Конспект "трудовая деятельность в уголке природы в старшей коррекционной группе. Организации трудовой деятельности детей в экологическом уголке


Конспект трудовой деятельности в уголке природы в старшей коррекционной группе

Цель: развитие у детей трудовых умений и навыков, воспитание ответственности и самостоятельности в процессе совместного труда в уголке природы.

Задачи:

    Учить ухаживать за комнатными растениями, поддерживать любознательность

    Научить детей относится к растениям как к живым существам

    Закрепить знания названий комнатных растений.

    Закреплять умение планировать свою деятельность и распределять обязанности между участниками. Закреплять знания о действиях с инвентарем.

Форма организации: коллективный труд (10 -12 детей)

Вид труда: труд в природе.

Материал и оборудование: письмо от «Феи Цветов», клеенки на столы, палочки для рыхления, тряпочки для вытирания пыли, кисточки для чистки ворсистых листков комнатных растений, пульверизатор, лейки, тазы.

Ход труда:

Воспитатель : Ребята, сегодня прейдя в группу, я увидела письмо от Феи Цветов. (открывает конверт и читает)

«Здравствуйте ребята! Я прилетала в вашу группу пообщаться моими друзьями цветами. Ваша группа мне понравилась. Но я чуть-чуть огорчена из за внешнего вида моих друзей цветочков. Все они пыльные, не политые и не ухоженные. Я знаю что вы умные и сообразительные ребята и обязательно приведете свои цветы в группе в порядок. Тогда думаю, я навещу вас еще раз».

Воспитатель: Расскажите, что вы знаете о правильном уходе за комнатными растениями? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята скажите какие условия необходимы для хорошего роста и развития комнатных растений? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам потрудиться. Но перед этим давайте распределим обязанности: кто и чем будет заниматься (полив, опрыскивание, протирание, рыхление, сбор сухих листьев, мытье поддонов и подоконников, очищение растений от пыли). Рассмотрите и выберите те растения с которыми вы будете работать, определите, какой именно уход нужен для каждого растения. Подберите нужный материал для своего вида работы, а помогут вам в этом модели труда. (дети с небольшой помощью воститателя распределяются на подгруппы по два три человека)

Воспитатель: (подходит к первой подгруппе детей) расскажит, как вы будете выполнять задание? (Поливать растения). Перечислите правила поливки комнатных растений?

поливать нужно отстоянной водой комнатной температуры.

носик лейки надо класть на край горшочка.

поливать нужно тогда, когда верхний слой земли подсох.

Почему вы решили, что эти растение нужно поливать? (ответы детей.) Продолжайте работу. Молодцы. (Полив растений, мытье горшка, мытье поддонов) .

Воспитатель: (подходит ко второй подгруппе детей ) что вы делаете, расскажи мне? (протирание растений) С чего вы начали работу. (Постелили клеенку, затем принесли растение, приготовили необходимые материалы. Так как растения дышат и листьями, и стеблями, и корнями. Пыль на их листочках мешает дышать, поэтому крупные листья необходимо очищать от пыли влажной тряпочкой. А листья ворсистые следует чистить мягкой щеточкой. А как надо обтирать листочки? (ответы детей)

Воспитатель: (подходит к третьей подгруппе детей ) чем вы занимаетесь? Для того чтобы растения лучше росли их нужно не только поливать, но и опрыскивать водой комнатной температуры. Сначала: горшочек с растением ставим в таз. Землю в горшке закрываем клеёнкой, чтоб вода не размыла землю, опрыскивать растение нужно аккуратно. Молодцы, вы хорошо знаете свою работу.

Воспитатель: Ребята вы сегодня хорошо потрудились подумайте и скажите как вы оцениваете свою работу и работу своих товарищей? Что вы можете сказать о результатах вашего труда? (ответы детей) . Посмотрите, все наши комнатные растения сияют, блестят и я думаю Фея Цветов будет очень нам благодарна как и цветы. Какое у вас от этого настроение?

Самоанализ проведенной трудовой деятельности

Проведенная трудовая деятельность с детьми полностью отвечала уровню развития их трудовой деятельности и опыту. Мотивация в виде сюрпризной игровой задала ход всей работе детей и очень им понравилась. Дети не одновременно заканчивали работу, поэтому требовалась помощь воспитателя и других детей. Трудовая деятельность с такой формой организации предусматривает самоконтроль, что очень важно в старшем дошкольном возрасте. Для детей у кого плохо развита мелкая моторика, я давала растения с большими листьями, чтобы не потерялась активность в их работе.

Всем хорошо известно, что именно благодаря активной трудовой деятельности человек превратился в социальное существо, способное создавать сложные механизмы.

Поговорим о том, какое значение имеет привитие практических навыков в дошкольном и школьном возрасте.

Теоретические вопросы

Что собой представляет труд в природе в старшей группе детского сада? Для начала отметим, что педагог должен учитывать индивидуальные особенности физиологического развития детей в данном возрасте, составляя план своей педагогической деятельности. Чем можно занять малышей, чтобы в процессе практической деятельности у них формировались определенные навыки?

Учитывая актуальность и важность вопроса, в новых федеральных образовательных стандартах, введенных для развития дошкольников, отдельно рассматривается планирование труда в природе в старшей и подготовительной группе.

Педагог указывает цель мероприятий, включаемых в планирование, вписывает предполагаемые результаты работы. Для каждого воспитанника выстраивается индивидуальная образовательная технология, по которой и происходит формирование у него трудовых навыков.

Особенности планирования

Как правильно организовать труд в природе? Занятие в старшей группе воспитатели связывают с уходом за растениями и животными, обитающими в живом уголке. Все этапы своей деятельности учитель указывает в методическом плане деятельности, определяет сроки по отдельным разделам, касающимся изучения представителей живой природы, особенностям ухода за цветами. Помимо плана можно создавать специальную карту или журнал, заполнять который воспитатель будет вместе со своими подопечными.

Особенности организации работы в живом уголке

Каким может быть труд в уголке природы? Старшая группа детского сада способна не только поливать растения, кормить животных, но и вместе с воспитателем осуществлять пересадку и посадку растений.

Но прежде чем начнется практическая деятельность, педагог проводит теоретические занятия, на которых знакомит дошкольников с существующими способами пересадки растений, правилами ухода за пересаженными цветами. После завершения цикла занятий вместе с воспитателем ребятами создается специальная картотека: «Труд в природе». Старшая группа ребят может рассказывать о том, что они узнали про растения, их пересадку, малышам.

Работа в живом уголке

Имея багаж научных знаний, юные защитники живого мира приступают к практическим действиям. Труд в природе в старшей группе направлен на привлечение каждого ребенка к активным действиям. Воспитатель распределяет обязанности между своими воспитанниками так, чтобы не было пассивных наблюдателей.

Далее дети следят за ростом посаженных растений, формированием на них дополнительных листочков. Чтобы сделать труд в природе в старшей группе творческим процессом, воспитатели предлагают ребятам зарисовывать наблюдаемые изменения. Получаемые индивидуальные альбомы можно использовать для проведения занятий о комнатных растениях, демонстрировать родителям во время собраний.

Те растения, которые выращены самими ребятами, могут стать отличным подарком для домашнего живого уголка. При правильной организации труд в природе в старшей группе позволяет формировать у подрастающего поколения определенные навыки.

Значение занятий в живом уголке

В современном дошкольном образовании произошли серьезные реформы. Если в классической воспитательной системе главная задача состояла в получении дошкольником теоретических знаний, то по новым образовательным стандартам второго поколения предполагается формирование всесторонне развитой личности.

Этому в полной мере способствует организация труда в природе. Старшая группа может привлекаться и к уходу за растениями, посаженными на территории детского сада. В нашей стране в настоящее время во многих дошкольных образовательных учреждениях в качестве приоритетного направления развития выбрано именно трудовое и экологическое образование.

Педагоги стараются сформировать у своих воспитанников любовь к природе, родному краю. Именно во время ухода за растениями и животными у ребят формируется бережное отношение к живым существам.

Требования к труду в дошкольных учреждениях

Первым правилом, согласно которому организуется практическая деятельность дошкольников, является обеспечение ее безопасности. Для того чтобы избежать несчастных случаев, все задания, предлагаемые детям, выполняются ими под пристальным контролем со стороны воспитателя.

Примеры

Рассмотрим вариант, как может быть организован труд в природе осенью. Старшая группа может стать активным участником уборки участка у детского сада от опавших листьев, пожелтевшей травы. В старшем дошкольном возрасте у детей уже сформированы определенные теоретические знания, касающиеся животного и растительного мира, поэтому будет уместен активный труд в природе. Летом старшая группа привлекается к поливу цветов, осенью и весной ребята занимаются пересадкой цветов.

Требования к содержанию растений в живом уголке

В первую очередь животные, которые будут находиться в живом уголке, должны содержаться в тех условиях, которые являются для них благоприятными для жизни.

До того как в уголке появится новый обитатель, необходимо подготовить ему дом, запастись специальными кормами, изучить повадки.

Воспитатель должен подобрать и специальный инвентарь, благодаря которому дети смогут осуществлять правильный уход за живыми питомцами.

Малыши должны понимать, что от того, как они будут относиться к животным, зависит их жизнь и здоровье. Ежедневные кормления, уборка клетки проводятся по графику, составленному воспитателем. В группе назначаются дежурные, в обязанности которых входит подобная деятельность.

Во всех живых уголках в детских садах есть аквариум с декоративными рыбками. При нарушении правил его эксплуатации рыбки могут погибнуть. Выбирают для аквариума в основном неприхотливых золотых рыбок, небольших карпов. Дети не просто ухаживают за обитателями водной стихии, но и наблюдают за их ростом и развитием. Вместе с воспитателем они проводят кормление рыбок, используя специальный сухой корм.

Во время зимней прогулки ребята также активно привлекаются к трудовой деятельности. Например, они убирают снег с кормушек для птиц, насыпают туда крошки хлеба, крупинки зерна. Если на кормушку сядет птица, педагог рассказывает о ней, затем осуществляется наблюдение за ее поведением.

Значение труда в живом уголке

Дежурные, которые ухаживают за растениями и животными, обитающими в живом уголке под наблюдением учителя, помимо практических навыков развивают и такие качества, как исполнительность, аккуратность, трудолюбие.

График дежурства воспитатель составляет в начале каждого нового учебного года. Несмотря на монотонность обязанностей, во время работы в живом уголке детям постоянно приходится проявлять свои творческие способности, практические навыки, использовать теоретические знания.

Основной задачей организации живого уголка является возможность проявления дошкольниками своих индивидуальных способностей, творческой фантазии. Подобные задачи в полной мере соответствуют тем требованиям к выпускнику дошкольного учреждения, которые установлены новыми государственными образовательными стандартами.

Заключение

Занятия, связанные с практической деятельностью, имеют особую важность для дошкольных образовательных учреждений. Именно поэтому в воспитательном плане каждого педагогического работника детского сада обязательно указаны все занятия, которые связаны с трудовым обучением. В зависимости от возраста при организации занятий, связанных с уходом за растениями и животными, находящимися в уголке природы, предполагаются существенные отличия. По мере взросления дошкольников воспитатель предлагает им более сложные действия, которые предполагают проработку предварительного плана действий, анализа получаемых результатов.

Дети учатся мыть, поливать, пересаживать растения, удалять с них сухие листья, осваивают правила их пересадки. Данные навыки пригодятся им в повседневной жизни. Благодаря непосредственной близости комнатных растений ребята знакомятся с их важностью для жизни человека.

Кроме того, трудовая деятельность, связанная с растениями, помогает детям организовывать свое рабочее время. Почему именно цветы используются воспитателем в качестве основного объекта для формирования трудовых навыков? Причина заключается в их доступности, возможности проведения с ними длительных наблюдений.

Педагог получает возможность создавать систему занятий, касающихся изучения и ухода за цветами, преследуя при этом сразу несколько воспитательных и образовательных задач. В младшем дошкольном возрасте малыши выступают в качестве наблюдателей, вместе с педагогом пытаются выполнять определенные действия.

Среди основных вариантов их связи с живым миром, формирования трудовых навыков детские психологи отмечают отношение взрослых к представителям живого мира. Ребенок копирует действия своего наставника.

Если он видит, как бережно относится его воспитатель к растениям, разговаривает с ними, малыш постарается перенять этот тип поведения. Равнодушное отношение старших к природе провоцирует аналогичное отношение к растениям и животным и у детей, в таком случае трудно будет говорить о формировании бережного отношения, трудолюбия, патриотизма. Именно в дошкольном возрасте должны быть сформированы основные трудовые навыки, отношение к природе, взрослым, которые ребенок будет развивать во время обучения в начальной общеобразовательной школе.

Конспект трудовой деятельности в уголке природы в старшей группе (уход за комнатными растениями)

Цель : организовать практическую деятельность детей в природе посредством ухода за комнатными растениями в уголке природы.
Задачи: Воспитывать у детей желание трудиться;
Продолжать учить ухаживать за комнатными растениями;
Развивать у детей наблюдательность и любознательность;
Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
Форма организации : коллективный труд.
Вид труда:
труд в природе.

Словарь : рыхлить, опрыскивать, алоэ, герань

Материал и оборудование : клеенки на столы, палочки для рыхления, тряпочки для вытирания пыли, кисточки для чистки ворсистых листков комнатных растений, пульверизатор, лейки, тазы.

Дети подходят к воспитателю. Воспитатель начинает беседу:

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут . (Комнатные растения)

Посмотрите, что стоит у нас на подоконниках? (комнатные растения) .

Комнатные растения всегда слышат музыку, любят ласковые руки, им нравится, когда с ними разговаривают.

Какие условия нужны растениям для жизни и роста? (вода, свет, тепло, земля, воздух, питание) .

Как надо ухаживать за комнатными растениями? Растения надо поливать, рыхлить почву. Надо опрыскивать, протирать крупные листики, чтобы растение могло дышать. Любить цветы и правильно за ними ухаживать.

А теперь отгадав загадку, вы узнаете, за какими комнатным растениями мы будем ухаживать.

Очищает воздух

Создают уют

На окнах зеленеют

Круглый год цветут (Герань)

Дети подходят к комнатным растениям.

Как вы думаете, как можно узнать нуждаются ли эти растения в уходе?

Можно пальцем дотронуться до почвы, если почва влажная, то останется на пальце. Значит - это растение поливать не следует. И если на листьях нет пыли, то протирать тряпочкой не надо.

Возьмите каждый себе комнатное растение, которое нуждается в помощи, поставьте его на стол, наденьте фартуки, возьмите все необходимое оборудование для ухода за вашим растением.

Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила ухода за комнатными растениями (дети называют особенности ухода за геранью) .

Есть главное условие в работе: РАБОТА СЛАВИТЬСЯ НЕ ТОРОПЛИВОСТЬЮ, А АККУРАТНОСТЬЮ.

Во время ухода за цветами воспитатель спрашивает у детей название комнатного растения, особенности ухода.

Есть такой цветок - алоэ.

Оно целебное такое!

На ранку стоит капнуть сок

И заживет в кратчайший срок.

Вот цветок замысловатый,

Листья вниз свисают,

Хлорофитум пучковатый

Всем полезен, знаю!

На окне в такую рань

Распустилась герань.

Круглые листочки,

Пышные цветочки

Даже очень хороши-

Так решили малыши.

Вам понравилось трудиться?

Ребята, зачем нам цветы в группе?

Чтобы было у нас в группе красиво. Растения выделяют кислород, очищают воздух от пыли. Некоторые комнатные растения могут лечить.

Растениям нужен солнечный свет, тепло, вода.

Посмотрите, какие стали комнатные растения веселые, красивые, чистые. Им легко дышится, они рады, что вы за ними хорошо ухаживали.

Дети убирают растения на свои места, наводят порядок на рабочих местах, убирают оборудование и атрибуты.

Мы сегодня с вами хорошо потрудились, а сейчас можно отдохнуть и расслабиться. Сядьте на свои стульчики, закройте глаза, расслабьтесь.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, убирать,

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая, очень легкая, простая.

Мы сидим и не играем, а тихонько отдыхаем.

Замедляется движенье, исчезает напряженье .

Открываем глаза, тихо встаем. Посмотрите, все наши комнатные растения сияют, блестят и они вам очень благодарны. Какое у вас настроение? (хорошее!).

Дмитриева Елизавета Алексеевна
Конспект занятия по трудовой деятельности «Уход за растениями в уголке природы» в старшей группе

Цель : организовать практическую деятельность детей в природе посредством ухода за комнатными растениями в уголке природы .

Задачи :

Воспитывать у детей желание трудиться ;

Продолжать учить ухаживать за комнатными растениями ;

Развивать у детей наблюдательность и любознательность;

Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе .

Методы и приемы : сюрпризный момент, обращение, игровые приемы, вопросы к детям, объяснение, показ способов ухода , привлечение детей к действию, указания, напоминания, оценка детской деятельности .

Форма организации : коллективный труд .

Вид труда : труд в природе .

Оборудование : 2 тазика, тряпочки по количеству детей, фартучки по количеству детей, сухие кисточки, лейки, опрыскиватели, игрушка – крот.

Комнатные растения : сансевьера, колеус, фиалка, бальзамин, бегония вечноцветущая, берёзка, традесканция.

Подготовка оборудования :

После полдника, когда дети закончили кушать, готовлю оборудование : прошу дежурных помочь мне налить в тазики воду, приготовить тряпочки, принести лейки, достать фартучки.

Ход работы

Ребятки, сегодня к нам в гости пришёл крот. Но крот пришёл не просто так, он пришёл по делу. Крот решил нас с вами предупредить, и спасти наши растения в группе .

Послушайте, что говорит крот!

- «Ребята! Беда! Злой волшебник узнал, что у нас в группе очень много красивых растений и решил отобрать их у нас! Он послал своих помощников – пыль и грязь, чтобы они поселились на растениях , и они засохли».

Не печалься, крот, мы спасём наши растения !

Ребята, давайте прогоним этих злючек!

Но скажите, как мы будем бороться с врагами?

Правильно, мы польём наши растения , крупные листья протрём тряпочкой, с ворсистых смахнём пыль сухой кисточкой, а мелкие листочки будем опрыскивать.

Но, ребята, нам с вами нужна защитная одежда, чтобы защититься от этих вредителей. Как вы думаете, что будет нашей защитной одеждой?

Правильно, фартучки. Давайте наденем их.

Смотрите, вот так мы будем протирать мокрой тряпочкой крупные листья у сансевьеры. Берём тряпочку, мочим её в тазике с водой, затем хорошенько отжимаем её и расправляем на ладони. Лист одной рукой поддерживаем снизу, а другой – протираем лист сверху, затем снизу. Вот так.

С ворсистых листьев у фиалки и колеуса пыль смахиваем осторожно сухой кисточкой.

- Растения с мелкими листочками, такие как : бальзамин, бегония вечноцветущая, берёзка и традесканция – мы будем опрыскивать.

Всё всем понятно? Тогда начинаем работу по спасению наших растений .

Сейчас каждый подойдёт к своему растению , польёт его, а затем уберёт с него злую пыль.

Не забудьте, ребята, что тряпочки мы отжимаем хорошо. С крупных листьев пыль удаляем влажной тряпочкой, с ворсистых листьев – смахиваем сухой кисточкой, а мелкие листочки – опрыскиваем.

Анализ детской деятельности :

Вот какие вы у меня все молодцы! Как стараетесь , дружно работаете, всю пыль убрали с растений , теперь злому волшебнику ни за что до них не добраться! Крот благодарит вас, и сейчас пойдёт и всем расскажет, какие у нас в группе хорошие , добрые детки, как они дружно работают!

Уборка оборудования :

Теперь дежурные отнесут тазики в умывальную комнату, выльют из них воду и поставят на место, а все остальные ребята повесят тряпочки на батарею, уберут кисточки в коробку, фартучки – в шкафчик, наполнят лейки водой.

Публикации по теме:

Конспект по экологическому воспитанию «Уход за растениями» (труд в уголке природы», в старшей группе №6 «Затейники». Задачи: 1. Закреплять.

Конспект по трудовой деятельности в уголке природы в средней группе «Уход за комнатными растениями» Цель: развитие интереса к комнатным растениям Задачи: Образовательные: -закрепить навыки ухода за комнатными растениями с плотными гладкими.

Конспект коллективной трудовой деятельности в подготовительной группе «Уход за комнатными растениями». Труд в уголке природы Цель: Научить детей относится к растениям как к живым существам, продолжать формировать практические навыки по уходу за растениями (рыхлить,.

Конспект образовательной деятельности по уходу за растениями в уголке природы в средней группе Цель: организовать коллективную деятельность детей в природе посредством ухода за комнатными растениями в уголке природы. Задачи: Воспитательные:.

Конспект занятия в старшей группе «Организация труда в природе «Уход за комнатными растениями» Таблица 1 Образовательная модель организации труда в природе Тема: «Уход за комнатными растениями» Время в режиме дня Кол –во детей Программные.

Конспект трудовой деятельности в уголке природы и организация дежурства по столовой в старшей группе Цель. Совершенствование знаний детей о комнатных растениях и умение ухаживать за растениями. Формировать умение детей самостоятельно выполнять.

Конспект занятия по трудовой деятельности «Уход за комнатными растениями» вторая младшая группа Цель: развитие интереса к комнатным растениям; уточнять представления детей о строении растений, о функциональном значении частей растения;.

Цель: развивать процессы преднамеренного запоминания и припоминания, творческую активность, чувство ответственности за порученное дело, формировать навык критического отношения к результатам своей деятельности.

Методика руководства детской деятельностью

1. Воспитатель не дает дробного показа новой трудовой операции, а объясняет весь процесс целиком.

2. Затем этот процесс делится на логические этапы (проложить борозду, посадить семена, засыпать землей, полить).

3. По ходу выполнения работы воспитатель напоминает последовательность этапов, эффективность использования оборудования, оценивает качество выполнения трудовой операции.

4. Отмечаются ошибки, предлагаются пути их исправления.

5. Воспитатель и дети рассматривают и объясняют значимость и необходимость труда. Почему нужно выполнить то или иное трудовое действие, если: в горшках с цветами сухая земля, на листьях цветов пыль, в аквариуме мало воды, в клетке у хомячка грязный песок и т.д.

Все обитатели уголка природы можно разделить на две группы: временные и постоянные. Постоянные представители живой природы находятся в группе целый год: комнатные растения, рыбы, птицы и т.д.

Временные - лишь определенные отрезок времени. Это связано с тем, что жизнедеятельность отдельных растений и животных местного края особенно ярко проявляется в определенный период года.

Соблюдение правил безопасности при работе с живым объектом

Наблюдения проводятся только за знакомыми объектами.

Нельзя брать для наблюдения ядовитые растения, грибы или ядовитых животных.

Для наблюдения необходимо подбирать живой объект только со спокойным характером (без признаков возбудимости или заторможенности).

Во время проведения наблюдения необходимо соблюдать спокойную обстановку всем присутствующим.

Педагог должен прогнозировать поведение животного и предупреждать возникновение опасных моментов.

Если животное стало вести себя беспокойно или агрессивно, педагог прекращает наблюдение, устраняет возможные опасные ситуации.

Перспективное планирование на год

Сентябрь

Уголок природы в группе . Рассматривание и называние растений уголка природы, их отличительные признаки: окраска, размер, форма листьев, цветков, стебля. Умение выделять разнообразные свойства и качества, устанавливать различия и сходства, обобщать по тем или иным признакам (фуксия, бальзамин, аукуба, китайский розан, камелия, алоэ или агава, аспарагус, несколько видов бегонии и герани). Красивый букет из срезанных цветов с участка в вазе. На подносе дары осени - плоды: овощи и фрукты и семена, из которых они произросли.

Октябрь

Аквариум и его обитатели . Рассматривание, наблюдение и называние обитателей аквариума, отличающихся по внешнему виду и повадкам (медлительный прудовой карась и юркая верхоплавка, или разновидности золотой рыбки: вуалехвост, телескоп и рыбка местного водоема). Их отличительные особенности: внешнее строение, повадки, место обитания, размер. Вместе с воспитателем уход за рыбками и кормление рыбок.

Ноябрь

Уход за растениями . Обрезание сухих листочков, рыхление земли, полив. Уход за растениями требует от детей средней группы навыка и знания приема поддержания растения в чистоте в зависимости от характера листьев: обливание или опрыскивание растений с мелкими листьями, обтирание влажной кисточкой или щеткой резных листьев, сухой кисточкой - листьев, имеющих пушок. Основные функции частей растения: корень держит и кормит растение, листья улавливают свет, стебель передает пищу из земли другим частям растения. Отметить изменения растений в последний месяц осени: растения замирают, обычно не цветут, у некоторых могут облететь листья. Определяются условия, необходимые для роста растений (тепло, вода, свет, почва).

Декабрь

Уход за домашними животными . Морская свинка и хомячок. Называние животных, особенности внешнего вида, яркие проявления поведения. Определение сходства и различий животных. Установление несложной, наглядно представленной связи между особенностями внешнего строения и поведения животного (строение рта и характер пищи, способ ее добывания; строение конечностей и способ передвижения и т.д.). Отметить активность животных зимой: вялость, сонливость, мало бегают, мало едят, больше спят.

Январь

Огород на окне . Посадка лука, уход, рыхление и полив. Выращивание овса и зелени для животных. Наблюдение за ростом герани на окне: как ведут себя листочки, если растение поворачивать (растениям требуется свет).

Февраль

Обитатели живого уголка. Птицы (канарейка, волнистый попугай), которые живут в группе - рассматривание, уход, кормление. Сравнить поведение, питание птиц в домашних условиях и на улице. Поставить в вазу срезанные веточки сирени. Наблюдать за распусканием почек на срезанных веточках и на деревьях.

Март

Уход за обитателями аквариума . Рыбы живые, они двигаются, дышат, питаются и требуют ухода: свет и тепло, влагу и пищу. Особенности ухода за рыбками: кормление по определенной мерке, проявление заботы и оказание помощи во время смены воды в аквариуме. Наблюдение за мальками гуппи и сравнение их со взрослой рыбкой по внешнему виду и поведению.

Апрель

Красная книга нашей группы . Растения и животные, которые нуждаются в защите.

Комнатные растения на участке . Пересадка герани на участок и посев семян цветов. Посадка семян огородных растений (лук, горох, бобы, салат, редис, кабачок). Кустики клубники: уход, рыхление и полив. Наблюдение за стадиями роста растений: появление ростка, бутона, листьев. Превращение бутона в цветок, а цветка в плод и т.д. В ходе наблюдения отмечают изменения растущего растения и те признаки, которые остаются неизменными (форма листьев, цвет бутона, характер стебля и т.д.)