в результате длительного исторического развития, постепенной консолидации местных древних племён (албанцев, удинов, каспиев, талышей и др.) с пришлыми в разные периоды тюркоязычными племенами - гуннами, огузами, кыпчаками и т. д., - и, по существующему в науке мнению, смена коренных языков населения тюркским разговорным языком здесь относится к XI-XIII в. В свою очередь, тюркоязычные племена были довольно пёстрыми по своим этническим компонентам, объединяя множество других, отчасти более древних племён, впоследствии участвовавших в этногенезе не только азербайджанцев, но и целого ряда других тюркоязычных народов. Многие исследователи полагают, нынешние азербайджанцы - также отюреченные потомки части древних племён кавказской Албании и иранцев южного Азербайджана. На это указывает и генетический анализ mtDNA , т.е. нынешнее население Азербайджана ближе к европейцам, чем к жителям Востока.
Во многих отношениях азербайджанцы - евроазийцы

В настоящее время приблизительная численность азербайджанской диаспоры в мире составляет более 50 миллионов. Политическая, экономическая и социально-культурная деятельность наших соотечественников, проживающих на пяти континентах мира так же различна, как и страны, в которых они проживают. Актуальность темы азербайджанской диаспоры сохраняет на повестке дня вопрос, связанный с выяснением географии распространения азербайджанцев и уточнение численности наших соотечественников.
Отсутствие конкретных статистических данных в этой области проистекает из объективных реалий. До начала ХХ века азербайджанцы, переезжавшие в соседнюю Россию, принимались и регистрировались там как "татары", а переехавшие в Турцию как "азербайджанские тюрки". У наших соотечественников, проживающих в южном Азербайджане, шёл процесс самоидентификации как "иранских подданных".

Эта ситуация привела в итоге к восприятию азербайджанцев, проживающих в зарубежных странах, как составной части русской, тюркской и персидской диаспоры. В подобной ситуации наши соотечественники столкнулись с угрозой ассимиляции с диаспорами других народов.

Однако, несмотря на столь серьезные проблемы и сложности, азербайджанцы всегда сохраняли свою национальную принадлежность, старались не утрачивать связь с исторической Родиной. На сегодняшний день существование нашей диаспоры в различных странах мира связано именно с этим фактором.

Так, большинство азербайджанцев, поселившихся на Американском континенте, являются нашими соотечественниками, переселившимися из Ирана. Поток наших соотечественников из Турции, начавшийся с 1970 года и из Азербайджана - с 1991 года, повлиял на состав нашей диаспоры на этом континенте и ее социально - экономическую деятельность.
Вторым континентом с обширной географией распространения азербайджанской диаспоры и численному составу является Европа. По последним статистическим данным, численность азербайджанцев в Турции и России составляет миллионы, в Украине и Белоруссии, Германии, Великобритании сотни тысяч, Польше, Испании, Австрии, Албании, Финляндии, Португалии более десятков тысяч человек. Численность азербайджанцев, расселившихся в других западных странах, колеблется в пределах 2-10 тысяч. Большинство наших соотечественников, поселившихся в Голландии, Бельгии, Дании, Швейцарии и Германии, - это азербайджанцы, переехавшие из Турции. Большинство же наших соотечественников, проживающих в Великобритании, Чехии, Словакии, Польше, Австрии, Эстонии, Беларуси, России, Украине, Молдове и Франции - родом из Северного Азербайджана.

Третья большая часть азербайджанской диаспоры поселилась на Азиатском континенте. Численность их в Бангладеш, Индии, Афганистане, Палестине, Иордании, Республиках Средней Азии достигает сотен тысяч, Индонезии, Йеменской Арабской Республике, Йеменской Демократической Республике, Китае, Объединённых Арабских Эмиратах, Омане, Саудовской Аравии и Сирии десятков тысяч, а в Ираке - одного миллиона человек.

Численность азербайджанцев, расселившихся в Африке составляет сотни тысяч, а в Судане 17000 человек. В целом, за последнее время появились факты, свидетельствующие о существовании наших соотечественников в Южно-Африканской Республике и Заире.
Имеются сведения о проживании около 10000 азербайджанцев на Австралийском континенте.

Численность азербайджанцев по различным странам мира приведена в нижеуказанной таблице (по приблизительным подсчетам):

1. США 1.000.000
2. Республика Албания 12.000
3. Федеративная Республика Германии 300.000
4. Австралийский Союз 8.000
5. Австрийская Республика 19.000
6. Республика Аргентина 12.000
7. Народная Республика Бангладеш 170.000
8. Королевство Бельгия 13.000
9. Республика Беларусь 8000
10. Объединённые Арабские Эмираты 55.000
11. Бирма 7.600
12. Республика Болгария 64.400
13. Великобритания 70.000
14. Бразильская Федеративная Республика 74.000
15. Королевство Бутан 1.500
16. Республика Чехия 2.000
17. Китайская Народная Республика 30.000
18. Королевство Дании 56.000
19. Республика Эстония 1.800
20. Афганистан 430.000
21. Народно-Демократическая Республика Алжир 260.000
22. Республика Финляндия 11.600
23. Французская Республика 70.000
24. Республика Грузия 600.000
25. Республика Индия 300.000
26. Республика Индонезия 44.600
27. Иорданское Хашимитское Королевство 410.000
28. Республика Ирак 800.000
29. Исламская Республика Иран 30.000.000
30. Республика Ирландия 4.000
31. Государство Испания 14.000
32. Королевство Швеция 20.000
33. Швейцарская Конфедерация 15.000
34. Итальянская Республика 30.000
35. Республика Канады 174.000
36. Государство Кувейт 18.000
37. Республика Казахстан 90.000
38. Республика Кыргызстан 16.000
39. Латвийская Республика 1.700
40. Литовская Республика 1.500
41. Венгерская Республика 26.000
42. Республика Мальта 2.500
43. Соединённые Штаты Мексики 26.000
44. Арабская Республика Египет 850.000
45. Республика Молдова 5.000
46. Республика Монголия 4.800
47. Королевство Нидерландов 20.000
48. Королевство Норвегии 50.000
49. Султанат Оман 19.000
50. Республика Узбекистан 60.000
51. Исламская Республика Пакистан 350.000
52. Польская Республика 10.000
53. Республика Португалия 8.000
54. Республика Румыния 44.000
55. Российская Федерация 2.000.000
56. Саудовская Аравия 40.000
57. Словакия 2.000
58. Суданская Демократическая Республика 17.000
59. Сирийская Арабская Республика 92.500
60. Республика Таджикистан 13.400
61. Турецкая Республика 3.000.000
62. Республика Туркменистан 33.300
63. Республика Украина 500.000
64. Япония 10.000
65. Новая Зеландия 2.000
66. Йеменская Демократическая Республика 26.000
67. Йеменская Арабская Республика 32.000
68. Югославия 5.900
69. Греческая Республика 12.400

Азербайджанский язык объединяет азербайджанцев и взаимно понятен с туркменским (Кэшкаем) и анатолийским турецким языком (включая диалекты, на которых говорят иракские туркмены), которые принадлежат группе Oghuz (или Западный)- группе тюркских языков. Древние жители области говорили на Древнем языке Azari. В XI в н.э. в результате завоеваний сельджуков племена тюркских языков Oghuz начали преодолевать иранское плато и устремились на Кавказ и Анатолию В результате создалось новое языковое поле, в основу которого легли тюркские языки Oghuz., смешенные с другими местными диалектами, а также с персидским языком.
Самые ранние азербайджанские письмена прослеживаются ещё до великого азербайджанского поэта Низами Гянджеви (1141-1209 гг), который заложил основу классического азербайджанского языка. Как свидетельствуют источники, уже в XIII-XIV вв. на азербайджанском языке говорило большинство жителей Азербайджана. Не только к югу от реки Куры, но и к северу от нее, в Ширване преобладал азербайджанский язык. Немало сведений дают об этом и итальянские авторы, посетившие Азербайджан в тот период.
В XIII-XIV вв. культурная роль азербайджанского языка значительно возросла. По мнению известных востоковедов, он стал литературным языком для разноплеменного тюркоязычного населения Ирана, Ирака и отчасти восточного региона Малой Азии. На азербайджанском языке писали поэты, жившие вне пределов Азербайджана - Нур Хасан, Бурхан ад-дин Сивасский и др. В XV в. азербайджанский язык еще сохранял свое международное значение. А столица государства Тебриз был к тому же, как пишет профессор Манчестерского университета К.Э. Босворт, крупным центром учености, где особое предпочтение оказывалось естественным наукам

Большинство азербайджанцев - шиитские мусульмане. Религиозные меньшинства включают мусульман. В тоже время достаточное число азербайджанцев, проживающих в современном Азербайджане не относят себя к истовым ревнителям какого-либо направления ислама - описывают себя как культурные мусульмане. Есть небольшое количество Суфиев Naqshbandi среди мусульманских азербайджанцев. Христианское число азербайджанцев приблизительно 5,000 в стране и состоит главным образом из недавних новообращенных. Некоторые Азербайджанцы из сельских районов сохраняют предисламские анимистические верования, такие как неприкосновенность определенных мест и почитание определенных деревьев и скал. В традициях республики Азербайджан от других религий часто празднуются в дополнение к исламским праздникам, включая Norouz и Christmas.

Расположенный с географической точки зрения на границе Европа-Азия Азербайджан в историческом прошлом закрепился на пересечении различных цивилизаций – Ахеменидской–Сасанидской, Римской–Византийской, Скифской–Хазарской, Тюркской–Огузской культур. Выгодное географическое расположение и богатая природа этого края еще в древности стала причиной превращения данной территории в густонаселенное поселение. С тех самых времен и по сей день Азербайджан попал в историю как страна, выделяющаяся высоким уровнем толерантности. Этот край является родиной Зороастризма, колыбелью Христианства на Кавказе, местом широкого распространения Ислама, территорией мирного совместного проживания различных этносов, местом взаимовыгодного симбиоза разнообразных культур. Исторические источники указывают, что этнический состав Азербайджана постоянно расширялся.

Сегодня Азербайджан выделяется своей этнической палитрой. Здесь, наравне с азербайджанскими тюрками, проживают такие этнические группы как горные евреи, курды, талыши, таты, молокане, ингилои, цахуры, авары, лезгины, хыналыги, будуглу, грызы. Представители всех вышеперечисленных этнических групп считают себя азербайджанцами. Одновременно они сохранили элементы специфической культуры. Данная культура отображается в быту, творчестве, кухне и различных обрядах этих народов.

Этнические группы

Евреи

Одним из самых древних народов на территории Азербайджана являются евреи. На сегодня евреи проживают в Баку, Сумгаите, а также на территории Губинского, Огузского и Гёйчайского районов. Расположенный в Губинском районе «Красный поселок» является самым густонаселенным горными евреями населенным пунктом в мире. Евреи в Азербайджане исторически были представлены горскими евреями. Моисей Каланкатуйский относит приход горских евреев на Кавказ к первому веку до н.э. Утверждения исследователей в этом вопросе рознятся. Согласно одной теории одна из самых древних еврейских общин – горские евреи, происходят из рода сыновей Израиля, переселенных шахами Ассирии и Бабиля с территории Палестины в Мидию. Их предки были первыми приверженцами иудаизма. Проживая в Мидии их племена переплелись с татами, в результате чего горские евреи разговаривают на татском языке, являющимся одним из диалектов фарси, содержащим слова из древнего еврейского и арамитского языков. Горские евреи Азербайджана делятся на 3 местные группы:

Губинские (губои) – Губинский район Азербайджана, в основном в «Красном поселке».

Ширванские (ширвони) – Северо-восток Азербайджана, бывшее село Мюджи Шемахинского района Азербайджана, а также город Баку.

Огузские – Огуз, Гянджа, Исмаиллы, Шемаха.

Талыши

Народ, проживающий на Юго-востоке Азербайджана, на территории Ленкоранского, Астаринского, Масаллинского и Лерикского районов Азербайджанской Республики, а также на севере Ирана. Разговаривают на талышском языке, входящем в состав Иранской семьи языков. Ученые бывшего союза считали талышей аборигенами. Они считали талышей потомками кадусов – одного из самых древних племен аборигенов Азербайджана. Но западные ученые сомневаются в правильности данного утверждения. По их мнению, приход талышей на территорию Азербайджана связан с именем полководца Чингисхана Талыша (XIII век). Материальная и духовная культура талышей не сильно отличается от азербайджанской.

Курды

На сегодня курды проживают в Азербайджане в райцентре Сядарякского района Нахичеванской АР, в селе Тейваз Джулфинского и селе Дарякенд Шарурского района. Также до армянской оккупации курды проживали в Лачинском (села Гаракечди, Чыраглы, Минкенд), Кельбаджарском (села Ахджакянд и Зар населяли полностью, в остальных жили смешанно), Губадлинском (село Зиланлы) районе Азербайджанской Республики. Разговаривают на курдском языке, входящем в состав Иранской семьи языков.

Таты

Малочисленный народ, проживающий в основном на территории Губинского, Хызынского и Хачмазского районов, а также в некоторых деревнях города Баку. По мнению некоторых исследователей, проживающие вдоль Западного берега Каспийского моря, от Апшерона до Дербента таты являются потомками переселенных на эти земли древних иранцев, и, вне всяких сомнений, являются одним из самых древних этнических слоев Ширванской территории.

Аварцы

Аварцы являются этническим меньшинством, населяющим в основном Загатальский и Балаканский районы Азербайджанской Республики. Разговаривают на аварском языке, входящем в состав северно-кавказской семьи языков. Аварцы сильно переплелись с азербайджанцами. На сегодня аварцы компактно проживают в поселке Габагчоль, селах Джар, Зильбан, Мазых, Беретбиня, Джинджартала, Катех, Мешяшамбул, Махамалар, Гёйямтала, поддерживая с азербайджанцами тесные родственные отношения. Исповедуют Ислам.

Шахдагские народы или Шахдагская национальная этническая группа

Составная часть азербайджанцев. Этносы, входящие в состав Шахдагской национальной этнической группы соответственно селам, в которых они проживают – Хыналыг, Грыз, Будуг и Рутул Губинского района Азербайджанской Республики, называются хыналыги, грызы, будуглу и рутулы. Несмотря на малочисленность этих сел, население каждого из них является отдельной этнической группой.

Хыналыги Среди малочисленных народов аборигенов Азербайджана хыналыги выделяются специфическими особенностями. Язык этого этноса входит в состав семьи Кавказских языков. В историко-этнографической литературе в связи с расположением в окрестностях горы Шахдаг называется «Шахдагским народом». Хыналыги являются одними из самых древних поселенцев на территории Азербайджана. Этот этнос обладает единственным в мире языком и поселением. Это значит, что в мире существует только одно село и язык хыналыг, и находятся они на территории Губинского района.

Грызлы Небольшая этническая группа, проживающая на севере Азербайджана, в некоторых селах Губинского и Хачмазского районов. Разговаривают на грызском языке, входящем в состав Нах-Дагестанскую языковую семью, группу лезгинских языков.

Рутулы Этническая группа на территории Азербайджана и России. Исповедуют принятый с приходом арабов на Кавказ в VII веке Ислам. Основной язык рутулский. Наравне с этим рутулы прекрасно говорят на языках стран проживания (азербайджанский и русский).

Будуглу Представители азербайджанской национальной этнической группы, выделяемой как «Шахдагская национальная этническая группа». Первым официальным документом, в котором упоминаются будуглу, является указ от 1607-го года повелителя Сефевидов шаха Аббаса I. Исторически будуглу разделялись на отдельные роды, мелкие и крупные семейные союзы, и по сей день носят имена этих родов. Как и другие горные народы, будуглу ведут оседлый образ жизни.

Лезгины

Один из кавказских народов, проживающих на территории Азербайджан и Дагестана. В Азербайджане лезгины компактно проживают в основном на территории Губинского, Гусарского, Хачмазского районов, а также в Баку, Гяндже, Сумгаите и Мингечевире, в Габалинском, Исмаиллинском, Огузском и Гёйчайском районах. Лезгины составляют 2,2% всего населения Азербайджана.

Молокане

На сегодня в Азербайджане молокане проживают в основном в Баку, Сумгаите, Шемахе, Исмаиллы, Гедабеке и Губе. Первые в Азербайджане молоканские общины появились в середине XVIII века. Они были сосланы сюда за несогласие с убеждениями православной церкви. В известном селе Ивановка Исмаиллинского района Азербайджана проживают представители рода, сосланных сюда из России молокан.

Ингилои

Проживают в основном на территории Гахского и Загатальского районов Азербайджана. Во времена шаха Аббаса I приняли ислам. В основном мусульманская и малая христианская часть этой группы говорят на южно диалекте грузинской группы языков. Основной сферой занятий проживающих на подгорных районах Большого Кавказа ингилоев является табаководство, зерноводство, виноградарство, скотоводство и выращивание Букоцветных растений.

Цыгане

Один из кочевых народов индоевропейского происхождения, встречающийся по всей территории Евразии. С целью предотвратить восстания местных племен шах Аббас I произвел переселение цыган на территорию Балакана. Проживают в основном на территории сел Шамбулбине, Гюлюзянбине, Мяликзаде. Балаканские цыгане являются персоязычными. Кроме этого цыгане проживают в Шемахе, Евлахе и Борчалы. Цыгане исторически вели кочевой образ жизни. Наравне с традиционным скотоводством и коневодством занимались кузнечным ремеслом, чинили и изготавливали различные сельскохозяйственные орудия труда, мелкие бытовые приборы.

Ассирийцы

Одна из этнических групп, проживающая на территории Азербайджанской Республики. Древние корни этой группы связаны с ассирийцами, жившими на территории нынешнего Ирана и Турции. На сегодня в качестве небольшой этнической группы проживают в Загатальской зоне Азербайджана.

Удины (Уди, Ути)

Один из малочисленных, коренных, аборигенных народов Азербайджана. Этот этнос населял провинцию Ути древней Кавказской Албании, а в XIX веке – несколько поселений в области Нуха (нынешний Шекинский район). На сегодня проживают в основном в селе Нидж Габалинского района и частично в райцентре Огузского района. На этнической карте мира этнос Уди находится в основном на территории Азербайджана. Удины являются одними из древних жителей Кавказа. Сохранивший собственные многочисленные древние элементы язык этого этноса входит в лезгинскую подгруппу Кавказских языков. Исторически удины поклонялись божеству Солнца и Луны, а в начале IV века приняли христианство.