Космические агентства мира (34 фото). Частный Космос: кто и зачем тратит деньги на личные ракеты и космические челноки


Правообладатель иллюстрации AP Image caption Успехи американской частной компании SpaceX являются примером для частных космических компаний во всем мире

"Я не буду произносить это имя, уже чересчур, по-моему... У меня день вместе с ним начинается, продолжается и заканчивается", - шутил официальный представитель Роскосмоса Игорь Буренков, но доля правды в этой шутке была изрядная. На первой конференции по проблемам частной космонавтики каждый выступавший упоминал главу корпорации SpaceX Илона Маска.

В какой-то момент критическая масса упоминаний этого имени превысила порог, и оно стало нарицательным: один из участников, рассуждая о проблемах отрасли, использовал его как единицу эффективности частного предпринимателя в космосе.

Знаменитый глава компании Space Exploration Technologies (SpaceX) Илон Маск во всем мире считается примером частной космонавтики.

На следующий день после начала конференции был назначен запуск ракеты Falcon 9 производства SpaceX с полезной нагрузкой.

И хотя в успехе этого испытания было слишком много сомнений, а в прошлом у этого проекта - несколько аварий, все собравшиеся признавали, что в США частная космонавтика развивается намного быстрее.

Частные космические компании в России есть, но когда я спросил представителя одной из них, легко ли им развиваться, тот красноречиво покачал головой: "Почти невозможно".

С этим на конференции InSpace Forum 2016 тоже вряд ли кто-нибудь стал спорить, иначе незачем было ее собирать.

Российская государственная космонавтика переживает сейчас масштабную и очень трудную реформу.

Во-первых, в России начался экономический и финансовый кризис, уже отразившийся на финансировании Роскосмоса.

Во-вторых, громоздкая организация отрасли досталась российскому государству в наследство от Советского Союза. Она плохо приспособлена к современному миру, прежде всего - к рыночным условиям.

Эти обстоятельства определяют проблемы, с которыми сталкивается в России частная космонавтика.

Плюсы и минусы

Отставание России от Запада в этой сфере проиллюстрировала первая же панельная дискуссия, вылившаяся в обсуждение азов: чем по сути является частная космонавтика, какие задачи она ставит перед собой и какое место она может занимать в государственной космической индустрии.

У самих представителей космического бизнеса определение этого явления не вызывает никаких трудностей. По словам главы компании "Дауриа Аэроспейс" Сергея Иванова, главным отличием частной космонавтики от государственной является стремление к коммерческому успеху.

"Говоря о космосе, мы всегда вспоминаем о романтике, политике, гордости за державу, о вещах, гораздо более высоких, чем просто деньги. А для меня частный космос, это про деньги. Про зарабатывание, создание добавленной стоимости, отдачу на вложенный капитал, создание продуктов, которые находят своих покупателей, про рыночные отношения", - сказал он.

Это свойство частных космических компаний определяет их силу, слабость и их отношения с государством.

Главное достоинство коммерческой космонавтики - способность быстро реагировать на изменения рынка, новые цели и технологии. Коммерческая компания в космической отрасли более свободна в постановке задач, в поиске путей их выполнения - компания зависит от инвестора.

Слабые стороны компании такого типа проявляются ровно по тем же причинам - инвестиции в космический проект могут окупиться через долгие годы, и при этом гарантии успеха никто предоставить не может. Успех Илона Маска во многом зависел от его личной целеустремленности и веры в успех.

В России, как заявил на конференции Игорь Буренков, таких инвесторов не существует.

"Мы сколько угодно можем говорить о разных великих иностранных предпринимателях, но они рискуют величайшими деньгами. И я что-то не вижу желающих такими деньгами рисковать. К нам приходят с небольшими аппаратами. Никто не приносит нам миллиарды", - сказал он.

"Космическая библия"

По словам представителя Роскосмоса, агентство сейчас более чем открыто для сотрудничества, однако у "космических бизнесменов" немало претензий к государству.

Прежде всего, это касается нормативных документов, таких как "Положение о порядке создания, производства и эксплуатации (применения) ракетных и космических комплексов - Положение РК-11 и "Положение о лицензировании космической деятельности".

Любой космический аппарат или ракета должны соответствовать жестким требованиям, в них изложенным.

Как рассказал Би-би-си глава Института космической политики Иван Моисеев, требования, заложенные в РК-11, рассчитаны на крупные космические аппараты. Производителям небольших аппаратов и ракет сложно соблюдать нормативы, которые на них не рассчитаны.

"Во-первых, им даже трудно получить этот РК. Хотя там ничего секретного нет, но у нас по привычке ставят штамп "секретно", чтобы ничего не случилось. Надо выворачивать наизнанку эту ситуацию, потому что чрезмерное засекречивание вредит экономическому развитию", - сказал он.

Представители частной космонавтики предлагают переписать положения РК-11, которую окрестили уже "космической библией", однако в Роскосмосе им отвечают, что агентство, которое занимается фундаментальной реформой, не в состоянии одновременно менять еще и основополагающие документы.

"Больной лежит в реанимации, он вышел из комы, дышит при помощи аппарата искусственного дыхания, и тут появляется молодой человек, который говорит: "Давай, вот тебе скакалка, и прыгай!" - сказал Игорь Буренков.

Рынок

Как рассказал Би-би-си глава компании "Космокурс" Павел Пушкин, рынок в этой сфере весьма невелик.

"Эта доля составляет 8-10% и у нас, и у США. Эта доля очень маленькая, и за эту долю начинают биться все эти маленькие компании", - рассказал он.

В России действуют несколько коммерческих спутниковых компаний, среди которых - "Газпром космические системы", "Спутникс" и "Дауриа Аэроспейс".

По словам Пушкина, компании борются за коммерческий рынок, но при этом были бы рады получить и государственные контракты.

Это нормальная практика для всех стран, включая и США, где самые крупные корпорации стараются полагаться на государственные заказы и получают господдержку.

Однако облик такого сотрудничества продолжает формироваться. На конференции много говорилось о том, каким оно должно быть.

В частности, говорилось о том, что низкую орбиту можно отдать частному космосу, оставив дальние полеты крупным госструктурам.

"Космокурс" Павла Пушкина, по его словам, пытается занять довольно узкую нишу на космическом рынке. Компания разрабатывает многоразовый космический корабль для туристических суборбитальных пролетов (выходов на низкую орбиту без оборота вокруг Земли).

Будет ли в России свой SpaceX?

Компания "Космокурс" уже сумела согласовать с "Роскосмосом" техническое задание на создание корабля, но о том, чтобы развиваться дальше, там пока не думают.

"Мешает отсутствие опыта", - признался ее глава в интервью Би-би-си.

Эта проблема едва ли не самая серьезная в российской частной космонавтике. Для того, чтобы в России появилась компания, подобная SpaceX Илона Маска, должно пройти немало лет. Сама SpaceX была основана в 2002 году.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti

Помимо всех организационных и финансовых проблем существует еще и довольно низкая активность самих бизнесменов-энтузиастов.

Президент Московского космического клуба, действительный член Российской академии космонавтики Сергей Жуков сказал, что соотношение стартапов России и США в космической области составляет примерно один к пятистам.

"И инвестиции... Наши олигархи покупают "Челси", но можно ли их упрекать? Среда почти невозможная для создания инноваций", - сказал он.

Представитель госкорпорации "Роскосмос" Игорь Буренков с этим не стал спорить. По его словам, состояние частной космической индустрии отражает общую ситуацию с бизнесом в стране.

"В нашей стране бизнес только начинает развиваться, он проходит стадию накопления капитала, никто же не отменял экономические стадии развития. В этом нет ничего плохого, просто время. Если кто-то занимается такими вещами 20 лет, а кто-то занимался триста... Но приоритет по развитию частной инициативы все равно будет у тех, кто занимается этим дольше", - заявил он, добавив: "От осинки не родятся апельсинки".

Рынок космических услуг только складывается, но уже понятно, что наша страна на нем среди отстающих. Частная космонавтика, бурно развивающаяся в США, у нас существует номинально: у них из 84 запущенных в 2015 году спутников 33 были коммерческими, у нас – 0 из 25. Однако эксперты считают: если снять искусственные барьеры, то можно и у нас быстро развить коммерческий космос, мы не то чтобы отстали, а просто «еще не начинали движение».

Пассажиры российских самолетов смогут поймать со спутников Wi-Fi-сигнал; западные хедж-фонды будут использовать данные спутниковой съемки для принятия инвестиционных решений; а в США проводят эксперименты по 3D-печати спутников. На фоне футуристических планов по колонизации Луны и Марса эти сообщения последних дней звучат вполне буднично, но именно они наглядно демонстрируют успехи в освоении космоса, который окончательно перестал быть вотчиной секретных госпрограмм. Частный капитал увидел выгоду на орбите, и теперь, как предполагают эксперты, средства и энтузиазм предпринимателей создадут лавинообразный эффект, проложив куда более широкую и дальнюю дорогу в космос. Рынок космических услуг только складывается, но уже понятно, что наша страна на нем среди отстающих. Морально устаревший уклад отечественной космонавтики не позволяет ей конкурировать с перспективными бизнес-проектами.

Вскормленные NASA

В 1969 году после приземления «Аполлона‑11» на Луну комиссия под руководством вице-президента США Спиро Агню определила дальнейшие цели национальной космической программы: сооружение баз на орбите и на поверхности земного спутника, экспедиция на Марс в 1983 году. Но логика развития уперлась в стоимость проектов. По официальным данным, с 1959 по 2003 год США потратили на космические программы более $1,1 трлн. Сейчас расходы Вашингтона на них составляют около $17 млрд в год, Москвы – порядка $2 млрд (стоимость Федеральной космической программы на 2016–2025 годы – 1,4 трлн рублей), а суммарно в мире на космос тратится $66,5 млрд из госбюджетов (данные отчета Euroconsult за 2014 год). При этом экспедиция на Луну – вопрос на десятки миллиардов, на Марс – на сотни (в декабре 1990 года экспертная комиссия при проекте NASA Mars Direct определила планку в $450 млрд, вскоре проект свернули). Максимум, который выдерживают госбюджеты, – содержание МКС (около $6 млрд в год, российский взнос – $1 млрд, американский – $3 млрд). Но с точки зрения политического престижа бороздить околоземное пространство все менее интересно.

Выход на эту арену частного сектора был запрограммирован: в свое время найденные в рамках госпрограмм «космические» технологии позволили разработать мобильные телекоммуникационные устройства, а их функционал уже сам подталкивал к освоению орбиты. Отправная точка коммерциализации космоса – 1990‑е годы, когда спутниковый сигнал, прежде доступный лишь военным, «открылся» для населения. Дальнейшее – вопрос поощряющей регуляции отрасли, с которой лучше всего обстояло дело в США.

Еще в 1958 году частная космонавтика была провозглашена делом, которое служит «общему благу» американцев и потому должно приветствоваться (National Aeronautics and Space Act), в 1984‑м Вашингтон разрешил запускать спутники на частных ракетах (Commercial Space Launch Act) и облегчил процесс лицензирования спутников дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ; Land Remote-Sensing Commercialization Act). В 1990‑м NASA предписали приобретать пусковые услуги у сторонних подрядчиков (Launch Services Purchase Act), в 1998‑м приняли закон о коммерческом использовании космоса (Commercial Space Act).


Развитию частной космонавтики способствует постоянный секвестр расходов NASA (в 1966 году агентство получило 4,41% госбюджета; в 1991‑м – 1,05%, в 2014‑м – 0,5%). К тому же в целях конверсии космических технологий NASA надлежало найти им гражданское применение. Формальным поводом к этому стало закрытие дорогостоящей программы Space Shuttle. Последний «шаттл» приземлился в 2011 году, а еще в 2006‑м NASA объявило конкурс на разработку ракеты-носителя и грузового космического корабля (COTS). Тендер выиграли компании SpaceX (ракета Falcon 9 + корабль Dragon) и Orbital Sciences (ракета Antares + корабль Cygnus), получившие $396 млн и $288 млн соответственно. А вскоре они получили подряд и на фактическую доставку грузов на МКС (проект CRS). В мае 2012‑го Dragon стал первым частным кораблем, пристыковавшимся к станции, через год это удалось Cygnus. Всего SpaceX «подрядили» на 20 полетов до 2017 года на общую сумму $4,2 млрд, Orbital Sciences (впоследствии Orbital ATK) – на 10 полетов (более $2 млрд). С 2019‑го стартует продолжение проекта – CRS‑2, в рамках которого минимум по шесть миссий до конца срока эксплуатации МКС совершат те же компании плюс Sierra Nevada Corporation.

По сути, NASA перевоплотилось из монополиста в отраслевого модератора, не сопротивляясь тренду, а возглавив его. «Кооперация государства и бизнеса остается ведущим трендом космонавтики в США, – говорит старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. Штернберга МГУ, гендиректор космической компании «Азмерит» Марат Абубекеров. – Ради экономических целей американцы идут на эксперименты, ведь NASA фактически раскрыло гостайну, передав SpaceX своих специалистов. Если бы не помощь со стороны государства, у компании Илона Маска не хватило бы ресурсов на разработку ракеты».

…и не сосчитать

Спутниковый рынок стал складываться давно – в июле 1962‑го стартовал первый частный спутник связи Telstar 1, в 1964‑м Syncom 3 провел телетрансляцию Олимпийских игр в Токио на территории США, в 1965‑м Intelsat I установил связь между двумя сторонами Атлантики, а в 1970‑х через коммерческие спутники был проложен канал связи между Кремлем и Белым домом.

Но оценки объемов космической индустрии также разнятся. В 2015 году Space Foundation оценила весь рынок в $330 млрд (рост в среднем на 9% в год), а его коммерческий сектор – в 76% от этого. SIA в отчете за 2015 год указывает цифру $335 млрд, из которых спутниковая индустрия составляет 60%, или $208 млрд, остальные 40% – преимущественно «правительственный» космос (производство ракет и запчастей к ним, транспортные услуги, не связанные с запусками спутников). В то же время SIA рассматривает спутниковую индустрию как часть глобальной телекоммуникационной индустрии, оборот которой в 2013 году составил $5 трлн.

«Такие оценки очень условны и, на мой взгляд, неправомерны, – заявил «Профилю» кандидат технических наук, член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского Андрей Ионин. – Есть традиционные космические рынки – производство ракет, спутников. Это малорыночная среда: многие технологии до сих пор засекречены, производственные и инновационные циклы очень долгие. И есть условно-космические рынки, имеющие к космосу опосредованное отношение. Например, космическая связь больше развивается по законам рынка коммуникаций. Да, этот рынок развивается быстро, но лишь потому, что объемы связи в принципе растут. Своя специфика у рынка навигации, границы которого сильно размыты. Что засчитывать в объем рынка – стоимость всего приемного устройства, которым, как правило, выступает обычный смартфон, или только навигационного чипа, который в 300 раз дешевле? То же самое – с навигаторами, встроенными в автомобиль. Одни технологии объединяются с другими, взаимно растворяются».

Последний сегмент самый рентабельный. В нем также есть явный лидер – спутниковое телевидение (78%), позиции которого обусловлены быстрым ростом ТВ‑аудитории (в 2004 году – 100 млн подписчиков по всему миру, в 2015‑м – 230 млн), развитием HD-телевидения (рост числа каналов в 7 раз с 2008 года) и различных премиум-сервисов («видео на заказ» и др.).

Скромное положение мобильной связи связано с тем, что объемы информации при передаче голоса существенно меньше, чем у телекартинки. А в сегменте ДЗЗ учитывается только стоимость сервисов – сам спутниковый сигнал бесплатен, будь то GPS, ГЛОНАСС, Galileo (Европа) или Beidou (Китай). (См. таблицу.)


Реальный объем передачи данных ДЗЗ можно ощутить при анализе сегмента наземного оборудования. Оно подразделяется на сетевую инфраструктуру (шлюзы, наземные станции управления; $9,6 млрд в 2015 году), оборудование для потребителей (спутниковые «тарелки», телефоны; $18,3 млрд) и устройства для приема навигационного сигнала (GNSS; $31 млрд  – рынок только специализированных навигаторов, около $70 млрд – вместе с чипами в смартфонах, ноутбуках и т. д.). По прогнозу SIA, к 2022 году число используемых навигационных устройств увеличится с нынешних 2,2 млрд до 7 млрд штук.

Что касается производства спутников и их компонентов, то оборот в этом сегменте растет на 5–10% в год. Forecast International приводит данные по ведущим производителям: Lockheed Martin ($10,1 млрд прогнозируемого дохода в 2014–2018 годах), Astrium ($9,7 млрд), Thales Alenia ($6,8 млрд), Boeing ($6,6 млрд), Space Systems/Loral ($4,1 млрд). Лидеры по поставкам комплектующих – Harris, Northrop Grumman, Raytheon. Суммарная оценка рынка за этот период составляет $68,2 млрд. Драйвером роста выступает увеличение заказов на высокопроизводительные спутники (high-throughput satellites), необходимые провайдерам сверхскоростного интернета и HD-телекартинки.

Игра в кубики

В развитии спутниковых сервисов прослеживаются два «поколения». Сначала расцвет переживала телекоммуникационная индустрия – в 1994 году компания DirecTV презентовала первую спутниковую тарелку, а в 1999‑м доступ американских телекомпаний к локальным станциям приема сигнала, ранее имевшим строго военное назначение, был упрощен специальным законом (Satellite Home Viewer Improvement Act). Параллельно развивалась голосовая связь. В 1997 году Iridium начала формирование первой спутниковой группировки космической связи, в 1998‑м аналогичные «созвездия» стали создавать конкуренты – Globalstar и ORBCOM. Другими крупнейшими провайдерами стали Intelsat, Eutelsat, Inmarsat и SES Global. На сегодняшний день телекоммуникации остаются самым популярным типом спутников (около 50% действующих).

Но вскоре первенство может перейти к спутникам дистанционного зондирования Земли (54% запущенных аппаратов в 2015 году) – именно с этим направлением связана нынешняя «волна» освоения околоземного пространства. По данным SIA, рынок ДЗЗ растет на 10–15% в год, но, что важнее, меняется его облик: если раньше это была сфера солидных фирм, предоставлявших снимки высокого разрешения, как правило, госзаказчикам, то сейчас производством спутников‑фотокамер и геоинформатикой (созданием ГИС-продуктов на основе их данных) занялись небольшие IT-компании, которые зачастую ограничиваются web-качеством снимков, но взамен повышают частоту их обновления.

Хрестоматийный пример такой компании – Planet Labs из Калифорнии, поставившая цель получать снимки каждой точки земного шара дважды в сутки. За последние три года она привлекла порядка $250 млн частных инвестиций (при этом ее капитализация превысила $1 млрд) и запустила более 100 аппаратов – так называемых «голубок». SkyBox Imaging, исповедующая тот же подход, была создана в соседнем «гараже» Кремниевой долины в 2009 году, а уже в 2014‑м куплена за $500 млн Google для своего сервиса Google Maps. Еще одна «соседка», компания SpireGlobal из Сан-Франциско, разрабатывает спутники с сенсорами для отслеживания погоды и передвижений земных объектов в режиме реального времени. BlackSky Global, GeoOptics, Hera, OmniEarth, Satellogic – «семейство» подобных компаний пополняется с каждым месяцем. По оценке SIA, в прошлом году инвестиции в ДЗЗ составили $2,3 млрд.

Продукты этих фирм интересны бизнесу из самых разных сфер, говорит руководитель Института космической политики Иван Моисеев: «Они актуальны для «умного» сельского хозяйства (анализа состояния угодий, контроля за сбором урожая), для транспортной логистики, мореходства, страхового бизнеса, строительства, кадастрового учета. На составление карт раньше уходили годы, а с космическими технологиями все куда проще и дешевле».

Правда, из-за дешевизны «кубсаты» пока занимают малую долю рынка: с 2005 года на их изготовление во всем мире было потрачено менее $100 млн. К тому же многие из них не несут коммерческой функции, являясь исследовательскими или учебными (сам формат «кубика» был изобретен в 1999 году Калифорнийским политехническим и Стэнфордским университетами). На некоторые подобные проекты деньги собираются с помощью краудфандинга (проект SkyCube).

«Прорыв в космосе обеспечат малые аппараты, нано- и микроспутники, – уверен Марат Абубекеров. – Это как с компьютерами: настольные компьютеры вытеснили огромные ЭВМ. Точно так же половина больших спутников со временем будет заменена малыми. Изготавливаются они меньше чем за год, а потом просто штампуются, в то время как срок производства большого спутника – 5 лет. Да, маленькие аппараты чаще падают: в год группировка может нести до 20% потерь. Но они легко возобновляемы и взаимозаменяемы. Вопрос только в технологиях – когда малые спутники научатся делать совсем дешевыми. К примеру, звездные датчики – один из их ключевых узлов – сейчас стоят $100 тыс., но DARPA (Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США) уже объявило конкурс на создание таких датчиков всего за $1 тыс.».

Один из ближайших «революционных» проектов – с помощью нескольких тысяч микроспутников охватить весь земной шар бесплатным Wi-Fi-интернетом. За его реализацию уже идет конкуренция – Google, Facebook и OneWeb создают каждый свою группировку. «Геостационарная орбита, на которой в основном размещаются спутники широкополосного интернета, ограничена по своим ресурсам, скоро спутники начнут мешать друг другу, создавать радиопомехи, – объяснил Иван Моисеев. – Поэтому на порядок улучшить интернет-покрытие планеты можно только с помощью маленьких спутников, которые создадут некое интернет-облако. Нам станут не нужны стационарные провайдеры, можно будет подключиться откуда угодно».


Любопытные тенденции происходят и в плане географической концентрации спутниковой индустрии. Безоговорочным лидером здесь являются США (43% рынка в 2015 году), но при этом их доля в производстве спутников постепенно снижается (с 80% до 60% в 2012–2015 годах), а Европы – растет (с 17% до 25%). Около 30 стран уже построили свои спутники, говорится в отчете Federal Aviation Administration (FAA), подразделяя их на «главные» в этой сфере (Китай, США, ЕС, Индия, Япония, Россия) и «второстепенные» (Аргентина, Иран, Израиль, КНДР, Южная Корея, Украина). Ударными темпами развивается Китай. «В предыдущие десятилетия китайцы создавали собственный потенциал, осваивали технологии создания спутников, ракет, орбитальной группировки, – рассказала «Профилю» старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Ирина Прокопенкова. – Теперь же они развернулись к гражданским отраслям, пошли по американскому пути – в приоритете коммерциализация космоса, выход на мировой рынок. В частности, навигационная система Beidou продвигается в рамках концепции Великого шелкового пути. К 2020 году Пекин рассчитывает внедрить Beidou по всему земному шару».

Не стоит также сбрасывать со счетов Индию, хотя сейчас, по словам эксперта, она несколько отстала от Китая. Производством космической техники в стране занимается государственное агентство – ISRO, но постепенно его передают в руки бизнеса, растят частные космические компании. Наиболее известны Earth2Orbit и Dhruva Space, причем руководители последней обещают производить спутники в 1000 раз дешевле, чем сейчас делает ISRO.

Космическая трясина

России, однако, новые «космические» веяния пока почти не коснулись – наша частная космонавтика существует номинально. К примеру, в США из 84 запущенных в прошлом году спутников 33 были коммерческими, в России – 0 из 25 (данные FAA. По данным SIA – 1 коммерческий). Ранее орбиты достигли четыре аппарата российского производства: Perseus-M1 и Perseus-M2 «Даурии Аэроспейс» в июне 2014‑го (через год были проданы американской Aquila Space) и научно-исследовательские «Таблетсат-Аврора» компании «Спутникс» и DX1 той же «Даурии». На слуху также деятельность двух операторов геоданных – «Сканэкс» (поставляет снимки для «Яндекс.карт») и «Совзонд». Этим перечень исчерпывается.

Как признают участники отрасли, компании «из гаража» в российском климате не живут – минимальный порог входа в индустрию составляет $10 млн (оценка руководства «Даурии»). «На Западе частная космонавтика развивается с помощью венчурных, долгосрочных инвестиций. Это история про дешевые кредиты, уверенность в завтрашнем дне – то, чего у нас в принципе нет. Отрасль держится на голом энтузиазме», – поясняет Абубекеров.

История той же «Даурии», созданной в 2012 году Михаилом Кокоричем с партнерами, показательна. Планировалось, что стартап станет крупным международным провайдером, создав облачное хранилище данных dauriageo.com, которым будут пользоваться различные сервисы. Но этим планам не суждено было сбыться. В 2014 году на фоне политического кризиса отделения «Даурии» в Германии и США были закрыты, а ряд проектов заморожены. «После Крыма и «боинга» инвесторы сказали прямо: ребята, забудьте про деньги», – рассказывал Кокорич в апреле 2015‑го. Компания выжила, сосредоточившись на изготовлении спутников под заказ. Ей удалось привлечь $100 млн от индийского оператора Aniara Communications на изготовление геостационарного спутника (весной сообщалось, что работы по проекту пока не начались) и $70 млн от китайского инвестфонда Cybernaut на создание группировки Urban Observer (спутниковая съемка в 100 городах мира). Как минимум три заказа «Даурия» имеет в России: создание для «Роскосмоса» двух «кубсатов» МКА-Н за 310 млн рублей (сборка завершена, запуск, по последним данным, планировался на середину 2016 года), микроспутник Auriga также за 310 млн (инвестируют фонды «Сколково» и «ВЭБ инновации», запуск ожидается в конце 2017‑го) и спутник для HD-съемки для «Совзонда» за $100 млн (должен быть построен к 2018 году). Если эти проекты состоятся, после 2018 года «Даурия» может вернуться к своей докризисной идее интернет-покрытия севера планеты (Pyxis), а также запустить еще несколько «Персеусов» с перспективами создания группировки.


Но чаще частная космическая инициатива погибает в зародыше, констатируют эксперты. Причина тому – крайне обременительные правила работы в отрасли. Получение лицензии на космическую деятельность может занять год, сам перечень требований для лицензирования засекречен, для доступа к нему необходимо разрешение ФСБ на работу с гостайной. Лицензию на космическую деятельность должны получить и поставщики комплектующих, что сокращает их круг и увеличивает цену. При этом требования к качеству компонентов, в особенности микроэлектроники, предельно высоки: допускаются лишь чипы военного или космического класса, что в случае с недолговечными коммерческими спутниками ведет к убыткам, признает Иван Моисеев. «Нормативы написаны для предприятий масштаба РКК «Энергия», делающих большие военные спутники, – говорит Моисеев. – Вам придется добывать множество документов, которые к делу совершенно не относятся. Прибавьте к этому информационную закрытость отрасли. Новому человеку трудно разобраться, что к чему. Если вы человек из другой сферы, который вдруг решил заняться спутниками, то прочитаете эти нормативы, ужаснетесь и пойдете искать что-нибудь попроще».

Для сравнения: в США требования к лицензированию спутников (NASA System Engineering Handbook) находятся в свободном доступе, госнормативы по частной космонавтике собраны в одном месте (Code of Federal Regulations, Title 14 Aeronautics and Space), срок получения лицензии – не более 120 дней. Различие в подходах двух космических держав эксперты объясняют осознанным желанием наших госструктур не допустить конкурентов в отрасль. Причем в результате реформ последних лет (преобразования «Роскосмоса» из Федерального агентства в госкорпорацию) оно лишь усилилось. «Госкорпорация, с одной стороны, занимается регулированием отрасли, а с другой – сама является хозяйствующим субъектом, классический конфликт интересов, – отмечает Андрей Ионин. – Цель «Роскосмоса» как производителя – прибыль, за это с него спрашивают. Так зачем же ему помогать частникам, отказываясь от части бюджетных денег? Здесь недоработка со стороны государства – отрасль не должна заканчиваться на госкорпорации, должен быть надзорный орган, который взял бы на попечение частный сектор».

В экспертном сообществе с этим все согласны, но до реальных действий пока не дошло. Начало им могли бы положить поправки в закон о космической деятельности, которые в начале 2016 года предложили депутаты Дмитрий Гудков и Валерий Зубов. Их законопроект определял типы космических аппаратов, строительство которых подлежит лицензированию, а остальные, в том числе небольшие спутники, разрешал производить свободно. Но в Госдуме не дали хода документу. «Законопроект был нечетко сформулирован, из него следовало, что можно свободно производить зенитно-ракетные установки. Либо это надо переписать, либо идти через правительство, изменяя положения «Роскосмоса» о лицензировании. Это более реальный путь», – говорит Моисеев. При этом, как полагает эксперт, отставание России в частной космонавтике пока не «вечное» – если не тянуть с дерегуляцией отрасли, еще можно найти свои ниши на международном рынке. «Новые спутники относительно доступны и легки в производстве, компоненты для них можно свободно закупать за рубежом, – говорит он. – Если снять искусственные барьеры, можно в течение нескольких лет развить у нас коммерческие конторы по типу Planet Labs. Нельзя сказать, что мы отстали. Мы еще не начинали движение, стоим на нуле».

Верхом на «Соколе»

Еще один сегмент космического рынка – транспортные услуги – выглядит скромно по абсолютным показателям, но последние тенденции на нем могут определить судьбу всей индустрии на ближайшие годы и десятилетия.

Сколько всего запускается ракет в космос? Ответ зависит от методологии подсчета. FAA сообщает о 86 запусках в 2015 году – 22 коммерческих и 64 некоммерческих. SIA – о 65 запусках спутников, из которых в 33 случаях на борту был коммерческий груз. Финансовые сведения в двух источниках также отличаются: FAA указывает, что суммарно коммерческие запуски стоили $2,15 млрд, а SIA оценила все полеты со спутниками на борту в $5,4 млрд. При этом обе организации сходятся в том, что динамика этого сегмента нестабильная – у SIA он является единственной частью спутниковой индустрии, которая не показывает ежегодный рост, чередуя годы подъема и спада в пределах от –10 до +20% (хотя на дистанции в несколько лет небольшой прирост присутствует).

Что касается ведущих игроков, то долгое время по общему числу запусков лидировала Россия, но при этом многие из них либо осуществлялись в интересах собственной космонавтики, либо обеспечивали доставку американских астронавтов на МКС по контракту с NASA. Рынок коммерческих спутниковых запусков был поделен российскими (международный провайдер – International Launch Services) и европейскими (Arianespace) ракетами примерно поровну. Уверенное положение России не в последнюю очередь связано с вынужденным перепрофилированием бывших советских баллистических ракет в ходе программы демилитаризации или по истечению срока их боевого дежурства (так, российско-украинская ракета «Днепр» – бывшая ядерная РС-20 «Сатана»). Но и при этом степень рентабельности космического «бизнеса» вызывала вопросы у экспертов (в 2013-м в Счетной палате даже сообщили, что 21 запуск «Протона-М» за предыдущие три года принес в итоге убытки). Так или иначе, в последние годы позиции России пошатнулись (см. таблицу): сократилось число контрактов на доставку спутников (в 2014 впервые не было выиграно ни одного международного тендера), упали доходы (в 2015 году, по данным FAA, российский провайдер заработал $289 млн против $617 млн у США и $1,1 млрд у Европы).


Причем в обозримом будущем конкурентов у отечественных ракет прибавится: последние годы отмечены заметной экспансией на рынке со стороны «новичков» – Индии и Китая (в 2015 году они в очередной раз увеличили свою долю, согласно данным SIA). Особо «опасен» Китай, который совершил свой первый коммерческий пуск лишь в 2007 году, а в первом полугодии 2012-го уже обошел по числу пусков Россию и США.

Если же говорить о глобальных трендах, то сдерживающим фактором сегмента транспортных услуг в частности и космического рынка в целом всегда выступала высокая стоимость пусков. Это связано с тем же «ядерным» прошлым ракет: на этапе их проектирования увеличение веса боеголовки и скорости ее доставки выглядело куда более важной целью, чем экономическая эффективность производства. В результате много лет себестоимость европейских и американских ракет оставалась несообразно высокой, а ценовая политика провайдеров не обнаруживала особой гибкости (самыми дорогими пусками в истории прославился американский «шаттл» – $500-700 млн). На этом фоне российское предложение выглядело привлекательным: в пересчете на единицу веса стоимость эксплуатации «Протона-М», разных моделей «Союзов» и «Днепра» была в среднем на 10-20% ниже, чем у зарубежных аналогов.


Ситуация стала меняться с выходом на рынок ракеты Falcon 9 от SpaceX: согласно заявлениям разных лет, стоимость одного запуска «Сокола» находится в диапазоне $49-62 млн. В марте 2015-го был установлен рекорд: Falcon 9 одним рейсом подняла на геостационарную орбиту два спутника, то есть каждому «проезд» обошелся лишь в 30 млн. Появление нового уровня цен позволило заказчикам перевозок устроить штурм ценовых бастионов «ветеранов» рынка, доходя едва ли не до шантажа.

Так, в апреле 2014-го семь телекоммуникационных компаний Европы призвали Arianespace «немедленно найти пути, чтобы снизить цену» на Ariane 5, а в августе Eutelsat заявил, что планирует сэкономить за следующие три года 100 млн евро благодаря удешевлению запусков. В Arianespace незамедлительно анонсировали создание совместного предприятия Airbus и Safran (производитель двигателей) с целью снижения издержек, а в 2015 году о предстоящей оптимизации своих структур объявило Европейское космическое агентство (ESA). В результате различных мер стоимость запуска Ariane 5 к началу 2016 года удалось снизить, по данным SpaceNews, почти вдвое – до 90-100 млн евро. Кроме того, Airbus активизировал разработку новой, более дешевой ракеты Ariane 6.

Последовала реакция и со стороны провайдера американской ракеты Atlas V United Launch Alliance (ULA; совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin): в октябре 2014-го в компании сообщили о работе над снижением себестоимости запусков на 50%, а к декабрю 2015-го в рамках оптимизации провели масштабные сокращения, уволив директоров 12 подразделений.

При этом настоящий вызов со стороны SpaceX, очевидно, еще впереди. В 2011 году в компании начали работу над системой вертикальной посадки первой ступени под названием Grasshopper, через год начались летные испытания. «Кажется, теперь у нас есть все части головоломки, для того чтобы возвращать ракету обратно», – писал Илон Маск в Twitter в 2013-м. Первой частной компанией, которой удалось приземлить космический аппарат, SpaceX официально стала в декабре 2015-го («отметив», таким образом, привлечение $1 млрд инвестиций Google и Fidelity, после которого капитализация компании преодолела отметку в $12 млрд). К настоящему моменту SpaceX трижды посадила Falcon 9 на плавучую платформу и один раз – на космодром, откуда происходил запуск. Насколько может удешевить запуски ракета с возвращаемой первой ступенью? По оценкам инвестиционного банка Jefferies – на 40%, по прогнозам самой компании, которые приводит SpaceNews, – на целых 90%, до $5-7 млн.

На сегодняшний день эти цифры кажутся фантастическими, но SpaceX как минимум дала сигнал рынку. Не дожидаясь новых успехов многоразовых «Соколов», конкуренты принялись разрабатывать свои проекты. ULA рассказал о концепции ракеты, первая ступень которой будет падать в сеть, свисающую с большого вертолета. Airbus представил эскизы Adeline – ракеты, которая должна будет садиться на аэродром с помощью крыльев. Еще одну возвращаемую ракету планирует создать французское космическое агентство (CNES). Что касается России, то относительно определенными можно считать лишь планы в отношении многоразового корабля «Федерация» (выросшего из наработок советского проекта «Энергия-Буран» и так и оставшегося на бумаге корабля «Клипер» начала 2000-х годов), летные испытания которого ожидаются в первой половине 2020-х годов. Минувшим летом было объявлено о сборе в ГКНПЦ им. Хруничева команды специалистов, работавшей над «Бураном», для создания возвращаемой крылатой первой ступени. Однако в ФКП на 2016-2025 годы расходов на такую разработку не предусмотрено, а значит, если проект и доберется до «железа», это случится уже за горизонтом планирования.


Поиск способов удешевить доставку грузов идет и по другим направлениям. Так, в ближайшие годы может появиться целый класс мини-ракет, предназначенных для транспортировки микроспутников (масса полезной нагрузки на борту до 500 кг). Как минимум 17 подобных аппаратов разрабатываются независимо друг от друга несколькими компаниями. В их числе Firefly Space Systems (ракета Alpha), Rocket Lab (Electron), Virgin Galactic (LauncherOne), XCOR Aerospace (Lynx Mark III) и Swiss Space Systems (SOAR). Первый пуск этих моделей намечен на 2017-2018 годы.

Дополнительный импульс индустрии может придать начало эры частных космодромов. До последнего времени запускать частные ракеты можно было лишь с государственных стартовых площадок, но теперь все изменилось: правительство США выдало SpaceX разрешение на строительство своего космодрома в Браунсвилле, штат Техас, а Новая Зеландия позволила Rocket Lab оборудовать площадку на полуострове Махия на севере страны (по данным на август, ее строительство близится к завершению).

Впрочем, эксперты «Профиля» по поводу пестрого множества заявленных проектов настроены скептически. «Всегда что-то рисуется на бумаге, это обыденный процесс, – говорит Иван Моисеев. – Появилась SpaceX со своей посадкой – все сразу начали рисовать разные картинки, думать, как это можно применить к своей технике. Говорить, что какой-то из проектов реализуется, еще рано. Дело в том, что Falcon 9 изначально проектировалась как возвращаемая. Переделывать же какую-то из существующих ракет, чтобы и она приземлялась, не получится. А вот при проектировании будущих ракет нужно учитывать такую возможность. Это новаторская идея, раньше конструкторы об этом не задумывались. Считалось, что проще выкинуть ракету и сделать по новой, отбив вложения за счет серийности. SpaceX первой внятно сформулировала возможности многоразовой ракеты, изменила подход».

До наступления эры дешевого ракетостроения еще далеко, и в ближайшей перспективе значительного снижения стоимости запусков ждать не стоит, убежден Андрей Ионин. «Для меня сомнительно, что возвращаемая ракета окажется дешевле. Во-первых, чтобы ее посадить, нужно изменить саму конструкцию: предусмотреть посадочные лапы, топливо на обратный путь. В результате выводимая масса груза снижается на 20-30%. Во-вторых, Маск еще ни разу не использовал заново ступени, которые удалось посадить. Самое раннее, это произойдет в декабре. Там его будет ждать настоящая проверка, потому что посадить – одно, а гарантировать безопасность при повторном использовании оборудования – другое. Надежность – главная характеристика ракеты, и чтобы ее обеспечить, нужно чуть ли не до винтика перебрать эту первую ступень. По опыту предыдущих проектов, это не только не удешевляет, но может, наоборот, сделать ракету дороже. В частности, именно поэтому выходили такими дорогими полеты «шаттлов». Но даже если себестоимость удастся снизить, Маск никогда не поставит этот невероятный ценник в $7 млн. Если «Протон-М» стоит $80 млн, то Falcon 9 будет стоить, условно говоря, $70 млн, просто компания оставит себе большую маржу. А вообще не думаю, что главу SpaceX очень интересует рынок коммерческих запусков. В большем приоритете долгосрочные контракты с Пентагоном и NASA – вот где действительно серьезные деньги».

По мнению Ионина, идея вертикальной посадки с целью снижения расходов вообще выглядит странно – дешевле было бы, используя земную атмосферу, сажать ракету с помощью крыльев или парашюта. На самом же деле, Маск тестирует посадку в безвоздушной среде, репетируя экспедицию на Марс, предполагает эксперт. По последней информации, миссия SpaceX на Марс под названием «Красный дракон» начнется не позднее 2018 года, и, вероятно, Маск станет первым из новой плеяды «космических» капиталистов, кто отправится за пределы околоземного пространства. Но это уже другая история.

Ещё совсем недавно космос был доступен и интересен лишь правительствам ведущих стран, поскольку космические запуски стоили очень дорого, а успехи использовались в основном на политической арене. В современном обществе наступило пресыщение космическими достижениями: полёты на МКС стали обыденностью, телефонная связь и даже телевидение передаются по сети интернет, снимки земной поверхности лежат в свободном доступе. Отлетал своё челнок Спейс шаттл. Пожалуй, единственная космическая услуга, интересующая население планеты, – глобальное позиционирование. Назревает вопрос: что вообще делать человеку в космосе ?

Как оказалось, не перевелись ещё энтузиасты ракетостроения. Виной всему как обычно деньги. Нашлись желающие потратить свои немалые сбережения на мечту детства о полёте в космос.

За неимоверно короткое время частные проекты предложили свои варианты на почти все виды космических услуг. Наиболее лакомым куском представляется сфера развлечений: от катания туристов в стратосферу, до поселения на Марсе (основное покрытие расходов предполагается путем продажи прямой трансляции мероприятия). Также под прицелом услуги по дистанционному зондированию Земли и различным видам связи. Продолжающаяся миниатюризация электроники уже позволяет создать космический аппарат буквально на столе. А поскольку стоимость вывода в космос пропорциональна весу – желание иметь собственный спутник перестало казаться несбыточным.

Ну и конечно живая легенда современной космонавтики генеральный директор компании СпейсИкс (SpaceX) Илон Маск (Elon Musk), заявивший, что основал компанию с основной целью помочь стать человечеству мультипланетарным . Правда, есть другая тема:

Что же мы (человечество) ожидаем увидеть в ближайшем будущем.

Отечественный частный космос
Представлен компаниями Спутникс (ООО Спутниковые инновационные космические системы) и Даурия Аэроспейс . Обе компании производят микроспутники для Роскосмоса и других заинтересованных лиц. Спутникс предлагает выводить малые спутники на орбиту с использованием универсальных транспортно-пусковых механизмов, интегрируя их на отечественные ракеты носители, и предоставляет наземную инфраструктуру для управления и приема данных с них. В портфеле заказов Даурии два геостационарных телекоммуникационных спутника для Индии и два аппарата ДЗЗ (дистанционного зондирования Земли) для Роскосмоса, которые будут введены в эксплуатацию в 2015 г. 8 июля 2014 года с помощью ракеты-носителя Союз-2.1б компания запустила уже третий аппарат: экспериментальную платформу DX-1. Ранее в июне ракета «Днепр» успешно вывела на орбиту два микроспутника Perseus-M. Эти аппараты созданы на основе микроспутниковой платформы собственной разработки компании и несут на борту приборы для мониторинга морских судов.

На этапе стратосферных испытаний спутник-звезда сообщества «Твой сектор космоса» :

Космонавтика – это компании единомышленников и интересная работа, а не коллектив бездельников и отсутствие интересных проектов; это наука и творчество, а не слепое копирование наследия отцов и дедов, это наше сияющее завтра, а не угасающее вчера.

Совсем недавно компания «Лин Индастриал» засветилась привлечением средств виртуальных танкостроителей. Пока сложно сказать получится ли у них что-либо летающее в железе, уж слишком амбициозны планы.
Неотечественный космос
Lynx компании Xcor Aerospace – двухместный суборбитальный космический самолет, способный взлетать и садиться на обычной взлетно-посадочной полосе. Кроме развлечения коммерческих пассажиров, предусматривается проведение научных экспериментов. XCOR уже подписал контракт с Юго-Западным Научно-исследовательским институтом на полёты его ученых и проведение экспериментов в суборбитальном пространстве. Компания планирует продавать билеты по $ 95 000.

Exos Aerospace, созданная в мае 2014 года из Armadillo Aerospace, разрабатывает космический корабль для суборбитальных полетов вертикального старта. Аппарат будет вмещать двух пассажиров. Космический туроператор Space Adventures бронирует места на корабле за $110 000. Мужчина из Аризоны недавно выиграл бесплатный полет в конкурсе, устроенном Space Adventures и Seattle"s Space Needle, хотя дата его полёта пока не установлена.

Bigelow Aerospace проектирует и строит большие, расширяемые модули, которые должны стать основным звеном создаваемых на орбите частных космических станций. Компания уже провела в 2006 и в 2007 году два испытания прототипов на орбите. Шестиместный модуль BA 330 обеспечивает около 330 кубометров полезного объема. Бигелоу предусматривает соединение по меньшей мере двух 330-х вместе. Компания заключила контракты с Boeing и SpaceX на доставку пассажиров в огромные космические отели. Потенциальные клиенты включают космические агентства, правительственные департаменты и исследовательские группы.

Соучредитель Microsoft Пол Аллен недавно объединился с пионером аэрокосмоса инженером Бертом Рутаном для создания предприятия под названием Stratolaunch Systems . Компания планирует запускать ракеты в космос с самолета-носителя, который станет самым большим самолетом в истории, с размахом крыльев 117 метров. Вначале Stratolaunch будет отправлять в космос грузы и спутники, но в дальнейшем надеется запускать и космонавтов. Первый испытательный полет назначен на 2015 год, коммерческие запуски возможны с 2016 года.

Liberty Launch Vehicle , производившая твердотопливные ракетные ускорители для спейс-шаттла, объединившись с Lockheed Martin и европейской Astrium, разрабатывает свою собственную систему запуска астронавтов на низкую околоземную орбиту. Модернизированная 91-метровая ракета Liberty будет доставлять на орбиту капсулу с семью пассажирами. Испытательные полеты системы начнутся в 2014 году, запуск первого астронавта ожидается в конце 2015 года. В случае успеха коммерческие полёты возможны с 2016 года.

Blue Origin , созданная основателем Amazon.com Джеффом Безосом (Jeff Bezos), надеется выиграть контракт NASA по доставке астронавтов на Международную космическую станцию. Создаваемый космический аппарат предназначен для перевозки семи пассажиров или сочетание груза и экипажа. Компания разрабатывает многоразовую первую ступень ракеты-носителя, чтобы максимально удешевить запуск. Представители компании утверждают, что коммерческие полёты космического аппарата начнутся к 2018 году. Blue Origin также разрабатывает суборбитальный космический корабль под названием New Shepard, который будет оснащён многоразовым двигательным модулем.

Dream Chaser компании Сьерра-Невада (Sierra Nevada) небольшой космический самолёт рассчитанный на перевозку семи астронавтов на низкую околоземную орбиту. Участник последнего раунда (Commercial Crew Transportation Capability) соревнования, устроенного НАСА, на право доставлять американских астронавтов на МКС. Аппарат будет выводиться в космос с помощью ракеты-носителя Атлас-5, а приземляться самостоятельно по-самолётному. Представители компании говорят, что космический самолет должен быть готов к 2016 году. Первый пилотируемый полёт состоится в 2017 году.

Второй участник соревнования – аэрокосмический гигант Боинг (Boeing) – разрабатывает многоразовый (до 10 полётов) космический аппарат для доставки грузов и до семи астронавтов на МКС под названием CST-100 . В аппарате использованы проверенные технологии от Аполлона и космического челнока НАСА. Ожидается, что CST-100 будет выполнять роль спасательной шлюпки на МКС в чрезвычайных ситуациях. Ввод в эксплуатацию CST-100 планируется в 2016 году.

Cygnus – автоматический грузовой космический корабль снабжения. Разработан Orbital Sciences Corporation в рамках программы «Коммерческая орбитальная транспортировка» . Предназначен для доставки грузов к Международной космической станции после завершения программы «Спейс шаттл». Запуск осуществляется с помощью ракеты-носителя собственной разработки Orbital - Антарес (Antares), ранее именовавшейся Taurus II. NASA заключила с Orbital Science контракт общей стоимостью в 1,9 миллиарда долларов на 8 полетов «Сигнус» к МКС до 2016 года.

Калифорнийская SpaceX разрабатывает многоразовый космический аппарат Dragon V2 для перевозки грузов и экипажа на низкую околоземную орбиту и за ее пределы. Третий участник соревнования НАСА. Пилотируемая версия будет перевозить до семи астронавтов на МКС или в дальний космос, например на Марс. Компания уже запустила несколько беспилотных Драконов к МКС. Полеты явились демонстрацией SpaceX готовности с помощью собственной ракеты-носителя Falcon 9 выполнить контракт с НАСА на 12 доставок грузов на станцию. Falcon 9 также в будущем станет многоразовой с вертикальной посадкой на выдвигаемые опоры.

Mars One это частная организация, задачей которой является основание колонии на Марсе. Сам проект не является аэрокосмической компанией и не производит оборудования. Всё снаряжение будет разработано в основном компанией SpaceX. Уникальность проекта в принципиальной невозможности возврата колонистов на Землю и финансировании посредством ТВ трансляций в режиме реального времени. Пополнение колонии ожидается каждые два года по шесть человек начиная с 2025. Уверенности в успех мероприятия добавляют слухи, что основатель Mars One – голландский предприниматель Бас Лансдорп (Bas Lansdorp) – сам собирается переселиться на Марс. Добавить метки

Текст: Ольга Астафьева | 2015-04-24 | Фото: SU.S. Army Kwajalein Atoll, Steve Paluch, WPPilot, D. Miller (все wikipedia.org) virgingalactic.com, Nasa, SpaceX | 4523

С начала космической гонки и до конца девяностых космос был полностью государственной «территорией». Для привлечения частного капитала были слишком высоки риски при полной неопределённости будущих доходов, да и средства необходимо было вкладывать по тем временам по-настоящему «космические». Это в США. В СССР частного капитала просто не существовало. Именно государственные компании сделали первые шаги в освоении космоса: благодаря их исследованиям, стали определяться перспективы для коммерческих проектов. Однако у частных компаний есть преимущество перед государственными. Основная задача «частников» – извлечение прибыли: доходы – к максимуму, издержки – к минимуму. Частной компании недостаточно просто решить задачу – необходимо найти эффективное решение с точки зрения прибыли.

Вконтакте

Одноклассники

Неофициальной датой рождения американской частной космонавтики можно считать 1996 год – год создания фонда X-Prize бизнесменом Питером Диамандисом. Чуть позже им был объявлен конкурс на постройку многоразового космического корабля, который смог бы поднять космических туристов на высоту в 100 км. (условная граница атмосферы) и вернуть их обратно на Землю в целости и сохранности.

Более конкретно условия конкурса звучали так: проекты участников не должны финансово зависеть от правительства и государственных организаций, корабль не только должен достигнуть 100 км., но и целым (без серьёзных повреждений) вернуться на Землю, на его борту должны находиться как минимум 3 человека, а сам полёт должен повториться в течение двух недель.

К концу 2003 года за главный приз в 10 млн долларов боролись 26 частных компаний из 7 стран мира (в том числе и из России). В итоге 21 июня 2004 года с аэродрома Мохаве (штат Калифорния) стартовал аппарат SpaceShipOne, достиг границ атмосферы и вернулся на Землю. А его пилот Майкл Мелвилл стал первым астронавтом, получившим это звание в обход госкорпораций. Сконструировала SpaceShip команда легендарного аэроинженера США Scaled Composites Бёрта Рутана для компании Virgin Galactic – подразделения всемирно известной корпарации Virgin.


SpaceShipOne – первый частный летательный аппарат для полётов выше 100 км.

Этот аппарат Бёрта Рутана представляет собой комбинированную систему, состоящую из двух аппаратов: высотного самолёта и ракетоплана. Восьмиметровый ракетоплан SpaceShipOne с дельтовидным крылом и кабиной на трёх человек крепится под брюхом самолёта-носителя White Knight. В основе строительства аппарата SpaceShipOne – гибридный двигатель, который работает на полибутабиене и оксиде азота. Кабина представляет из себя герметичную камеру с необходимым давлением. Специально для будущих «космических туристов» было сделано большое количество иллюминаторов из двухслойного стекла, каждый из которых по отдельности выдерживает перепады давления в космосе и при посадке. А воздух внутри кабины создаётся за счёт специальной тройной системы. Всё это даёт возможность обходиться внутри без скафандров.

Носитель поднимается до 14 километров, и на этой высоте ракетоплан отделяется от него. Примерно через 10 секунд после отделения космического аппарата включается его единственный ракетный двигатель, и SpaceShipOne стартует почти вертикально – под углом в 84 градуса. Двигатель остаётся включённым около минуты, этого времени достаточно, чтобы аппарат поднялся на высоту 50 километров. Остальные 50 километров он проходит уже по инерции. В космосе SpaceShipOne находился порядка трёх минут, передвигаясь по параболической траектории. Не достигая наивысшей точки, он убирает крылья и хвост для вхождения в земную атмосферу, и экипаж получает возможность испытать состояние невесомости.

Самое сложное в этой схеме – обратный спуск, на который отводится порядка 20 минут. Никаких парашютов или дополнительных двигателей конструкцией SpaceShipOne не предусмотрено – аппарат должен просто спланировать вниз, используя свои крылья.

Именно так всё и произошло 21 июля – с той лишь разницей, что в кабине не было туристов. Поэтому для того, чтобы его создатели получили приз в 10 миллионов долларов, ракетоплану SpaceShipOne пришлось слетать в космос ещё пару раз.

Вот таким образом человечество ещё на шаг приблизилось к частному освоению космоса. Ричард Брэнсон, эксцентричный миллиардер, владелец Virgin (и, соответственно, VirginGalactic) получил лицензию на использование SpaceShipOne для частных полётов.

Позже, в 2010 году, прошёл свои первые лётные испытания обновлённый корабль для космических туристов SpaceShipTwo, тоже детище сэра Бренсона и конструктора Рутана. SpaceShipTwo взмыл в небо с того же космодрома в Мохаве. Представители компании сообщили, что первый полёт, который длился 2 часа 54 минуты, прошёл успешно.


Испытательный полёт корабля для космических туристов SpaceShipTwo, детища бизнесмена Ричарда Бренсона и конструктора Бёрта Рутана.

SpaceShipTwo, так же как и его предшественника SpaceShipOne, сконструировал Бёрт Рутан, владелец компании Scaled Composites. По задумке Рутана, космолёт закрепляется между фюзеляжами WhiteKnightTwo. Самолёт-носитель поднимает SpaceShipTwo на высоту 16 км., после чего аппарат отстыковывается и самостоятельно взлетает на высоту 100-110 км. в суборбитальное пространство. Приземляется космолёт как самый обычный самолёт. То есть, используя тот же принцип действия как и у предыдущих аппаратов Рутана и Бренсона в 2004 году. Но максимальная высота полёта возросла до 160 километров, время пребывания «туристов» в невесомости увеличилось ровно в два раза – до 6 минут свободного полёта, а количество человек на борту возросло до 8 (2 пилота и 6 пассажиров).


Бёрта Рутана часто отмечают за оригинальность в проектировании лёгких, мощных, необычно выглядящих, энергетически высокоэффективных летательных аппаратов и называют «вторым подлинным новатором» в области технологий аэрокосмических материалов после немецкого инженера Хуго Юнкерса, пионера в разработке цельнометаллических самолётов. Наиболее известные детища Рутана: «покоритель рекордов» Voyager, ставший первым самолётом, облетевшим весь мир без посадки и дозаправки; суборбитальный космоплан SpaceShipOne; маленький самодельный самолётик Rutan VariEze (1975 г.) – первый самолёт, на котором были использованы винглеты (законцовки крыльев). Усовершенствованные в 1990 году Луи Гратцером они позволили сократить расход топлива на 7%. Столь масштабная экономия за счёт модернизации оказалась беспрецедентной в истории авиации, если не считать переделки всего самолёта или ремоторизации.

23 октября 2010 года компания открыла первый в мире частный космопорт «Америка». Далее тестовые полёты проходили регулярно и довольно-таки успешно (если не считать аварийную посадку WhiteKnightTwo из-за повреждённого шасси осенью 2010 года). В мае 2011 года SpaceShipTwo в очередной раз продемонстрировал свою манёвренность и устойчивость, выполняя плавные подъёмы и снижения на высоте от 10 до 15 километров. В сентябре того же года была успешно испытана система приземления в аварийных условиях. 30 апреля 2013 года был испытан ракетный двигатель суборбитального корабля, за 16 секунд он преодолел сверхзвуковой барьер, после чего успешно приземлился в аэропорту вылета.

Ричард Бренсон сообщил после этого полёта: «Впервые мы смогли проверить ключевые компоненты системы в полёте. Нынешний сверхзвуковой успех открывает дорогу к вполне реалистичной цели – полноценному космическому полёту». Однако в конце октября 2014 года во время очередного испытательного полёта SpaceShipTwo потерпел крушение. Один пилот погиб, второй был серьёзно ранен. Самолет WhiteKnight, поднимавший в воздух SpaceShipTwo, благополучно вернулся на Землю. Пока непонятно, как происшествие отразится на космическом туризме, но, по словам самого Брэнсона, несмотря на аварию своего корабля он не намерен отказываться от идеи туристических космических полётов. К этому моменту Virgin Galactic уже успела продать более 700 билетов стоимостью 250 тысяч долларов каждый.


Cамолёт-разгонщик (носитель) WhiteKnightTwo.


WhiteKnightTwo, состыкованный с суборбитальным космическим кораблём SpaceShipTwo.

Помимо Бренсона и Рутана, которые взяли на себя обязанности космических туроператоров, очень многие «частники» на западе занимаются освоением космоса. Этот бизнес оказался настолько заманчив, что новые и порой даже трудноосуществимые проекты начали появляться один за другим. Вот некоторые из них.

Golden Spike. Эта компания объявила о коммерциализации Луны, а к концу нынешнего десятилетия Golden Spike рассчитывает организовать отправку и возврат экипажа из двух человек на спутник Земли. Такие полёты могут заинтересовать не только любителей экстремального туризма, но и государства, которые ещё не успели там «отметиться» (то есть всех, кроме США). Шансы на такой проект, конечно, есть, если найти сразу несколько потенциальных заказчиков туров и соответственно обеспечить стабильное финансирование таких полётов.

Planetary Resourses. Гораздо более амбициозный, чем предыдущий, проект. Planetary Resourses намерена добывать полезные ископаемые из недр астероидов. Компания предполагает, что огромные запасы таких редкоземельных элементов как платина, родий и иридий на этих космических объектах позволят с лихвой окупить затраты на отправку, добычу и доставку ископаемых на Землю. В ближайшее время Planetary Resourses планирует запуск нескольких телескопов для поиска подходящих астероидов. Предварительно это намечено на 30-ые годы. Однако и у этого проекта возникла масса проблем. Помимо дорогостоящей технической базы и длительного проектирования, существуют ещё и вопросы безопасности доставки и правовые тонкости. Дело в том, что существует Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Он запрещает отдельной стране владеть небесным телом, но не оговаривает, может ли это сделать частная компания. Пока не ясно, имеет ли Planetary Resources право в частном порядке разрабатывать астероиды и кому должна (и должна ли вообще) будет платить налоги. Но у компании в запасе достаточно времени, чтобы разобраться в этих вопросах.

Телескоп Sentinel. Летом 2012 года частный фонд В612 начал поиск инвесторов для своего проекта Sentinel по запуску в космос телескопа. Главной его задачей должен стать поиск астероидов и метеоритов, представляющих потенциальную опасность для Земли. Предполагается, что инфракрасный телескоп, вращаясь вокруг Солнца, будет отслеживать 90% космических объектов, которые могут приблизиться к Земле. Данные, собранные аппаратом, должны будут позволить идентифицировать опасные объекты за 50-100 лет до условного столкновения. Также полученные данные можно будет использовать при планировании исследовательских миссий. Запуск Sentinel намечен на 2017–2018 годы. Телескоп рассчитан как минимум на пять с половиной лет работы, а собранные данные планируется сделать общедоступными. Очевидно, что основная проблема, как и в большей части частных космических проектов – это финансирование.

Mars One. Пока такие государственные компании как NASA отправляют роботов на исследование Марса и изучают возможность полёта на него, нидерландская компания Mars One собирается начать строительство колонии на Красной планете уже в 2023 году. Суть проекта заключается в следующем. Раз в два года на Марс будет отправляться команда из четырёх человек на постоянное место жительства, без возможности когда-либо вернуться на Землю. Для поддержания их жизнедеятельности Mars One предлагает использовать солнечную энергию и местные ресурсы, например, добывать воду посредством растапливания льда, а кислород получать в результате электролиза. Своё желание оказаться на Марсе в рамках программы Mars One высказали около 200 тысяч человек, впоследствии из них было отобрано 663 претендента.

SpaceX. Компания, основанная Илоном Маском, занимается производством космических ракет Falcon и грузовых кораблей Dragon. 28 сентября 2008 года четвёртый запуск ракеты Falcon 1 впервые завершился успехом. На эллиптическую орбиту высотой 500-700 километров был доставлен массовый эквивалент полезного груза. 8 декабря 2010 года был успешно осуществлён запуск ракеты Falcon 9 и грузового корабля Dragon. Корабль вышел на орбиту, передал телеметрическую информацию, сошёл с орбиты и успешно приводнился в океан. SpaceX стала первой в мире неправительственной организацией, которая запустила орбитальный грузовой корабль и успешно возвратила его. 16 августа 2011 года NASA даёт согласие на запуск корабля Dragon 30 ноября и его стыковку с МКС, что 25 мая 2012 года и было впервые осуществлено. Контракт, заключённый между NASA и SpaceX по доставке грузов на МКС, предусматривает 12 полётов Dragon к станции. Общая стоимость соглашения составляет 1,6 млрд долларов. 30 мая 2014 года Илон Маск представил пассажирскую версию космического корабля Dragon, называемую Dragon V2.


Пятый запуск ракеты Falcon 1. Остров Омелек.


Стыковка Dragon с МКС.

Одной из целей проекта является создание многоразовых ракет-носителей, что позволит существенно снизить стоимость полётов. 18 апреля 2014 года первая ступень ракеты-носителя Falcon-9 успешно совершила мягкую посадку в воды Атлантического океана после запуска грузовика Dragon к МКС и разрушилась под ударами волн. Две попытки посадить ступень на океанскую платформу закончились неудачей, но прогресс был налицо - во второй раз для успеха не хватило самой малости. Повторное использование первой ступени – самой дорогостоящей части ракеты – сможет уменьшить стоимость космических запусков на 70%.


Ракета вертикального взлёта и вертикальной посадки Grasshopper (кузнечик), построенная с целью разработки и тестирования технологий, необходимых SpaceX для создания многоразовых ракетных систем. В конце 2013 года Grasshopper поднялся на 744 метра, после чего плавно, с точностью вертолёта, опустился на стартовый стол.

В 2013 году SpaceX получила разрешение на строительство частного стартового комплекса для ракет-носителей в штате Техас. Компанией планируется осуществлять 24 запуска в год, выпуская по 2 ракеты в месяц.

Google Lunar X-Prize. В 2007 году стартовал конкурс Google Lunar X-Prize: участникам предложено отправить на Луну беспилотный аппарат. Робот должен совершить успешную посадку и преодолеть по лунной поверхности несколько сотен метров, передавая на Землю видео, панорамные снимки высокого качества и сопутствующую информацию. Победитель состязания получит 20 млн долларов. Изначально датой окончания конкурса назывался 2012 год, однако при подготовке стало ясно, что в эти сроки ни одна команда не укладывается. В результате финал был перенесен на конец 2015-го.

В настоящий момент основной доход негосударственным компаниям (за исключением SpaceX) приносят непилотируемые космические полёты: спутники навигации и средств связи, космические исследовательские станции. Пилотируемая космонавтика намного более затратна и на это есть ряд причин.

Во-первых, это сама «физика» полёта. Спутник весит намного меньше пилотируемого судна, соответственно, на его запуск уходит меньше топлива. И дальнейшее существование спутника тоже не такое сложное, как у пилотируемого корабля. «Отработав» своё, спутник продолжает уже в нерабочем виде оставаться на орбите. С пилотируемым объектом такого сделать нельзя. Его или, по крайне мере, его экипаж надо вернуть обратно на Землю, желательно в целости и сохранности, и на это тоже нужно затратить топливо.

Во-вторых, беспилотный объект не нуждается в «деликатном» запуске, так как на его борту нет людей, которые более чувствительны к перегрузкам, чем приборы. Кроме того, пилотируемый космический аппарат нуждается в большей манёвренности. Перегрузки должны быть сведены к минимуму для безопасности космических туристов. Они хоть и проходят подготовку как профессионалы, но всё равно являются дилетантами. И за их жизнь и здоровье полностью несёт ответственность компания, отправившая их в полёт. Ситуация та же, что и с наземными туристами.

Наконец, надо учитывать фактор риска – как технического, так и коммерческого. Прежде чем перейти на коммерческое использование судна, требуется провести не менее 30 успешных испытательных полётов. А это и огромные затраты, и имидж самой компании. В случае нескольких неудач отношение к частной организации изменится отнюдь не в лучшую сторону.

Однако основной причиной задержки туристических полётов в космос следует считать не только финансовые и технические, но и «организационно-бюрократические» проблемы. Конгресс США несколько лет назад решил подтолкнуть начало коммерческих космических полётов. Для этого были приняты законы, подразумевающие минимальный государственный надзор за безопасностью полётов в зарождающейся отрасли. Согласно действующему законодательству, пассажиры получат минимальную подготовку к чрезвычайным ситуациям и должны подписать документы о признании рисков. Операторы надеются, что будут частично защищены от юридической ответственности, давая пассажирам основную информацию о безопасности своих транспортных средств.

Тем не менее частные компании, ориентированные на перевозку пассажиров, и Федеральная авиационная администрация США (FAA) должны разработать соответствующие нормативные документы. Специалистам очень сложно работать – у них нет прецедентов, которыми они могли бы руководствоваться. Поэтому ни одна из участвующих в процессе сторон не знает, как много времени займут «бюрократические процедуры». Остаётся только надеяться, что все эти трудности удастся рано или поздно преодолеть, и космос примет новых гостей.

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

межконтинентальных баллистических ракет, который с блеском разрабатывал крылатые ракеты, космические аппараты и долговременные орбитальные станции. Его идеи часто опережали время, поначалу казались нереализуемыми и вызывали неприятие у многих руководителей ракетно-космической отрасли и лиц, принимающих решения. Тем не менее, тщательная проработка научного обоснования новых предложений, хорошо продуманная экспериментальная база, как правило, пробивали дорогу новым идеям.

Блестящие организаторские способности помогли

B. Н. Челомею создать надежный творческий коллектив, способный решать не только сложнейшие научные и технические задачи, но и преодолевать организационные сложности, вызванные внешними причинами.

Нельзя не сказать о Михаиле Кузьмиче Янгеле -основателе нового направления в области стратегических ракетных вооружений, направления, связанного с созданием ракет на стабильных высококипящих компонентах топлива, ставших основой ракетных войск стратегического назначения.

История хранит тот факт, что в мае 1959 года вышли в свет два постановления правительства: одно - о разработке межконтинентальной ракеты Р-16 в КБ М. К. Янгеля, другое - о разработке Р-9 в ОКБ

C. П. Королева. Янгелевская Р-16 обладала рядом преимуществ. К тому же, Янгель опередил Королева на два года. И в дальнейшем Р-16 составила основу Ракетных войск стратегического назначения.

Еще один соратник С. П. Королева - Валентин Петрович Глушко. По его проекту и под его непосредственным руководством была создана многоразовая космическая система «Энергия-Буран» и постоянно действующая многомодульная станция «Мир». Кроме того, он возглавлял работы по совершенствованию пилотируемых космических кораблей «Союз», разработке

их модификаций, совершенствованию орбитальных станций.

Хочется уделить особое внимание Михаилу Федоровичу Решетнёву. Под его руководством или с его непосредственным участием было разработано около 30 типов космических комплексов и систем. Количество выведенных с 1959 по 1996 годы на орбиту спутников - более 1000 единиц. Он внес существенный вклад в развитие российских систем спутниковой связи и спутниковой навигации. Оказал значительное влияние на создание сибирской научной школы, объединив вокруг себя талантливых учёных, инженеров, разработчиков ракетно-космической техники. То, что сумел совершить Михаил Федорович и его соратники на сибирской земле, надежно служит, и еще многие годы будет служить интересам нашего государства.

Космонавтика изменила человеческий взгляд на мир, придала мышлению глобальный масштаб. Наша космическая история, как и любая другая, заслуга тех людей, кто смог в корне изменить мир, дав толчок развитию новых направлений в науке и в технологиях. Говорить о подвижничестве ученых можно не только за их высокую самоотверженность и преданность своей высокой цели, но и за то, что эти люди оказались перед лицом новых требований к самим себе, и, изменив свой внутренний мир, смогли изменить мир в целом. «Самоотверженная деятельность, свойственная подвижнику» явилась духовной основой в освоении космоса, тем стержнем, опираясь на который, человечество смогло шагнуть далеко вперед и открыть для себя просторы безграничной вселенной.

1. Конструкторы ракетно-космических систем [Электронный ресурс]. URL: http://virtualcosmos.ru.

© Щеголькова Д. В., Сидоров А. В., Орешкина Е. И., 2013

М. С. Яковлева Научный руководитель - Е. Л. Фарафонтова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЧАСТНЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ КОМПАНИИ В РОССИИ

Сравниваются законы, регулирующие деятельность частных космических компаний в России и США, достоинства частных космических компаний и причины их отсутствия на российском рынке.

В конце мая 2012 года частный космический корабль Dragon американской компании SpaceX доставил на Международную космическую станцию полтонны еды и научных приборов. Это был первый в истории полет к МКС, осуществленный силами частного бизнеса, а не государственных агентств, вроде Роскосмоса или NASA .

В России, в отличие от Америки, большинство космических фирм - государственные. Даже те, которые в 1990-е годы стали акционерными обществами, сейчас снова превращаются в государственные, по-

скольку государство покупает их контрольные пакеты акций. В качестве примера можно привести российскую ракетно-космическую корпорацию «Энергия». Хотя она не является государственным предприятием, но значительный пакет ее акций принадлежит государству, которое очень сильно влияет на политику компании и на распределение заказов . С одной стороны, государственное финансирование космической отрасли в России за последние пять лет выросло втрое, и его объемы продолжают расти, с другой стороны, российские частные компании на этом рынке

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

практически отсутствуют, в то время как во всем мире наблюдается тенденция к увеличению участия частного сектора в исследовании космоса .

США сегодня - это единственная страна, которая занимается практически всеми видами космических исследований. Если сложить гражданский и военный бюджеты, которые выделяются в США на развитие космической отрасли, то эта сумма превысит совокупный размер финансирования космических исследований во всех остальных странах мира вместе взятых. Если говорить о развитии частного сектора, то в США действует принцип четкого распределения сфер ответственности: исследование Солнечной системы, включая планеты и астероиды, - это прерогатива государства, а частные компании занимаются разработкой околоземного пространства. К тому же, нельзя забывать о том, что главные подрядчики космического ведомства США - Boeing, Lockheed Martin, Orbital -являются частными компаниями. Именно они обеспечивают технологическое превосходство Соединенных Штатов .

В Разделе 49 - Транспорт, Подразделе IX - Коммерческий космический транспорт, Главе 701 - Коммерческая деятельность по космическим запускам Кодекса США сказано:

Соединенные Штаты должны поощрять предоставляемые частным сектором запуски, возвращения и сопутствующие услуги;

Участие правительств Штатов в поощрении вовлечения частного сектора в космическую деятельность и содействии этому вовлечению отвечает национальным интересам и приносит значительную выгоду обществу .

В России же, законодательство, регулирующее частные инициативы в космической сфере, практически отсутствует. Федеральный закон «О космической деятельности», который фактически носит рамочный характер, был принят еще в 1993 г. Частные компании просто не знают правил, по которым нужно играть на этом рынке, и бизнес боится вкладывать деньги в космическую отрасль. К тому же сейчас в этой сфере существует немало ограничений, касающихся, в частности, фотосъемки высокого разрешения в космосе и получения лицензии на ведение космических разработок .

Необходимость изменения действующего закона «О космической деятельности» обсуждалась 26 января 2012 г. на встрече Клуба друзей космического кластера фонда «Сколково». Ассоциация «Земля из космоса» предлагало отменить обязательное требование о наличии п. 2, статьи 4, раздела 1 (он отвечает за гостайну) в частных компаниях, а также запрет на спутниковую съемку территории России в высоком качестве. Последний пример - наиболее показательный. В декабре 2011 года Арбитражный суд встал на сторону Роскосмоса, не разрешив снимать территорию России в высоком разрешении. Между тем, на ресурсе «Яндекс.Карты» доступны высокодетальные спутниковые снимки очередь крупных городов России .

С точки зрения развития частного космоса, в современной России сложились уникальные условия для создания частных компаний для работы на кос-

мическом рынке. Главным образом это связано с богатым наследием и традициями в авиационных и ракетно-космических технологиях. Такие уникальные «начальные условия» обеспечивают новичкам доступ к уникальному пласту опыта и наработок, приводя к сокращению сроков и производственных циклов .

Основным достоинством частных компаний является их мобильность - они могут более оперативно откликаться на потребности времени. Небольшая частная компания может сосредоточить свои усилия на каком-то одном проекте и попытаться провести его до конца, гигантам же сосредоточиться сложнее, потому что они одновременно работают по многим областям, при этом частные компании могут «доводить до ума» уже существующие наработки государственных организаций, которые по каким-то причинам были отвергнуты другими фирмами. Немаловажно и то, что совокупные затраты на создание какого-то отдельного образца техники у частных компаний, имеющих обычно сравнительно небольшое количество сотрудников (до 200-500 человек), будут гораздо меньше, чем у крупных государственных концернов.

Тем не менее, развитие частной космонавтики происходит довольно медленными темпами, поскольку требует огромных затрат с продолжительным сроком окупаемости и большими рисками. Прибыли в этой сфере рассчитать довольно трудно. Однако не стоит забывать, что космическая отрасль - это всегда новые разработки, и внедрение этих новых разработок само по себе двигает и приносит прибыль .

1. Анищенко Н. В космос за три копейки // ЗАО «Группа Эксперт». URL: http://expert.ru/russian_ reporter/2012/27/v-kosmos--za-tri-kopejki/ (дата обращения: 02.04.2013).

2. Частная космонавтика: фантастические проекты и реальные результаты // Федеральное интернет-издание «Капитал страны». URL: http://www. kapital-rus.ru/articles/article/174110/ (дата обращения: 02.04.2013).

3. Шипилова Е. «Россия готова вступить в космический век» // «Российская газета» - URL: http://www.rg.ru/2012/06/25/rbth-skolkovo.html (дата обращения: 03.04.2013).

4. Кодекс Соединенных Штатов Америки Раздел 49 - Транспорт // Аэрокосмическое общество Украины - URL: http://www.space.com.ua/gateway/pravo_new. nsf/998ee00187a6e34dc3256a920039c978/3f69fa56271af 7cdc225752b004379cc!0penDocument (дата обращения: 28.043.2013).

5. Куйбида А. Частный бизнес просит рассекретить космос // Деловая газета «Известия». URL: http://izvestia.ru/news/513491 (дата обращения: 05.04.2013).

6. Космическая деятельность стран мира в 2012 году // Промышленный портал Complexdoc.ru. URL: http://skolkovo-city.complexdoc.ru/467135.html (дата обращения: 06.04.2013).

© Яковлева М. С., 2013