Королева шахматная фигура. Название фигур в шахматах


Шахматы - очень старая игра. Предположительно, шахматы возникли в Индии в четвертом или пятом веке, но неизвестно, кто их изобрел. Шахматы представляют собой интеллектуальное состязание между двумя игроками. Это очень логическая игра, где удача играет маленькую роль.

В игре в шахматы задействовано две стороны, черные и белые, за каждую из которых выступает один игрок. Шахматная доска состоит из 64 клеток, светлых и темных, чередующихся по цвету. Доска поделена на восемь столбцов и восемь рядов. Столбцы имеют буквенное обозначение (слева направо: a, b, c, d, e, f, g и h), ряды - числовое (сверху вниз: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8). Таким образом, каждая клетка имеет обозначение, исходя из того, в каком столбце и каком ряду она находится. Сначала в записи клетки следует столбец, затем - ряд, например, клетка в левом нижнем углу имеет обозначение a1 (столбец a, ряд 1).

Доска всегда ставится таким образом, чтобы ближняя угловая клетка справа от игрока была светлой. Каждая клетка может быть либо пустой, либо ее может занимать какая-либо фигура. Изначальная позиция шахмат состоит из 16 белых фигур и 16 черных фигур, расположенных показанным ниже образом.

Общие правила шахмат

Игроки ходят по очереди. Белые всегда ходят первыми. Белые выбирают фигуру, которой будут ходить, и ставят ее на другую клетку, исходя из правил передвижения этой фигуры. За раз ходят всегда одной фигурой, исключение из этого правила - рокировка , когда задействуются сразу две фигуры (король и ладья). Клетка, на которую ступает фигура, может быть либо пустой, либо ее может занимать фигура противоположной стороны. В последнем случае, вражеская фигура захватывается . Иначе говорят, что происходит взятие фигуры. Захваченная фигура убирается с доски, и больше не принимает участия в игре. (Взятие не является обязательным действием.)

Более подробно взятие и рокировка рассматриваются в следующих разделах:

Фигуры в шахматах

На нижнем ряду на рисунке сверху, где расположены фигуры белых, находятся (слева направо): ладья (называемая также тура́ или башня ), конь , слон , ферзь (называемой также королевой ), король , еще один слон, еще один конь, и еще одна ладья. Во втором ряду белых фигур расположены восемь пешек . Обратите внимание, что ферзь в начальном положении всегда занимает клетку того же цвета, как и сам ферзь (т.е. ферзь белых ставится на клетку светлого цвета, а ферзь черных - на клетку темного цвета).

Каждая шахматная фигура имеет определенную ценность (как правило, их измеряют в пешках, т.е. каждая фигура заменяет собой определенное количество пешек). Ферзь стоит 9 очков, поэтому он гораздо ценнее, чем пешка, чья стоимость - всего 1 очко.

В таблице ниже перечислены все шахматные фигуры с их изображениями, названиями, символами, и ценностью. Король в шахматах не оценивается, ведь это самая главная фигура, и если ему объявлен мат (см. ниже), игра проиграна. Хотя в некоторых источниках ему присваивают 200 очков.

Каждая фигура в шахматах двигается по-своему. Подробнее все шахматные фигуры описаны в следующих разделах:

Цель игры в шахматах

Цель игры – поставить мат вражескому королю. Мат предваряет шах. Если играть за белых, то королю черных ставится шах в том случае, если белые могут его захватить (другими словами, если он находится под атакой фигуры белых). Чтобы белые не могли захватить черного короля на следующем ходу, черные должны сделать ход, который убирает короля из-под шаха.

Если черные не могут уйти из-под шаха, тогда объявляется, что черному королю поставлен мат, и белые выигрывают игру. Один из способов описать мат: мат – это положение, в котором королю поставлен шах, и игрок не может сделать ни одного хода, чтобы уйти из-под шаха. Еще один вариант развития событий – это когда черным НЕ поставлен шах, но они не могут сделать ни одного хода (в силу угрозы оказаться под шахом и / или в силу недоступности клеток). Такое положение называется пат . Когда происходит пат, игра завершается вничью.

Более подробно варианты окончания шахматной партии описаны в следующих разделах:

Другие правила шахмат

  • Пешка, достигнув последнего поля, может быть повышена до ферзя, ладьи, слона или коня, в тот же ход - этот процесс называется превращением пешки. Результат превращения происходит сразу же. Поэтому, если пешка превращается в ферзя, ферзь, если ситуация позволяет, сразу ставит шах или даже мат вражескому королю.
  • Каждый ход должен совершаться одной рукой.
  • Фигура, за которую игрок уже взялся, должна быть обязательно передвинута, только если ее передвижение не ставит своего короля под шах. Это правило называется «взялся – ходи».
  • Если затронута вражеская фигура, то она должна быть взята, если это возможно. Если это не возможно, то игра продолжается, как будто фигуру и не затрагивали.
  • Игрок может поправить фигуру на доске во время своего хода, сказав при этом «поправляю».
  • Во время рокировки сначала передвигается король, и затем ладья.
  • Когда используются часы, кнопка на них должна нажиматься той же рукой, которая двигала фигуру во время хода.
  • Игра должна проводиться с уважением к оппоненту. Игрок не должен отвлекать или мешать своему оппоненту.
  • Игрок может добровольно сдаться, в случае чего он проигрывает, а его противник выигрывает. Также игрок может предложить ничью - если противник принимает предложение, объявляется ничья, иначе игра продолжается.
  • Правило 50 ходов: если было совершено 50 последовательных ходов, как белыми, так и черными, и при этом не было ни одного взятия, и не было ни одного хода пешкой, можно потребовать ничью.

Существуют также и некоторые другие правила шахмат. Полный список правил смотрите на

Шахматы – интеллектуальный вид спорта, который развивает логику, умение быстро думать и принимать решения. В эту игру еще очень давно играли короли и аристократы. Данная статья будет посвящена теме шахмат, ее фигурам и ходах на шахматном поле битвы.

Шахматная доска

Шахматная доска состоит из 64 полей. При этом, первые два ряда заполнены вашими фигурами, а последние два ряда – фигурами противника. Цель шахмат – поставить мат противнику. Мат – это ситуация, когда передвижение вражеского короля заблокировано вашими фигурами. Прежде чем понять, как ходят разные фигуры в шахматах, нужно выучить их названия. В шахматах всего 6 фигур. Рассмотрим каждую по отдельности.

Пешка

Пешка считается наименее значимой фигурой в шахматах. Несмотря на это, в определенных ситуациях она решает намного больше, чем все другие фигуры. Все зависит от расположения фигур на шахматной доске. У каждого игрока всего по 8 пешек. Они располагаются во втором ряду, со стороны каждого противника, впереди остальных фигур.

  • Пешка ходит на одно или два поля вперед. Причем пойти пешкой сразу на два поля вперед можно только в том случае, если это ваш первый ход этой конкретной пешкой. Дальнейшее передвижение возможно только на одно поле.
  • Ходить назад – нельзя.
  • Убить вражескую фигуру пешкой можно одним полем по диагонали.

Любая фигура которой вы убили вражескую фигуру становится на то место, где стояла последняя.


Конь

Именно это фигурой начинают свой первый ход в партии многие любители шахмат. У каждого игрока по два коня. Конь ходит по “г-образному принципу” в любом направлении. Например, на два поля вперед и на одно влево или вправо. Точно таким образом конь может ходить в любом направлении и перепрыгивать через другие фигуры. Соответственно, убийство вражеской фигуры происходит там, куда пошел конь.


Слон

Слон ходит по диагонали. Причем его ходы ограничены тем цветом поля, на котором он стоит. Так как у каждого противника по два слона (один стоит на белом поле, второй – на черном), существует возможность ходить по диагонали как черного, так и белого цвета. Если путь свободен и на пути у фигуры нет вражеской, можно сделать ход через столько полей, сколько понадобится. Таким образом, если расстановка фигур во время игры позволяет, можно пойти слоном из одной части доски в другую, строго по диагонали.


Ладья

  • Опять-таки, у каждого игрока по две ладьи.
  • Ладья ходит по прямым линиям, как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении.
  • Как и в случае слона, если ситуация позволяет, можно ходить из одной стороны доски в другую.
  • В отличие от коня, ладья не может перепрыгивать через фигуры.


Ферзь

Ферзь считается самой сильной фигурой в шахматах. Очень часто потеря ферзя приводит к поражению.

  • У каждого игрока по одному ферзю.
  • Направление ходов этой фигуры совмещает в себе направления ходов ладьи и слона, что дает ему огромное преимущество по сравнению с другими фигурами.
  • Ферзя неофициально называют королевой. Так оно и есть, ферзь – королева шахматного поля.


Король

Вся суть игры сводится именно к этой фигуре. Цель каждого игрока – заблокировать передвижение вражескому королю и защитить своего. Именно для балансировки игры ранние создатели шахмат решили ограничить передвижение короля. Он может ходить всего-лишь на одно поле, в любом направлении.


Дополнительные возможности шахмат

Шахматы интересны еще и тем, что имеют невероятно огромный спектр действий и комбинаций, которые можно использовать для своего приближения к победе. Ниже приведен список этих дополнительных действий:

Рокировка

Суть рокировки в изменении расположения ладьи и короля. Существует два вида рокировки – длинная и короткая. Длинная рокировка возможна если между ладьей и королем три свободных поля. Чтобы сделать длинную рокировку необходимо ладью перенести на три поля в направлении короля, а короля на два поля в том направлении, где недавно стояла ладья. Короткая рокировка – почти тоже самое. Ладья перемещается на два поля, в направлении короля, а король на два поля в том направлении, где недавно стояла ладья.

Возможность поменять пешку на любую фигуру

Правила шахмат включают в себя такую полезную вещь, как замена пешки любой другой потерянной фигурой. Это происходит тогда, когда ваша пешка доходит до самого последнего ряда противника, т.е. в противоположный конец доски. Достигнув этой точки, вы можете заменить эту пешку на коня, слона, ладью или ферзя (если, конечно, вы их потеряли во время игры). Если есть выбор между этими фигурами, в основном выбирают ферзя. И это понятно.


Шахматы – очень развивающая игра. Она помогает поддерживать интеллектуальную форму. Для ребенка этот вид спорта особенно полезен. Если же у вас не получилось нормально сыграть в шахматы – не отчаивайтесь. Каспаров не всегда так играл.

Многие ученые предполагают, что игра в шахматы вызывает положительное движения в головном мозге, способствует выделению гормона радости и балансируют психологическое состояние. Можно сделать вывод – у шахмат нет отрицательных сторон. Как в других видах спорта, получить перелом просто невозможно. Подумайте, может быть в свободное время стоит занять его именно шахматами? Тем более, найти противника не проблема – интернет дает такую возможность.

Чатуранга - первое название игры, которая сейчас известна как шахматы. Игра была придумана в Древней Индии. Играть одновременно могли 4 человека, ходы совершались поочередно, а их количество определялось бросанием костей. Цель Чатуранги заключалась в уничтожении "войска" противника, которое состояло из пехоты, слонов и коней.

Игра начала быстро распространяться по всему миру. В восьмом столетии она стала очень популярной в арабских странах, где получила новое название - шатрандж. Игра подверглась множеству изменений. Так, для победы надо было не побить все шахматные фигуры противника, а поставить мат. Количество игроков сократилось в два раза.

Испания стала первой страной Европы, где появились шахматы. Именно в Испании игра обрела внешний вид и правила, которыми пользуются и в наши дни.

Шахматные турниры считаются очень популярными и престижными соревнованиями. Победители подобных турниров получают мировую известность.

Дизайн фигур

За все время существования шахмат фигуры были изображены в форме персонажей игры. Ладья изображалась в форме башни, а слон - в виде человека, одетого как священник, потому что в Англии эта фигура называется “bishop”, то есть епископ. Короля и ферзя изображали тоже в виде людей, одетых в соответствующие костюмы.

Многие игровые комплекты делались на заказ и были очень дорогими. Часто шахматные фигуры производились из дорогих материалов, и каждая малейшая деталь отличалась высоким качеством выполнения. Массовые комплекты были более дешевыми, а фигуры - упрощенными. Главной задачей мастеров было лишь создание фигур, которые просто можно было бы легко отличить друг от друга.

Названия фигур

Правила шахмат неоднократно менялись, но фигуры оставались прежними. Всего на доске можно увидеть 32 шахматные фигуры. Названия некоторых из них в странах бывшего СССР отличаются от названий фигур на Западе и в странах Азии.

Все они делятся на 6 рангов. Самая важная фигура - король. Он только один, и его надо беречь. Ферзь (королева) - еще одна героиня, которая также доступна только в одном экземпляре на доске. Это самая сильная фигура из всех, что есть в распоряжении игрока.

Кроме короля и королевы, на доске есть 8 пешек, 2 слона (офицера), 2 коня и 2 туры (ладьи). Каждая фигура имеет свои преимущества и недостатки.

Конь

Шахматная фигура конь - единственная, которая имеет довольно оригинальный способ передвижения. Он передвигается на одно поле вертикально или горизонтально, а потом еще на одну клетку по диагонали в том же направлении. Другими словами, конь передвигается буквой «Г» в любом направлении. Таким образом, конь всегда ходит с черного поля на белое и наоборот. При этом он способен перепрыгивать все фигуры - и свои и чужие.

Одновременно конь может контролировать не более восьми полей. Это зависит от того, где на шахматной доске он расположен. Также он способен побить фигуру противника, если та стоит на клетке, что контролируется конем.

Конь, ферзь, ладья - три шахматные фигуры, которые могут ходить по всем полям шахматной доски. Существует даже задача, суть которой заключается в том, чтобы пройти все поле, побывав на каждой клетке лишь один раз.

Ладья и слон

Ладья своим внешним видом напоминает башню. Располагаются две ладьи с правого и с левого краев шахматной доски. Ладья может ходить на одно или на несколько полей вертикально и горизонтально. При этом на ее пути не должно быть других фигур. Если передвижению ладьи препятствует фигура соперника, то она может ее побить и встать на ее поле, но перепрыгнуть через фигуру она не может. Ладья несколько отличается от всех остальных. Ее отличие заключается в том, что на пустой доске ладья может передвигаться на одинаковое количество полей, где бы она ни стояла.

Слон - шахматная фигура, которая ходит по диагонали своего цвета как на одно, так и на несколько полей сразу. В начале игры один слон располагается между королевой и конем, а второй - между конем и королем. Как и ладья, слон не может перепрыгивать ни через свои фигуры, ни через фигуры соперника, но может их бить и занимать их поле.

На пустой доске слон способен передвигаться на разное количество клеток. Это зависит от его местоположения. Если же он стоит в центре доски, то может передвигаться на такое же количество клеток, как и ладья.

Король и королева

Король с королевой - это две самые важные шахматные фигуры. Названия говорят сами за себя. Они расположены рядом друг с другом между двумя слонами. Кроме того, что король является самой важной фигурой, он имеет несколько особенностей по сравнению с прочими фигурами. Король может перемещаться за один ход только на ближайшее поле. При этом он не может занять клетку, которая находится под ударом любой фигуры противника. Такая особенность означает, что король не может быть побит. Он способен контролировать 8 клеток одновременно.

Шахматная фигура ферзь может передвигаться и как слон, и как ладья. Ферзь может перейти на любое поле вертикального, горизонтального или диагонального рядов. Но только при условии, что на пути не будет других фигур, потому что ферзь не способен перепрыгивать через них. Если же на пути королевы встречается фигура соперника (кроме короля), то королева может побить эту фигуру и занять ее место.

Пешка

Все считают пешку ненужной фигурой. Всего игрок располагает восемью пешками на старте игры. Возможно, именно такое количество делает их не столь важными фигурами. Но разумное расположение пешек - ключ к успешной игре, так как они способны создать хорошую защиту.

Пешки - шахматные фигуры, обладающие уникальной способностью. Все дело в том, что пешка может быть обменена на любую другую фигуру (за исключением короля), если пройдет через все игровое поле. Так как ферзь считается самой сильной фигурой, пешку обычно меняют именно на королеву. Так и возникло выражение: «провести пешку в ферзи».

Пешка очень сильно ограничена в передвижении. Ходить она способна только вперед. Первый ход может быть сделан на одно или два поля, а все последующие - только на одно. Еще одна черта, присущая пешке, это то, что она бьет только вперед по диагонали. Пешка не может бить вертикально вперед. Если на ее пути находится фигура противника, то пешка не может дальше передвигаться.

Правда, в последнее время ученые, то ли где-то раскопали, то ли придумали еще одну версию появления шахматного слона на русских шахматных досках . Оказывается, что слон – это такое большое животное, которое Слоном Слоняется по лесам. Вот такие ученые, не поймешь их иногда.

Сказочная шахматная история о шахматных слонах, офицерах и шутах

Где водятся слоны? Какие из них более ленивые?

Слоны водятся в Африке и в Индии. Правда, сейчас их можно встретить в любой стране, но только в Зоопарке или Цирке. А на вопрос, какие слоны более ленивые, ответ очень простой. Африканские Слоны страшно ленивые и вредные. Их совсем невозможно заставить работать. Ходят себе по Африке и листья с баобабов объедают. Поэтому в Африке такие огромные пустыни.
Индийские же слоны, наоборот – трудяги. И они никогда не отказываются немножко поработать. Однажды, когда в Африке снимался фильм, то на съемки пригласили Индийских Слонов, так как африканские работать отказались. Стояли и смотрели, как Индийские слоны играли за Африканских. Тем бы все на солнышке греться. Такое частенько случается и на шахматной доске. Пока одни шахматные слоны работают, другие загорают и жру бананы!
Слоны у древних индусов были и помощниками дома, если было нужно перенести тяжелый груз, и средством передвижения, если индус хотел поехать в гости, и боевым другом. Слоны не могут наступить на человека, так как они очень аккуратные животные. Но если им сделать больно – хлестнуть плеткой, то слон побежит, куда его направит наездник.

За долгие столетия у шахматных слонов отвалились хобот, уши и хвост. Много в них играли, и бедняги часто падали на пол. При падении бивни и другие части откалывались, а потери не всегда восстанавливались на месте. Бивни часто исчезают и сейчас даже у настоящих слонов. Любят богатые люди, когда разные украшения и шахматные фигуры делают из слоновой кости.
Поэтому шахматные слоны перестали пастись на шахматной доске, а вместо них появились…
Вспомните ШАХскую армию . Войско было очень сильным. Пехоту поддерживала быстрая конница, управляемая смелыми джигитами, и могучая слоновница. Боевые слоны, хоть и умные животные, но все равно ими надо управлять и кормить. Поэтому на каждом слоне сидел опытный наездник, как правило, офицер. Во время сражения слоны могли встретиться друг с другом, столкнуться и от сильного удара всадник мог слететь со слона. То же могло произойти и во время долгих переходов. Монотонное покачивание усыпляло всадника, и он мог сползти с головы слона и упасть на землю. Поэтому заботливый Ферзь приказал надевать на голову Офицеров высокие остроконечные шлемы, чтобы им при падении шишек не набить. Офицер падал со слона головой вниз, зарывался шлемом в песочек и так и стоял, дрыгая ножками, пока не подходила пехота, вытаскивали его из земли и закидывала его обратно на слона.
Так часто приходилось бедным солдатам закидывать Офицеров на Слонов, что со временем у всех офицеров появилась кличка «СЛОН». «Опять этот СЛОН заснул», - говорила пехота. Значит опять трудягам-солдатам работать. Поэтому нетрудно догадаться, почему у шахматной фигуры за 2000 лет отвалились хобот, уши, бивни и хвост, зато появился острый длинный шлем. Но название СЛОН осталось, хотя, признаться и не во всех странах.

Именно название шахматного слона «говорит» о том, что игра шахматы родилась на Востоке. В России это слово – название фигуры – прижилось потому, что наши переводчики точно перевели название шахматных фигур.
По-арабски ФИЛ – слон. Но итальянцы и французы не захотели «узнать» в арабских и персидских Филах могучее животное и тем более выпустить его на шахматную доску. То ли они не услышали, то ли специально поменяли всего одну букву и вместо Фила получился Фул, то есть вместо Слона – Шут! Без шутов при дворах французских королей было бы скучновато, он всех веселил, говорил то, о чем даже боялись подумать другие.
Со временем все привыкли, что около Королевских Величеств всегда были шуты. Кстати, чаще всего шутами были умнейшие дворяне, а при дворе это была очень высокая должность.
Шуты оставили след в истории и в литературе. Шута при короле Лире прославил Шекспир. Только шут действительно любил своего короля. Он предупреждали Лира не отдавать все своим жестоким дочерям. Не послушался король своего шута…
Не менее известен шут Великого Петра I – Степан Вытащи, кстати, прекрасный шахматист. Частенько он самого Царя обыгрывал в шахматы . Еще одна должность была у шута Степана Одной шутовской зарплаты не хватало, чтобы прокормить семью, и он подрабатывал палачом.
След в истории оставил шут Балакирев. Сколько анекдотов и веселых историй, связанных с этим шутом, дошло до наших дней. Ох, и досталось же от него многим знатным Фигурам Российского Царства! Шуты были особами, особо приближенными к Монархам. Они выполняли важнейшие поручения, могли просто дать совет в шутливой форме королю, а то и грубо раскритиковать действия Их Величества. Многие придворные пользовались этим, но сначала им приходилось сходить к шуту на поклон и заручиться его поддержкой.
Шут не ходил прямо по ковровым дорожкам королевского дворца, ему большее удовольствие доставляло пересекать залы наискосок по диагонали, так же ходит и шахматный слон, по диагонали.

Всеволод Викторович Костров

Задайте вопрос или Оставьте свой комментарий

Способности в освоении игры в шахматы у каждого новичка проявляются по-разному, многое зависит от склада ума, стараний, желаний, но первые шаги одинаковы у всех начинающих шахматистов. Первым делом усваиваются правила расстановки фигур перед партией, следующим важным моментом является изучение принципов, как ходят фигуры в шахматах по доске. Их необходимо усвоить каждому желающему приступить к освоению шахмат. Правила передвижения фигур не менялись на протяжении всей долгой истории игры, используются во всех странах.

Возможности короля

Несмотря на то, что король является главной фигурой, без которой игра продолжаться не может, возможности этой фигуры крайне ограничены. Все шахматное войско обязано надежно охранять его от посягательств противника.

В начальной расстановке король располагается в центре на горизонтали 1, если это белые шахматы, или на полосе 8 у черных фигур. Он стоит на клетке другого цвета. То есть, черный король находится на белом поле, белый на черном. Ограничений в направлении движения у фигуры нет. Она может во время игры перемещаться:

  • вперед или назад,
  • влево или вправо,
  • по всем диагоналям.

Но длина хода короля невелика, составляет всего клетку. У короля есть возможность «убить» противника при условии, что он находится на соседнем поле. Он не должен находиться в зоне действия чужой фигуры. Если у короля нет возможности уйти, укрыться, положение называется «мат», засчитывается поражение.

Перемещение ферзя

Иногда эту фигуру называют королевой, что вполне соответствует ее неограниченным возможностям. Не напрасно по значимости ферзь приравнивается к 9 пешкам, у него есть отличная возможность свободно перемещаться по всей доске, если нет помех. Как и у короля, у королевы есть привилегия, позволяющая двигаться во всех направлениях. Причем фигура способна передвигаться на любое количество полей, независимо от их цвета. Это самый мощный, мобильный участник сражения, жертвовать этой фигурой можно только в самом крайнем случае. Без ферзя выиграть партию очень сложно.

Правила движения слонов

Другое название фигуры «офицер». Эта фигура, действительно, как исполнительный воин может выполнить непростые задачи, сразить противника, находящегося на другой стороне доски. Для слонов существует несколько правил:

  • у каждого игрока в начале игры по 2 слона;
  • фигуры перемещаются только по полям своего цвета, на которых устанавливаются перед игрой;
  • слон ходит в шахматах только по диагоналям на любое количество клеток;
  • он не перескакивает через фигуры.

Если на диагональных направлениях, доступных для данного офицера, находятся фигуры противника, он может их «съесть». Для этого «убитый враг» убирается, на его место устанавливается слон. Согласно шкале ценностей, 1 офицер заменяет три пешки.

Движение коня по доске

У шахматного коня самая сложная траектория, эта фигура ходит по пути в форме буквы «Г». Для того чтобы ее переставить, нужно отсчитать три клетки по горизонтали или вертикали и одну клетку вправо или влево. Цвет полей для коня значения не имеет, всего у фигуры, стоящей в трех клетках от края или далее, имеется восемь вариантов перемещений. Они выбираются в зависимости от ситуации на доске. Преимуществом коня является его способность перескакивать через любую фигуру, их наличие для коня не является препятствием. Если на месте окончания его траектории находится вражеская единица, она убирается, считается «съеденной» (срубленной).

Передвижение ладьи

Некоторые шахматисты любители называют эту фигуру турой. Ее также игроки стараются сохранять, не жертвовать фигурой без особой надобности. Ценность ладьи заключается в ее свободном перемещении. Оно ограничено прямыми линиями. Но:

  • цвет полей не имеет значение;
  • передвигаться можно вперед и назад, влево и вправо;
  • количество клеток одного хода не ограничено;
  • есть возможность использовать рокировку.

Тура не перескакивает через фигуры, если на пути стоит вражеская единица, ее можно «срубить», поставить ладью на эту клетку, сбитую фигуру убрать.

В некоторых случаях спасти короля от мата, улучшить ситуацию позволяет рокировка. Участвовать в ней может наряду с королем только тура. Провести такую операцию можно только в случае, если оба участника еще не сделали в игре ни одного хода. При рокировке король переставляется на два поля по направлению к ладье, а она устанавливается около него с другой стороны. Одновременная перестановка двух фигур в шахматах разрешается только в рокировках.

Правила ходов пешками

Перед игрой восемь пешек устанавливаются в ряд на второй горизонтали перед крупными фигурами. Для белых шахмат это полоса под номером 2, для черных №7. Эти фигуры считаются незначительными, являются солдатами армии, которые выполняют мелкие задачи, нередко ими жертвуют для более важных целей. Однако умалять их роль не стоит, в некоторых случаях пешки могут переломить ход игры.

Правила перемещения у пешек простые, они ходят только на одну клетку вперед. Рубит противника пешка только по диагонали, фигуру, стоящую впереди, она «съесть» не может. Есть еще одно исключение. При первом ходе из первоначально выстроенного ряда пешку можно передвинуть вперед сразу на две клетки.

Все шахматные фигуры выполняют две важных задачи. Они обеспечивают защиту королю, предотвращая «пат» и «мат», стараются сбить как можно больше противников.

У пешки есть еще одна немаловажная цель - ей нужно дойти до противоположного края доски. Сделать это крайне сложно, так как на пути у нее очень много шансов быть «съеденной». К тому же этой фигурой часто жертвуют для защиты более важных единиц. Однако если такую задачу удастся выполнить, с пешкой происходит чудесное превращение, она может стать любой другой фигурой, нужной игроку в данный момент. В большинстве случаев она благополучно преобразуется в могущественную королеву. Но это необязательно, игрок может сделать выбор в пользу коня, туры или слона, если для победы ему нужны эти фигуры.