Признаки агломерации. Городские агломерации как инструмент динамичного социально-экономического развития регионов россии



Единого определения городской агломерации в мире нет. ООН понимает под этим «компактную территорию, где проживает минимум 100 тыс. человек, имеется хотя бы один город с населением не менее 50 тыс. человек и тяготеющие к этому городу административные единицы». В России, как и в отношении городских поселений, принята более расширительная трактовка.

Экономическими базами формирования городских агломераций, как правило, являются компактные локальные территориально-промышленные комплексы и их развитие экономически целесообразно. С их помощью территориальное устройство становится более рациональным. Идет переход от «точечной» урбанистической концентрации к ареальной ее форме и происходит усиление узлов опорного каркаса. В условиях России с ее большими просторами, суровыми условиями и относительно небольшой концентрацией населения в ряде регионов такое решение особенно актуально. Поэтому рост агломераций в России имеют особое значение. В нашей стране с громадными пространствами важно замкнуть по возможности большую часть связей в пределах ограниченных по размерам ареалов, перевести их в разряд локальных, что сократит затраты средств и времени на перемещение грузов, людей, информации. Организуя основные связи на главных направлениях, в полимагистральных коридорах, хозяйство имеет возможность достичь значительного экономического эффекта.

Формирование агломераций в России связано с сформированием железнодорожной сети когда наиболее значительные города стали крупными транспортными узлами. Возникли транспортные связи города и его окружения. На более дешевых землях близ города оседали крупные предприятия и оживилось дачное строительство. Наряду с прежними отраслями легкой промышленности, традиционно занимавшими первое место в пригороде, активное участие приняли и отрасли тяжелой промышленности. Под Москвой, например, были построены заводы - вагоностроительный в Мытищах (ныне вагоны метро), сельскохозяйственных машин - в Люберцах, швейных машин - в Подольске (ЗАО Зингер).

С ростом концентрации населения стало крайне необходимо развитие вблизи крупных городов объектов коммунального хозяйства - водопроводных станций, станций аэрации, а также транспортных объектов - сортировочных железнодорожных станций, а впоследствии аэропортов. Таким образом, с самого начала агломерирование было результатом наложения друг на друга нескольких процессов.

Новый толчок к развитию масштабов агломераций, дала индустриализация. Пригородные зоны стали активнее осваиваться крупной промышленностью. А некоторые новые города возникли на базе крупных предприятий. Так в устье р. Северная Двина появился Северодвинск с населением 227,6 тыс. человек (2002) - центр подводного атомного судостроения (АО «Северное машпредприятие»). В 25 км. от Нижнего Новгорода вырос г. Дзержинск с населением 274,6 тыс. человек (2001). - крупнейший центр химической промышленности, связанный с ВПК. В 32 км к юго-востоку от Москвы основан как дачный поселок Отдых, который в последствии становится, - центром Российской авиационной науки - г. Жуковский с населением около 100 тыс. человек (2001) и мн. др.

Шло активное превращение в города бывших дачных или небольших фабричных поселков. Создавались предпосылки для перемен в расселении. Возникали города-спутники, тесно связанные с экономическим центром. Ранее такого не было, уездные центры, располагаясь в отдалении, друг от друга и были экономически разрознены.

В агломерациях довольно быстро проявились и отрицательные стороны в виде неупорядоченности застройки, несогласованности развития соседних городов, ухудшения экологической обстановки. Агломерации даже рассматривали как результат стихийного, неупорядоченного развития и нарушение, упорядоченного расселения, своего рода болезнь расселения, что затушевывало присущие им прогрессивные свойства.

Следующий этап развития агломераций начался в послевоенное время. Этот процесс достиг высоких темпов, став характерной чертой развития расселения того времени. Примерно треть новых городов, возникших в рамках СССР, обосновалась в окружении крупных городов. Крупные центры, испытывая потребность в городах-спутниках и создавая условия для их возникновения, становились ядрами городских агломераций. С 1959-1989 гг. число агломераций увеличилось с 26 до 49. Доля населения, проживающего в них, постоянно возрастала, и в 1989 г. она уже была около половины всего населения страны. Изменился характер и сельского расселения. Россия постепенно стала превращаться в страну пригородного сельского расселения. Этот процесс усиливается и в связи с отсутствием качественных дорог.

Благодаря росту скоростей пригородных поездов и улучшению организации сообщений при тех же затратах времени радиус зоны, расселения увеличивался в результате росла дальность приемлемых по затратам времени поездок. В современной России уже более 80% горожан проживают или непосредственно связаны с городскими агломерациями.

Идет и усложнение структуры агломераций. Они часто представляют собой сложные конгломераты поселений, иногда сросшихся своими окраинами, отличаются чересполосицей территорий разного функционального назначения и сложной, не всегда рациональной инфраструктурой и часто экологическим неблагополучием.

По своей структуре городские агломерации можно разделить на моно- и полицентрические. Отличительной чертой первых является резкое преобладание в них численности населения, и функциональной социально-экономической роли города-центра. В полицентрических - (Самарская, Кузбасская и др.) этого не наблюдается.

В России преобладают моноцентрические агломерации, вокруг городов-миллионеров. Так Московская, включающая в свой состав более 70 городских поселений с общей численностью населения около 13 млн. человек см. (табл. 8.4.).

Таблица 8.4.

Крупнейшие городские агломерации России (по Гладкий и др., 1999)??

Процесс агломерирования городских поселений в России более молод, чем в большинстве экономически развитых стран. Поэтому далеко не всегда успела сложиться достаточно развитая система городов-спутников. Наглядно это прослеживается на примере молодых агломераций восточных районов - Омской, Новосибирской и Красноярской.

В послевоенное время в России, как и в целом в СССР, численность населения городов-ядер и зон спутников росли относительно равномерно. Что отличалось от США, где пригороды росли опережающими темпами с явно недостаточным развитием инфраструктуры пригородных зон.

В процессе разрастания агломераций они поселения накладываются периферийными частями на соседние. Возникают зоны одновременно входящие в обе агломерации. Появляется сложное надагломерационное образование. Так Московская агломерация соединилась с Калужской, Тверской, Рязанской и Тульской. Подобные образования начинают образовываться на Урале и в Кузбассе.

В зоне влияния агломераций происходит рост численности сельского населения. В то время как вне их происходит отток населения из сельской местности.

Всплеск интереса к агломерациям в России обусловлен рядом причин, связанных с ролью городов в современном обществе, с возникновением новых процессов развития крупных городских систем. Сегодня, в посткризисное время, эта проблематика приобретает особо приоритетное значение, что связано с проведением в России новой территориальной политики, предполагающей формирование регионов, конкурентоспособных в мировой хозяйственной системе, особенно в контексте ухода от сырьевой модели экономического роста.

В.В. Путин в статье «О наших экономических задачах» (январь 2012 года) отметил, что «освоение территории России надо начинать с земель вокруг крупных экономических центров. Расширение «агломерационного радиуса» наших городов в 1,5-2 раза увеличит доступную территорию в несколько раз. Это позволит полностью преодолеть ее дефицит, снизить стоимость жилых и производственных помещений на 20-30%. Это позволит также значительно поднять и доходность пригородного сельского хозяйства, и качество жизни работников аграрного сектора».

Специфика нашей страны, это - масштабность пространства, последовательность формирования государственной территории, степень освоенности, уровень социально-экономического развития и сформированности систем городов, пространственным рисунком расселения, ход урбанизации и т.д.

Данные Всероссийской переписи населения 2010 года, показывают, что Россия остается урбанизированной страной. Доля городского населения в 2010 году составила 73,7% (против 73,3 переписи 2002 г.). Численность населения при этом сократилась в 63, но в 20 регионах увеличилась, при этом внутрирегиональная динамика численности показывает, что областные центры по-прежнему активно интегрируют сельское население. Так, в Красноярском крае с 2002 г. численность населения сократилась на 137,8 тыс. человек (на 4,6%), в то время как количество жителей Красноярска за этот же период выросло на 65,3 тыс. (7,2%) - до 974,7 тыс. Городом-миллионником Красноярск стал в 2012 году.

Процесс урбанизации в России также имеет свои особенности, обусловленные слабым рынком земли и недвижимости, централизованным планированием. Переход к рыночным отношениям вызвал серьезные изменения в развитии городов. Так, спад промышленного производства привел к резкому росту безработицы, неполной занятости населения и бедности в крупных городах. В результате города стали местами концентрации социальных проблем. Кроме того, конец эпохи индустриализации и быстрое развитие сектора услуг положили начало этапу субурбанизации, который в России происходит более быстрыми темпами, чем в странах, где данный процесс происходил эволюционно.

Отличительной особенностью развития российских городов является маятниковая миграция: жители пригородов вынуждены искать работу в городе, а горожане, наоборот, начинают постепенно приобретать недвижимость за городом, где сохраняются обширные пространства, занятые дачными участками. Часть из них используется лишь в летний период, часть перестраивается и превращается в полноценные загородные дома, предназначенные для круглогодичного проживания.

В последние годы субурбанизация в России характеризуется наличием двух параллельных процессов. С одной стороны, дачные поселки перестают быть лишь местом летнего отдыха и источником продуктов питания, они начинают застраиваться домами для круглогодичного проживания. С другой стороны, наблюдаются активная застройка свободных земельных участков в пригородах коттеджами и образование поселений другого рода. Различие данных процессов заключается в том, что в первом случае речь идет в основном об индивидуальном жилищном строительстве, осуществляемом владельцами или арендаторами земельных участков для собственных нужд.

Российская субурбанизация также имеет свои особенности. Так, если в европейских странах городские жители, переезжая в пригороды, продавали свое жилье в городе, и загородный дом для них становился основным местом жительства, то в России, как правило, он становится вторым домом, поскольку, переезжая в коттедж, люди предпочитают сохранять городские квартиры.

Агломерационные процессы в России развиваются в нескольких направлениях. Среди официально заявленных проектов агломераций наиболее динамично развиваются и изучаются ситуации в центральной части России. В то время как Западная и Восточная Сибирь имеют иные масштабы пространств, иной рисунок городской сети. В Европейской части сеть городов охватывает почти все пространство, образуя агломерационные сгущения в главных узлах расселения. Из городских агломераций России, выделенных П.М. Поляном и Т.И. Селивановой более 80% находятся в Европейской части, где сеть городов охватывает почти все пространство, образуя агломерационные сгущения в главных узлах расселения.

Концентрация населения в агломерациях дает возможность использовать фактор численности населения как средство социально-культурного и торгового развития, потому что рост числа жителей, переваливающий за миллион, делает эти поселения инвестиционно привлекательными для прихода сюда крупных торговых сетевых структур, приносящих широкий ассортимент товаров и услуг. Каждый из городов агломерации в отдельности не способен обеспечить экономическую выгодность существования мощных развлекательных и культурных учреждений и, как следствие, разнообразие форм досуга, развлечений и информации, экономически привлекательную среду для малого бизнеса и т.п., и лишь объединение их в рамках единой структуры управления способно инициировать реализацию крупных инвестиционных проектов. Кроме того, агломерации создают более гибкий рынок рабочей силы, так как предоставляют отдельному человеку более широкий выбор мест приложения труда и стимулируют его к тому, чтобы переучиваться и адаптироваться к изменяющемуся балансу возникающих, «сжимающихся» и расширяющихся видов деятельности.

В настоящее время большой интерес вызывают перспективы формирования и развития крупных городских агломераций Сибири, поскольку потребность Сибири и Дальнего Востока в крупных центрах по сравнению с западной частью России гораздо больше. Так, в «Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации», указывается на то, что «для реализации экономического потенциала Сибири необходимо транспортное и энергетическое обеспечение комплексного развития всех крупных городов и агломераций (Красноярск, Иркутск, Новосибирск, Омск, Томск, Кемерово, Новокузнецк, Барнаул) как опорного каркаса расселения в «коридоре» от Поволжья до Дальнего Востока с учетом укрепления международного железнодорожного транспортного коридора между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой, обустройства пограничных переходов на границе с Китаем, Монголией и Казахстаном».

Таким образом, городские агломерации - это сложный и комплексный объект, особенностью которого является наличие тесных экономических, социальных, экологических взаимосвязей между входящими в него территориями. Главные преимущества агломерации - возможность для всех ее жителей пользоваться услугами, доступными в крупных городах, и более широкий, чем в отдельном поселении, выбор места работы.

Уникальные стартовые позиции с точки зрения как социальной и экономической подготовленности территорий, так и протекающих там естественных процессов развития и объединения городских образований, имеют потенциальные сибирские агломерации.

Целенаправленное формирование современных городских агломераций в Сибири с высоким качеством урбанистической среды позволит замедлить процесс миграции населения в европейскую часть России и привлечь трудовые ресурсы из ближнего зарубежья. Именно сибирские города-миллионеры могут стать реальными «узлами» социально-культурного и экономического каркаса, соединяющего европейскую и азиатскую части страны. В этом смысле стратегии развития городских агломераций Сибири имеют не только региональный, но и государственный масштаб.

В исторической эволюции форм расселения на смену традиционным типам населенных мест - городским и сельским поселениям, развивающимся относительно автономно, - все более приходят новые «групповые» формы высококонцентрированного расселения, образующиеся при сближенном размещении поселений и формировании между ними интенсивных связей. Таковы городские агломерации – быстро развивающиеся во всём мире скопления населенных мест, состоящие нередко из десятка, а иногда из сотен населенных пунктов, включая и сельские поселения, тесно связанные друг с другом. Единой терминологией для обозначения этих скоплений населения не существует. Наряду с термином «городская агломерация» употребляют термины «локальные системы расселения», «районы больших городов», «групповые системы расселения», «созвездие городов».

Наиболее распространенный термин «городская агломерация» не вполне удачен . В технологии промышленного производства агломерация означает «образование крупных кусков (окускование) из мелкой руды и пылеватых материалов путем спекания». В экономической литературе термином «агломерация» характеризуется территориальное совмещение, концентрация в одном месте промышленных предприятий.

Термин «агломерация» применительно к расселению был введен французским географом М. Руже , согласно которому агломерация возникает тогда, когда концентрация городских видов деятельности выходит за пределы административных границ и распространяется на соседние населенные пункты.

В отечественной литературе понятие городской агломерации использовалось, и достаточно широко, уже в 10-х 20-х гг., хотя и под разными именами: это и «хозяйственный округ города» А. А. Крубера, и «аггломерация» М. Г. Диканского, и «экономический город» В. П. Семенова-Тян-Шанского.

Существует и множество определений слову «агломерация».

По Н. В. Петрову городскими агломерациями называются компактные скопления территориально сосредоточенных городов и других населенных мест, которые в процессе своего роста сближаются (иногда срастаются) и между которыми усиливаются многообразные хозяйственные, трудовые и культурно-бытовые взаимосвязи .

Е. Н. Перцик дает другое определение: городская агломерация – система территориально сближенных и экономически взаимосвязанных населенных мест, объединенных устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями, общей социальной и технической инфраструктурой, - качественно новая форма расселения, она возникает как приемник города в его компактной (автономной, точечной) форме, особый продукт современной урбанизации . А крупные городские агломерации – это важнейшие ареалы, в которых концентрируются прогрессивные отрасли промышленности, административно-хозяйственные, научные и проективно-конструкторские организации, уникальные учреждения культуры и искусства, наиболее квалифицированные кадры.

Границы городской агломерации подвижны во времени благодаря изменению важнейшего параметра агломерации – дальность ежедневных передвижений от места жительства к местам приложения труда: в рамках пространственной самоорганизации этих передвижений их дальность растёт пропорционально увеличению скорости средств транспорта, а затраты времени увеличиваются незначительно.

Для развития городских агломераций характерны: наращивание гигантских городских скоплений, включающих безостановочно растущие и расползающиеся ядра, вовлекающие в свою орбиту все новые территории, концентрация в них больших масс населения; быстрое развитие пригородов и постепенное (хотя и не везде явно прослеживаемое) перераспределение населения между городами-центрами и пригородными зонами; привлечение сельского населения к несельскохозяйственному труду, в особенности в городской местности; маятниковые миграции и систематические передвижения людей в пределах агломераций на работу, к местам учебы, культурно-бытового обслуживания и отдыха, приобретающие беспрецедентный масштаб.

Е. Н. Перцик предлагает различные критерии городских агломераций: плотность городского населения и непрерывность застройки; наличие большого города-центра (как правило, с населением не менее 100 тыс. человек); интенсивность и дальность трудовых и культурно-бытовых поездок; удельный вес несельскохозяйственных рабочих; доля работающих вне места жительства; количество городских поселений-спутников и интенсивность их связей с городом-центром; число телефонных разговоров с центром; производственные связи; связи по социально-бытовой и технической инфраструктуре (единые инженерные системы водоснабжения, энергоснабжения, канализации, транспорта и пр.) . В ряде случаев принимают в качестве критерия комбинацию признаков, в других – ориентируется на один из них (например, выделяют границы агломерации по 1,5- или 2-часовым изохронам трудовых передвижений от города-центра).

Иерархия городских систем

Города растут и развиваются. В некоторых случаях из ранее небольших городов образуются мегагорода, население которых часто выше 8 млн. человек.

Эволюция форм расселения под воздействием процессов развития и концентрации производства приводит к сближению и срастанию агломераций, формированию мегалополисов – урбанизированных зон надагломерационного уровня, включающих обширные территории (город à агломерация à урбанизированная зона à урбанизированный район à мегалополис).

Итак, выделяют пять основных иерархически соподчиненных форм урбанизированного расселения (по Ю. Л. Пивоварову) :

1. Компактный город (в его традиционной форме) – основной элемент расселения на начальных этапах урбанизации страны или района. Согласно «Словарю общегеографических терминов», под городом понимают: «совокупность обителей, инкорпоративных (т.е. зарегистрированных в качестве учетной единицы) и управляемых мэром или ольдерменом». Под городом в Дании понимают населенный пункт, насчитывающий свыше 250 жителей, в Японии – 30 тыс., в России от 5 до 12 тыс. жителей.

2. Агломерация – (от лат. agglomero – присоединяю, накапливаю) элементарная форма развитого группового расселения. Она представляет скопление вокруг центра (большого города) близко расположенных городских и сельских поселений, объединенных интенсивными и устойчивыми связями. Агломерация рассматривается нами для районов с большим потенциалом развития в качестве этапной формы в переходе от автономного города к более сложным формам расселения.

3. Урбанизированный (метрополитенский) район – основной структурный элемент расселения в перспективе. Под ним подразумевается сравнительно обширный ареал, ядро которого составляют обычно несколько агломераций с их окружением, объединенные общими функциональными и морфологическими признаками. Эта социально-пространственная форма расселения основана на комплексной планировке обширных территорий, на специализации и четком выделении функциональных зон. Включает в себя собственно агломерацию и территории обширного столичного региона.

4. Урбанизированная зона – наиболее крупное звено (объединяющее несколько элементов) в перспективной пространственной структуре расселения страны. Это территория с высокой плотностью городских поселений и большим удельным весом городского населения. Урбанизированная зона выделяется интенсивностью развития городских поселений (а не их количеством).

5. Мегалополис (от греч. megalu – большой, polis – город) – наиболее крупная форма расселения. Это обширные урбанизированные зоны полосовидной конфигурации, которые образуются в результате фактического сращивания многих соседних агломераций разного ранга. Обычно такие урбанизированные полосы протягиваются вдоль важнейших транспортных магистралей и полимагистралей, или своего рода экономических осей.

Пространственная структура городских агломераций

В городских агломерациях при существенных особенностях их планировочной структуры и административного деления могут быть выделены принципиально различающиеся зоны, что позволяет рассматривать эти зоны как типичные и функционально закономерные образования .

1. Историческое ядро города – очень небольшая по размерам территория, в которой сосредоточены наиболее выдающиеся в архитектурно-историческом отношении сооружения, административный культурный и деловой центры агломерации. Таковы исторический центр Москвы в пределах Садового кольца; центральное ядро Лондона, включающее Сити, Вестминстер и Вест-Энд; южная часть графства Нью-Йорк, занимающего территорию о-ва Манхаттан. Для исторических центров европейских столиц характерны очень плотная застройка, складывавшаяся в течение многих веков; унаследованная от исторического прошлого радиально-кольцевая или близкая к ней планировка; постепенное вытеснение жилой застройки зданиями правительственного или делового значения; широкое развитие торговых учреждений, отелей, музеев и т.д. Дневное население резко превышает ночное.

2. Центральная зона города включает помимо исторического ядра ближайшую к нему интенсивно застроенную территорию, сформировавшуюся в европейских столицах в основном до середины XIX в. и позднее охваченную кольцом железных дорог, вокзалов, промышленных территорий. В следующие десятилетия эта зона существенно трансформировалась, но в значительной мере еще сохраняет старую планировку, здесь много ценных сооружений. По мере роста и территориального расширения административных, деловых, культурных, научных, торговых функций столиц эта зона все более перестраивается, подвергается перепланировке, приобретает функции центра. К центральным районам столиц могут быть отнесены: центральная планировочная Зона Москвы, департамент Париж в черте старых крепостных стен, центральная зона Петербурга до Обводного канала, включая Васильевский остров, Петроградскую сторону. Для центральных зон в целом характерно значительное превышение численности дневного населения над ночным, постепенное снижение численности постоянного населения.

3. Внешняя зона города в Москве и Петербурге административно включена в город, в Париже выделена в так называемый «первый городской пояс», в Лондоне к периферийной зоне города может быть отнесен внешний пояс «старых пригородов». В настоящее время основная часть населения столичных городов сосредоточена в периферийных зонах и по мере того, как вся территория этих зон заполняется сплошной застройкой, их население растет, но затем обнаруживает объективную тенденцию к снижению и экспансии за пределы городской черты.

4. Большой город (или ядро агломерации, урбанизированная зона агломерации, город с первым внутренним поясом пригородной зоны). Примером может быть Петербург с поселениями, подчиненными городу, Парижская «агломерация в широких границах», «Большой Лондон» с первым внутренним метрополитенским поясом, Большой Нью-Йорк – урбанизированный ареал Нью-Йорк.

5. Пригородная зона образует вместе с городом более широкое образование, которое можно рассматривать как агломерацию. Таковы Московская и Петербургская агломерации, Лондонский метрополитенский район. Важно различать территории агломераций, охватывающие столичные города и их пригородные зоны, «ядра агломераций», включающие столичные города и внутренние кольца пригородных зон. Условно эти « ядра» агломераций можно было бы назвать «Большой город» (Большая Москва, Большой Лондон, Большой Нью-Йорк). Для всех агломераций в целом характерны: последовательное смещение населения от внутренних колец агломерации к внешним; сильное развитие маятниковых миграций, постепенно затухающих по мере удаления к периферии агломерации и особенно интенсивных в ее ядре, развитие городов-спутников во внешних кольцах.

6. Внешняя зона столичного региона. Под столичным регионом следует понимать зону, на которую распространяется непосредственное и интенсивное влияние столицы и необходимы связанные с ней целенаправленные градостроительные мероприятия; однако здесь перестает действовать важнейший градостроительный параметр, конструирующий агломерацию, - ежедневные маятниковые трудовые передвижения. Внешняя зона становится ареной крупных мероприятий по развитию систем городов – «контрмагнитов», способствующих разгрузке агломерации, по созданию рекреационных зон, сельскохозяйственных баз и т.п. К столичным регионам могут быть отнесены: к Московскому региону – Москва и Московская область; Лондонскому – юго-восток Англии; Нью-Йорскому региону – район ассоциации районной планировки Нью-Йорка.

Пути формирования агломерации

Формирование агломерации «от города».

По достижению определенного «порога» (на что сильно влияет размер города, его народохозяйственный профиль, локальные и региональные природные условия) динамично развивающийся крупный город ощущает все большую потребность в новых ресурсах развития – территорий, источниках водоснабжения, инфраструктуре. Однако в пределах городской черты они оказываются исчерпанными или близкими к исчерпанию . Дальнейшее сплошное (периметральное) расширение городской территории сопряжено с негативными последствиями.

Поэтому центр тяжести развития объективно перемещается в окружающий город район. Возникают поселения-спутники (чаще всего на основе существующих небольших населенных пунктов) различного профиля. По существу, это частички большого города, который, становясь центром агломерации, создает систему дополнений и партнеров. С одной стороны, все то, что не помещается в городе, «выплескивается» за его пределы. С другой – многое из того, что стремится к нему извне, оседает на подступах. Таким образом, агломерация формируется двумя встречными потоками.

В одних случаях объекты, составляющие градообразующую базу спутников (промышленные предприятия, испытательные полигоны, научно-исследовательские лаборатории, конструкторские бюро, сортировочные станции, склады и т.д.) как бы отпочковываются от сложившегося народохозяйственного комплекса города. В других – они возникают в ответ на потребности города и страны, создаются усилиями разных отраслей хозяйства, будучи привлечены благоприятными условиями развития в окружающем город районе.

Развитие агломерации «от района».

Характерно для ресурсных зон, в местах развития добывающей промышленности, где при разработке крупных месторождений обычно возникает группа поселков сходной специализации. С течением времени один из них, расположенный удобнее других по отношению к ареалу расселения и имеющий лучшие условия для развития, притягивает к себе объекты неместного значения. Он становится организационно-хозяйственным и культурным центром, в нем развивается наука и конструкторско-проектное дело, сосредоточиваются предприятия стройиндустрии и транспортной организации. Все это определяет его приоритетный рост и постепенное возвышение в территориальной группе поселений, которые со временем приобретают по отношению к нему роль спутников.

Так возникает город, который берет на себя функции центра агломерации. У его спутников под влиянием основной «профессии» преобладает замкнутый трудовой баланс: жители поселка работают в основном на расположенном здесь же, в поселке предприятии. Поэтому трудовые связи с городом-центром в образованиях рассматриваемого типа слабее, чем в агломерациях, развивающихся «от города» . По мере дальнейшего роста и усиления многофункциональности города-центра различия между агломерациями описанных двух категорий ослабевают, хотя остается существенная разница в характере использованной территории.

Проблемы больших городов

Повсеместный и неудержимый рост больших городов и агломераций заставляет задуматься над внутренними закономерностями и причинами этого явления, выявить недостатки такой формы расселения и оценить ее подлинные достоинства.

Важнейшие недостатки больших городов и в известной степени больших городских агломераций хорошо известны:

1. Необычайное усложнение транспортных проблем. Насыщенность больших городов автомобильным транспортом увеличивается, тогда как скорость движения его движения снижается обратно пропорционально.

2. Происходит удорожание инженерного оборудования;

3. Загрязнение окружающей среды, в первую очередь воздуха. По данным химических исследований, шлейф загрязняющего и теплового воздействия крупных городов прослеживается на расстоянии до 50 км, охватывая площадь в 800-1000 км 2 . При этом наиболее активное воздействие проявляется на площади, превышающей площадь самого города в 1,5-2 раза. Такие города, как Лос-Анджелес, Мехико, не случайно получили прозвище «смогополисов». Не случайно родился и шуточный совет горожанам: «Пусть каждый дышит меньше и в только случае крайней необходимости».

4. Удаление населения больших городов от природы.

5. Большие города «отсасывают» производительные силы от малых и средних городов.

Нет сомнения, что человечество в будущем сможет найти средство решения транспортных и экологических проблем крупнейших городов. Более того, представляется обоснованной точка зрения, что именно высокая концентрация производительных сил в крупнейших городах позволит решить эти проблемы наиболее эффективно, поскольку при такой концентрации станут экономически и технически осуществимыми наибольшие капитальные вложения для этих целей.

к. геогр. н., доцент, зав. кафедрой Сыктывкарского филиала Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ И МЕГАЛОПОЛИСОВ КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Характерной особенностью современной урбанизации является формирование агломерированных форм городского расселения, концентрирующих управленческие, финансовые и человеческие ресурсы. Процесс городского агломерирования развёртывается там, где складываются наиболее благоприятные условия для формирования групповых форм городского расселения. Суть городского агломерирования состоит в получении синергетического эффекта от объединения возможностей и имеющегося потенциала вовлечённых в этот процесс городских и сельских населённых пунктов, расширения границ рынка сбыта продукции и совместного планирования развития инфраструктуры.

Роль агломерированных форм городского расселения существенно возрастает в условиях России с её обширными пространствами и расстояниями. В условиях дефицита центральных поселений процесс агломерирования происходит не только вокруг больших городов, но и на основе средних и «полусредних» городов. О том, что формирование агломерации не зависит от величины города-ядра, свидетельствует не только отечественный, но и зарубежный опыт экономически развитых стран, где новые городские агломерации создают на основе разработки совместного плана развития и функционирования входящих в их состав поселений. Это позволяет объединить общие усилия и конкурентные преимущества небольших поселений по формированию ареала интенсивного развития и полюсов экономического роста.


Экономическая и социальная структура городских агломераций формируется под влиянием исторических, административных, экономико-географических, экономических, организационно-управленческих и институциональных факторов . В процессе перехода к рыночной модели экономики городские агломерации превращаются в специфические экономические субъекты, самостоятельно выполняющие функции управления довольно обширными территориями, обеспечивая решение проблем социально-экономического развития не только окружающих сельских территорий, но и региона в целом. В новых экономических условиях целенаправленное формирование городских агломераций должно рассматриваться в качестве ведущего фактора модернизации российского пространства.

Важным фактором развития городских агломераций, задающим их лидирующие позиции в системе городского расселения, является сочетание в них ведущих отраслей хозяйства и прогрессивных видов экономической деятельности. Присущая им расширенная сфера приложения труда способствует концентрации экономически активного населения, диверсификации экономики и интенсификации городского образа жизни. Благодаря этому городские агломерации становятся средоточием важнейших экономических и транспортно-распределительных связей, фокусными точками регионов и узлами опорного каркаса территории страны.

В формировании городских агломераций в России ведущую роль играют большие города, в которых концентрируется подавляющая часть демографического, трудового, социального, экономического, промышленного, инновационного, научного, образовательного, историко-культурного и рекреационного потенциалов страны. По данным всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., в границах современной России было всего 7 городов людностью более 100 тыс. человек, в которых проживало 29,5 % всего городского населения. С 1926 по 1991 г. число больших городов увеличилось с 20 до 168, или в 8,4 раза, а их удельный вес в общем количестве российских городов – с 4,3 % до 15,9 %. В постсоветское время численность проживающих в городах возрастала главным образом за счёт административно-территориальных преобразований и реализации муниципальной реформы. В период между переписями населения 2002 и 2010 гг. удельный вес проживающих в городах в общей численности городского населения России увеличился с 90,1 % до 92,6 %. При этом в урбанистической структуре городов возросло значение больших городов, в которых ныне концентрируется 72,0 % горожан (табл. 1).

Таблица 1. Большие города в городской сети Российской Федерации в гг. (по данным всеобщих переписей и текущего учёта населения).

Число городов

Численность населения городов,

тыс. человек

Средний размер,

тыс. человек

больших, %

больших, %

По данным Росстата. Полужирным шрифтом выделены данные всеобщих переписей населения.

Несмотря на то, что в период между переписями 2002 и 2010 г., число городов этой категории людности сократилось с 167 до 164, численность проживающих в больших городах в абсолютном выражении увеличилось с 68,2 млн. до 70,2 млн. человек, а в относительном выражении – с 71,1 % до 72,0 %. При этом наиболее существенно повысилась роль крупнейших городов, представленных городами-полумиллионниками и миллионниками. В рассматриваемый межпереписной период общее число городов этих групп людности увеличилось с 33 до 37, численность проживающих в них горожан – с 39,9 млн. до 44,0 млн. человек, а удельный вес в населении городов – с 41,5 % до 45,1 %. Одновременно с этим с 2005 г. наметилась устойчивая тенденция увеличения среднего размера городов всех категорий людности и особенно больших городов.


Предпосылки городского агломерирования начали складываться в России во второй половине ХIХ века в ходе развития и углубления капиталистических отношений, которые способствовали ускорению индустриализации, бурному железнодорожному строительству, расширению городской сети и динамичному росту больших городов. В эти годы зародилась и обрела характерные признаки единственная в дореволюционной России Петербургская агломерация, сформировавшаяся вокруг тогдашней столицы Российской империи. По мере роста и укрепления столичного статуса Санкт-Петербург обрастал городами-спутниками. Среди них выделялись царские резиденции Петергоф, Царское Село, Павловск, Гатчина и Ораниенбаум, промышленные центры Колпино и Сестрорецк, города-крепости Кронштадт и Шлиссельбург.

Подавляющее большинство ныне существующих российских агломераций возникло и сформировалось в 30-е – 80-е гг. ХХ века. Мощным импульсом развития агломерационных процессов стала ускоренная индустриализация страны, начавшаяся в середине 1920-х гг. Индустриализация вывела на первый план бывшие губернские центры и многие старые города, крупные фабрично-заводские посёлки, порты и другие поселения с выгодным транспортно-географическим положением. Их динамичный экономический и демографический рост, сопровождавшийся усилением многофункциональности, предопределил расширение ареала их влияния и потребность в появлении новых поселений-спутников.

Процесс городского агломерирования, прерванный в годы Великой Отечественной войны, вновь активизировался в послевоенный период в связи с восстановлением разрушенного войной народного хозяйства в западных регионах страны и ускоренным развитием тыловых районов Урало-Поволжья и юга Сибири, куда были эвакуированы промышленные предприятия и жители оккупированных территорий европейской части страны. Между тем период наиболее динамичного развития городских агломераций и интенсификации урбанизационных процессов пришёлся на 60-80-е гг. ХХ века, когда на фоне устойчивого роста экономики началось широкомасштабное хозяйственное освоение районов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Рост сети городских агломераций и субцентров в периферийной зоне сопровождался формированием пригородов, интенсификацией связей между городом-ядром и поселениями-спутниками, расширением территориальных границ площадей урбанизированных и субурбанизированных территорий.

Многие города, вокруг которых в советское время сформировались городские агломерации, превратились в признанные центры производства и расселения окружающих их территорий. Их ускоренное развитие в качестве городов-центров агломераций происходило за счёт использования выгод экономико-географического положения и преимущественного социально-экономического развития в ходе развёртывания промышленных узлов, локальных и программно-целевых территориально-производственных комплексов. К концу ХХ века агломерация стала ведущей формой городского расселения в России. Её востребованность в российских условиях объясняется тем, что углубление урбанизации и дальнейшее развитие транспортных магистралей является одним из эффективных средств преодоления специфических для России обширных пространств и расстояний между населёнными пунктами.

В 1990-е гг. интенсивность процесса городского агломерирования существенно снизилась в результате смены вектора экономического развития под влиянием рыночных преобразований и постиндустриальной трансформации экономики, сопровождавшейся спадом промышленного производства и кризисом городов. Вследствие этих и других причин практически прекратился процесс формирования новых агломераций, который усугубили депопуляция городского населения и сокращение притока сельских жителей. Одновременно с этим в постсоветский период наметились новые тенденции развития городов и городских агломераций, обусловленные главным образом постиндустриальной трансформацией городского хозяйства и административно-территориальными преобразованиями в рамках муниципальной реформы. Влияние этих двух факторов городского агломерирования отразилось в стягивании населения в крупнейшие города и агломерации (главным образом за счёт жителей малых городов и посёлков городского типа), расширении зоны тяготения городов-ядер на фоне интенсификации связей с пригородами и поселениями-спутниками, включения городов, посёлков городского типа и сельских населённых пунктов в городскую черту крупных городов. Несмотря на ухудшение условий для развёртывания новых городских агломераций, в постсоветское время наметились некоторые положительные тенденции городского агломерирования, связанные с укреплением существующих агломераций. Среди них следует отметить активизацию процесса субурбанизации в связи с резко возросшими темпами коттеджной застройки субурбанизированных территорий и создания несельскохозяйственных поселений-спутников, автомобилизации и транспортной мобильности населения.

В последние годы в рамках зарождающихся тенденций предпринимаются меры по углублению агломерационных процессов на всех уровнях управления, включая федеральный, местный и муниципальный. Федеральное правительство регионального развития РФ и Министерства экономического развития РФ планирует поддержку агломерационных процессов в рамках реализации программ и проектов создания мегалополисов, «опорных городов» и городов-спутников. Местные и муниципальные власти Алтайского (Барнаульская агломерация в составе города Барнаула, Новоалтайского и Первомайского районов), Красноярского (Красноярская агломерация в составе городов Красноярска, Дивногорска, Сосновоборска, Берёзовского, Емельяновского, Манского и Сухобузимского районов) и Приморского (Владивостокская агломерация в составе городов Владивостока, Артёма и Уссурийска) краёв, Вологодской (Вологодско-Череповецкая агломерация в составе городов Вологды, Череповца, Грязовца, Сокола, Кадникова, посёлков городского типа Шексна и Чебсара), Иркутской (Иркутская агломерация в составе городов Иркутска, Ангарска и Шелехова), Новосибирской (Новосибирская агломерация в составе городов Новосибирска, Бердска, Оби, посёлков городского типа Кольцово и Краснообск, Новосибирского района), Ростовской (Ростовская агломерация в составе городов Ростова-на-Дону, Новочеркасска, Таганрога, Аксая, Батайска и Азова) и Томской (Томская агломерация в составе городов Томска и Северска, Томского и Шегарского районов) областей планируют добиться официального признания статуса агломераций формирующимся на их территориях системам городского расселения. В ряде регионов предпринимаются попытки сформировать укрупнённые муниципальные образования по подобию статистических метрополитенских округов, объединяющие в своём составе большую часть поселений формирующейся агломерации.

В России отсутствует официальный статистический учёт агломераций под эгидой Росстата. Поэтому оценки состава и численности агломерации являются экспертными и авторскими. Различие критериев и методик выделения городских агломераций делают данные об их величине и составе малопригодными для сопоставлений и объективного анализа. По нашим расчётам, на территории России сформировались или находятся в стадии формирования 12 крупнейших (на базе городов-миллионников), 24 крупные (на базе крупнейших городов), 55 средних (на базе больших городов) и 7 малых (на базе средних городов) городских агломераций. В городах-ядрах 98 крупнейших, крупных, средних и малых агломераций сосредоточено 60,3 млн. горожан, а с учётом всего урбанизированного и субурбанизированного населения – около 90 млн. человек, что составляет 63,1% всего населения России (табл. 2).

В настоящее время в России насчитывается 23 городские агломерации с численностью населения свыше 1 млн. человек. Их ядрами выступают 12 городов-миллионников и 11 городов-субмиллионеров. В числе последних – Пермь, Красноярск, Саратов, Воронеж, Краснодар, Тольятти, Владивосток, Иркутск, Новокузнецк, Ижевск и Тула. Совокупная численность урбанизированного и субурбанизированного населения крупнейших агломераций России достигает 54,7 млн. человек, из которых 67,6% (около 37 млн. человек) приходится на города-ядра. Только 6 российских агломераций имеют людность не менее 2 млн. человек. К агломерациям-мультимиллионникам относятся Московская, Санкт-Петербургская, Ростовско-Шахтинская, Самарско-Тольяттинско-Сызранская, Екатеринбургская и Нижегородская агломерации. В городах-ядрах агломераций-мультимиллионников сосредоточено 21,9 млн. человек, а с учётом всего населения, проживающего в границах агломерационных ареалов, их численность увеличивается до 33 млн. человек.

Таблица 2. Группировка агломераций России в зависимости людности городов-ядер (по данным переписи населения 2010 г.).

агломераций

в зависимости

от людности

города-ядра

агломераций

данной группы людности

Суммарная

численность

населения

городов-ядер

данной группы,

млн. человек

численности

населения

агломераций

данной группы,

млн. человек

городов-ядер

в численности

населения

агломерации

данной группы, %

Крупнейшие

Подавляющее большинство российских агломераций являются моноцентрическими. К немногочисленным конурбациям относятся Самарско-Тольяттинско-Сызранская, Ростовско-Шахтинская, Новокузнецкая, Иркутско-Черемховская, Набережночелнинская, Тульско-Новомосковская, Владивостокско-Находкинская, Ижевская, Ярославско-Рыбинская, Кавминводская, Южно-Башкортостанская, Южно-Татарстанская, Абаканско-Минусинская, Сургутско-Нефтеюганская, Псковско-Великолукская и Апатитско-Мончегорская полицентрические агломерации.

Крупнейшей российской агломерацией является Московская агломерация, распространившая своё влияние в радиусе 60-70 км от Москвы. Общая площадь Московской агломерации достигает 13,6 тыс. кв. км, а численность населения по разным оценкам варьирует от 14,7 до 17,3 млн. человек . В границах Московской агломерации сосредоточено более 50 городов, из них 14, по данным всеобщей переписи населения 2010 г., имели людность свыше 100 тыс. человек. В их числе – Балашиха (215,4 тыс.), Химки (207,1 тыс.), Подольск (188,0 тыс.), Королёв (183,5 тыс.), Мытищи (173,3 тыс.), Люберцы (172,0 тыс.), Электросталь (155,3 тыс.), Одинцово (139,0 тыс.), Железнодорожный (131,7 тыс.), Красногорск (116,7 тыс.), Сергиев Посад (110,9 тыс.), Щёлково (110,4 тыс.), Пушкино (102,8 тыс.), Жуковский (102,7 тыс.). В населении Московской агломерации абсолютно доминирует ядро, людность которого в 53,4 раза превышает численность постоянного населения второго по величине города агломерации - Балашихи.

Вокруг второго в России города-мультимиллионника сформировалась Санкт-Петербургская агломерация. Она простирается вокруг Санкт-Петербурга в радиусе 50 км и занимает около 11,6 тыс. кв. км. По разным оценкам численность населения Санкт-Петербургской агломерации варьирует от 5,4 до 6,2 млн. человек, что почти в 3 раза меньше величины Московской агломерации. Между тем Санкт-Петербургская агломерация является не только признанным межрегиональным центром социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа, но и России в целом.

В своём развитии городские агломерации проходят 4 этапа. Возникновение агломерированных форм городского расселения связано с этапом индустриализации. По мере углубления внутриагломерационных связей и формирования единого рынка труда индустриальная агломерация перерастает в сформировавшуюся. Появление единого функционально связанного пространства на фоне углубления процесса субурбанизации и развития пригородной зоны, образование рынка агломерации и превращение её в важный узел в территориальной структуре национальной экономики являются основными признаками развитой агломерации. Высший этап формирования городской агломерации связан с превращением её в постиндустриальный центр, встроенный в глобальные экономические процессы и максимально интегрированный в мировую экономику. На этом этапе агломерация черпает ресурсы и возможности развития за счёт взаимодействия с глобальной сетью мировых городов.

К настоящему времени в России сформировались только 3 постиндустриальные агломерации – Московская, Санкт-Петербургская и Екатеринбургская. Остальные агломерации, возглавляемые городами-миллионниками, могут быть отнесены к числу развитых агломераций. Между тем подавляющее большинство российских агломераций задержалось на этапе сформировавшейся и индустриальной агломерации. Свыше 2/3 (68 из 98, или 69,4%) городских агломераций и все постиндустриальные агломерации России находятся в европейской части страны. Среди 11 развитых агломераций в этой части страны расположены 8 (72,7%), среди 66 сформировавшихся –,2%), среди 21 индустриальной агломераций –,7%) (табл. 3).

Темпы роста городских агломераций тесно связаны с характером адаптации их хозяйства к постиндустриальному укладу экономики. Являясь во многом самодостаточными территориальными социально-экономическими системами, они в значительной мере определяют территориально-хозяйственную структуру страны и играют ведущую роль в российской экономике. Переход к агломерационному этапу эволюции городского расселения вызвал появление многочисленных городов-спутников и новых видов пригородных поселений, ориентирующихся на разнообразное обслуживание центрального поселения. Процесс городского агломерирования сопровождается расширением городских территорий и распространением городского образа жизни, повышением общего уровня урбанизации и степени урбанизированности территории. Между тем стягивание населения в наиболее крупные города-центры сопровождается постепенным обезлюдением окружающей сельской местности и расширением ареалов межселенных пространств с крайне низкой плотностью сельского населения и редкой сетью населённых пунктов.

Таблица 3. Группировка городских агломераций России в зависимости от этапа формирования.

Название этапа

Агломерации

I. Индустриальная

агломерация

Альметьевская, Апатитско-Мончегорская, Ачинско-Назаровская, Белогорско-Свободненская, Воркутинская, Дербентская, Златоустовская, Котласская, Лесосибирско-Енисейская, Магнитогорская, Нерюнгринская, Нижневартовская, Нижнетагильская, Новороссийская, Орская, Старооскольско-Губкинская, Стерлитамакская, Сургутско-Нефтеюганская, Ухтинская, Череповецкая, Юргинская.

II. Сформировавшаяся агломерация

Абаканско-Минусинская, Архангельская, Астраханская, Барнаульская, Белгородская, Бийско-Горно-Алтайская, Благовещенская, Брянско-Людиновская, Владикавказская, Владимирская, Владивостокско-Находкинская, Вологодская, Воронежская, Грозненская, Ивановская, Ижевская, Иркутско-Черемховская, Йошкар-Олинская, Кавказские Минеральные Воды, Калининградская, Калужская, Камчатская, Кемеровская, Кировская, Комсомольская-на-Амуре, Костромская, Краснодарская, Курганская, Курская, Кызылская, Липецкая, Магаданская, Махачкалинская, Мурманская, Набережночелнинская, Нальчикская, Новгородская, Новокузнецкая, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Петрозаводская, Псковско-Великолукская, Рязанская, Саранская, Саратовская, Смоленская, Ставропольская, Сыктывкарская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульско-Новомосковская, Тюменская, Улан-Удинская, Ульяновская, Хабаровская, Чебоксарская, Читинская, Южно-Сахалинская, Якутская, Ярославско-Рыбинская.

III. Развитая

агломерация

Волгоградская, Казанская, Красноярская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Пермская, Ростовская, Самарско-Тольяттинская, Уфимская, Челябинская.

IV. Постиндустриальная агломерация

Московская, Санкт-Петербургская, Екатеринбургская.

Агломерация не является пределом территориальной концентрации городского населения и может принимать различные стихийно складывающиеся надагломерационные формы, среди которых выделяются урбанизированные районы и зоны, а также их высшая форма – мегалополис. Являясь наиболее крупной формой городского расселения, мегалополис образуется в результате срастания нескольких близко расположенных агломераций. Мегалополис - это конгломерат агломераций, слившихся в единое высокоурбанизированное образование. Для мегалополисов характерна полицентрическая структура, обусловленная взаимодействием нескольких близко расположенных друг к другу городов – центров агломераций, формирующих состав и границы мегалополиса. Основные черты мегалополисов задаются линейным характером градостроительных структур, вытянутых вдоль ведущих транспортных магистралей – железных и автомобильных дорог, а также судоходных путей.

В отличие от США, Японии и некоторых развитых европейских государств, в которых уже давно сформировались надагломерационные образования мегалополисов, в России данный процесс находится лишь в начальной стадии. Контуры будущих мегалополисов наметились в ряде регионов Центральной России, Урала и Сибири. Самый обширный по площади и наиболее значительный по населению Центрально-Русский мегалополис формируется по оси Москва – Владимир – Нижний Новгород. Он включает столичный мегагород Москву и поселения Московской, Владимирской и Нижегородской областей , а также тяготеющие к ним поселения Волжско-Окского междуречья. Его основой являются крупнейшая в стране Московская суперагломерация и шестая по людности Нижегородская мультиагломерация, а также полумиллионная Владимирская агломерация. В северо-западной части Уральского федерального округа обозначился Уральский мегалополис, формирующийся по оси Екатеринбург – Челябинск. В будущем просматривается возможность его территориального расширения в направлении Перми и Магнитогорска. В начальной стадии становления находится единственный за Уралом Обско-Томский мегалополис. В него входят Новосибирская, Новокузнецкая, Барнаульская, Томская, Кемеровская, Бийско-Горно-Алтайская и Юргинская агломерации. В состав Обско-Томского мегалополиса входит более 60% населения Республики Алтай, Алтайского края , Кемеровской, Новосибирской и Томской областей .

В современных условиях агломерирование представляет собой объективный процесс регионального развития, обеспечивающий более равномерное и комплексное развитие территорий, формирование полюсов экономического роста и эффективное развитие инфраструктуры. Агломерационный путь развития позволяет создать благоприятные условия для проживания и работы населения, развития науки и инновационной деятельности , творческой самореализации и функционирования бизнеса. Основными условиями развития современных городских агломераций, сформировавшихся как функционально-пространственного ареалы концентрации городского населения и прогрессивных видов человеческой деятельности, является создание правовой базы их функционирования, формирование агломерационной инфраструктуры и реализация комплексных проектов городского развития.

Целенаправленное формирование городских агломераций способствует качественным улучшениям всех сторон их жизни и функционирования. По мере пространственного расширения агломерации происходит комплексное развитие всего агломерационного ареала на основе единых стандартов и с учётом конкурентных преимуществ каждого населённого пункта, входящего в состав агломерации. Среди ожидаемых положительных результатов по пути агломерационного развития:

Выгоды максимально возможной связности населённых пунктов в пространстве современной транспортной доступности;

Возможность регулирования производственной загрузки и занятости населения в пределах поселений агломерации;

Пространственное расширение рынка труда;

Структурирование и ускорение развития человеческого капитала;

Повышение надёжности и скорости осуществления трудовых и хозяйственных связей;

Переориентация кризисных, депрессивных и других неперспективных населённых пунктов на выполнение новых функций в интересах развития в рамках агломерации;

Создание в пригородной зоне комфортных и экологичных для проживания новых городских населённых пунктов;

Оптимизация управления развитием городов и агломераций на основе взаимоувязанной системы документов стратегического планирования субъектного и муниципального уровней.

Проводимые с начала 1990-х гг. рыночные преобразования и становление постиндустриального уклада наметили переход к локально-фрагментированной постиндустриальной урбанизации, которая происходит в условиях замедления темпов и незавершённости урбанизации, что вызвало запаздывание в процессе развёртывании очередных этапов его развития по сравнению со странами западного мира. В ходе постиндустриальной трансформации и диверсификации российской экономики возникла необходимость государственного регулирования процесса формирования групповых систем расселения и городских агломераций. В последние годы предпринимаются попытки придать стихийному процессу агломерирования более управляемый характер при поддержке всех уровней управления. Это позволит придать процессу формирования городской агломерации более целенаправленный характер и перевести его в плоскость практической реализации.

Что такое агломерация и почему это понятие встречается все чаще? Данный термин имеет определение как групповые формы городского расселения, которые связаны с историческим разрастанием городов и ростом населения.

Агломерации – это системы поселений, размещающихся рядом и связанных между собой постоянными трудовыми, организационными или хозяйственными связями. Центром городской агломерации является ядро. Что это такое? Обычно это крупнейший населенный пункт на рассматриваемой территории.

Вконтакте

Общие понятия

Экономическая литература определяет данную форму заселения территории как концентрацию промышленных предприятий, а география – как систему поселений, поэтому их делят на:

  • городские;
  • промышленные.

Такая система поселений выводит производительность труда на новый уровень, обеспечивает людей разнообразными и качественными услугами и повышает конкурентоспособность национальной экономики, что ведет к росту благосостояния населения.

Промышленная агломерация сосредотачивает в себе также множество предприятий , и является важной частью экономики государства.

Формируется подобное поселение на основе , возникающего между различными городками и поселками, и крепко связывающего их торговыми связями. Изначально все функции рынка сосредоточены в центре городской агломерации , и лишь со временем перемещаются в периферийные города. В окружающих большой центр населенных пунктах, создаются объекты производства, обеспечивающие необходимыми вещами центр, и на этой основе возникает единая рыночная система.

Исторические данные

Процесс урбанизации шел достаточно давно, но только за последние 100 лет начал стремительно развиваться. Еще на начало 19 века городские жители составляли 13 % от общего населения страны, а к началу 20 века их количество выросло до 50 %. Урбанизация продолжается и сегодня, однако агломерации были и в древности: в Риме, Афинах, Вавилоне. В Европе их появление замечено только в 17 веке, например, вокруг Парижа, а в Северной Америке — лишь в 19 веке.

Данный термин придумал географ М. Руже, который утверждал, что агломерация – это вовлечение ближайших поселков в несельскохозяйственную работу за пределами их границ. Несмотря на то, что сегодня существует множество определений данного термина, главным принципом его остается процесс расширения и увеличения города.

Критерии определения

Повсеместный процесс урбанизации создал достаточно большое количество развитых больших городов, количество жителей в которых превышает несколько миллионов. Является ли каждый такой город агломерацией? Да, если соблюдаются следующие пункты:

  • от 100000 чел. на 1 квадратный метр;
  • менее 20 км неиспользованной территории между центром и периферией;
  • от 5 и более поглощенных спутников;
  • высокая интенсивность движения населения с окраин в центр и обратно;
  • общая инфраструктура;
  • логистическая сеть;
  • высокий процент людей, занятых промышленными работами.

На основе таких формирований можно подробно рассмотреть концентрацию промышленности в определенных районах и отследить миграцию работоспособного населения.

Процесс урбанизации

Городские агломерации

Такую форму поселений можно подразделить на типы:

  • моноцентрические – формирующиеся в области большого города (Нью-Йорк, Париж);
  • полицентрические (конурбация) – с несколькими центрами, т.е. те, которые формируются вокруг нескольких городов сразу (Рурский бассейн).

Моноцентрические агломерации в количественном плане преобладают над полицентрическими , поскольку крупный город легче «обрастает» спутниковыми поселками и формирует крепкие логистические и промышленные связи. Рост центрального города сопровождается поглощением поселков в его округе и определением направления для их развития.

Полицентрическая агломерация встречается гораздо реже, поскольку включает сразу несколько городов-ядер. Рурский бассейн, к примеру, сосредотачивает в себе независимые субъекты (Дортмунд, Эссен) со своими спутниками. Полицентрическая агломерация включает в себя полностью самостоятельные ядра, объединенные лишь единой территорией.

Структура и развитие

Крупнейшие городские агломерации исторически сформировались на базе древних столиц , чей возраст превышает сотню лет. Исключение составляют населенные пункты в Америке, которые заранее строились, как крупные населенные и промышленные центры.

Городская агломерация структурирована в пределах города (границы его условны) и разделяется на участки:

  1. Центр (исторический район) с высокой посещаемостью. Здесь располагаются памятники архитектуры и истории, городская ратуша.
  2. Деловой центр, который кольцом окружает центр – здесь находятся офисные здания, множество мест общественного питания и торговые центры.
  3. Жилая зона (возможно старые застройки), которая преобразуется в деловые кварталы — высокая стоимость земли под старыми постройками становится причиной их сноса или модернизации в офисные и прочие здания.
  4. Массовая застройка – это спальные районы и промышленные зоны. Тут располагаются места социальной значимости (больницы, детские сады, школы и пр.).
  5. Пригород – здесь часто располагаются зеленые и промышленные зоны, начинаются поселки-спутники.

Как происходит формирование городской структуры? В несколько этапов:

  1. Индустриальный – начинает формироваться промышленная связь между центром и округами. Пока отсутствуют торговые связи и общая территория.
  2. Трансформационный – создается единый рынок, начинаются и увеличиваются маятниковые миграции.
  3. Динамичный – производство переносится на дальние участки спутников, формируется устойчивая логистическая связь. Слияние ядра и периферии ускоряется. Возникает единая инфраструктура.
  4. Постиндустриальный — процессы слияния заканчиваются. Связи упрочняются и начинается процесс формирования единой деятельности, с одновременным повышением статуса.

Процесс развития и структура не зависит от территориального расположения формирований.

Важно! Функциональное соединение ряда городских агломераций приводит к формированию мегалополиса.

Формирование городской структуры

Агломерации России

Отдельные государства отличаются по типу формирований подобных поселений из-за различных исторических процессов. В России они формировались исключительно по индустриальному типу. Во время СССР использовалась стратегия плановой экономики, которая и подразумевала индустриальную основу для всех процессов урбанизации, но с принятием парадигмы возникли определенные , поэтому сейчас рост и развитие агломераций требует активного участия государства.

Важно! В России такие формы заселения территории нуждаются в полной модернизации, восстановительных работах и перемещении промышленных баз.

В России существует 22 крупнейшие городские агломерации, сформировавшиеся по моноцентрическому типу. Если располагать их по численности населения, получится такой список:

  • Московская;
  • Санкт-Петербургская;
  • Ростовская;
  • Самарско-Тольяттинская;
  • Нижегородская;
  • Новосибирская;
  • Екатеринбургская;
  • Казанская;
  • Челябинская;
  • Волгоградская.

Агломерации России находятся еще на индустриальном уровне, и все еще развиваются, поскольку их обеспеченность трудовыми ресурсами это позволяет. Для них характерно слияние на основе ресурсов или интересов промышленности, а не только из-за наличия крупных городов.

Екатеринбургская агломерация

Крупные агломерации мира

В мире насчитывается огромное количество крупных агломераций, но самыми большими считаются следующие 10:

  • Токио-Иокогама — 37,5 млн чел. и 8677 квадратных метров;
  • Джакарта – 19,2 млн чел. и 7297 квадратных метров;
  • Дели – 18,9 млн чел. и 1425 квадратных метров;
  • Сеул-Инчхон – 22,7 млн чел. и 1943 квадратных метра;
  • Манила – 20,7 млн чел. и 4863 квадратных метра;
  • Шанхай – 18,6 млн чел. и 7037 квадратных метров;
  • Карачи – 18 млн чел. и 3530 квадратных метров;
  • Нью-Йорк – 23,3 млн чел. и 11 264 квадратных метра;
  • Мехико – 23,6 млн чел. и 7346 квадратных метров;
  • Сан-Паулу – 20,8 млн чел. и 7944 квадратных метра.

Внимание! В десятке самых крупных агломераций мира проживают более 230 миллионов людей!

На территории Европы отличным примером может стать Миланская агломерация с населением более 5 млн чел. и площадью в 1 982 км². Многие мировые агломерации по площади и численности населения превосходят некоторые страны.

Крупнейшие агломерации мира

Плюсы и минусы подобных форм поселений

Как и любое современное явление, городская агломерация имеет свои преимущества и недостатки. К первым относятся:

  • увеличение рабочих мест;
  • рост благосостояния населения;
  • сокращение транспортных путей между промышленными объектами;
  • культурный рост населения;
  • развитие рыночных отношений;
  • упрощение логистических связей;
  • ускорение всех экономических процессов на территории.

Недостатки агломераций заключаются в:

  • большой растянутости коммуникаций;
  • снижение комфорта граждан за счет перегрузок ЖКХ;
  • затруднениях в транспортных и логистических системах (пробки, долгие транспортировки грузов);
  • упадок сельскохозяйственной промышленности;
  • загрязнение окружающей среды;
  • миграции из отдаленных городов, что приводит к проблеме трудоустройства;
  • сложности в управлении.

Самые большие населённые городские агломерации. Самые большие города.

Юрий КРУПНОВ — Агломерация и Урбанизация — Как выжить людям в городе?

Вывод

Формирование агломераций – это неизбежные урбанистические процессы, которые имеют свои преимущества и недостатки. В рамках агломераций можно реализовывать массу инвестиционных проектов, которые помогут повысить эффективность производства, создать новые рабочие места и увеличить конкурентоспособность рынков сбыта и услуг.